Обобщение опыта. Дистанционное обучение детей-инвалидов.
Чифурова Анна Антоновна
учитель английского языка и географии
МБОУ СОШ №30 г.Южно-Сахалинска.
Дистанционное обучение детей-инвалидов.
«Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными». А что же такое дистанционное обучение? Это - обучение учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий по образовательным программам начального, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования. И сегодня именно дистанционное обучение открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Оно расширяет доступ к учебным материалам и методическим ресурсам, повышает комфортность обучения.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Актуальность проблем образования детей-инвалидов связана с неуклонным увеличением числа детей-инвалидов, нуждающихся в создании специальных условий для обучения. И актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации (от 4 января 2009 г. N Пр-26) и Правительства Российской Федерации (от 19 января 2009 г. N ВП-П45-229) Министерство образования и науки Российской Федерации России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведётся работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов« в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
За последние годы государство стало больше внимания уделять детям инвалидам. В школе осуществлена поставка комплектов оборудования для дистанционного обучения, качество Интернета стало намного лучше, чем было в прошлом году, где проходили постоянные сбои. А как удобно детям, это помогает им быстрее адаптироваться в обществе, не чувствовать себя забытыми и изолированными от других людей.
Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре образования: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Выбирая разные комбинации сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи, а так же контролирует “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.
Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.
Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.
Таким образом, как мы видим, на учителя накладывается огромная работа. Немного из моего опыта работы владею методикой преподавания дистанционного урока, основной и главной единицей общего образования. Учитываю, что дистанционный урок имеет общее и различия с традиционным уроком. Каждый дистанционный урок индивидуальный, рассчитанный именно на одного ребенка – один учитель, один ученик. Прошла предварительную техническую и методическую подготовку.
Владею методикой и технологией использования программы Skype для проведения дистанционного урока. Это программа позволяет видеть только одного собеседника. А при проведении аудиоконференции, могу добавлять до четырех, пяти участников. В Скайпе могу пересылать прикрепленные файлы, например, задания к уроку. Таким образом, владею техникой проведения группового урока. На уроках пользуюсь возможностью Скайпа - предоставить свой экран во время урока. Использую дидактические материалы, иллюстрации, карты, видео, аудио сюжеты, выделив цветом, шрифтом, проведя на экране мышкой, показываю ученику на то место, куда нужно обратить внимание. То есть при применении специальных технологий стираю различия между обучением в очной и дистанционной форме.
При дистанционном обучении детей-инвалидов на дому разрабатываю индивидуальный учебный план, годовой календарный график и расписание занятий, которые и утверждаются образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учётом его индивидуальных особенностей.
Уроки провожу в специальной учебной среде – «i-классе» www.iclass.home-edu.ru Центра образования детей инвалидов где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Во время уроков с учеником видим друг друга через веб-камеру. У обоих имеется под рукой и принтер, чтобы распечатать текст, и ксерокс, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.
Таким образом, дистанционные образовательные технологии позволяют уменьшить возможные психологические барьеры больных детей в нарушение связи с миром, в недостатке контактов с взрослыми и сверстниками, в ограниченном доступе к информационным ресурсам и в недоступности общения с природой, культурными ценностями. И помогут достичь ученику значительных успехов в учебе.
Список литературы.
-
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
-
Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
-
Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.
-
Википедия.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре