Рабочая программа комплексного курса "Основы мировых религиозных культур"
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. · технические средстваобучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе) — демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.); — вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер,, фото- и видеотехника (по возможности) и др.; · экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию; · электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; — дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; · библиотечный фонд(книгопечатная продукция) — учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.); — нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики; — специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; — хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса; — энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.); — религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества); · печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Учебно-методическое обеспечение курса «ОРКСЭ» (4 класс) В зависимости от выбора издательства (извлечение из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885)
Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования | |||
383 |
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур |
4 — 5 |
Просвещение |
Дополнительные материалыпо вопросам преподавания ОРКСЭ также можно найти на тематических интернет-сайтах: 1. Основы религиозных культур и светской этики — http://orkce.apkpro.ru 2. Электронная гуманитарная библиотека — www.gumfak.ru 3. Государственный музей истории религии — www.gmir.ru Основные ресурсы сетиобщественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с введением комплексного курса: 1. сайт Общественной палаты — http://www.oprf.ru 2. сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — http://www.ombudsman.gov.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
РАССМОТРЕНО
Руководитель Плотникова О.В. _____________ «___»__________20____г. |
С методическим советом
_____________
|
___________ пр.№ ____ от___________г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету основы мировых религиозных культур
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее , 4-А класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием класса)
Количество часов 34 ч Уровень базовый_____
(базовый, профильный)
Учитель Терещенко Н.В.
г.Донецк
Ростовская область
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
№ п/п |
Тема урока |
Основные понятия |
Методика, виды работ |
Методы и формы контроля, рефлексии |
Требуемые Ресурсы |
Домашнее задание, Привлечение родителей |
Дата |
1. |
Россия – наша родина |
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. |
Беседа, работа с текстом и иллюстрациями |
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Рассказать членам семьи об известных людях. Придумать вопросы для интервью с известным человеком |
|
2. |
Культура и религия. |
Культура. Религия |
Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями |
Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» |
тесты на диске «Основы мировых религиозных культур». |
Фотографии и изображения священных книг разных религий |
|
3. |
Культура и религия. |
Культура. Религия |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия, христианство, православие» |
|
Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
|
4. |
Возникновение религий. Древнейшие верования |
Пантеон. Многобожие. Завет. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»; |
Прочитать статью из пособия, составить план |
|
5. |
Возникновение религий. Религии мира и их основатели. |
Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
|
6. |
Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака |
Веды, Авеста, Типитака |
Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
|
7. |
Священные книга мира: Тора, Библия, Коран |
Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки |
Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
|
|
8. |
Хранители предания в религиях мир |
Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Ламы |
Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира» |
Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. |
|
9. |
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния |
Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние |
Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. |
|
10. |
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад |
Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции |
Подготовка рассказа на тему |
Самостоятельная работа |
|
Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» |
|
11 |
Человек в религиозных традициях мира |
Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. |
Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации |
Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва – это…». Заполнение таблицы |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » |
|
12. |
Священные сооружения. |
Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. |
|
13. |
Священные сооружения |
Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе |
|
14. |
Искусство в религиозной культуре |
Икона. Каллиграфия. Арабески. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Составить план ответа на тему «Искусство в религиозной культуре …» |
|
15. |
Искусство в религиозной культуре |
Семисвечник. Способы изображения Будды. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить рассказ «Мои впечатления от …» |
|
16. |
Творческие работы учащихся |
|
Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания |
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
Использование мультимедийных средств |
Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
|
17. |
Презентация творческих работ |
|
Защита творческих работ |
Презентации творческих работ |
|
|
|
5 класс |
|||||||
18. |
История религии России |
Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
|
|
19. |
Религии России |
Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий |
|
||||
20. |
Религиозные ритуалы. Обычаи о обряды. |
Обряды. Ритуалы. Таинства.
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить сообщение об обрядах |
|
21. |
Вопросы с.57 |
|
|||||
22. |
Паломничества и святыни |
Паломничества: хадж, накхор |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
|
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Вопросы с.61 |
|
23. |
Праздники и календари |
|
Самостоятельная работа с источниками информации |
Самостоятельная работа |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам |
|
24. |
Праздники и календари |
|
Групповая исследовательская работа |
Исследование |
Краевой диск |
|
|
25. |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира |
Притча |
Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Эссе |
|
26. |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира |
Бодхисаттва |
Групповая работа с источниками информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
|
|
27. |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь |
Милосердие |
Беседа. |
|
УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Эссе |
|
28. |
Семья |
Семья |
Беседа, комментированное чтение |
Мини - сочинение |
Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск |
Мини - сочинение |
|
29. |
Долг, свобода, ответственность, труд |
Ответственность |
Беседа, комментированное чтение |
|
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Сочинение |
|
30. |
Любовь и уважение к Отечеству. |
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ |
Беседа |
Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить сообщение об одной из конфессий. |
|
31. |
Подготовка творческих проектов. |
|
Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания |
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
Использование мультимедийных средств |
Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
|
32. |
|
|
|
||||
33. |
Презентации творческих проектов |
|
Защита творческих работ |
Презентации творческих работ |
|
|
|
34. |
|
|
|
Рабочая программа комплексного курса
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(ОРКиСЭ) модуль «Основы мировых религиозных культур»
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
5. Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур» издательство «Просвещение» 2012г
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:
-
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-
об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-
осознание ценности человеческой жизни;
-
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из блоков, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
-
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
-
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
-
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
-
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
-
Патриотизм
-
Социальная солидарность
-
Гражданственность
-
Семья
-
Труд и творчество
-
Наука
-
Традиционные российские религии
-
Искусство и литература
-
Природа
-
Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится - 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом.
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценно-
стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
-
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России
-
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-
осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
-
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
-
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
-
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, , фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
-
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
-
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
-
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
-
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
-
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
-
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
-
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
-
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
-
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
-
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
-
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Учебно-методическое обеспечение
курса «ОРКСЭ» (4 класс)
В зависимости от выбора издательства (извлечение из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885)
Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования |
|||
383 |
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур |
4 - 5 |
Просвещение |
Дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ также можно найти на тематических интернет-сайтах:
-
Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
-
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
-
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с введением комплексного курса:
-
сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
-
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»