«Развитие речи. Книжные стили речи. Портретный очерк»
- научиться применять на практике полученные знания
-формировать способности искать, оценивать, отбирать, организовывать информацию;
1 | О | |||||
2 | Ч | |||||
3 | Е | |||||
4 | Р | |||||
5 | К |
Рахманова Наталья Михайловна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» село Каменная Балка, Благодарненский район, Ставропольский край
учитель русского языка и литературы
название конкурсной разработки «Развитие речи. Книжные стили речи»
Урок проводится в 8 классе по УМК М.М. Разумовской по теме «Портретный очерк» как продолжение изучения книжных стилей речи в 5 - 7 классах. (Частично материал урока и презентация могут быть использованы в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ: А29 и С).
Работа с опорными таблицами позволяет активизировать учебную деятельность, совершенствовать способность, строить монологическое высказывание на лингвистическую тему. С помощью схем, вопросов, заданий ученики самостоятельно извлекают информацию, видят связи между отдельными языковыми явлениями, классифицируют и делают необходимые обобщения, создают высказывания на лингвистическую тему.
Восьмиклассники учатся анализировать публицистический текст, полагаясь не только на речевую ситуацию, но и опираясь на определенные правила строения текста и языковые признаки, характерные для публицистки .
На данном уроке ставятся цели урока:
-
образовательные:
- выявить характерные признаки портретного очерка как жанра публицистического стиля речи
- научиться применять на практике полученные знания
-формировать способности искать, оценивать, отбирать, организовывать информацию;
-
воспитательные:
- воспитание чувств сострадания, милосердия
- воспитание таких качеств характера, как целеустремлённость, сила воли
Для достижения целей учителем используются следующие технологии и методы обучения: технология проблемного обучения, поисково-исследовательская, ЭОР, технология модерации, интерактивные методы.
Педагог тщательно подобрала материал нравственного проблемного характера. Используются различные виды деятельности: эвристическая, игровая, поисковая, исследовательская, составление рассказа на лингвистическую тему с презентацией, творческая. Также на уроке предлагаются различные формы работы: коллективная, в парах, групповая (3-5 учеников), индивидуальная. При этом учитываются возрастные и психологические особенности детей, их предпочтения, уровень владения компьютером. Всё это позволяет формировать метаумения (перерабатывать информацию, доказывать, систематизировать, обобщать и делать выводы, развивать логическое и творческое мышление). Это значит, что полученные ребёнком знания на уроке постепенно превращают его из «знающего» в «думающего».
Для достижения поставленных образовательных и воспитательных целей используется презентация, подготовленная учителем, что позволяет достичь экономического преимущества в образовательном процессе. Также используются слайды, созданные учениками при работе в группах по предложенным учебным проблемам.
Такая форма применения информационных технологий помогает чётко выстроить структуру урока, наглядно показать этапы работы учителя и учеников, эстетически оформить урок. Кроме этого, применение компьютерной презентации делает урок динамичным и живым.
В течение урока несколько раз меняется характер взаимодействия учителя и учеников.
Тщательно подобранный дидактический и презентационный материал демонстрирует связь русского языка с другими предметами: литературой, ботаникой, историей, философией.
Текстовое наполнение урока содержательное. Во-первых, через текст используется региональный компонент. Во- вторых, тексты, предложенные для анализа, исследования и выполнения творческого задания, несут эстетический и нравственный воспитательный потенциал, демонстрируют актуальность изучаемой темы, готовят учеников к ЕГЭ.
д) Ресурсы: презентация
Методика: конспект занятия.
Список использованных источников:
1, 12 Сборник стихов Л. Тимофеев. Благодарный 2008
2, 227 «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007
3, 228-229 «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007
4, 228 «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007
5, 230 «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007
Сценарий занятия (структура и содержание)
I. Инициация
Цель: определить тему урока, сформулировать цели.
Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: кроссворд на мультимедийном экране
Проведение: учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд
Оценка результата: разгаданный кроссворд - тема определена.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я не назову: вы мне её скажите сами.
Решите, пожалуйста, лексическую задачу, разгадав данный кроссворд, в первой строке по вертикали появится ключевое слово темы урока. Детям предлагается поработать в парах на скорость: «Кто быстрее и правильно решит лексическую задачу?»
Кроссворд заранее составлен учителем и карточки с кроссвордом лежат на партах.
-
1
О
2
Ч
3
Е
4
Р
5
К
По горизонтали:
1. Общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения (обычай)
2. Кратный двум (чётный)
3. Еловый лес (ельник)
4. Краткий вывод из сказанного, написанного (резюме)
5.Русская старая мужская долгополая верхняя одежда (кафтан)
Ответ: очерк
Учитель:
- Тема урока «Портретный очерк». Презентация, слайд №1.
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока?
Формирование ожиданий учеников:
- Чего ожидаете от урока?
- Что такое очерк как жанр?
- К какому стилю речи относится очерк?
Презентация, слайд №2.
- Определите стиль речи данного текста. Какова основная идея? Как она связана с публицистикой?
(Региональный компонент. Звучит отрывок из стихотворения поэта-земляка Л.Тимофеева [1,12])
Гражданину прощения нет,
Как посмел он, на что посягнул?
Я увидел, как в эту газету
Он селёдку свою завернул.
Этот день уже в Лету ушёл,
Но его вспоминать не устану,
Как всё капал и капал рассол
На мою, на душевную рану.
Ответы учеников.
- Стиль книжной речи - художественный. Автор осуждает людей, которые так небрежно относятся к печатному слову, к газетам. Создание газеты – это
труд многих людей. В газете много полезной и интересной информации.
- Назовите стили книжной речи.
Презентация, слайд №3.
II. Интерактивное повторение материала, изученного раньше:
- Определить стиль речи каждого текста. Ответ аргументировать по плану:
1. Сфера общения.
2. Функции.
3. Жанр.
4.Особенности данного стиля.
5. Языковые средства.
Презентация, слайд №4.
По утрам, умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я – А как назывались?
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались «анютины глазки».
Презентация, слайд №5.
Анютины глазки - травянистое одно-двухлетнее растение семейства фиалковых в Евразии.
Презентация, слайд №6.
Оторвите свой утомлённый взгляд от бесконечного мелькания (телевизор, компьютер, огни рекламы…) и остановите его на парашютике созревшего одуванчика или на нежных лепестках анютиных глазок. И вы почувствуете…
- Закончите, пожалуйста, предложение. Какой стиль?
III. Словарная работа.
Очерк, очеркист, композиция, тема, идея, проблема Презентация, слайд№7.
IV.
Необходимые материалы: учебник М.М. Разумовской 43 параграф.
Участники: все ученики.
Ученики делятся на 4 группы.
Задание: изучив теоретический материал, составить рассказ на лингвистическую тему. Предложить один слайд, содержащий суть выступления в форме схемы или таблицы. (Подобное задание способствует формированию навыка самостоятельно добывать знания, умения обобщать, делать вывод; развивает логическое мышление, коммуникативную компетенцию; воспитывает взаимодействие; готовит к ЕГЭ (А29; В7,8; С).
1-ая группа: «Портретный очерк как жанр публицистического стиля речи»
[2, 227]
2-ая группа: «Композиция портретного очерка». (На основе текста упр.388 и теории стр.230). [3,228-229. ]
3-я группа: «Составные части портретного очерка». [4, 228 ].
4-я группа: «Синтаксические конструкции, характерные для портретного очерка». [5, 230].
Ученики сами решают, кто будет представлять работу группы.
Слушаем рассказ на лингвистическую тему: 1-ая группа (презентация, слайд№ 8); 2- ая группа (презентация, слайд№ 9); 3-я группа (презентация, слайд№ 10); 4-ая группа (презентация №11).
V. Обобщение теоретических знаний.
Презентация, слайды № 12- 13: Выступление на лингвистическую тему по опорной (сводной) таблице «Портретный очерк. Особенности жанра».
VI. Проработка темы. Практическое применение полученных знаний.
Ученики знакомятся с очерком из газеты «Ставропольская Правда».
Текст распечатан для каждого ученика. Текст читает учитель или подготовленный ученик.
Презентация, слайд №14.
Умелые ножки.
На свет Илюша появился с диагнозом «детский церебральный паралич». Врачи, пряча глаза, сказали матери: « Мужайтесь, ваш сын – инвалид». У мальчика не двигались руки, пальцы малыша намертво были прижаты к ладоням, а руки согнуты в локтях.
Когда Илюше исполнилось семь лет, подошла пора обучение. Образование мальчик получал в домашних условиях. Читать и считать Илюша научился быстро. Но писать… Педагоги только руками разводили. Казалось, выхода не было никакого.
- Илька очень переживал, прямо до слёз,- рассказывала мама. – Но потом сказал: «Всё равно я буду такой, как все!»
Однажды, заглянув в комнату сына, Екатерина Сергеевна застала такую картину: Илья сидел на низкой скамеечке, перед ним на полу был расстелен ватман, между пальцами ног зажат карандаш. Малыш, пыхтя и обливаясь потом, пытался нарисовать солнце.
- Сынок, что ты делаешь?
- Писать учусь. Если руки не слушаются, буду писать ногами. Мать сначала всплакнула, а потом подумала: «А почему бы и нет? Я помогу ему».
И каждый день она делала массаж каждого пальчика ног.
День, когда сын без ошибок написал: «Мама, я тебя люблю»,- был для нас большим праздником,- улыбается мама.- Тогда мы поняли: на свете нет ничего невозможного, надо только постараться.
Дальше дело пошло быстрей.
- Сейчас я могу писать, рисовать, печатать на компьютере. Я хочу быть программистом. И я обязательно им стану, - уверенно заявляет 12- летний Илья Ельников.
Исследовательская работа Презентация, слайд № 15
Метод ожидания результативности: умение применять на практике полученные знания, умение пользоваться опорной таблицей, справочной литературой, учебным материалом.
Задание: исследуйте данный текст, определите и докажите его стилевую и жанровую принадлежность, используя материал опорной таблицы.
VII. Ролевая игра.
Ученики делятся (по желанию) на лингвистов (докладчиков, содокладчиков), консультантов, рецензентов и критиков.
Ролевая игра проходит в форме круглого стола. Подводятся итоги.
VIII. Творческая работа (подготовка к ЕГЭ, часть С). Презентация, слайд №16.
Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту. Поразмышляйте над вопросом: «На свете нет ничего невозможного?». Выразите своё отношение к герою очерка.
На уроке ученики читают свои работы только по желанию. Остальные сдают учителю в конце урока.
Презентация, слайд № 17. Учитель:
- Много веков назад великий Софокл сказал: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Как вы понимаете это выражение, и как оно соотносится с идеей очерка Александра Тимофеева «Умелые ножки»?
IX. Рефлексия – демонстрация понимания пройденного.
Использую три вида рефлексии:
1 вид. Перекрёстная – разговор с самим собой (внутренний диалог).
Презентация, слайд №18
Уходя с урока, спроси себя:
- Всё ли я правильно делаю? Всегда ли я правильно поступаю?
- Делаю ли я всё, что в моих силах?
- А может, только вполсилы?
- А может быть, я способен на большее?
2 вид. Задайте вопрос (если такой есть), на который не получили ответ.
3 вид. Написать, что узнали по данной теме, над чем задумались.
(Это может быть эссе или письмо).
Предлагаю детям написать письмо соседу. Трафаретная форма подготовлена заранее для каждого ученика.
Дорогой друг____________, сегодня на уроке русского языка мы повторили _____________________ и изучили тему____________________________
Ты знаешь, что портретный очерк - это жанр ___________ стиля речи? Теперь я смогу отличить его по следующим характерным признакам: ________________. На уроке мы выполняли различные виды заданий __________________. Больше всего мне понравилось ____________
Представляешь, я работал в паре и в группе и (выполнил, сделал, объяснил, смог, решил, составил, сочинил )_____________. Лучше всего я справился с заданием (каким?)_______________
На уроке мы познакомились с очерком «Умелые ножки». Этот текст научил меня __________________________. Я (смог, не смог) написать сочинение-
рассуждение. В нём размышлял над проблемой _________________.
А ты когда-нибудь думал об этом?
А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что ты прочтёшь моё письмо с интересом.
Ученики обмениваются составленными письмами, читают, затем в классе звучат лучшие (по мнению учеников).
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
Презентация, слайд№19. Домашнее задание (разноуровневое) § 43 страница 226 – 230 (теория).
Упражнение 392 (из двух заданий – одно по выбору ученика).
Презентация, слайд № 20 «Желаю удачи!»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»