Интеграционные подходы в формировании основных понятий в цикле «Образы русской культуры».
Интеграционные подходы в формировании основных понятий
в цикле «Образы русской культуры».
Автор: Якимова Елизавета Юрьевна
учитель технологии, руководитель
цикла «Образы русской культуры».
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина
г. Нижнего Новгорода.
Переориентация образовательного процесса на достижение метапредметных результатов и формирование ключевых компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования) сложно представить без использования интеграционных подходов в организации деятельности обучающихся.
Интеграция создает условия для преодоления разобщенности научного знания по отдельным учебным предметам, выявляет межпредметные связи, усиливает сконцентрированность и качество получаемой информации, снижает уровень учебной нагрузки.
Такие уроки (занятия) способствуют пониманию взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов, развитию базовых способностей обучающихся. На интеграционных подходах построена концепция и программа цикла «Образы русской культуры».
https://www.uchmet.ru/library/material/148472/
Система образов, положенная в основу согласования программ отдельных курсов, позволяет проводить уроки цикла в один день, что создаёт особую композицию каждого дня со своей кульминацией, смысловыми и эмоциональными акцентами.
Выбор форм и методов проведения отдельного урока зависит от задач, решаемых на конкретном этапе формирования понятия. Это активные формы деятельности учащихся с преобладанием исследовательской направленности, которые позволяют сформировать у учащихся «глубокомыслие» и побуждающие эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на язык национальной образной системы.
Так, один из учебных дней цикла предполагает осмысление понятия СУДЬБА на примере триады Макошь-Доля-Недоля в курсе «Мир русского слова», семантики русских вышивок в курсе «Прикладное искусство и этнография», колыбельных и «подблюдных» песен в курсе «Музыкальный фольклор», образов мойр (парк) в древнегреческой (римской) мифологии в курсе «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды».
Учебный день начинается с урока « Русские и европейцы...». Учащиеся анализируют материалы различных словарей («Словарь всемирной мифологии», Н. Новгород. 1997; « Мифы народов мира», 1-2т., Москва, 1992; «Словарь-справочник Античная культура», Москва, 1995 и т.д.), отрывки из произведений Гомера, Эсхила, знакомятся с представлением древних греков и римлян о магической силе судьбы в образах мойр, парк (по презентациям, репродукциям, видеоматериалам).
Тексты, изобразительный ряд подводят к выводу о том, что, в представлении древних, парки, мойры были олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного. Таинственная и неподвластная человеку сила виделась в образах старух или дев со страшными, мрачными лицами. Традиционно Клото, прядущая нить жизни, представлялась с веретеном. Лахесис, отмеряющая жребий ещё до жизни человека — с шаром, на котором она намечала судьбу людей. Атронос — с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни.
Древнее искусство изображало их сурово и неотвратимо заносящими меч судьбы над головой человека. Человек был не в силах изменить их решение и свою судьбу. Не мог он и соперничать с богами — к этому выводу приводит древнегреческий миф об Арахне, которую Афина превратила в паук за то, что та захотела быть выше богов.
На уроке «Мир русского слова» для исследования предлагается отрывок «Песни птицы Гамаюн» (Асов А.И. Русские веды.- М.,1992): «Род родил затем Макошь матушку мать богиню судьбы неминучую. Она пить прядёт, в клубок сматывает, не простые то нити волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь: от завязки — рождения и до конца, до последней развязочки и смерти. А богини Недоля и Долюшка на тех нитях, не глядя, завязывают узелочки; на счастье, на горе ли — только Макоши это ведомо. Даже боги пред ней преклоняются, как и все, они подчиняются неведомым нитям Макоши… ». Работа с текстом в форме эвристической беседы и этимологический анализ имени Макошь позволяют учащимся выявить суть этого божества: «Мать счастливого жребия».
Исследование подводит к пониманию смысла такого сюжетного элемента в русских народных сказках, как прядение героиней нити в переломный момент жизни, когда решается её участь. Начинается новый этап в жизни (героиня как бы рождается заново), и, уподобляя себя всемогущему божеству («Бог не Макошь — чем-нибудь да потешит»), героиня становится причастной к «божественному предопределению», своими руками по «божественным законам» создавая «СВОЮ» судьбу.
Выполняемые задания позволяют выявить гармоничное взаимодействие Богини Судьбы и человека, когда действия человека полностью соответствуют тому, что «завязано» Макошью, т.е. деяния, мысли человека, в конечном счете, определяет его судьбу.
На уроке «Музыкальный фольклор» учащимся предоставляется возможность через интонационную основу разнохарактерных песен и смысл произведений выделить значимые аспекты понятия СУДЬБА. Видео и аудиозаписи колыбельной «Ходит сон по лавочке...», плясовой « Сидела де Катенька», лирических «Ой. да вянули… » и « Все мы девушки гуляли», подблюдной «Щука шла из Новгорода… » и других песен помогают убедиться в том, что в музыкальном фольклоре отражены все важнейшие события в жизни человека, связь его судьбы, счастья с умениями, с результатами труда, с желанием самому добиваться лучшей доли.
В фольклоре ощущается прочная связь с древнейшими верованиями в божественное предопределение, которое закрепилось и дошло до нашего времени в игровой форме гаданий, смысл которых — предугадать, что «суждено-ряжено» и определено «божественным законом». Убедиться в этом учащиеся могут, объясняя свои собственные ощущения и действия как участников посиделок, святочных гаданий.
На уроке «Прикладное искусство и этнография» предлагаемые задания направлены на анализ этнографические материалы, выявление смысла присутствия в ритуалах древних славян процессов изготовления нити, ткани и выдвижении предположений о смысловой основе метафора: нить — человеческая жизнь, судьба.
Учащиеся обосновывают связи нить-судьба, прясть (ткать) — создавать свою судьбу построением смысловых рядов, используются отрывки из статей «Толкового словаря» В.И. Даля, задание выполняется в форме игры «Познавательное лото».
Нить – Веревка – Веревка-мера – Вервить – Судьба-достаток
Нить – Бечевка – Тяжа – Тянуть-Тягаться – Тяжба – Суд, судибоги – Судьба-участь
Прясть – Мыкать – Мыкать-бедовать – Судьба-счастье
Такой приём позволяет на уроке сделать вывод о том, что процесс изготовления нити — прядение, ткани — ткачество, согласно мировоззрению древних славян, охватывал все проявления земной жизни.
Выявление смысла русских вышивок, особого значения каждого элемента орнамента, анализ этнографических материалов, отражающих суть ритуальных действий и включение в них полотенец (вообще ткани-новины) по презентации и образцам из оформления кабинета, позволяют учащимся аргументировать свои предположения, обобщения о том, что вкладывает человек в такое привычное и многогранное понятие, как СУДЬБА. Итогом этого этапа урока является вывод о том, что любой орнамент уходит корнями в глубокую древность, где он воспринимался как особая форма обращения к божествам (божественным силам), выражение им своей признательности.
В конце учебного дня на уроке «Прикладное искусство и этнография» учащиеся выполняют эскизы для будущей вышивки и резьбы, передавая в рисунке собственный образ счастья, отражая в нем свое понимание человеческого счастья и судьбы.
Осмысление каждым рисунка как пожелания добра самым близким людям, наполняет личностным содержанием всю дальнейшую работу по изготовлению подарков-сувениров на основе созданного эскиза. Так в детском творчестве при выполнении желанного практического задания происходит обобщение опыта, приобретённого в этот учебный день.
Таким образом, поэтапное рассмотрение понятия СУДЬБА на всех уроках цикла создаёт условия для философского понимания судьбы человека и переосмысления, принятия во внутренний план как нравственную ценность привычных на бытовом уровне житейских понятий.
Интеграционные подходы в формировании основных понятий
в цикле «Образы русской культуры».
Автор: Якимова Елизавета Юрьевна
учитель технологии, руководитель
цикла «Образы русской культуры».
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина
г. Нижнего Новгорода.
Переориентация образовательного процесса на достижение метапредметных результатов и формирование ключевых компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования) сложно представить без использования интеграционных подходов в организации деятельности обучающихся.
Интеграция создает условия для преодоления разобщенности научного знания по отдельным учебным предметам, выявляет межпредметные связи, усиливает сконцентрированность и качество получаемой информации, снижает уровень учебной нагрузки.
Такие уроки (занятия) способствуют пониманию взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов, развитию базовых способностей обучающихся.
На интеграционных подходах построена концепция и программа цикла «Образы русской культуры».
http://www.uchmet.ru/library/material/148472/
Система образов, положенная в основу согласования программ отдельных курсов, позволяет проводить уроки цикла в один день, что создаёт особую композицию каждого дня со своей кульминацией, смысловыми и эмоциональными акцентами.
Выбор форм и методов проведения отдельного урока зависит от задач, решаемых на конкретном этапе формирования понятия. Это активные формы деятельности учащихся с преобладанием исследовательской направленности, которые позволяют сформировать у учащихся «глубокомыслие» и побуждающие эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на язык национальной образной системы.
Так, один из учебных дней цикла предполагает осмысление понятия СУДЬБА на примере триады Макошь-Доля-Недоля в курсе «Мир русского слова», семантики русских вышивок в курсе «Прикладное искусство и этнография», колыбельных и «подблюдных» песен в курсе «Музыкальный фольклор», образов мойр (парк) в древнегреческой (римской) мифологии в курсе «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды».
Учебный день начинается с урока « Русские и европейцы...». Учащиеся анализируют материалы различных словарей («Словарь всемирной мифологии», Н. Новгород. 1997; « Мифы народов мира», 1-2т., Москва, 1992; «Словарь-справочник Античная культура», Москва, 1995 и т.д.), отрывки из произведений Гомера, Эсхила, знакомятся с представлением древних греков и римлян о магической силе судьбы в образах мойр, парк (по презентациям, репродукциям, видеоматериалам).
Тексты, изобразительный ряд подводят к выводу о том, что, в представлении древних, парки, мойры были олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного. Таинственная и неподвластная человеку сила виделась в образах старух или дев со страшными, мрачными лицами. Традиционно Клото, прядущая нить жизни, представлялась с веретеном. Лахесис, отмеряющая жребий ещё до жизни человека - с шаром, на котором она намечала судьбу людей. Атронос - с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни.
Древнее искусство изображало их сурово и неотвратимо заносящими меч судьбы над головой человека. Человек был не в силах изменить их решение и свою судьбу. Не мог он и соперничать с богами - к этому выводу приводит древнегреческий миф об Арахне, которую Афина превратила в паук за то, что та захотела быть выше богов.
На уроке «Мир русского слова» для исследования предлагается отрывок «Песни птицы Гамаюн» (Асов А.И. Русские веды.- М.,1992): «Род родил затем Макошь матушку мать богиню судьбы неминучую. Она пить прядёт, в клубок сматывает, не простые то нити волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь: от завязки - рождения и до конца, до последней развязочки и смерти. А богини Недоля и Долюшка на тех нитях, не глядя, завязывают узелочки; на счастье, на горе ли - только Макоши это ведомо. Даже боги пред ней преклоняются, как и все, они подчиняются неведомым нитям Макоши... ». Работа с текстом в форме эвристической беседы и этимологический анализ имени Макошь позволяют учащимся выявить суть этого божества: «Мать счастливого жребия».
Исследование подводит к пониманию смысла такого сюжетного элемента в русских народных сказках, как прядение героиней нити в переломный момент жизни, когда решается её участь. Начинается новый этап в жизни (героиня как бы рождается заново), и, уподобляя себя всемогущему божеству («Бог не Макошь - чем-нибудь да потешит»), героиня становится причастной к «божественному предопределению», своими руками по «божественным законам» создавая «СВОЮ» судьбу.
Выполняемые задания позволяют выявить гармоничное взаимодействие Богини Судьбы и человека, когда действия человека полностью соответствуют тому, что «завязано» Макошью, т.е. деяния, мысли человека, в конечном счете, определяет его судьбу.
На уроке «Музыкальный фольклор» учащимся предоставляется возможность через интонационную основу разнохарактерных песен и смысл произведений выделить значимые аспекты понятия СУДЬБА. Видео и аудиозаписи колыбельной «Ходит сон по лавочке...», плясовой « Сидела де Катенька», лирических «Ой. да вянули.. » и « Все мы девушки гуляли», подблюдной «Щука шла из Новгорода... » и других песен помогают убедиться в том, что в музыкальном фольклоре отражены все важнейшие события в жизни человека, связь его судьбы, счастья с умениями, с результатами труда, с желанием самому добиваться лучшей доли.
В фольклоре ощущается прочная связь с древнейшими верованиями в божественное предопределение, которое закрепилось и дошло до нашего времени в игровой форме гаданий, смысл которых - предугадать, что «суждено-ряжено» и определено «божественным законом». Убедиться в этом учащиеся могут, объясняя свои собственные ощущения и действия как участников посиделок, святочных гаданий.
На уроке «Прикладное искусство и этнография» предлагаемые задания направлены на анализ этнографические материалы, выявление смысла присутствия в ритуалах древних славян процессов изготовления нити, ткани и выдвижении предположений о смысловой основе метафора: нить - человеческая жизнь, судьба.
Учащиеся обосновывают связи нить-судьба, прясть (ткать) - создавать свою судьбу построением смысловых рядов, используются отрывки из статей «Толкового словаря» В.И. Даля, задание выполняется в форме игры «Познавательное лото».
Нить – Веревка – Веревка-мера – Вервить – Судьба-достаток
Нить – Бечевка – Тяжа – Тянуть-Тягаться – Тяжба – Суд, судибоги – Судьба-участь
Прясть – Мыкать – Мыкать-бедовать – Судьба-счастье
Такой приём позволяет на уроке сделать вывод о том, что процесс изготовления нити - прядение, ткани - ткачество, согласно мировоззрению древних славян, охватывал все проявления земной жизни.
Выявление смысла русских вышивок, особого значения каждого элемента орнамента, анализ этнографических материалов, отражающих суть ритуальных действий и включение в них полотенец (вообще ткани-новины) по презентации и образцам из оформления кабинета, позволяют учащимся аргументировать свои предположения, обобщения о том, что вкладывает человек в такое привычное и многогранное понятие, как СУДЬБА. Итогом этого этапа урока является вывод о том, что любой орнамент уходит корнями в глубокую древность, где он воспринимался как особая форма обращения к божествам (божественным силам), выражение им своей признательности.
В конце учебного дня на уроке «Прикладное искусство и этнография» учащиеся выполняют эскизы для будущей вышивки и резьбы, передавая в рисунке собственный образ счастья, отражая в нем свое понимание человеческого счастья и судьбы.
Осмысление каждым рисунка как пожелания добра самым близким людям, наполняет личностным содержанием всю дальнейшую работу по изготовлению подарков-сувениров на основе созданного эскиза. Так в детском творчестве при выполнении желанного практического задания происходит обобщение опыта, приобретённого в этот учебный день.
Таким образом, поэтапное рассмотрение понятия СУДЬБА на всех уроках цикла создаёт условия для философского понимания судьбы человека и переосмысления, принятия во внутренний план как нравственную ценность привычных на бытовом уровне житейских понятий.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»