Каменный уголь
Краткое описание
Урок открытия новых знаний
Цели:
• расширить и углубить знания о каменном угле;
• развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся;
• развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность;
• привести знания учащихся в систему;
• создать условия для формирования чувства гордости за родной край.
Цели:
• расширить и углубить знания о каменном угле;
• развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся;
• развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность;
• привести знания учащихся в систему;
• создать условия для формирования чувства гордости за родной край.
Описание
Предмет: «Биология. Неживая природа- 6 класс» Тема: «Каменный уголь§ 43». ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний Цели: · расширить и углубить знания о каменном угле; · развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся; · развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность; · привести знания учащихся в систему; · создать условия для формирования чувства гордости за родной край.
Техническое обеспечение:ПК учителя, интерактивная доска, мультимедиа проектор, экран, слайд-презентация «Каменный уголь», карта – “Полезные ископаемые РФ”, загадки. Основные понятия: антрацит, каменный уголь, бурый уголь, шахта, шахтер, каменноугольная смола, кокс, светильный газ
Оборудование и наглядные пособия:учебники, тетради для самостоятельной работы, карточки «Свойства полезных ископаемых (глина, гранит, песок)» плакаты, молоток, каменный уголь. План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний I. Работа с «Дневником наблюдения»
а) Рассказ о феврале. (слайд№ 2) Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега! То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно Наступил февраль, то верно. Февраль– снежень, бокогрей, лютый. (слайд№ 3) 1 февраля– какова в этот день погода, таков будет и весь февраль. Ну, природа есть природа. А какая же на улице погода? б)*Характеристика погоды: Облачность. Осадки. Температура. Ветер. *Работа в группах (сообщить). II. Проверка домашнего задания
а) Игра «Собери слова»(слайд№ 4) еыпзноел — полезные киесыоапем – ископаемые Учитель:– Что такое полезные ископаемые?(слайд№ 5) Учащиеся:Полезные ископаемые*- это породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Учитель:— Полезные ископаемые бывают…(слайд№ 6) Учащиеся:— твердые, жидкие, газообразные. б) Отгадать загадки:
в) Задания группам: подчеркнуть их свойства полезных ископаемых, соответствующим: глине; граниту; песку;
Где применяют?
III. Работа над новым материалом
а) Отгадать загадку:(слайд№ 13) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) б) Применение каменного угля в хозяйстве Вводная беседа Учитель:— Потрогайте батареи отопления – горячие! Почему? Учитель:Откуда пришла в батареи горячая вода? Учитель:Чем нагревают воду в котлах? Демонстрация
Щелчок выключателя – загорелись электролампы – мы получили свет. Учитель:Почему загорелись электрические лампы? Учитель:Откуда поступает ток? Учитель:Где ещё, кроме освещения, применяется электричество? **Из каменного угля делают: краски, пластмассы, резину, лекарства. Вывод:Каменный уголь – источник тепла и энергии, важное химическое сырьё. в) Свойства каменного угля. Работа в группах с каменным углем. Демонстрация
Свойства:
Цвет – чёрный. Твёрдость – сломать руками. Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой бумаге). Растворение в воде – стакан с водой (нет). Горение – главное свойство каменного угля. (слайд № 14) Итог: Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. Образовался из отмерших древних растений. Чтение текста стр. 134, запись в тетради. В природе встречается три вида каменного угля: ü Антрацит – чёрного цвета, блестящий, выделяет много тепла. (слайд № 15)
ü Обыкновенный каменный уголь — чёрного цвета, меньше блеска, пачкает руки, хуже горит, выделяет меньше тепла. (слайд № 16)
ü Бурый уголь – тёмно-бурый цвет, не блестит, горит плохо и мало выделяет тепла. (слайд № 17)
г) Добыча каменного угля IV. Отгадывание ребусов
· Шахта – это глубокие колодцы, которые доходят до пластов каменного угля. (слайд № 18)
· Разрез(слайд № 19)
· шахтёр (слайд № 20)
V.Рассказ учителя Каменный уголь в основном залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность, поэтому уголь находили давно… в оврагах, по берегам рек. Люди из любопытства бросали его в огонь, но при горении уголь сильно коптит и выделяет резкий запах (много углекислого газа), поэтому в кострах уголь не применяли. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни.(слайд № 21)
Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
Слова его оказались пророческими. Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах. Показать устройство шахты (рисунок 87, стр. 135) и труд шахтёра. (слайд № 22)Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в ладони и под ногти въелась угольная пыль. При бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью. Она попадает в лёгкие, и человек много дней отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из лёгких). Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью, образованной при бурении пласта, ведь не везде лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает силикозом – профессиональным заболеванием шахтёров. Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в шахтах большие и умные машины, помогающие шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины применяют там, где пласт угля имеет толщину около 1 метра и больше, но во многих шахтах уголь добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см, здесь машину не применишь. И шахтёр работает, согнувшись, или даже лёжа тяжёлым отбойным молотком (иногда можно видеть отбойный молоток на улице – им вскрывают асфальт, при этом молоток издаёт звук, похожий на стрельбу из пулемёта, и сильно трясётся). Удержать его в руках целую смену может только очень сильный человек. Представляете, как болят у шахтёра руки после смены? К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн (1400 человек). В среднем 4 человека в день. VI.Месторождения каменного угля
Месторождение – что это? Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом. Работа с физической картой России, с атласами. В России много месторождений каменного угля. Самые крупные из них:
*Печорское – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я. Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима. VII.Образование каменного угля Рассказ учителя, демонстрация отпечатков, картина (леса карбона). Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, – зрелище завораживающее. Откуда же взялся каменный уголь? Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было). По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах. Умирая, растения (трава, деревья) образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом – ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле миллионы лет назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батарей отопления.
Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы» – чудо-консервы. VIII. Итог урока Оценивание работы учащихся. IX. Домашнее задание
Применение каменного угля. Каменный уголь – ценное ископаемое. Им отапливают жилые помещения, используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций. Из каменного угля при нагревании до высокой температуры в закрытых огнеупорных камерах получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ. Из каменного угля делают:краски, пластмассы, резину, лекарства. Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Техническое обеспечение:ПК учителя, интерактивная доска, мультимедиа проектор, экран, слайд-презентация «Каменный уголь», карта – “Полезные ископаемые РФ”, загадки. Основные понятия: антрацит, каменный уголь, бурый уголь, шахта, шахтер, каменноугольная смола, кокс, светильный газ
Оборудование и наглядные пособия:учебники, тетради для самостоятельной работы, карточки «Свойства полезных ископаемых (глина, гранит, песок)» плакаты, молоток, каменный уголь. План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний I. Работа с «Дневником наблюдения»
а) Рассказ о феврале. (слайд№ 2) Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега! То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно Наступил февраль, то верно. Февраль– снежень, бокогрей, лютый. (слайд№ 3) 1 февраля– какова в этот день погода, таков будет и весь февраль. Ну, природа есть природа. А какая же на улице погода? б)*Характеристика погоды: Облачность. Осадки. Температура. Ветер. *Работа в группах (сообщить). II. Проверка домашнего задания
а) Игра «Собери слова»(слайд№ 4) еыпзноел — полезные киесыоапем – ископаемые Учитель:– Что такое полезные ископаемые?(слайд№ 5) Учащиеся:Полезные ископаемые*- это породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Учитель:— Полезные ископаемые бывают…(слайд№ 6) Учащиеся:— твердые, жидкие, газообразные. б) Отгадать загадки:
Если встретишь на дороге – То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) (слайд№ 7) |
Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)(слайд№ 8) |
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) (слайд№ 9) |
Глина (слайд№ 10) |
Гранит (слайд№ 11) |
Песок (слайд№ 12) |
твёрдое; |
очень крепкое; | чёрного цвета; |
плохо пропускает воду; | вязкое; |
сыпучее; |
чёрного цвета; | сыпучее; | горючее; |
пластичное; | жёлтого цвета; | жёлтого, белого цвета; |
красного, белого, голубого, серого цвета; |
белого, серого, красного цвета; | хорошо пропускает воду; |
сыпучее; | хорошо полируется; | имеет запах; |
вязкое; | зернистое ископаемое; |
отдельные песчинки округлой формы; |
Глина |
Гранит |
Песок |
строительство; | строительство; | строительство; |
изготовление кирпича; | отделка; | стекло; |
глиняная посуда; | плитка, черепица; | в быту; |
а) Отгадать загадку:(слайд№ 13) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) б) Применение каменного угля в хозяйстве Вводная беседа Учитель:— Потрогайте батареи отопления – горячие! Почему? Учитель:Откуда пришла в батареи горячая вода? Учитель:Чем нагревают воду в котлах? Демонстрация
Щелчок выключателя – загорелись электролампы – мы получили свет. Учитель:Почему загорелись электрические лампы? Учитель:Откуда поступает ток? Учитель:Где ещё, кроме освещения, применяется электричество? **Из каменного угля делают: краски, пластмассы, резину, лекарства. Вывод:Каменный уголь – источник тепла и энергии, важное химическое сырьё. в) Свойства каменного угля. Работа в группах с каменным углем. Демонстрация
Свойства:
Цвет – чёрный. Твёрдость – сломать руками. Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой бумаге). Растворение в воде – стакан с водой (нет). Горение – главное свойство каменного угля. (слайд № 14) Итог: Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. Образовался из отмерших древних растений. Чтение текста стр. 134, запись в тетради. В природе встречается три вида каменного угля: ü Антрацит – чёрного цвета, блестящий, выделяет много тепла. (слайд № 15)
ü Обыкновенный каменный уголь — чёрного цвета, меньше блеска, пачкает руки, хуже горит, выделяет меньше тепла. (слайд № 16)
ü Бурый уголь – тёмно-бурый цвет, не блестит, горит плохо и мало выделяет тепла. (слайд № 17)
г) Добыча каменного угля IV. Отгадывание ребусов
· Шахта – это глубокие колодцы, которые доходят до пластов каменного угля. (слайд № 18)
· Разрез(слайд № 19)
· шахтёр (слайд № 20)
V.Рассказ учителя Каменный уголь в основном залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность, поэтому уголь находили давно… в оврагах, по берегам рек. Люди из любопытства бросали его в огонь, но при горении уголь сильно коптит и выделяет резкий запах (много углекислого газа), поэтому в кострах уголь не применяли. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни.(слайд № 21)
Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
Слова его оказались пророческими. Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах. Показать устройство шахты (рисунок 87, стр. 135) и труд шахтёра. (слайд № 22)Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в ладони и под ногти въелась угольная пыль. При бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью. Она попадает в лёгкие, и человек много дней отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из лёгких). Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью, образованной при бурении пласта, ведь не везде лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает силикозом – профессиональным заболеванием шахтёров. Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в шахтах большие и умные машины, помогающие шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины применяют там, где пласт угля имеет толщину около 1 метра и больше, но во многих шахтах уголь добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см, здесь машину не применишь. И шахтёр работает, согнувшись, или даже лёжа тяжёлым отбойным молотком (иногда можно видеть отбойный молоток на улице – им вскрывают асфальт, при этом молоток издаёт звук, похожий на стрельбу из пулемёта, и сильно трясётся). Удержать его в руках целую смену может только очень сильный человек. Представляете, как болят у шахтёра руки после смены? К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн (1400 человек). В среднем 4 человека в день. VI.Месторождения каменного угля
Месторождение – что это? Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом. Работа с физической картой России, с атласами. В России много месторождений каменного угля. Самые крупные из них:
*Печорское – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я. Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима. VII.Образование каменного угля Рассказ учителя, демонстрация отпечатков, картина (леса карбона). Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, – зрелище завораживающее. Откуда же взялся каменный уголь? Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было). По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах. Умирая, растения (трава, деревья) образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом – ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле миллионы лет назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батарей отопления.
Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы» – чудо-консервы. VIII. Итог урока Оценивание работы учащихся. IX. Домашнее задание
Применение каменного угля. Каменный уголь – ценное ископаемое. Им отапливают жилые помещения, используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций. Из каменного угля при нагревании до высокой температуры в закрытых огнеупорных камерах получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ. Из каменного угля делают:краски, пластмассы, резину, лекарства. Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Глина |
твёрдое; |
плохо пропускает воду; |
чёрного цвета; |
пластичное; |
красного, белого, голубого, серого цвета; |
сыпучее; |
вязкое; |
Гранит |
очень крепкое; |
вязкое; |
сыпучее; |
жёлтого цвета; |
белого, серого, красного цвета; |
хорошо полируется; |
зернистое ископаемое; |
Песок |
чёрного цвета; |
сыпучее; |
горючее; |
жёлтого, белого цвета; |
хорошо пропускает воду; |
имеет запах; |
отдельные песчинки округлой формы; |
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Поурочное планирование
Естествознание
6 класс
13 февраля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»
- Международный вебинар «Методика и технологии изготовления аппликаций в разных возрастных группах ДОО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»