Средства связи предложений в тексте.
• готовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ А-2, 5 ,6, 8, 9,
• 12-22, 24, 29; В4-7;
• развивать коммуникативную компетенцию, мышление; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
• стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову.
|
Слово | Абзац |
Тема | композиция |
Тезис Аргументы Вывод Тексты могут совмещать разные типы речи. (Так, например, в повествовании о событиях часто включается описание природы, места, героев). Особенно часто совмещаются типы речи в художественной речи. (Пример из произведения, изучаемого на уроке литературы). Ученики раздают памятки группам:
Повествование. Что произошло? |
Описание. Каков предмет? |
Рассуждение. Почему? Почему мы утверждаем что-то? |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (работа в группах по 4 человека)
-Определите тип речи данного текста.
-Докажите свое утверждение.
Текст №1.
Издавна береза украшала жизнь русского человека. Давным-давно Новый год начинался не ёлкой, а березой. «Березовый» Новый год на Руси просуществовал до середины 13 века.
Текст №2.
Почему березу называют русским деревом? Оказывается, только в России береза растет чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси береза была верным помощником человека. Березой топили печь, из коры делали кузовки для грибов и ягод, плели лапти. Вот какая она – береза, друг и помощник человека.
Текст №3.
Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Это белоствольное дерево похоже на девушку – красавицу в шитом золотым листом полушалке.
— Еще одной особенностью текста являются средства связи предложений в тексте.
Ученик рассказывает о средствах связи, иллюстрируя примерами.
Основные средства связи :
— местоимение
-союзы
-лексический повтор
-однокоренные слова
-синонимы
-текстуальные синонимы
-вводные слова
-наречие.
Поисково-исследовательская работа в группах (работа с компьютером). I группа. Расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Предложения даю с нарушением смысловой последовательности ).
IIгруппа. Расставить знаки препинания. Объяснить. (Текст даю без знаков препинания).
IIIгруппа. Вставить пропущенные буквы. Объяснить.
IVгруппа. Соотнести данные схемы с предложениями текста.
Схема №1.
[-•-•-|,— = -•-, -•-, -•- и -•- ]. (пр. №3).
схема №2.
[ = ], что (= —). (пр. №5).
схема №3.
[ = —], (когда = — -•-, -•-). (пр. №4).
Vгруппа. Озаглавить текст. Определить тему текста, тип речи. Ответ аргументировать.
VIгруппа. Определить средства связи предложений в тексте.
Текст для исследовательской работы.
(1). Существуют правила поведения людей. (2). Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3). Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, в театре и дома. (4). Но с теми же людьми, происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5). Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6). А это не так, потому что лес – это тоже наш дом. (7). И мы должны …
Слушаем ответы исследовательских групп.
Что необычного вы заметили в этом тексте? (Он не завершен).
-Дома, ребята, вы попробуете дописать его. А чтобы вам было легче, Даша приготовила информацию ( факты о поведении людей в лесу).
Даша: Небрежно брошенная бумажка пролежит в лесу 3 года прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет усвоить без труда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет. Мусор накапливается из года в год, образуя слой. Под этим слоем начинает меняться привычная жизнь организмов, населяющих почву. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. А разбитая бутылка превращается в линзу. В ней концентрируются солнечные лучи, а это может привести к самовозгоранию лесной подстилки. И бушуют пожары, уничтожая даже жилища людей.
-Надеюсь, этот материал поможет вам дописать текст-рассуждение о том, как надо вести себя на природе, в лесу.
Рефлексия.
Проанализируйте свою деятельность на уроке и материал, который вы освоили. Выполните, пожалуйста, следующее задание:
«Письмо ученому соседу». Дорогой друг, сегодня на уроке русского языка мы изучали тему__________________. Ты знаешь, оказывается, что предложения в тексте должны быть связаны по ___________ и __________________. Еще я повторил типы речи:__________________________. Узнал, что предложения в тексте связываются с помощью__________________________.
Представляешь, я сам (выполнил, сделал, объяснил, смог, решил, составил..)
________________________________________. У меня получилось.
Думаю, что дома я (смогу, не смогу) сам дописать данный текст-рассуждение. А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет полезно и тебе.
-Слушаем выполнение работы «Письмо ученому соседу».
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
Рахманова Наталья Михайловна
б) полное название образовательного учреждения Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
учитель русского языка и литературы, с Каменная Балка
Благодарненский район
Ставропольский край. 2013 год
Тип материала в) название конкурсной разработки урок
Текст. Средства связи предложений в тексте.
г) Урок проводится в 8 классе по УМК М.М. Разумовской по теме «Портретный очерк» как продолжение изучения книжных стилей речи в 5 - 7 классах. (Материал урока к ЕГЭ).
Работа с опорными таблицами позволяет активизировать учебную деятельность, совершенствовать способность, строить монологическое высказывание на лингвистическую тему. С помощью схем, вопросов, заданий ученики самостоятельно извлекают информацию, видят связи между отдельными языковыми явлениями, классифицируют и делают необходимые обобщения, создают высказывания на лингвистическую тему.
Восьмиклассники учатся анализировать текст, полагаясь не только на речевую ситуацию, но и опираясь на определенные правила строения текста и языковые признаки, характерные для публицистки .
На данном уроке ставятся цели урока:
-
обобщить и углубить знания о тексте как речевой единице;
-
готовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ А-2, 5 ,6, 8, 9,
-
12-22, 24, 29; В4-7;
-
развивать коммуникативную компетенцию, мышление; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
-
стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову.
Тип урока: обобщение изученного материала по теме «Текст».
Основные методы:
-
эвристический
-
поисковый
-
исследовательский
-
проблемный
-
коммуникативный
-
интерактивный
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Предварительная подготовка:
-
Учащиеся были разделены на творческие и рабочие группы;
-
В качестве домашнего задания рабочие группы подбирали тексты различных типов речи;
-
творческая группа готовила проекты : «Типы речи», «Средства связи предложений в тексте».
-
Методика: конспект занятия.
-
Список использованных источников:
-
. «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007
Ход урока.
-
Организационный момент. (Эвристический метод)
-Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я не назову: вы мне её скажите сами. Разгадайте кроссворд и в выделенной строке ( по вертикали ) вы получите название темы.
1. |
|
|
т |
|
|
|
|
|
2. |
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
4. |
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
3
5.
-
Старый, опытный воин, участник войны
-
Звание высшего командного состава
-
Окружение войск противника или города
с целью отрезать от внешнего мира
4.Название нашей страны
5. Официальное и торжественное обещание
соблюдать какие-либо обязательства.
ОТВЕТ: ТЕКСТ
-Определите цели нашего урока.
Задание-тест.
Из предложенных вариантов выберите правильное и полное определение текста.
(Карточка №1).
-
Текст – это высказывание.
-
Текст – это высказывание на определенную тему.
-
Текст – это высказывание на определенную тему, где предложения связаны по смыслу и грамматике.
-
Текст – это высказывание, в котором предложения связаны по смыслу.
Посмотрите на символическую модель текста. Из каких единиц речи слагается текст?
СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕКСТ
Слово – основа нашей речи. Очень важно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Особенно много ошибок бывает при употреблении слов-паронимов. Что такое слова-паронимы?
Выполнение следующего задания направлено на предупреждение ошибок при употреблении слов-паронимов. (Используется справочная литература- толковый словарь, словарь паронимов).
II.Работа в группах.
Карточка №2.
Соотнесите слова-паронимы, составив словосочетания.
1 группа рыбный запас
рыбий магазин
ловля
жир
2 группа мелкий дождик
мелочный окунь
человек
3 группа гуманный человек
гуманитарный поступок
груз
4 группа вековой дуб
вечный ценность
мерзлота
- Из слов, словосочетаний мы строим предложения. Иногда с ошибками. А грамотный человек должен писать и говорить правильно.
Осуществим с вами «Штурм Крепости ошибок».
-
По окончанию практики каждый студент должен написать отчет.
-
Все больше в нашей стране людей, занимающиеся спортом.
-
Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность.
-
Согласно приказа директора школы ученики вышли на субботник.
-
По обоим сторонам от входа стояли дежурные.
Говорить и писать грамотно – это признак общей культуры человека. Представьте, что при написании заявления, автобиографии, письма или резюме вы допустите ошибки. Какое мнение о вас сложится у людей? (Дети отвечают).
Повторим некоторые орфограммы, выполнив буквенный диктант.
ключ.
1в; 2и; 3а; 4о; 5нн; 6и; 7е; 8с.
-
Здравствуй;
-
Директор;
-
Уважение;
-
Изложение;
-
Подписанное;
-
Приоритет;
-
Президент;
-
Сдать.
Взаимопроверка. (На экране ключ)
Оценки: «5»- нет ошибок, «4»- 1 ошибка, «3»- 2-3 ошибки, «2»-4 ошибки и более.
- Какие орфографические правила повторили, выполняя буквенный диктант? Какие еще знания русского языка вам пригодились? (Знания морфологии, морфемики).
Работа над ошибками буквенного диктанта выполняется индивидуально с помощью консультантов (это ученики , которые не допустили ошибок).
№3 В игровой форме повторим основные признаки и характеристики текста.
(Работа в группах)
Лексическое лото. (Учебная игра)
Слово |
Абзац |
Тема |
композиция |
Предложение |
Основная мысль |
Текстоведение |
Типы речи |
-
связанное высказывание на определенную тему (текст);
-
то, о чем хотел сказать автор в тексте (тема);
-
то, что хотел сказать автор текста, чему научить (основная мысль);
-
микротема текста, смысловая часть (абзац);
-
единица текста (предложение);
-
единица предложения (слово);
-
построение текста, расположение его частей (композиции);
-
раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты, их особенности. (текстоведение)
Одной особенностью текста является тип речи. Творческая группа учеников: Даша, Андрей и Юля готовили проект «Типы речи».
выступление учеников. ( Основное содержание ).
1. Юля. Тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В соответствии с этим различают 3 типа речи.
Текст-повествование.
Вопрос к тексту – повествованию: что произошло? (В таком тексте рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев).
2. Даша. Текст-описание.
Каков предмет? Какой предмет? (В тексте-описании изображается (описывается) какой-либо предмет (природа, люди, интерьер...).
3. Андрей. Текст-рассуждение.
Почему? Почему мы утверждаем что-то?
В тексте-рассуждении что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления, события.
Композиция.
Тезис Аргументы Вывод
Тексты могут совмещать разные типы речи.
(Так, например, в повествовании о событиях часто включается описание природы, места, героев). Особенно часто совмещаются типы речи в художественной речи. (Пример из произведения, изучаемого на уроке литературы).
Ученики раздают памятки группам:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (работа в группах по 4 человека)
-Определите тип речи данного текста.
-Докажите свое утверждение.
Текст №1.
Издавна береза украшала жизнь русского человека. Давным-давно Новый год начинался не ёлкой, а березой. «Березовый» Новый год на Руси просуществовал до середины 13 века.
Текст №2.
Почему березу называют русским деревом? Оказывается, только в России береза растет чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси береза была верным помощником человека. Березой топили печь, из коры делали кузовки для грибов и ягод, плели лапти. Вот какая она – береза, друг и помощник человека.
Текст №3.
Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Это белоствольное дерево похоже на девушку – красавицу в шитом золотым листом полушалке.
- Еще одной особенностью текста являются средства связи предложений в тексте.
Ученик рассказывает о средствах связи, иллюстрируя примерами.
Основные средства связи :
- местоимение
-союзы
-лексический повтор
-однокоренные слова
-синонимы
-текстуальные синонимы
-вводные слова
-наречие.
Поисково-исследовательская работа в группах (работа с компьютером).
I группа. Расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Предложения даю с нарушением смысловой последовательности ).
II группа. Расставить знаки препинания. Объяснить. (Текст даю без знаков препинания).
III группа. Вставить пропущенные буквы. Объяснить.
IV группа. Соотнести данные схемы с предложениями текста.
Схема №1.
[-•-•-|,— = -•-, -•-, -•- и -•- ]. (пр. №3).
схема №2.
[ = ], что (= —). (пр. №5).
схема №3.
[ = —], (когда = — -•-, -•-). (пр. №4).
V группа. Озаглавить текст. Определить тему текста, тип речи. Ответ аргументировать.
VI группа. Определить средства связи предложений в тексте.
Текст для исследовательской работы.
(1). Существуют правила поведения людей. (2). Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3). Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, в театре и дома. (4). Но с теми же людьми, происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5). Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6). А это не так, потому что лес – это тоже наш дом. (7). И мы должны …
Слушаем ответы исследовательских групп.
Что необычного вы заметили в этом тексте? (Он не завершен).
-Дома, ребята, вы попробуете дописать его. А чтобы вам было легче, Даша приготовила информацию ( факты о поведении людей в лесу).
Даша: Небрежно брошенная бумажка пролежит в лесу 3 года прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет усвоить без труда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет. Мусор накапливается из года в год, образуя слой. Под этим слоем начинает меняться привычная жизнь организмов, населяющих почву. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. А разбитая бутылка превращается в линзу. В ней концентрируются солнечные лучи, а это может привести к самовозгоранию лесной подстилки. И бушуют пожары, уничтожая даже жилища людей.
-Надеюсь, этот материал поможет вам дописать текст-рассуждение о том, как надо вести себя на природе, в лесу.
Рефлексия.
Проанализируйте свою деятельность на уроке и материал, который вы освоили. Выполните, пожалуйста, следующее задание:
«Письмо ученому соседу».
Дорогой друг, сегодня на уроке русского языка мы изучали тему__________________. Ты знаешь, оказывается, что предложения в тексте должны быть связаны по ___________ и __________________. Еще я повторил типы речи:__________________________. Узнал, что предложения в тексте связываются с помощью__________________________.
Представляешь, я сам (выполнил, сделал, объяснил, смог, решил, составил..)
________________________________________. У меня получилось.
Думаю, что дома я (смогу, не смогу) сам дописать данный текст-рассуждение. А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет полезно и тебе.
-Слушаем выполнение работы «Письмо ученому соседу».
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»