В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Элементы краеведения на уроках математики

Элементы краеведения на уроках математики

Любовь Ершова
Тип материала: другое
просмотров: 5771 комментариев: 1
Краткое описание
Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.
Описание
Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья.doc Скачать

Ершова Л.Г.

учитель математики

МАОУ СОШ №1

г. Кунгур, Пермский край


Элементы краеведения на уроках математики


Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Задача школы на современном этапе, в условиях модернизации существующей системы российского образования, – не просто дать ребятам как можно больше знаний. Школа должна учить умению учиться, т.е. знания должны стать результатом увлекательного поиска истины, дающего возможность использовать их в нестандартной, заведомо не прогнозируемой ситуации.

С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире. Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира. Я решила объединить такие разные, на первый взгляд, предметы, как математика и краеведение.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.

Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря ее содержанию, но и за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин.

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Применение на уроках местного краеведческого материала позволяет успешно решать эту задачу.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет ученику сохранить богатые национальные традиции родного народа, то есть помогает сформировать компетентности гражданственности.

Я поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны.

Задача учителя состоит в том, чтобы разработать дидактический материал на основе краеведения, определить алгоритм преподавания математики с использованием краеведческого материала.

Как можно использовать краеведческий материал на уроках математики? Приведу примеры устных задач.

Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Кунгура до Перми, используя масштаб, определите это расстояние в километрах (100 км).

Задача 2. За сколько часов может проехать это расстояние поезд, двигаясь со средней скоростью 50 км/ч?

Задача 3. В 2013 году нашему городу Кунгуру исполнится 350 лет. В каком году был основан город?

Использование краеведческого материала на уроках несет большой объем знаний по различной тематике: география, животный и растительный мир, история, литература, фольклор. Использование такого материала – ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели: обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная связь с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, вызывает у них интерес к истории города, села, происхождению фамилий, имен, названий городов, сел, рек. Грамотное использование краеведческого материала воспитывает в школьниках патриотические чувства, не оставляет их равнодушными к проблемам малой родины, вырабатывает активную жизненную позицию.

Цель использования краеведческого материала на уроках в школе – формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

При использовании краеведческого материала на уроках важно придерживаться определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязи местного и общего исторического, географического и литературного материалов.

На таких уроках следует широко использовать наглядность; иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы.

Краеведческий материал к уроку можно найти в книгах, в местных газетах, в социальных сетях, но только не для уроков математики. Нет таких источников, где были бы составлены задачи с использованием материала о Кунгуре. Изучив необходимую литературу, постаралась составить такие задачи на основе краеведческого материала с использованием материала о родном городе Кунгуре.

Математика... Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.






Задачи краеведческого характера.


  1. Особую известность получил стекольный завод Юхнева Василия Егоровича. Завод состоял из двух фабрик, на которых изготавливались оконное стекло и разная посуда. Стекло делали из золы, хвои еловой и пихтовой, сплавочного песка. Пеньковую глину для горшков и песок покупали в Кишерти по 5 коп. за пуд. Золу поставляли окрестные крестьяне по 20 коп. за пуд. В год для работы завода было необходимо 810 пудов песка, 3240 пудов золы, 400 пудов глины. Сколько денежных средств необходимо затратить в год на сырье для производства горшков и стекла? Сколько килограмм песка, золы и глины необходимо для работы завода в год?

  2. Стекло на заводе Юхнева В.Е. получалось «посредственной доброты» – зеленое, но чистое. Также выпускалась различная посуда: штофы, бутылки, банки, кувшины и кружки. Ведерный бутыль стоил 1 рубль, полуведерный бутыль – 50 копеек, кувшин – 20 копеек, кружка молочная – 25 копеек. Всего за год завод выпускал продукции на 3330 рублей. Сколько и какой продукции мог выпустить завод за год?

  3. Купец Летунов Максим Федотович единственный в городе торговал обоями и клеенкой. В магазине был представлен богатый выбор этих товаров: обои по цене от 7 копеек до 1 рубля за кусок, клеенка от 25 копеек до 1 руб. 20 копеек за аршин. Сколько метров клеенки по цене 1рубль 20 копеек можно купить на 10 рублей?

  4. На строительство Технического училища Губкин А.С. истратил 1000000 рублей. На строительство Елизаветинской рукодельной школы истратил 360000 рублей. Самый красивый особняк Дубинина Е.Я. оценивался в 15000 рублей. Сколько особняков можно было построить на средства затраченные Губкиным А.С. на строительство Елизаветинской рукодельной школы и Технического училища?

  5. Благовещенский собор – самый первый каменный храм Кунгура. Церковный староста Переляев Кузьма Тимофеевич в 1699 году подрядил помещичьего крестьянина Кузнецова Сидора сделать для собора в Кунгуре 300 тысяч кирпича по 30 алтын за тысячу. Кирпич был изготовлен мерою «против государева кирпича орленаго, длиною 7 вершков, а шириной на связь, а толщиной 1 ½ вершка». Сколько средств в рублях заплатили за кирпич? Определите размер одного кирпича?

  6. На постройку Церкви во имя Тихвинской Иконы Божией Матери израсходовали свыше 70 тысяч рублей. Это был весьма обширный и богато украшенный храм. Данная церковь относится к храмам трапезного типа. Длина основного храма с апсидой 6 сажень, ширина – 5 сажень. Общая длина здания 26 сажень, ширина 41 сажень. Определите площадь в м2 общего здания и основного храма с апсидой.

  7. В 1663г. на господствующей высоте у слияния рек Сылвы и Ирени был второй раз построен город Кунгур. В 1675г. Кунгуряки построили рубленую деревянную крепость-кремль для защиты от татар и башкир. Сколько лет прошло с момента восстановления города на новом месте до наших дней? Сколько прошло времени с момента восстановления города до постройки крепости? Сравните полученные числа.

  8. В начале XVIII в. главным в торговле был хлеб. На Кунгурском рынке ежегодно продавалось не менее 145000 пудов хлеба. Наш хлеб везли даже в Нижний Новгород. Переведите, сколько килограммов хлеба продавали в Кунгуре, если 1 пуд равен 17360 г.


  1. В середине 19в. салотопильные заводы Кунгура давали до 100 000 пудов сала в год, до 80 000 пудов отправлялось водным путем в Петербург. Сколько пудов сала оставалось в городе? Переведи ответ в килограммы и в проценты.

  2. Кунгурская Ледяная пещера – уникальный геологический памятник, одна из крупнейших карстовых пещер в России. Протяженность этой пещеры 5700 метров, из них 1,5 километров оборудовано для посещения туристами. Самая большая глубина – 27 метров. Насколько метров длина пещеры больше глубины? Сколько километров пещеры не оборудовано для прохождения туристами?

  3. В 1932г. в городе Кунгуре был построен Сылвенский мост, который не имеет аналогов на Урале. У него очень интересная история возникновения. На железнодорожной станции Кунгур обнаружили состав с конструкцией моста. Очень долго искали, откуда появился этот поезд, но так и не нашли. Вот так и появился в нашем городе мост через реку Сылва. Сколько лет этому мосту?

  4. Гостиный двор в городе Кунгуре это памятник архитектуры 19 века. Он построен по чертежам пермского архитектора Р. О. Карвовского. По замыслу создателей он представляет собой восьмиугольник. Длина здания 85,5 метров, а высота 8,7 метра. Найдите периметр Гостиного двора.



Список литературы


  1. Под ред. Т. А. Ключарева Кунгурская Ледяная пещера Пермское книжное издательство г. Пермь 1990г.

  2. Лепихина З. Я. «Православный Кунгур» «Энтер – Профи» 1999г.

  3. С. Мушкалов Забытое Кунгурское купечество «Кунгурская типография» Кунгур 2001г.

  4. Наумкин Д. В., Севастьянов В. М., Лавров И. А. Кунгурский заповедный край – Пермь: ООО «Раритет – Пермь», 2004г.

  5. Похожаева Т. В., Сметанин Г. П., Черных Е. А. Твое Прикамье. Береги свой дом: эколого-краеведческая хрестоматия – Пермь: Пушка, 2001г.

  6. Материалы Кунгурского краеведческого музея.


2


Обсуждение материала
Марина Гилярова
28.02.2013 00:48
Преподаватель освещает интересную и познавательную тему, доказывая необходимость ее использования при изучении математики. Действительно, обучение с элементами краеведения позволяет решить множество воспитательных и развивающих задач. К сожалению, материал имеет низкую уникальность текста. Некоторые абзацы статьи взяты с сайта  
http://sd1.uchebalegko.ru/docs/101500/index-1661.html  
Материалы статьи можно применять в образовательном процессе, но автору следует более тщательно готовить текстовые документы для всеобщего обозрения, снижая уровень неавторской информации.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос