Форма культуры
Вольф Евгений Евгеньевич
Г. Соль-Илецк
Ащебутакская СОШ
Обществознание
Учебник Кравченко 9 класс «Обществознание»
Тема: Форма культуры
9 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Без использования ИКТ
ТЕМА УРОКА: ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
ЦЕЛЬ УРОКА:
Добиться усвоения основных понятий урока.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.
2.Объяснить, какие элементы включает в себя элитарная культура.
3.Выявить влияние массовой культуры на современное общество.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:
Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура.
ХОД УРОКА.
I. Проверка домашнего задания. /параграф 17, 18/.
Фронтальный опрос.
-
Что такое культура? /Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, нравы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества/.
-
Что такое культура народа? /Культура народа – это образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и много другое, что отличает один народ от другого/.
-
Дайте определение культурному комплексу? /Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально связанного с ним/.
-
Приведите примеры культурного комплекса. /Футбол, плуг, книгопечатанье, паровая машина/.
-
Что мы понимаем под культурным наследием? /Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое/.
-
Какие формы культуры вам известны? /Материальная и духовная/
-
Что включает в себя материальная культура? /Физические объекты, созданные человеческими руками/.
-
Как называются эти физические объекты? /Артефакты/.
-
Что образует духовную культуру? /Нормы, правила, образцы, эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, традиции, язык/.
НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС УЧЕНИКА, ДРУГА, УЧИТЕЛЯ.
/ответы учащихся/.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН.
1.Основные формы культуры.
2.Субкультура – разновидность культуры.
1. Итак, мы переходим к изучение нового материала. Тема нашего урока "Формы культуры". И наш урок мне хотелось бы начать словами Р.Эмерсона. /прочитать эпиграф/. Таким образом, главная цель нашего урока – выяснить как культура может влиять на развитие общества в целом и на развитие каждого человека.
С понятие "культура" мы познакомились на прошедших уроках. Вы уже познакомились с основными формами культуры: это материальная и духовная культура.
Но существует еще одна классификация форм культуры. Выделяют 3 формы:
-массовую,
-элитарную,
-народную.
Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке. Впервые этот термин был введен испанским философом-идеалистом, представителем философии жизни, культурологом Хосе Ортега – и – Гассетом.
Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления и производства. Для появления массовой культуры потребовалась несколько условий:
-достаточно высокий уровень образования масс,
-наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг.
-наличие средств, способствующих распространению массовой культуры.
? Что мы понимаем под такими средствами? /СМИ – радио, телевидение, видеотехника, компьютерная техника/.
Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии 1870-1890 годах закона об обязательной грамотности.
В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего умения читать. Затем появилось радио, телевидение, тиражирование записей на различных видах носителей, Интернет.
В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая.
? Вы согласны с этим мнением? Почему? /Потому, что массовая культура способна при продаже приносить прибыль, создается ради прибыли/.
Как в любом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф существуют за счет рекламы.
Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда, киноиндустрии Индии. В настоящее время американский кинематограф заполонил весь мир. Такой же коммерциализации подверглись также:
-книгопечатание,
-пресса,
-музыка,
-фотография,
-живопись.
Массовая культура оказывает большое и своеобразное влияние на человека, в том числе и психическое. Существует термин "внушение и заражение". В результате такого воздействия массовой культуры человек становится как бы зомбированным, зараженным "бациллами" коллективного настроения массовой культуры. Через СМИ навязываются человеку кумиры, образы мыслей и образ жизни.
В настоящее время термин "массовая культура" заменен понятием "поп - культура". Она демократична, обращена ко всем слоям общества.
Массовой культуре противопоставляется элитарная культура.
Элитарная происходит от слова "элита", что означает лучшее, избранное. Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это высокое искусство. Его девиз "Искусство для искусства". Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей.
Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства.
К элитарной культуре относятся фильмы Феллини, Тарковского, Куросавы, картины П. Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Шагала, музыка Шнитке, Дюваля, романы Пруста и Джойса, балетное и оперное искусство.
Круг почитателей элитарной культуры – высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты. Уровень образованности населения страны растет тогда, когда почитателей элитарной культуры становиться больше.
Элитарная культура является источником идей, приемов, образов для массовой культуры. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие и позволяет существовать и развиваться современной культуре.
В отличии от двух уже представленных форм культур народная культура создается самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая ее часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности и воззрения. Ее произведения передают из уст в уста. Даже если ее достоянием становится авторское произведение, то авторство вскоре забывается. Вспомните, например, песню "Катюша". Кто автор слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.
Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор – это устное народное творчество. Ученые, занимающиеся изучением фольклора называются фольклористами. Отличительной чертой фольклора является то, что он локализован, т.е. связан с отдельной местностью.
2. Второй пункт плана нашего урока – это изучение понятия "субкультура".
Общество распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, и постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил.
Субкультура. "Суб" – первая составная часть сложных слов, означающая "подчиненный, подначальный, неосновной, неглавный".
Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
? Как вы считаете, чем будет отличаться субкультура от доминирующей культуры? /Языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, одеждой, обычаями/.
Выделяют несколько видов субкультур:
-пожилых людей,
-профессиональная,
-национальных меньшинств,
-преступного мира,
-молодежи.
И сейчас мы с вами рассмотрим самую близкую вам субкультуру.
Молодежная субкультура явление сравнительно молодое. Возникло в 50-х годах 20 века, тогда когда появляются неформальные молодежные объединения.
/сообщения учащихся/.
/диск 2 "Обществознание", тема 38/.
III. Закрепление нового материала.
-Определите, к каким формам культуры относятся представленные произведения искусства.
1.Репродукция картины "Охотники на привале" – массовая культура.
2.Рассказать анекдот про Вовочку. /один из учеников/ - народная.
3.Отрывок из оперы - элитарная культура.
-Установите соответствие между типами культур и их признаками:
А). Массовая, Б). Народная, В). Элитарная.
1. Неизвестно авторство большинства произведений.
2.Оринтированность на коммерческий успех.
3.Посещение концерта классической музыки.
4.Передается из поколения в поколение.
5.Стремление к получению прибыли.
6.Необходимость специального образования.
7.Повышение роли кино и телевидения.
IV. Домашнее задание.
Параграф 19, практикум в конце параграфа, в тетради выпишите
"+" и "-" массовой культуры.
И, в заключении нашего урока, мне хотелось бы привести цитату из высказывания культуролога Х. Ортега-и-Гассета. "Массовая культура ведет к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию массового человека, которым легче манипулировать".
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»