Программа внеурочной деятельности
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 6912 комментариев: 2
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Компьютер (по количеству обучающихся)
-
ОС Windows или Linux
-
Колонки
-
Экран (интерактивная доска)
-
Проектор
-
Разноцветные маркеры
-
Тетрадь ученическая, 12 листов.
-
CD-диски: «Дракоша и занимательная информатика»; Информатика, 2 класс, БИНОМ. Лаборатория знаний; Мир информатики, 1 класс; Страна «Фантазия», Информатика. Большая детская энциклопедия.
-
Тесты для выявления регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Методика «Кодирование»
(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
Возраст: 6.5 -7 лет.
Форма: групповая работа с детьми.
Ситуация оценивания: детям предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок, как можно быстрее.
Критерии оценивания:
1. количество допущенных при кодировании ошибок;
2. число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения:
1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.
2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.
3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.
Задание "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5-7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: 6,5 – 7 лет
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
• способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
• умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
• способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
Планируемые результаты и формы контроля
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые, вовсе не обязательно, положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
В результате внеурочной деятельности по программе «Юный инфознайка» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
-
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
-
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
установка на здоровый образ жизни.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне её, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
различать способ и результат действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Обучающийся научится (или получит возможность научиться):
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
устанавливать аналогии;
-
владеть рядом общих приёмов решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик научится (или получит возможность научиться):
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Система оценки планируемых результатов, подведение итогов реализации программы (формы контроля).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на оценку планируемых результатов обучающихся с целью итоговой оценки подготовки обучающихся к решению информационных задач на уроках информатики на различных ступенях общего образования и сформированности первоначальных представлений о видах, свойствах информации, способах работы с ней с использованием компьютера, обучающих и развивающих программ.
Особенностями системы оценки являются:
-
комплексный подход к оценке результатов (оценка метапредметных и личностных результатов);
-
оценка успешности освоения содержания программы на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению практических и познавательных задач;
-
оценка динамики личностных и метапредметных достижений обучающихся;
-
использование персонифицированных процедур итоговой оценки личностных и метапредметных достижений обучающихся;
-
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
-
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений;
-
использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Предполагаемым результатом внеурочной деятельности по программе «Юный инфознайка» должна стать положительная динамика личностного развития каждого ребёнка, которая определяется расширением круга УУД, повышением уровня интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности.
Формы контроля: мониторинг динамики личностных и метапредметных результатов развития каждого ребёнка (по результатам диагностики). Формирование портфолио обучающихся..
Пояснительная записка
Школа после
уроков – это мир творчества, проявления
и раскрытия каждым ребёнком своих
интересов, своих увлечений, своего «я».
Ведь главное, что здесь ребёнок делает
выбор, свободно проявляет свою волю,
раскрывается как личность. Важно
заинтересовать ребёнка занятиями после
уроков, чтобы школа стала для него вторым
домом, что даст возможность превратить
внеурочную деятельность в полноценное
пространство воспитания и образования.
Актуальность программы внеурочной
деятельности «Юный инфознайка» в том,
что в настоящее время компьютерная
техника и информационные технологии
позволяют автоматизировать обработку
информации различной структуры. Знания
в этой области необходимы практически
каждому. Знание основных принципов
работы на компьютере не только повышает
интеллектуальный уровень обучающихся,
но и стимулирует их к дальнейшему
самостоятельному изучению не только
информатики, но и других учебных
дисциплин. Поэтому специалистам
практически любой отрасли необходимо
уметь работать на компьютере, иметь
навыки работы с современным программным
обеспечением.
Для подготовки детей к жизни в информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур, моделей). Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет и запоздалое формирование этого вида мышления протекает с большими трудностями и часть остаётся незавершённым. Следовательно, обучать детей в этом направлении следует с раннего школьного возраста.
Материально-техническое и программное обеспечение нашей школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества. Информатика в начальной школе – это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приёмы и
способы работы с информацией.
Данная программа является подготовкой к освоению информационно-коммуникационных технологий и имеет особую значимость для детей: нацелена на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях, ориентирует их на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Осваивая компьютер в младших классах, обучающиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 минут. Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.
При разработке данной программы использовались следующие нормативные документы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования1
-
СанПиН 2.4.2.2821-102
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
-
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
-
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
-
Методическое письмо МО РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13 по вопросам обучения информатике в начальной школе
-
Рекомендации МО РФ по использованию компьютеров в начальной школе (приложение к письму МО РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13)
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844.
Цель программы:
-
обеспечение подготовки обучающихся к решению информационных задач на уроках информатики на различных ступенях общего образования и формирование первоначальных представлений о видах, свойствах информации, способах работы с ней с использованием компьютера, обучающих и развивающих программ.
Задачи программы:
обучающие
-
формировать: информационную культуру через практическую работу с обучающими и развивающими программами; умения и навыки работы с информацией, с мышью и клавиатурой при работе за компьютером; умения составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач; умение планировать свою деятельность;
-
приобретать опыт создания и преобразования текстов, рисунков и других информационных объектов, моделей с помощью компьютера;
развивающие
-
развивать умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для младших школьников; умение строить простейшие информационные модели и использовать их при изучении других школьных предметов;
-
прививать устойчивый познавательный интерес к информационным технологиям;
-
развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память, мышление;
воспитывающие
-
воспитывать навыки общения, способность к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
С учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся 1-2-х классов, на занятиях внеурочной деятельности используются следующие формы организации занятий:
-
фронтальная,
-
групповая,
-
работа в паре,
-
индивидуальная (в основном).
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, путешествия, конкурсы, викторины, творческие проекты и т.п.
Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, электронный тест, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучающихся к изучаемому предмету, побуждают логически рассуждать, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности обучающихся на уроке.
Игровые методы обучения способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию.
Рабочая программа «Юный инфознайка» предназначена для обучающихся 1–2 классов, обучение которых проводится во внеурочное время в кабинетах информатики и информационных технологий. Кабинет информатики соответствует требованиям материального и программного обеспечения, оборудован согласно правилам пожарной безопасности. Работа с обучающими компьютерными программами направлена на развитие способностей обучающихся и основана на использовании межпредметных связей.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера.
Программное обеспечение:
-
Операционная система MS Windows 2007 и Linux
-
Графический редактор MS Paint
-
Текстовый редактор MS Word 2007
-
Компьютерная программа «МИР ИНФОРМАТИКИ»
-
Редактор Power Point 2007
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
«Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?
При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?
При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.
Вопрос: Какие задания ты любишь - трудные или легкие?
При ответе – «у меня всегда получается» прекращаем опрос.
Критерии оценивания:
Ответы:
Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т.д.
«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.
«Везение» – просто не получилось., потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.
Уровни:
1 - ребенок ссылается на способности, везение.
2 – ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
3 – ссылается на недостаточность усилий.
Выкладывание узора из кубиков
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6.5 – 7 лет.
Форма: индивидуальная работа
Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов. Конструктивный элемент не совпадает с персептивным элементом.
Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:
Функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной части действия (П.Я.Гальперин, 2002):
Ориентировочная часть:
наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):
1 – отсутствует ориентация на образец,; 2- соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения; 3 -началу выполнения действия предшествует тщательный анализ и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.
характер ориентировки: 1 –развернутая с опорой на предмет; 2 – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута; 3 – свернутая ориентировка;
1- хаотическая, 2 – ребенку не всегда удается организовать ориентировку; 3 – организованная;
размер шага ориентировки: 1 - мелкий – 2 - пооперационный – 3 - блоками;
предвосхищение:
промежуточного результата: 1 – предвосхищения нет, 2 – в отдельных операциях, 3 – предвосхищение есть;
конечного результата: 1–нет, 2–возникает к концу действия, 3 - есть;
характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия):
1 – сотрудничества нет, 2 – со-регуляция со взрослым, 3 – самостоятельная ориентировка и планирование.
Исполнительная часть:
степень произвольности: 1- хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия, 2 – опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 - произвольное выполнение действие в соответствие с планом.
Контрольная часть:
степень произвольности контроля: 1 – хаотичный, 2 – эпизодический, 3 - в соответствии с планом контроля;
наличие средств контроля и характер их использования: 1 – средств контроля нет, 2 – средства есть, но не эффективны, 3 –средства есть, применяются адекватно;
характер контроля: 1 – нет, 2 – развернутый, 3 – свернутый; 1- отсутствует, 2 – констатирующий, 3 – предвосхищающий.
Структурный анализ основан на следующих критериях:
Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: 1 – нет планирования, 2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется, 3 – план есть, адекватно используется:
контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен, 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2- оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.
отношение к успеху и неудаче: 1 – парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует; 2- адекватная на успех, неадекватная – на неудачу; 3 – адекватная на успех и неудачу.
Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимый учащемуся для успешного выполнения действия.
Проба на внимание (поиск различий в изображениях)
Цель: выявление умения находить различия в объектах.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.
Возраст: 6.5 – 7 лет.
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.
Критерии оценивания:
Подсчитывается общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.
Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:
- ознакомление с общей структурой анализа объекта;
- определение направления движения по объекту;
- вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;
- поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.
Уровни сформированности контроля (внимания):
1 – ребенок не принимает задание,
2 – ребенок находит 1 – 3 различия;
3 – ребенок находит все различия.
«Рисуночный тест»
Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.
Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов: они информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки.
Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки.
Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги.
Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.
Содержание программы
1 класс, 33 часа
1-2 час. Введение. Прогресс и компьютер. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз.
Дидактическая игра «Можно или нельзя».
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. История создания компьютера. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз.
Дидактическая игра «Компьютеры».
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. Для чего используют компьютер. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз.
Дидактическая игра «Угадай-ка», «Сосчитай-ка».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика, окружающий мир.
6 часов. Мой друг – компьютер. Клавиатура. Назначение клавиш. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз. Упражнение для рук «Пальчиковая гимнастика».
Дидактические игры: «Перевозка», «Поймай мяч», «Собери картинку».
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. Представление информации в компьютере. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз.
Игра «Двоичный тетрис».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. Лаборатория Инфознайки. Основные блоки, входящие в компьютер.
Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физминутка для глаз.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. Микропроцессор. Оперативная память. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физминутка для глаз.
Дидактическая игра «Собери грибочки».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. Монитор. Принтеры. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи.
Игра «Построй сеть».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. СD-ROM. Модем. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи.
Игра «Компьютеры»
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
6 часов. Мышь. Работа с обучающей программой «Мир информатики. 1-й год обучения». Электронная физминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи.
Дидактические игры: «Перетащить и оставить», «Обведи рисунок», «Попадание на скорость», «Собери домик», «Убери кружки. Собери яблоки».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
8 часов. Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Работа с обучающей программой «Мир информатики. 1-й год обучения». Электронная физминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи.
Упражнения 1-19.
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
4 часа. Учимся логически мыслить. Работа с обучающей программой «Страна Фантазия». Электронные физминутки для глаз. Упражнение для рук и шеи.
Дидактические игры: «Сосчитай предметы», «Собери картинку», «Найди отличия», «Лишний предмет».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика, окружающий мир.
Содержание программы
2 класс, 34 часа
1час. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Работа с программой «Большая детская энциклопедия. Информатика». Гимнастика для глаз.
Дидактическая игра «Это должен знать каждый!»
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. История развития вычислительной техники. Первые создатели ЭВМ. (Аудиофайл, 6 мин.) Работа с программой «Большая детская энциклопедия. Информатика». Гимнастика для глаз.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. Как работает компьютер. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронные физминутки для глаз и шеи.
Дидактическая игры «Работа с мышью».
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир.
3 часа. Алгоритмы. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронные физминутки для глаз и шеи.
Дидактическая игра «Падающие символы».
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир, математика.
1 час. Сведения об операционной системе. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронные физминутки для глаз и шеи.
Дидактическая игра «Компьютерные вирусы».
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир.
1 час. Объекты Windows и их свойства. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз и шеи.
Дидактическая игра «Поймай мяч».
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир.
1час. Файлы и папки. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Гимнастика для глаз и шеи.
Дидактическая игра «Забрось мяч в корзину».
Межпредметные связи: физическая культура, математика.
1 час. Анатомия окна. Главное меню. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз и шеи.
Дидактическая игра «Собери домик».
Межпредметные связи: физическая культура, математика.
3 часа. Учимся рисовать. Работа в приложении «Графический редактор Paint». Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Гимнастика для глаз и шеи.
Дидактические игры: «Нарисуй и раскрась предметы», «Лишний предмет», «Классификация предметов».
Межпредметные связи: физическая культура, изоискусство, окружающий мир.
6 часов. Создаём рисунки. Работа в приложении «Графический редактор Paint». Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники учатся придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Гимнастика для глаз и шеи.
Межпредметные связи: физическая культура, изоискусство, окружающий мир.
3 часа. Учимся печатать. Работа в текстовом редакторе MS Word. Работа на клавиатурном тренажёре. Набор слов, предложений. Изменение шрифта, его размера, цвета.
Гимнастика для глаз и шеи.
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир.
6 часов. Создание текстов. Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Гимнастика для глаз, рук и шеи.
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир, русский язык.
2 часа. Поиск информации в сети Интернет. Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Гимнастика для глаз, рук и шеи.
Дидактическая игра «Собери картинки».
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир
3 часа. Создание печатных публикаций. Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Приглашение. Печать текста с вставленным графическим объектом. Гимнастика для глаз, рук и шеи.
Дидактические игры: «Вставь пропущенное слово», «Распредели названия по корзинам», «Вставь нужные слова».
Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир, русский язык.
1 час. Итоговое занятие – выставка. Выставка творческих работ обучающихся.
Список литературы
-
CD- диск. Обучающая программа «Дракоша и занимательная информатика», 2010 год.
-
CD- диск. Программа «Мир информатики. 1-й год обучения», Москва, Кирилл и Мефодий, 2009 год.
-
CD- диск. Большая детская энциклопедия «Информатика», 2010 год.
-
Тур С.Н., Бокучаева Т. П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов, изд. Санкт-Петербург «БХВ – Петербург», 2009 г.
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-с.25.
Тематический план программы «Юный инфознайка»
1 класс
-
Тема программы
Количество часов
Характеристика видов деятельности
Компьютерная поддержка
Введение. Прогресс и компьютер.
Инструктаж по технике безопасности.
2
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
История создания компьютера.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Для чего используют компьютер.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Мой друг – компьютер.
Клавиатура. Назначение клавиш. Игра «Перевозка».
6
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Представление информации в компьютере.
Игра «Двоичный тетрис».
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Лаборатория Инфознайки. Основные блоки, входящие в компьютер.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Микропроцессор. Оперативная память.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Монитор. Принтеры.
Игра «Построй сеть».
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
СD-R. Модем.
Игра «Компьютеры»
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Мышь.
Игра «Перетащить и оставить»
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Мышь. Всплывающее меню.
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Мышь. Игра «Обведи рисунок».
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Мышь. Игра «Попадание на скорость»
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Мышь. Игра «Собери домик»
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Мышь. Игра «Убери кружки. Собери яблоки».
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 1-3
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 4-6
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 7-9
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 10-11
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 12-13
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 14-15
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 16-17
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнение 18-19
1
Познавательная, игровая
Программа «Мир информатики» 1 год обучения
Учимся логически мыслить.
4
Познавательная, игровая
Программа «Страна Фантазия»
Итого:
33 часа
Тематический план программы «Юный инфознайка»
2 класс, 34 часа
-
Тема программы
Количество часов
Характеристика видов деятельности
Компьютерная поддержка
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.
1
Познавательная, игровая
Программа «Большая детская энциклопедия. Информатика»
История развития вычислительной техники.
1
Познавательная, игровая
Программа «Большая детская энциклопедия. Информатика»
Как работает компьютер.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Алгоритмы.
3
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Сведения об операционной системе.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Объекты Windows и их свойства.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Файлы и папки.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Анатомия окна. Главное меню.
1
Познавательная, игровая
Программа «Дракоша и занимательная информатика»
Учимся рисовать.
3
Познавательная, игровая
Графический редактор Paint
Создаём рисунки.
6
Познавательная, игровая
Графический редактор Paint
Учимся печатать.
3
Познавательная, игровая
Текстовый редактор MS Word
Создание текстов.
6
Познавательная, игровая
Текстовый редактор MS Word
Поиск информации
2
Познавательная, игровая
Поиск в сети Интернет
Создание печатных публикаций
3
Познавательная, игровая
Текстовый редактор MS Word.
Графический редактор Paint.
Итоговой занятие – выставка творческих работ
1
Познавательная
Текстовый редактор MS Word.
Графический редактор Paint.
Итого:
34 часа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Программа внеурочной деятельности
«Инфознайка»
(общеинтеллектуальное направление)
Шаповалова Елена Александровна,
заместитель директора по УВР,
учитель информатики
с. Китаевское, 2012 год
Упражнения по теме «Тренажёр мыши».
CD-диск, Информатика, 2 класс, БИНОМ. Лаборатория знаний.
Тест «Круги»
Цель: измерение свойств интеллектуальной деятельности.
Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились предметы и явления, основа которых круг (солнце, мяч и т.д.).
Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.
Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т.д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка, Винни-Пух и т.д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т.д. Экономика: монеты…Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.
Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов. Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов:
1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще;
2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы;
3 балла – рисунок встречается в единственном числе.
- Формирование УУД младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Международный вебинар «Психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с нарушениями речи разного возраста в соответствии с ФАОП разного уровня образования»
- Вебинар «Эффективные практики решения проблемы воспитания растущего человека на основе приобщения обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям»
- Международный вебинар «Первая помощь при нарушении проходимости дыхательных путей инородным телом и иные угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания»
Свяжитесь, пожалуйста, со мной по эл. почте izdat_uchitel@mail.ru
Третьякова Ангелина, методист издательства "Учитель".