Презентация – тест к уроку русского языка в 7 классе на тему «Состав слова. Повторение»
1. Проверить усвоение материала у большинства обучающихся.
2. Активизировать познавательную деятельность детей.
3. Разнообразить процесс обучения на этапе контроля и оценки знаний.
на тему «Состав слова. Повторение»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тема урока: «Состав слова. Повторение»
Цель: закрепление знаний о составе слова, умение разбирать слова по составу.
Задачи:
1. Образовательная : обобщить полученные знания о составе слова, закрепить умение находить в слове приставку, суффикс, корень, окончание; подбирать однокоренные слова, графически обозначать части слова.
2. Коррекционно -развивающая: развивать умение образовывать новые слова, изменять форму слова, проверять написание безударной гласной в корне слова; развивать словарный запас, обогащать речь;
корригировать внимание путём выполнения заданий теста, коррекция и развитие усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в коллективе, прививать любовь к родному языку.
Оборудование:компьютер, проекционный экран;
Толковый словарь С. И. Ожегова;
учебник русского языка для 7 класса.
План урока:
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент
2. Мотивация деятельности. Постановка целей.
3. Деятельность учащихся по теме урока.
4. Физминутка.
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
6. Рефлексия.
Ход урока. 1. Организационный момент.
— Я рада вас видеть готовыми к уроку, и думаю, что все испытания сегодня мы преодолеем успешно. Успехов вам и удач!
2. Сообщение темы и цели урока(слайд №1)
— Ребята, сегодня к нам на урок придут герои известного мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин и его верный друг Кузя.
Чтобы попасть домой, мальчику необходимо ответить на ряд вопросов по теме «Состав слова», и мы с вами можем ему в этом помочь. Ведь на предыдущих уроках рассмотрели именно эту тему. Давайте дружно поработаем и вспомним то, что уже изучили.
Задания помещены на слайде, где на каждый вопрос есть три варианта ответа. Необходимо выбрать правильный ответ. Если ответ правильный, то он сопровождается колокольным звоном и перекрашивается в красный цвет, а если неправильный, то ответ исчезает. Чтобы перейти к следующему слайду, нужно нажать на управляющую кнопку.
Для того чтобы ответить верно, нужно разобрать слово по составу, подобрать однокоренные, изменить форму слова. Поэтому некоторые виды работ будем записывать в рабочие тетради.
3. Работа по теме урока. Закрепление изученного.
Выполняем задания тестов, выбирая один правильный ответ.
(слайд №2)Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение, — это…
приставка суффикс корень
(слайд №3)Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов,- это…
приставка окончание суффикс
(слайд №4) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов,- это…
окончание приставка суффикс
(слайд №5) Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении, — это…
приставка окончание суффикс
(слайд №6) Укажи проверочное слово к слову «доброта»
удобрение добрый добрейший
(слайд №7) В каком ряду родственников нет «чужого» слова:
горный, гора, горе, гористый, пригорок
полет, летчик, лето, летать, летучий
вода, водяной, водичка, водный, наводнение
(слайд №8) В какой строке все слова пишутся с буквой д?
кле…ка, моне…ка, сле…
верблю…, гу…ки, салю…
горо…, яго…ка, прово…
(слайд №9)Догадайся, какого корня не хватает: -ок
-иль-ник
-н –оват-ый
-стар- -холод- -свет-
(слайд №10) Подумай, какому слову соответствует схема:
походный яблочный моряк
(слайд №11) Какая группа слов не имеет окончания?
ветерок, лесник, поход
позвонил, побелка, лесной
перезвон, дворняжка, кормушка
4. (слайд №12) Физминутка.
Давайте сделаем небольшой перерыв, отдохнём и подвигаемся под музыку.
Один ученик выходит и перед классом показывает движения.
(слайд №13) Укажи слова, в которых ЗА – является частью корня:
забота, заря, завтра
задний, затвердеть, затрубить
задержать, загадка, замычать
(слайд №14) В каком ряду перечислены части слова:
существительное, прилагательное, глагол
подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
приставка, корень, суффикс, окончание
(слайд №15) Найди слова только с приставками:
(до)бежать (за)грибами (от)крыть
(за)брать (до)дороги (на)родину
(до)бежать (у)летать (на)правлять
(слайд №16) Выполняем в тетрадях следующее задание. Находим однокоренные слова, выделяем корень.
Сколько родственных слов в тексте?
Санька любовался, как отец косил у лесной опушки. Он легко, точно играя, размахивал косой. И мальчик стал подражать косарю. Косу старался держать твёрдо.
К вечеру он смог аккуратно выкосить свою часть луга.
2 3 4
(слайд №17) Догадайся, какое слово задумано: в нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал
перепрыгнул поиграл перелетные
(слайд №18)Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:
приставка окончание корень
(слайд №19) Какая буква пропущена в словах: выт… нуть, пл… сал, напр… глась, объ… снение, п… тёрка?
е и я
(слайд №20) Каково значение слова гимнастёрка? Это
девочка, которая учится в гимназии
военная форменная рубашка
спортивная одежда гимнастов
Чтобы ответить правильно, воспользуйтесь толковым словарём.
(исследовательская работа учащихся)
(слайд №21) Выбери ряд слов, у которых у всех есть приставка под-:
подышал, подарок, подорожник
подсолнух, подумать, подушка
подрыв, подножка, подосиновик
(слайд №22)Укажите слова, которые можно переносить.
сдать, сдуть, ушёл, влез
принёс, поддержать, обдумать
уполз, сшить, подмёл
(слайд №22) Вот и подошли к концу наши испытания. По довольному выражению лица Вити ясно, что мы с вами справились успешно со всеми заданиями. Он благодарит, ребята, вас и прощается.
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
6. Рефлексия.
— Что понравилось на уроке?
1)Урок-тест был полезный, познавательный…
2) На уроке чувствовал себя…
3) Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Использованные источники. 1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. М., «Просвещение», 2002.
2. Волина В. Учимся играя. М., «Новая школа», 1994.
3. Кобзарева Л. Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003.
4. Ушакова О.Д. Разбор слова по составу. Словари школьника., Издательство «Литера», 2009.
5. Фон презентации – скриншоты из мультфильма «В стране невыученных уроков»
6. [http://efachka.ru/post154143855/]танцующие анимашки
Пояснительная записка.
Тест составлен в форме презентации для 7 класса по теме «Состав слова»
Цель данной разработки – в игровой форме закрепить знания учеников о составе слова, умение разбирать слова по составу.
Задания выполнены в виде интерактивного теста, где на каждый вопрос есть три варианта ответа. Необходимо выбрать правильный ответ. Кроме того, фоновая составляющая - это яркие картинки из мультфильма, что привлекает детей младшего и среднего школьного возраста.
Слайды №2 - №22 оформлены в виде тестов с настройкой триггеров. При ответе на вопрос, надо выбрать один из предложенных вариантов. Если ответ правильный, то он сопровождается колокольным звоном и перекрашивается в красный цвет, а если – неправильный, то ответ исчезает.
Переход к заданиям осуществляется с помощью управляющей кнопки
Данный ресурс помогает активизировать деятельность обучаемых на занятиях. Рекомендуется использовать на уроках повторения и обобщения знаний по теме «Состав слова»
Использованные источники.
-
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. М., «Просвещение», 2002.
-
Волина В. Учимся играя. М., «Новая школа», 1994.
-
Кобзарева Л. Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003.
-
Ушакова О.Д. Разбор слова по составу. Словари школьника., Издательство «Литера», 2009.
-
Фон презентации – скриншоты из мультфильма «В стране невыученных уроков»
-
[http://efachka.ru/post154143855/] танцующие анимашки
Презентация – тест к уроку русского языка в 7 классе
на тему «Состав слова. Повторение»
Тип
урока: урок
обобщения и систематизации знаний
Тема
урока: «Состав
слова. Повторение»
Цель:
закрепление
знаний о составе слова, умение разбирать
слова по составу.
Задачи:
1. Образовательная
: обобщить полученные знания о составе
слова, закрепить умение находить в слове
приставку, суффикс, корень, окончание;
подбирать однокоренные слова, графически
обозначать части слова.
2. Коррекционно
-развивающая:
развивать умение образовывать новые
слова, изменять форму слова, проверять
написание безударной гласной в корне
слова; развивать словарный запас,
обогащать речь;
корригировать внимание путём выполнения заданий теста, коррекция и развитие усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
3. Воспитывающая:
воспитывать интерес к учебному предмету,
умение работать в коллективе, прививать
любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, проекционный экран;
Толковый словарь С. И. Ожегова;
учебник русского языка для 6 класса.
План
урока:
Содержание
этапов урока:
1. Оргмомент
2.
Мотивация деятельности. Постановка
целей.
3. Деятельность учащихся по теме
урока.
4. Физминутка.
5.
Подведение итогов. Выставление оценок.
6.
Рефлексия.
Ход урока.
-
Организационный момент.
- Я рада вас видеть готовыми к уроку, и думаю, что все испытания сегодня мы преодолеем успешно. Успехов вам и удач!
-
Сообщение темы и цели урока (слайд №1)
- Ребята, сегодня к нам на урок придут герои известного мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин и его верный друг Кузя.
Чтобы попасть домой, мальчику необходимо ответить на ряд вопросов по теме «Состав слова», и мы с вами можем ему в этом помочь. Ведь на предыдущих уроках рассмотрели именно эту тему. Давайте дружно поработаем и вспомним то, что уже изучили.
Задания помещены на слайде, где на каждый вопрос есть три варианта ответа. Необходимо выбрать правильный ответ. Если ответ правильный, то он сопровождается колокольным звоном и перекрашивается в красный цвет, а если неправильный, то ответ исчезает. Чтобы перейти к следующему слайду, нужно нажать на управляющую кнопку.
Для того чтобы ответить верно, нужно разобрать слово по составу, подобрать однокоренные, изменить форму слова. Поэтому некоторые виды работ будем записывать в рабочие тетради.
-
Работа по теме урока. Закрепление изученного.
Выполняем задания тестов, выбирая один правильный ответ.
(слайд №2) Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение, - это…
приставка суффикс корень
(слайд №3) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов,- это…
приставка окончание суффикс
(слайд №4) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов,- это…
окончание приставка суффикс
(слайд №5) Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении, - это..
приставка окончание суффикс
(слайд №6) Укажи проверочное слово к слову «доброта»
удобрение добрый добрейший
(слайд №7) В каком ряду родственников нет «чужого» слова:
горный, гора, горе, гористый, пригорок
полет, летчик, лето, летать, летучий
вода, водяной, водичка, водный, наводнение
(слайд №8) В какой строке все слова пишутся с буквой д?
кле…ка, моне…ка, сле…
верблю…, гу…ки, салю…
горо…, яго…ка, прово…
(слайд №9) Догадайся, какого корня не хватает: -ок
-иль-ник
-н –оват-ый
-стар- -холод- -свет-
(слайд №10) Подумай, какому слову соответствует схема:
походный яблочный моряк
(слайд №11) Какая группа слов не имеет окончания?
ветерок, лесник, поход
позвонил, побелка, лесной
перезвон, дворняжка, кормушка
-
(слайд №12) Физминутка.
Давайте сделаем небольшой перерыв, отдохнём и подвигаемся под музыку.
Один ученик выходит и перед классом показывает движения.
(слайд №13) Укажи слова, в которых ЗА – является частью корня:
забота, заря, завтра
задний, затвердеть, затрубить
задержать, загадка, замычать
(слайд №14) В каком ряду перечислены части слова:
существительное, прилагательное, глагол
подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
приставка, корень, суффикс, окончание
(слайд №15) Найди слова только с приставками:
(до)бежать (за)грибами (от)крыть
(за)брать (до)дороги (на)родину
(до)бежать (у)летать (на)правлять
(слайд №16) Выполняем в тетрадях следующее задание. Находим однокоренные слова, выделяем корень.
Сколько родственных слов в тексте?
Санька любовался, как отец косил у лесной опушки. Он легко, точно играя, размахивал косой. И мальчик стал подражать косарю. Косу старался держать твёрдо.
К вечеру он смог аккуратно выкосить свою часть луга.
2 3 4
(слайд №17) Догадайся, какое слово задумано : в нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень , как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал
перепрыгнул поиграл перелетные
(слайд №18) Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:
приставка окончание корень
(слайд №19) Какая буква пропущена в словах: выт...нуть, пл...сал, напр...глась, объ...снение, п...тёрка?
е и я
(слайд №20) Каково значение слова гимнастёрка ? Это
девочка, которая учится в гимназии
военная форменная рубашка
спортивная одежда гимнастов
Чтобы ответить правильно, воспользуйтесь толковым словарём.
(исследовательская работа учащихся)
(слайд №21) Выбери ряд слов, у которых у всех есть приставка под-:
подышал, подарок, подорожник
подсолнух, подумать, подушка
подрыв, подножка, подосиновик
(слайд №22) Укажите слова, которые можно переносить.
сдать, сдуть, ушёл, влез
принёс, поддержать, обдумать
уполз, сшить, подмёл
(слайд №22) Вот и подошли к концу наши испытания. По довольному выражению лица Вити ясно, что мы с вами справились успешно со всеми заданиями. Он благодарит, ребята, вас и прощается.
-
Подведение итогов. Выставление оценок.
-
Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
1)Урок-тест был полезный, познавательный…
2) На уроке чувствовал себя…
3) Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Использованные источники.
-
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. М., «Просвещение», 2002.
-
Волина В. Учимся играя. М., «Новая школа», 1994.
-
Кобзарева Л. Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003.
-
Ушакова О.Д. Разбор слова по составу. Словари школьника., Издательство «Литера», 2009.
-
Фон презентации – скриншоты из мультфильма «В стране невыученных уроков»
-
[http://efachka.ru/post154143855/] танцующие анимашки
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Методика и технологии изготовления аппликаций в разных возрастных группах ДОО»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»