Программа дополнительного образования детей «Бисероплетение»
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через овладение разнообразными методами техники низания и приобщения к национальной культуре.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Бисер – материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Игринский районный дом детского творчества
Дополнительная общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
«Бисероплетение»
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Малых Ольга Вильевна
п. Игра
2012 г.
Пояснительная записка
Программа художественно-эстетической направленности.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Бисер – материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через овладение разнообразными методами техники низания и приобщения к национальной культуре.
Учебно-воспитательные задачи программы:
- обучение детей искусству плетения из бисера;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания, аккуратности;
- развитие трудовых навыков, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование дружного сплоченного коллектива;
- развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к
самостоятельной деятельности.
Основные дидактические принципы:
- природосообразности;
- культуросообразности;
- коллективности;
- патриотической направленности;
- проектности;
- диалога культур;
- поддержки самоопределения воспитанника;
- успешности.
Работа строится по следующим направлениям: обучающая деятельность, исследовательская деятельность, воспитательная деятельность.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Работа в кружке состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах работы кружка, раскрытие тем и заданий на ближайший период. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления изделий. На занятиях прослеживаются связи с историей, технологией.
Программа включает в себя постепенное освоение приемов плетения; выполнение изделий от простого и доступного до сложного и необычного; понимание схем и рисунков; самостоятельное составление рисунков. Выполнение изделий не должно быть направлено на механическое копирование образцов — это творческий процесс. Познав секреты мастерства, ребенок в каждую свою работу должен вносить что-то личное, отражающее собственное видение.
Дети работают в разновозрастных группах, поэтому работа строится по принципу «мастер – ученик», где более старшие (или более подготовленные) дети помогают остальным. Широко используются совместные практические занятия детей первого и второго года обучения: дети помогают и дополняют друг друга, консультируют, что способствует более полному усвоению материала. Также решаются задачи взаимосотрудничества, уважительного отношения друг к другу.
При планировании занятий следует по возможности учитывать желания и интересы кружковцев. Однако надо иметь в виду, что школьники еще не могут определить самостоятельно, что им по возрасту посильно, а что нет. Руководитель направляет учащихся, помогает им своими знаниями и опытом.
Программа предусматривает коррекционные изменения в зависимости от интересов детей и уровня их подготовки. Вполне возможно, что в ходе учебного процесса потребуется сократить материал по одной теме плана, увеличить по другой, изменить его последовательность. Подобные изменения (их можно вносить на протяжении всего года) закономерны. Возникновение повышенного интереса к тем или иным темам или даже отдельным вопросам в ходе работы свидетельствует, что учебный процесс идет по правильному пути, развивает пытливость, любознательность, учит думать.
Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения для детей в возрасте 7 — 14 лет. Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год, программа 2, 3, 4 года обучения – на 216 часов в год, кроме того в начале учебного года обязательно знакомство с деятельностью ДДТ, уставом, локальными актами учреждения. Проводится работа с родителями: родительские собрания, походы выходного дня совместно с детьми.
Режим обучения: занятия проводятся два (1 год обучения), три (2,3,4 год обучения) раза в неделю по два академических часа с 10 минутными перерывами. Наполняемость группы – 15-12 человек соответственно.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.
В целях наиболее успешного усвоения материала детьми, выявления их творческих возможностей рекомендуется занятия проводить по звеньям, это обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку и организацию самостоятельной творческой деятельности.
Для работы кружка требуется следующие материалы и инструменты: бисер (круглый, рубленый), стеклярус, бусины, нити из синтетических волокон, леска, мягкая проволока, бисерные иглы, застежки, ножницы, тетрадь в клетку, фломастеры, зажигалка.
Для усвоения материала также нужны наглядные пособия: технические разработки изделий, образцы готовых изделий. Эти наглядные пособия может выполнить руководитель кружка с помощью кружковцев.
Подведение итогов годовой работы кружка проводится на отчетной выставке, на которую представляются лучшие работы кружковцев. Оценивание результатов обучения осуществляется через организацию мониторинга личностного развития обучающихся в процессе освоения ими образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), промежуточная аттестация (в конце первого полугодия), итоговая аттестация (в конце учебного года). На каждого обучающегося заводится и заполняется индивидуальная карточка учета результатов обучения и личностного развития ребенка, которая позволяет проследить достижения обучающихся в динамике в течение прохождения всего курса, так же ведется учет участия воспитанников в мероприятиях различного уровня.
В конце учебного года, на лето детям дается задание для самостоятельной исследовательской деятельности. В начале следующего учебного года заслушивают отчеты о проделанной за лето работе.
В рамках курса формируются
- знания:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инструментом;
правила планирования и организации труда;
основы композиции и цветоведения;
классификацию и свойства бисера;
основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера
- Умения:
выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
работать в звене (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;
выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
проявлять элементы творчества на всех этапах;
соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
эстетично оформлять изделия;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов;
выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
1-й год обучения. Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Основы изучения техники низания. Вводное занятие ( история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Низание цепочек. Украшение цепочек дополнительными рядами. Украшение цепочек подвесками и бахромой. Низание сеток. Низание жгутов. Воспитательно-развивающие мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое занятие. Награждение. Итого: |
2 2 2 2 30 24 28 16 22 8 2 2 2 2 144 |
2 - 2 2 10 7 9 4 5 - - - - 1 42 |
- 2 - - 20 17 19 12 17 8 2 2 2 1 102 |
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
2-й год обучения. Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Основы изучения техники низания. Вводное занятие ( история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Цепочки и ленты на нитке и леске. Лены ажурные. Низание усложненных жгутов. Украшение плотного жгута. Шарики и бусины из бисера. Ткачество. Имитация ткачества. Воспитательно-развивающие мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Итоговое занятие. Награждение. Итого: |
2 2 32 26 26 26 28 30 30 10 2 2 216 |
2 2 8 4 5 5 3 3 4 - - 1 37 |
- - 24 22 21 21 25 27 26 10 2 1 179 |
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
3-й год обучения. Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Основы изучения техники низания. Вводное занятие ( история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Двухрядные и многорядные цепочки. Сетчатое плетение. Круглые ажурные изделия. Плетение уголковых изделий. Мозаичное плетение. Техника низания – кирпичный стежок. Многониточное плетение. Воспитательно-развивающие мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Итоговое занятие. Награждение. Итого: |
2 2 28 28 24 28 30 30 30 10 2 2 216 |
2 2 7 6 2 2 2 2 2 - - 1 19 |
- - 21 22 20 26 28 28 28 - 2 1 197 |
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
4-й год обучения. Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Основы изучения техники низания на проволоку (фигурки и цветы из бисера) Вводное занятие ( история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Техника параллельного плетения (цветы, бабочки). Петельная техника. Техника игольчатого плетения. Круговая (французская) техника. Воспитательно-развивающие мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Итоговое занятие. Награждение. Итого: |
2 2 84 40 40 34 10 2 2 216 |
2 2 8 4 4 4 - - 1 19 |
- - 76 36 36 28 10 2 1 197 |
Содержание программы
1-й год обучения.
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования.
Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами.
Поход выходного дня «День здоровья»
Основы изучения
техники низания.
1. Вводное занятие. (2 ч.) Т е о р и я.
Задачи и содержание занятий в кружке. Расписание занятий. Правила безопасности труда, личной гигиены. Организация групп по возрасту. Организация рабочего места. Немного истории. Материалы и инструменты. Входная диагностика. Правила техники безопасности, ПДД, правила поведения в объединении.
2. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент,
основы цветоведения). (2 ч.) Т е о р и я.
Рассмотрение некоторых теоретических основ композиции, которые в дальнейшем будут необходимы для разработки эскизов любых декоративных изделий. Узор как сочетание линий, форм, красок. Представление о цветовой гамме солнечного спектра. Цветовой круг.
3. Низание цепочек. (32ч.) Т е о р и я.
Цепочка — необходимая деталь многих бисерных изделий. Знакомство с различными видами цепочек. Цепочки различной ширины и плотности. Принцип низания. Зарисовка схем. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Освоение приемов низания цепочек. Натяжение нити. Изменение величины колец цепочки. Изготовление изделий из цепочек
(бусы, браслеты, фенечки) по выбору учащихся.
4. Украшение цепочек дополнительными рядами. (24 ч.) Т е о р и я.
Использование украшенных цепочек для завершения изделий либо как самостоятельных изделий. Виды дополнительных рядов. Зарисовка схем. Соединение нитей. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов украшения цепочек дополнительными рядами. Изготовление изделий по выбору (цепочки с зубчиками, петельками, завитками, сердечками ).
5. Украшение цепочек подвесками и бахромой. (30 ч.) Т е о р и я.
Элементы бисерных украшений – бахрома и различного вида подвески. Выполнение подвесок одновременно с низанием первого ряда изделия и отдельно, дополнительной нитью. Виды подвесок и бахромы. Зарисовка схем. Соединение нитей. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов украшения цепочек подвесками и бахромой. Изготовление изделий по выбору ( цепочки с разными видами подвесок и бахромы).
6. Низание сеток. (18 ч.) Т е о р и я.
Ажурные сетки. Способы низания ажурных сеток: на одну иглу, на две иглы. Низание поперек и вдоль изделия. Связка как важный декоративный элемент. Зарисовка схем. Соединение нитей. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов низания сеток. Выполнение образцов. Изготовление воротничков по выбору учащихся.
7. Низание жгутов. (22 ч.) Т е о р и я.
Жгут — самый старый вид объемного плетения. Знакомство с изготовлением жгутов различных видов. Жгуты ажурные и сплошные, отдельными рядами и по спирали. Зарисовка и разбор схем плетения жгутов. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов низания жгутов. Изготовление изделий по выбору.
8. Воспитательно-развивающие мероприятия (по отдельному плану).
(10
ч.)
9.Оформление выставки. (2 ч.)
Отбор лучших работ, обсуждение их и анализ. Подготовка и оформление работ для выставки-отчета.
Поход выходного дня «День здоровья»
Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август)
Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов»
10. Итоговое занятие. Награждение. ( 2 ч.)
Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. Награждение лучших кружковцев грамотами и подарками.
2-й год обучения.
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования.
Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами.
Поход выходного дня «День здоровья»
Основы
изучения техники низания.
(продолжение)
1. Вводное занятие. (2 ч.) Т е о р и я.
Знакомство с детьми и объединением. Бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства. Режим работы. План занятий, демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, ПДД, правила поведения в объединении. Входная диагностика.
2. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент,
основы цветоведения). (2 ч.) Т е о р и я.
Рассмотрение некоторых теоретических основ композиции, которые в дальнейшем будут необходимы для разработки эскизов любых декоративных изделий. Узор как сочетание линий, форм, красок. Представление о цветовой гамме солнечного спектра. Цветовой круг.
3. Цепочки и ленты на нитке и леске. ( 32 ч.) Т е о р и я.
Продолжение знакомства с различными видами цепочек и лент. Зарисовка схем. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений. Знакомство со способами объемного соединения цепочек и со способами наплетения на цепочку. Просмотр видео.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов низания цепочек. Изготовление изделий из цепочек ( бусы, браслеты, фенечки, герданы) по выбору учащихся.
4. Ленты ажурные. ( 26 ч.) Т е о р и я.
Ленты ажурные — техника для изготовления поясов и браслетов. Знакомство с изготовлением лент различных видов. Зарисовка и разбор схем плетения лент. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений. Просмотр видео.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов низания лент. Изготовление изделий по выбору. Закрепление и удаление нити.
5. Низание усложненных жгутов. (26 ч.) Т е о р и я.
Знакомство с изготовлением жгутов различных видов. Зарисовка и разбор схем плетения жгутов. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Освоение приемов низания жгутов. Изготовление изделий по выбору. Наращивание нити.
6. Украшение плотного жгута. (26 ч.) Т е о р и я.
Рассмотрение четырех вариантов украшения плотного жгута. Разбор схем украшения жгутов. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов украшения жгутов. Изготовление изделий по выбору.
7. Шарики и бусины из бисера. (28 ч.) Т е о р и я.
Декоративные элементы. Бусины, покрытые бисером. Бусины, выполненные в технике низания жгута. Чехольчики для шариков, выполненные в технике сетчатого низания.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я.
Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия. Изготовление изделий с данными декоративными элементами.
8. Ткачество. (30 ч.) Т е о р и я.
Основные понятия в ткачестве на рамке: основа, рабочая нить, их назначение. Правила подготовки рамки к работе.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Отработка навыков последовательной подготовки рамки к работе: расчёт нитей основы, натягивание основы, набор бисера в соответствии со схемой, закрепление нитей, наращивание рабочей нити, снятие работы с рамки, оформление. Подбор схемы изделия, материала. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
9. Имитация ткачества. ( 30 ч.) Т е о р и я.
Знакомство с техникой. Два метода имитации ткачества: прямая и поперечная. Переход с одного ряда на другой. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений. Изготовление эскизов будущих изделий
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов низания. Изготовление изделий по выбору. Наращивание нити. Закрепление и удаление нити. Крепление замков.
10. Воспитательно-развивающие мероприятия (по отдельному плану).
(10ч.)
11. Оформление выставки. (2 ч.)
Отбор лучших работ, обсуждение их и анализ. Подготовка и оформление работ для выставки-отчета.
Поход выходного дня «День здоровья»
Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август)
Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов»
12. Итоговое занятие. Награждение. ( 2 ч.)
Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. Награждение лучших кружковцев грамотами и подарками.
3-й год обучения.
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования.
Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами.
Поход выходного дня «День здоровья»
Основы
изучения техники низания.
(продолжение)
1. Вводное занятие. (2 ч.) Т е о р и я.
Задачи и содержание занятий в кружке. Расписание занятий. Правила безопасности труда, личной гигиены. Организация групп по возрасту. Организация рабочего места. Немного истории. Материалы и инструменты. Входная диагностика. Правила техники безопасности, ПДД, правила поведения в объединении.
2. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент,
основы цветоведения). (2 ч.) Т е о р и я.
Рассмотрение некоторых теоретических основ композиции, которые в дальнейшем будут необходимы для разработки эскизов любых декоративных изделий. Узор как сочетание линий, форм, красок. Представление о цветовой гамме солнечного спектра. Цветовой круг.
3. Двухрядные и многорядные цепочки. (28 ч.) Т е о р и я.
Основа для многорядной цепочки. Способы соединения цепочек: сплошной, ажурный, с помощью дополнительных бисеринок («лесенка», «косое»). Вплетение в цепочки бусин, стекляруса.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Освоение приемов низания многрядных цепочек, приемов и способов соединения. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
4. Сетчатое плетение. ( 28 ч.) Т е о р и я.
Разновидности сетчатого плетения. Связки. Зарисовка схем. Соединение нитей. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений. Изготовление эскизов будущих изделий
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Освоение приемов низания сеток. Выполнение образцов. Изготовление воротничков по выбору учащихся. Закрепление и удаление нити.
5. Круглые ажурные изделия. (24 ч.) Т е о р и я.
Рассмотрение вариантов круглых ажурных изделий. Разбор схем. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений. Изготовление эскизов будущих изделий. Способы соединения деталей.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов низания круглых ажурных изделий. Салфетки. Изготовление изделий по выбору. Наращивание нити. Закрепление и удаление нити.
6. Плетение уголковых изделий. ( 28 ч.) Т е о р и я.
Уголок — важный элемент многих изделий — колье, воротников, кулонов, подвесок, поясов. Расположение бисерин в изделиях. Знакомство с различными видами уголков. Зарисовка и разбор схем. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений. Изготовление эскизов будущих изделий.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение приемов плетения уголковых изделий. Изготовление изделий по выбору ( браслеты, колье, кулоны, пояса ). Наращивание нити. Закрепление и удаление нити. Крепление замков.
7. Мозаичное плетение. (30ч.) Т е о р и я.
Мозаика — самый плотный метод низания и одна из новейших техник плетения. Расположение бисерин в изделиях. Знакомство с новыми видами мозаичного плетения. Зарисовка и разбор схем мозаичного плетения. Плетение полотна с рисунком. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Освоение приемов мозаичного плетения. Изготовление изделий по выбору ( браслеты, колье, броши, кулоны, фенечки для ручек). Наращивание нити. Закрепление и удаление нити.
8. Техника низания — кирпичный стежок. ( 30 ч.) Т е о р и я.
Кирпичный стежок (brick stitch) — древняя техника, распространенная по всему свету (используется для изделий сложной формы). Знакомство. Изменение числа бисерин в ряду. Переход с одного ряда на другой. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Освоение приемов низания кирпичным стежком. Изготовление изделий по выбору.
9. Многониточное плетение. (30 ч.) Т е о р и я.
Многониточное плетение – старый крестьянский способ, известный с давних времен, но довольно сложный. Его использование и применение. Правила многониточного плетения.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я .
Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
10. Воспитательно-развивающие мероприятия (по отдельному плану).
(10ч.)
11. Оформление выставки. (2 ч.)
Отбор лучших работ, обсуждение их и анализ. Подготовка и оформление работ для выставки-отчета.
Поход выходного дня «День здоровья»
Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август)
Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов»
12. Итоговое занятие. Награждение. ( 2 ч.)
Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. Награждение лучших кружковцев грамотами и подарками.
4-й год обучения.
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования.
Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами.
Поход выходного дня «День здоровья»
Основы
изучения техники низания на проволоку.
(фигурки и цветы из бисера)
1. Вводное занятие. (2 ч.) Т е о р и я.
Задачи и содержание занятий в кружке. Расписание занятий. Правила безопасности труда, личной гигиены. Организация групп по возрасту. Организация рабочего места. Немного истории. Материалы и инструменты. Входная диагностика. Правила техники безопасности, ПДД, правила поведения в объединении.
2. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент,
основы цветоведения). (2 ч.) Т е о р и я.
Рассмотрение некоторых теоретических основ композиции, которые в дальнейшем будут необходимы для разработки эскизов любых декоративных изделий. Узор как сочетание линий, форм, красок. Представление о цветовой гамме солнечного спектра. Цветовой круг.
3. Техника параллельного плетения. (84 ч.)
Знакомство с техникой. Расположение бисерин в изделиях. Переход с одного ряда на другой. Зарисовка и разбор схем параллельного плетения. Работа с книгами, схемами. Способы сборки деталей. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Освоение техники низания. Выполнение образцов. Изготовление бабочек и цветов.
4. Техника плетения петель. (40 ч.)
Знакомство с техникой. Расположение бисерин в изделиях. Переход с одной петли на другую. Зарисовка и разбор схем плетения петель. Работа с книгами, схемами. Способы сборки деталей. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение техники низания. Выполнение образцов. Изготовление цветов
5. Техника игольчатого плетения. (40 ч.)
Знакомство с техникой. Расположение бисерин в изделиях. Переход с одного элемента на другой. Зарисовка и разбор схем игольчатого плетения. Работа с книгами, схемами. Способы сборки деталей. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение техники низания. Выполнение образцов. Изготовление цветов.
6. Круговая (французская) техника. (34 ч.)
Знакомство с техникой. Расположение бисерин в изделиях. Переход с одного круга на другой. Зарисовка и разбор схем кругового плетения. Работа с книгами, схемами. Способы сборки деталей. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Освоение техники низания. Выполнение образцов. Изготовление цветов.
7. Воспитательно-развивающие мероприятия (по отдельному плану).
(10ч.)
8. Оформление выставки. (2 ч.)
Отбор лучших работ, обсуждение их и анализ. Подготовка и оформление работ для выставки-отчета.
Поход выходного дня «День здоровья»
Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август)
Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов»
9. Итоговое занятие. Награждение. ( 2 ч.)
Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. Награждение лучших кружковцев грамотами и подарками.
Ожидаемый результат
В итоге
первого года работы объединения
обучающиеся
должны знать:
-
краткую историю бисероплетения;
-
материалы и инструменты для бисероплетения;
-
правила безопасного труда, личной гигиены;
-
основные методы техники низания на нити;
должны уметь:
-
организовать своё рабочее место;
-
под руководством педагога выполнять доступные работы;
-
под руководством педагога составлять узоры и схемы;
-
под руководством педагога изготовлять эскиз будущего изделия;
-
под руководством педагога оформлять изделия для выставки.
В итоге
второго года работы объединения
обучающиеся
должны знать:
-
историю бисероплетения;
-
материалы и инструменты для бисероплетения;
-
правила безопасного труда, личной гигиены;
-
разнообразные методы техники низания на леску и на нити;
-
способы соединения деталей, закрепления и удаления нити, наращивания нити.
должны уметь:
-
организовать своё рабочее место;
-
самостоятельно выполнять доступные работы;
-
самостоятельно составлять узоры и схемы;
-
самостоятельно изготовлять эскиз будущего изделия;
-
под руководством педагога оформлять изделия для выставки.
В итоге третьего года работы объединения обучающиеся
должны знать:
-
историю бисероплетения;
-
материалы и инструменты для бисероплетения;
-
правила безопасного труда, личной гигиены;
-
разнообразные методы техники низания на леску, на нити,;
-
способы соединения деталей, закрепления и удаления нити, наращивания нити,
-
крепления замков.
должны уметь:
-
организовать своё рабочее место;
-
самостоятельно выполнять работы по готовым схемам;
-
самостоятельно составлять узоры и схемы;
-
самостоятельно изготовлять эскиз будущего изделия;
-
самостоятельно оформлять изделия для выставки.
-
под руководством педагога оформлять творческие проекты и
-
портфолио своих изделий
В итоге четвертого года работы объединения обучающиеся
должны знать:
-
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
-
правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инструментом;
-
правила планирования и организации труда;
-
основы композиции и цветоведения;
-
классификацию и свойства бисера;
-
основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера.
должны уметь:
-
выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
-
работать в звене (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;
-
выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
-
проявлять элементы творчества на всех этапах;
-
соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
-
эстетично оформлять изделия;
-
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
-
классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
-
свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
-
изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов;
-
выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Методическое
обеспечение программы.
1-й год обучения.
Основы изучения техники низания.
№ п/п |
Раздел |
Форма |
Приемы, |
Дидактические |
Техническое
|
Формы контроля |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Вводное занятие (история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Низание цепочек. Украшение цепочек дополнительными рядами. Украшение цепочек подвесками и бахромой. Низание сеток. Низание жгутов. Воспитательно-развивающие
мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Итоговое занятие. Награждение. |
Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Коллектив-ная, групповая Коллективная Коллективная Индивидуальная Коллективная Коллективная |
Рассказ, беседа, инструктаж Объяснительно-иллюстративный Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с книгой, просмотр журналов, книг, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с печатными источниками, проблемно-поисковый, практические работы репродуктивного и творческого характера Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с печатными источниками, проблемно-поисковый, практические работы репродуктивного и творческого характера Методы мотивации и стимулирования, познавательная игра, экскурсия |
Книги по работе с бисером Таблицы по цветоведению Образцы цепочек, схемы узоров и изделий Образцы цепочек, схемы узоров и изделий Схемы узоров и изделий Образцы, схемы узоров и изделий Образцы готовых изделий, схемы узоров и изделий |
DVD проигрыватель Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. DVD проигрыватель для просмотра диска Иглы бисерные, нитки, бисер, бусины, стеклярус, ножницы. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. |
Входная диагностика. Взаимокон-троль Анализ выполненных работ Выставка для родителей Самоконтроль и взаимокон-троль Анализ выполненных работ Творческие проекты Итоговая выставка Итоговая аттестация |
Методическое
обеспечение программы.
2-й год обучения.
Основы изучения техники низания.
№ п/п |
Раздел |
Форма |
Приемы, |
Дидактические
|
Техническое
|
Формы контроля |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Вводное занятие (история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Цепочки и ленты на нитке и леске. Лены ажурные. Низание усложненных жгутов. Украшение плотного жгута. Шарики и бусины из бисера. Ткачество. Имитация ткачества. Воспитательно-развивающие
мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Итоговое занятие. Награждение. |
Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Работа по звеньям Групповая, индивиду-альная Коллективная Коллективная Коллективная Индивидуальная Коллективная Коллективная |
Рассказ, беседа, инструктаж Объяснительно-иллюстративный Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с книгой, просмотр журналов, книг, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с печатными источниками, проблемно-поисковый, практические работы репродуктивного и творческого характера Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с печатными источниками, проблемно-поисковый, практические работы репродуктивного и творческого характера Рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой Рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой Методы мотивации и стимулирования, познавательная игра, экскурсия |
Книги по работе с бисером Таблицы по цветоведению Образцы изделий, схемы узоров и изделий Образцы изделий, схемы узоров и изделий Схемы узоров и изделий Образцы, схемы узоров и изделий Образцы готовых изделий, схемы узоров и изделий Образцы готовых изделий, схемы узоров и изделий Образцы готовых изделий, схемы узоров и изделий |
DVD проигрыватель Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. DVD проигрыватель для просмотра диска Иглы бисерные, нитки, бисер, бусины, стеклярус, ножницы. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Ткацкая рамка. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. |
Входная диагностика. Терминологи-ческий диктант Анализ выполненных работ. Фото в портфолио. Выставка для родителей «Мастер – шоу» Устный опрос Творческие проекты Наблюдение, беседа Анализ выполненных работ. Итоговая выставка Итоговая аттестация |
Методическое
обеспечение программы.
3-й год обучения.
Основы изучения техники низания.
№ п/п |
Раздел |
Форма |
Приемы, |
Дидактич.
|
Техническое
|
Формы контроля |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Вводное занятие (история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Двухрядные и многорядные цепочки. Сетчатое плетение. Круглые ажурные изделия. Плетение уголковых изделий. Мозаичное плетение. Техника низания – кирпичный стежок. Многониточное плетение. Воспитательно-развивающие
мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Итоговое занятие. Награждение. |
Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивидуальная Коллективная групповая Коллективная Коллективная Индивидуальная Коллективная Коллективная |
Рассказ, беседа, инструктаж Объяснительно-иллюстративный Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с книгой, просмотр журналов, книг, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с печатными источниками, проблемно-поисковый, практические работы репродуктивного и творческого характера Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с печатными источниками, проблемно-поисковый, практические работы репродуктивного и творческого характера Рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой Рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой Методы мотивации и стимулирования, познавательная игра, экскурсия |
Книги по работе с бисером Таблицы по цветоведению Образцы цепочек, схемы узоров и изделий Образцы изделий, схемы узоров и изделий Схемы узоров и изделий Образцы, схемы узоров и изделий Образцы готовых изделий, схемы узоров и изделий Образцы готовых изделий, схемы узоров и изделий Образцы готовых изделий, схемы узоров и изделий |
DVD проигрыватель Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. DVD проигрыватель для просмотра диска Иглы бисерные, нитки, бисер, бусины, стеклярус, ножницы. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Иглы бисерные, нитки, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. |
Входная диагностика. Кроссворд. Анализ выполненных работ Выставка для родителей Самоконтроль и взаимокон-троль Анализ выполненных работ Творческие проекты Фронтальный опрос Анализ выполненных работ Итоговая выставка Итоговая аттестация |
Методическое
обеспечение программы.
4-й год обучения.
Основы изучения техники низания на
проволоку.
(фигурки и цветы из бисера)
№ п/п |
Раздел |
Форма |
Приемы, |
Дидактич.
|
Техническое
|
Формы контроля |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Знакомство с деятельностью учреждения дополнительного образования. Проведение инструктажей по ППБ, ПДД, по поведению детей в осенний период, по противодействию терроризму, по охране труда, по технике безопасности с режущими и колющими приборами. Поход выходного дня «День здоровья» Вводное занятие (история, материалы и инструменты). Входная диагностика. Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения). Техника параллельного плетения (цветы, бабочки). Петельная техника. Техника игольчатого плетения. Круговая (французская) техника. Воспитательно-развивающие
мероприятия Оформление выставки. Поход выходного дня «День здоровья» Самостоятельная исследовательская творческая работа на лето (июнь, июль, август) Итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» Итоговое занятие. Награждение. |
Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивиду-альная Групповая, индивидуальная Коллективная Коллективная Коллективная Индивидуальная Коллективная Коллективная |
Рассказ, беседа, инструктаж Объяснительно-иллюстративный Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с книгой, просмотр журналов, книг, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Работа с печатными источниками, проблемно-поисковый, практические работы репродуктивного и творческого характера Демонстрация готовых изделий, объяснительно-иллюстративный, практические работы репродуктивного и творческого характера Методы мотивации и стимулирования, познавательная игра, экскурсия |
Книги по работе с бисером Таблицы по цветоведению Образцы, схемы изделий Образцы, схемы изделий Образцы, схемы изделий Образцы, схемы изделий |
DVD проигрыватель Проволока, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. Проволока, бисер, ножницы. DVD проигрыватель для просмотра диска Проволока, бисер, бусины, стеклярус, ножницы. Проволока, бисер, ножницы. Компьютер и принтер для распечатки схем. |
Входная диагностика. Терминологический контроль Анализ выполненных работ Выставка для родителей Самоконтроль и взаимокон-троль Творческие проекты Итоговая выставка Итоговая аттестация |
Литература, используемая педагогом.
-
Аполозова Л. Бисероплетение. — М.: «Культура и традиции»
-
Артамонова Е. В. Бисер. — М.: Изд-во «Эксмо», 2004.
-
Артамонова Е. В. Украшения из бисера. — М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
-
Базулина Л. В. Бисер. — Ярославль: «Академия развития», 2006.
-
Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 1997.
-
Божко Л. А. Бисер. — М.: «Мартин», 2006.
-
Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.
-
Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.
-
Гринченко А. С. Вышивка бисером, - М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
-
Крайнева И.Н. Мир бисера. – СПб.,1999.
-
Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно,
бутоньерки. – М.,1999.
-
Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – М.,2001.
-
Литвинец. Э. Н. «Забытое искусство» // Сделай сам. — М.: «Знание»,
1992, № 2.
-
Ляукина М. И это всё из бисера. – М.,1999.
-
Ляукина М. В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. — М.: «АСТ-ПРЕСС
КНИГА», 2003. — (Энциклопедия).
-
Ляукина М. В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, офисные
фенечки. — М.: Издательский дом «МСБ», 2003,
-
Магина А. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки. — М.: Изд-во
«Эксмо», 2005.
18.Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.,1999.
19.Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. – СПб.,1999.
20.Тимченко Э. А. Бисерное рукоделие. — Смоленск: Русич, 2005.
21.Федотова М. В. Цветы из бисера. — М.: «Культура и традиции», 2004.
22.Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.,2004.
23.Чекулаева Е. Хочу всё знать. Праздники. – М.,2001.
Литература, рекомендованная обучающимся.
-
Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения. — М.: Изд-во
«Эксмо-Пресс», 2001.
-
Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). – СПб.,1998.
-
Калмыков С. Азбука бисероплетения (часть 2). – СПб.,1998.
-
Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. – СПб.,1998.
-
Котова И.Н., Котова А.С. Жгуты и шнуры. – СПб.,1998.
-
Нестерова Д.В. Модные украшения своими руками. – М.,2008.
-
Спичли Г. Чудеса своими руками. Поделки из бисера/ Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.
-
Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина В.С. Уроки бисероплетения. – СПб.,1998
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей