В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Форма культуры

Форма культуры

Евгений Вольф
Тип материала: Урок
просмотров: 2328

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
9 класс. формы культуры.doc Скачать









Вольф Евгений Евгеньевич

Г. Соль-Илецк

Ащебутакская СОШ

Обществознание

Учебник Кравченко 9 класс «Обществознание»

Тема: Форма культуры

9 класс

Продолжительность урока: 45 минут

Без использования ИКТ

ТЕМА УРОКА:                         ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ


ЦЕЛЬ УРОКА:

Добиться усвоения основных понятий урока.

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.

2.Объяснить, какие элементы включает в себя элитарная культура.

3.Выявить влияние массовой культуры на современное общество.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура.

  

ХОД УРОКА.

I. Проверка домашнего задания.      /параграф 17, 18/.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое культура?   /Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, нравы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества/.

  2. Что такое культура народа?   /Культура народа – это образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и много другое, что отличает один народ от другого/.

  3. Дайте определение культурному комплексу?   /Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально связанного с ним/.

  4. Приведите примеры культурного комплекса.   /Футбол, плуг, книгопечатанье, паровая машина/.

  5. Что мы понимаем под культурным наследием?   /Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое/.

  6. Какие формы культуры вам известны?    /Материальная и духовная/

  7. Что включает в себя материальная культура?   /Физические объекты, созданные человеческими руками/.

  8. Как называются эти физические объекты?    /Артефакты/.

  9. Что образует духовную культуру?   /Нормы, правила, образцы, эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, традиции, язык/.

 

НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС УЧЕНИКА, ДРУГА, УЧИТЕЛЯ.

/ответы учащихся/.

 

II. Изучение нового материала.

 

ПЛАН.

1.Основные формы культуры.

2.Субкультура – разновидность культуры.

 

1. Итак, мы переходим к изучение нового материала. Тема нашего урока "Формы культуры". И наш урок мне хотелось бы начать словами Р.Эмерсона. /прочитать эпиграф/. Таким образом, главная цель нашего урока – выяснить как культура может влиять на развитие общества в целом и на развитие каждого человека.

С понятие "культура" мы познакомились на прошедших уроках. Вы уже познакомились с основными формами культуры: это материальная и духовная культура.

Но существует еще одна классификация форм культуры. Выделяют 3 формы:

-массовую,

-элитарную,

-народную.

Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке. Впервые этот термин был введен испанским философом-идеалистом, представителем философии жизни, культурологом Хосе Ортега – и – Гассетом.

Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления и производства. Для появления массовой культуры потребовалась несколько условий:

-достаточно высокий уровень образования масс,

-наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг.

-наличие средств, способствующих распространению массовой культуры.

? Что мы понимаем под такими средствами?      /СМИ – радио, телевидение, видеотехника, компьютерная техника/.

Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии 1870-1890 годах закона об обязательной грамотности.

В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего умения читать. Затем появилось радио, телевидение, тиражирование записей на различных видах носителей, Интернет.

В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая.

? Вы согласны с этим мнением? Почему?   /Потому, что массовая культура способна при продаже приносить прибыль, создается ради прибыли/.

Как в любом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф существуют за счет рекламы.

Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда, киноиндустрии Индии. В настоящее время американский кинематограф заполонил весь мир. Такой же коммерциализации подверглись также:

-книгопечатание,

-пресса,

-музыка,

-фотография,

-живопись.

Массовая культура оказывает большое и своеобразное влияние на человека, в том числе и психическое. Существует термин "внушение и заражение". В результате такого воздействия массовой культуры человек становится как бы зомбированным, зараженным "бациллами" коллективного настроения массовой культуры. Через СМИ навязываются человеку кумиры, образы мыслей и образ жизни.

В настоящее время термин "массовая культура" заменен понятием "поп - культура". Она демократична, обращена ко всем слоям общества.

Массовой культуре противопоставляется элитарная культура.

Элитарная происходит от слова "элита", что означает лучшее, избранное. Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это высокое искусство. Его девиз "Искусство для искусства". Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей.

Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства.

К элитарной культуре относятся фильмы Феллини, Тарковского, Куросавы, картины П. Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Шагала, музыка Шнитке, Дюваля, романы Пруста и Джойса, балетное и оперное искусство.

Круг почитателей элитарной культуры – высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты. Уровень образованности населения страны растет тогда, когда почитателей элитарной культуры становиться больше.

Элитарная культура является источником идей, приемов, образов для массовой культуры. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие и позволяет существовать и развиваться современной культуре.

 

В отличии от двух уже представленных форм культур народная культура создается самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая ее часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности и воззрения. Ее произведения передают из уст в уста. Даже если ее достоянием становится авторское произведение, то авторство вскоре забывается. Вспомните, например, песню "Катюша". Кто автор слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор – это устное народное творчество. Ученые, занимающиеся изучением фольклора называются фольклористами. Отличительной чертой фольклора является то, что он локализован, т.е. связан с отдельной местностью.

 

2. Второй пункт плана нашего урока – это изучение понятия "субкультура".

Общество распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, и постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил.

Субкультура"Суб" – первая составная часть сложных слов, означающая "подчиненный, подначальный, неосновной, неглавный".

Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

? Как вы считаете, чем будет отличаться субкультура от доминирующей культуры?      /Языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, одеждой, обычаями/.

Выделяют несколько видов субкультур:

-пожилых людей,

-профессиональная,

-национальных меньшинств,

-преступного мира,

-молодежи.

И сейчас мы с вами рассмотрим самую близкую вам субкультуру.

Молодежная субкультура явление сравнительно молодое. Возникло в 50-х годах 20 века, тогда когда появляются неформальные молодежные объединения.

/сообщения учащихся/.

/диск 2 "Обществознание", тема 38/.

 

III. Закрепление нового материала.

 

-Определите, к каким формам культуры относятся представленные произведения искусства.

 

1.Репродукция картины "Охотники на привале" – массовая культура.

2.Рассказать анекдот про Вовочку.     /один из учеников/ - народная.

3.Отрывок из оперы   - элитарная культура.

 

-Установите соответствие между типами культур и их признаками:

А). Массовая,   Б). Народная,   В). Элитарная.

1. Неизвестно авторство большинства произведений.

2.Оринтированность на коммерческий успех.

3.Посещение концерта классической музыки.

4.Передается из поколения в поколение.

5.Стремление к получению прибыли.

6.Необходимость специального образования.

7.Повышение роли кино и телевидения.

 

IV. Домашнее задание.

Параграф 19, практикум в конце параграфа, в тетради выпишите

"+" и "-" массовой культуры.

 

И, в заключении нашего урока, мне хотелось бы привести цитату из высказывания культуролога Х. Ортега-и-Гассета. "Массовая культура ведет к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию массового человека, которым легче манипулировать".


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос