Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс )
примерной программы основного общего образования и Решения № 1 межведомственной рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан «О введении в учебный процесс общеобразовательных учреждений Республики Татарстан комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от 12.09.2012 г.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»:
1.Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2011.
2.Студенкин М.Т.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2012.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс — просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
· дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
· формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
· изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
· развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
· формирование качеств гражданина и патриота России;
· воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой
жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания — понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Учебный план распределения часов, отведенных на темы.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
1 | |
1. |
Россия -наша Родина. | |
Блок 2.Основы светской этики.(14 часов) |
14 | |
2. |
Что такое светская этика. | |
3. |
Вежливость. | |
4. |
Добро и зло. | |
5. |
Дружба и порядочность. | |
6. |
Честность и искренность. | |
7. |
Гордость и гордыня. | |
8. |
Обычаи и обряды. | |
9. |
Терпение и труд. | |
10. |
Семья. | |
11. |
Семейные традиции. | |
12. |
Сердце матери. | |
13. |
Правила твоей жизни. | |
14. |
Праздники народов России. | |
15. |
Творческие работы учащихся. | |
Блок 3.Основы религиозных культур.(14 часов) |
14 | |
16. |
Древние предания христиан. | |
17. |
Возникновения христианства. | |
18. |
Христианская церковь. | |
19. |
Христианство на Руси и в России. | |
20. |
Христианские святыни. | |
21. |
Христианские праздники и таинства. | |
22. |
Пророк Мухаммад. | |
23. |
Первое откровение пророка и распространение ислама. | |
24. |
Священная книга мусульман. | |
25. |
Пять правил жизни мусульманина. | |
26. |
Во что верят мусульмане. | |
27. |
Мусульманские праздники и памятные дни. | |
28. |
Иудаизм — древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев. | |
29. |
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма. | |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) |
5 | |
30. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | |
31. |
Подготовка творческих проектов. | |
32. |
Выступление обучающихся со своими творческими работами. | |
33. |
Выступление обучающихся со своими творческими работами. | |
34. |
Презентация творческих проектов. | |
Всего |
34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества
изучения предмета:
-диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
-приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
— актуальность;
-вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
— опора на самостоятельность мышления учащихся;
-деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
-соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
-органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
— знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
— общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
— осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно- этического знания.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
Календарно – тематическое планирование курса 4 класс Количество часов по учебному плану — 34 часа Количество часов в неделю — 1 час
№ п\п | Тема урока (Тип урока) | Цель урока | Содержание (в т.ч.понятия и термины) | Формы деятельности учащихся | Домашнее задание |
1. |
1. Россия – наша Родина. (Тип урока – изучение нового материла) |
-развивать коммуникативные компетенции; -способствовать воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета; -углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и Татарстана.) |
Россия – наша Родина-полиэтническое государство. Культурные традиции.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия:Россия, Российская федерация, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, древние города России и Татарстана. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека. |
2. |
Что такое светская этика? (Тип урока – изучение нового материла) |
-способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; -формировать навыки работы с текстом. |
Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия:культура, мораль, этика, этикет, манеры. |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Нарисовать рисунок по теме урока. |
3. |
Вежливость. (Тип урока – комбинированный) |
— мотивировать учащихся на восприятие понятия вежливость через анализ текстов и предложенных ситуаций; -способствовать развитию вежливости, доброжелательности и уважения к другим людям |
Вежливость. Основные термины и понятия:вежливость, уважение. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (рассказами), анализ текстов. |
Придумать рассказ о вежливом и невежливом человеке. |
4. |
Добро и зло. (Тип урока – изучение нового материла) |
-раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; — способствовать формированию умения правильно оценить себя и других; -воспитывать доброжелательность. |
Добро и зло. Основные термины и понятия:добро, зло, гуманность, щедрость |
Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их. |
5. |
Дружба и порядочность. (Тип урока – комбинированный) |
— способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации; — формировать навыки работы в группе; — способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого. |
Дружба и порядочность. Основные термины и понятия: дружба, доверие, радость, уважение, бескорыстие, порядочность, милосердие, симпатия. |
Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа. |
Написать рассказ о своем друге. Читать и отвечать на вопросы с.62-74 |
6. |
Честность и искренность. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать общественно значимую мотивацию детей их поступков, адекватную самооценку собственного поведения и поведения товарищей; -мотивировать учащихся на личностный выбор. |
Честность и искренность. Основные термины и понятия:честность, искренность, правдивость. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о честности и искренности. |
7. |
Гордость и гордыня. (Тип урока – комбинированный) |
-учить детей различать понятия «гордость» и «гордыня»; -уметь приводить примеры ситуаций, в которых они (или герои литературных произведений) испытывали гордость или гордыню; -уметь составить план статьи учебника. |
Гордость и гордыня. Основные термины и понятия: гордость, самоуважение, достоинство, гордыня, тщеславие |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана. |
Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о гордости или гордыни. Читать и отвечать на вопросы с.77-83 |
8. |
Обычаи и обряды. (Тип урока – комбинированный) |
-дать представление об основных обычаях и обрядах в жизни людей; — способствовать воспитанию нравственной культуры поведения — развивать умение слушать собеседника и вести диалог. |
Обычаи и обряды. Основные термины и понятия:обычаи, обряды, обряд бракосочетания, венчание, помолвка. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян. Читать и отвечать на вопросы с.101-108 |
9. |
Терпение и труд. (Тип урока – комбинированный) |
-способствовать формированию трудолюбия и рационального отдыха; — формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; — развивать умение слушать собеседника и вести диалог. |
Терпение и труд. Основные термины и понятия: терпение, труд, отдых |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии). |
Составить рассказ о своей помощи родителям. |
10. |
Семья. (Тип урока – комбинированный) |
— способствовать формированию понимания, что семья — основа моральных устоев человека; — уметь объяснить происхождение слова семья, род; — воспитывать уважительное и бережное отношение к членам своей семьи. |
Семья. Основные термины и понятия:Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Создать родовое древо или родовой герб в виде иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит? |
11. |
Семейные традиции. (Тип урока – комбинированный) |
-познакомить с историей возникновения семейных традиций; -сформировать представление о значении семейных традиций в жизни человека; — способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур; — развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. |
Семейные традиции. Основные термины и понятия:уважение старших, семейные праздники |
Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Сочинение на тему: «Моя семья» |
12. |
Сердце матери. (Тип урока – комбинированный) |
— познакомить учащихся с традицией празднования Дня матери; — мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; — воспитывать бережное отношение к матери. |
Сердце матери. Основные термины и понятия: родственники, мать, любовь матери, бережное отношение к матери. |
Беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод). | Подготовить рассказ о своей маме. Читать и отвечать на вопросы с.144-151 |
13. |
Правила твоей жизни. (Тип урока – комбинированный) |
-познакомить с основными правилами жизни ребенка; способствовать осознанию их значения в выстраивании своего распорядка дня; -воспитывать аккуратность и самодисциплину. |
Правила твоей жизни. Основные термины и понятия:дисциплина, аккуратность, домашние обязанности, распорядок дня |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Мой распорядок дня». |
Сочинение: «Один день из моей жизни». |
14. |
Праздники народов России. (Тип урока – урок систематизации знаний.) |
-познакомить с историей возникновения праздников; -сформировать представление о значении праздника в жизни человека; — способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур; — развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. |
Праздники народов России. Основные термины и понятия:виды праздников(государственные, религиозные, семейные, школьные), Рождество, Пасха, Крещение, Благовещение, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Масленница, Сабантуй |
Работа с учебником, самостоятельная работа.Повторение основных содержательных моментов курса. | Повторение раннее изученного материала |
15. |
Урок-повторение. (Тип урока – обобщающий) |
-способствовать обобщению знаний, понятий и представлений о ценностно- смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; — способствовать развитию логического мышления, речи, памяти |
Обобщение основных содержательных моментов курса. |
Самостоятельная работа. Работа с тестами. | Подумать над вопросом и обсудить с родителями «Что такое семья, и какую роль она играет в жизни человека?» |
16. |
Древние предания христиан. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания о Ветхом завете, истории возникновения человека; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; -воспитывать умение работать с религиозной литературой. |
Древние предания христиан. Основные термины и понятия: Ветхий завет, Библия, Адами Ева, грех, Десять заповедей Бога. |
Беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод) |
Ответить на вопрос: какова роль Заповедей Бога в жизни людей? С.10-16 |
17. |
Возникновения христианства. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать у учащихся знания о Новом завете, рождении Иисуса Христа и его земной жизни; -развивать всесторонне развитую личность; -воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Возникновения христианства. Основные термины и понятия: Новый завет, Евангелие, Рождество Иисуса Христа, апостолы. |
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему, работа с Библией. | Читать и отвечать на вопросы с.17-26 |
18. |
Христианская церковь. (Тип урока – изучение нового материла) |
— формировать у учащихся знания об устройстве христианской церкви, церковной организации; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру в общении с верующими людьми. |
Христианская церковь. Основные термины и понятия:священник, епископ, митрополит, патриарх, святые и мученики, монахи, монастыри. |
Экскурсия в храм. | Читать и отвечать на вопросы с.27-34 |
19. |
Христианство на Руси и в России. (Тип урока – комбинированный) |
— познакомить учащихся с историей крещения Руси; развивать интерес к истории к истории христианства; -воспитывать потребность в развитии общего кругозора. |
Христианство на Руси и в России. Основные термины и понятия:Крещение Руси, святые Земли русской: Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. | Сочинение на тему: «Подвиг человека ». |
20. |
Христианские святыни. (Тип урока – изучение нового материла) |
— познакомить учащихся с основными символами христианства; развивать мировоззренческую ориентацию; — воспитывать бережное отношение к христианским святыням. |
Христианские святыни. Основные термины и понятия: храм, алтарь, иконостас, православный крест, икона. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем. | Читать и отвечать на вопросы с.43-53 |
21. |
Христианские праздники и таинства. (Тип урока – комбинированный) |
— познакомить учащихся с основными христианскими праздниками и таинствами; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру общения и речи. |
Христианские праздники и таинства. Основные термины и понятия:Благовещение, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Пасха, венчание, крещение, покаяние, причастие. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации. | Читать и отвечать на вопросы с.54-62 |
22. |
Пророк Мухаммад. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания о Пророке Мухаммаде; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Пророк Мухаммад. Основные термины и понятия: Пророк Мухаммад, Хадиджа, Мекка. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем. | Читать и отвечать на вопросы с.63-68 |
23. |
Первое откровение пророка и распространение ислама. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать у учащихся знания об истории возникновения ислама; -развивать интерес к истории к истории ислама; -воспитывать потребность в развитии общего кругозора. |
Первое откровение пророка и распространение ислама. Основные термины и понятия: Коран, Медина, Кааба. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. | Читать и отвечать на вопросы с.69-76 |
24. |
Священная книга мусульман. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать у учащихся знания о Коране; -развивать всесторонне развитую личность; -воспитывать культуру межконфессионального общения. воспитывать умение работать с религиозной литературой. |
Священная книга мусульман. Основные термины и понятия: Коран, хадисы, сухуф, аяты, суры. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с Кораном | Читать и отвечать на вопросы с.77-82 |
25. |
Пять правил жизни мусульманина. (Тип урока – изучение нового материла) |
— формировать у учащихся знания об устройстве мечети, пяти столпах ислама; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру в общении с верующими людьми. |
Пять правил жизни мусульманина. Основные термины и понятия: пять столпов ислама, шахада, намаз, пост, закят, хадж. |
Экскурсия в мечеть. | Читать и отвечать на вопросы с.83-88 |
26. |
Во что верят мусульмане. (Тип урока – комбинированный) |
Формировать знания учащихся о сущности ислама как одной из мировых религий; -развивать мировоззренческую ориентацию; — воспитывать усидчивость и прилежание. |
Во что верят мусульмане. Основные термины и понятия: Аллах, ангелы, пророки. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Читать и отвечать на вопросы с.89-92 |
27. |
Мусульманские праздники и памятные дни. (Тип урока – изучение нового материла) |
познакомить учащихся с основными мусульманскими праздниками, мусульманским календарем; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру общения и речи. |
Мусульманские праздники и памятные дни. Основные термины и понятия: мусульманский календарь, Рамадан, Ид аль-фитр (Ураза-байрам), Ид аль-адха (Курбан-Байрам), Маулид ан наби (День рождения пророка Мухаммада). |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Читать и отвечать на вопросы с.93-104 |
28. |
Иудаизм — древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания об иудаизме; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; -воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Иудаизм — древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев. Основные термины и понятия:Яхве, Танах, Талмуд, шабат, синагога. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Читать и отвечать на вопросы с.105-116 |
29. |
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания о буддизме; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; -воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма. Основные термины и понятия: Будда, Дхарма, сангха. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Читать и отвечать на вопросы с.124-133 |
30. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ ного и многоконфессионального народа России. (Тип урока – урок обобщения) |
— способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; — мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; — способствовать укреплению веры в Россию. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия:Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. |
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. | Подбери примеры (из истории, литературы) беззаветного служения Отечеству. |
31. |
Подготовка творческих проектов. (Тип урока – урок систематизации знаний) |
-учить определять общую цель и пути ее достижения, — способствовать развитию способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; — определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. |
Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. |
Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др. | Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
32. |
Защита творческих проектов учащихся. (Тип урока – обобщающий) |
-способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; — учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. |
Повторение основных содержательных моментов курса. |
Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
33. |
Защита творческих проектов учащихся (Тип урока – обобщающий) |
способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; — учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. |
Повторение основных содержательных моментов курса. | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
34. |
Защита творческих проектов учащихся. (Тип урока – обобщающий) |
способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; — учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. |
Повторение основных содержательных моментов курса. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
Список литературы 1. Барило О.С. Православие для детей.-Кострома.: Авенир-Дизайн, 2007.-391с.
2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.-М.: Покров, 2002.-256с.
3. Основы православной культуры: книга для учителя./Сост.О.К.Харитонова под ред.прот.В.Дорофеева.-М.: Покров,2002.-192с.
4. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2011.-142с.
5. Студенкин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2012.-199с.
6. Сурова Л.В.Мироведение.Комплекс методических разработок-Клин.: Христианская жизнь, 2004.-382с.
7. Харисова Л.А.Ислам: Духовно-нравственное обучение школьников: Конспекты занятий.-М.: Владос,2002.- 176с.
8. Рощина И.А.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Основы религиозных культур и светской этики», Модуль «Светская этика» 4 класс, 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе
примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования и Решения № 1 постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан «О введении в учебный процесс общеобразовательных учреждений Республики Татарстан комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от 12.09.2012 г.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии учебным планом на 2012 – 2013 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» :
1.Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2011.
2.Студенкин М.Т.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики:учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2012.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
формирование качеств гражданина и патриота России;
воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой
жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Учебный план распределения часов, отведенных на темы.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
1 |
1. |
Россия -наша Родина. |
|
|
Блок 2.Основы светской этики.(14 часов) |
14 |
2. |
Что такое светская этика. |
|
3. |
Вежливость. |
|
4. |
Добро и зло. |
|
5. |
Дружба и порядочность. |
|
6. |
Честность и искренность. |
|
7. |
Гордость и гордыня. |
|
8. |
Обычаи и обряды. |
|
9. |
Терпение и труд. |
|
10. |
Семья. |
|
11. |
Семейные традиции. |
|
12. |
Сердце матери. |
|
13. |
Правила твоей жизни. |
|
14. |
Праздники народов России. |
|
15. |
Творческие работы учащихся. |
|
|
Блок 3.Основы религиозных культур.(14 часов) |
14 |
16. |
Древние предания христиан. |
|
17. |
Возникновения христианства. |
|
18. |
Христианская церковь. |
|
19. |
Христианство на Руси и в России. |
|
20. |
Христианские святыни. |
|
21. |
Христианские праздники и таинства. |
|
22. |
Пророк Мухаммад. |
|
23. |
Первое откровение пророка и распространение ислама. |
|
24. |
Священная книга мусульман. |
|
25. |
Пять правил жизни мусульманина. |
|
26. |
Во что верят мусульмане. |
|
27. |
Мусульманские праздники и памятные дни. |
|
28. |
Иудаизм - древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев. |
|
29. |
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма. |
|
|
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) |
5 |
30. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России |
|
31. |
Подготовка творческих проектов. |
|
32. |
Выступление обучающихся со своими творческими работами. |
|
33. |
Выступление обучающихся со своими творческими работами. |
|
34. |
Презентация творческих проектов . |
|
|
Всего |
34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества
изучения предмета:
-диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
-приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
- актуальность;
-вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- опора на самостоятельность мышления учащихся;
-деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
-соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
-органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно- этического знания.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
Календарно – тематическое планирование курса
4 класс
Количество часов по учебному плану - 34 часа
Количество часов в неделю - 1 час
№ п\п |
Тема урока (Тип урока) |
Цель урока |
Содержание (в т.ч.понятия и термины) |
Формы деятельности учащихся |
Домашнее задание |
1. |
1. Россия – наша Родина. (Тип урока – изучение нового материла) |
-развивать коммуникативные компетенции; -способствовать воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета; -углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и Татарстана.) |
Россия – наша Родина-полиэтническое государство. Культурные традиции.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия: Россия, Российская федерация,родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, древние города России и Татарстана. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека. |
2. |
Что такое светская этика? (Тип урока – изучение нового материла) |
-способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; -формировать навыки работы с текстом. |
Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, мораль, этика, этикет, манеры. |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. |
Нарисовать рисунок по теме урока. |
3. |
Вежливость. (Тип урока – комбинированный) |
- мотивировать учащихся на восприятие понятия вежливость через анализ текстов и предложенных ситуаций; -способствовать развитию вежливости, доброжелательности и уважения к другим людям |
Вежливость. Основные термины и понятия: вежливость, уважение. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (рассказами), анализ текстов. |
Придумать рассказ о вежливом и невежливом человеке. |
4. |
Добро и зло. (Тип урока – изучение нового материла) |
-раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; - способствовать формированию умения правильно оценить себя и других; -воспитывать доброжелательность. |
Добро и зло. Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность, щедрость |
Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их. |
5. |
Дружба и порядочность. (Тип урока – комбинированный) |
- способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации; - формировать навыки работы в группе; - способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого. |
Дружба и порядочность. Основные термины и понятия: дружба, доверие, радость, уважение, бескорыстие, порядочность, милосердие, симпатия. |
Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа. |
Написать рассказ о своем друге. Читать и отвечать на вопросы с.62-74 |
6. |
Честность и искренность. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать общественно значимую мотивацию детей их поступков, адекватную самооценку собственного поведения и поведения товарищей; -мотивировать учащихся на личностный выбор. |
Честность и искренность. Основные термины и понятия:честность,искренность, правдивость. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о честности и искренности. |
7. |
Гордость и гордыня. (Тип урока – комбинированный) |
-учить детей различать понятия «гордость» и «гордыня»; -уметь приводить примеры ситуаций, в которых они (или герои литературных произведений) испытывали гордость или гордыню; -уметь составить план статьи учебника. |
Гордость и гордыня. Основные термины и понятия: гордость, самоуважение, достоинство, гордыня, тщеславие |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана. |
Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о гордости или гордыни. Читать и отвечать на вопросы с.77-83 |
8. |
Обычаи и обряды. (Тип урока – комбинированный) |
-дать представление об основных обычаях и обрядах в жизни людей; - способствовать воспитанию нравственной культуры поведения - развивать умение слушать собеседника и вести диалог. |
Обычаи и обряды. Основные термины и понятия:обычаи, обряды, обряд бракосочетания, венчание, помолвка. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян. Читать и отвечать на вопросы с.101-108 |
9. |
Терпение и труд. (Тип урока – комбинированный) |
-способствовать формированию трудолюбия и рационального отдыха; - формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - развивать умение слушать собеседника и вести диалог. |
Терпение и труд. Основные термины и понятия: терпение, труд, отдых |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии). |
Составить рассказ о своей помощи родителям. |
10. |
Семья. (Тип урока – комбинированный) |
- способствовать формированию понимания, что семья - основа моральных устоев человека; - уметь объяснить происхождение слова семья, род; - воспитывать уважительное и бережное отношение к членам своей семьи. |
Семья. Основные термины и понятия:Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Создать родовое древо или родовой герб в виде иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит? |
11. |
Семейные традиции. (Тип урока – комбинированный) |
-познакомить с историей возникновения семейных традиций; -сформировать представление о значении семейных традиций в жизни человека; - способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур; - развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. |
Семейные традиции. Основные термины и понятия:уважение старших, семейные праздники |
Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Сочинение на тему: «Моя семья» |
12. |
Сердце матери. (Тип урока – комбинированный) |
- познакомить учащихся с традицией празднования Дня матери; - мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - воспитывать бережное отношение к матери. |
Сердце матери. Основные термины и понятия: родственники, мать, любовь матери, бережное отношение к матери. |
Беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод). |
Подготовить рассказ о своей маме. Читать и отвечать на вопросы с.144-151 |
13. |
Правила твоей жизни. (Тип урока – комбинированный) |
-познакомить с основными правилами жизни ребенка; способствовать осознанию их значения в выстраивании своего распорядка дня; -воспитывать аккуратность и самодисциплину. |
Правила твоей жизни. Основные термины и понятия:дисциплина, аккуратность, домашние обязанности, распорядок дня |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Мой распорядок дня». |
Сочинение: «Один день из моей жизни». |
14. |
Праздники народов России. (Тип урока – урок систематизации знаний.) |
-познакомить с историей возникновения праздников; -сформировать представление о значении праздника в жизни человека; - способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур; - развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. |
Праздники народов России. Основные термины и понятия: виды праздников(государственные, религиозные, семейные, школьные), Рождество,Пасха, Крещение, Благовещение, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Масленница, Сабантуй |
Работа с учебником, самостоятельная работа.Повторение основных содержательных моментов курса. |
Повторение раннее изученного материала |
15. |
Урок-повторение. (Тип урока – обобщающий) |
-способствовать обобщению знаний, понятий и представлений о ценностно- смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; - способствовать развитию логического мышления, речи, памяти |
Обобщение основных содержательных моментов курса. |
Самостоятельная работа. Работа с тестами. |
Подумать над вопросом и обсудить с родителями «Что такое семья, и какую роль она играет в жизни человека?» |
16. |
Древние предания христиан. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания о Ветхом завете, истории возникновения человека; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; -воспитывать умение работать с религиозной литературой. |
Древние предания христиан. Основные термины и понятия: Ветхий завет, Библия, Адами Ева, грех, Десять заповедей Бога. |
Беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод) |
Ответить на вопрос:какова роль Заповедей Бога в жизни людей? С.10-16 |
17. |
Возникновения христианства. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать у учащихся знания о Новом завете, рождении Иисуса Христа и его земной жизни; -развивать всесторонне развитую личность; -воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Возникновения христианства. Основные термины и понятия: Новый завет, Евангелие, Рождество Иисуса Христа, апостолы. |
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему, работа с Библией. |
Читать и отвечать на вопросы с.17-26 |
18. |
Христианская церковь. (Тип урока – изучение нового материла) |
- формировать у учащихся знания об устройстве христианской церкви, церковной организации; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру в общении с верующими людьми. |
Христианская церковь. Основные термины и понятия:священник, епископ, митрополит, патриарх, святые и мученики, монахи, монастыри. |
Экскурсия в храм. |
Читать и отвечать на вопросы с.27-34 |
19. |
Христианство на Руси и в России. (Тип урока – комбинированный) |
- познакомить учащихся с историей крещения Руси; развивать интерес к истории к истории христианства; -воспитывать потребность в развитии общего кругозора. |
Христианство на Руси и в России. Основные термины и понятия:Крещение Руси, святые Земли русской: Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. |
Сочинение на тему: «Подвиг человека ». |
20. |
Христианские святыни. (Тип урока – изучение нового материла) |
- познакомить учащихся с основными символами христианства; развивать мировоззренческую ориентацию; - воспитывать бережное отношение к христианским святыням. |
Христианские святыни. Основные термины и понятия: храм, алтарь, иконостас, православный крест, икона. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем. |
Читать и отвечать на вопросы с.43-53 |
21. |
Христианские праздники и таинства. (Тип урока – комбинированный) |
- познакомить учащихся с основными христианскими праздниками и таинствами; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру общения и речи. |
Христианские праздники и таинства. Основные термины и понятия:Благовещение, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Пасха,венчание, крещение, покаяние, причастие. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации. |
Читать и отвечать на вопросы с.54-62 |
22. |
Пророк Мухаммад. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания о Пророке Мухаммаде; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Пророк Мухаммад. Основные термины и понятия: Пророк Мухаммад, Хадиджа, Мекка. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем. |
Читать и отвечать на вопросы с.63-68 |
23. |
Первое откровение пророка и распространение ислама. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать у учащихся знания об истории возникновения ислама; -развивать интерес к истории к истории ислама; -воспитывать потребность в развитии общего кругозора. |
Первое откровение пророка и распространение ислама. Основные термины и понятия: Коран, Медина, Кааба. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. |
Читать и отвечать на вопросы с.69-76 |
24. |
Священная книга мусульман. (Тип урока – комбинированный) |
-формировать у учащихся знания о Коране; -развивать всесторонне развитую личность; -воспитывать культуру межконфессионального общения. воспитывать умение работать с религиозной литературой. |
Священная книга мусульман. Основные термины и понятия: Коран, хадисы, сухуф, аяты, суры. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с Кораном |
Читать и отвечать на вопросы с.77-82 |
25. |
Пять правил жизни мусульманина. (Тип урока – изучение нового материла) |
- формировать у учащихся знания об устройстве мечети, пяти столпах ислама; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру в общении с верующими людьми. |
Пять правил жизни мусульманина. Основные термины и понятия: пять столпов ислама,шахада, намаз, пост, закят, хадж. |
Экскурсия в мечеть. |
Читать и отвечать на вопросы с.83-88 |
26. |
Во что верят мусульмане. (Тип урока – комбинированный) |
Формировать знания учащихся о сущности ислама как одной из мировых религий; -развивать мировоззренческую ориентацию; - воспитывать усидчивость и прилежание. |
Во что верят мусульмане. Основные термины и понятия: Аллах, ангелы, пророки. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. |
Читать и отвечать на вопросы с.89-92 |
27. |
Мусульманские праздники и памятные дни. (Тип урока – изучение нового материла) |
познакомить учащихся с основными мусульманскими праздниками, мусульманским календарем ; -развивать познавательную активность; -воспитывать культуру общения и речи. |
Мусульманские праздники и памятные дни. Основные термины и понятия: мусульманский календарь, Рамадан, Ид аль-фитр (Ураза-байрам),Ид аль-адха (Курбан-Байрам), Маулид ан наби (День рождения пророка Мухаммада). |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. |
Читать и отвечать на вопросы с.93-104 |
28. |
Иудаизм - древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания об иудаизме; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; -воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Иудаизм - древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев. Основные термины и понятия: Яхве, Танах, Талмуд, шабат, синагога. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. |
Читать и отвечать на вопросы с.105-116 |
29. |
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма. (Тип урока – изучение нового материла) |
-формировать у учащихся знания о буддизме; -развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах; -воспитывать культуру межконфессионального общения. |
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма. Основные термины и понятия: Будда, Дхарма, сангха. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. |
Читать и отвечать на вопросы с.124-133 |
30. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ ного и многоконфессионального народа России. (Тип урока – урок обобщения) |
- способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - способствовать укреплению веры в Россию. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия: Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. |
Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. |
Подбери примеры (из истории, литературы) беззаветного служения Отечеству. |
31. |
Подготовка творческих проектов. (Тип урока – урок систематизации знаний) |
-учить определять общую цель и пути ее достижения, - способствовать развитию способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. |
Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. |
Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др. |
Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
32. |
Защита творческих проектов учащихся. (Тип урока – обобщающий) |
-способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. |
Повторение основных содержательных моментов курса. |
Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. |
Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
33. |
Защита творческих проектов учащихся (Тип урока – обобщающий) |
способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. |
Повторение основных содержательных моментов курса. |
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
34. |
Защита творческих проектов учащихся. (Тип урока – обобщающий) |
способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. |
Повторение основных содержательных моментов курса. |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
Список литературы
-
Барило О.С. Православие для детей.-Кострома.:Авенир-Дизайн, 2007.-391с.
-
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.-М.: Покров, 2002.-256с.
-
Основы православной культуры: книга для учителя./Сост.О.К.Харитонова под ред.прот.В.Дорофеева.-М.:Покров,2002.-192с.
-
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2011.-142с.
-
Студенкин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2012.-199с.
-
Сурова Л.В.Мироведение.Комплекс методических разработок-Клин.:Христианская жизнь, 2004.-382с.
-
Харисова Л.А.Ислам: Духовно-нравственное обучение школьников: Конспекты занятий.-М.: Владос,2002.- 176с.
-
Рощина И.А.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Основы религиозных культур и светской этики»,Модуль «Светская этика» 4 класс, 2012-2013 учебный год
«Рассмотрено» На заседании Сов РУ Руководитель СовРУ __________Е.Ю.Сульчакова Протокол № __1__ от «21» августа 2012г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР __________Р.К.Хайрутдинова «21» августа 2012г. |
«Утверждено» Приказ №203 от «21» августа 2012г. Директор МБОУ “Школа №167” _______________Хасбиева Р.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №167 с углублённым изучением отдельных предметов» Советского района города Казани.
Учитель: Ярова Ольга Николаевна
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол № 11от
«21» августа2012 год
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»