Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
Проводила: учитель Лукьянова Светлана Сергеевна
Цели:
-
Познакомить обучающихся с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;
Задачи:
-
формировать коммуникативные умения: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
-
учить давать характеристику героям произведения;
-
подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки; развивать творческие способности, связную речь, образное мышление,
-
развивать познавательную способность учащихся, навык выразительного чтения,
-
формировать информационную культуру учащихся: умение собирать, синтезировать и грамотно использовать информацию, полученную в сети «Internet»,
-
воспитывать положительные нравственные качества: уважительное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства, сообразительность, правдивость, не зазнаваться и не хвастать.
-
формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
-
формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения, в частности - сказки;
-
воспитание интереса к чтению и книге.
Оборудование: интерактивная доска, презентация (Приложение 1), портрет В.М.Гаршина (в содержании презентации), учебник «Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. 3-й класс, часть первая», мультипликационный фильм «Лягушка-путешественница», музыка и текст песни «Квартет весёлых лягушат».
Ход первой части цикла уроков (1 урок):
-
Орг. момент. Психологический настрой.
-
Повторение. Вводная беседа:
- На прошлых уроках мы говорили с вами о сказках. Давайте вспомним, а что такое сказка? (слайд 1)
- Совершенно верно. Сегодня мы вспомним также, какие бывают сказки? (слайд 2)
- Какие сказки мы читали с вами на прошлых уроках?
- Сказку В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница" я просила вас прочитать дома, а некоторым ребятам я задавала домашнее задание: узнать с помощью родителей значение незнакомых слов, встретившихся в тексте, используя сеть «Internet», и оформить их в виде слайда презентации. Посмотрим, что получилось!
-
Сообщение темы и целей урока (слайд 3)
-
Но перед тем как начать работать со сказкой, я расскажу вам об авторе этой сказки Всеволоде Михайловиче Гаршине (слайд 4,5).
-
Итак, открываем страницу 188 учебника и начинаем читать « по цепочке», выделяя части текста и озаглавливая их. (Вызываемые ученики записывают на доске названия частей сказки)
1 часть «Жизнь лягушки в болоте»
2 часть «Встреча с утками»
3 часть «Подготовка к полёту»
4 часть «Лягушка отправилась в путешествие»
5часть «Результат хвастовства»
6 часть «Воспоминания о полёте»
-
По ходу чтения разбираем незнакомые слова с опорой на слайды (6-11). (Ученик, чей подготовленный дома слайд демонстрируется в качестве словарной работы, прочитывает его)
- Понравилось ли вам сказка? Чем?
- Почему это произведение мы относим к такому литературному жару, как «сказка»?
-
После чтения отвечаем на вопросы учебника на стр. 195 (1,3,4 – слайд 12)
Физкультминутка.
8. Беседа по содержанию.
-
Как жилось лягушке в болоте?
-
Почему она решила отправиться в дальние края? (услышала рассказ уток о юге, и это стало её мечтой).
-
Как лягушка относилась к окружающему миру?
-
Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?
-
В чем проявляется ироничное отношение автора к героине?
-
Сбылась ли мечта лягушки?
-
Что помешало сбыться её мечте? (Хвастовство, зазнайство, самолюбие)
-
Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» отнести к прочитанной сказке?
-
Назовите, или прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста (« Это я! Я!»)
9. Рефлексия.
- Чему научила вас эта сказка?
- Какой совет вы бы дали всем?
Ход второй части цикла уроков (2 урок):
-
Орг. момент. Психологический настрой.
-
Вступительное слово учителя:
Русские писатели сочиняли настолько интересные сказки, что многие художники – мультипликаторы с удовольствием создавали на их основе красочные, яркие и не менее поучительные мультфильмы! Сегодня мы посмотрим мультипликационный фильм «Лягушка-путешественница», снят он был в 1965 году в Москве на студии «Союз – мультфильм», автор сценария Николай Эрдман, режиссёры и художники – постановщики – Александр Трусов и Вячеслав Котёночкин. http://mults.info/mults/?id=972
По ходу просмотра мультфильма, сравните, так ли вы представляли действия сказки, когда читали сами, с представлениями авторов мультфильма.
-
Просмотр мультфильма «Лягушка-путешественница» (17мин. З0 сек.)
Физкультминутка.
-
Обмен мнениями о сказке и мультфильме.
-
– А сейчас давайте исполним песенку «Квартет весёлых лягушат », представим, как лягушата могут весело жить в болоте! (по типу «караоке», сопровождающееся импровизированными движениями).
http://b-track.ru/song/117584/
– Молодцы! Отличное исполнение, отличный танец!
-
Рефлексия.
- Скажите, ребята, а могли бы эти события происходить у нас на Севере? Есть ли у нас болота с лягушками, на которых останавливаются отдохнуть перелётные птицы – утки?
- Что нового вы узнали и чему научились сегодня на уроке?
- Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки?
- Я уверена, что эта сказка научит вас не хвастаться, не зазнаваться, не считать себя выше других!
-
Оценки за урок.
Краткая аннотация к циклу уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
На изучение сказки В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница" в 3 классе (2 четверть) по программе «Школа России» отводится 2 урока. Для более эффективного восприятия изучаемого материала обучающимися, согласно требованиям ФГОС, на данных уроках применяются элементы ИКТ, учащиеся сами принимают активное участие в подготовке и проведении урока. Задачи данных уроков (см. конспект уроков,1 часть).
Рекомендации по проведению цикла уроков:
-
Распределение домашнего задания (узнать с помощью родителей значение незнакомых слов, встретившихся в тексте, используя сеть «Internet», и оформить их в виде слайда презентации) проводить не позже, чем за неделю до начала данных уроков. Данные слайды на уроке будут использованы в качестве иллюстраций к сказке.
-
В ходе урока вызывать детей на активную дискуссию при ответах на проблемные вопросы.
Используемые интернет - ресурсы:
http://mults.info/mults/?id=972
http://b-track.ru/song/117584/
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
Актуальность работы
Данная разработка является полностью авторским образовательным материалом, рассчитанным на учителей начальной школы. Учитель – автор разработки предлагает вариант интегрирования урока чтения и музыки, что представляет практический интерес при изучении сказки. Большим плюсом конспекта цикла уроков является активная контролируемая работа детей с Internet – ресурсами. Светлана Сергеевна использует на уроках различные виды работ. Цели и задачи соответствуют новым стандартам ФГОС НОО.
Новизна работы
В наше время дети школьного возраста практически не читают книги, а данная разработка располагает к дальнейшему изучению творчества писателя В.Гаршина и сказок в целом.
Практическая значимость
Предложенная разработка полностью соответствует заявленной теме. Автор всесторонне раскрывает возможности изучения данной темы в начальной школе.
В предложенной разработке в чёткой логической последовательности изложены все этапы изучения темы. Предложенный автором опыт работы может быть с успехом применён в классах с различным уровнем успеваемости учащихся.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.
Актуальность работы
Представленная разработка является полностью авторским образовательным материалом, рассчитанным на учителей начальных классов. Задачи урока, обозначенные автором, актуальны в современной школе. В своей работе педагог опирается на такой важный аспект, как самостоятельное получение знаний детьми и применение их на практике. Используются разнообразные формы работы. Прослеживается дифференцированный подход к обучающимся (такой вид работы, как предварительное индивидуальное домашнее задание).
Детальное изучение литературных произведений с интеграцией с другими предметами, в данном случае – с музыкой, позволяет детям начальной школы лучше усваивать программный материал, так как ведущим методом работы с детьми 6 – 9 лет является игра.
Новизна работы
В предложенной разработке автор демонстрирует приёмы работы, направленные на формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения, в частности - сказки; поднимает одну из самых острых тем современной школы – отсутствие в детях умения самостоятельно разобраться в окружающем их мире. Таким образом, новизна предложенной автором разработки заключается в умении видеть смысл произведения и одновременно воспитывать положительные нравственные качества младшего школьника.
Практическая значимость
Предложенная разработка полностью соответствует заявленной теме. Автор всесторонне рассматривает методы и приёмы изучения сказки.
В предложенной разработке в чёткой логической последовательности изложены все этапы изучения темы: от работы детей с компьютером до игровых моментов второй части цикла уроков. Предложенный автором опыт работы может быть с успехом применён в начальной школе. Практическая значимость данной разработки заключается в использовании ИКТ на современном уроке.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.
Одним из важных условий достижения целей урока литературного чтения в начальной школе является развитие активной речевой и мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в данные виды деятельности имеет методика работы учителя. Наглядным примером этому служат представленные уроки.
Данный урок направлен на изучение нового материала. Из конспекта уроков и дополнительных медиаматериалов к урокам видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока: четко продумана и поставлена проблема урока, наличие проблемных вопросов; выдвижение учащимися гипотез для решения данной проблемы и их подтверждение. Суть проблемного обучения – воспитание и развитие творческих способностей учащихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы ученика. Поэтому выбор учителем данного метода обучения не случаен.
Тема, цель и задачи урока обозначены. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление распределены как по времени, так и по объему.
Основной задачей учителя перед проведением урока является создание условий ученикам для самостоятельной работы (создание слайдов для словарной работы) и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность, занимает достаточную часть урока – что является высоким показателем урока.
Для повышения интереса к уроку, учитель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Групповая форма работы - используется во второй части урока – подведение итогов с элементами игры в музыкальном сопровождении) позволяет поддерживать активность и внимание учащихся. При подведении итогов учитель учитывает не только результаты выполнения работы каждого ученика.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно - исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика (работа над выделением главной мысли в сказке).
Для успешного достижения цели урока применяются и различные формы организации познавательной деятельности:
· Фронтальная беседа;
· Индивидуальная деятельность учащихся;
· Практическая работа – чтение, словарная работа;
· Индивидуальная деятельность.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором видом работ. Использование на уроке интерактивной доски позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Вторая часть цикла уроков позволяет в игровой форме закрепить положительный эмоциональный фон урока.
Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку, усвоения нового материала.
Урок является инновационным, интересным, познавательным, «учит не мыслям, а мыслить» (Кант).
Одним из важных условий достижения целей урока литературного чтения в начальной школе является развитие активной речевой и мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в данные виды деятельности имеет методика работы учителя. Наглядным примером этому служат представленные уроки.
Данный урок направлен на изучение нового материала. Из конспекта уроков и дополнительных медиаматериалов к урокам видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока: четко продумана и поставлена проблема урока, наличие проблемных вопросов; выдвижение учащимися гипотез для решения данной проблемы и их подтверждение. Суть проблемного обучения – воспитание и развитие творческих способностей учащихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы ученика. Поэтому выбор учителем данного метода обучения не случаен.
Тема, цель и задачи урока обозначены. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление распределены как по времени, так и по объему.
Основной задачей учителя перед проведением урока является создание условий ученикам для самостоятельной работы (создание слайдов для словарной работы) и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность, занимает достаточную часть урока – что является высоким показателем урока.
Для повышения интереса к уроку, учитель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Групповая форма работы - используется во второй части урока – подведение итогов с элементами игры в музыкальном сопровождении) позволяет поддерживать активность и внимание учащихся. При подведении итогов учитель учитывает не только результаты выполнения работы каждого ученика.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно - исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика (работа над выделением главной мысли в сказке).
Для успешного достижения цели урока применяются и различные формы организации познавательной деятельности:
· Фронтальная беседа;
· Индивидуальная деятельность учащихся;
· Практическая работа – чтение, словарная работа;
· Индивидуальная деятельность.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором видом работ. Использование на уроке интерактивной доски позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Вторая часть цикла уроков позволяет в игровой форме закрепить положительный эмоциональный фон урока.
Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку, усвоения нового материала.
Урок является инновационным, интересным, познавательным, «учит не мыслям, а мыслить» (Кант).
Новизна работы
Практическая значимость