В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок СБО "Приём гостей"

Урок СБО "Приём гостей"

Людмила Ткаченко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 13020
Краткое описание
актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения
Описание
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана
Учитель социально-бытовой ориентировки: Ткаченко Людмила Анатольевна
Тема урока: Приём гостей.
Цель:актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;

Задачи:
· прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;
· формировать навыки самообслуживания;
· воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.
Оборудование: компьютерная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, чайный сервиз, угощение для гостей, рабочие тетради.
Ход урока:

I. Организация класса и рабочих мест учащихся.
II. Объявление темы урока.
— Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1) И сегодня на уроке мы познакомимся с правилами для хозяина, научимся сервировать стол к чаю, а также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.

III. Повторение правил гостеприимства.
1. Вводная беседа:
Русский человек всегда считался и счи­тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы, придуманные народом.
пословица «Много гостей – много новостей» (Слайд 2)
· Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит, будет много новостей.
Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт. (Слайд 3)
· Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.
· В переднем углу избы находился духовный центр дома. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.
· Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. (Слайд 4)
Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.
С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. (Слайд 5)
· Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.
Виды самоваров.(Слайд 6)
· Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.(Слайд 7)
· На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные

Гостей и близких привечаем Ароматным, сладким чаем.

Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён. Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол­жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.
– А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат):
1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.
2. Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.
Учитель.А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным?
Дети:быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять внимание.
Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по возможности, думать не только о том, чем угостить, но и чем занять. Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей.
Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.
Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры.
Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать гостю плохого настроения.
– Молодцы.
IV. Правила хозяина.
СЦЕНКА. Учитель.
Сначала посмотрите небольшой сюжет. События происходят в современной квартире.
(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами( красит лаком ногти). К «двери» подходят гос­ти и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)
Xо з я и н. А, это вы!
Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиг­рать в новую игру.
Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:
Не ходите по ковру —
Вы протрете в нем дыру.
Встаньте с этого дивана
А не то там будет яма.
И не трогайте кровать —
Простынь можете помять.
И не трогайте игрушки.
Не ложитесь на подушки.
И не надо книги брать —
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.
Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя­ин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правиль­но угостить. Он не должен жа­леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)
Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро­кинет вазу или разобьет что-нибудь?
А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?
Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?
Если гостю не нравится телевизионная передача, как должен поступить хозяин?
Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?
Учитель.
Прочитайте основные правила поведения для хозяина.(Слайд 8)
1.Встречай гостей в нарядной одежде.
2.Обязательно угости гостя.
3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.
4.Познакомь гостей друг с другом.
5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.
6.Поблагодари гостей за визит.
V. Правила для гостей.
СЦЕНКА «В гостях».Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.
Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе новые журналы покажу… Музыку послу­шаем.
Виктор. Ладно. Приду.
Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от­пуская, нажимал кнопку звонка.
(Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.)
Виктор. Привет, это я!
(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)
Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?
(Он хватает с полки часы.)
Игорь. Это подарили маме. На память.
Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смот­рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматрива­ет другие предметы.)
Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба­рахло всякое в доме держите?
(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)
Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!
Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.
Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да! Я у тебя диск с игрой взял: у меня такой нет. Отдам как-ни­будь.
Автор. Вот и вся история!
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ.
Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос­тя? Каким должен быть гость?
Ответы учащихся.( Вежливым, тактичным, ненавязчивым.)
Правила поведения гостя (Слайд 9)
1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.
2. Приходи точно в назначенное время.
3.Поддерживай общую беседу или игру.
4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.
5. В гостях долго не засиживайся.
6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.
VI. Сервировка стола.
– Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).
Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.
Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью. (Слайд 10)
К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье). (Слайд 11)
Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки. (Слайд 12)
На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.
– Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы)
Игра «Найди ошибку».
Девочки отворачиваются. Я что-то меняю в сервировке. Девочки поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят.
– А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки.
– Молодцы!
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Существует много способовскладывания салфеток. И сейчас мы с вами потренируемся складывать салфетки. (Слайд 13)
VII. Повторение правил поведения за столом.
— Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
— Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
— Как сидим за столом?
— А кушаем как?
— Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?

Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом:
· не разваливайся на стуле;
· не клади локти на стол;
· ешь аккуратно;
· не нависай над тарелкой;
· не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;
· не ешь слишком быстро;
· не бери в рот сразу очень много еды;
· рот вытирай салфеткой;
· не разговаривай во время еды.
Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и нем», Объясняют её смысл.
Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или рассказывает сам.
Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.
VIII. Закрепление
Вопросы: (Слайд 14 -16)
Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?
Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:
придешь пораньше, придешь вовремя или не­много опоздаешь?
Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?
Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?
Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?
Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?
Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?
Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?
Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином игры?
Как должен выглядеть человек, идущий в гости?
Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?
Как долго следует ждать опаздывающего гостя?
Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто­лом громко икнул:
начнешь хохотать, чтобы и другие по­смеялись вместе с тобой;
постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?
IX. Игры.(Слайд 17)
— Чем же могут заняться гости после того, как попили чай? (Теперь гости могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.).
Учитель предлагает детям поиграть.
А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего, даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами. Игрок должен срезать приз).
X. Уход гостей.
Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь.
XI. Подведение итогов.
Все дети возвращаются в класс.
— В какую игру мы играли?
— Что значит быть гостеприимным человеком?
XII. Оценка деятельности детей. (Слайд 18)
Чтобы легче нам жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте этикет!

— Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем. Молодцы! Занятие окончено.

Список литературы:
СБО в спец. (кор) образовательных учреждениях VIII вида Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочеткова
СБО 6 класс В.Субчева
«Весёлый этикет» Н.Е.Богуславская

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
приём гостей.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос