Программа элективного курса "История религий" (9 класс)
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ Программа элективного курса «История религий» Программа составлена учителем истории первой квалификационной категории МОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ Чебановой Людмилой Александровной Чистополь, 2012 г. Пояснительная записка Курс «История религий» носит общеобразовательный, светский характер. Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни. Элективный курс составлен на основании рекомендательного письма МО и Н РТ от 25.06.2010 г. № 5378/10 «О преподавании предмета «История религий»». В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Республики Татарстан в настоящее время функционируют множество конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект. Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение. Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе. Задачи курса: 1) Развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников; 2) Развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности; 3) Развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся; 4) Развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса; 5) Создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту. Изучение школьниками элективного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности. Познавательная компетентность: — способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте; — учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления; — учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности. Информационная компетентность: — умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач; — умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; — умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов. Гражданская компетентность: — умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей; — умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах; — умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям; — способность к самоидентификации. Социальная (социально – коммуникативная) компетентность: — способность работать в команде; — способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении; — способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем; — умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности. Ведущие формы и методы организации учебных занятий: — лекции с последующими дискуссиями; — эвристические беседы; — защита рефератов, проектов (презентаций). Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Основные формы отчетности (измерители обученности): — тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе); — творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.) — выступления во время дискуссий, лекций; — результаты решения тестов. Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта (реферата, презентации) подготовленного учеником по конкретной теме. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что указывает на способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала. Тематическое планирование курса:
№ | № | Тема | Кол – во часов |
1 | 1 | Введение. Понятие религии. | 1 ч |
2-3 | 1-2 | Тема I. Религиозные представления древнего мира. | 2 ч |
4-6 | 1-3 | Тема II. Национально-государственные религии. | 3 ч |
7-12 | 1-6 | Тема III. Мировые религии. | 6 ч |
13-16 | 1-4 | Тема IV. Религия и современность. | 4 ч |
17 | 1 | Итоговый урок. | 1 ч |
Этнорелигиозные конфликты и их последствия. Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом. При успешной реализации курса учащиеся должны знать: — сущность и элементы религии; — ранние формы религии, их проявление у народов мира; — государственные религии и их влияние на складывание мировых; — современную религиозную обстановку в мире, России, Республике Татарстан. При успешной реализации курса учащиеся должны уметь: — применять полученную информацию на уроках обществознания, литературы, права, литературы; — правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий; Учебно-тематическое планирование курса
№ | Тема | Тип занятия | Форма работы учащихся | Домашнее задание | |
1. | Введение. Понятие религии. Классификация религий. | лекция | конспектирование | ||
Тема I. Религиозные представления древнего мира. | |||||
2. | Ранние формы религии. | лекция, дискуссия | работа с учебником «Обществознание» 9 класс, стр. 153 | составить словарь терминов по курсу | |
3. | Религия древнего Рима, Греции. | лекция | конспектирование | ||
Тема II. Национально – государственные религии. | |||||
4. | Индуизм. | лекция | конспектирование | работа с источниками | |
5. | Синтоизм. | лекция | конспектирование | ||
6. | Конфуцианство. | лекция | конспектирование | ||
Тема III. Мировые религии. | |||||
7. | Буддизм. | лекция | конспектирование, презентация | подготовка презентаций по темам | |
8. | Христианство. Православие. | лекция, беседа | конспектирование, презентация | ||
9. | Католичество. | лекция | конспектирование, презентация | ||
10. | Ислам. | лекция, беседа | конспектирование, презентация | ||
11. | Иудаизм. | лекция | конспектирование, презентация | ||
12. | Конфессиональная история России. | лекция беседа | конспектирование, работа с картой | работа с ресурсами Интернет | |
Тема IV. Религия и современность. | |||||
13. | Новые религиозные объединения. | лекция, беседа | конспектирование, работа с периодической печатью | работа с периодической печатью | |
14. | Наука и религия. | лекция, беседа | конспектирование | ||
15. | Церковь в современном мире. | лекция, беседа | работа с периодической печатью | эссе по теме | |
16. | Этнорелигиозные конфликты и их последствия. | лекция, беседа | конспектирование, работа с картой | эссе по теме | |
17. | Итоговое занятие. | тестирование | защита реферата, презентации | презентация, реферат | |
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6»
Чистопольского муниципального района РТ
Программа элективного курса
«История религий»
Программа составлена учителем истории
первой квалификационной категории
МОУ «Основная общеобразовательная школа №6»
Чистопольского муниципального района РТ
Чебановой Людмилой Александровной
Чистополь, 2012 г.
Пояснительная записка
Курс «История религий» носит общеобразовательный, светский характер. Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни. Элективный курс составлен на основании рекомендательного письма МО и Н РТ от 25.06.2010 г. № 5378/10 «О преподавании предмета «История религий»». В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Республики Татарстан в настоящее время функционируют множество конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект.
Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение.
Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе.
Задачи курса:
1) Развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников;
2) Развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности;
3) Развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся;
4) Развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса;
5) Создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту.
Изучение школьниками элективного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.
Познавательная компетентность:
- способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте;
- учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;
- учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.
Информационная компетентность:
- умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;
- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
- умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.
Гражданская компетентность:
- умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;
- умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;
- умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;
- способность к самоидентификации.
Социальная (социально – коммуникативная) компетентность:
- способность работать в команде;
- способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;
- способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;
- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
Ведущие формы и методы организации учебных занятий:
- лекции с последующими дискуссиями;
- эвристические беседы;
- защита рефератов, проектов (презентаций).
Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Основные формы отчетности (измерители обученности):
- тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
- творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
- выступления во время дискуссий, лекций;
- результаты решения тестов.
Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта (реферата, презентации) подготовленного учеником по конкретной теме.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что указывает на способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала.
Тематическое планирование курса:
№ |
№ |
Тема |
Кол – во часов |
1 |
1 |
Введение. Понятие религии. |
1 ч |
2-3 |
1-2 |
Тема I. Религиозные представления древнего мира. |
2 ч |
4-6 |
1-3 |
Тема II. Национально-государственные религии. |
3 ч |
7-12 |
1-6 |
Тема III. Мировые религии. |
6 ч |
13-16 |
1-4 |
Тема IV. Религия и современность. |
4 ч |
17 |
1 |
Итоговый урок. |
1 ч |
Содержание элективного курса
Введение.
Возникновение религии. Элементы и структура религии. Религиозное сознание, его специфика. Понятие вероучения. Религиозная идеология и религиозная психология – два уровня религиозного сознания, их взаимосвязь. Религиозный культ. Специфика религиозно-культурной практики. Проблема классификации религий. Критерии и модели классификации. Современная типология: родоплеменные, национально-государственные, мировые, их специфические черты и особенности. Понятие государственной религии.
Тема I. Религиозные представления древнего мира.
Возникновение религиозных представлений у первобытных людей. Роль археологии, этнографии, антропологии, палеонтологии в решении вопроса о возникновении религии. Общие закономерности религиозного мышления на стадии родоплеменного строя. Основные характеристики и формы родоплеменного типа: фетишизм, тотемизм, анимизма, магия, культ предков, культ вождей, культ природы, зоолатрия, фитолатрия, жертвоприношение, магия, гадание, шаманство, камлание. Проявление элементов архаичных религиозных верований и культов в религиях последующих периодов и бытовом сознании.
Религия Древнего Египта. Основные черты и особенности древнеегипетской религии. Историческое развитие древнеегипетской религии. Культ живой и неживой природы. Культ фараона. Обожествление реки Нил. Главные божества Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона и концепция единого божества. Культ предков и учение о загробном воздаянии. Идея страшного суда. Суд Осириса. Ритуально-магическая практика мумификации. Роль жречества в древнеегипетском обществе. Древнеегипетские храмы.
Религии античного мира. Своеобразие религиозной культуры античности. Древнегреческая религия. Религиозные представления Крито-микенской эпохи. Формирование Олимпийского пантеона. Классическая религия Древней Греции. Космогонические мифы. Мифологема судьбы в древнегреческом культе. Культ героев. Полисные культы. Роль жрецов в древнегреческих полисах. Общегреческие святыни. Общегреческие игры и их связь с религией. Древнегреческие храмы.
Древнеримская религия. Происхождение религиозных представлений у древних римлян. Верования этрусков. Складывание традиционного пантеона. Становление культа императора. Римская религия эпохи первых веков империи. Жрецы в Древнем Риме. Обрядность, общественные зрелища и религия. Влияние древнегреческой религии на римскую. Восточные культы в Римской державе. «Римский миф» и его роль в идеологии эпохи империи. Римские храмы
Тема II. Национально – государственные религии.
Индуизм. Формирование индуизма. Индуистская религиозная литература. Основные боги, формы их почитания. Учение об аватарах. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Культ святых отшельников. Поклонение реке Ганг. Храмовое строительство. Индуизм и буддизм. Индуизм и ислам. Индуизм в современной Индии и его влияние на духовную культуру западных стран. Философские школы индуизма. Современный индуизм.
Синтоизм. Синто – традиционная религия Японии. Происхождение и основные догматы синтоизма. Священное синтоистские тексты – «Кодзики», «Нихонги». Культ Аматэрасу. Почитание предков. Эволюция синто. Культ императора. Праздники синто. Храмовые комплексы. Храмовый и домашний синтоизм. Синтоизм и буддизм. Синтоизм в современной Японии.
Конфуцианство. Особенности системы верований и культов в древнем Китае. Философско-этическое учение Конфуция. Почитание неба. Идеи «пути», «золотого века», «благородного мужа». Культ императора. Культ семьи. Система образования и воспитания. Социальный идеал. Специфика обрядности. Культ Конфуция. Роль традиций в жизни общества. Эволюция пантеона. Храмы в конфуцианстве. Конфуцианство в современном Китае.
Тема III. Мировые религии.
Буддизм. Возникновение буддизма: история и предание. Личность Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. «Трипитака» – свод священных текстов буддизма. Четыре «благородные истины» - основы буддийского вероучения. Восьмеричный путь спасения. Пять заповедей. Буддийская трактовка дхармы, кармы, сансары. Понятие нирваны. Этика буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна, их особенности. Ваджраяна. Распространение буддизма в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Буддизм в Китае. Чань-буддизм. Буддизм в Японии. Дзен-буддизм. Проникновение буддизма в Тибет. Ламаизм. Далай-Лама.
Буддизм в современном мире.
Иудаизм. Источники по изучению иудаизма. Возникновение древнееврейских верований и трансформация иудаизма из политеистической в монотеистическую религию. Основные этапы развития иудаизма. Иудаизм в период израильско-иудейского царства. Мессианство. Комплекс священных книг. Ветхий Завет Библии, его составные части. Тора. Танах. Талмуд. Особенности вероучения и культа. Идеи мессии, загробной жизни, предопределённости, завета, богоизбранности евреев. Начало периода диаспоры. Современные религиозные течения в иудаизме.
Христианство. Источники по истории раннего христианства: нехристианские и христианские письменные источники. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Общественно-исторические причины возникновения и идейные предпосылки христианства. Личность Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Раннее христианство и иудаизм. Первые христианские общины. Формы культа. Начало церковной организации, первые репрессии против христиан.
Формирование христианской церкви. Духовенство и миряне. Иерархия духовенства (высшие и низшие чины). Разработка христианского учения. Апологетика. Патристика. Отцы церкви. Деятельность Вселенских соборов. Никейский символ веры. Понятие Священного предания. Христианский культ. Таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, брака, священства и елеосвящения. Культ икон, святых, реликвий, мощей, святых мест. Посты и праздники христианства.
Этика христианства. Смысл и идеал жизни христианина. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Синтез в христианстве религиозных и общечеловеческих норм нравственности.
Раскол христианства 1054 г. Православие как восточная ветвь христианства. Организация православия. Автокефалии и автономии. Основы православного вероучения и культа. Монашество. Праздники и посты. Современное состояние православия.
Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской православной церкви. Основные исторические этапы её развития.
Католицизм как западная ветвь христианства. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Особенности вероучения и культа. Монашеские ордена. Инквизиция. Контрреформация. Католицизм в современном мире.
Протестантизм. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Реформационное движение в Европе XVI в. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина. Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация авторитета Библии, всеобщее священство. Основные формы классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, их доктринальные, культовые и организационные особенности. Пуританизм.
Поздний протестантизм – баптизм, пятидесятничество, адвентизм.
Ислам. Исторические условия и предпосылки возникновения ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Халифы и Халифат. Источники и основы вероучения ислама. Коран – «книга книг» мусульман. Сунна – священное предание ислама. Основная догматика. Аллах и его посланник. Идея несотворённости Корана. Идея покорности. Предопределение. Загробный мир мусульман. Страшный суд. Ангелы и демоны. Обряды и предписания мусульман. Шариат. Пять «столпов веры» – шахада, намаз, саум, хаджж, закят. Понятие джихада. Праздники и посты. Святые места. Основные направление ислама: суннизм и шиизм, их особенности. Суфизм. Ислам в современном мире. Исламские государства.
Конфессиональная история России. Христианизация восточных славян. Религия и церковь России в советский период. Религиозное возрождение в постсоветский период. Конфессиональная структура современной России.
Тема IV. Религия и современность.
Новые религиозные объединения.
Феномен новых религиозных объединений – неокультов. Причины и условия возникновения. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические признаки: авторитарность, проповедь религиозной исключительности и группового эгоизма, нетерпимость к инакомыслящим, негативизм в отношении традиционной культуры. Молодёжь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов.
Наука и религия. Теории происхождения мира.
Церковь в современном мире.
Место религии в обществе. Основные социальные функции религии: компенсационная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интеграционная, культуротворческая. Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Общечеловеческие ценности – сфера соприкосновения религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России.
Этнорелигиозные конфликты и их последствия.
Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом.
При успешной реализации курса учащиеся должны знать:
- сущность и элементы религии;
- ранние формы религии, их проявление у народов мира;
- государственные религии и их влияние на складывание мировых;
- современную религиозную обстановку в мире, России, Республике Татарстан.
При успешной реализации курса учащиеся должны уметь:
- применять полученную информацию на уроках обществознания, литературы, права, литературы;
- правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий;
Учебно-тематическое планирование курса
№ |
Тема |
Тип занятия |
Форма работы учащихся |
Домашнее задание |
|
1. |
Введение. Понятие религии. Классификация религий. |
лекция |
конспектирование |
|
|
Тема I. Религиозные представления древнего мира. |
|
||||
2. |
Ранние формы религии. |
лекция, дискуссия |
работа с учебником «Обществознание» 9 класс, стр. 153 |
составить словарь терминов по курсу |
|
3. |
Религия древнего Рима, Греции. |
лекция |
конспектирование |
|
|
Тема II. Национально – государственные религии. |
|
||||
4. |
Индуизм. |
лекция |
конспектирование |
работа с источниками |
|
5. |
Синтоизм. |
лекция |
конспектирование |
||
6. |
Конфуцианство. |
лекция |
конспектирование |
||
Тема III. Мировые религии. |
|
||||
7. |
Буддизм. |
лекция |
конспектирование, презентация |
подготовка презентаций по темам |
|
8. |
Христианство. Православие. |
лекция, беседа |
конспектирование, презентация |
||
9. |
Католичество. |
лекция |
конспектирование, презентация |
||
10. |
Ислам. |
лекция, беседа |
конспектирование, презентация |
||
11. |
Иудаизм. |
лекция |
конспектирование, презентация |
||
12. |
Конфессиональная история России. |
лекция беседа |
конспектирование, работа с картой |
работа с ресурсами Интернет |
|
Тема IV. Религия и современность. |
|
||||
13. |
Новые религиозные объединения. |
лекция, беседа |
конспектирование, работа с периодической печатью |
работа с периодической печатью |
|
14. |
Наука и религия. |
лекция, беседа |
конспектирование |
|
|
15. |
Церковь в современном мире. |
лекция, беседа |
работа с периодической печатью |
эссе по теме |
|
16. |
Этнорелигиозные конфликты и их последствия. |
лекция, беседа |
конспектирование, работа с картой |
эссе по теме |
|
17. |
Итоговое занятие. |
тестирование |
защита реферата, презентации |
презентация, реферат |
Используемая литература для учителя
-
Буддизм. Словарь, М., 1992.
-
Всеобщая история религий мира. М., 2006.
-
Горелов А. А. История мировых религий: В 7 т. М., 2006.
-
Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
-
Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
-
История религии./А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. – М.: Центр «Руник», 1991.
-
Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан.
-
Кузьмин А. Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси)/Худож. В. Б. тихомиров.-М.: Мол. Гвардия, 1988.- 240 с., ил.
-
О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения: Казань: РИЦ «Школа», 2000.
-
Померанц Г. С., Миркина З. А. Великие религии мира. М., 1991 – 1993.
-
Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010.
-
Титов В. Е. Православие. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974. 383 с.
-
Угринович Д. М. искусство и религия: (теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1983. – 288 с., ил.
Используемая литература для учащихся
-
Абу али ал –Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: 1993. 96 с.
-
Библия для детей. М.: РИО МГПО «Мосгорпечать», 1991. 367 с.
-
Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан.
-
Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010.
-
Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
-
Истории жизнеописания посланника Аллаха. Книга вторая. М.: ПК «Сантлада», 1992. – 157 с.
-
История религий: Учеб. Пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007, 400 с.
-
История религии. http://religion.historic.ru Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. Пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999.
-
Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002.
-
Сетевые ресурсы по теме
http://religion.perm.ru/science/links.htm Ссылки на конфессиональные и религиоведческие ресурсы в сети Интернет.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»