Рабочая программа по факультативному курсу " Я ПОЗНАЮ МИР" 1-4 класс
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
просмотров: 11360
Нестерова Любовь Владимировна МОУ «СОШ №5»
Муниципальное Образовательное Учреждение
« Средняя Общеобразовательная Школа №5»
Утверждаю
директор МОУ «СОШ №5»
г. Коряжма
Здравомыслова Е.В.
____________________
«___» __________2012 год
Программа
факультативного курса
«Я познаю мир»
Автор: Нестерова Любовь Владимировна
учитель начальных классов
Возраст детей: 7-10 лет.
Срок реализации: 4 года
Коряжма
2011год
Пояснительная записка.
В Концепции модернизации российского образования четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.
Актуальность создания авторской учебной программы «Я познаю мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.
В ходе разработки программы «Я познаю мир» были изучены несколько вариантов курса изучения истории для 3-го и 4-го классов, обеспеченных программами, учебниками, пособиями, методическими рекомендациями для учителя. В частности, курс «Введение в историю. 3-4 классы» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин; М.: Дрофа); курс «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее. 3-4 классы» (авторы: Н. И. Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова; Смоленск: «Ассоциация XXI век»); интегративный курс по истории курса «Окружающий мир» (авторы: Л.В. Занков); курс (авторы Д.Д.Данилов, С.В.Тырин; Образовательная программа: Школа 2100; М.: Баласс) состоит из двух частей – «Мое Отечество» (3 кл.) и «Человек и человечество» (4 кл.). Главная цель всех курсов – пробуждение интереса к предмету истории.
Новизна программы «Я познаю мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы).
Цель программы – достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране. Исходя из этого, сформулированы следующие задачи программы:
-
дать представление о истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
-
дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
-
формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
-
познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
-
способствовать общему культурному росту личности;
-
создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
-
научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
-
формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
-
развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
-
воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
-
воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Обучение курса «Мои первые уроки истории» следует начинать с 1 класса. Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.
В 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский»
Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»,; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.
В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа - наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.
В 4 классе учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и личностями истории Отечества, формируются представления о современной России и ее соседях, раскрываются проблемы человека и общества в целом. Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».
1 класс – 34часа
2класс – 34 часа
3 класс – 34 часа 4 класс – 34часа
Предполагается творческое использование программы учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также программа может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам. Поэтому программа «Я познаю мир» предполагает реализацию во время систематических кружковых занятий.
Основными организационными формами являются: урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации и т. д.
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового. К концу изучения курса учащиеся должны знать:
-
свою родословную, все о своей семье;
-
правила безопасного поведения дома и в общественных местах;
-
нормы этики и морали;
-
научную, религиозную и эволюционную версии возникновения и развития жизни на Земле;
-
современные экологические проблемы;
-
важнейшие исторические события, культурные и исторические памятники, выдающихся деятелей страны. Должны уметь:
-
применять полученные знания на практике;
-
ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
-
работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
-
пользоваться коммуникативными умениями;
-
осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
-
различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
-
адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
В результате реализации программы «Я познаю мир» планируются следующие результаты:
-
создать основу дальнейшего изучения курса истории;
-
помощь в осознании себя, своих возможностей;
-
развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
-
развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
Содержание программы.
1 класс.
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Методы обучения. Практические задания. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Что такое школа. |
Почему учатся в школе. |
Викторина «Умники и умницы». |
2 |
Чему учат в школе |
Почему каждый человек должен учиться. Чему учат в школе. |
Ролевая игра «Школа». |
3 |
Как, когда и почему возникли школы. |
Первые школы. Чем они отличались от современных школ. |
Проигрывание сценки «Школа прошлого». |
4 |
Учебные принадлежности. |
Чем и как писали в прошлом. |
Игра : « Что пригодится в школе?» |
5 |
От пера и до компьютера |
Какими были первые печатные машинки. Что такое компьютер. Интернет. Составные части компьютера, их предназначение. |
Рассказ о возможностях компьютера. |
6 |
Компьютер – мир увлечений.. |
Компьютер – не только средство увлечений, но и работы. Дети должны понять, что развлечения могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не приносили вреда самому и другим людям. Возможности компьютера. |
Рисование на тему «Школа будущего». |
7 |
История нашей школы. |
История школы, в которой учатся дети. Гордость школы. |
Экскурсия в прежнее здание школы. Рассматривание фотографий открытия новой школы. |
8 |
Учителя нашей школы |
Знакомство с учителями школы. |
Встреча с учителями- предметниками |
9 |
Дети - гордость нашей школы |
Какими стали выпускники, их профессии. |
Встреча с бывшими выпускниками. |
10 |
Школа, в которой я учусь. |
Знакомство со школой: кабинеты, библиотека, спортивный зал и др. Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника. |
Экскурсия по школе. Конкурс рисунков по теме. |
11. |
Я и мир знаний. |
В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь. |
Игра «Всезнайка» (решение занимательных задач, кроссвордов и т.д.) |
12 |
Что в имени тебе моем? |
Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. |
Игра «Семь моих имен». |
13 |
История происхождения имен. |
Значения своего имени. |
Поисковое задание: найти историю своего имени. |
14 |
Фамилия моей семьи. |
Представления детей о своей фамилии. Подвести детей к необходимости знать все о своих родителях, предках. |
Рассказ о происхождении фамилии семьи. |
15 |
Мой папа. Мое отчество |
Мое отчество, мой папа. |
Написать письмо папе . |
16 |
Моя родословная. |
Понятие «родословная», «генеалогия», «история». |
Рассматривание семейных фотографий. |
17 |
Моя родословная. |
Необходимость изучения истории своей семьи, предков. |
Составление «генеалогического древа» своей семьи. |
18 |
«Лента времени» моей жизни. |
Понятия «лента времени», «поколение». Простейшие единицы измерения времени. |
Построить « ленту времени» моей жизни (с родителями). |
19 |
Фамильный герб. |
Понятия «герб». Знакомство с историей возникновения герба. |
Составление герба своей семьи ( с родителями). |
20 |
Фамильный девиз. |
Понятия «девиз». Нацеливание на создание герба и девиза своей семьи. |
Составление девиза своей семьи. |
21 |
Традиции. |
Понятие «традиция». Виды традиций: семейные, школьные, классные, праздничные, оздоровительные, государственные. |
Ежедневное выполнение оздоровительных мероприятий (режим дня, умывание и т.д.) |
22 |
Традиции моей семьи. |
Выяснить традиции семей школьников. |
Составить рассказ о традициях своей семьи |
23 |
Семейная гордость. |
Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие «гордость семьи». Многозначность этого понятия. |
Конкурс проектов «Семейная гордость» (с родителями). |
24 |
Гордость нашей семьи |
Воспитание гордости за своих близких и страну. |
Встреча с ветераном войны ( одним из родственников учеников). |
25 |
Хобби. |
Понятие «хобби». |
Мои желания. Пофантазировать о том, чем бы хотел заниматься. Найти в Интернете (можно с родителями) значение понятия «хобби» и его некоторые виды. |
26 |
Семейные хобби. |
Разнообразие семейных увлечений. Воспитание любви к членам семьи. |
Сочинение стихов «Папа, мама, я – дружная семья» (с родителями). |
27 |
Профессии. Виды профессий. Как они появлялись и развивались. |
Что такое профессия? Какие бывают профессии. Зачем нужны разные профессии Виды профессий. На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д.. |
Поисковое задание: узнать необычные профессии. Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу». |
28 |
Профессии моих родителей |
Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. |
Практическое задание: составить альбом «Профессии моей семьи» (с родителями). |
29 |
Моя мечта. |
Представление о будущей профессии. |
Конкурс рисунков «Кем я буду?» |
30 |
Мой характер. |
Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения |
Анкеты «Мои привычки», «Легко ли со мной общаться?». |
31 |
Мои привычки. |
Что такое привычки. Полезные и вредные привычки. |
Составление списка «Привычки, от которых я избавлюсь» |
32 |
Правила поведения в семье. Моя семья – прошлое, настоящее, будущее. |
Помощь родителям, обязанности по дому. Чем я огорчаю своих родителей. Правила поведения в семье: приветливость, сочувствие, доброжелательность, гостеприимность и т.д. |
Ролевая игра «Семья». Составление проекта в виде рассказа «Моя семья в будущем». |
33 |
Самый счастливый день в моей семье. |
Что такое «счастье». Многозначность понятия. Дети должны сделать вывод: быть рядом с близкими людьми - это и есть счастье. |
Конкурс рисунков по теме. |
34 |
Обобщение. Мои впечатления. Семья и школа. |
Дети должны понять, что семья и школа теперь для него одинаково важны. Семья переживает за него, и он не должен огорчать близких. Обобщающий урок. Что узнали нового. Что понравилось. Что не понравилось. |
Составление плана мероприятий, в которых хотели бы принять участие родители. |
2 класс.
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Методы обучения. Практические задания. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Мои друзья. |
С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак». |
Конкурс рисунков «Мои друзья». |
2. |
Человек без друзей, что дерево без корней. |
Почему ты можешь поссориться с другом. Работа с пословицами о дружбе. Нацеливание детей на мысль – для чего нужны друзья? |
Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций. |
3. |
Друзья познаются в беде. История моей дружбы…(анализ ситуаций). |
В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Почему? Кого можно назвать настоящим другом. Совместный вывод. |
Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов, из жизни детей. |
4. |
Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее. |
Помочь увидеть свои недостатки и положительные моменты при общении с ровесниками. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры). |
Групповой проект «10 заповедей дружбы». |
5. |
История появления книги. |
Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги. Книга- друг человека. |
Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. |
6 |
Книга – источник знаний. |
Знакомство с классной библиотекой. Домашняя библиотека. |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
7 |
Виды спорта |
Значения спорта для жизни и здоровья. Виды спорта. |
По готовым мини-рефератам подготовить пересказ об истории понравившегося вида спорта. |
8 |
Мой любимый вид спорта и его история. |
Любимый вид спорта , почему. |
Придумать подвижную игру для прогулки на спортивной площадке. |
9 |
Как появилась музыка |
Первые музыкальные инструменты. Известные современные музыкальные инструменты, композиторы. |
Подготовить сообщение о композиторе. |
10 |
Как появился театр. |
Знакомство с созданием театра. Знакомство с современным театром на примере Московского детского музыкального |
Подготовить сообщение об актере театра. |
11 |
Как появились картины. |
Знакомство с художниками на примере И. Левитана. |
Подготовить сообщение о каком- либо художнике, актере, музыканте (энциклопедия «Все обо всех»). |
12 |
Первое жилище человека. |
Представления о первом жилище человека. Изба. Отличие домов богатых и бедных, разных народов. Провести сравнение с современными домами. |
Видеофильм по теме. |
13 |
Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее. |
Провести аналогию между жилищем в древние времена и до наших дней (положительные и отрицательные стороны, устранение недостатков). |
Игра «Я буду архитектором, пусть меня научат». |
14 |
История стола и стула. |
Знакомство с первыми предметами быта. Сравнение старинных и современных вещей. |
Рисунки по теме. |
15 |
История одежды. |
Первая одежда (от шкуры животных до современной одежды) |
Составление слайдов по теме от первых костюмов до наших дней. |
16 |
Национальные костюмы. |
Национальные костюмы северных народов, Архангельской области. |
Конкурс рисунков «Национальные костюмы родного края». |
17 |
История денег. |
Деньги и их предназначение. Сколько их должно быть. (размышления детей) История денег. Современные деньги. |
Создание альбома «Деньги в разные времена» (работа с классом). |
18 |
Современный мир вещей |
Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. |
Составить «Кодекс правил поведения дома». |
19 |
Правила поведения дома. |
Правила пользования современными приборами, техника безопасности при использовании электрических приборов. Назначение этих приборов. |
Фантазии на тему: « Если бы не было бытовой техники?» |
20 |
Мы – туристы. |
Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». |
Рассказ - презентация о семейных путешествиях, впечатлениях. |
21 |
Мои мечты о путешествиях |
Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующей вас стране? Поиск ее на карте мира. |
Из любого источника найти историю страны, которая интересна и подготовить краткое сообщение о ней (в группах). |
22. |
Что такое общество. |
Все ли живые существа общаются. Понятие «общение». Что такое общество? |
Посмотреть в интернете значение слова «общество» |
23. |
Кто и когда придумал правила общения? |
С какими людьми вы бы хотели общаться? Почему? Что нравиться и не нравиться в своем общении? Почему придумали правила общения? |
Составить «Кодекс правил общения». |
24 |
Правила поведения в транспорте |
Выделить правила поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважение к пожилым людям. Внимательность ко всем пассажирам. |
Составить правила поведения в транспорте. |
25 |
Правила поведения в театре |
Выделить правила поведения в общественном месте. Воспитывать уважение к артистам и зрителям. Понимать цель посещения театра. |
Составить правила поведения в зрительном зале во время просмотра спектакля или кинофильма. |
26. |
Правила поведения в библиотеке |
Выделить правила поведения в общественном месте. Воспитывать уважение к работникам библиотеки и посетителям. Знание правил поведения в читальном зале. |
Составить правила поведения в читальном зале и библиотеке. |
27 |
Правила общения в гостях. Этикет. |
Разграничение правил общения в зависимости от общественного места. Понятие Этикет. Правила этикета. |
Составить правила этикета в гостях. |
28. |
Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д. |
Выделить общие правила для всех и всегда. Разделить категории: добро – зло, милосердие – равнодушие и т.д. (на примере рассказов В. Осеевой). |
Ролевые игры «Правила вежливости» (в библиотеке, в театре и т.д.) |
29. |
Незнакомец во дворе и на улице. |
Какие бывают незнакомцы. Правила поведения с ними. |
Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!» |
30 |
Коряжма– город счастливой судьбы. |
Представления о своем городе: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история города. |
Конкурс рисунков по теме. |
31. |
Знаменитые люди моего города. |
Знакомство с жизнью известных людей города: Дыпцин, Глейх, т т.д. |
Подготовить рассказ о знаменитом гражданине нашего города. |
32. |
По улицам любимого города… |
История названий улиц города. |
Экскурсия по городу. |
33 |
Мой город – прошлое, настоящее, будущее. |
Аналогия между прошлым, настоящим и будущим города. Обозначить проблемы города, пути их разрешения. |
Составить рассказ «Коряжма – город будущего». |
34 |
Обобщение. Мои впечатления. |
Впечатления о том, что узнали нового и что хотели бы узнать. |
Тест по изученным темам. |
3 класс.
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Методы обучения. Практические задания. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Астрономия |
Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях. |
Провести наблюдение за звездным небом. |
2 |
Земля и космос. |
Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. |
Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле». |
3 |
Солнце. |
Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, |
Легенды о Солнце. |
4 |
Когда не было жизни на Земле. |
Что представляла собой Земля до появления на ней жизни. |
Найти сведения о различных версиях появления жизни на Земле. |
5 |
Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия). |
Религиозные версии (библейские сказания), мифы о сотворении жизни. |
Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. |
6 |
Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия). |
Научные представления о возникновении жизни на Земле. |
Дискуссия по вопросу. Устное сочинение – размышление «Нужна ли жизнь на Земле». |
7 |
Предки «человека разумного». |
Наши предки – шимпанзе и горилла. Родословная человека исчисляется 44 млн. лет. Место обитания человекообразных обезьян. Происхождение. Внешний вид, облик, занятия первых людей. |
Конкурс рисунков «Первые люди и природа |
8 |
Отличие человека от животных. |
Главные отличия человека от животных ( происхождение, сознание, рука, орудийная деятельность). |
Рисунки на тему: « Я - Человек разумный» |
9 |
Человек – часть природы. |
Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека. |
Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле». |
10 |
Вода. |
Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе. |
Практическая работа: изучение свойств воды. Сочинение сказки «Путешествие капельки». |
11 |
Вода в жизни человека |
Значение воды для человека. Использование воды человеком. Вода на работе у людей. |
Сообщения на тему: « Использование воды человеком» |
12 |
Наш комбинат |
Использование воды человеком. Вода на работе у людей. |
Встреча с работником комбината по теме : « Вода - помощник человека» |
13 |
Значение воды для животного мира |
Вода в жизни животных. Могут ли животные обходиться без воды? |
Исследование « Значение воды для животного мира» |
14 |
Значение воды для существования растительного мира |
Вода в жизни растений. Как действует вода на жизнь растительного мира. |
Сообщения: « Какие растения и сколько потребляют воды» |
15 |
Морские жители |
Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей. |
Составление кроссворда по теме. |
16 |
Подводный мир Белого моря |
Знакомство с подводным царством и его обитателями. |
Игра - путешествие: « Знаешь ли ты жителей Белого моря?» |
17 |
Медузы - жители глубин Белого моря |
Узнать новое о беломорской гидромедузе, о Цианее, о Люцернарии. |
Рассказ о любой медузе с презентацией. Конкурс рисунков. |
18 |
Рыбий мир Белого моря |
Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание. |
Игра « Рыбье царство» |
19 |
Животный мир Белого моря |
Знакомство с такими животными , как нерпа, катран, лахтак, белуха. |
Сообщение о морских животных. |
20 |
Птичий базар у Белого моря |
Представители птиц. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц для жизни человека. Знакомство с гагой, бакланом, крачками, кайрой. |
Доклад о птице - обитательнице Белого моря. |
21 |
Северные насекомые. |
Представители насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды насекомых Значение насекомых в природе, для жизни человека. |
Экологическая викторина по теме. |
22 |
Экология. Вода. |
Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье. |
Практические предложения по очистке воздуха, воды, лесов в нашем городе. |
23 |
Красная книга Архангельской области |
Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, кто занесен в Красную Книгу в Архангельской области. |
Выпуск стенгазеты: « Знай и охраняй!» |
24 |
Причины вымирания животного мира – вчера и сегодня. |
Определение причин исчезновения многих животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).Причины вымирания и исчезновения животных в Архангельской области. |
Составление проекта «Книга жалоб животных». |
25 |
Воздух. |
Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. |
Сообщение « Какой бывает ветер» « Виды ветров» |
26 |
Воздух и наше здоровье. |
Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. |
Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе». |
27 |
Разнообразие растений. |
Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки. |
Рассказ о растении и его местонахождение на карте страны. |
28 |
Виды растительного мира. |
Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях. |
Викторина: « Узнай растение» |
29 |
Растительный мир нашего севера. |
Разнообразие растений в природе Архангельской области. |
Сообщение « Растительный мир севера» |
30 |
Красная Книга растительного мира Архангельской области. |
Исчезающие виды растений. Причины их исчезновения. |
Выпуск стенгазеты: « Знай и охраняй!» |
31 |
Причины исчезновения растительного мира – вчера и сегодня. |
Определение причин исчезновения многих растений прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин). |
Конкурс рисунков «Береги лес!» |
32 |
Экологические проблемы страны. |
Понятие «экология». Экологические проблемы планеты, страны, города. |
Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья». |
33 |
Экология Архангельской области. |
Экологические проблемы области и города. |
Составление плана сохранения природы для нашего края. |
34 |
Обобщающий урок. Мои впечатления. |
Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями. |
Составление тестов для проверки знаний друг друга. Викторина «Знатоки природы». |
4 класс.
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Методы обучения. Практические задания. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Россия и ее соседи. |
Местонахождение современной территории России и ее соседей. Условные обозначения на карте. |
Игра « Наша страна на карте» |
2 |
Символика РФ. |
Значение символики РФ (герб, флаг, гимн). |
Игра путешествие по странам и континентам |
3 |
Законы России. |
Что такое Конституция. |
Конкурс рисунков по теме. |
4 |
Мой край на карте Родины. |
Местонахождение нашей Архангельской области на карте России. Границы области. Соседи: Вологодская, Мурманская области и Коми АССР. Европейской часть России. Холодные воды трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского. Острова Северного Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Соловецкие острова |
Презентации на тему « Моя малая Родина - Архангельский север» |
5 |
Города Архангельской области. Символика городов области |
Знакомство с городами : Архангельск, Вельск, Котлас, Каргополь, Нарьян-Мар, Мезень, Онега, Северодвинск, Мирный, Новодвинск, Шенкурск, Няндома, Сольвычегодск. Знакомство с гербами городов нашей области. Значение герба для города. Отражение специфики города на гербе. |
Сообщение о любом из городов Архангельской области. Выставка гербов городов Архангельской области. |
6 |
Мальчик из Холмогор |
Детские, школьные, университетские годы жизни М.В. Ломоносова. Его великие открытия. Ломоносов, как великий поэт, ученый, географ, исследователь, астроном. |
Презентация на тему « М. В. Ломоносов - Великий помор» |
7 |
Страницы истории моего города |
Дата основания Коряжмы - 1535 год, который указан в летописи города Сольвычегодска как год основания монахом Павло-Обнорского монастыря Лонгином обители — Николо-Коряжемского монастыря |
Презентация « Мой город» |
8 |
Достопримечательности города Коряжма. |
Памятники города. Исторические здания. Годы создания .Значение для города. |
Составление групповой презентации по теме. |
9 |
Коряжемский монастырь. |
Название. Дата основания. Точный адрес. Историческое исповедание Церковь Лонгина Коряжемского в Николо-Коряжемском монастыре. |
Экскурсия в церковь с родителями. |
10 |
Мой город в прошлом и настоящем. |
Перемены в облике города. Значение нашего города для его жителей. Гордость за людей- жителей нашего города. |
Просмотр фотографий старой Коряжмы. Выводы по теме. Изменение облика города. |
11 |
Народные художественные промыслы и ремесла русского Севера |
Художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных казулей. |
Узнать и рассказать о народном промысле северных народов подробно. |
12 |
Северная роспись |
Роспись посуды, домашней утвари, телег, саней, конской упряжи, прялок, люлек, мебели, интерьеров. Пермогорская, борецкая, пучужская, тоемская, ракульская, шенкурская, уфтюжская, каргопольская, мезенская роспись. |
Узнать о любой росписи подробно и представить элементы и цвета данной росписи на любом предмете. |
13 |
Северная иконопись |
Развитие иконописи на Севере. Северные художники - Г. Писахов, И. Вылка, А. Борисов. |
Презентация о художниках русского севера. |
14 |
Северная сказка |
Северные сказители и сказочники, воспевавшие красоту северного края и его народ - Б. Шергин, С. Писахов. Литературный язык произведений. |
Чтение и обсуждение произведений северных авторов. |
15 |
Утерянные ремесла |
Искусство художественной ковки. Сомовская керамика. Резьба по кости. Вышивка золотом и жемчугом. |
Узнать об утраченных северных ремеслах, установить причины исчезновения. Составить план возрождения утерянных ремесел Севера. |
16 |
Ярмарка |
Понятие «ярмарка. Значение ярмарки для русского народа. Современные ярмарки и их значение. |
Доклад по теме : « Русские ярмарки с презентацией» |
17 |
Прокопьевская ярмарка |
Город Сольвычегодск. Прокопьевская ярмарка и региональный фестиваль Козьмы Пруткова |
Фоторепортаж о Прокопьевской ярмарке. |
18 |
Маргаритинская ярмарка |
Город Архангельск. Сходство и различие Прокопьевской и Маргаритинской ярмарки. Значение ярмарки для промышленности и населения области и России. |
Просмотр видео материалов с Маргаритинской ярмарки. |
19 |
Новый год |
Названия месяцев - связь с явлениями природы: сечень -январь, лютый -февраль , березол -март, цветень -апрель, травень -май, червень -июнь, липец -июль, серпень -август, вересень-сентябрь, листопад -октябрь, деревьев; грудень -ноябрь,студень -декабрь |
Найти связь старинного названия месяца с современным. |
20 |
Рождество Христово (7января) |
Рождество в России - 7 января. Рождественский сочельник . Кутья, взвар. |
Рассказ о праздновании Рождества в семейном кругу. Зимние забавы и отдых с родителями. |
21 |
Святки (7-19 января) |
Святочные обряды - общинные святочные пиршества, колядование - рождественские обряды. Песни - колядки. |
Выучить песни - калядки. Принять участие в традиционном празднике . |
22 |
Масленица |
Праздник Масленица - раньше назывался именем бога плодородия и скотоводства Велеса. Масленица - олицетворение пробуждения природы от зимнего сна, начало полевых работ. Главное угощение на Масленицу - блины. |
Выезд на праздник в Детский дом творчества на традиционный праздник Масленицы. Рассказать о праздновании праздника в кругу семьи. |
23 |
Государственные праздники
|
День защитника Отечества, Международный женский день, день независимости, день народного единства, День Победы. |
Составить список всех государственных праздников и определить их значение для страны. |
24 |
Лето 1941 года |
Последние мирные дни, Основные направления эвакуации, Перед Великим сражением. Дать историческую характеристику этих дней. Какими событиями жили наши люди летом 1941 года. Жизнь ребят, на ожидаемые каникулярные дни и первый месяц отдыха школьников. |
Просмотр кинофильма о начале войны. |
25 |
Блокада Ленинграда. |
Понятие «блокада» , «дорога жизни».Голод и холод- два главных врага. Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944) - трагический период истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации. Прорыв блокады. |
Чтение книги о Тане Савичевой. |
26 |
Великие битвы. |
Бой на Курской дуге - август 1943 года. Сталинградская битва ноябрь 1942 года |
Рассказ о победе наших войск и героях битв. Бой под Прохоровкой. |
27 |
Города -герои |
Ленинград ( Санкт-Петербург), Одесса , Севастополь, Сталинград Брестская крепость ,Москва ,Керчь , Новороссийск , Минск, Тула , Мурманск, Смоленск |
Составление фотоальбома «Города – герои». |
28 |
Дети войны. Пионеры-герои |
Понятие - юные герои -антифашисты. Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, Леня Голиков. |
Чтение книг и рассказов, просмотр презентаций о детях войны. |
29 |
Наш край в годы Великой Отечественной войны. |
Участие наших земляков в великой отечественной войне, их подвиги в военное и мирное время. |
Презентации на тему «Герои Великой отечественной войны» |
30 |
Эхо войны Дедушкины ордена и медали |
Знакомство с ветеранами войны, их близкими и родственниками, фотографии прошлых лет. Воспоминания родных. Медали: Герой Советского Союза, Славы, Мужества. |
Фоторепортаж по теме Рассказ о своем герое. Рассказ о наградах близких, воевавших в годы войны. |
31 |
Памятники павшим воинам в нашем городе |
Обелиск Славы, памятник Александру Матросову. Знакомство с памятниками в городе Котласе, Сольвычегодске. |
Фоторепортаж об обелиске славы, памятнике Александру Матросову. Павшие воины во время Великой Отечественной войны среди коряжемцев. |
32 |
Люди тыла. |
Понятие « тыл». Виды работ во время войны. Помощь фронту детей, женщин , матерей. |
Наш край - помощь фронту. Героизм советских людей (на фронте и в тылу). |
33 |
Итоги
войны. |
Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Встреча победы. Итоги войны. |
Компьютерная презентация по теме. Просмотр кинофильма. |
34 |
Итоги. Впечатления. |
Что изучает история? Место человека в истории. Жизнь и подвиг русского человека для всего человечества. |
Написать сочинение – рассуждение «Что изучает история? Место человека в истории». |
К концу 1- го года обучения учащиеся должны знать:
-
свою родословную;
-
историю своей жизни;
-
профессии своих родителей;
-
историю возникновения своего имени и своей фамилии;
-
увлечения и традиции своей семьи;
-
правила поведения в семье;
-
правила поведения в школе;
-
историю возникновения школ;
-
историю своей школы;
-
для чего необходимо учиться;
-
права и обязанности школьника;
иметь представление о понятиях:
-
история;
-
абак, перо, пергамент;
-
родословная, род, родственник ;
-
поколение, предки, семья, потомок;
-
генеалогия;
-
традиция;
-
характер;
-
привычка;
-
лента времени;
-
фамилия, отчество;
-
герб, геральдика, девиз;
-
счастье;
-
гостеприимство;
-
хобби;
-
обязанность, право;
-
профессия;
-
тезки;
а также уметь:
-
составлять «генеалогическое древо» своей семьи;
-
различать виды профессий, ориентироваться в них;
-
подчинять свое поведение семейным и школьным нормам;
-
умело пользоваться своими семейными и школьными правами и обязанностями;
-
взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, работниками школы, одноклассниками).
Учебный план 1 класс Семья и школа.
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
|
I. Я и школа |
11часов |
1 |
Что такое школа. |
1 |
2 |
Чему учат в школе |
1 |
3 |
Как, когда и почему возникли школы. |
1 |
4 |
Учебные принадлежности. |
1 |
5 |
От пера и до компьютера |
1 |
6 |
Компьютер – мир увлечений.. |
1 |
7 |
История нашей школы. |
1 |
8 |
Учителя нашей школы |
1 |
9 |
Дети - гордость нашей школы |
1 |
10 |
Школа, в которой я учусь. |
1 |
11. |
Я и мир знаний. |
1 |
|
II. Я и моя семья |
22 часа |
12 |
Что в имени тебе моем? |
1 |
13 |
История происхождения имен. |
1 |
14 |
Фамилия моей семьи. |
1 |
15 |
Мой папа. Мое отчество |
1 |
16 |
Моя родословная. |
1 |
17 |
Моя родословная. |
1 |
18 |
«Лента времени» моей жизни. |
1 |
19 |
Фамильный герб. |
1 |
20 |
Фамильный девиз. |
1 |
21 |
Традиции. |
1 |
22 |
Традиции моей семьи. |
1 |
23 |
Семейная гордость. |
1 |
24 |
Гордость нашей семьи |
1 |
25 |
Хобби. |
1 |
26 |
Семейные хобби. |
1 |
27 |
Профессии. Виды профессий. |
1 |
28 |
Профессии моих родителей |
1 |
29 |
Моя мечта. |
1 |
30 |
Мой характер. |
1 |
31 |
Мои привычки. |
1 |
32 |
Правила поведения в семье. |
1 |
33 |
Самый счастливый день в моей семье. |
1 |
|
III. Обобщение |
1 час |
34 |
Обобщение. Мои впечатления. Семья и школа. |
1 |
|
Итого : |
34часа |
К концу 2- го года обучения учащиеся должны знать:
-
правила общения с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми;
-
правила поведения дома, в общественных местах и на улице;
-
историю возникновения книги;
-
жанры художественных произведений;
-
работу по созданию книги;
-
историю возникновения некоторых видов спорта;
-
стратегию ведения здорового образа жизни;
-
историю появления театра, кино, музыки;
-
краткую историю некоторых стран (2-3);
-
предназначение компьютера, название его составных частей;
-
виды профессий, их значение и предысторию;
-
историю некоторых вещей (стол, стул и т.д.);
-
историю родного города, его достопримечательности;
-
некоторых известных художников (3-4), композиторов (3-4), и других известных личностей;
-
элементарные эстетические и этические понятия;
иметь представление о понятиях:
-
друг – враг, добро – зло, любовь – ненависть и др.;
-
летопись, летописец, Красная буква;
-
типография, издатель, издательство;
-
писатель, поэт;
-
художник, холст, кисть, «писать картину»;
-
композитор;
-
гример, костюмер, режиссер, актер, сценарист;
-
театр;
-
турист;
-
физическая, географическая карта мира;
-
общество;
-
село, поселок, город, мегаполис;
-
область, республика, область;
-
изба, юрта, крепость;
а также уметь:
-
пользоваться правилами общения;
-
пользоваться правилами поведения дома и в общественных местах;
-
ориентироваться в различных жанрах книг, работать с книгой;
-
ориентироваться в различных видах спорта;
-
пользоваться стратегией здорового образа жизни;
-
ориентироваться в различных культурных памятниках;
-
работать с географической картой;
-
ориентироваться в мире профессий;
-
работать с энциклопедией, компьютером;
-
работать в группе и самостоятельно;
-
составлять простейшие проекты;
-
поставить себя на место другого;
-
соблюдать культуру общения в диалоге.
Учебный план 2 класс Мир вокруг нас.
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
21час |
|||
1. |
Мои друзья. |
1 |
09.09 |
2. |
Человек без друзей, что дерево без корней. |
1 |
15.09 |
3. |
Друзья познаются в беде. История моей дружбы |
1 |
22.09 |
4. |
Основные правила дружбы. |
1 |
29.09 |
5. |
История появления книги. |
1 |
06.10 |
6 |
Книга – источник знаний. |
1 |
13.10 |
7 |
Виды спорта |
1 |
20.10 |
8 |
Мой любимый вид спорта и его история. |
1 |
27.10 |
9 |
Как появилась музыка |
1 |
03.11 |
10 |
Как появился театр. |
1 |
17.11 |
11 |
Как появились картины. |
1 |
24.11 |
12 |
Первое жилище человека. |
1 |
01.12 |
13 |
Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее. |
1 |
08.12 |
14 |
История стола и стула. |
1 |
15.12 |
15 |
История одежды. |
1 |
22.12 |
16 |
Национальные костюмы. |
1 |
29.12 |
17 |
История денег. |
1 |
19.01 |
18 |
Современный мир вещей |
1 |
26.01 |
19 |
Правила поведения дома. |
1 |
02.02 |
20 |
Мы – туристы. |
1 |
09.02 |
21 |
Мои мечты о путешествиях |
1 |
16.02 |
8 часов |
|||
22. |
Что такое общество. |
1 |
23.02 |
23. |
Кто и когда придумал правила общения? |
1 |
02.03 |
24 |
Правила поведения в транспорте |
1 |
09.03 |
25 |
Правила поведения в театре |
1 |
16.03 |
26. |
Правила поведения в библиотеке |
1 |
23.03 |
27 |
Правила общения в гостях. Этикет. |
1 |
06.04 |
28. |
Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях . |
1 |
13.04 |
29. |
Незнакомец во дворе и на улице. |
1 |
20.04 |
4 часа |
|||
30 |
Коряжма– город счастливой судьбы. |
1 |
27.04 |
31. |
Знаменитые люди моего города. |
1 |
04.05 |
32. |
По улицам любимого города… |
1 |
11.05 |
33 |
Мой город – прошлое, настоящее, будущее. |
1 |
18.05 |
1час |
|||
34 35 |
Обобщение. Мои впечатления. |
2 |
25.05 |
|
Итого: |
34 часа + 1 резерв |
|
К концу 3- го года обучения учащиеся должны знать:
-
научную и религиозную версии возникновения жизни на Земле;
-
предков «человека разумного»;
-
отличия человека от животного; эволюцию человека (кратко);
-
название некоторых предков человека;
-
представления о космическом пространстве, его влиянии на планету Земля;
-
особенности живой и неживой природы, их роль в жизни человека;
-
экологические проблемы планеты, страны, города; их влияние на жизнь человека;
-
правила здорового образа жизни;
иметь представление о понятиях:
-
«человек разумный»;
-
эволюция;
-
наука, религия, миф;
-
молекула, атом;
-
глобус, физическая карта полушарий;
-
экватор, полюс, меридиан, ось Земли;
-
климат;
-
экология, эколог;
-
Красная Книга;
-
астрономия, планеты;
-
материк, суша, океан;
-
вулкан, землетрясение, цунами, ураган, смерч и др.;
а также уметь:
-
работать с глобусом и физической картой полушарий;
-
работать со словарем;
-
самостоятельно готовить сообщение по теме;
-
уважать и ценить прошлое человечества;
-
ориентироваться в современном животном и растительном мире;
-
ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
-
оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
-
экологически грамотно вести себя на природе;
-
экономно относиться к природным ресурсам;
-
принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
-
видеть красоту природы при разных условиях;
-
пользоваться стратегией здорового образа жизни;
-
высказывать свою точку зрения;
-
выделять главное, обобщать;
-
фиксировать наблюдения, осознавать события;
-
осознавать себя частью природы;
-
осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.
Учебный план 3 класс Мир природы и человек
№ |
Тема |
Количество часов |
|
|
8 часов |
1. |
Астрономия |
1 |
2 |
Земля и космос. |
1 |
3 |
Солнце. |
1 |
4 |
Когда не было жизни на Земле. |
1 |
5 |
Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия). |
1 |
6 |
Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия). |
1 |
7 |
Предки «человека разумного». |
1 |
8 |
Отличие человека от животных. |
1 |
|
|
13 часов |
9 |
Человек – часть природы. |
1 |
10 |
Вода. |
1 |
11 |
Вода в жизни человека |
1 |
12 |
Наш комбинат |
1 |
13 |
Значение воды для животного мира |
1 |
14 |
Значение воды для существования растительного мира |
1 |
15 |
Морские жители |
1 |
16 |
Подводный мир Белого моря |
1 |
17 |
Медузы - жители глубин Белого моря |
1 |
18 |
Рыбий мир Белого моря |
1 |
19 |
Животный мир Белого моря |
1 |
20 |
Птичий базар у Белого моря |
1 |
21 |
Северные насекомые. |
1 |
|
|
12 часов |
22 |
Экология. Вода. |
1 |
23 |
Красная книга Архангельской области |
1 |
24 |
Причины вымирания животного мира – вчера и сегодня. |
1 |
25 |
Воздух. |
1 |
26 |
Воздух и наше здоровье. |
1 |
27 |
Разнообразие растений. |
1 |
28 |
Виды растительного мира. |
1 |
29 |
Растительный мир нашего севера. |
1 |
30 |
Красная Книга растительного мира Архангельской области. |
1 |
31 |
Причины исчезновения растительного мира – вчера и сегодня. |
1 |
32 |
Экологические проблемы страны. |
1 |
33 |
Экология Архангельской области. |
1 |
|
|
1час |
34 |
Обобщающий урок. Мои впечатления. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
К концу 4- го года обучения учащиеся должны знать:
-
наиболее важные и значимые исторические события страны;
-
выдающихся исторических личностей;
-
основной закон страны;
-
народы, населяющие Россию (3-4),республику (3-4);
-
государственную символику России и РТ;
-
государственные праздники РФ и РТ;
-
права ребенка;
-
эстетические и этические понятия;
-
нормы морали общества;
-
особенности и проблемы современного мира, страны, края, города;
-
основные исторические источники;
-
исторические и культурные памятники РФ и РТ (3-4);
-
гражданские права и обязанности;
-
природные богатства страны;
иметь представление о понятиях:
-
историческая карта, масштаб;
-
археология;
-
единицы времени ( год, век, тысячелетие, эра);
-
«лента времени»;
-
язычество;
-
славяне;
-
крещение, христианство, Библия;
-
мозаика, фрески;
-
ремесленники, купцы, князь;
-
дружина;
-
дань;
-
собор;
-
иго, Золотая Орда, кочевники, юрта, хан;
-
крестоносец, рыцарь, побоище, кольчуга;
-
ополчение;
-
крепостное право, крепостные, помещики;
-
дворяне, бояре, крестьяне;
-
революция;
-
мораль;
-
народ, национальность, раса;
-
независимость;
-
конституция;
-
гражданин;
-
федерация;
-
модернизация;
-
экономика;
-
реформа;
-
коммунизм, капитализм, демократия;
-
а также уметь:
-
ориентироваться в единицах измерения времени;
-
определять последовательность исторических событий;
-
различать историческую и современную карту России;
-
работать с географической и физической картой (находить территорию страны, края, свой город; находить страны – соседи, пользоваться условными обозначениями, правильно стоять у карты);
-
работать с исторической картой ( находить места исторических событий, прослеживать ход сражений);
-
рассказывать о родной стране, столице РФ и РТ, родном крае, городе;
-
рассказывать о наиболее важных исторических событиях;
-
прослеживать связь прошлого с современной жизнью;
-
анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить, свободно обмениваться мнениями, иметь свою точку зрения, творчески мыслить;
-
работать самостоятельно и в группах;
-
участвовать в проектной деятельности;
-
уважать людей других национальностей;
-
ориентироваться в гражданских правах и обязанностях;
-
жить и общаться в соответствии с нормами морали общества;
-
ориентироваться в проблемах современного человека и современного общества в целом;
-
осознавать себя частью своей семьи, природы, своей страны, общества;
-
адекватно выражать свое «Я»;
-
ориентироваться на главные ценности жизни;
-
уважая других людей, стремиться к самосовершенствованию; к обретению качеств, соответствующих требованиям современной жизни ( активность, самостоятельность, инициатива, умение отстаивать свою точку зрения);
-
совершенствуя себя, совершенствовать окружающий мир.
Учебный план. 4 класс. Россия - Родина моя.
№ |
Тема |
Количество часов |
|
|
6 часов |
1 |
Россия и ее соседи. |
1 |
2 |
Символика РФ. |
1 |
3 |
Законы России. |
1 |
4 |
Мой край на карте Родины. |
1 |
5 |
Города Архангельской области. Символика городов области |
1 |
6 |
Мальчик из Холмогор |
1 |
|
|
4 часа |
7 |
Страницы истории моего города |
1 |
8 |
Достопримечательности города Коряжма. |
1 |
9 |
Коряжемский монастырь. |
1 |
10 |
Мой город в прошлом и настоящем. |
1 |
|
|
8 часов |
11 |
Народные художественные промыслы и ремесла русского Севера |
1 |
12 |
Северная роспись |
1 |
13 |
Северная иконопись |
1 |
14 |
Северная сказка |
1 |
15 |
Утерянные ремесла |
1 |
16 |
Ярмарка |
1 |
17 |
Прокопьевская ярмарка |
1 |
18 |
Маргаритинская ярмарка |
1 |
|
|
5 часов |
19 |
Новый год |
1 |
20 |
Рождество Христово(7января) |
1 |
21 |
Святки (7-19 января) |
1 |
22 |
Масленица |
1 |
23 |
Государственные праздники |
1 |
|
|
10 часов |
24 |
Лето 1941 года |
1 |
25 |
Блокада Ленинграда. |
1 |
26 |
Великие битвы. |
1 |
27 |
Города -герои |
1 |
28 |
Дети войны. Пионеры-герои |
1 |
29 |
Наш край в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
30 |
Эхо войны Дедушкины ордена и медали |
1 |
31 |
Памятники павшим воинам в нашем городе |
1 |
32 |
Люди тыла. |
1 |
33 |
Итоги войны. |
1 |
|
|
1час |
34 |
Итоги. Впечатления. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
Использованная литература.
1. Богданов А. П. История с древнейших времен до наших дней. История России с древнейших времен до 1917 года. - Москва, Просвещение, 1997.
2. Ворожейкина Н. И. Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее
3. Вяземский Как сегодня преподают историю в школе. Методика, - Просвещение.
4. Данилов Д. Д., Тырин С. В., Вахрушев А. А. Вводный курс истории и обществознания в рамках единой образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе
5. Дмитриев Н. Я., Казаков А. Н. Интегрированный курс «Мы и окружающий мир»
6. Игнатьева Т. В. Пропедевтический курс истории в начальной школе
7. Корнева Т. А., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методика., Волгоград, Братья Гринины, 2000.
8. Саплина Е. В., Саплин А. И. О курсе «Введение в историю. 3-4 кл.»
10. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3-4 кл. – Москва, Дрофа, 1997.
11. Саплина Е. В., Саплин А. И. Тетрадь творческих заданий. 3-4 кл. - Москва, Дрофа, 1997.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре