Логопедическое занятие "НОД. Звуки В, Вь, буква В"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»
Тема. Звуки В, Вь, буква В.
Автор
учитель – логопед
Козловская Галина Дмитриевна
Прокопьевск 2013
Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.
Интеграция (НОД): («Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)
Задачи:
-
закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)
-
способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)
-
стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)
-
продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. ("Социализация")
Материалы и оборудование: панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.
Методические приемы: ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.
Предварительная работа: заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.
Логика непосредственно – образовательной деятельности.
I.Организационный момент.
1.Закличка с элементами психогимнастики ( В кругу).
Логопед. С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.
-
Что значит «закликать»? (звать, приглашать)
Давайте мы позовем солнышко в гости.
Дети. «Здравствуй, солнышко - колоколышко!
Приходи к нам в гости!
Нам рано вставать,
Нам весну встречать!»
Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)
Логопед. Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой
приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.
2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»
Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно
разделиться на три группы.
(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).
Каждая группа должна выполнить задание:
-
прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов; ( Ветер похитил звуки.)
-
назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах: вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)
-
назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах: пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)
II. Знакомство со звуками В, Вь.
Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи
Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в
гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.
Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.
Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.
1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.
а. Расскажем о звуках В и Вь.
Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)
Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.
-
Как его фамилия?
(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)
Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.
-
Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)
-
Звонкий или глухой звук? (Звонкий)
-
Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый? (Твердый)
-
Какой костюмчик носит? (Синий)
-
Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)
Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)
-
Какой он носит костюмчик? (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)
б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»
Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.
На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких - глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.
2. Игра «Ветрилки – вопилки».
Играют две команды.
Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.
Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.
1команда мальчиков (Произнести тихо.)
Ву – ву – ву, ву – ву – ву,
- Васильков букет нарву.
2 команда девочек (Сообщить так, чтобы все услышали.)
Ви – ви – ви, ви – ви – ви,
- Только много их не рви.
3. Игра «Прятки».
Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.
а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».
Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.
Там что-то спрятано.
Нужно отыскать, выполнив задания:
-
изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;
-
написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.
На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)
б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»
-
Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).
Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;
вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.
(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.
4.Динамическая пауза (Под музыку)
-
Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;
как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям. (Дети при этом произносят звуки В и Вь).
Давайте превратимся в птиц и полетаем.
-
Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь. (Воробей, ворона, сова)
5. Звуковой анализ слова «Сова».
-
Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.
(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками.
Сильные дети работают на конторках, один - у мольберта, остальные - на местах.)
Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).
7. Работа с ребусами.
Расшифровать ребусы.
-
Что это? (Буква О)
-
Узнать, какие слова спрятались в О?
Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в О»? Так и будете отвечать: « В О и далее называете буквы».
Выставляются картинки вола и волка.
-
Чем отличается вол от волка?
( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).
Составить предложения со словами вол и волк по схемам.
1 ______ _______ . 2 ______ ________ _______.
-
Разгадать следующие ребусы.
III. Знакомство с буквой В.
Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.
-
Прочитайте еще раз заклинание: «ВОЛ – ВОЛК – ВОСК – ВОРОТА».
-
Найдите ключик с обратной стороны стола и указательным пальчиком обведите букву В под счет: «1, 2, 3!»
(На боковой ножке стола находится ключ – буква В)
IV. Подведение итога занятия.
Вы открыли дверь, в которой томились звуки В и Вь. (Появляются звуковички В и Вь (Приложение 3). Они все слышали и благодарят за участие в поединке умников и умниц. Так держать! Вы – молодцы! Посчитайте звездочки. Это был честный поединок. Фотографии умников и умниц вы увидите в своей логопедической тетради.
Используемая литература.
1. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.
2.Успенская Л.П., Успенский М. Б.Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В2 ч. Ч.2. –2 – изд. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» ,1995. – 319с.
3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.
- Конспект НОД «Наша армия самая сильная!» (логоритмика) в подготовительной к школе группе
- Конспект непосредственно образовательной деятельности «Любимые игрушки»
- Документация учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения. Варианты заполнения речевых карт воспитанников, логопедических заключений, карт медико - педагогического обследования по отбору детей в речевые группы ДОУ, дошкольный логопункт.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»