Город Сибири - город у соли
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4649
Программа «Город Сибири – город у соли» является инновационным образовательным ресурсом гимназии. Ценность данной программы заключается в том, что обозначены концептуальные основы краеведческой работы, которая выстроена в рамках системно – деятельностного подхода, что является одним из основных требований реализации новых ФГОС НОО.
Данная программа обеспечивает формирование у обучающихся универсальных учебных действий, инициативности, самовыражения и самостоятельности участников образовательного процесса, что является ценностным ориентиром Стандарта.
Исходя из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой чётко обозначен современный национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, становится очевидной актуальность разработанной программы. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Она позволяет формировать у обучающихся представления об историческом наследии города, которое находит своё отражение и влияет на развитие города сегодня; знакомит с личностями, оставившими заметный след в истории, об их вкладе в историко-культурное наследие города.
Обучение через исторический источник (вещественный, письменный, этнографический, устный и т.д.), активную познавательную деятельность (экскурсии, наблюдения, индивидуальная работа с документами фонда школьного, городского краеведческого музея и проч.), интерактивную проектную деятельность (интерактивные экскурсии и исторические игры на местности, погружение, реконструкция и т. п.) является мощным фактором в воспитании любви к своей малой родине, в развитии интереса к родной культуре, в сохранении культурного наследия своего края, в трансляции культурных традиций, в повышении мотивации каждой личности к самопознанию, самоидентификации, саморазвитию, как носителя национальной культуры, стремящегося к дальнейшему её возрождению.
Усвоение и присвоение обучающимися накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнёрском взаимодействии как со взрослыми, так и с ровесниками, что и обуславливает новизну программы «Город Сибири – город у соли». Поэтому ведущими формами реализации программы в учебном процессе становятся: социальные, творческие, исследовательские проекты, уроки-практикумы, экскурсии-практикумы, творческие встречи, конференции, фотовыставки, работа с разными источниками информации, познавательно-творческое моделирование.
Поэтапное, т.е. циклическое, обучение по программе даёт обучающимся преимущества: снижает монотонность учебного процесса; повторение материала на более высоком уровне способствует активному усвоению, практическому переосмыслению ранее усвоенного материала, включению полученных знаний в повседневную жизнь и практику; возможность осуществления поэтапного контроля усвоения материала; возможность сформировать универсальные учебные действия.
Содержание программы «Город Сибири – город у соли» строится на краеведческом материале центральной городской библиотеки, городского архива, местных СМИ, интернет — ресурсов, личных воспоминаниях и свидетельствах усольчан.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• формирование ученической компетентности через развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала младшего школьника;
• развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
• интегральность как взаимовлияние аудиторной и внеаудиторной деятельности, направленной на формирование ученических компетенций.
Приложение
Приложение 1.
Методические рекомендации к урокам
2 класс
Раздел 1
Секреты города у соли
(34 часа)
Урок 1.
Я – житель планеты, я – житель страны!
Цель урока:
- обобщённое повторение сведений о единых морально-этических законах взаимоотношений между населением земного шара;
- формирование чувства гордости за свою страну, её достижения.
Вопросы для обсуждения:
Что объединяет всех людей на планете?
Место и роль России в мировом сообществе.
Достижения жителей нашей страны.
Деятельность обучающихся на уроке
Деятельность обучающихся:
Исследовать ценности общие для всех людей на планете.
Определить роль нашей страны на Голубой планете.
Оценить достижения жителей России для ёе развития и мировой истории в целом.
Форма проведения: урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.
Урок 2.
Край заповедный, родина милая!
Цель урока:
- раскрыть значимость Иркутского региона в развитии страны.
Вопросы для обсуждения:
Иркутская область на карте страны.
Природные богатства Иркутской области, их отражение в символике региона.
Иркутск – областной центр.
Роль региона в развитии страны.
Деятельность обучающихся:
Работать с физической картой России, находить свой регион, областной центр, крупные города и свой родной город.
Исследовать вклад региона в развитие страны.
Форма проведения: урок-исследование.
Урок 3.
Дивный город «у соли».
Цель урока:
- исследовать исторические источники, результаты зафиксировать в творческом портфолио.
Вопросы для обсуждения:
Первое поселение у соляного источника.
Варничный остров до приезда братьев Михалёвых.
Енисейские казаки - братья Михалёвы.
Изменения в жизни посёлка с открытием «соляной варницы».
Первый план старого города.
Деятельность обучающихся:
Изучать источники информации: книги, картины, исторические документы, старинные предметы быта «земли Усольской».
Составлять ленту времени.
Форма проведения: занятие-практикум в краеведческом музее.
Урок 4.
Улиц старого Усолья имена...
Цель урока:
- получение информации посредством активных форм общения.
Вопросы для обсуждения:
Конец 18 века - перенос поселения с Варничного острова на левый берег Ангары.
Центр посёлка, первые улицы – Большая Базарная, Мало-Базарная.
Жители улиц, исторические здания.
Деятельность обучающихся:
Учиться наблюдать, рассуждать, делать предположения.
Готовить вопросы для интервью, использовать разные стили общения.
Форма проведения: экскурсия по улицам старой части города, встречи и интервьюирование жителей улиц.
Урок 5.
Что помнит улица моя!
Цель урока:
- изучить историю возникновения и развития своей улицы.
Вопросы для обсуждения:
История образования улицы: год, название.
План старой и современной улицы города.
«Исторические находки» - гордость моей улицы.
Деятельность обучающихся:
Изучать источники информации, отбирать необходимый материал. Составлять план улицы. Планировать и корректировать свою работу.
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.
Форма проведения: исследовательский проект.
Урок 6.
Базарная площадь для мудрых речений...
Цель урока:
- воссоздать атмосферу Базарной площади прошлого времени.
Вопросы для обсуждения:
Базарная площадь – центр исторических событий старого Усолья.
Торговый комплекс на Базарной площади.
Церковь во имя Спаса Нерукотворного – украшение Базарной площади.
Деятельность обучающихся:
Моделировать историческое прошлое, вид Базарной площади.
Воссоздать значение площади в жизни горожан.
Обыграть основные проблемы и вопросы того времени.
Форма проведения: исторический театр.
Урок 7.
«Рассказ одной площади».
Цель урока:
- раскрыть значимость Комсомольской площади для жизни города.
Вопросы для обсуждения:
История образования Комсомольской площади.
События нашего города, связанные с данной площадью.
Макет площади – краса и гордость города Усолье - Сибирского.
Деятельность обучающихся:
Моделировать жизнь современной городской площади г. Усолье-Сибирское.
Воссоздать значение площади в жизни горожан.
Внести творческие предложения по благоустройству площади.
Форма проведения: групповой творческий проект.
Уроки 8 - 9.
Белокаменная церковь – сердце города «у соли»!
Цель урока:
- наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Вопросы для обсуждения:
Конец 17 века – первые упоминания о Спасской церкви.
1723 год – строительство деревянной церкви.
1878 г. - каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного: русско-византийский стиль.
Встреча с отцом Николаем.
Проект Спасо-Преображенского храма.
Внутренне убранство храма – творческие проекты.
Деятельность обучающихся:
Учиться наблюдать, рассуждать, делать предположения и выводы.
Учиться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения.
Формы проведения: виртуальное путешествие; экскурсия в строящийся Спасо-Преображенский собор встреча с настоятелем действующего прихода.
Урок 10.
Песня божия – колокольный звон!
Цель урока:
- получение и раскрытие новой информации.
Вопросы для обсуждения:
Строительство колокольни церкви Спаса Нерукотворного.
Главный колокол церкви.
Первый звонарь.
Когда звонят колокола?
Колокольный звон новой церкви.
Деятельность обучающихся:
Учиться наблюдать, рассуждать, делать предположения и выводы.
Форма проведения: урок накопления знаний и впечатлений.
Урок 11.
Чуден храма моего сказочный орнамент!
Цель урока:
- развитие творческих способностей.
Вопросы для обсуждения:
Создание макета новой церкви.
Художественное оформление проекта.
Связь нового с прошлым.
Деятельность обучающихся:
Изготавливать макет храма.
Используя разные материалы, создать выбранный художественный образ.
Форма проведения: творческий проект.
Урок 12.
Благотворитель земли Усольской – Прииск Фёдорович Пономарёв.
Цель урока:
- исследовать биографию знаменитого жителя города, зафиксировать полученные результаты в фотоальбом.
Вопросы для обсуждения:
Иркутский мещанин - Прииск Фёдорович Пономарёв.
Образование «Усольско-Иркутского кожевенного товарищества.
Учреждение одноклассного мужского начального училища.
Открытие народной бесплатной библиотеки.
Постройка здания добровольной пожарной дружины.
Церковный колокол.
Деятельность обучающихся:
Исследовать архивные фотографии и документы, анализировать роль купца Пономарёва в жизни города.
Фиксировать результаты в фотоальбом.
Форма проведения: урок-фотоальбом.
Урок 13 - 14.
Усадьба купца Пономарёва – центр исторических событий.
Цель урока:
- обозначить роль усадьбы в жизни старинного города и современного.
Вопросы для обсуждения:
Строительство усадьбы.
Почему усадьба стала центром событий для жителей старого города.
Первый домовладелец Фёдор Иванович Пономарёв.
Звания и занятия владельцев усадьбы.
Торговая лавка на территории усадьбы.
Деятельность обучающихся:
Исследовать исторические документы, рассказывающие о жителях усадьбы.
Получить представления о значении усадьбы в жизни старого Усолья.
Учиться наблюдать, рассуждать, делать предположения и выводы.
Формы проведения: урок-исследование; экскурсия в усадьбу купца.
Урок 15.
Чем пахнут ремёсла?
Цель урока:
- наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Вопросы для обсуждения:
Соляное производство.
Кожевенное и обувное производство.
Торговый комплекс.
Старое производство спичек.
Деятельность обучающихся:
Получить представления о работающих предприятиях старого Усолья, о занятиях жителей города в далёкие времена.
Раскрыть роль промышленности в развитии города.
Форма проведения: комбинированный урок.
Урок 16.
Великая сибирская здравница.
Цель урока:
- познакомить с историей становления и развития курорта «Усолье».
Вопросы для обсуждения:
Становление курорта «Усолье».
Усольская каторга.
Первые лечебные ванны.
Открытие санатория.
Деятельность обучающихся:
Получить представления из новых источников информации.
Исследовать историческое прошлое курорта, его роль в жизни работников солеваренного завода и жителей города.
Форма проведения: урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.
Урок 17.
Курорт: летопись военных лет.
Цель урока:
- проанализировать архивный материал, составить летопись военных лет.
Вопросы для обсуждения:
«Эвакогоспиталь № 3913».
Курорт «Усолье» - военный объект – опорный пункт Отечества.
Новый ритм курорта.
Первые врачи эвакогоспиталя.
Воспоминания Р.Б.Воловик – секретаря партийной организации курорта во время войны.
Архив курорта: воспоминания солдат.
Законы военного времени.
Деятельность обучающихся:
Изучить архивные документы: статьи, воспоминания солдат и врачей, фотографии.
Определить значимость курорта для страны в военное время.
Учиться выявлять нравственный уроки, заложенные в архивных документах и воспоминаниях.
Форма проведения: урок-практикум.
Урок 18.
Новое время – новый курорт!
Цель урока:
- определить значимость курорта для современного города.
Вопросы для обсуждения:
Специфика работы курорта «Усолье» в наше время.
Организация детского лагеря на территории курорта.
История курорта в истории санитарной школы–интерната для детей.
Деятельность обучающихся:
Выявить значимость курорта «Усолье» для жителей и гостей современного города Усолье-Сибирское.
Углубить представление о специфике работы курорта.
Проанализировать и оценить деятельность курорта для оздоровления детей.
Форма проведения: устный журнал.
Урок 19.
Хранительница истории курорта Р.Г.Рукас
Цель урока:
- познакомиться с историей жизни знаменитого музейного работника.
Вопросы для обсуждения:
Биография знаменитого музейного работника.
Летопись курорта в архиве Р.Г.Рукас.
Старое и новое существуют рядом.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с «героем нашего времени» - Р.Г.Рукас.
Открыть возможность экскурсовода передать в своей работе настроение прошлых лет.
Изучить исторические памятники курорта.
Форма проведения: экскурсия в музей на курорте.
Урок 20.
Усолье – город исторический!
Цель урока:
- обобщить полученные результаты, предоставить свои достижения через участие в проекте.
Вопросы для обсуждения:
Биография знаменитого музейного работника.
Летопись курорта в архиве Р.Г.Рукас.
Старое и новое существуют рядом.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с «героем нашего времени» - Р.Г.Рукас.
Открыть возможность экскурсовода передать в своей работе настроение прошлых лет.
Изучить исторические памятники курорта.
Форма проведения: творческий проект.
3 класс
Раздел 2
Мой город живёт, развивается город
(16 часов)
Урок 1.
Сколько нужного на свете люди делают в Усолье.
Цель урока:
- углубить представления младших школьников о многообразии профессий в родном городе.
Вопросы для обсуждения:
Развитие промышленности в современном Усолье-Сибирском.
Вклад жителей города в развитие промышленности страны.
Деятельность обучающихся:
Углубить представления о действующем производстве в городе.
Раскрыть значение промышленности города для его развития.
Форма проведения: познавательная викторина..
Урок 2.
«Солнцем» светит комбинат.
Цель урока:
- раскрыть историю возникновения, становления и развития спичечного производства в городе.
Вопросы для обсуждения:
Спичечный комбинат старого Усолья - «Солнце».
Реорганизация производства – ФСК «Байкал».
Выход на мировой рынок.
Комбинат сегодня: проблемы и перспективы.
Деятельность обучающихся:
Восстановить историю становления фанерно-спичечного комбината «Байкал».
Оценить вклад комбината в развитии города, страны и на мировом рынке.
Форма проведения: исторический экскурс.
Урок 3.
«Усольехимпром» - пульс города.
Цель урока:
- обозначить роль химического предприятия в развитии города.
Вопросы для обсуждения:
Градообразующее предприятие: история становления.
Жизнь завода – развитие города.
Завод в истории страны.
От «золотого» времени к времени перемен.
Наследие «УсольеХимпрома».
Деятельность обучающихся:
Анализировать фотодокументы, рассуждать и делать выводы.
Раскрыть причины краха градообразующего предприятия.
Форма проведения: фотоэкскурсия.
Урок 4.
Город, жар печи завода – вечное течение...
Цель урока:
- раскрыть роль завода в жизни современного города.
Вопросы для обсуждения:
Завод горного оборудования.
Преобразование в «Производственное Объединение Усольмаш».
Поставщик продукции для заводов России и стран близкого зарубежья.
Перспективы на будущее.
Деятельность обучающихся:
Анализировать архивные документы, газетные статьи и видеоматериал, рассуждать и делать выводы.
Оценивать роль завода в развитии города.
Выстраивать план развития предприятия в будущем.
Форма проведения: видеоконференция.
Урок 5.
«Соляная варница»: летопись времён.
Цель урока:
- сравнить и углубить представления о производстве соли.
Вопросы для обсуждения:
Варничный остров – соляной источник Сибири.
Открытие солеваренного завода братьями Михалёвыми.
Становление завода.
Роль завода в жизни старого города и города нового.
Новое время – новый завод.
Деятельность обучающихся:
Исследовать архивные документы.
Восстановить ход исторических событий в процессе развития солеваренного дела в городе.
Осмыслить отражение истории завода в истории города.
Видеть связь прошлого с настоящим и будущим завода и города.
Форма проведения: урок-практикум.
Урок 6.
«Окно» в Европу.
Цель урока:
- познакомить с новым производством.
Вопросы для обсуждения:
Первооткрыватели оконного производства в городе.
Преображение городских строений.
Экологический вопрос нового производства.
Деятельность обучающихся:
Получить представления о новом производстве города.
Оценить его значимость для потребителя и сточки зрения экологии города.
Форма проведения: урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.
Урок 7.
Город мебельных мастеров.
Цель урока:
- определить перспективу мебельного производства в городе.
Вопросы для обсуждения:
Мебельные фабрики города: история, развитие, проблемы.
Мебель для дома и офисов.
Школьный вопрос в мебельном производстве.
Деятельность обучающихся:
Обсудить необходимость мебельного производства в городе, его конкурентоспособность с другими городами региона и страны.
Анализировать стиль и качество производства.
Обозначить выгодные для города направления мебельного производства.
Форма проведения: дискуссия.
Уроки 8.
В том царстве дивный шьют узор.
Цель урока:
- проанализировать достижения швейной фабрики в различные временные отрезки.
Вопросы для обсуждения:
Швейная фабрика «Ревтруд»: вчера, сегодня, завтра.
Основное производство.
Заказ города – заказ государства.
Школьный вопрос в швейном производстве.
Деятельность обучающихся:
Обсудить необходимость швейного производства в городе, его конкурентоспособность с другими городами региона и страны.
Анализировать стиль и качество производства.
Обозначить выгодные для города направления швейного производства.
Форма проведения: Экскурсия-практикум на швейную фабрику «Ревтруд».
Урок 9.
«Я – следующий» или «Мой выбор другой».
Цель урока:
- профориентация младших школьников.
Вопросы для обсуждения:
Трудовые династии города.
Профессиональная история семьи младшего школьника.
«Древо профессий».
Роль династии в истории производства и в жизни города.
Деятельность обучающихся:
Анализировать и оценивать профессиональные достижения членов своей семьи.
Учиться оценивать свои возможности, способности и делать осознанный выбор.
Форма проведения: исследовательский проект.
Урок 10.
Придёт пора, настанет час – и мы трудиться будем!
Цель урока:
- прорекламировать значимость выбранной профессии.
Вопросы для обсуждения:
Престижные профессии нового города.
Важность будущего выбора для школьника, его семьи и города.
Деятельность обучающихся:
Раскрыть значимость той или иной профессии для жизни родного города.
Творчески представить одну из выбранных профессий.
Форма проведения: аукцион профессий.
Урок 11.
Мой город моими глазами.
Цель урока:
- представить жизнь трудового Усолья.
Вопросы для обсуждения:
Значимые моменты в развитии города.
Деятельность обучающихся:
Форма проведения: фотовыставка.
Раздел 3
История в лицах
(18 часов)
Урок 12.
Дивную песню играл музыкант...
Цель урока:
- знакомство с усольскими композиторами и их произведениями.
Вопросы для обсуждения:
Композиторы родного города.
Песни старые, песни новые, песни для детей.
История песен о родном городе.
Музыканты, прославившие город и регион.
Юные дарования города и гимназии.
Их роль в культурном наследии города.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с композиторами и музыкантами города, исследовать их достижения.
Оценивать их творческий вклад в культурное наследие города.
Форма проведения: урок-встреча.
Урок 13.
«Слова волшебные сплетались в кружева…»
Цель урока:
- познакомиться с творчеством усольских поэтов и писателей.
Вопросы для обсуждения:
Писатели и поэты Сибири.
Творчество усольских прозаиков.
Мастера поэтического слова.
Литература для детей.
Проба пера.
Деятельность обучающихся:
Знакомиться с писателями, поэтами родного города и их литературными произведениями.
Раскрыть способность авторов изобразить в художественном произведении «внутренний мир» героев.
Оценивать их творческий вклад в культурное наследие города.
Пробовать себя в роли писателя или поэта.
Форма проведения: концерт художественного слова..
Урок 14.
Поэт не пишет, он поёт.
Цель урока:
- проанализировать творчество Марины Шамсутдиновой.
Вопросы для обсуждения:
Творческий путь Марины Шамсутдиновой.
Её вклад в детскую литературу.
Проблемы города в произведениях писателя.
Деятельность обучающихся:
Получить представления о творчестве поэтессы Марины Шамсутдиновой.
Обозначить вклад поэта в культурное наследие города.
Форма проведения: творческая онлайн - встреча..
Урок 15.
Художник в творенье вложил свою душу!
Цель урока:
- познакомиться с творчеством усольских художников.
Вопросы для обсуждения:
Мастера изобразительного искусства.
Художники-портретисты.
Природа на холсте творца.
Художники-оформители.
Компьютерная графика или кисть и краски.
Деятельность обучающихся:
Знакомиться с художниками родного города и их творениями.
Оценивать их творческий вклад в культурное наследие города.
Раскрыть способность мастера вложить частицу самого себя в своё творение.
Форма проведения: экскурсия в выставочный зал краеведческого музея или художественную мастерскую при ДК «Химик».
Урок 16.
Самый нужный человек – доктор, без сомнения.
Цель урока:
- раскрыть ответственность медицинских работников за жизнь и здоровье людей.
Вопросы для обсуждения:
Развитие медицины в городе.
Детская поликлиника.
Лучшие врачи.
Проблемы здоровья младших школьников, пути их решения.
Здоровый образ жизни.
Деятельность обучающихся:
Осмысливать ценность человеческой жизни, значимость профессии врача.
Оценивать ответственность врача за жизнь и здоровье его пациентов.
Познакомиться с лучшими врачами своего города.
Выстроить правильный режим дня, определить для себя, что такое здоровый образ жизни.
Форма проведения: круглый стол с работниками здравоохранения.
Урок 17.
Днём и ночью на посту службу верную несут!
Цель урока:
- раскрыть ответственность работников полиции за жизнь и здоровье горожан.
Вопросы для обсуждения:
Правонарушения среди подростков.
Ответственность несовершеннолетних за нарушение порядка.
Закон Иркутской области о комендантском часе.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с участковым района гимназии.
Исследовать, рассуждать, делать выводы.
Строить тематический диалог.
Форма проведения: встреча с участковым района гимназии.
Урок 18.
Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души!
Цель урока:
- проанализировать вклад учителей в воспитание и развитие подрастающего поколения.
Вопросы для обсуждения:
Почётные учителя города и гимназии.
Заслуженные учителя России в нашем городе.
Первый учитель, его вклад в воспитание и развитие детей.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с лучшими учителями города.
Оценивать труд и вклад каждого учителя в обучение и воспитание подрастающего поколения.
Анализировать проблему взаимоотношения взрослых и детей.
Форма проведения: встреча с Заслуженными учителями города.
Урок 19.
Город на страницах газет.
Цель урока:
- раскрыть влияние профессии журналиста на политическую и экономическую жизнь города.
Вопросы для обсуждения:
Лучшие журналисты города.
Детские проблемы на страницах газет.
Секрет успеха профессии.
Детская журналистика.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с лучшими журналистами города.
Оценивать влияние журналистики на события в городе.
Анализировать работу журналистов как одного из источников получения информации.
Форма проведения: «Открытый микрофон».
Урок 20.
Нам о городе расскажет голубой экран!
Цель урока:
- раскрыть влияние профессии журналиста на политическую и экономическую жизнь города.
Вопросы для обсуждения:
События города на голубом экране.
Интересные видеопроекты.
Влияние телевидения на жизнь города.
Легко ли быть тележурналистом. Детские программы на видеостудии Усолье-Сибирского.
Создание мини-видеоролика.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с лучшими тележурналистами города.
Оценивать влияние телевидения на события в городе.
Анализировать работу телестудии как одного из источников получения информации.
Пробовать себя в роли тележурналиста, видеооператора, телеведущего.
Форма проведения: экскурсия - практикум на видеостудию 11 канала города.
Урок 21.
Мы верим твёрдо в героев спорта!
Цель урока:
- познакомиться со спортсменами и их достижениями на спортивной арене страны.
Вопросы для обсуждения:
Спортсмены, прославившие город.
Их вклад в развитие спорта в родном городе.
Детский спорт.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с прославленными спортсменами города.
Оценивать труд и вклад каждого из них в обучение и воспитание подрастающего поколения.
Определить роль спортсменов в развитии спорта в родном городе.
Анализировать проблему развития детского спорта.
Форма проведения: конференция в ДЮСШ г. Усолье-Сибирское.
Урок 22.
«Вглядись – и ты увидишь в них историю России!»
Цель урока:
- обобщить полученные результаты, предоставить свои достижения через участие в проекте.
Вопросы для обсуждения:
Деятельность обучающихся:
Форма проведения: творческий групповой проект.
4 класс
Раздел 4
Мой город в символах
(8 часов)
Урок 1.
Усолья герб и флаг Усолья отчизны гордый символ он.
Цель урока:
- исследовать отображение жизни города в его символах.
Вопросы для обсуждения:
Символика города.
Общее между символами региона и города.
Отражение жизни города в его символике.
Деятельность обучающихся:
Получить представление о символах города.
Сравнивать символы страны, региона и города.
Анализировать отражение жизни города в его символике.
Форма проведения: урок-исследование.
Урок 2.
«Главную города песнь снова и снова поём мы...»
Цель урока:
- составление проекта текста гимна города.
Вопросы для обсуждения:
Гимн страны.
Каким должен быть гимн города.
О чём должно упоминаться в гимне города.
Деятельность обучающихся:
Восстановить историю становления фанерно-спичечного комбината «Байкал».
Оценить вклад комбината в развитии города, страны и на мировом рынке.
Форма проведения: творческий проект.
Урок 3.
Школа – это государство, класс - отдельный город.
Цель урока:
- разработать символы класса.
Вопросы для обсуждения:
Самоуправление в гимназии.
Действующая символика гимназии: флаг, гимн.
Символы класса.
Деятельность обучающихся:
Учиться создавать символику класса.
Оценивать достижения всех членов классного коллектива, отображать их в символах класса.
Форма проведения: урок-практикум.
Урок 4.
Мой голос – мой выбор!
Цель урока:
- формировать чувство ответственности за свой выбор.
Вопросы для обсуждения:
Система выборов в стране, регионе городе.
Устройство системы выборов в гимназии.
Предвыборная кампания.
Главные претенденты на ответственные посты.
Роль старостата, гимназических детских организаций в жизни гимназии.
Деятельность обучающихся:
Раскрыть творческие и личностные способности себя и кандидатов во время предвыборной кампании.
Оценивать работу и достижения кандидатов на значимые посты школьного самоуправления.
Делать свой выбор, нести за него ответственность.
Форма проведения: социальный проект-игра.
Раздел 5
Усолье-Сибирское – Планета Детства
(14 часов)
Урок 5.
Город мастеров.
Цель урока:
- познакомиться с разнообразием творческой деятельности юных жителей Усолья.
Вопросы для обсуждения:
Дом детского творчества.
Дворец культуры «Химик».
Дворец культуры «Мир».
Деятельность обучающихся:
Получить представления о детских творческих объединениях, способствующих дополнительному образованию и воспитанию младших школьников.
Форма проведения: видеожурнал.
Урок 6.
Юный артист, волшебник огня.
Цель урока:
- познакомиться с основами театрально искусства.
Вопросы для обсуждения:
Театральное искусство для детей.
Работа детских театральных студий.
Юные актёр, их вклад в культурное наследие города.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с детскими театральными коллективами, их руководителями и достижениями.
Анализировать и оценивать свои творческие способности.
Форма проведения: урок-театр.
Урок 7.
Спешите к мастеру за танцем!
Цель урока:
- познакомиться с основами классического танца.
Вопросы для обсуждения:
Детские хореографические коллективы города.
Гастрольный график.
Танец – значимая часть культуры.
Танец для общего развития ребёнка.
Хореографические фестивали.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с детскими хореографическими коллективами, их руководителями и достижениями.
Анализировать и оценивать свои творческие способности.
Форма проведения: урок-практикум.
Уроки 8.
Мы певцы, мы музыканты.
Цель урока:
- познакомиться с богатой палитрой музыкального детского творчества.
Вопросы для обсуждения:
Детская музыкальная школа.
Музыкальные студии при дворцах культуры и в Доме детского творчества.
Выбор музыкальных инструментов.
Вокально-хоровое искусство для детей.
Гимназическая вокальная студия «Мелодия».
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с детскими музыкальными коллективами, их руководителями и достижениями.
Анализировать и оценивать свои творческие способности.
Форма проведения: урок-концерт в музыкальной школе.
Урок 9.
«Дарите музыке сердца!»
Цель урока:
- обобщённое повторение сведений о единых морально-этических законах взаимоотношений между населением земного шара;
- формирование чувства гордости за свою страну, её достижения.
Вопросы для обсуждения:
Вокально-хоровое пение.
Сольные концертные номера.
Игра на музыкальных инструментах.
Дуэты, квартеты, хореографические коллективы.
Деятельность обучающихся:
Форма проведения: совместный творческий проект.
Урок 10.
Чудо творчества.
Цель урока:
- обобщённое повторение сведений о единых морально-этических законах взаимоотношений между населением земного шара;
- формирование чувства гордости за свою страну, её достижения.
Вопросы для обсуждения:
Детское прикладное творчество.
Художественные способы изображения действительности.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с детскими творческими коллективами, занимающимися прикладным искусством, их руководителями и достижениями.
Анализировать и оценивать свои творческие способности.
Форма проведения: урок-выставка.
Урок 11.
Волшебники у мольберта.
Цель урока:
- обобщённое повторение сведений о единых морально-этических законах взаимоотношений между населением земного шара;
- формирование чувства гордости за свою страну, её достижения.
Вопросы для обсуждения:
Детская художественная школа: изо-студии, художественные мастерские.
Способы рисования.
Стили изобразительного искусства.
Деятельность обучающихся:
Познакомиться с мастерскими детской художественной школы, её руководителями и достижениями юных художников.
Анализировать и оценивать свои творческие способности.
Форма проведения: урок-практикум в художественной школе.
Урок 12.
«Мой талант нашёл меня!»
Цель урока:
- обобщить полученные результаты, предоставить свои достижения через участие в проекте.
Вопросы для обсуждения:
Каждый человек талантлив.
Деятельность обучающихся:
Творчество детей.
Форма проведения: совместный творческий проект.
Раздел 6
Я здесь живу, и это значит – нужен!
(12 часов)
Урок 13.
Входит солнце в детский сад светлою дорожкой.
Цель проекта:
- установить творческое взаимодействие с детьми младшими по возрасту.
Деятельность обучающихся:
Организация и проведения творческой встречи с воспитанниками детского сада.
Форма проведения: праздник.
Урок 14.
Ты не один – мы вместе!
Цель проекта:
- установить социальное взаимодействие с воспитанниками детского дома.
Деятельность обучающихся:
Организация творческого коллективного дела.
Форма проведения: социальный проект.
Урок 15.
Молодые – молодым: «Будущее в твоих руках!»
Цель проекта:
- установить социальное взаимодействие по проблеме вредных привычек среди подрастающего поколения.
Деятельность обучающихся:
Организация и проведение социально-значимой акции.
Форма проведения: социальная акция.
Урок 16.
Мы за чистый город!
Цель проекта:
- воспитание бережного отношения к родному городу через решение экологических проблем.
Деятельность обучающихся:
Очистка территории.
Форма проведения: социальная акция.
Урок 17.
Город мой – это город зелёный, это город цветущих садов!
Цель проекта:
- озеленение родного города
Деятельность обучающихся:
Работа на пришкольном участке.
Оформление клумб города.
Форма проведения: социально-творческая акция.
Урок 18.
Этот город самый лучший город на земле!
Цель проекта:
- обобщить полученные результаты в ходе работы по программе через организацию итогового творческого проекта
Форма проведения: социально-творческий проект.
Итоговая комплексная работа
2 класс
Город Владимир
Город Владимир носит имя своего основателя Великого князя Владимира Красное Солнышко. Город был основан князем в 990 году, на высоком, живописном берегу реки Клязьмы. За свою более чем тысячелетнюю историю Владимир переживал периоды расцвета, упадка и разорения, которые в свою очередь сменялись временами почёта и славы.
Сегодня город Владимир – административный центр Владимирской области, крупнейший промышленный и культурный центр. Современный Владимир хранит память многих поколений и знаменит своими бесценными памятниками культуры и истории, которые являются главным достоянием всей России. Всемирную известность имеет древняя белокаменная архитектура Владимира, которая своей неповторимой красотой привлекает любителей старины и туристов из всех уголков нашей страны и зарубежья.
Город донёс до наших дней возрождённые монастыри и старинные здания разных исторических эпох, самые ранние из которых были построены в 12 веке. Особое внимание туристов привлекает Успенский собор, Золотые Ворота, Дмитровский собор, Музей стекла, хрусталя и лаковой миниатюры, росписи и фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.
Школа __________________________________________ Класс 2 _________
Фамилия, имя _____________________________________________________
фамилия, имя учащегося
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание1.
Прочитай внимательно текст. О каком городе в нём говорится? Напиши ответ: _____________________________________________________________
Задание 2.
Чем похожи город Владимир и твой родной город Усолье-Сибирское?
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Какой город был основан раньше? Напиши его название и дату основания. __________________________________________________________________
Задание 4.
Город Владимир носит имя своего основателя. Откуда берёт название твой город? Выбери ответы.
в честь основателей находится в Сибири
благодаря соляному источнику
Задание 5.
Центром чего является город Усолье-Сибирское?
региона района страны
Задание 6.
1. Какая архитектура принесла всемирную известность городу Владимиру. Подчеркни слова в тексте.
2. Напиши название подобного строения в старинном Усолье. _____________
__________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7-9 можешь выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не менее 2 заданий.
Задание 7.
Рассмотри схему. 1. Выбери слова, которые относятся к историческим памятникам или к достопримечательностям города. Соедини их стрелками с названиями.
2. Придумай слова, которые нужно написать на строчках. Запиши их.
Задание 8. В городе Усолье-Сибирское работает краеведческий музей. Какой музей ты бы хотел открыть в своём городе? Почему?
|
|
|
|
Задание 9. Напиши, что означает слово основатель.
|
|
|
|
Итоговая комплексная работа
3 класс
Моё Усолье
Встаёт рассвет над сказочным раздольем,
Румянит новостроек корпуса.
Ты молодеешь, древнее Усолье,
Волнует сердце мне твоя краса.
Город сибирский древний
С трудной и славной судьбой,
Я навсегда остаюсь, тебе верным,
Город над Ангарой.
В тебе слились и мудрость трёх столетий,
И юности студенческий задор.
Распахнут по-сибирски и приветлив
Широких площадей твоих простор.
Мой город повидал и декабристов,
И слово Чернышевского слыхал.
Поднялся он среди метелей мглистых,
Расправил плечи и могучим стал.
Огнями Комсомольского проспекта
Сверкает ночь, прохладна и тиха,
Но бьётся ровно пульс химкомбината,
Не спят завода горного цеха.
Мне жить с тобой всегда мечтой единой,
Куда б ни завела судьба меня.
Вернусь к тебе под шепот тополиный
И постою у вечного огня…
Ирина Полякова
Школа __________________________________________ Класс 3 _________
Фамилия, имя _____________________________________________________
фамилия, имя учащегося
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание1.
Прочитай внимательно текст. Какие изменения произошли в твоём городе? Напиши ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Напиши, о каких предприятиях города говорится в тексте.
Ответ: _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Какие предприятия связывают современный город с его прошлым?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Выбери предприятия, которые появились в твоём городе совсем недавно.
мебельная фабрика швейная фабрика
птицефабрика «Сибокна»
Задание 5.
Кто из представленных людей занимается тем же творчеством, что и автор прочитанного тобою произведения?
Алексей Князев Лариса Медведева
Валерий Туровец Нелли Гараева
Задание 6.
1. Кто из исторически-известных людей бывал в твоём городе? Подчеркни ответ в тексте.
2. Напиши, какими людьми славится современное Усолье? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7-9 можешь выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не менее 2 заданий.
Задание 7.
Рассмотри схему. 1. Выбери жителей, которые относятся к почётным гражданам города или к людям творческих профессий. Соедини их стрелками с названиями. 2. Допиши фамилии в пустых строчках.
Задание 8. Дай другое название стихотворения, объясни свой выбор.
|
|
|
|
Задание 9. Напиши, что означает слово раздолье.
|
|
|
|
Итоговая комплексная работа
4 класс
Если спросить взрослых усольчан о самых ярких воспоминаниях детства, большая часть вспомнит о том, как проводили время во Дворце пионеров, ставшем ныне Домом детского творчества – танцевали, играли в спектаклях, фотографировали, вышивали, рисовали, занимались спортом… А сейчас в ДДТ ходят их дети, внуки и правнуки, ведь Дом детского творчества каждый день открывает свои двери для юных жителей уже 56 лет.
Дом детского творчества сегодня – это более 1000 ребят от 6 до 18 лет занимающихся в 43 творческих объединениях. Причём качество преподавания в кружках, в которых они занимаются, подтверждено высокими званиями: два детских коллективов ДДТ имеют звание «образцовый»: музыкальное объединение «Родник», хореографическое объединение «Радуга». Спортивно-патриотическое объединение «Добрыня» - кузница спортивных талантов города. Привлекает к себе большое внимание маленьких усольчан объединение изучения английского языка. С большим интересом они посещают занятия, учатся общаться на иностранном языке, проводят праздники, встречи, конференции.
Воспитанники Дома детского творчества являются участниками и дипломантами региональных и всероссийских конкурсов, фестивалей и конференций.
Успехи воспитанников не случайны. Это подтверждение высокого профессионализма педагогического коллектива ДДТ. Здесь работают 115 творческих, энергичных специалистов, которые весь свой опыт, знания, мастерство отдают детям.
Школа __________________________________________ Класс 4 _________
Фамилия, имя _____________________________________________________
фамилия, имя учащегося
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание1.
Прочитай внимательно текст. В каком году в нашем городе появилось детское учреждение, о котором идёт речь? Напиши ответ:
____________________________________________________________________
Задание 2.
Напиши, какие другие детские учреждения работают в городе.
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Какие виды детского творчества связывают ДДТ с твоим образовательным учреждением?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Выбери учреждения, в которых твои сверстники могут заниматься спортом.
клуб «Сокол» дворец культуры «Химик»
клуб «Эврика» Дом детского творчества
Задание 5.
Выбери, кто из руководителей городских детских учреждений является автором музыки гимна гимназии?
Пётр Аникеев-Борнв Максим Торопкин
Геннадий Чернявский Виктор Серебренников
Задание 6.
1. Где представляют своё мастерство воспитанники Дома детского творчества. Подчеркни ответ в тексте.
2. Напиши, в каких видах творчества они могут достичь успехов.
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7-9 можешь выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не менее 2 заданий.
Задание 7.
Воспользуйся информацией текста и заполни схему. 1. Соедини стрелками слова с названиями учреждений. 2. Допиши свои варианты в пустых строчках.
Задание 8. Дай название тексту, объясни свой выбор.
|
|
|
|
Задание 9. Напиши, что означает словосочетание образцовый коллектив.
|
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское
Программа
внеурочной познавательной деятельности
«Город Сибири – город у соли»
Авторы-составители:
Мутасова Ольга Ниловна,
учитель начальных классов,
Чуйко Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Усолье-Сибирское
2012 год
Пояснительная записка
Нигде, ни в каком городе мира,
звёзды не светят так ярко,
как в городе детства.
Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет - родной край.
Древние римляне говорили: "История - учительница жизни". Если внимательно вдуматься в эти слова, то можно предположить и понять - в каком направлении развивался, развивается наш город и что ждёт его в будущем. Изучая свой город, дети осознают себя частью истории и настоящего своего города, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Через познание своей «малой родины» происходит воспитание и формирование у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям.
Авторская программа внеурочной деятельности «Город Сибири – город у соли» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Федеральными государственными образовательными Стандартами второго поколения, Уставом гимназии, Программой развития гимназии и Основной образовательной программы начального общего образования гимназии.
Программа «Город Сибири – город усоли» является инновационным образовательным ресурсом гимназии. Ценность данной программы заключается в том, что обозначены концептуальные основы краеведческой работы, которая выстроена в рамках системно – деятельностного подхода, что является одним из основных требований реализации новых ФГОС НОО.
Данная программа обеспечивает формирование у обучающихся универсальных учебных действий, инициативности, самовыражения и самостоятельности участников образовательного процесса, что является ценностным ориентиром Стандарта.
Исходя из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой чётко обозначен современный национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, становится очевидной актуальность разработанной программы. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Она позволяет формировать у обучающихся представления об историческом наследии города, которое находит своё отражение и влияет на развитие города сегодня; знакомит с личностями, оставившими заметный след в истории, об их вкладе в историко-культурное наследие города.
Но в настоящее время в базе образовательных программ города программы по краеведению города Усолье-Сибирского для младших школьников нет. К 6–7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей её применения в своей повседневной жизни. Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если данная работа будет строиться через новые активные формы деятельности.
Обучение через исторический источник (вещественный, письменный, этнографический, устный и т.д.), активную познавательную деятельность (экскурсии, наблюдения, индивидуальная работа с документами фонда школьного, городского краеведческого музея и проч.), интерактивную проектную деятельность (интерактивные экскурсии и исторические игры на местности, погружение, реконструкция и т. п.) является мощным фактором в воспитании любви к своей малой родине, в развитии интереса к родной культуре, в сохранении культурного наследия своего края, в трансляции культурных традиций, в повышении мотивации каждой личности к самопознанию, самоидентификации, саморазвитию, как носителя национальной культуры, стремящегося к дальнейшему её возрождению.
Усвоение и присвоение обучающимися накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнёрском взаимодействии как со взрослыми, так и с ровесниками, что и обуславливает новизну программы «Город Сибири – город у соли». Поэтому ведущими формами реализации программы в учебном процессе становятся: социальные, творческие, исследовательские проекты, уроки-практикумы, экскурсии-практикумы, творческие встречи, конференции, фотовыставки, работа с разными источниками информации, познавательно-творческое моделирование.
Поэтапное, т.е. циклическое, обучение по программе даёт обучающимся преимущества: снижает монотонность учебного процесса; повторение материала на более высоком уровне способствует активному усвоению, практическому переосмыслению ранее усвоенного материала, включению полученных знаний в повседневную жизнь и практику; возможность осуществления поэтапного контроля усвоения материала; возможность сформировать универсальные учебные действия.
Содержание программы «Город Сибири – город у соли» строится на краеведческом материале центральной городской библиотеки, городского архива, местных СМИ, интернет - ресурсов, личных воспоминаниях и свидетельствах усольчан.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• формирование ученической компетентности через развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала младшего школьника;
• развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
• интегральность как взаимовлияние аудиторной и внеаудиторной деятельности, направленной на формирование ученических компетенций.
Цель: воспитание инициативного и компетентного гражданина своего города, осознающего ответственность за его настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные традиции его жителей.
Задачи:
-
Дать обучающимся младших классов основные знания об исторических, культурных, политических, экономических особенностях родного города, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими город.
-
Научить обучающихся начальных классов анализировать факты из истории города, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
-
Формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности.
-
Воспитывать чувство патриотизма и гордости на примерах биографий знаменитых людей города, ветеранов Великой Отечественной войны, земляков-современников.
-
Способствовать формированию интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного города; к активному участию в общих делах на благо города.
Методологической основой программы являются идеи развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б Эльконина, что предполагает реализацию системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Уделяя особое внимание познавательной активности учащихся и мотивированности к самостоятельной работе, программа предполагает широкое использование активных форм познания: наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, игры с ролевым и деловым акцентом, дискуссии, диспуты, конференции, уроки-практикумы, экскурсии-практикумы, викторины, театральные этюды, выставки, фестивали, детские исследовательские, творческие и социально-значимые проекты.
В соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования гимназии на 2012-2013 учебный год программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Занятия проводятся в учебных аудитормях, в учреждениях дополнительного образования, музеях, библиотеках, городском архиве, на предприятиях и различных объектах города.
Участники: обучающиеся 2-4 классов.
Сроки реализации программы – 3 года.
Обучение осуществляется через разделы:
Раздел 1. Секреты города у соли.
Раздел 2. Мой город живёт, развивается город.
Раздел 3. История в лицах.
Раздел 4. Мой город в символах.
Раздел 5. Усолье-Сибирское – Планета Детства.
Раздел 6. Я здесь живу, и это значит – нужен!
Согласно требованиям новых ФГОС НОО система оценки сегодня поддерживает и стимулирует обучающихся; обеспечивает обратную связь; включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; информативна для управления системой образования. Поэтому коллективом авторов были разработаны итоговые комплексные работы для каждого года обучения. Промежуточное оценивание деятельности младших школьников представляет собой одну из новых форм оценивания – портфолио.
Планируемые результаты освоения программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний об истории родного края, города,; о людях, с именами которых связана история города; о принятых в обществе нормах отношения к родному краю, природе, к памятникам истории и культуры; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному краю, городу, его истории и народу, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве; опыт охраны памятников истории и культуры родного города; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с представителями трудовых династий, с людьми творческих профессий; опыт благотворительной и волонтёрской деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: |
||
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - чувство сопричастности и гордости за свой город; - интерес к познанию окружающего мира; - уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам. |
-способность ориентироваться в важнейших для города событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее; - способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; - способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - способность мотивировать учебную деятельность, включающую социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; - понимание осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города Усолье-Сибирское; - учебно-познавательный интерес, широкая мотивационная основа образовательной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - осознание смысла и содержания собственных поступков и поступков других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
Регулятивные универсальные действия Обучающийся научится: |
||
- принимать и сохранять учебно-познавательную задачу, соответствующую этапу обучения; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; - проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. |
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; - отбирать адекватные средства достижения целей деятельности, вносить необходимые коррективы; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу выполнения действия; - находить рациональные способы на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с одноклассниками. |
-принимать и сохранять учебную задачу; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; - действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в урочной и внеурочной деятельности, в повседневной жизни; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. |
Познавательные универсальные действия Обучающийся научится: |
||
- осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; - под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать по заданному признаку. |
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов, газет, архивных материалов; - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебных пособиях, дополнительной литературе; - моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять синтез как составление целого из его частей. |
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов, газет, архивных материалов; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать аналогии; - выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий. |
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится |
||
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля; - высказывать оценочные суждения, аргументировать, доказывать свою позицию относительно процесса деятельности. |
- строить аргументированное монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - защищать собственную позицию в корректной форме - использовать речь для планирования своей деятельности; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь - выбирать способы деятельности в коллективной работе; - осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности; - контролировать и оценивать результат. |
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя ИКТ; - учитывать другое мнение и позицию; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - аргументировать собственное мнение и позицию; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; - адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условие коллективной деятельности; - использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга. |
Предметные результаты Обучающийся научится |
||
- исследовать архивные источники и другие исторические документы, рассуждать, строить выводы; - устанавливать связи между историческим прошлым города и его настоящим; использовать их для объяснения происходящих событий в городе; - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего города; - понимать ономастику улиц и площадей; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. |
- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;- определять условия, необходимые для развития города, его полного функционирования; - овладеть целостными представлениями о становлении и развитии промышленных предприятий города; - расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своего города; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в городе и их оценку. |
- использовать знания об истории и культуре своего города в общении с людьми в гимназии и внегимназической жизни как основу диалога в поликультурной среде; - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проекты, выставки, презентация, фотоальбомы и др.); - сотрудничать с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Система оценивания ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, а главное - портфолио).
Разделы |
Форма предъявления результата |
Форма контроля |
Инструмент для оценки |
Секрет города у соли |
Индивидуальные и групповые исследовательские (творческие) проекты |
- составление ленты времени; - составление летописи военных лет курорта «Усолье»; - защита исследовательских (творческих) проектов. |
Комплексная итоговая работа Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова) |
Мой город живёт, развивается город! |
-выставки; - фотоальбомы; - портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) |
-Мониторинг исследовательских умений; -защита творческих проектов; -выставка и презентация творческих работ; -аукцион профессий; -конференция; - фестиваль; - таблицы результатов наблюдения; - листы самооценки |
Комплексная итоговая работа Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова) - карта наблюдений; |
История в лицах |
-Творческие проекты; - коллективная творческая работа; - портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) |
- Интеллектуальная игра; - защита творческого проекта; - блиц-контроль; - таблицы результатов наблюдения; - листы самооценки. |
|
Мой город в символах |
-Социально-творческие проекты; - социальное партнёрство; - социально-значимые акции; - портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) |
- игра с деловым и ролевым акцентом; -защита индивидуальных и коллективных проектов; -выставка и презентация творческих работ; -аукцион профессий; -конференция; - творческие встречи; концерты; - фестиваль; - таблицы результатов наблюдения; - листы самооценки. |
Комплексная итоговая работа Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова) |
Усолье-Сибирское – планета детства |
|||
Я здесь живу, и это значит – нужен! |
Учебно-тематический план
2 класс
34 часа
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
Раздел 2. «Секреты города у соли» (34 часа) |
||
1. |
Я – житель планеты, я – житель страны! |
1 |
2. |
Край заповедный, родина милая! |
2 |
3. |
Дивный город «у соли». |
2 |
4. |
Улиц старого Усолья имена... |
3 |
5. |
Что помнит улица моя! |
2 |
6. |
Базарная площадь для мудрых речений... |
2 |
7. |
«Рассказ одной площади». |
2 |
8. |
Белокаменная церковь – сердце города «у соли»! |
1 |
9. |
2 |
|
10. |
Песня божия – колокольный звон! |
1 |
11. |
Чуден храма моего сказочный орнамент! |
2 |
12. |
Благотворитель земли Усольской – Прииск Фёдорович Пономарёв. |
2 |
13. |
Усадьба купца Пономарёва – центр исторических событий. |
1 |
14. |
2 |
|
15. |
Чем пахнут ремёсла? |
2 |
16. |
Великая сибирская здравница. |
1 |
17. |
Курорт: летопись военных лет. |
1 |
18. |
Новое время – новый курорт! |
1 |
19. |
Хранительница истории курорта Р.Г.Рукас |
2 |
20. |
Усолье – город исторический! |
2 |
3 класс
34 часа
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
Раздел 2. «Мой город живёт, развивается город» (16 часов) |
||
1. |
Сколько нужного на свете люди делают в Усолье. |
1 |
2. |
«Солнцем» светит комбинат. |
1 |
3. |
«Усольехимпром» - пульс города |
1 |
4. |
Город, жар печи завода – вечное течение... |
1 |
5. |
«Соляная варница»: летопись времён. |
1 |
6. |
«Окно» в Европу. |
1 |
7. |
Город мебельных мастеров |
1 |
8. |
В том царстве дивный шьют узор. |
2 |
9. |
«Я – следующий» или «Мой выбор другой». |
2 |
10. |
Придёт пора, настанет час – и мы трудиться будем. |
2 |
11. |
Мой город моими глазами |
2 |
Раздел 3. «История в лицах» (18 часов) |
||
12. |
Дивную песню играл музыкант... |
2 |
13. |
«И чудные слова сплетались в кружева…» |
2 |
14. |
Поэт не пишет, он поёт. |
2 |
15. |
Художник в творенье вложил свою душу! |
2 |
16. |
Самый нужный человек -доктор, без сомнения. |
1 |
17. |
Днём и ночью на посту службу верную несут! |
1 |
18. |
Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души! |
1 |
19. |
Город на страницах газет. |
1 |
20. |
Нам о городе расскажет голубой экран! |
2 |
21. |
Мы верим твёрдо в героев спорта! |
2 |
22. |
«Вглядись – и ты увидишь в них историю России!» |
2 |
4 класс
34 часа
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
Раздел 4. «Мой город живёт, развивается город» 16 часов |
||
1. |
Усолья герб и флаг Усолья отчизны гордый символ он. |
1 |
2. |
«Главную города песнь снова и снова поём мы...» |
2 |
3. |
Школа – это государство, класс наш город |
2 |
4. |
«Мой голос – мой выбор!» |
3 |
Раздел 5. «Усолье-Сибирское – Планета Детства». |
||
5. |
Город мастеров. |
1 |
6. |
Юный артист, волшебник огня. |
2 |
7. |
Спешите к мастеру за танцем! |
2 |
8. |
Мы певцы, мы музыканты. |
2 |
9. |
«Дарите музыке сердца!» |
2 |
10. |
Чудо творчества. |
2 |
11. |
Волшебники у мольберта. |
1 |
12. |
«Мой талант нашёл меня!» |
2 |
Раздел 6. «Я здесь живу, и это значит – нужен!» (12 часов) |
||
13. |
Входит солнце в детский сад светлою дорожкой. |
2 |
14. |
Ты не один – мы вместе! |
2 |
15. |
Молодые – молодым: «Будущее в твоих руках!» |
2 |
16. |
Мы за чистый город! |
2 |
17. |
Город мой – это город зелёный, это город цветущих садов! |
2 |
18. |
Этот город самый лучший город на земле! |
2 |
Содержание программы
2 класс
Раздел 1. «Секрет города у соли».
Место и роль России в мировом сообществе.
Иркутск – областной центр. Становление города Усолье-Сибирское, его историческое наследие. Возникновение улиц и площадей города, их ономастика, последующее развитие в современном городе. Исторические памятники города, их сохранение и восстановление. Люди, оказавшие влияние на жизнь города, их вклад в развитие региона. Старейшее производство города. Роль сибирской здравницы в жизни горожан.
Экскурсии: в краеведческий музей, по улицам старой части города, в строящийся Спасо-Преображенский храм, в усадьбу купца Пономарёва, в музей курорта «Усолье».
Практические занятия: практикумы в музее, исторический театр, составление летописи курорта.
Проекты: «Что помнит улица моя!», «Рассказ одной площади», «Чуден храма моего сказочный орнамент!», «Усолье – город исторический!»
3 класс
Раздел 2. «Мой город живёт, развивается город».
Градообразующие предприятия: становление, развитие, перспективы. Трудовые династии города, их роль в развитие промышленности. Почётные граждане. Новое производство – будущее города «у соли».
Экскурсии:на швейную фабрику, видеоэкскурсия на завод горного оборудования.
Практические занятия: аукцион профессий, составление летописи соляного производства.
Проекты: «Я – следующий» или «Мой выбор другой», «Мой город моими глазами».
Раздел 3. «История в лицах».
Знаменитые люди города, их вклад в культурно-историческое наследие города. Личный пример – стимул для подрастающего поколения. Многообразие культурной, творческой, спортивной жизни города. Новое время – новые лица.
Экскурсии:в выставочный зал краеведческого музея, художественную мастерскую при ДК «Химик», на видеостудию 11 канала.
Практические занятия: творческие встречи, концерты.
Проекты: «Вглядись – и ты увидишь в них историю России!».
4 класс
Раздел 4. «Мой город в символах».
Символика страны, региона, города. Участие жителей в политической жизни города. Система выборов в регионе и в городе. Символы гимназии, участие юных гимназистов в создании символики класса. Организация выборов гимназического самоуправления.
Практические занятия: создание символики класса.
Проекты: «Главную города песнь снова и снова поём мы...», «Мой голос – мой выбор!».
Раздел 5. «Усолье-Сибирское – Планета Детства».
Детские учреждения дополнительного образования, их роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Социальное партнёрство младших школьников с другими досуговыми учреждениями. Юные таланты города, их наставники.
Экскурсии:в выставочный зал краеведческого музея, художественную мастерскую при ДК «Химик», на видеостудию 11 канала.
Практические занятия: уроки-театры, уроки-выставки, творческие встречи, концерты.
Проекты: «Дарите музыке сердца!», «Мой талант нашёл меня!».
Раздел 6. «Я здесь живу, и это значит – нужен!».
Социально-значимое проектирование с включением в деятельность всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, учителей, преподавателей учреждений дополнительного образования, граждан города.
Социальные проекты: «Входит солнце в детский сад светлою дорожкой», «Ты не один – мы вместе!», Молодые – молодым: «Будущее в твоих руках!», «Мы за чистый город!», «Город мой – это город зелёный, это город цветущих садов!», «Этот город самый лучший город на земле!».
Литература для учителя
-
Федеральный государственный образовательный начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.
-
Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96с.
-
Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
-
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / [Л.Л.Алексеева, М.З.Биболетова, А.А.Вахрушев и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
-
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 152с.
-
Бравков, Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. 1967-2007 г.г. Часть первая. Лики времени / Идея и фотографии Юлия Бравкова. - Иркутск: ООО «Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина», 2008. – 295 с.
-
Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М: Баласс, 2011. – 80 с.
-
Косых, А.П., Рабецкая, З.И., Сверлик, Г.И. История земли Иркутской. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002. - 101с.
-
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002 – 160 с.
-
Сибирь. 2007. № 2: журнал писателей России. – Иркутск: АНО «Изд-во «Иркутский писатель», 2007. – 214 с.
-
Усольская лира: Коллективный сборник стихов / ред. текста, комп. вёрстка В. Н. Тихомиров, В. О. Горчаков. - [Усолье-Сибирское], 2002. – 163 с.
-
Шаманский, В.Ф. Усолье-Сибирское / В. Ф. Шаманский. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд., 1994. - 219 с.
Интернет - ресурсы
http://pribaikal.ru/ - сайт Прибайкалье. Иркутская область: города и районы;
http://sanus.narod.ru/ - сайт санатория «Усолье» г. Усолье-Сибирское;
http://www.ximprom.ru/ - сайт базового предприятия дивизиона «Химия» международной вертикально-интегрированной компании Nitol Solar ООО «Усольехимпром»;
http://www.usolmash.ru/ - сайт ОАО «Производственное Объединение» Усольмаш»;
http://www.revtrud.ru/ - сайт ООО Производственно-коммерческой фирмы «Ревтруд»;
http://ivushka-mebel.ru/ - сайт мебельной фабрики «Ивушка»;
http://www.usoliecbs.ru/ - Муниципальное учреждение культуры «Усольская городская централизованная библиотечная система»;
http://udhsh.ru/ - сайт МБОУ ДОД Детская Художественная Школа г. Усолье-Сибирское;
http://cpx-ussib.orthodoxy.ru/ -
http://project.1september.ru/work.php?id=572172 – сайт издательского дома «Первое сентября», фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»;
http://ddtusolie.ucoz.ru/ - сайт МБОУ ДОД «Дом детского творчества» «Усольская планета детства»;
Литература для обучающихся
-
Бравков, Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. 1967-2007 г.г. Часть первая. Лики времени / Идея и фотографии Юлия Бравкова. - Иркутск: ООО «Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина», 2008. – 295 с.
-
Косых, А.П., Рабецкая, З.И., Сверлик, Г.И. История земли Иркутской. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002. - 101с.
-
Сибирь. 2007. № 2: журнал писателей России. – Иркутск: АНО «Изд-во «Иркутский писатель», 2007. – 214 с.
-
Шаманский, В.Ф. Усолье-Сибирское / В. Ф. Шаманский. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд., 1994. - 219 с.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для проведения занятий аудитории оснащены учебно-лабораторным оборудованием:
-
Интерактивная доска Smart board».
-
Мобильный класс (АРМ учителя + АРМ обучающегося).
-
Система контроля и мониторинга качества знаний OptiVote.
-
Медиатека.
- Международный вебинар «План противодействия коррупции: цели, задачи, наполнение»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории: написание исторического сочинения
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Преподавание истории в контексте реализации культурно-исторического стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
- Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания (ФГОС)