ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» (УМК Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, М. Т. БАРАНОВА, Л. А. ТРОСТЕНЦОВОЙ)
Тип материала: Урок, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 951
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №83»
г. Печора Республика Коми
Международный конкурс методических разработок
«Педагогическая мастерская»
Номинация «Методическая разработка урока»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
по теме «Обобщающий урок по теме «Лексика»
(УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой)
(Продолжительность урока – 45 мин)
Автор: Яшинькина Наталья Анатольевна,
должность учитель
преподаваемый предмет русский язык и литература
телефон +79120940250
Адрес электронной почты n.yasha@mail.ru
2017 г.
Тема урока |
Обобщающий урок по теме «Лексика» |
Цели урока |
|
Планируемые результаты |
|
Технологии развития УУД, используемые в рамках урока |
|
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
Оборудование |
для учителя: ноутбук, проектор; |
Литература |
для учителя: Егорова Н.В. Поурочные разработкипо русскому языку. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 416с. для учащихся: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191с. |
Организационная структура (сценарий урока)
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент |
1.Приветствие учащихся 2.Проверка готовности учащихся к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. - Прозвенел звонок весёлый, Мы урок начать готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|||||||||||||||||||||||||
2. Самоопределение к учебной деятельности |
-В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? -А живут в нашем теремке… слова. Слайд 1 -Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? -Мы закончили изучение темы «Лексика». Давайте посмотрим, что вы хорошо усвоили при изучении этого раздела, а что до сих пор вызывает у вас затруднение. |
Взаимодействуют с учителем во время беседы. -Лексика. |
Регулятивные: через волевую саморегуляцию, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: через планирование учебного процесса с учителем и одноклассниками. Личностные: через процесс смыслообразования, создавая условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. |
Учитель активизирует знания, создаёт проблемную ситуацию с помощью приёма «Верите ли вы, что…?». -Прежде чем мы начнём обобщать и углублять полученные нами знания по теме «Лексика», какой шаг учебной деятельности мы должны сделать? -Запишите в строчку цифры от 1 до 7. Я буду читать утверждения по теме «Лексика», а вы, если согласны, под цифрой будете ставить «+», если не согласны, - «--». 1. Верите ли вы, что лексика – это раздел науки о языке, изучающий грамматическое значение слова? 2. Верите ли вы, что слово имеет лексическое и грамматическое значения? 3. Верите ли вы, что подбор синонимов помогает уточнить значение слова? 4. Верите ли вы, что слова с противоположным значением называются «омонимы»? 5. Верите ли вы, что синонимы могут быть средством связи предложений в тексте? 6. Верите ли вы, что слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными? 7. Верите ли вы, что в толковых словарях омонимы разъясняются в одной словарной статье? -Проверим ваши ответы. -Оцените себя: 7 правильных ответов – «5», 6 – «4», 5-4 – «3», 3 и меньше – «2». -Кто получил «5»? «4»? «3»? «2»? |
-Нужно определить, что мы хорошо усвоили по этой теме, а что усвоили недостаточно прочно. Учащиеся слушают утверждения и ставят «+» и «--»: 1 2 3 4 5 6 7 - + + - + + - Сверяют ответы с учителем. Самооценка. |
|
|||||||||||||||||||||||||
4. Выявление места и причины затруднения. |
-Какие вопросы вызвали затруднение? -Почему возникло затруднение? -Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? |
Называют номера вопросов, вызвавших затруднение. -Недостаточно прочно усвоили некоторый материал, не хватает углублённых знаний по теме «Лексика». -Определили, что не знаем. |
|
|||||||||||||||||||||||||
5. Постановка учебной задачи и определение путей выхода из затруднения |
-Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? -Как мы её будем достигать? |
-Повторить весь материал по теме «Лексика», расширить и углубить наши знания по данной теме. -Повторять конкретные лексические понятия на конкретных примерах, вспоминать их определения по эталону, работать в парах. |
|
|||||||||||||||||||||||||
6. Реализация путей выхода из затруднения с выполнением практических заданий |
-Откройте тетради и аккуратным почерком запишите сегодняшнее число, «классная работа». Слайд 2 -В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению. Что это за слова? -Правильно, синонимы. Слайд 3 -Что такое синонимы?
Эталон для самопроверки
Слайд 4 -Одного брата зовут Смелый. А как зовут других братьев? Запишите. -Какие слова записали? (Проверка по слайду) -А сейчас по вариантам запишите синонимы к словам, чтобы признак был выражен сильнее. -Какие слова записали? -Молодцы! -Жильцов квартиры № 2 Застать сумели мы едва. Они стояли у порога, Уже готовые в дорогу. Угадайте, кто они: один - высокий, другой - низкий, один - грустный, другой - веселый. Слайд 5 -Что же такое антонимы?
-Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Слайд 6 -Пришло им письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо: «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, глупых, лживых. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…» Постановка учебной задачи учителем. -Выпишите прилагательные из письма в столбик, каждое с большой буквы, и подберите к ним антонимы, сохранив формы слов, по образцу: трусливых - смелых. Слайд 7 - Обменяйтесь в парах тетрадями и проверьте друг у друга правильность записанных синонимов. -Что, кроме самих синонимов мы должны проверить? -В каких словах можно допустить ошибки? -Как их нужно писать и почему? Слайд 7 (анимация) -Возьмите обратно свои тетради. Кто и в каких словах допустил ошибки? -В чём ты видишь причину? -Какой ты видишь выход? -У кого нет ошибок? -Молодцы! -А теперь, ребята, мы отгадаем, кто живет в квартире № 3. Они очень любят читать юмористические рассказы и один из рассказов они попросили прочитать вам. «Путник тащился по пустыне шесть суток и очень хотел пить. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Вдруг сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… Слайды 8, 9 -Какие же слова живут в квартире № 3? Слайд 10 -Итак, что такое омонимы?
-Запишем словосочетания из рассказа, в которых было бы понятно лексическое значение омонимов. -Как написали слова «водопроводный» и «подъёмный»? Почему? -Мы с вами знаем разновидности омонимов, одна из которых есть в этом стихотворении. Слайд 11 -Прочитайте его выразительно. Сима чистый, чище мыла, Мылся сам, и мама мыла. -Как называется эта разновидность омонимов? -Правильно. Слайд 11, анимация А что это такое? -К каким частям речи относятся омоформы в этом стихотворении? Докажите. Слайд 11, анимация Слайд 11, анимация -Молодцы! Физкультминутка. -Все квартиры на первом этаже заняты, а прежде, чем на второй этаж подняться, нужно физминуткой заняться. Я буду называть слова парами. Если вы услышите синонимы – поднимаете руки вместе вперед; если назову антонимы – вы поднимаете руки в стороны; когда назову омонимы – одну руку поднимаете вверх, другую опускаете вниз. Близкий – далекий, Родина – Отчизна, красный, алый, медленно-быстро, скосить траву – скосить глаза. Слайд 12. -Поднимаемся на 2-й этаж. Узнаем, кто здесь живет. Эти слова легко спутать с омонимами. Что это за слова? Слайд 12, анимация Дайте определение многозначных слов.
Найдите многозначное слово в загадке (Слайд 13): - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. -Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. -Как, с одной- то лапкой? -Нет, еще со шляпкой. -Какое многозначное слово вам встретилось? -Какие же значения есть у слова «шляпка»? Слайд 14 -Что их объединяет? -Какой омоним встречается в этой загадке? Как толковый словарь может помочь отличить многозначные слова от омонимов? -А под самой крышей живут слова, которые есть в этом стихотворении… Слайд 15 Прочитайте его выразительно. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. -Какие же слова живут под крышей? Слайд 16 -Спишите это стихотворение и выполните следующие задания: 1)вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму; 2)подчеркните грамматические основы во всех предложениях; 3)разберите прилагательные по составу. -Как ты сам себя оценишь? -Сколько в стихотворении предложений? Назови грамматические основы этих предложений. -Всё ли у тебя получилось? Какую бы отметку себе поставил? -В каком порядке ты будешь разбирать слова? -Ребята, какую отметку можно поставить однокласснику и почему? -Как называется художественный прием, использованный в тексте? -Для чего автор использует олицетворение в стихотворении? -Молодцы! |
Записывают -Синонимы. -Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Записывают: отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный. Зачитывают. Записывают: 1в. - большой-огромный, громадный; 2в. - прохладный-холодный; 3в. - теплый-горячий. Зачитывают. -Антонимы. -Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Записывают: Жадный – щедрый. Ленивый – трудолюбивый. Глупый – умный. Лживый – честный. Обмениваются тетрадями и осуществляют проверку. - Правильно ли написаны слова с орфографической точки зрения. - Ленивый, трудолюбивый, лживый, честный. Учащиеся объясняют написание данных слов, вспоминая формулировки правил. (Проверка по слайду 7) -Повторить ещё раз правила. -Омонимы. -Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Записывают: Водопроводный кран – подъемный кран. Произносят слова по слогам, вспоминают правила. Выразительно прочитывают двустишие. -Омоформы. -Слова, одинаковые по форме, но относящиеся к разным частям речи. -Это существительное и глагол. В первой строчке слово «мыла» отвечает на падежный вопрос «чего?»: «чище чего?»; в И.п. – «что?» - «мыло». В предложении является дополнением, обозначает предмет, значит, это существительное. -Во второй строчке «мыла» - это глагол, потому что слово отвечает на вопрос «что делала?», обозначает действие и в предложении является сказуемым. -Многозначные. -Это слова, имеющие несколько лексических значений. -Шляпка. -Шляпка гриба, шляпка девочки, шляпка гвоздя. -Верх чего-либо круглой формы. -Лисички. -Многозначные слова даются в одной словарной статье, омонимы – в разных. Выразительно читают стихотворение. -Слова с переносным значением. 1 уч. вставляет буквы, обозначает орфограмму, проговаривает правило. 2 уч. отвечает, называет и подчеркивает грамматические основы. 3 уч.: - Окончание, основа, корень, приставка, суфикс. Разбирает слова по составу. Оценивают ответ одноклассника, аргументируя своё мнение. -Олицетворение. -Чтобы описать природу как живую, изобразить её одушевлённой. |
|
|||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
-Вот такие жильцы живут в нашем теремке. О них вы узнали немало. А что усвоили, мы сейчас проверим. Слайд 16 Вам необходимо распределить слова, данные ниже, по группам, в соответствии с тем, к какому лексическому понятию они относятся. Лексические понятия Многозначные слова: Омонимы: Синонимы: Антонимы: Веселый – грустный, лошадь-конь, богатый, ключ, рукав, тяжелый – трудный, кран, хвалить – корить, голод – аппетит, окончание, свет – тьма, заветный, румяный – поджаристый, поля, тогда – теперь, созерцать.
|
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Учащиеся выполняют самопроверку по эталону, снова проговаривая его |
|
|||||||||||||||||||||||||
8.Рефлексия учебной деятельности |
Учитель организует работу по рефлексии учебной деятельности. -Какое затруднение у вас было на уроке? -Какую цель вы ставили перед собой? -Достигли вы цели? -Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, выбрать верное для вас высказывание и нарисовать в тетради на полях соответствующий высказыванию рисунок. Смайлик поможет вам оценить свою деятельность на уроке. Слайд 17 |
Взаимодействуют с учителем во время беседы. -Не все лексические понятия усвоили. -Повторить весь материал по теме «Лексика», расширить и углубить наши знания по данной теме. -Да, мы вспомнили определение лексических понятий, сверяя наши ответы по эталону, соотносили конкретные слова с изученными понятиями. Используя данные на слайде утверждения, каждый ученик выбирает знак и рисует его у себя в тетради. |
|
|||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание |
Слайд 18 -Кто нарисовал фиолетовый смайлик? Дома я рекомендую вам выполнить в рабочей тетради с печатной основой упражнение 89 на странице 49, где надо будет вставить подходящие по смыслу антонимы. -Кто нарисовал желтый и зелёный смайлики? Вам я рекомендую выполнить упражнение 93 на странице 50. -Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. -Спасибо за урок. |
Учащиеся делают осознанный выбор домашнего задания и записывают его в дневник. |
|
|||||||||||||||||||||||||
10. Организованный конец урока |
Окончен урок , и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились |
|
|
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»