Патриотическое воспитание и становление личности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования детей
Краткое описание
Сегодня самое главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность. Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны.
Описание
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
А.Н.Толстой
Сегодня самое главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность. Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны.
Всего 67 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Но нынешнее поколение воспринимает это событие несколько отстраненно. Сегодня ребята растеряны, так как не могут найти ответы на многие вопросы, возникающие в ходе истории. Родителям порою некогда объяснять им многие факты. Историки, пытаясь отыскать правду истории, вносят смуту в умы не только детей, но и многих взрослых. Что уже говорить о телевидении, прессе, социальной сети Интернет…. И в этих условиях деятельность образовательных учреждений должна способствовать формированию уважения к истории своей страны. Задача каждого образовательного учреждения заключается в развитии духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделенность и неразрывность с Отечеством.
В школах реализация данной задачи ведется через содержание учебных дисциплин: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства и др. На них ребята получают базовые, целостные знания по истории Великой Отечественной войны, ее героях, героических поступках и великих событиях той эпохи.
В системе дополнительного образования формирование гражданско-патриотической позициирассматривается как одна из приоритетных задач и проходит «красной нитью» в реализации программ любой направленности. При этом работа творческих объединений направлена на практическую деятельность, в которой от дела к делу, от поступка к поступку ребята приобретают не только навыки определенной деятельности, но и компетенции гражданственности.
Художественно-эстетическое направление через музыкальную, танцевальную и театральную деятельность формируют чувства и эмоции своих воспитанников. Ведь чтобы исполнить песни военных лет ребенок должен представить себе авторский замысел, знать эпоху, разбираться в событиях и, наконец, уметь чувствовать в стихах одновременно боль и горечь, счастье и радость за свой народ.
Физкультурно-спортивная направленность способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию силы, ловкости, выносливости, стойкости и дисциплинированности. А сколько восторга вызывает у нынешних мальчишек военно-спортивная игра «Зарница» или «Школа выживания».
Ребята из творческих объединений декоративно-прикладной направленности организуют выставки рисунков и плакатов по военной тематике, делают подарки для ветеранов в виде кисетов, изделий из дерева, поздравительных открыток и многое другое. В результате у каждого возникает личностно-значимое отношение и к историческому событию и к своей деятельности в рамках общего дела.
Программы военно-патриотической направленности реализуются через многообразные виды деятельности: от ознакомительно-поисковой до проектно — исследовательской. Ребята в творческих объединениях получают опыт работы по мере взросления от «малых дел» до «больших поступков», от изучения теории переходят к активной социальной деятельности. Так ребята из творческого объединения «Патриот» начали изучать историю названия улиц, на которых они живут. В результате стартовала акция «Их имена живут в названьях улиц», в которой приняли участие родители, педагоги, сами ребята и жители улиц. За небольшой промежуток времени была проделана огромная работа по сбору материала о тех героях, в честь которых названы улицы, оформлены тематические папки, изготовлены памятные доски. На заключительном этапе проведено торжественное мероприятие, где и были вручены памятные доски председателям уличных комитетов, с изображением портрета и краткой биографией героя. Эта акция внесла большую лепту в нужное и важное дело – сохранение истории своего города, а значит воспитание патриотов своей Родины.
Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит школьному музею боевой и трудовой славы. В музее проходят дни Воинской славы, тематические вечера, экскурсии для детей, их родителей и жителей микрорайона. Среди наиболее распространенных и действенных средств воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма важное место занимает проведение Уроков Мужества. Онисодействуют развитию духовности и укреплению моральных основ общества, воспитанию нравственных ценностей.
Хочется отметить одну очень важную деталь. При подготовке общего мероприятия очень ценное значение имеет активная позиция всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, детей, родителей, общественности. Огромное значение при проведении таких мероприятий имеет присутствие в зале ветеранов. Когда дети видят слезы на их глазах, слышат слова благодарности, именно тогда у детей возникает чувство удовлетворенности от собственного труда, ощущения сопричастности к подвигу своего народа.
Таким образом, формирование чувства патриотизма и гражданской позиции у молодого поколения наиболее эффективно в рамках системного подхода к этой проблеме. Когда на основе достоверных знаний и ценностных установок личностное отношение формируется от простого поступка к большому делу. А ребенок испытывает необходимость в активной гражданской социальной деятельности, потому что жить иначе уже не может. Также в системе дополнительного образования формирование гражданско-патриотической позиции рассматривается как одна из приоритетных задач и реализуются в программах любой направленности.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
А.Н.Толстой
Сегодня самое главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность. Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны.
Всего 67 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Но нынешнее поколение воспринимает это событие несколько отстраненно. Сегодня ребята растеряны, так как не могут найти ответы на многие вопросы, возникающие в ходе истории. Родителям порою некогда объяснять им многие факты. Историки, пытаясь отыскать правду истории, вносят смуту в умы не только детей, но и многих взрослых. Что уже говорить о телевидении, прессе, социальной сети Интернет…. И в этих условиях деятельность образовательных учреждений должна способствовать формированию уважения к истории своей страны. Задача каждого образовательного учреждения заключается в развитии духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделенность и неразрывность с Отечеством.
В школах реализация данной задачи ведется через содержание учебных дисциплин: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства и др. На них ребята получают базовые, целостные знания по истории Великой Отечественной войны, ее героях, героических поступках и великих событиях той эпохи.
В системе дополнительного образования формирование гражданско-патриотической позициирассматривается как одна из приоритетных задач и проходит «красной нитью» в реализации программ любой направленности. При этом работа творческих объединений направлена на практическую деятельность, в которой от дела к делу, от поступка к поступку ребята приобретают не только навыки определенной деятельности, но и компетенции гражданственности.
Художественно-эстетическое направление через музыкальную, танцевальную и театральную деятельность формируют чувства и эмоции своих воспитанников. Ведь чтобы исполнить песни военных лет ребенок должен представить себе авторский замысел, знать эпоху, разбираться в событиях и, наконец, уметь чувствовать в стихах одновременно боль и горечь, счастье и радость за свой народ.
Физкультурно-спортивная направленность способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию силы, ловкости, выносливости, стойкости и дисциплинированности. А сколько восторга вызывает у нынешних мальчишек военно-спортивная игра «Зарница» или «Школа выживания».
Ребята из творческих объединений декоративно-прикладной направленности организуют выставки рисунков и плакатов по военной тематике, делают подарки для ветеранов в виде кисетов, изделий из дерева, поздравительных открыток и многое другое. В результате у каждого возникает личностно-значимое отношение и к историческому событию и к своей деятельности в рамках общего дела.
Программы военно-патриотической направленности реализуются через многообразные виды деятельности: от ознакомительно-поисковой до проектно — исследовательской. Ребята в творческих объединениях получают опыт работы по мере взросления от «малых дел» до «больших поступков», от изучения теории переходят к активной социальной деятельности. Так ребята из творческого объединения «Патриот» начали изучать историю названия улиц, на которых они живут. В результате стартовала акция «Их имена живут в названьях улиц», в которой приняли участие родители, педагоги, сами ребята и жители улиц. За небольшой промежуток времени была проделана огромная работа по сбору материала о тех героях, в честь которых названы улицы, оформлены тематические папки, изготовлены памятные доски. На заключительном этапе проведено торжественное мероприятие, где и были вручены памятные доски председателям уличных комитетов, с изображением портрета и краткой биографией героя. Эта акция внесла большую лепту в нужное и важное дело – сохранение истории своего города, а значит воспитание патриотов своей Родины.
Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит школьному музею боевой и трудовой славы. В музее проходят дни Воинской славы, тематические вечера, экскурсии для детей, их родителей и жителей микрорайона. Среди наиболее распространенных и действенных средств воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма важное место занимает проведение Уроков Мужества. Онисодействуют развитию духовности и укреплению моральных основ общества, воспитанию нравственных ценностей.
Хочется отметить одну очень важную деталь. При подготовке общего мероприятия очень ценное значение имеет активная позиция всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, детей, родителей, общественности. Огромное значение при проведении таких мероприятий имеет присутствие в зале ветеранов. Когда дети видят слезы на их глазах, слышат слова благодарности, именно тогда у детей возникает чувство удовлетворенности от собственного труда, ощущения сопричастности к подвигу своего народа.
Таким образом, формирование чувства патриотизма и гражданской позиции у молодого поколения наиболее эффективно в рамках системного подхода к этой проблеме. Когда на основе достоверных знаний и ценностных установок личностное отношение формируется от простого поступка к большому делу. А ребенок испытывает необходимость в активной гражданской социальной деятельности, потому что жить иначе уже не может. Также в системе дополнительного образования формирование гражданско-патриотической позиции рассматривается как одна из приоритетных задач и реализуются в программах любой направленности.
01 февраля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар "Особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС