В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Творческая Академия культуры и искусства «Душа России» как условие духовно - нравственного воспитания обучающихся.

Творческая Академия культуры и искусства «Душа России» как условие духовно - нравственного воспитания обучающихся.

Краткое описание
Программа призвана формировать эстетический взгляд на мир, художественно-эстетическую культуру школьников, развивать коммуникативную культуру учащихся, мотивацию познания и творческого самовыражения. Она обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют духовно-нравственному воспитанию подростков, ориентируют обучающихся на развитие способности самосовершенствования.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Педагогический калейдоскоп.doc Скачать

Муниципальное казённое учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №

646023, Омская область, г. Исилькуль, ул. Советская, д.2А

тел. 8-3812-20-903










Творческая Академия культуры и искусства

«Душа России»

как условие духовно - нравственного

воспитания обучающихся.


Программа духовно-нравственного воспитания.



Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 6 – 17 лет





Разработчики:

Воронина Л.А., учитель музыки

Чебоксарова О.М.. зам. директора

по учебно-воспитательной работе










Исилькуль – 2012






План.




I. Введение.


1. Обоснование выбора программы (актуальность).

2. Психолого - педагогические основы программы.

3. Педагогические принципы программы.

4. Цель работы педагогического коллектива.

II. Цели и задачи программы.

1. Концепция программы.

2.Основное содержание программы.

3. Кадровое обеспечение.

III. Механизмы реализации программы.

IV. Ожидаемые результаты.

V. Литература.























I Введение.


  1. Обоснование выбора программы.


«Человек должен родиться

дважды. Один раз –

естественно, а затем –

духовно»

Г.В. Гегель

В наш беспокойный XXI век педагоги, родители, общество в целом особо выделяют проблему духовно-нравственного становления личности. Современное российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно - нравственный кризис усугубляют кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления человека о смысле жизни.

В связи с этим в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства.

Именно поэтому в важнейших нормативных документах - Концепции модернизации Российского образования, ФГОС начального и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России заявлена новая, основная цель Российского образования – обеспечить воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

ФГОС направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Краеугольным камнем в духовно-нравственном становлении личности является искусство.

В концепции предметной области «Искусство» сказано: «Искусство, в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. Именно эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования детей в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития».

Переход на ФГОС указывает, что предметная область «Искусство» должна обеспечить осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно - эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Трудно переоценить значение духовно-нравственного воспитания личности, особенно личности человека, вступающего во взрослую жизнь. Школа уделяет этому направлению воспитательной работы огромное внимание, и каждое образовательное учреждение ищет пути, средства и формы работы для более эффективного воздействия на душу ребёнка.

В нашем образовательном учреждении духовно-нравственному воспитанию отводится важная роль. Более десяти лет назад в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» был создан клуб «Творчество», где соединились в органическом единстве музыка, изобразительное искусство, технология, литература, краеведение и физическая культура как синтез, приводящий к духовно – нравственному развитию личности. А.Соловейчик сказал: «Воспитание – это питание добром через слово, музыку, мазок кисти».

Эта интеграция предметов художественно-эстетического цикла была направлена на изучение культуры и истории родного края, города Исилькуля, своей малой Родины. Воспитание истинного гражданина и патриота являлось основой всей нашей работы.

Программа деятельности клуба была успешно апробирована на муниципальном уровне, представлена на Всероссийский конкурс инновационных проектов в г. Москве и стала Лауреатом данного конкурса. Значимость данной работы по обучению и воспитанию Творчеством, Искусством в его единстве и целостности, соединении разных видов, прежде всего музыки, живописи и литературы, трудно переоценить. Есть выход на ученика, есть победы в различных фестивалях, конкурсах, выставках. За последние годы участники музыкальной и театральной студии показали более 50-ти концертных программ, спектаклей, фольклорных праздников для учащихся школ города, воспитанников детских садов, Дома детства.

Совместно с районной библиотекой проводятся интегрированные уроки, музыкально-литературные гостиные, которые несут огромный положительный заряд. На базе Исилькульского историко – краеведческого музея проводятся мероприятия, где звучат стихи и песни самодеятельных авторов, посвященные городу Исилькулю, выставки работ местных художников И. Короткова, В. Повилягина, В. Костырева и др. Обращаясь к творчеству наших земляков, учителя помогают детям глубже постичь культуру страны в целом и традиции наших предков. Творческие люди живут рядом с нами, прославляют нашу Сибирь, родной край. Их стихи и песни воспитывают в детях будущего гражданина, ответственного за судьбу нашего города, России. Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, гордости за него, сопричастности к истории страны, ответственности за будущее своей малой Родины - задачи, которые решаются при проведении таких мероприятий.

С течением времени деятельность клуба «Творчество» переросла в проект «Творческая Академия культуры и искусства «Душа России», который представляет собой программу работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию обучающихся через органическое соединение предметов художественно-эстетического цикла, объединенных по направлениям в студии, творческие мастерские и реализуемых через мастер - классы.

2. Психолого-педагогические основы программы.

В основе программы лежит личностно - ориентированный подход, реализуемый через:


  • удовлетворение потребностей и интересов детей и подростков, предоставление им возможности для самостоятельности и творчества;


  • объединение детей в студии, творческие мастерские, что удовлетворяет потребностям в дополнительном образовании, эмоциональным контактам, обмену информацией, приобретению опыта социальных отношений и взаимодействий;


  • сочетание и реализация массовых, групповых и индивидуальных форм организации деятельности.


Всё это позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться, попробовать себя в разных социальных ролях. Программа предусматривает не только получение отдельных знаний, умений, но и направлена на творческую активность, развитие потенциальных возможностей детей.

3. Педагогические принципы программы.

В основе программы лежат следующие принципы:


  • доступность предлагаемых форм работы возрастным особенностям детей;


  • принцип гуманизации, отношение к каждому ребенку как к самоценности;


  • принцип духовности, проявляющийся в формировании у детей гуманистических, духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению нравственных норм морали;


  • принцип демократизма, обозначающего воспитание детей, способных жить в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве, сотворчестве, содружестве;


  • принцип гражданственности и патриотизма , предполагающий формирование национального самосознания как одного из основных условий, обеспечивающих связь между поколениями, освоение национальной культуры;


  • принцип толерантности – терпимости к мнению других, милосердие, уважение прав других, сотрудничество;


  • принцип индивидуализации, заключающийся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных способностей;


  • принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений.


1. Концепция программы.


Учитывая особенность предлагаемой программы, педагогический коллектив определяет следующие аспекты деятельности:


Общие цели программы:


  • Предоставить возможности ребенку выразиться в различных видах творческой деятельности в зависимости от его интересов и способностей.


  • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о культуре России и культуре родного края.


  • Воспитывать у обучающихся духовно-нравственные качества.


  • Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к культуре родного края и ответственности за будущее малой Родины и России в целом.


  • Формировать потребность в общении, творческой деятельности и самоорганизации.


  • Способствовать получению и расширению художественных, исторических, экологических, правовых знаний учащихся.


Реализация проекта «Творческая Академия культуры и искусства « Душа России» рассчитана на пять лет:

1. 2009-2010 учебный год – Проектировочный этап.

2. 2010-2011 учебный год – Апробационный этап.

3. 2011-2012 учебный год – Внедренческий этап.

4. 2012- 2013учебный год – Аналитический этап.

Основная идея:

« Наполним добротой сердца и души,

Родного края восхищаясь красотой!» Программа призвана формировать эстетический взгляд на мир, художественно-эстетическую культуру школьников, развивать коммуникативную культуру учащихся, мотивацию познания и творческого самовыражения. Она обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют духовно-нравственному воспитанию подростков, ориентируют обучающихся на развитие способности самосовершенствования. Мастер-классы, как основная форма работы по реализации проекта, направлены на развитие творчества, раскрытие индивидуальных возможностей и способностей ребенка, позволяют подготовить учащихся к различным конкурсам, выставкам, фестивалям, научно-практическим конференциям. Детские вокальные коллективы – «Конопушки» (младшая группа), «Наследие» (старшая группа), вокальный ансамбль педагогического коллектива – активные участники районных и областных мероприятий. В 2011-2012 учебном году участники вокальной студии школы стали Лауреатами областного конкурса «Музыкальные правила дорожного движения», исполнив свою авторскую песню; победителями областного фестиваля детского творчества «Созвездие Прииртышья»; вышли в финал областного отборочного тура фестиваля детской духовной культуры «Преображение», заняли I место в районном конкурсе открытых мероприятий по избирательному праву «Мы и наша гражданская позиция».

Накопленный опыт работы по данному направлению позволил разработать и провести областные телекоммуникационные проекты: 2011 год - «Детство – огромный край, откуда приходит каждый…», 2012 год – «Музыка – мир, расцвеченный красками жизни». Команды обучающихся из разных уголков нашей области и города Омска с удовольствием принимали участие в этих проектах, проявляя своё творчество и повышая интеллектуальный и воспитательный потенциал.

Программа - проект «Творческая Академия культуры и искусства «Душа России» предполагает расширение у учащихся круга знаний по истории России, знание традиций, культуры, обычаев и истории своего родного края, воспитание гражданственности и патриотизма.

Актуальность данной программы основана на очевидном значении в современную эпоху творческого самовыражения учащихся, повышения культурного уровня личности.

Реализация данной программы предполагается через следующие формы работы, которые актуализированы, логически сочетаются и направлены на получение того или иного результата:

  • уроки и внеклассные мероприятия.

  • исследовательская и проектная деятельность

  • научно-практические конференции

  • дискуссии, беседы на патриотические и нравственные темы

  • творческие отчеты

  • комплексные занятия

  • тематические классные часы, дебаты, споры, диспуты

  • студии и спортивные секции

  • конкурсы, фестивали, концерты, выставки

  • факультативные и элективные курсы

  • дни открытых дверей, экскурсии, встречи

  • уроки мужества

  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

Особую роль в реализации данной Программы, как Программы, обеспечивающей духовно-нравственное и всестороннее развитие Личности ребенка, играют мастер-классы, объединенные по соответствующим направлениям. Значимость работы мастер-классов Академии «Душа России» по обучению и воспитанию Творчеством, Искусством в его единстве и целостности, соединении разных видов, прежде всего музыки, живописи и литературы, трудно переоценить. Вся работа направлена на ученика, на создание его портфолио.

Управление данной деятельностью как непрерывным процессом осуществляется через Координационный Творческий Совет, состоящий из директора школы, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителей-предметников, которые являются руководителями того или иного направления деятельности Академии, руководителей мастер-классов, а также консультантов среди учащихся, увлеченных данной деятельностью в большей степени. Творческий совет осуществляет планирование работы, которое может в процессе деятельности изменяться и корректироваться; определяет конечный результат деятельности на том или ином этапе работы; координирует совместный план действий с Управлением образования как ведущей структуры муниципального образования.

2. Основное содержание.


Реализация задач, поставленных в данной программе, обеспечивается через следующие направления работы и соответствующие мастер-классы:

Художественное и декоративно-прикладное направление

Мастер-классы:

а) «Пейзажи родного края», «Уголки Исилькуля» (живопись), руководитель – учитель ИЗО

б) «Русский сувенир», «Чудеса соломки» (народное зодчество, народные промыслы, рукоделие) руководители – учителя технологии, ИЗО


Литературное направление

Мастер-классы:

а) «В мире русской литературы» (словесный фольклор, язык) руководитель – учитель русского языка и литературы

б) Театр кукол «Арлекин» (игровой фольклор)


Музыкально-театральное направление

Мастер-классы

а) «Преданья старины глубокой» (драматический фольклор, народная музыка, народная хореография, народные праздники и обряды) руководитель - учитель музыки

б) «Как не петь нам о земле сибирской» (самостоятельная авторская песня родного края) руководитель – учитель музыки


Историко-культурное и краеведческое направление

Мастер-классы:

а) «Сторонка русская, родная» (религия, быт, обычаи, обряды, этноэтикет) руководитель – учитель краеведения, светской этики

б) «Российские немцы Сибири» руководитель – учитель

немецкого языка


Граждановедческое направление

Мастер-класс:

«Я – гражданин и патриот России» - руководитель-учитель истории и обществознания


Здоровьесберегающее направление

Мастер-классы:

а) «Молодецкие забавы» (народные игры) руководитель – учитель физической культуры

б) «Русская кухня» - руководитель учитель технологии

III. Механизм реализации программы.


1. Подготовительный этап включает:

- подбор кадров;

- комплектование студий, творческих мастерских, разработку документации.


2. Организационный этап включает:

- знакомство;

- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

- формирование законов и условий совместной работы;

- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.


3. Основной этап включает реализацию основных

положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации- организаторы программы:

- познают, отдыхают, трудятся;

- делают открытия в себе, в окружающем мире;

- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

- развивают способность доверять себе и другим;

- укреплять здоровье.


4. Заключительный этап.

Психолого - социально- педагогический анализ результатов.


      1. Ожидаемые результаты.


    • Успешная реализация программы. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве образовательного учреждения.


    • Укрепление нравственного и физического здоровья воспитанников.


    • Развитие творческой активности каждого ребенка.


        • Укрепление связей между разновозрастными группами детей.





      Результат нашей деятельности по реализации данного проекта оценивается по многим показателям и критериям. Детские вокальные коллективы – «Конопушки» (младшая группа), «Наследие» (старшая группа), вокальный ансамбль педагогического коллектива – активные участники районных и областных мероприятий. В 2011 - 2012 учебном году участники вокальной студии школы стали Лауреатами областного конкурса «Музыкальные правила дорожного движения», исполнив свою авторскую песню; победителями областного фестиваля детского творчества «Созвездие Прииртышья»; вышли в финал областного отборочного тура фестиваля детской духовной культуры «Преображение», заняли I место в районном конкурсе открытых мероприятий по избирательному праву «Мы и наша гражданская позиция».

      Накопленный опыт работы по данному направлению позволил разработать и провести областные телекоммуникационные проекты: 2011 год - «Детство – огромный край, откуда приходит каждый…», 2012 год – «Музыка – мир, расцвеченный красками жизни». Команды обучающихся из разных уголков нашей области и города Омска с удовольствием принимали участие в этих проектах, проявляя своё творчество и повышая интеллектуальный и воспитательный потенциал.

      Органичное сочетание различных видов деятельности решает проблему развития творческого потенциала учителя, а особенно ученика, потому что, как сказал Академик Д.С. Лихачев «Каждый человек талантлив, особенно дети». Это сочетание создает оптимальные условия для активной познавательной деятельности учащихся, служит систематизации и обобщению полученных знаний и в итоге – духовно-нравственному развитию Личности в целом, той личности, на которую направлена реализация ФГОС, которая будет жить и работать в новой стране, где происходит становление новой системы образования, ориентированной на духовно-нравственное воспитание, формирование таких качеств юных граждан, как приверженность демократическим ценностям, чувства социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины.

      Предметы художественно-эстетического цикла, на которых основаны мастер-классы «Творческой Академии культуры и искусства «Душа России», наряду с предметом «Основы религиозных культур и светской этики» развивают души человеческие, так как «искусство призвано выполнять великую миссию – делать человека человеком» (Г.Свиридов). Преподаватели, выступая друзьями и наставниками обучающихся, находят свои особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, творчеством и красотой, искренней созидающей любовью. Разнообразная работа, основанная на Творчестве, помогает ребенку обрести себя в культуре, истории человечества, так как современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Результатом данной деятельности как Творчества в его единстве является Единство образования и воспитания в его духовно-нравственном проявлении. Если духовно развивать человека средствами культуры и искусства, то это благотворно повлияет на выбор его жизненных позиций. Укрепление нравственности – необходимое условие нашей жизни для движения вперёд.













      Педагогический калейдоскоп.rar Скачать
      Обсуждение материала
      Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос