Социально-педагогический образовательный проект "Парус"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 1369
Проект носит название «Парус», так как реализация его даёт детям только парус, а вот куда пойдёт корабль будет решать сам подросток.
Международный конкурс методических разработок
«Педагогическая мастерская»
Номинация: «Методическая разработка урока»
Тема работы:
Социально - образовательный проект по социальной реабилитации несовершеннолетних подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и состоящих на каких- либо видах профилактического учёта
«Парус»
Автор:
Тугова Екатерина Викторовна
Должность: социальный педагог
телефон: 89877841415
Адрес электронной почты: ek.tugova@yandex.ru
г.Новотроицк
2017 г.
Пояснительная записка
На данном этапе развития общества наблюдается яркое противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это противоречие определяет актуальность проекта: поиск путей и средств, повышающих эффективность социализации «трудных» подростков.
Отсутствие социального опыта, их низкая готовность к интеграции в общество оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Это проявляется в неспособности установить личные и деловые контакты со сверстниками и взрослыми, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, неопределенности и невежестве, как вести себя в той или иной ситуации. Очевидно необходимость дополнительной работы по социальной подготовке учащихся.
Усвоение ребенком принятых социальных норм и правил происходит через социальную адаптацию. Социальная адаптация-это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств массовой информации. В процессе социализации происходит формирование личности и идентичности человека. В рамках социализации является усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов образа жизни
Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.
Цель проекта: Развитие мотивации личности, творческого потенциала «трудных» подростков, их адаптации в современном обществе. Развитие умения совершать анализ своих действий и делать правильный выбор.
Проблемы мотивации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, приводят к выводу, что невозможно подготовить таких учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитывая у них эмоционально-волевых качеств, не учит правильно вести себя в разных ситуациях, показывать необходимое волевое напряжение при выполнении каких-либо задач. Только эффективная практика усиливает мотивацию к успеху. Ребенок, знающий вкус успеха, перестает чувствовать себя лишним, творчески освободительным, адаптируется в новой обстановке.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Задачи проекта:
- найти индивидуальный контакт с каждым «трудным подростком»;
- завлечь на занятия, и удержать там его внимание и интерес;
- изучение интересов и потребностей учащихся данной категории в дополнительном образовании;
- социализация их к жизни в обществе;
- профилактика правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений несовершеннолетних;
- организация содержательного, социального досуга.
Ценность проекта: расширение содержания социально-педагогической помощи, ориентированной на широкий спектр проблем личностного круга в условиях современного общества.
Незрелость эмоций, акцент на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств, являются факторами, существенно влияет процесс социализации и интеграции такой молодежи. Снижение самостоятельности и отсутствие элементарных понятий «хорошо» и «плохо» приводит к тому, что подросток становится объектом, подверженным негативному влиянию, неблагополучного социума, которые унижают его достоинство, если он не совершает определённые, принятые в их обществе действия, всё это является предметом различных манипуляций, ведущие к совершению преступлений.
В связи с этим нами была разработана специальная система, помогающая подросткам, осознать свою значимость в этом мире, поднять самооценку и научить их анализировать собственные действия. Так же данная программа помогает им научить быть самостоятельными и делать правильный выбор.
Социально – педагогическая реабилитация одного подростка длится 10 недель. Работа направлена на реализацию 11 направлений воспитательной компоненты. Над одним направлением работа ведётся одну неделю.
В данном плане представлена реализация только 8 направлений воспитательной компоненты: воспитание положительного отношения к труду, экологическое, нравственное и духовное, гражданско- патриотическое, здоровьесберегающее, правовое, интеллектуальное воспитание и воспитание семейных ценностей. Сюда не вошли такие направления, как формирование коммуникативной культуры, культуротворческое и эстетическое, социокультурное и медеакультурное воспитание, так как данные направления реализуются по ходу всех 10 недель. В данную программу было добавлено толерантное воспитание, так как оно является неотъемлемой часть воспитательной системы в современном мире.
Проект носит название «Парус», так как реализация его даёт детям только парус, а вот куда пойдёт корабль будет решать сам подросток.
Этапы работы по социально - педагогической реабилитации подростков:
-
Подготовительный. Создание двух групп по гендерным признакам. Разработка планов уроков. Составление плана занятий.
-
Изучение эмоционально – личностных особенностей «трудных» подростков. Индивидуальные беседы.
-
Реализация проекта.
-
Подведение итогов. Анализ работы.
План социально – реабилитационной работы.
1 неделя. Экологическое воспитание.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1.Просмотр кинофильма «Явление». Обсуждение кинофильма, обсуждение экологических проблем и их последствий |
Фильм имеет теоретическую научную основу: деревья начинают выделять вместо кислорода газ, который убивает население земли. Мозговой штурм. Учащиеся оценивают последствия человеческих действий. |
2. Экологическая настольная игра «Уно. Мусорщики» |
Игра не только увлекательная, но и познавательная, учит учащихся делить мусор по его физическим свойствам. |
|
3. Учащимся дают задание на неделю: в личном блокноте отмечать действия людей, которые с ними проживают и обучаются, направленные на вред окружающей среде. |
За это время учащиеся должны научиться анализировать, как свои, так и чужие поступки. Учатся понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». |
|
суббота |
1.Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели. |
Подростки, слушая ответы друг друга, на жизненных примерах, начинают видеть экологические проблемы. |
2 неделя. Нравственное и духовное воспитание.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
Просмотр кинофильма «Во всём виноваты звёзды». Обсуждение кинофильма, обсуждение проблем смертельно больных людей, написание мини-сочинения о своих жизненных проблемах и их анализ. |
Фильм рассказывает о больной раком девушки – подростка, он открывает нам мир, который не всем и не всегда будет понятен и доступен. Данная работа приводит к выводу учащихся,. что мы частенько тратим свои моменты жизни на всякие мелочи и не задумываемся, что она коротка а для кого-то еще короче. |
|
2. Психологическая игра «Истории на тему "Радости жизни"». |
Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности. Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе. |
|
3.Учащимся дают задание на неделю: в личном блокноте написать то, что приносит ему радость и то, что его огорчает.
|
|
Среда |
Беседа с настоятелем Петро-Павловского собора |
Учащиеся беседуют о религии, формируется религиозные понятия «добро» и «зло». |
суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели. |
Эта неделя стимулирует подростков на поиск положительного в жизни и стремлении к лучшему. |
3 неделя. Гражданско – патриотическое воспитание.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1.Просмотр кинофильма «28 панфиловцев». Обсуждение кинофильма, обсуждение значимости войны и её масштабах. Написание мини- сочинения «Кто такие герои и откуда они берутся». |
Фильм рассказывает о подвиге русских солдат, о их героизме. Обсуждение фильма помогает учащимся гораздо глубже понять значение ВОВ для русского народа. Пробуждается чувство патриотизма, гордость за своих предков. |
|
2. Игра в ассоциации. |
Детям раздаются карточки с ассоциациями. Игра показывает, что каждый видит картинку по-своему. Что все люди разные и отношение к миру у них тоже разное. |
|
3. Учащимся дают задание на неделю: узнать ФИО своих дедушек и бабушек и найти на сайтах участвовали ли они в ВОВ, и какие подвиги совершали. |
Это задание поможет учащимся осознать, что война не обошла и их семью, почувствовать себя значимым человек, что он приходится внуком героя. |
суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели. |
У подростков, слушая ответы друг друга, на примерах своих предков складывается желание, что-то менять в своей жизни. |
4 неделя. Здоровьесберегающее воспитание.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1. Просмотр кинофильма «Уличный кот по имени Боб». Прохождение теста склонности к употреблению ПАВ. |
Фильм рассказывает о наркомане, который разрушил свою жизнь, от него отказались даже родители, но в итоге кот помогает ему вернуть в мир нормальных людей и посмотреть на жизнь совсем по-другому. На данном этапе учащиеся рассуждают о том, как наркотики и алкоголь разрушают жизнь человека, что это всё лишь мимолетная радость, которая чаще всего несёт за собой трагедию. Так же можно сделать вывод, что у тех, кто попал в эту яму есть шанс от туда выбраться. |
|
2. Настольная игра «СLUDO». |
Детективная игра, помогающая учащимся развить дедукцию и умение анализировать. |
|
3. Учащимся дают задание на неделю: в личном блокноте нарисовать таблицу из двух колонок: плюсы, которые даёт нам употребление алкоголя, минусы, которые даёт нам употребление алкоголя. И вторая таблица: плюсы, которые нам даёт спорт, минусы, которые нам даёт спорт. |
|
среда |
Встреча с врачом-наркологом. Просмотр документального фильма «ЗОЖ» |
У учащихся формируется понятие «здоровый образ жизни», происходит стимулирование для занятий спортом. |
суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели |
Просмотр презентации «Как алкоголь влияет на внешность». Победитель, который набрал больше всего баллов за месяц, получает билет в кинотеатр, что является материальным стимулированием учащихся на правильное выполнение заданий. Подводится итог по общему выполнению домашнего задания, делается вывод, что у алкоголя больше минусов, чем плюсов, а у ЗОЖ наоборот. |
5 неделя. Воспитание положительного отношения к труду.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1. Просмотр кинофильма «Эдди «Орёл». Обсуждение данного фильма и пути, который порой приходится пройти людям, чтобы достичь своей мечты. |
История об Эдди Эдвардсе, который мечтал попасть на Олимпиаду, хотя он учился в коррекционной школе, у него были больные колени и он ходил на специальных костылях. Но благодаря своему невероятному упорству и поддержке матери он с величайшим трудом попал на зимнюю Олимпиаду-1988, где выступал в качестве прыгуна с трамплина. Обсуждение данного фильма поможет учащимся поверить в себя, поверить в то, что любая мечта осуществима, только нужно приложить усилия. |
|
2. Настольная игра «Бизнес» |
Учащиеся пробуют себя в качестве бизнесменов, учатся понимать азу предпринимательства, а так же договариваться между собой. |
|
3. Учащимся дают задание на неделю: в личном блокноте составить табличку: первая колонка – мечты и желания, вторая – реализованы или нет. К концу недели они должны подготовить рассказ о своих родителях, кем они работают и какие обязанности выполняют. |
Данное задание помогает увидеть учащимся, как много они хотели бы иметь, но как мало для этого сделали. |
Среда |
Встреча со специальным известным в городе гостем, который добился всего сам. |
Это помогает понять учащимся, что самые высокие должности просто так не даются, что всё начинается с простых рабочих профессий. |
Суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели |
У подростков, слушая ответы друг друга, на примерах, складывается мнение о том, что каждая работа – это труд, который нужно уважать. Богатыми и знаменитыми просто так не становятся. |
6 неделя. Неделя толерантности.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1. Просмотр кинофильма «1+1». Обсуждение фильма и проблем инвалидов в нашей стране. |
Фильм о том, как мужчина из-за несчастного случая оказывается прикован к инвалидному креслу без права на восстановление организма. Он совсем ничего не может сделать сам и ему нужно, чтобы кто-то за ним ухаживал и понимал потребности больного тела. На работу он намает молодого человека из неблагополучного района, который помогает ему снова почувствовать радость, испытать что такое настоящая дружба, а он в свою очередь помогает своему новому другу исправить свою жизнь. Обсуждение данного фильма наталкивает детей на мысль, что инвалиды тоже люди, которые умеют дружить и смеяться, а иногда могут принести в твою жизнь больше, чем здоровый человек. |
|
2. Командная игра «Крокодил» |
Учащиеся учатся работать в команде, понимать друг друга без слов. |
3. Учащимся дают задание на неделю: в личном блокноте написать 5 причин «Почему нужно помогать инвалидам». |
На этом сложном этапе для «трудных» подростков, т.к. привыкли думать только о себе, они учатся понимать, что многим людям бывает тяжелее, и они порой нуждаются в нашей помощи и общении. |
|
среда |
Посещение дома инвалидов. Товарищеская олимпиада. |
Учащиеся уже имеют навыки работы в команде, на данном этапе им предоставляется возможность этот навык реализовать, но работа предстоит не в простой команде, а смежной. Они учатся терпению и взаимопомощи. |
суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели |
У подростков, слушая ответы друг друга, складывается общая картина данной социальной проблемы. |
7 неделя. Правовое воспитание и культура безопасности.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1.Просмотр документального фильма «Черный дельфин» Обсуждение фильма. |
Мозговой штурм. Учащиеся рассуждают о том, что у каждого преступления будет наказание. Положительный эффект от просмотра данного фильма был описан журналистом Юрием Краузе, который проводил эксперимент на заключенных в воспитательной колонии. |
2. Настольная игра «Мафия». |
На данном этапе учащиеся учатся работать в команде, доверять людям. Развивается память, аналитика, интуиция, логика, ораторское искусство. |
|
3. Учащимся даётся задание на неделю: выписать в блокнот преступления, наиболее часто совершаемые подростками, и к ним подбирается статья и наказание. |
На данном этапе проводится анализ поступков и последствия. Т.к. учащиеся самостоятельно ищут наказание за какое-либо преступления, то это даёт более сильный эффект, чем просто проведение лекции. |
|
среда |
Встреча с инспектором ПДН ОМВД. |
Инспектор рассказывает учащимся о нормах поведения в обществе, о том, как избежать преступлений. |
суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели |
У подростков, слушая ответы друг друга, на личных примерах, складывается мнение о том, что за каждое преступление предусмотрено наказание. |
8 неделя. Интеллектуальное воспитание.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1.Просмотр документального фильма BBC «Четвёртое измерение».
Обсуждение фильма. |
Мозговой штурм. Фильм рассказывает о научном открытии ученых в 2012 году о том, что временем можно управлять. Обсуждение с учащимися значимости времени и чтобы они хотели изменить в своей жизни, если бы смогли путешествовать во времени. |
|
2. Настольная игра «Лото» серии искусство. |
Учащиеся, помимо увлекательной игры, получают знания о предметах современного искусства. |
|
3. Учащимся даётся задание на неделю: написать в блокнот то, что они хотели бы исправить в своей жизни, но это исправить нельзя и то, что они могут исправить сейчас. |
Это задание помогает понять подросткам о последствиях своих поступков и о том, что есть поступки, которые можно исправить сейчас. |
суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели |
Победитель, который набрал больше всего баллов за месяц, получает билет в кинотеатр, что является материальным стимулированием учащихся на правильное выполнение заданий. Подводится итог по общему выполнению домашнего задания, делается вывод, что перед тем, как что – то совершить нужно много раз подумать. |
9 неделя. Воспитание семейных ценностей.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
1. Просмотр кинофильма «Однажды двадцать лет спустя». Обсуждение фильма. |
Учащиеся говорят о том, что такое настоящая семья, какими должны быть мать и отец, в чём настоящее человеческое счастье. |
|
2. Психологическая игра "За семейный очаг" |
Учащиеся делятся на пары и встают в два круга. Внутренний круг - это "противники" семейного очага. Внешний круг - "сторонники" семейного очага. Задача тех, кто во внешнем круге, - убедить партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, успешным, он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности. Такие люди чаще болеют, совершают преступления и т. д. Вторые (внутренний круг) - сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейных уз, отстоять свою точку зрения. Они также должны приводить определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными. Время на один диалог с партнером - 3 мин. Вопросы учащимся: 1. Кто, на ваш взгляд, был более убедительным, страстным приверженцем той или иной позиции? 2. Кого убедили аргументы противника, и кто изменил свою точку зрения? 3. Знаете ли вы, когда можно вступать в брак, заводить семью? 4. Кому нельзя вступать в брак, почему? 5. Где и как люди находят своего спутника или спутницу жизни?
|
|
3. Учащимся даётся задание на неделю: написание мини- сочинения «Каким ты видишь свою будущую семь?» |
Данная работа помогает подросткам сформулировать идеал семьи. |
суббота |
Подведение итогов недели. Объявляется победитель, который наиболее точно справился с заданиями недели |
У подростков, слушая ответы друг друга, складывается общая картина данной социальной проблемы. |
10 неделя. Итоговая.
День недели |
Название мероприятия |
Описание мероприятия. |
понедельник |
Просмотр кинофильма по выбору учащихся.
Обсуждение кинофильма. |
Так как неделя итоговая, учащимся даётся возможность выбрать самим, что бы они хотели посмотреть, в связи с тем, что чаще всего у таких детей нет дома интернета и нет возможности пойти в кинотеатр. Обсуждения фильма помогает понять, имеет ли выбранный фильм какую-либо смысловую нагрузку, чему он научил. Что помогает сформировать у подростков эстетический вкус. |
|
2. Игра на выбор учащихся. |
Так как неделя итоговая, учащимся даётся возможность выбрать самим, во что бы они хотели сыграть, это своего рода награда за старания в течение двух месяцев. |
|
3. Учащимся предлагается самим выбрать мероприятия, которое они хотели бы посетить или организовать в субботу. |
|
суббота |
Проведение мероприятия. |
|
Основные принципы реализации проекта
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие
Принцип развивающего развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику в зависимости от характера, структуры и выраженности, отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника), определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Проект рассчитан для учащихся 7-9 классов.
Срок реализации Проекта 10 недель
Методическое обеспечение:
-
Психологические тесты (приложение);
-
Программа воспитания и социализации школьников МОАУ «СОШ №10 г.Новотроицка»;
-
Программа развития воспитательной компоненты в Оренбургской области;
Участники программы:
-
Учащиеся МОАУ «СОШ №10 г.Новотроицка», состоящие на всех видах профилактического учёт
-
социальный педагог, педагог – психолог, заместитель директора по воспитательной работе, сотрудники заинтересованных ведомств.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны научиться:
-
культуре поведения и общения.
-
понятиям «этики» и «этикета», понимать их значение в жизни человека.
-
осознавать нравственные качества человека и важность их в жизни общества.
-
понимать важность толерантных отношений
-
нести ответственность за свои поступки
-
находиться в гармонии с природой и самим с собой
Учащиеся должны уметь:
-
определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
-
приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
-
этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
-
понимать значение семьи в жизни человека.
-
понимать важность создания собственной семьи
-
понимать последствия тех или иных поступков
Приложение.
«Агрессивное
поведение»
Е.П. Ильин, П.А. Ковалев
Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
Инструкция. Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».
Опросник
-
Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
-
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
-
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
-
Я редко даю сдачи, если меня ударят.
-
Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
-
От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
-
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
-
Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
-
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
-
При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
-
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
-
Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
-
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
-
Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
-
С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
-
В детстве мне нравилось драться.
-
Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
-
Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
-
Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
-
Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
-
В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
-
Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
-
Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
-
Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
-
Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
-
Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
-
Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
-
Я не способен ударить человека.
-
Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
-
Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
-
Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
-
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
-
Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
-
После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
-
Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
-
Я никогда не любил драться.
-
Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
-
Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
-
Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
-
Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.
Обработка результатов и интерпретация
Склонность
к прямой вербальной агрессии:
Ответы
«Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.
Ответы
«Нет»: 25, 29, 33.
Склонность
к косвенной вербальной агрессии:
Ответы
«Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.
Ответы
«Нет»: 22, 26.
Склонность
к косвенной физической агрессии:
Ответы
«Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.
Ответы
«Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.
Склонность
к прямой физической агрессии:
Ответы
«Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.
Ответы
«Нет»: 4, 24, 28, 36,40.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Уровень |
= |
косвенная |
+ |
прямая |
+ |
прямая |
Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.
Выявление
суицидального риска у детей
( А.А.
Кучер, В.П. Костюкевич)
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
•
учет перенесенных заболеваний или
травмы мозга;
• влияние сложных
отношений в семье на психику ребенка
как дополнительного стресс-фактора;
•
анализ причин повышения раздражительности,
повышенной впечатлительности, появления
робости, чувства собственной
неполноценности, преувеличения своих
недостатков, принижения успехов и
достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
•
можно оправдать людей, выбравших
добровольную смерть;
• я не осуждаю
людей, которые совершают попытки уйти
из жизни;
• выбор добровольной
смерти человеком в обычной жизни,
безусловно, может быть оправдан;
•
я понимаю людей, которые не хотят жить
дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Текст методики
-
Выкормил змейку на свою шейку.
-
Собрался жить, да взял и помер.
-
От судьбы не уйдешь.
-
Всякому мужу своя жена милее.
-
Загорелась душа до винного ковша.
-
Здесь бы умер, а там бы встал.
-
Беду не зовут, она сама приходит.
-
Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
-
Кто пьет, тот и горшки бьет.
-
Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
-
Сидят вместе, а глядят врозь.
-
Утром был молодец, а вечером мертвец.
-
Вино уму не товарищ.
-
Доброю женою и муж честен.
-
Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
-
Кто не родится, тот и не умрет.
-
Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
-
В мире жить - с миром быть.
-
Чай не водка, много не выпьешь.
-
В согласном стаде волк не страшен.
-
В тесноте, да не в обиде.
-
Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
-
Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
-
Болячка мала, да болезнь велика.
-
Не жаль вина, а жаль ума.
-
Вволю наешься, да вволю не наживешься.
-
Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
-
Всякий родится, да не всякий в люди годится.
-
Других не суди, на себя погляди.
-
Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
-
Живет - не живет, а проживать - проживает.
-
Все вдруг пропало, как внешний лед.
-
Без копейки рубль щербатый.
-
Без осанки и конь корова.
-
Не место красит человека, а человек - место.
-
Болезнь человека не красит.
-
Влетел орлом, а прилетел голубем.
-
Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
-
В уборке и пень хорош.
-
Доход не живет без хлопот.
-
Нашла коса на камень.
-
Нелады да свары хуже пожара.
-
Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
-
Кто солому покупает, а кто и сено продает.
-
Седина бобра не портит.
-
Бешеному дитяти ножа не давати.
-
Не годы старят, а жизнь.
-
В долгах как в шелках.
-
Бранись, а на мир слово оставляй.
-
Зеленый седому не указ.
-
А нам что черт, что батька.
-
Моя хата с краю, ничего не знаю.
-
Лежачего не бьют.
-
Что в лоб, что по лбу - все едино.
-
Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
-
Ученье свет, а не ученье - тьма.
-
И медведь из запасу лапу сосет.
-
Жирен кот, коль мясо не жрет.
-
Выношенная шуба не греет.
-
Совесть спать не дает.
-
Вали с больной головы на здоровую.
-
Мал, да глуп - за то и бьют.
-
Не в бороде честь - борода и козла есть.
-
Одно золото не стареется.
-
Наш пострел везде поспел.
-
Муху бьют за назойливость.
-
Надоел горше горькой редки.
-
Живет на широкую ногу.
-
Легка ноша на чужом плече.
-
Не в свои сани не садись.
-
Чужая одежда - не надежда.
-
Высоко летаешь, да низко садишься.
-
Двум господам не служат.
-
Мягко стелет, да твердо спать.
-
За одного битого двух небитых дают.
-
За худые дела слетит и голова.
-
Говорить умеет, да не смеет.
-
Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
-
Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
-
Красив в строю, силен в бою.
-
Гори все синим пламенем.
-
Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
-
Если все время мыслить, то на что же существовать.
-
На птичьих правах высоко взлетишь.
-
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бланк ответов
|
Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания |
Алкоголь, наркотики |
|
Несчастная любовь |
|
Противоправные действия |
|
Деньги и проблемы с ними |
|
Добровольный уход из жизни |
|
Семейные неурядицы |
|
Потеря смысла жизни |
|
Чувство
неполноценности, |
|
Школьные
проблемы, |
|
Отношения с окружающими |
|
Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется
формирование |
Алкоголь, наркотики |
13-15 |
Более 15 |
Несчастная любовь |
10-12 |
Более 12 |
Противоправные действия |
13-15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
16-17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
10-11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
12-14 |
Более 14 |
Потеря смысла жизни |
12-13 |
Более 13 |
Чувство
неполноценности, |
12-14 |
Более 14 |
Школьные
проблемы, |
11-13 |
Более 13 |
Отношения с окружающими |
15-18 |
Более 18 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется
формирование |
Алкоголь, наркотики |
10-11 |
Более 11 |
Несчастная любовь |
9-11 |
Более 11 |
Противоправные действия |
12-14 |
Более 14 |
Деньги и проблемы с ними |
15-17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
10-11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
13-14 |
Более 14 |
Потеря смысла жизни |
12-13 |
Более 13 |
Чувство
неполноценности, |
13-14 |
Более 14 |
Школьные
проблемы, |
12-14 |
Более 14 |
Отношения с окружающими |
15-18 |
Более 18 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется
формирование |
Алкоголь, наркотики |
11-12 |
Более 12 |
Несчастная любовь |
11-13 |
Более 13 |
Противоправные действия |
13-15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
16-18 |
Более 18 |
Добровольный уход из жизни |
10-12 |
Более 12 |
Семейные неурядицы |
11-13 |
Более 13 |
Потеря смысла жизни |
11-12 |
Более 12 |
Чувство
неполноценности, |
12-13 |
Более 13 |
Школьные
проблемы, |
10-12 |
Более 12 |
Отношения с окружающими |
14-16 |
Более 16 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется
формирование |
Алкоголь, наркотики |
11-12 |
Более 12 |
Несчастная любовь |
11-12 |
Более 12 |
Противоправные действия |
13-14 |
Более 14 |
Деньги и проблемы с ними |
16-17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
9-11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
11-12 |
Более 12 |
Потеря смысла жизни |
11-13 |
Более 13 |
Чувство
неполноценности, |
11-13 |
Более 13 |
Школьные
проблемы, |
11-12 |
Более 12 |
Отношения с окружающими |
15-16 |
Более 16 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется
формирование |
Алкоголь, наркотики |
10-11 |
Более 11 |
Несчастная любовь |
8-10 |
Более 10 |
Противоправные действия |
13-15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
18-20 |
Более 20 |
Добровольный уход из жизни |
7-8 |
Более 8 |
Семейные неурядицы |
11-13 |
Более 13 |
Потеря смысла жизни |
11-12 |
Более 12 |
Чувство
неполноценности, |
11-13 |
Более 13 |
Школьные
проблемы, |
11-12 |
Более 12 |
Отношения с окружающими |
19-23 |
Более 23 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется
формирование |
Алкоголь, наркотики |
9 |
Более 9 |
Несчастная любовь |
8-10 |
Более 10 |
Противоправные действия |
13-15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
18-20 |
Более 20 |
Добровольный уход из жизни |
7-8 |
Более 8 |
Семейные неурядицы |
12-13 |
Более 13 |
Потеря смысла жизни |
11-13 |
Более 13 |
Чувство
неполноценности, |
12-13 |
Более 13 |
Школьные
проблемы, |
11-13 |
Более 13 |
Отношения с окружающими |
22-25 |
Более 25 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Диагностика
состояния стресса
(А.О. Прохоров)
Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция. Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно
-
Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
-
Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
-
На работе и дома сплошные неприятности.
-
Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
-
Меня беспокоит будущее.
-
Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
-
Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
-
Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
-
В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитываете
количество положительных ответов по
всем 9 вопросам. Каждому ответу «да»
присваивается 1 балл (ответ «нет»
оценивается в 0 баллов).
Результат 0
- 4 балла -
означает высокий уровень регуляции в
стрессовых ситуациях. Человек ведет
себя в стрессовой ситуации довольно
сдержанно и умеет регулировать свои
собственные эмоций. Как правило, такие
люди не склонны раздражаться и винить
других и себя в происходящих событиях
5
- 7 баллов -
умеренный уровень. Человек не всегда
правильно и адекватно ведет себя в
стрессовой ситуации. Иногда он умеет
сохранять самообладание, но бывают
также случаи, когда незначительные
события нарушают эмоциональное равновесие
(человек «выходит из себя»).
8
- 9 баллов -
слабый уровень. Такие люди характеризуются
высокой степенью переутомления и
истощения. Они часто теряют самоконтроль
в стрессовой ситуации и не умеют владеть
собой. Таким людям важно развивать
навыки саморегуляции в стрессе.
Методика
диагностики уровня субъективного
ощущения одиночества
Д. Рассела и
М. Фергюсона
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте.
Опросник
-
Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Мне не с кем поговорить
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Для меня невыносимо быть таким одиноким
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Мне не хватает общения
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Нет никого, к кому я мог бы обратиться
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я сейчас больше ни с кем не близок
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я чувствую себя покинутым
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я чувствую себя совершенно одиноким
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Мои социальные отношения и связи поверхностны
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я умираю от тоски по компании
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
В действительности никто как следует не знает меня
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я чувствую себя изолированным от других
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я несчастен, будучи таким отверженным
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Мне трудно заводить друзей
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда -
Люди вокруг меня, но не со мной
- Часто
- Иногда
- Редко
- Никогда
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.
«Самооценка
эмоциональных состояний»
А. Уэссман
и Д. Рикс
Довольно
простым опросником для самооценки
эмоциональных состояний является
методика, разработанная американскими
психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в
данном случае приводится ее сокращенный
вариант).
Методика
применяется для самооценки эмоциональных
состояний и степени бодрствования.
Данная методика эффективна, если
необходимо выявить изменение эмоционального
состояния человека на протяжении
определенного периода времени. Простота
выполнения задания делают ее весьма
оперативным инструментом. При этом
можно как вычерчивать кривые изменения
отдельных показателей, так и работать
только с интегральным результатом. К
недостаткам вышеописанной методики
можно отнести следующие:
1)
Утверждения, включенные в 1-3 разделы,
описывают эмоциональное состояние
человека лишь в диапазоне понятий
«тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия»,
не отражая выраженность других эмоций,
таких, например, как гнев, обида,
разочарование, гордость и др.
2)
Утверждения, составляющие 4 раздел,
характеризуют в основном когнитивную
сферу (убеждения человека, касающиеся
его возможностей), а не сферу эмоций.
3)
Обращает внимание различие в системе
оценок утверждений, составляющих четыре
разных раздела методики. Так, повышение
оценок, присваиваемых утверждениям 1
раздела, отражает повышение степени
психической адаптации испытуемого, при
этом самая высокая оценка по этому
разделу указывает на наивысший уровень
психической адаптации. Однако во 2 и 3
разделах наивысшие значения присваиваются
таким утверждениям («Порыв, не знающий
преград, жизненная сила выплескивается
через край» и «Сильный подъем, восторженное
веселье»), которые отражают уже не
столько состояние психической адаптации,
сколько патологическое гипоманиакальное
состояние. В этой связи общая шкала,
получаемая при суммировании оценок по
всем четырем разделам, представляется
нелинейной: то время как низкие значения
интегрального показателя свидетельствуют
о выраженной психической дезадаптации,
высокие значения интегрального показателя
не могут трактоваться столь однозначно.
Иначе говоря, интегральный показатель
данной методики более чувствителен к
состоянию психической дезадаптации,
чем к состоянию адаптации.
Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.
Опросник
Спокойствие – тревожность
10.
Совершенное спокойствие. Непоколебимо
уверен в себе.
9. Исключительно
хладнокровен, на редкость уверен и не
волнуюсь.
8. Ощущение полного
благополучия. Уверен и чувствую себя
непринужденно.
7. В целом уверен и
свободен от беспокойства.
6. Ничто
особенно не беспокоит меня. Чувствую
себя более или менее непринужденно.
5.
Несколько озабочен, чувствую себя
скованно, немного встревожен.
4.
Переживаю некоторую озабоченность,
страх, беспокойство или неопределенность.
Нервозен, волнуюсь, раздражен.
3.
Значительная неуверенность. Весьма
травмирован неопределенностью.
Страшно.
2. Огромная тревожность,
озабоченность. Изведен страхом.
1.
Совершенно обезумел от страха. Потерял
рассудок. Напуган неразрешимыми
трудностями.
Энергичность
– усталость
10.
Порыв, не знающий преград. Жизненная
сила выплескивается через край.
9.
Бьющая через край жизнеспособность,
огромная энергия, сильное стремление
к деятельности.
8. Много энергии,
сильная потребность в действии.
7.
Чувствую себя свежим, в запасе значительная
энергия.
6. Чувствую себя довольно
свежим, в меру бодр.
5. Слегка устал.
Леность. Энергии не хватает.
4.
Довольно усталый. В запасе не очень
много энергии.
3. Большая усталость.
Вялый. Скудные ресурсы энергии.
2.
Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически
не способен к действию. Почти не осталось
запасов энергии.
1. Абсолютно
выдохся. Неспособен даже к самому
незначительному усилию.
Приподнятость
– подавленность
10.
Сильный подъем, восторженное веселье.
9.
Возбужден, в приподнятом состоянии.
Восторженность.
8. Возбужден, в
хорошем расположении духа.
7.
Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
6.
Чувствую себя довольно хорошо, «в
порядке».
5. Чувствую себя чуть-чуть
подавленно, «так себе».
4. Настроение
подавленное и несколько унылое.
3.
Угнетен и чувствую себя очень подавленно.
Настроение определенно унылое.
2.
Очень угнетен. Чувствую себя просто
ужасно.
1. Крайняя депрессия и
уныние. Подавлен. Все черно и серо.
Уверенность в себе – беспомощность.
Уверенность
в себе – беспомощность
10.
Для меня нет ничего невозможного. Смогу
сделать все, что хочу.
9. Чувствую
большую уверенность в себе. Уверен в
своих свершениях.
8. Очень уверен
в своих способностях.
7. Чувствую,
что моих способностей достаточно и мои
перспективы хороши.
6. Чувствую
себя довольно компетентным.
5.
Чувствую, что мои умения и способности
несколько ограничены.
4. Чувствую
себя довольно неспособным.
3.
Подавлен своей слабостью и недостатком
способностей.
2. Чувствую себя
жалким и несчастным. Устал от своей
некомпетентности.
1. Давящее чувство
слабости и тщетности усилий. У меня
ничего не получится.
Обработка результатов и интерпретация
Определяют
следующие показатели:
И1 –
«Спокойствие – тревожность» (индивидуальная
самооценка — И1 — равняется номеру
суждения, выбранного испытуемым из
данной шкалы. Аналогично получаются
индивидуальные значения по показателям
И2-И4).
И2 –
«Энергичность – усталость».
ИЗ –
«Приподнятость – подавленность».
И4 –
«Чувство уверенности в себе – чувство
беспомощности».
И5 –
Суммарная (по четырем шкалам) оценка
состояния:
И5
= И1 + И2 + ИЗ + И4, где
И1, И2, ИЗ, И4 –
индивидуальные значения по соответствующим
шкалам.
Если
сумма баллов от
26 до 40,
то испытуемый высоко оценивает свое
эмоциональное состояние, если от
15 до 25 баллов,
то средняя оценка эмоционального
состояния и низкая если от
4 до 14 баллов.
В общем виде эмоциональное состояние
- характеристика эмоций человека,
отражающая ее положение относительно
объектов окружающей среды. Состояние
может быть наблюдаемо как внешне, так
и внутренне. Внутреннее состояние эмоций
фиксируется сознанием субъекта на
определенный момент времени тех ощущений
благополучия (неблагополучия) как
организма в целом, как и его частей.
Внешне оценка состояния эмоций фиксируется
высказываниями испытуемого по определенным
признакам. Состояние человека выступает
регулятивной функцией адаптации к
окружающей среде или ситуации.
Шкала "Спокойствие-тревожность"
выше 5-6 баллов. В опросе испытуемый показывает преобладание "Спокойствия": выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Спокойствие-тревожность" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.
Шкала "Энергичность-усталость"
выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Энергичность-усталость" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.
Шкала "Приподнятость-подавленность"
выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Приподнятость-подавленность" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.
Шкала "Уверенность в себе - чувство беспомощности"
выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Уверенности-беспомощности" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.
Суммарная
оценка состояния
Этот
показатель отражает выраженность,
степень эмоционального подъема/истощения
испытуемого.
Ценностные
ориентации»
М. Рокич
Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.
Инструкция: Вам предлагается два списка ценностей: список А (ценности - цели) и список Б (ценности - средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Присвойте каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими. Ранжируя ценности по каждому из списков, вы можете задавать себе вопрос: "В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу ее реализовать в своей жизни?"
Стимульный материал
Список А
-
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
-
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
-
здоровье (физическое и психическое)
-
интересная работа
-
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
-
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
-
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
-
наличие хороших и верных друзей
-
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
-
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
-
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
-
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
-
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
-
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
-
счастливая семейная жизнь
-
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
-
творчество (возможность творческой деятельности)
-
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).
Список Б
-
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
-
воспитанность (хорошие манеры)
-
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
-
жизнерадостность (чувство юмора)
-
исполнительность (дисциплинированность)
-
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
-
непримиримость к недостаткам в себе и других
-
образованность (широта знаний, высокая общая культура)
-
ответственность (чувство долга, умение держать слово)
-
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
-
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
-
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
-
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
-
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
-
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
-
честность (правдивость, искренность)
-
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
-
чуткость (заботливость)
Интерпретация
Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места, ответьте себе на вопрос: "Почему вы их так оценили?"
Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности - средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»