Деловая игра "Твои гражданские права"
Цель: формирование положительного отношения к правам других.
Задачи:
· продолжать знакомить воспитанников с основными правами и обязанностями; · способствовать осознанию ответственности за свои права. Ход игры: Сегодня мы поговорим о ваших гражданских правах. — Давным — давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: 1. Что люди могут делать, а чего не могут? 2. Что они обязаны делать и что не обязаны? 3. На что они имеют права и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сильный кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем переговоров и, к сожалению, в битвах и в войнах. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет вместе с государствами появлялись и документы, по которым стали жить люди разных стран. И так на земле восстановился мир и порядок. Вопросы к детям: — В какой стране мы с вами живем? — А какие государственные документы вы знаете? — А самый главный документ в нашей стране это…/Конституция/, которая состоит из 8 глав, 9 разделов, 146 статей. А отмечается праздник « День Конституции» 15 марта. Конституция есть в каждом государстве, и она индивидуальна для каждого государства. -А как вы думаете, есть ли такой закон, который должны выполнять все государства мира? Если есть такой закон, то, как он называется? /Всеобщая декларация прав человека/ Декларация тоже была принята ООН, но намного лет раньше. Именно на нее основе и были разработаны права ребенка. 20 ноября 1989 года Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, о вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. Следовательно, о вас заботится правительство России. Давайте вспомним права ребенка, которые мы знаем. Права: Ø Право на жизнь Ø Право на имя при рождении Ø Право на медицинскую помощь Ø Право на образование Ø Право на отдых и досуг Ø Право иметь имущество / полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка/ Ø Право свободно выражать свои взгляды Ø Право на заботу и воспитание родителями Ø Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства Ø Право на защиту своих прав и законных интересов родителями Ø Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. Всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- возраста, ст.1) Ø Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем – то неполноценный, должен жить в условиях, не ужасающих его достоинство ст.23) Ø Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права? (право на тайну переписки, ст. 16) Ø Как вы думаете, что необходимо, чтобы права соблюдались? Ø Для этого нужно выполнять важную обязанность – уважать права другого. Для того чтобы посмотреть, как это происходит в жизни, посмотрим сценки. Сценка 1. Мама: Лена сколько раз тебе говорила, что в 10 вечера громко слушать музыку нельзя? Музыка действует всем на нервы! Дочь: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь. ( В данном случае поведение дочери ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка). Сценка 2. Мама: Таня я ухожу, прибери в квартире, сходи в магазин. Дочь: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвекцией я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в самообразовании. (в Конвенции в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу в условиях труда детей). Викторина « Права литературных героев» 1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? / « Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»/. 2.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? / «Три поросенка», «Зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»/. 3.В какой сказке и кто нарушал право на свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? / «Приключение Буратино», «Карабас Барабас»/. 4.Героиня, каких сказок воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства./ «Лягушка-путешественница»/ 5.В какой сказке «Хлебобулочной герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / «Колобок»/ 6.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? / «Золушка» Каждый имеет не только права, но и обязанности. Права представляются, а обязанности выполняются. Прав взрослого человека и права ребенка важно знать, но не менее важно помнить и то, что кроме прав, у каждого человека есть свои обязанности, которые неразрывно связаны между собой. В Конституции записано не только права, но и обязанности, которые имеют непосредственное отношение ко всем детям. Подумайте и скажите, какие обязанности есть у каждого ребенка? Обязанности: -добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности; -вести себя в любой ситуации, таким образом, который соответствует ребенку; -действовать на благо детского дома, заботиться о чести и поддержании его традиций и авторитета; -уважать достоинства другого человека; -проявлять уважение к старшим; -уважать взгляды и убеждения других людей; -достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи; -заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей; -соблюдать правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным. Права ребенка и обязанности надо знать, Не только знать, Но соблюдать и выполнять, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. Сегодня мы не только общались, но и вспомнили с вами права и обязанности детей. Какие выводы вы сделали для себя? Вы живете не одни, а среди других людей, поэтому учитесь правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведении в общении с другими людьми. А сейчас несколько полезных советов: -умейте выслушать собеседника, не перебивая его; -умейте признать свои ошибки; -говорите только правду; -радуйтесь своему успеху и успеху других; -дал слово — держи, дал обещание выполни. И помните самое главное правило: «Худо тому, кто добра не делает никому!» Литература: 1. http://volsklicei.ru 2. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1993 3. Кашанина Т.В. Основы государства и права: Учеб. для 9 кл. общеобраз. учр. М., 2000
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Деловая игра
«Твои гражданские права»
Автор:
Цивелёва Валентина Кирилловна, воспитатель
МКОУ Детский дом № 6
города Прокопьевска Кемеровской области,
I квалификационная категория
Прокопьевск 2013
Пояснительная записка
В наше время необходимо уделять особое внимание патриотическому воспитанию детей. Любовь к Родине, потребность защищать Отечество, быть патриотом исходит из великой истории народа. Возникает необходимость вести просветительную работу по правам человека в государстве, в котором он живет. Век новых технологий воспитанники обязаны знать не только права и обязанности, но и основы гражданского права.
Данную работу можно проводить через часы общения, направленные на патриотическое воспитание. Деловая игра «Твои гражданские права» направлена на работу с детьми среднего школьного возраста и включает в себя разнообразные формы и методы, благодаря которым воспитанники имеют возможность не только закрепить имеющиеся знания о своих правах, но и ознакомиться с новым материалом. Дискуссии, викторины, разбор ситуаций, полезные советы, делают игру веселой, интересной и запоминающейся.
Деловая игра «Твои гражданские права»
Цель: формирование положительного отношения к правам других.
Задачи:
-
продолжать знакомить воспитанников с основными правами и обязанностями;
-
способствовать осознанию ответственности за свои права.
Ход игры:
Сегодня мы поговорим о ваших гражданских правах.
- Давным - давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:
-
Что люди могут делать, а чего не могут?
-
Что они обязаны делать и что не обязаны?
-
На что они имеют права и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сильный кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем переговоров и, к сожалению, в битвах и в войнах. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет вместе с государствами появлялись и документы, по которым стали жить люди разных стран. И так на земле восстановился мир и порядок.
Вопросы к детям:
- В какой стране мы с вами живем?
- А какие государственные документы вы знаете?
- А самый главный документ в нашей стране это…/Конституция/, которая состоит из 8 глав, 9 разделов, 146 статей. А отмечается праздник « День Конституции» 15 марта.
Конституция есть в каждом государстве, и она индивидуальна для каждого государства.
-А как вы думаете, есть ли такой закон, который должны выполнять все государства мира? Если есть такой закон, то, как он называется?
/Всеобщая декларация прав человека/
Декларация тоже была принята ООН, но намного лет раньше. Именно на нее основе и были разработаны права ребенка.
20 ноября 1989 года Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, о вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. Следовательно, о вас заботится правительство России.
Давайте вспомним права ребенка, которые мы знаем.
Права:
-
Право на жизнь
-
Право на имя при рождении
-
Право на медицинскую помощь
-
Право на образование
-
Право на отдых и досуг
-
Право иметь имущество / полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка/
-
Право свободно выражать свои взгляды
-
Право на заботу и воспитание родителями
-
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями
-
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- возраста, ст.1)
-
Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем – то неполноценный, должен жить в условиях, не ужасающих его достоинство ст.23)
-
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права? (право на тайну переписки, ст. 16)
-
Как вы думаете, что необходимо, чтобы права соблюдались?
-
Для этого нужно выполнять важную обязанность – уважать права другого.
Для того чтобы посмотреть, как это происходит в жизни, посмотрим сценки.
Сценка 1.
Мама: Лена сколько раз тебе говорила, что в 10 вечера громко слушать музыку нельзя? Музыка действует всем на нервы!
Дочь: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь.
( В данном случае поведение дочери ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка).
Сценка 2.
Мама: Таня я ухожу, прибери в квартире, сходи в магазин.
Дочь: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвекцией я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в самообразовании. (в Конвенции в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу в условиях труда детей).
Викторина « Права литературных героев»
1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? / « Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»/.
2.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? / «Три поросенка», «Зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»/.
3.В какой сказке и кто нарушал право на свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? / «Приключение Буратино», «Карабас Барабас»/.
4.Героиня, каких сказок воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства./ «Лягушка-путешественница»/
5.В какой сказке «Хлебобулочной герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / «Колобок»/
6.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? / «Золушка»
Каждый имеет не только права, но и обязанности. Права представляются, а обязанности выполняются.
Прав взрослого человека и права ребенка важно знать, но не менее важно помнить и то, что кроме прав, у каждого человека есть свои обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
В Конституции записано не только права, но и обязанности, которые имеют непосредственное отношение ко всем детям.
Подумайте и скажите, какие обязанности есть у каждого ребенка?
Обязанности:
-добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;
-вести себя в любой ситуации, таким образом, который соответствует ребенку;
-действовать на благо детского дома, заботиться о чести и поддержании его традиций и авторитета;
-уважать достоинства другого человека;
-проявлять уважение к старшим;
-уважать взгляды и убеждения других людей;
-достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
-заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;
-соблюдать правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным.
Права ребенка и обязанности надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать и выполнять,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Сегодня мы не только общались, но и вспомнили с вами права и обязанности детей. Какие выводы вы сделали для себя? Вы живете не одни, а среди других людей, поэтому учитесь правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведении в общении с другими людьми.
А сейчас несколько полезных советов:
-умейте выслушать собеседника, не перебивая его;
-умейте признать свои ошибки;
-говорите только правду;
-радуйтесь своему успеху и успеху других;
-дал слово - держи, дал обещание выполни.
И помните самое главное правило:
«Худо тому, кто добра не делает никому!»
Литература:
-
Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1993
-
Кашанина Т.В. Основы государства и права: Учеб. для 9 кл. общеобраз. учр. М., 2000
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»