Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Зима. Зимние забавы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида»
г. Прокопьевска Кемеровской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Зима. Зимние забавы»
Подготовили
учитель – логопед Козловская Г. Д.,
музыкальный руководитель Прасолова Н. И.,
инструктор по физическому воспитанию Кравченко Т. А.
г.Прокопьевск 2013
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Социализация» на тему «Зима. Зимние забавы» (логоритмика) в подготовительной к школе логопедической группе
Тема НОД. Зима. Зимние забавы.
Цель: обобщить знания детей по теме «Зима».
Задачи:
-
активизировать словарь по теме «Зима», упражнять в подборе однокоренных слов; («Коммуникация»)
-
продолжать коррегировать моторные отклонения, закрепить дифференциацию свистящих звуков в речи; («Коммуникация»)
-
продолжать работать над развитием мелодико – интонационных и просодических компонентов речи; («Коммуникация»)
-
формировать навыки слушания музыкальных произведений; развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие классической музыки; («Музыка»)
-
развивать певческие навыки: мелодическую интонацию, дыхание между фразами, динамические голосовые оттенки; («Музыка»)
-
развивать навыки пространственной ориентации; («Физическая культура»)
-
способствовать развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, сочетания речи, движения и музыки, речевой активности; («Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Физическая культура»)
-
продолжать развивать произвольности поведения путем формирования таких личностных качеств, как выдержка, сосредоточенность внимание.(«Социализация»)
Материалы и оборудование: портреты А. С. Пушкина, П. И. Чайковского, сюжетные картины зимней природы, детских забав в зимнее время, предметные картинки – символы артикуляционных упражнений («Лопаточка», «Горка», «Часики», «Орешки»), снежки, предметные картинки с изображением снега, снеговика, снегиря, снежинки, подснежника, Снегурочки, снегопада, маски, снежинки для игры.
Музыкальный материал:
-
Вход и выход детей:
П. И. Чайковский. «Ноктюрн»
-
Двигательное упражнение:
П. И. Чайковский. Времена года. Декабрь. «Святки»
-
Логоритмическая игра «Снеговик»:
Импровизация музыкального руководителя в тональности ре мажор
-
Слушание музыки П. И. Чайковский. «Детский альбом. Зимнее утро»
-
Музыкальная подвижная игра «Два Мороза»
Моцарт В. А. «Оркестровые шутки» в обработке Т. Суворовой
-
Песня Снежная сказка зимы» (муз. Н. Лямовой, сл. Т. Бельковой)
журнал « Музыкальный руководитель», № 8, 2011.
Методические приемы: беседа, чтение стихотворения, дид. упражнения, дид.игры, слушание музыкального произведения, пение, объяснение
Предварительная работа. Рассказывание сказки Т. А. Ткаченко «Слова – родственники слова «снег», разучивание песни «Снежная сказка зимы», игры «Два Мороза».
Зал празднично оформлен. На центральной стене - иллюстрации зимней природы.
-
Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Ноктюрн» и рассматривают сюжетные картины природы, детских забав в зимнее время.
На фоне музыки учитель – логопед говорит: « Друзья! Послушайте внимательно стихотворение гениального русского поэта А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя… Обратите внимание на то, как автор называет зиму?»
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.»
1. Беседа по содержанию стихотворения.
Как автор называет зиму?
(Да, А. С. Пушкин зиму называет волшебницей.)
Что же волшебного сделала зима?
(Она землю укрыла снегом. Реки заморозила. Стало морозно и холодно…)
Вы любите волшебницу - зиму?
Автор тоже говорит, что «рады мы проказам матушки – зимы»
Кого обычно называют проказниками?
Тех, кто не слушается, балуется, валяет дурачка.
Оказывается, мы рады и любим матушку – зиму еще и за то, что можно вдоволь повалять дурачка, пошалить, наиграться на улице и прийти домой в снегу, замерзшим, но счастливым.
2. Сообщение темы НОД.
И сегодня мы с вами будем баловаться, шалить, забавляться и играть, прощаясь с волшебницей и проказницей матушкой - зимой.
2. Двигательное упражнение «По улицам шагает матушка - зима»
Проводится инструктором по физическому воспитанию под музыкальное сопровождение по выбору музыкального руководителя.
По улицам гуляет матушка - зима,
(Дети идут в колонне по одному по кругу.)
Вьюги и метели людям шлет она.
(Передвигаются «змейкой».)
Ходит, рукавами снежными трясет,
(Проходят через центр, в верхней части зала идут по одному, в нижней части передвигаются размыканием в две колонны по одному.)
Топает ногами, холод раздает.
(В верхней части зала смыкаются и идут в колонне по два)
По улицам гуляет матушка - зима,
(В верхней части зала снова смыкаются и идут в колонне по одному. )
Снежные сугробы намела она.
(Перестраиваются в круг.)
II. Основная часть.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики предлагает логопед.
-
Сейчас стихотворение Ф. Шкулева «Рады зиме» вы мне поможете рассказать с помощью губ, языка, щек, голоса. Слушайте внимательно и по ходу выполняйте артикуляционные упражнения, которые я буду называть и показывать.
Сколько снегу! Сколько снегу! –
Закричала детвора:
И, забрав лопаты (упр. «Лопаточка»), санки (упр. «Горка»),
Побежала со двора... (упр. «Часики»)
Щеки их - алее зорьки (упр. «Орешки»),
Глазки - звездочкой горят.
И без умолку все разом
И кричат и говорят.
А говорят они необычно. Посмотрите.
Нужно указательным правой руки перебирать по губам, произнося при этом гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э.
-
Друзья! А вам в первую очередь что бы хотелось сделать из снега?
Логоритмическая игра «Снеговик»
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Дети протягивают руки вперед поочередно,
а потом лепят снежный ком.
Три – четыре, три – четыре –
Нарисуем нос пошире.
Опять протягивают руки вперед поочередно,
Указательными пальцами рисуют улыбку.
Пять – найдем морковь для носа,
Соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо- влево, колени пружинят.
Угольки найдем для глаз.
Изображают «бинокль»
Шесть – наденем шляпу косо,
Руками изображают шляпу
Пусть смеется он у нас.
Поднимают руки вверх, на выдохе произносят: «Ха – ха – ха!»
Игра со снежками «Назови слова – родственники » слову «снег»
-
Из чего мы лепили снеговика?
(Мы лепили его из снега)
Слово « снег» - необыкновенное слово, оно интересно своим происхождением. Вы помните сказку про слово «снег»? «Давным – давно люди потеряли слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: снег, Снегурочка… Посмотрели люди, послушали, а слова – то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.»
- Предлагаю поиграть в снежки.
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Быстро слово называй
И снежок скорей бросай.
-
В кого я брошу снежок, должен назвать родственное слово слову «снег». Только после этого он сможет бросить снежок другу.
Слова: снег, снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, снегоход, Снегурочка, снегопад
Дети присаживаются на стульчики.
Логопед предлагает рассмотреть предметные картинки и запомнить «семейку родственных снежных» слов.
Вступает музыкальный руководитель.
Слушание музыки. П.И. Чайковский. Детский альбом «Зимнее утро».
Ребята, вы сегодня вместе с мамой, папой шли в детский сад.
-
А кто- нибудь из вас обратил внимание на февральское зимнее утро?
А я хочу предложить вам послушать музыку П. И. Чайковского «Зимнее утро»
- Какое настроение навеяло вам это музыкальное произведение?
«Музыка П. И. Чайковского словно наполнена зимним ветром и облаками, летящими по пасмурному небу.
В ней слышится особенная, щемяще – печальная нота, которая свойственна пейзажу в русском классическом искусстве.»
Исполнение песни «Снежная сказка зимы» (муз. Н. Лямовой, сл. Т. Бельковой)
1-й куплет
В царстве Деда Мороза
И лесной тишины
(Дети выполняют медленное покачивание туловищем вправо – влево.)
Задремала береза
До тепла, до весны.
(Выполняют плавные движения обеими руками снизу вверх и в стороны)
Припев:
Нарядила метель
Серебрянками ель.
(Выполняют поочередно плавные движения руками снизу вверх).
Вместе кружимся мы
В снежной сказке зимы.
(Кружатся на месте с отведенными в сторону руками)
2-й куплет.
Небосвод синий – синий
Чуть дымится снежок,
Звезды яркие иней
На сугробах зажег.
Припев: тот же.
Вступает инструктор по физическому воспитанию
В песне вы пели о царстве Мороза. А сейчас я на несколько минут предлагаю почувствовать царство Мороза и поиграть с молодыми Морозами (Красным носом и Синим носом).
Игра «Два Мороза».
На разных концах зала стоят дома (стульчики). Дети находятся в одном из домов. Морозы располагаются посредине комнаты.
Два Мороза говорят детям:
«Мы два Мороза молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз – Красный нос,
Я – Мороз – Синий нос,
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?»
Все дети хором отвечают Морозам:
«Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!»
Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты. А Морозы стараются заморозить детей, т. е. коснуться рукой и дать снежинку. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Игра продолжается до тех пор, пока Морозы не раздадут все снежинки. Затем дети, у которых в руках снежинки, называют звуки. Если снежинка синего цвета, называют согласные звуки, красного цвета – гласные .
III. Заключительная часть.
Подведение итога занятия.
Мы сегодня с удовольствием играли и рассказывали о зиме. Тот, кто сегодня был весел, активен, обожает зиму, оцените себя снежинкой – улыбкой. Кто был насторожен, у кого двойственное чувство: иногда ему нравится зима, иногда – нет, оцените себя снежинкой равнодушия. У снежинки равнодушия в улыбке есть одновременно радость и огорчение. Не забывайте, что много игр нам подарила зимушка – зима – проказница, шалунья и волшебница! Сегодня мы ей говорим: «Спасибо и до свидания!»
Дети произносят слова благодарности и прощания, выходят из зала под музыку.
Список литературы
-
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
-
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
-
Лямова Н, Белькова Т. Снежная сказка зимы// Музыкальный руководитель - №8 – 2011. с. 64
-
Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. Спб: Детство – Пресс, 1999. – 112с.
-
Чайковский П. И. Времена года. – М.: Издательство «Музыка», 1981. – 56с.
-
Чайковский П. И. Детский альбом . – М.: ГФ «Полиграфресурсы», 1994. – 133с.
Использованные материалы и интернетресурсы
Моцарт В. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2703690
Интернет ресурс http://yandex.ru/yandsearch
Интернет портал http://www.uchmet.ru
- Конспект НОД «Наша армия самая сильная!» (логоритмика) в подготовительной к школе группе
- Конспект непосредственно образовательной деятельности «Любимые игрушки»
- Документация учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения. Варианты заполнения речевых карт воспитанников, логопедических заключений, карт медико - педагогического обследования по отбору детей в речевые группы ДОУ, дошкольный логопункт.
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»