Методическая разработка занятия по ознакомлению с цифрами и счётом
Невареных Светлана Викторовна
специалист по работе с молодёжью
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), г. Ноябрьск
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодёжью «Факел»
Проект «Путешествие в мир знаний»
Методическая разработка занятия по ознакомлению с цифрами и счётом
Кружок «Малышок»
Дети 6 -7
(35 минут)
-
Паспорт методической разработки:
-
Место проведения: МБУ ЦРДП и М «Факел» мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск ЯНАО
-
Форма проведения: занятие
-
Цель: учить считать
-
Задачи:
-
закрепить умение решать задачи, примеры и неравенства,
развивать логическое мышление,
воспитывать усидчивость и внимательность
1.5. Участники занятия: дети 6-7 лет
1.6. План занятия:
1). Сообщение темы и цели занятия.
2). Устный счёт.
3). Итог.
4). Работа по теме.
а). Продолжить узор.
б). Решение задачи.
в). Решение примеров.
г). Решение неравенств.
д). Подведение итогов занятия.
1.7. Ожидаемый результат: совершенствование умения решать задачи, примеры и неравенства
1.8. Материал, необходимый для проведения занятия: таблицы, рисунки с изображением планет и ракеты «Малышок», счётный материал, фонограмма
Аннотация:
Данная разработка представляет собой конспект занятия по ознакомлению с цифрами и счётом кружка «Малышок» по подготовке детей 6 – 7 лет к поступлению в 1-й класс. Эта разработка может быть использована в ДОУ и в 1-м классе общеобразовательной школы.
-
Содержание разработки.
-
Сообщение темы и цели.
-
- Ребята, какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?
- Почему?
- Сегодня у нас необычное занятие: мы все на время станем космонавтами и отправимся на звездолёте «Малышок» к далёким планетам, где будем помогать инопланетянам решать задачи, примеры и неравенства.
2.2. Устный счёт.
Прежде чем отправиться в полёт, космонавты проходят предполётную подготовку. Этим мы сейчас и займёмся.
1). Счёт до 20 и обратно.
2). Работа по цифровому ряду:
- назвать предыдущее число,
- следующее число,
- назвать числа в определённом порядке.
2.3. Итог.
Вот мы и прошли предполётную подготовку. Готовимся к старту.
2.4. Работа по теме.
1). Продолжить узор.
- Сейчас мы проверим техническую готовность нашего звездолёта – его навигационную систему, то есть умение ориентироваться в пространстве.
- Открываем наши космические тетради и продолжаем узор.
2). Решение задачи.
- Мы готовы к полёту. Занимаем свои места и летим на планету «Задачная» (Фонограмма).
- Вот мы и прибыли.
- Оказывается, жители этой планеты никак не могут посчитать свои ракеты.
- Давайте поможем им.
- На космодроме было 6 ракет (демонстрация). 2 ракеты улетели. Сколько ракет осталось?
- Назовите условие задачи.
- Вопрос задачи.
Запись с помощью рисунка условия задачи.
- Как мы узнаем, сколько ракет осталось? Что для этого надо сделать?
Запись решения.
- Почему отнимали 2?
3). Решение примеров.
- Молодцы. Вы помогли жителям планеты «Задачная». Давайте с ними попрощаемся и полетим дальше. Нас ждёт планета «Примерная».(фонограмма)
А здесь не умеют решать примеры.
- Научим примерян решать примеры?
4). Решение неравенств.
- Занимаем места в звездолёте и оправляемся дальше. (фонограмма)
- Приземляемся на планету «Неравенство».
- Обитатели этой планеты не верят, что такие маленькие космонавты умеют решать неравенства.
- Давайте докажем им обратное.
2.5. Подведение итогов занятия.
- Ребята, нам пора возвращаться на свою планету. (фонограмма)
- Вот мы и дома. Давайте вспомним, как мы готовились к полёту, на каких планетах побывали, что там делали.
- А что вам больше всего понравилось, запомнилось?
- Вы все молодцы! Из вас получились отличные космонавты!
- На этом наше необычное занятие закончено.
Литература:
-
Игнатьева Т.В. 500 вопросов для проверки готовности ребёнка к школе. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
-
Крылова О.Н. Я учусь считать. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Степанов В.А. Уроки арифметики. – М.: ООО Издательство «Фламинго», 2011.
-
Чекмарёв Я.Ф. Учимся считать. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
2. Содержание занятия.
I. Сообщение темы.
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы отправимся в гости к хозяйке леса.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Хозяйка леса:
Здравствуйте, ребята!
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Лес – это наше богатство.
Лес – это зелёный наряд нашей земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды – людям.
А сейчас давайте проверим ваши знания о лесе.
II. Работа по теме.
Ведущий: Начинаем нашу игру-викторину.
-
Первый конкурс «Разминка»
Я буду задавать вопросы. Чья команда ответит первой, получит 1 балл.
- Растёт ли дерево зимой? (Нет)
- Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи)
- В названии какой птицы 40 гласных? (Сорока)
- Почему лоси могут сравнительно легко бегать по таким болотам, где любое другое животное их веса увязло бы? (У лосей копыта с перепонками)
- Куда зайцу удобнее бежать – в гору или с горы? (В гору, так как у него передние лапы короче задних)? (Летучая мышь)
- Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)
- Где у кузнечика уши? (На ногах)
- Листья каких деревьев краснеют осенью? (Клён, осина, рябина)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
2. Второй конкурс «Напиши названия деревьев»
Хозяйка леса:
А теперь я хочу посмотреть, как хорошо вы знаете деревья в моём лесу.
Каждой команде выдаётся карточка с изображением веток различных деревьев. Команды должны вписать названия деревьев в клеточки. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
3.Третий конкурс «Музыкальная шкатулка».
Ведущий: сейчас у вас впереди музыкальное испытание.
Команды по очереди исполняют песни о животных.
Побеждает команда, последней спевшая песню.
4. Четвёртый конкурс «Растеряшки».
Хозяйка леса: Следующий конкурс называется «Растеряшки» вам необходимо угадать название животного или растения.
Каждой команде выдаётся конверт со списком животных и растений, в названиях которых отсутствуют несколько букв.
-
Пан…
-
Нос…
-
Вор…
-
Газ…
-
Кара…
-
Верти…
-
…сук
-
…вол
-
…тик
-
…лён
5. Пятый конкурс «Конкурс актёрского мастерства»
Ведущий: Объявляю следующий конкурс.
Капитаны вытягивают задание изобразить:
- пение кукушки
- крик петуха
Но сделать это нужно как можно смешнее. В этом конкурсе каждая команда получает по 1 баллу.
6. Шестой конкурс «Живые синонимы»
Хозяйка леса: Давайте проверим вашу наблюдательность.
Дети должны вспомнить как и ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Задание: продолжить.
-
Могучий, как…(орёл).
-
Вольный, как…(птица).
-
Мудрый, как…(ворон).
-
Вороватый, как…(сорока).
-
Надутый, как… (индюк).
-
Одетый, как…(павлин).
-
Длинноногий, как… (журавль).
-
Трещать, как …(сорока).
-
Долбить (говорить одно и то же), как …(дятел).
7. Седьмой конкурс «Зооэстафета».
Ведущий: Следующий конкурс подвижный, связанный со знанием повадок лесных обитателей.
Задания:
Допрыгать до стойки и обратно, как лягушка.
Доползти до стойки и обратно, как змея.
Прокатиться животом на мячике, как ёжик.
Пробежать, как волк.
8. Восьмой конкурс «Двойная жизнь животных».
Хозяйка леса: Ну что ж, повадки лесных жителей вам известны. Давайте проверим вашу смекалку.
Задание: отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ.
Вопросы задаются командам по очереди.
- Любитель зимнего плавания. (Морж)
- Пешеходный переход. (Зебра)
- Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь)
- Автобусный безбилетник. (Заяц)
- Заменитель колёс у трактора и танка. (Гусеница)
- Любитель очень рано вставать. (Жаворонок)
- Любитель очень поздно ложиться. (Сова)
- Небольшой выступ на передней части стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка)
- Сторона монеты, противоположная решке. (Орёл)
- Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей)
- Специальная сумка с лямками для переноски младенцев. (Кенгуру)
- Имя писателя-классика Толстого. (Лев)
- Известная германская компания, выпускающая спортивную обувь, одежду и инвентарь. (Пума)
- Приспособление, которое электромонтёр надевает на ноги, чтобы залезть на опору линии электропередачи. (Кошки)
- Спортивный снаряд в гимнастике. (Конь)
- Грибы рыжего цвета. (Лисички)
- Мужская причёска в виде коротко остриженных стоячих волос. (Ёжик)
- Иномарка. (Ягуар)
- Отечественная марка машины Горьковского автозавода. (Газель)
- Известная зарубежная фирма по производству обуви. (Саламандра)
- Галстук.(Бабочка)
9. Девятый конкурс «Танцевальный мир животных»
Ведущий: Предлагаю вам поучаствовать в танцевальном конкурсе
Задание: станцевать, как слон, обезьяна, лиса, ёжик, медведь.
-
Десятый конкурс «Самые необыкновенные животные».
Хозяйка леса: И заключительный конкурс «Самые необыкновенные животные»
Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Какое животное обладает самым мощным укусом? (Гигантская белая акула)
- Какое животное самое живучее? (Губка. Это одно из самых примитивных морских животных. Если какая-то часть её тела отламывается или съедается хищником, то тут же вырастает снова)
- Какая птица самая быстрая? (Стриж-колючехвост. Скорость его полёта может достигать 170 километров в час, за день стрижи могут пролететь до 900 километров)
- Самая быстрая рыба? (Парусник. Эта рыба может плавать со скоростью 109 километров в час)
- Самое быстрое животное на суше? (Гепард. Гепарды могут развивать скорость до 110 километров в час)
- какое животное самое большое из всех, которые когда-либо обитали на Земле? (Голубой кит. Своими размерами он превосходит даже динозавров. Его длина в среднем составляет 80 метров, а вес 122 тонны)
- Какое животное наиболее опасно для человека? (За всю историю человечества комары и москиты явились причиной половины всех смертей людей; они являются переносчиками таких страшных болезней, как жёлтая лихорадка и малярия)
- Самое крупное наземное животное? (Африканский слон)
- Какое из животных является величайшим путешественником? (Полярные крачки. Ежегодно они совершают из Арктики в Антарктику и обратно путешествие длиной в 38400 километров)
III. Итог мероприятия.
-
Литература:
-
Зайцева О.Н., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К», 1998.
-
Мальцева Л.И. Игры-сценарии для внеклассных мероприятий. – Ростов н/Д: Феликс, 2005
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
С уважением, Дулатова Н.И.