В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа элективного курса "История религий" (9 класс)

Программа элективного курса "История религий" (9 класс)

Людмила Чебанова
Тип материала: Программа
просмотров: 7022
Краткое описание
Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе.
Описание

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ Программа элективного курса «История религий» Программа составлена учителем истории первой квалификационной категории МОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ Чебановой Людмилой Александровной Чистополь, 2012 г. Пояснительная записка Курс «История религий» носит общеобразовательный, светский характер. Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни. Элективный курс составлен на основании рекомендательного письма МО и Н РТ от 25.06.2010 г. № 5378/10 «О преподавании предмета «История религий»». В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Республики Татарстан в настоящее время функционируют множество конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект. Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение. Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе. Задачи курса: 1) Развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников; 2) Развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности; 3) Развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся; 4) Развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса; 5) Создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту. Изучение школьниками элективного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности. Познавательная компетентность: — способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте; — учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления; — учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности. Информационная компетентность: — умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач; — умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; — умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов. Гражданская компетентность: — умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей; — умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах; — умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям; — способность к самоидентификации. Социальная (социально – коммуникативная) компетентность: — способность работать в команде; — способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении; — способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем; — умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности. Ведущие формы и методы организации учебных занятий: — лекции с последующими дискуссиями; — эвристические беседы; — защита рефератов, проектов (презентаций). Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Основные формы отчетности (измерители обученности): — тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе); — творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.) — выступления во время дискуссий, лекций; — результаты решения тестов. Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта (реферата, презентации) подготовленного учеником по конкретной теме. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что указывает на способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала. Тематическое планирование курса:
Тема Кол – во часов
1 1 Введение. Понятие религии. 1 ч
2-3 1-2 Тема I. Религиозные представления древнего мира. 2 ч
4-6 1-3 Тема II. Национально-государственные религии. 3 ч
7-12 1-6 Тема III. Мировые религии. 6 ч
13-16 1-4 Тема IV. Религия и современность. 4 ч
17 1 Итоговый урок. 1 ч
Содержание элективного курса Введение. Возникновение религии. Элементы и структура религии. Религиозное сознание, его специфика. Понятие вероучения. Религиозная идеология и религиозная психология – два уровня религиозного сознания, их взаимосвязь. Религиозный культ. Специфика религиозно-культурной практики. Проблема классификации религий. Критерии и модели классификации. Современная типология: родоплеменные, национально-государственные, мировые, их специфические черты и особенности. Понятие государственной религии. Тема I. Религиозные представления древнего мира. Возникновение религиозных представлений у первобытных людей. Роль археологии, этнографии, антропологии, палеонтологии в решении вопроса о возникновении религии. Общие закономерности религиозного мышления на стадии родоплеменного строя. Основные характеристики и формы родоплеменного типа: фетишизм, тотемизм, анимизма, магия, культ предков, культ вождей, культ природы, зоолатрия, фитолатрия, жертвоприношение, магия, гадание, шаманство, камлание. Проявление элементов архаичных религиозных верований и культов в религиях последующих периодов и бытовом сознании. Религия Древнего Египта. Основные черты и особенности древнеегипетской религии. Историческое развитие древнеегипетской религии. Культ живой и неживой природы. Культ фараона. Обожествление реки Нил. Главные божества Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона и концепция единого божества. Культ предков и учение о загробном воздаянии. Идея страшного суда. Суд Осириса. Ритуально-магическая практика мумификации. Роль жречества в древнеегипетском обществе. Древнеегипетские храмы. Религии античного мира.Своеобразие религиозной культуры античности. Древнегреческая религия. Религиозные представления Крито-микенской эпохи. Формирование Олимпийского пантеона. Классическая религия Древней Греции. Космогонические мифы. Мифологема судьбы в древнегреческом культе. Культ героев. Полисные культы. Роль жрецов в древнегреческих полисах. Общегреческие святыни. Общегреческие игры и их связь с религией. Древнегреческие храмы. Древнеримская религия.Происхождение религиозных представлений у древних римлян. Верования этрусков. Складывание традиционного пантеона. Становление культа императора. Римская религия эпохи первых веков империи. Жрецы в Древнем Риме. Обрядность, общественные зрелища и религия. Влияние древнегреческой религии на римскую. Восточные культы в Римской державе. «Римский миф» и его роль в идеологии эпохи империи. Римские храмы Тема II. Национально – государственные религии. Индуизм. Формирование индуизма. Индуистская религиозная литература. Основные боги, формы их почитания. Учение об аватарах. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Культ святых отшельников. Поклонение реке Ганг. Храмовое строительство. Индуизм и буддизм. Индуизм и ислам. Индуизм в современной Индии и его влияние на духовную культуру западных стран. Философские школы индуизма. Современный индуизм. Синтоизм.Синто – традиционная религия Японии. Происхождение и основные догматы синтоизма. Священное синтоистские тексты – «Кодзики», «Нихонги». Культ Аматэрасу. Почитание предков. Эволюция синто. Культ императора. Праздники синто. Храмовые комплексы. Храмовый и домашний синтоизм. Синтоизм и буддизм. Синтоизм в современной Японии. Конфуцианство.Особенности системы верований и культов в древнем Китае. Философско-этическое учение Конфуция. Почитание неба. Идеи «пути», «золотого века», «благородного мужа». Культ императора. Культ семьи. Система образования и воспитания. Социальный идеал. Специфика обрядности. Культ Конфуция. Роль традиций в жизни общества. Эволюция пантеона. Храмы в конфуцианстве. Конфуцианство в современном Китае. Тема III. Мировые религии. Буддизм. Возникновение буддизма: история и предание. Личность Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. «Трипитака» – свод священных текстов буддизма. Четыре «благородные истины» — основы буддийского вероучения. Восьмеричный путь спасения. Пять заповедей. Буддийская трактовка дхармы, кармы, сансары. Понятие нирваны. Этика буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна, их особенности. Ваджраяна. Распространение буддизма в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Буддизм в Китае. Чань-буддизм. Буддизм в Японии. Дзен-буддизм. Проникновение буддизма в Тибет. Ламаизм. Далай-Лама. Буддизм в современном мире. Иудаизм.Источники по изучению иудаизма. Возникновение древнееврейских верований и трансформация иудаизма из политеистической в монотеистическую религию. Основные этапы развития иудаизма. Иудаизм в период израильско-иудейского царства. Мессианство. Комплекс священных книг. Ветхий Завет Библии, его составные части. Тора. Танах. Талмуд. Особенности вероучения и культа. Идеи мессии, загробной жизни, предопределённости, завета, богоизбранности евреев. Начало периода диаспоры. Современные религиозные течения в иудаизме. Христианство.Источники по истории раннего христианства: нехристианские и христианские письменные источники. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Общественно-исторические причины возникновения и идейные предпосылки христианства. Личность Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Раннее христианство и иудаизм. Первые христианские общины. Формы культа. Начало церковной организации, первые репрессии против христиан. Формирование христианской церкви. Духовенствои миряне. Иерархия духовенства (высшие и низшие чины). Разработка христианского учения. Апологетика. Патристика. Отцы церкви. Деятельность Вселенских соборов. Никейский символ веры. Понятие Священного предания. Христианский культ. Таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, брака, священства и елеосвящения. Культ икон, святых, реликвий, мощей, святых мест. Посты и праздники христианства. Этика христианства. Смысл и идеал жизни христианина. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Синтез в христианстве религиозных и общечеловеческих норм нравственности. Раскол христианства <metricconverter productid=«1054 г» w:st=«on»>1054 г. Православие как восточная ветвь христианства. Организация православия. Автокефалии и автономии. Основы православного вероучения и культа. Монашество. Праздники и посты. Современное состояние православия. Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской православной церкви. Основные исторические этапы её развития. Католицизм как западная ветвь христианства. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Особенности вероучения и культа. Монашеские ордена. Инквизиция. Контрреформация. Католицизм в современном мире. Протестантизм. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Реформационное движение в Европе XVIв. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина. Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация авторитета Библии, всеобщее священство. Основные формы классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, их доктринальные, культовые и организационные особенности. Пуританизм. Поздний протестантизм – баптизм, пятидесятничество, адвентизм. Ислам. Исторические условия и предпосылки возникновения ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Халифы и Халифат. Источники и основы вероучения ислама. Коран – «книга книг» мусульман. Сунна – священное предание ислама. Основная догматика. Аллах и его посланник. Идея несотворённости Корана. Идея покорности. Предопределение. Загробный мир мусульман. Страшный суд. Ангелы и демоны. Обряды и предписания мусульман. Шариат. Пять «столпов веры» – шахада, намаз, саум, хаджж, закят. Понятие джихада. Праздники и посты. Святые места. Основные направление ислама: суннизм и шиизм, их особенности. Суфизм. Ислам в современном мире. Исламские государства. Конфессиональная история России. Христианизация восточных славян. Религия и церковь России в советский период. Религиозное возрождение в постсоветский период. Конфессиональная структура современной России. Тема IV. Религия и современность. Новые религиозные объединения. Феномен новых религиозных объединений – неокультов. Причины и условия возникновения. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические признаки: авторитарность, проповедь религиозной исключительности и группового эгоизма, нетерпимость к инакомыслящим, негативизм в отношении традиционной культуры. Молодёжь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов. Наука и религия. Теории происхождения мира. Церковь в современном мире. Место религии в обществе. Основные социальные функции религии: компенсационная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интеграционная, культуротворческая. Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Общечеловеческие ценности – сфера соприкосновения религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России.
Этнорелигиозные конфликты и их последствия. Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом. При успешной реализации курса учащиеся должны знать: — сущность и элементы религии; — ранние формы религии, их проявление у народов мира; — государственные религии и их влияние на складывание мировых; — современную религиозную обстановку в мире, России, Республике Татарстан. При успешной реализации курса учащиеся должны уметь: — применять полученную информацию на уроках обществознания, литературы, права, литературы; — правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий; Учебно-тематическое планирование курса
Тема Тип занятия Форма работы учащихся Домашнее задание
1. Введение. Понятие религии. Классификация религий. лекция конспектирование
Тема I. Религиозные представления древнего мира.
2. Ранние формы религии. лекция, дискуссия работа с учебником «Обществознание» 9 класс, стр. 153 составить словарь терминов по курсу
3. Религия древнего Рима, Греции. лекция конспектирование
Тема II. Национально – государственные религии.
4. Индуизм. лекция конспектирование работа с источниками
5. Синтоизм. лекция конспектирование
6. Конфуцианство. лекция конспектирование
Тема III. Мировые религии.
7. Буддизм. лекция конспектирование, презентация подготовка презентаций по темам
8. Христианство. Православие. лекция, беседа конспектирование, презентация
9. Католичество. лекция конспектирование, презентация
10. Ислам. лекция, беседа конспектирование, презентация
11. Иудаизм. лекция конспектирование, презентация
12. Конфессиональная история России. лекция беседа конспектирование, работа с картой работа с ресурсами Интернет
Тема IV. Религия и современность.
13. Новые религиозные объединения. лекция, беседа конспектирование, работа с периодической печатью работа с периодической печатью
14. Наука и религия. лекция, беседа конспектирование
15. Церковь в современном мире. лекция, беседа работа с периодической печатью эссе по теме
16. Этнорелигиозные конфликты и их последствия. лекция, беседа конспектирование, работа с картой эссе по теме
17. Итоговое занятие. тестирование защита реферата, презентации презентация, реферат
Используемая литература для учителя 1. Буддизм. Словарь, М., 1992. 2. Всеобщая история религий мира. М., 2006. 3. Горелов А. А. История мировых религий: В 7 т. М., 2006. 4. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. 5. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997. 6. История религии./А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. – М.: Центр «Руник», 1991. 7. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан. 8. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси)/Худож. В. Б. тихомиров.-М.: Мол. Гвардия, 1988.- 240 с., ил. 9. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения: Казань: РИЦ «Школа», 2000. 10.  Померанц Г. С., Миркина З. А. Великие религии мира. М., 1991 – 1993. 11. Сальникова. И.В. «Свой» — «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010. 12.  Титов В. Е. Православие. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974. 383 с. 13.  Угринович Д. М. искусство и религия: (теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1983. – 288 с., ил. Используемая литература для учащихся 1. Абу али ал –Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: 1993. 96 с. 2. Библия для детей. М.: РИО МГПО «Мосгорпечать», 1991. 367 с. 3. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан. 4. Сальникова. И.В. «Свой» — «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010. 5. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997. 6. Истории жизнеописания посланника Аллаха. Книга вторая. М.: ПК «Сантлада», 1992. – 157 с. 7. История религий: Учеб. Пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2007, 400 с. 8. История религии. http://religion.historic.ru Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. Пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999. 9. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002. 10. Сетевые ресурсы по теме http://religion.perm.ru/science/links.htm Ссылки на конфессиональные и религиоведческие ресурсы в сети Интернет.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа элективного курса история религий.doc Скачать

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

Чистопольского муниципального района РТ






Программа элективного курса

«История религий»






Программа составлена учителем истории

первой квалификационной категории

МОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

Чистопольского муниципального района РТ

Чебановой Людмилой Александровной






Чистополь, 2012 г.

Пояснительная записка

Курс «История религий» носит общеобразовательный, светский характер. Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни. Элективный курс составлен на основании рекомендательного письма МО и Н РТ от 25.06.2010 г. № 5378/10 «О преподавании предмета «История религий»». В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Республики Татарстан в настоящее время функционируют множество конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект.

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение.


Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе.


Задачи курса:

1) Развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников;

2) Развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности;

3) Развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся;

4) Развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса;

5) Создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту.


Изучение школьниками элективного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.


Познавательная компетентность:

- способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте;

- учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;

- учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.


Информационная компетентность:

- умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;

- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

- умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.





Гражданская компетентность:

- умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;

- умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;

- умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;

- способность к самоидентификации.


Социальная (социально – коммуникативная) компетентность:

- способность работать в команде;

- способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;

- способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;

- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.


Ведущие формы и методы организации учебных занятий:

- лекции с последующими дискуссиями;

- эвристические беседы;

- защита рефератов, проектов (презентаций).

Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.


Основные формы отчетности (измерители обученности):

- тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);

- творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)

- выступления во время дискуссий, лекций;

- результаты решения тестов.

Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта (реферата, презентации) подготовленного учеником по конкретной теме.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что указывает на способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала.

Тематическое планирование курса:

Тема

Кол – во часов

1

1

Введение. Понятие религии.

1 ч

2-3

1-2

Тема I. Религиозные представления древнего мира.

2 ч

4-6

1-3

Тема II. Национально-государственные религии.

3 ч

7-12

1-6

Тема III. Мировые религии.

6 ч

13-16

1-4

Тема IV. Религия и современность.

4 ч

17

1

Итоговый урок.

1 ч


Содержание элективного курса

Введение.

Возникновение религии. Элементы и структура религии. Религиозное сознание, его специфика. Понятие вероучения. Религиозная идеология и религиозная психология – два уровня религиозного сознания, их взаимосвязь. Религиозный культ. Специфика религиозно-культурной практики. Проблема классификации религий. Критерии и модели классификации. Современная типология: родоплеменные, национально-государственные, мировые, их специфические черты и особенности. Понятие государственной религии.

Тема I. Религиозные представления древнего мира.

Возникновение религиозных представлений у первобытных людей. Роль археологии, этнографии, антропологии, палеонтологии в решении вопроса о возникновении религии. Общие закономерности религиозного мышления на стадии родоплеменного строя. Основные характеристики и формы родоплеменного типа: фетишизм, тотемизм, анимизма, магия, культ предков, культ вождей, культ природы, зоолатрия, фитолатрия, жертвоприношение, магия, гадание, шаманство, камлание. Проявление элементов архаичных религиозных верований и культов в религиях последующих периодов и бытовом сознании.

Религия Древнего Египта. Основные черты и особенности древнеегипетской религии. Историческое развитие древнеегипетской религии. Культ живой и неживой природы. Культ фараона. Обожествление реки Нил. Главные божества Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона и концепция единого божества. Культ предков и учение о загробном воздаянии. Идея страшного суда. Суд Осириса. Ритуально-магическая практика мумификации. Роль жречества в древнеегипетском обществе. Древнеегипетские храмы.

Религии античного мира. Своеобразие религиозной культуры античности. Древнегреческая религия. Религиозные представления Крито-микенской эпохи. Формирование Олимпийского пантеона. Классическая религия Древней Греции. Космогонические мифы. Мифологема судьбы в древнегреческом культе. Культ героев. Полисные культы. Роль жрецов в древнегреческих полисах. Общегреческие святыни. Общегреческие игры и их связь с религией. Древнегреческие храмы.

Древнеримская религия. Происхождение религиозных представлений у древних римлян. Верования этрусков. Складывание традиционного пантеона. Становление культа императора. Римская религия эпохи первых веков империи. Жрецы в Древнем Риме. Обрядность, общественные зрелища и религия. Влияние древнегреческой религии на римскую. Восточные культы в Римской державе. «Римский миф» и его роль в идеологии эпохи империи. Римские храмы

Тема II. Национально – государственные религии.

Индуизм. Формирование индуизма. Индуистская религиозная литература. Основные боги, формы их почитания. Учение об аватарах. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Культ святых отшельников. Поклонение реке Ганг. Храмовое строительство. Индуизм и буддизм. Индуизм и ислам. Индуизм в современной Индии и его влияние на духовную культуру западных стран. Философские школы индуизма. Современный индуизм.

Синтоизм. Синто – традиционная религия Японии. Происхождение и основные догматы синтоизма. Священное синтоистские тексты – «Кодзики», «Нихонги». Культ Аматэрасу. Почитание предков. Эволюция синто. Культ императора. Праздники синто. Храмовые комплексы. Храмовый и домашний синтоизм. Синтоизм и буддизм. Синтоизм в современной Японии.

Конфуцианство. Особенности системы верований и культов в древнем Китае. Философско-этическое учение Конфуция. Почитание неба. Идеи «пути», «золотого века», «благородного мужа». Культ императора. Культ семьи. Система образования и воспитания. Социальный идеал. Специфика обрядности. Культ Конфуция. Роль традиций в жизни общества. Эволюция пантеона. Храмы в конфуцианстве. Конфуцианство в современном Китае.

Тема III. Мировые религии.

Буддизм. Возникновение буддизма: история и предание. Личность Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. «Трипитака» – свод священных текстов буддизма. Четыре «благородные истины» - основы буддийского вероучения. Восьмеричный путь спасения. Пять заповедей. Буддийская трактовка дхармы, кармы, сансары. Понятие нирваны. Этика буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна, их особенности. Ваджраяна. Распространение буддизма в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Буддизм в Китае. Чань-буддизм. Буддизм в Японии. Дзен-буддизм. Проникновение буддизма в Тибет. Ламаизм. Далай-Лама.

Буддизм в современном мире.

Иудаизм. Источники по изучению иудаизма. Возникновение древнееврейских верований и трансформация иудаизма из политеистической в монотеистическую религию. Основные этапы развития иудаизма. Иудаизм в период израильско-иудейского царства. Мессианство. Комплекс священных книг. Ветхий Завет Библии, его составные части. Тора. Танах. Талмуд. Особенности вероучения и культа. Идеи мессии, загробной жизни, предопределённости, завета, богоизбранности евреев. Начало периода диаспоры. Современные религиозные течения в иудаизме.

Христианство. Источники по истории раннего христианства: нехристианские и христианские письменные источники. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Общественно-исторические причины возникновения и идейные предпосылки христианства. Личность Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Раннее христианство и иудаизм. Первые христианские общины. Формы культа. Начало церковной организации, первые репрессии против христиан.

Формирование христианской церкви. Духовенство и миряне. Иерархия духовенства (высшие и низшие чины). Разработка христианского учения. Апологетика. Патристика. Отцы церкви. Деятельность Вселенских соборов. Никейский символ веры. Понятие Священного предания. Христианский культ. Таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, брака, священства и елеосвящения. Культ икон, святых, реликвий, мощей, святых мест. Посты и праздники христианства.

Этика христианства. Смысл и идеал жизни христианина. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Синтез в христианстве религиозных и общечеловеческих норм нравственности.

Раскол христианства 1054 г. Православие как восточная ветвь христианства. Организация православия. Автокефалии и автономии. Основы православного вероучения и культа. Монашество. Праздники и посты. Современное состояние православия.

Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской православной церкви. Основные исторические этапы её развития.

Католицизм как западная ветвь христианства. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Особенности вероучения и культа. Монашеские ордена. Инквизиция. Контрреформация. Католицизм в современном мире.

Протестантизм. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Реформационное движение в Европе XVI в. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина. Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация авторитета Библии, всеобщее священство. Основные формы классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, их доктринальные, культовые и организационные особенности. Пуританизм.

Поздний протестантизм – баптизм, пятидесятничество, адвентизм.

Ислам. Исторические условия и предпосылки возникновения ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Халифы и Халифат. Источники и основы вероучения ислама. Коран – «книга книг» мусульман. Сунна – священное предание ислама. Основная догматика. Аллах и его посланник. Идея несотворённости Корана. Идея покорности. Предопределение. Загробный мир мусульман. Страшный суд. Ангелы и демоны. Обряды и предписания мусульман. Шариат. Пять «столпов веры» – шахада, намаз, саум, хаджж, закят. Понятие джихада. Праздники и посты. Святые места. Основные направление ислама: суннизм и шиизм, их особенности. Суфизм. Ислам в современном мире. Исламские государства.

Конфессиональная история России. Христианизация восточных славян. Религия и церковь России в советский период. Религиозное возрождение в постсоветский период. Конфессиональная структура современной России.

Тема IV. Религия и современность.

Новые религиозные объединения.

Феномен новых религиозных объединений – неокультов. Причины и условия возникновения. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические признаки: авторитарность, проповедь религиозной исключительности и группового эгоизма, нетерпимость к инакомыслящим, негативизм в отношении традиционной культуры. Молодёжь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов.

Наука и религия. Теории происхождения мира.

Церковь в современном мире.

Место религии в обществе. Основные социальные функции религии: компенсационная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интеграционная, культуротворческая. Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Общечеловеческие ценности – сфера соприкосновения религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России.

Этнорелигиозные конфликты и их последствия.

Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

При успешной реализации курса учащиеся должны знать:

- сущность и элементы религии;

- ранние формы религии, их проявление у народов мира;

- государственные религии и их влияние на складывание мировых;

- современную религиозную обстановку в мире, России, Республике Татарстан.


При успешной реализации курса учащиеся должны уметь:

- применять полученную информацию на уроках обществознания, литературы, права, литературы;

- правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий;


Учебно-тематическое планирование курса

Тема

Тип занятия

Форма работы учащихся

Домашнее

задание

1.

Введение. Понятие религии. Классификация религий.

лекция

конспектирование


Тема I. Религиозные представления древнего мира.


2.

Ранние формы религии.

лекция, дискуссия

работа с учебником «Обществознание» 9 класс, стр. 153

составить словарь терминов по курсу

3.

Религия древнего Рима, Греции.

лекция

конспектирование


Тема II. Национально – государственные религии.


4.

Индуизм.

лекция

конспектирование

работа с источниками

5.

Синтоизм.

лекция

конспектирование

6.

Конфуцианство.

лекция

конспектирование

Тема III. Мировые религии.


7.

Буддизм.

лекция

конспектирование, презентация

подготовка презентаций по темам

8.

Христианство. Православие.

лекция, беседа

конспектирование, презентация

9.

Католичество.

лекция

конспектирование, презентация

10.

Ислам.

лекция, беседа

конспектирование, презентация

11.

Иудаизм.

лекция

конспектирование, презентация

12.

Конфессиональная история России.

лекция

беседа

конспектирование, работа с картой

работа с ресурсами Интернет

Тема IV. Религия и современность.


13.

Новые религиозные объединения.

лекция, беседа

конспектирование, работа с периодической печатью

работа с периодической печатью

14.

Наука и религия.

лекция, беседа

конспектирование


15.

Церковь в современном мире.

лекция, беседа

работа с периодической печатью

эссе по теме

16.

Этнорелигиозные конфликты и их последствия.

лекция, беседа

конспектирование, работа с картой

эссе по теме

17.

Итоговое занятие.

тестирование

защита реферата, презентации

презентация, реферат


















Используемая литература для учителя

  1. Буддизм. Словарь, М., 1992.

  2. Всеобщая история религий мира. М., 2006.

  3. Горелов А. А. История мировых религий: В 7 т. М., 2006.

  4. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

  5. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.

  6. История религии./А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. – М.: Центр «Руник», 1991.

  7. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан.

  8. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси)/Худож. В. Б. тихомиров.-М.: Мол. Гвардия, 1988.- 240 с., ил.

  9. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения: Казань: РИЦ «Школа», 2000.

  10. Померанц Г. С., Миркина З. А. Великие религии мира. М., 1991 – 1993.

  11. Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010.

  12. Титов В. Е. Православие. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974. 383 с.

  13. Угринович Д. М. искусство и религия: (теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1983. – 288 с., ил.








Используемая литература для учащихся

  1. Абу али ал –Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: 1993. 96 с.

  2. Библия для детей. М.: РИО МГПО «Мосгорпечать», 1991. 367 с.

  3. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан.

  4. Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010.

  5. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.

  6. Истории жизнеописания посланника Аллаха. Книга вторая. М.: ПК «Сантлада», 1992. – 157 с.

  7. История религий: Учеб. Пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007, 400 с.

  8. История религии. http://religion.historic.ru Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. Пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999.

  9. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002.


Сетевые ресурсы по теме

http://religion.perm.ru/science/links.htm Ссылки на конфессиональные и религиоведческие ресурсы в сети Интернет.

программа элективного курса история религий.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос