В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа курса углубления в 5 - 6 классах и календарно-тематическое планирование по теме "Наглядная геометрия"

Программа курса углубления в 5 - 6 классах и календарно-тематическое планирование по теме "Наглядная геометрия"

Краткое описание
Всестороннее развитие геометрического мышления учащихся V-VI классов с помощью методов геометрической наглядности и повышение уровня интеллектуального развития личности школьников.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа углубления и календарно-тематическое планирование в 5-6 классах по курсу Наглядная геометрия Учитель Комарова О.В...docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов



Программа курса углубления в 5 - 6 классах и календарно-тематическое планирование

по теме "Наглядная геометрия"



Составила учитель математики МБОУ СОШ №4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов Комарова Ольга Владимировна





г. Стрежевой

2012 г.



Оглавление.

  • Цель и задачи курса углубления

  • Планируемые результаты

  • Пояснительная записка

  • Календарно-тематическое планирование

  • Основное содержание курса

  • Стимулирование и оценка деятельности учащихся

  • Литература

Цель курса всестороннее развитие геометрического мышления учащихся V-VI классов с помощью методов геометрической наглядности и повышение уровня интеллектуального развития личности школьников. Задачи курса:

  • обеспечить преемственность изучения геометрического материала в начальной и основной школе;

  • создать базу для изучения планиметрии и стереометрии в старших классах;

  • формировать практические методы по ознакомлению со свойствами плоских и объёмных фигур;

  • знакомить с историей возникновения геометрии, со значением ее в современном мире;

  • развивать творческое и логическое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;

  • создавать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика;

  • расширять кругозор, в том числе по некоторым школьным предметам, пробуждать интерес к различным областям науки, искусства;

  • формировать навыки работы на компьютере во время деятельности по программе курса;

  • развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, поводить самоанализ деятельности;

  • воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.



Планируемые результаты.

Предлагаемая работа по разработке программы, календарно-тематического планирования и учебно-методических материалов для дополнительного курса «Наглядная геометрия», а также опыт проведения занятий убеждают меня в том, что данный курс оказывает благотворное влияние на формирование пространственного мышления, развитие логического мышления, на повышение уровня интеллектуального развития личности школьника и позволяет мне, как учителю математики прививать интерес к геометрии. В ходе изучения данного курса развиваются творческие способности ребенка, гибкость его мышления, «геометрическая зоркость», интуиция, воображение, способность к оперированию образами, изобразительные навыки. У учащихся развиваются такие умения как наблюдение, измерение, вычерчивание, конструирование и моделирование. Возможность введения в курс эмоционально окрашенного материала, способствует формированию у учащихся положительного, эмоционально-целостного отношения к предмету. Стимулирование и оценка деятельности учащихся. Для любого человека является важной оценка его деятельности. В рамках данной программы обычные отметки не выставляются. Задания выполняются по желанию учащихся. Все творческие работы оформляются учащимися и собираются в папку, которая может быть представлена ими на выставке в конце изучения программы. Для стимулирования деятельности учащихся можно провести выставку работ в конце года. На последнем занятии желательно провести пресс-конференцию или защиту презентаций, проектов, докладов по теме «Интересное в геометрии». Выполнение творческих заданий позволяет ученикам «наполнить» своё портфолио (портфель учебных достижений – «ПУД»).

Пояснительная записка.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка: гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию образами, изобразительные навыки. Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и культурного развития человека. Одной из важнейших задач преподавания наглядной геометрии является вооружение учащихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. В ходе изучения курса учащиеся учатся различать элементы геометрических фигур, понятие о которых они на данный момент имеют. Большое значение для развития образных форм мышления имеют конструирование и изобразительная деятельность. Это виды деятельности, которые используются при организации процесса изучения геометрических объектов и закономерностей. У детей развивается способность представить результат своих действий, как в целом, так и поэтапно. Графическая деятельность, осуществляемая учащимися, весьма разнообразна. Виды конструирования, предлагаемые школьникам при изучении геометрии: изготовление моделей пространственных тел с помощью разверток или из пластилина, из мягкой проволоки. Понятно, что ни конструирование, ни графическая деятельность не состоятся без деятельности по измерению, чему также уделяется большое внимание в данном курсе. Важнейшим видом деятельности для развития образного мышления является наблюдение. При этом учащиеся выделяют геометрические фигуры в предметах окружающего мира, на репродукциях картин, рисунках. Они объясняют свои наблюдения, обосновывают свои действия, делают выводы, используя математические термины, развивают математическую речь. Не последнее место в структуре процесса изучения геометрических объектов занимает воображение, характеризуемое как создание новых образов на основе заданного наглядного материала и оперирование образами. Использование ИКТ в данном курсе помогает учителю сделать уроки наглядной геометрии интересными, динамичными, высокоэффективными, и ставит на качественно новую ступень практическую деятельность учащихся на уроке. Программа изучения геометрии в 5-6 классах составлена на базе учебника И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия». Она рассчитана на 94 часа, в 5классе - 60 ч (дополнительные часы из вариативной части, 1 час в 1 четверти и 2 часа во 2-4 четвертях) и в 6 классе - 34 ч (дополнительные часы из вариативной части, 1 час в неделю). Ее цель – подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Тогда в 7 классе можно четко поставить задачу – выстроить уже знакомый материал так, чтобы удалось доказать справедливость уже известных фактов и других, пока ещё неизвестных.

Календарно-тематический план по математике. 5 класс. Углубление.

урока

Дата

Параграф учебника

Название темы

Страницы учебника и источники

Творческие работы учащихся

1

10.09

§1

Первые шаги в геометрии.

стр.9


2

17.09


Зарождение и развитие геометрической науки.

Презентация


3

24.09

§2

Пространство и размерность. Мир трех измерений.

стр.12


4

1.10


Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. Сообщения и презентации по теме.

Презентация

Т.р.№1

5

8.10

§3

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол.

стр.18


6

15.10


Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.

Презентация


7

22.10

§4

Творческая работа «Жили были простейшие геометрические фигуры». Сочинения, кластеры и презентации по теме.

стр.9-20

Т.р. №2

8

29.10

§5

Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.

стр.23


9

12.11


Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба.

Презентация

П.р.№1

10

12.11


Развертка прямоугольного параллелепипеда. Изготовление бумажных моделей прямоугольного параллелепипеда.


П.р.№2

11

19.11


Изображение куба и его сечений.

Презентация


12

19.11


Практическая работа “Куб”. Пластилиновые чудеса.


П.р.№3

13

26.11

§6

Задачи на разрезание и складывание фигур.

стр.28


14

26.11


Пентамино.

Презентация


15

3.12


Паркеты из геометрических фигур.

Презентация


16

3.12


Танграм. Собери фигуру.

Презентация

Т.р.№3

17

10.12


Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге”.


Т.р.№4

18

10.12

§7

Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Решение задач.

Презентация стр.30


19

17.12


Способы построения треугольников.

Презентация


20

17.12


Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольника по трём данным сторонам.


П.р.№4

21

24.12


Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Построение прямоугольных треугольников.

Презентация

П.р.№5

22

24.12


Практическая работа “Подобные треугольники”.


Т.р.№5

23

14.01

§8

Многогранники.

стр.41


24

14.01


Параллелепипед, его свойства и сечения.

Презентация


25

21.01


Формулы и их применение.



26

21.01


Призма. Прямая призма.

Презентация


27

28.01


Свойства и сечения прямой призмы.

Презентация


28

28.01


Виды призм и их развёртки.


П.р.№6

29

4.02


Пирамида. Виды пирамид.

Презентация


30

4.02


Треугольная пирамида, ее свойства и сечения.



31

11.02


Виды пирамид и их развёртки.


П.р.№7

32

11.02


Правильные многоугольники.

Презентация


33

18.02


Построение правильных многоугольников (треугольник, квадрат, шестиугольник, восьмиугольник)


П.р.№8

34

18.02


Правильные многогранники и их развёртки.

Презентация


35

25.02

§9

Геометрические головоломки.

стр.45


36

25.02


Геометрия танграма. Стомахион.

Презентация


37

3.03


Практическая работа “Танграм и стомахион”.


П.р.№9

38

3.03

§10

Измерение длины. Меры длины.

стр.48


39

10.03


Старинные русские меры длины. Сообщения и презентации.

Презентация

Т.р.№6

40

10.03


Периметр многоугольника.



41

17.03

§11

Вычисление длины, площади и объема.

Презентация


42

17.03

§12

Площади фигур. Палетка.

стр.52-56


43

7.04


Практическая работа “Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге”.


П.р.№10

44

7.04


Объемы тел.

Презентация


45

14.04


Практическая работа “Объемы фигур, находящихся вокруг нас ”.


П.р.№11

46

14.04

§13

Окружность. Круг. Радиус и диаметр.

стр.62


47

21.04


Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Концентрические окружности.


П.р.№12

48

21.04


Архитектурный орнамент Древнего Востока.

Презентация


49

28.04


Из истории зодчества Древней Руси. Сообщения и презентации.

Презентация

Т.р.№7

50

28.04


Конус, цилиндр, шар.

Презентация


51

5.05

§14

Геометрический тренинг.

стр.71


52

5.05


Развертка конуса и её изготовление.

Презентация

П.р.№13

53

12.05


Развертка цилиндра и её изготовление.

Презентация

П.р.№14

54

12.05

§15

Решение занимательных геометрических задач.

стр.73


55

19.05

§16

Задачи со спичками.

стр.80


56

19.05


Практическая работа «Задачи со спичками на пластилине»


П.р.№15

57

26.05


Творческий проект «Интересное в наглядной геометрии»


Проект

58

26.05


Творческий проект «Я хочу рассказать о ...»


Проект

59

29.05


Зашита проектов и презентаций.


Проект

60

30.05


Зашита проектов и презентаций.


Проект

Календарно-тематический план по математике. 6 класс. Углубление.

урока

Дата

Параграф учебника

Название темы

Страницы учебника

Творческие работы

1

10.09

§17

Зашифрованная переписка.

стр.82


2

17.09

§18

Задачи, головоломки, игры.

стр.85


3

24.09


Правильные многогранники и их развёртки.

Презентация


4

1.10

§19

Фигурки из кубиков и их частей. Пластилиновые чудеса.

стр.93

Т.р.№1

5

8.10


Метод трёх проекций.

Презентация


6

15.10

§20

Параллельность и перпендикулярность.

стр.99


7

22.10


Скрещивающиеся прямые и их расположение в пространстве. Каркасы фигур из пластилина и пластмассовых трубочек.


П.р.№1

8

29.10

§21

Параллелограммы и их построение.

стр.104


9

12.11


Опыты с листом бумаги.


П.Р.№2

10

19.11

§22

Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости.

стр.108


11

26.11


Координаты в пространстве.

Презентация


12

3.12

§23

Оригами.

стр.117


13

10.12


Изготовление коллекции оригами.

Презентация

Т.р.№2

14

17.12

§24

Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола.

стр.122


15

24.12


Построения на миллиметровой бумаге.

Презентация

П.р.№3

16

14.01


Синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды.

Презентация


17

21.01


Опыты с листом бумаги и картоном.


П.Р.№4

18

28.01

§25-26

Кривые дракона. Лабиринты.

стр.127-131


19

4.02


Построения на миллиметровой бумаге.

Презентация

П.р.№5

20

11.02

§27

Геометрия клетчатой бумаги. Вычисление площадей фигур. Формула Пика.



21

18.02

§28

Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами.

стр.135


22

25.02

§29(32)

Симметрия. Виды движения на плоскости.

стр.137


23

3.03


Практическая работа «Симметрия».

стр.139, 157

П.р.№6

24

10.03


Практическая работа «Все виды движения на плоскости»

Презентация

П.р.№7

25

17.03

§30

Бордюры. Трафареты.

Презентация


26

7.04


Творческие работы по теме «Бордюры. Трафареты».

стр.145

Т.р.№3

27

14.04

§31

Орнаменты. Паркеты. Морис Эшер и его работы.

Презентация


28

21.04


Творческие работы по теме «Орнаменты. Паркеты».

стр.152

Т.р.№4

29

28.04

§33

Одно важное свойство окружности.



30

5.05

§34

Задачи, головоломки, игры.

стр.160


31

5.05


Задачи, головоломки, игры.

стр.163


32

12.05


Творческий проект «Интересное в наглядной геометрии»


Проект

33

12.05


Зашита проектов и презентаций.


Проект

34

19.05


Зашита проектов и презентаций.


Проект

Содержание курса.

Тема 1. Геометрия сквозь века. Изучая материал этого раздела, учащиеся совершают исторический экскурс в предмет геометрия. Узнают, что означает слово геометрия. Знакомятся с именами великих ученых, таких как Евклид, Архимед, Фалес, Пифагор и другими. Выясняют, что означает понятие измерить. Повторяют единицы измерения метрической системы мер. Знакомятся с понятием эталон. Узнают о единицах измерения на Руси. Учатся переводить одни единицы измерения в другие. Делают свои открытия и представляют их в виде творческих работ.

Тема 2. Пространство и размерность. При изучении материала показывается связь абстрактных геометрических фигур с объектами окружающего мира. Прямоугольный параллелепипед рассматривается после рассмотрения модели многоэтажного дома, имеющего три параметра: длину, ширину, высоту. «Возвращаясь» в реальный мир, учащиеся находят предметы, имеющие форму параллелепипеда. Изображение дома на листе бумаги, дает представление о предметах, имеющих только два измерения – длину и ширину (двухмерное пространство). Символом двухмерного пространства является плоскость, где «живут» фигуры, имеющие два измерения – квадрат, прямоугольник, круг… Рассматривается одномерное пространство, пространство с одним измерением – длиной. Символ – прямая, «жители» - отрезки, лучи. Показывается существование фигуры, не имеющей измерения – точки. Вводится понятие перспективы, как средства изображения трехмерного пространства на плоскости.

Тема 3. Геометрические фигуры. В ходе изучения данного раздела учащиеся повторяют знания о уже известных им геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике. Знакомятся с новыми геометрическими фигурами – параллелограмм, ромб, трапеция. Отрабатывают навыки их построения. Экспериментальным путем выясняют, всегда ли можно построить треугольник. В ходе решения задач на построение треугольника совершенствуют навыки работы с линейкой и циркулем. Отдельное внимание уделяется построению прямоугольного треугольника. Учащиеся знакомятся с «Пифагорийскими тройками». Вспоминают формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника. В ходе практической работы находят способ вычисления площади треугольника. Учатся вычислять площади фигур на клетчатой бумаге, которые можно разбить на четырехугольники и треугольники.

Тема 4. Куб и его свойства. Изучив раздел «Многогранники», учащиеся подробно знакомятся с одним из представителей этого семейства - кубом. Получив модель куба, они изучают его элементы: грани – квадраты, ребра – отрезки, вершины – точки. Работают с терминологией. Учатся изображать куб, причем разными способами. Выявляют свойства куба. Работают с разверткой куба. Выясняют, что может быть одиннадцать различных разверток куба. Работая с пластилиновым кубом, узнают, что в сечении могут получаться разные геометрические фигуры. Вычисляют объем куба и площадь поверхности, предварительно познакомившись с данным понятием.

Тема 5. Задачи на разрезание. Ребята учатся нестандартно мыслить, решая задачи о фигурах из квадратов, составленных с помощью спичек. На развитие геометрического видения учащимся предлагаются задания на разбиение целого объекта на составляющие и объединение этих составляющих в одно целое (пусть даже в пределах одной плоскости). Этому способствуют популярные китайские головоломки «Танграм», «Стомахион» и американская игра «Пентамино».

Тема 6. Правильные многоугольники и многогранники. Получив знания на уроках математики о многоугольнике, учащиеся, изучая этот раздел, узнают о правильных многоугольниках. Учатся строить некоторые правильные многоугольники. Знакомятся с таким понятием, как паркет. Выявляют виды правильных многоугольников, из которых можно составить паркет. Изучают технологию изготовления паркетов. Учатся определять исходные фигуры паркета. Создают эскизы своих паркетов. Рассматривают паркеты Мориса Эшера. Используя знания о правильных многоугольниках, строят развертки правильных многогранников. Конструируют некоторые из них.

Тема 7. Измерение величин. В этом разделе учащиеся продолжают разговор об измерении геометрических величин, таких, как площадь, объем. Находят ответы на вопросы: что значит измерить площадь фигуры? объем тела? Решают задачи на вычисление площадей фигур и объемов тел. Знакомятся с понятием равновеликие фигуры. Рассматривают различные способы измерения площади фигур: с помощью палетки; по формуле Пика; посредством ее перекраивания в другую, более удобную для вычисления площади.

Тема 8. Объемные тела. Изучение данного раздела способствует всестороннему развитию геометрического мышления учащихся. Систематизируются знания о геометрических фигурах и объемных телах. Закрепляются навыки вычисления объема параллелепипеда, куба. Экспериментально выводят формулу для вычисления объема цилиндра. Определяют зависимость между объемом цилиндра и конуса. Учащиеся учатся видеть знакомые им геометрические тела в реальной жизни, на фотографиях и репродукциях картин. Создают творческие проекты, работая над которыми используют ИКТ.

Тема 9. Окружность. В ходе изучения этого раздела дается определение окружности и круга, повторяются их элементы, выясняются свойства окружности. Учащиеся учатся вычерчивать окружность от руки, делить ее на части. Вводится понятия шар и сфера. Показывается связь этих геометрических тел с предметами окружающего мира. Экспериментально вычисляется объем шара. Опытным путем учащиеся находят длину окружности. Работают с формулами длины окружности и площади круга, изученными на уроках математики.

Тема 10. Координаты. Замечательные кривые. В ходе изучения этой темы учащиеся знакомятся с координатами на плоскости и в пространстве, полярными координатами. Узнают о существовании замечательных кривых (эллипс, гипербола, парабола, спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоида). Учатся копировать их на миллиметровой бумаге по заданному образцу.

Тема 11. Симметрия и зеркальное отражение. С понятиями осевая и центральная симметрии учащиеся знакомы из курса математики. При изучении этого раздела они получают знания о других видах симметрии: поворотной, переносной, скользящей, зеркальной. Выявляют, какие виды симметрий встречаются в живой природе, в человеческом творчестве: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке, литературе. Знакомятся с двумя видами искусства – рисование бордюра и составление орнамента. В ходе изучения курса учащиеся решают различные геометрические задачи и головоломки, играют в игры «Остров сокровищ» и «Морской бой». Знакомятся с древним японским искусством ОРИГАМИ, учатся способу прохождения лабиринтов и составлению зашифрованных записок.

Литература.

Для учащихся:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Математика: наглад. геометрия: учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений /[В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др.]. –М.: Просвещение, 2009. –175с.

  3. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. –М.: Просвещение, 2009.

  4. Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике. 6 класс. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. 120с.

  5. Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике (часть 1). 5 класс. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. 80с.

  6. Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике (часть 2). 5 класс. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2007. 128с.






Для учителя:

  1. Шарыгин И.Ф. Геометрия 7–9, 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи. Учебное пособие 7–11 класс. –М.: Мнемозина, 2009.

  3. Математика в школе, №7-2006, с. 40. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия V-VI.

Интернет ресурсы:

  1. www.festival.1september.ru

  2. http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php

  3. http://potehechas.ru/zadachi/zadachi.shtml,

  4. геометрические программы http://school-collection.edu.ru

  5. задачи на построение циркулем и линейкой http://fcior.edu.ru/

Технические средства обучения:

  1. Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска.







Практические работы учащихся по курсу Наглядная геометрия в 5-6 классах Учитель Комарова О.В..rar Скачать
Программа углубления и календарно-тематическое планирование в 5-6 классах по курсу Наглядная геометрия Учитель Комарова О.В...rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос