Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к процессу школьного обучения
Краткое описание
Обобщение опыта по созданию комплексной программы сопровождения адаптационного периода первоклассников, вовлечение в решение данного вопроса социально-психологической службы школы, учителей начальных классов, школьного медицинского работника.
Описание
Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще не определенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль, расставание, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояния тревоги, капризы, проявятся более ярко любые «шероховатости» характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность. Ребенку трудно. Чтобы преодолеть эти трудности, ребенку нужна помощь. Именно для этого и создана система психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к процессу школьного обучения.
Следует учесть, что в школу приходит более 50% неорганизованных детей, которым так же и даже в большей степени требуется поддержка в период адаптации.
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной педагогической среде.
Методическая тема нашей школы: воспитание личности школьника адаптированной в социуме.
Поэтому считаю важным организовать комплексную программу сопровождения адаптационного периода первоклассников, вовлечь в решение данного вопроса социально-психологическую службу школы, учителей начальных классов, школьного медицинского работника. Ведь во многом от успешного старта зависит успешное будущее каждого учащегося. Чтобы помочь первоклассникам адаптироваться к процессу обучения в школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников. Опыт работы показал эффективность данной программы: в школе нет дезадаптированных учащихся, количество частично-дезадаптированных учащихся снижается.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать, развиваться в педагогической среде.
Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные и физические ресурсы, для улучшенного обучения и полноценного развития необходимо решить ряд задач.
Задачи:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Ожидаемые результаты:
1. Успешная адаптация первоклассников к процессу школьного обучения;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей;
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Критерии оценки результатов:
1. Высокий % учащихся с положительным отношением к учебе, учителю, одноклассникам, себе.
2. Проявление интереса родителями к успехам своих детей, посещение ими родительских собраний.
3. Выявление объективных причин частичной адаптации учащихся.
Содержание психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школьному обучению.
Система психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации включает в себя три блока:
1 –ый блок – работа с первоклассниками – «Введение в школьную жизнь» (по программе Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой).
2-ой блок – работа с учителями первых классов «Здравствуй, первоклассник!»
3-ий блок – работа с родителями первоклассников «Первый раз в первый класс».
4-ый блок – диагностический.
1-ый блок — работа с первоклассниками – «Введение в школьную жизнь».
1-ый класс школы один из наиболее критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация. От того как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. В нашей школе ежегодно работает «Школа будущего первоклассника». Такая форма работы позволяет будущим ученикам еще до наступления школьных занятий в игровой форме познакомиться с будущими одноклассниками, своими учителями, школой. Поэтому к 1 сентября ряд трудностей первых школьных дней уже снят, так как 98% учащихся остаются в нашей школе.
Чтобы помочь ученику в период адаптации к школьному обучению проводится комплекс занятий по программе Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь».
Занятия способствуют установлению контакта между детьми, знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене, укреплению желания учиться, получать новые знания, воспитывают дружелюбие, умение сопереживать друг другу.
2-ой блок – работа с учителями первых классов «Здравствуй, первоклассник!»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей начальной школы.
Для реализации поставленной цели предусмотрены следующие виды работ: индивидуальные и групповые консультации учителей, практико-ориетированные семинары, лектории: «Что такое «психологическая готовность к школе?», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Рекомендации по организации уроков в адаптационный период», «Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей».
3-ий блок – работа с родителями первоклассников «Первый раз в первый класс».
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей первоклассников.
Для реализации поставленной цели предусмотрены следующие виды работ: индивидуальные консультации, лектории на родительских собраниях, информационные бюллетени по темам: «Ребенок идет в первый класс», «Особенности развития ребенка 7-го года жизни», «Первые дни ребенка в школе», «Советы родителям будущих первоклассников».
4-ый блок – диагностический.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит задачу выбора соответствующих средств.
Методики исследования уровня адаптации должны удовлетворять следующим требованиям:
— измерять ключевые параметры адаптации\дезадаптации;
— полученная информация должна быть костатирующей и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации;
— быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
— происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимся режимом и нагрузкой;
— формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности процесса обучения;
— эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно-комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.
Изучение уровня адаптации первоклассников к школе проводится по специальной программе, включающий проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О. А. Ореховой, экспертную оценку учителя, опрос родителей, анализ медицинской статистики.
По результатам исследования проводится коррекционная работа.
Комплексный подход к проблеме адаптации первоклассников к процессу обучения в школе способствует эффективной адаптации учащихся и снижению количества частично дезадаптированных учащихся.
Литература
1. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
2. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
3. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь DOC. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни — М.: Московский центр качества образования, 2010. -120 с.
4. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.
Следует учесть, что в школу приходит более 50% неорганизованных детей, которым так же и даже в большей степени требуется поддержка в период адаптации.
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной педагогической среде.
Методическая тема нашей школы: воспитание личности школьника адаптированной в социуме.
Поэтому считаю важным организовать комплексную программу сопровождения адаптационного периода первоклассников, вовлечь в решение данного вопроса социально-психологическую службу школы, учителей начальных классов, школьного медицинского работника. Ведь во многом от успешного старта зависит успешное будущее каждого учащегося. Чтобы помочь первоклассникам адаптироваться к процессу обучения в школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников. Опыт работы показал эффективность данной программы: в школе нет дезадаптированных учащихся, количество частично-дезадаптированных учащихся снижается.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать, развиваться в педагогической среде.
Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные и физические ресурсы, для улучшенного обучения и полноценного развития необходимо решить ряд задач.
Задачи:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Ожидаемые результаты:
1. Успешная адаптация первоклассников к процессу школьного обучения;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей;
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Критерии оценки результатов:
1. Высокий % учащихся с положительным отношением к учебе, учителю, одноклассникам, себе.
2. Проявление интереса родителями к успехам своих детей, посещение ими родительских собраний.
3. Выявление объективных причин частичной адаптации учащихся.
Содержание психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школьному обучению.
Система психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации включает в себя три блока:
1 –ый блок – работа с первоклассниками – «Введение в школьную жизнь» (по программе Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой).
2-ой блок – работа с учителями первых классов «Здравствуй, первоклассник!»
3-ий блок – работа с родителями первоклассников «Первый раз в первый класс».
4-ый блок – диагностический.
1-ый блок — работа с первоклассниками – «Введение в школьную жизнь».
1-ый класс школы один из наиболее критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация. От того как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. В нашей школе ежегодно работает «Школа будущего первоклассника». Такая форма работы позволяет будущим ученикам еще до наступления школьных занятий в игровой форме познакомиться с будущими одноклассниками, своими учителями, школой. Поэтому к 1 сентября ряд трудностей первых школьных дней уже снят, так как 98% учащихся остаются в нашей школе.
Чтобы помочь ученику в период адаптации к школьному обучению проводится комплекс занятий по программе Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь».
Занятия способствуют установлению контакта между детьми, знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене, укреплению желания учиться, получать новые знания, воспитывают дружелюбие, умение сопереживать друг другу.
2-ой блок – работа с учителями первых классов «Здравствуй, первоклассник!»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей начальной школы.
Для реализации поставленной цели предусмотрены следующие виды работ: индивидуальные и групповые консультации учителей, практико-ориетированные семинары, лектории: «Что такое «психологическая готовность к школе?», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Рекомендации по организации уроков в адаптационный период», «Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей».
3-ий блок – работа с родителями первоклассников «Первый раз в первый класс».
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей первоклассников.
Для реализации поставленной цели предусмотрены следующие виды работ: индивидуальные консультации, лектории на родительских собраниях, информационные бюллетени по темам: «Ребенок идет в первый класс», «Особенности развития ребенка 7-го года жизни», «Первые дни ребенка в школе», «Советы родителям будущих первоклассников».
4-ый блок – диагностический.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит задачу выбора соответствующих средств.
Методики исследования уровня адаптации должны удовлетворять следующим требованиям:
— измерять ключевые параметры адаптации\дезадаптации;
— полученная информация должна быть костатирующей и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации;
— быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
— происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимся режимом и нагрузкой;
— формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности процесса обучения;
— эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно-комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.
Изучение уровня адаптации первоклассников к школе проводится по специальной программе, включающий проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О. А. Ореховой, экспертную оценку учителя, опрос родителей, анализ медицинской статистики.
По результатам исследования проводится коррекционная работа.
Комплексный подход к проблеме адаптации первоклассников к процессу обучения в школе способствует эффективной адаптации учащихся и снижению количества частично дезадаптированных учащихся.
Литература
1. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
2. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
3. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь DOC. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни — М.: Московский центр качества образования, 2010. -120 с.
4. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.
05 февраля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
Спасибо, что делитесь своим опытом.
Огромное спасибо за такой коллосальный труд!