В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Линзы"

Урок "Линзы"

Вера Большакова
Тип материала: Урок
просмотров: 3535
Краткое описание
Дать знания о линзах их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы
Описание
Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение понятий линзы выпуклой и вогнутой, рассеивающей и собирающей. Формировать у учащихся умение самостоятельной, практической и учебно-исследовательской работы. Демонстрации: выпуклые и вогнутые линзы, прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы. Лабораторное оборудование для учащихся: линзы собирающие и рассеивающие, экран, линейка.
Домашнее задание. Акцентирую внимание на запись на доске с домашним заданием. Комментирую выполнение учебно-исследовательской работы с линзами-каплями. Раздаю карточки с порядком выполнения работы. Предлагаю, по желанию, подготовить к следующему уроку сообщение об Антони ван Левенгуке.

Приложение. Карточка с ходом выполнения домашней учебно-исследовательской лабораторной работы:
  • Каплю жидкости (вода, масло, силикатный клей и т.д.) поместить на кусочек плотной полиэтиленовой пленки или на прозрачную линейку. Пронаблюдать её действие в качестве линзы. Источник света – настольная лампа. Необходимо получить четкое изображение нити настольной лампы.
  • Измерить фокусное расстояние капли-линзы.
  • Сравнить фокусное расстояние и оптическую силу линз-капель из различных жидкостей и различных диаметров. Данные занести в таблицу, составленную самостоятельно.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Текст урока Линзы.docx Скачать

D:\ВЕРА\Линзы\uchmet_120_60.gif

Автор: Большакова Вера Владимировна

Учитель МОУ СОШ №29 г. Твери

Предмет физика

Продолжительность урока: 45 минут

Учебник: Перышкин А.В. физика 8 класс

Использование информационных технологий: презентация Power Point из 11 слайдов в качестве сопровождения лекции учителя.

Цель урока: «Дать знания о линзах их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым, возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы»

Урок физики по теме: «Линзы» 8 класс. Базовый уровень.

Цель урока: дать знания о линзах и их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым, возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы.

Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение понятий линзы выпуклой и вогнутой, рассеивающей и собирающей. Формировать у учащихся умение самостоятельной, практической и учебно-исследовательской работы.

Демонстрации: выпуклые и вогнутые линзы, прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы.

Лабораторное оборудование для учащихся: линзы собирающие и рассеивающие, экран, линейка.

План-хронометраж урока



п/п

Этап

урока

Времямин.

слайда

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1

Организационный

момент

1


Сообщение плана урока


2

Актуализация

знаний

5


Задает вопросы по рисунку на доске. Проверяет правильность ответа.

Отвечают на вопросы. Делают записи в тетради, доске.

3

Целеполгание

1


Знакомство с устройствами для управления световыми пучками.

Стараются сформулировать тему урока.







4

Изучение нового материала

4

3

Постановка задачи этапа и промежуточная проверка знаний

Самостоятельная работа с учебником. Делают рисунки в тетради.



13

4

Демонстрация свойств линз.

Слушают, наблюдают, записывают.



2

5.6

Предлагает определить, на ощупь, какая линза собирающая, какая рассеивающая

Практическая работа с линзами. Делают устный вывод.




7

Объяснение по слайдам

Делают записи в тетради

5

Кратковременная лаб. работа по определению фокусного расстояния собирающей линзы

9

8

Поясняет ход выполнения работы.

Выполняют лабораторную работу, результаты записывают в виде задачи. Делают расчеты.

6

Первичное закрепление знаний и их коррекция

5

9,10


Работа с тестом с последующей самопроверкой. Задают вопросы учителю.

7

Домашнее задание

4

11

Раздаёт карточки с описанием и ходом выполнения домашней лабораторной работы.

Делают записи в дневнике.

8

Итог урока

1


Учитель задает вопросы учащимся.

Учащиеся отвечают на вопросы.



Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Создание позитивного настроя урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает выполнить задания, заранее приготовленные на доске, самостоятельно с последующей проверкой. Акцентируется внимание на последнем рисунке.

Построить дальнейший ход лучей:

Воздух Воздух Воздух

Вода Вода Вода

  1. Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с устройствами для управления световыми пучками (лучами), в которых применяется преломление света, Это устройство можно обнаружить в фотоаппаратах, кинокамерах и т.д. Как вы, думаете, как оно называется? Если ответ не последует можно привести в качестве примера лупу - увеличительное стекло. Все вместе формулируем тему урока.

  1. Изложение нового материала.

4.1.Как получить устройство для управления световыми пучками? Читают самостоятельно на указанных страницах, Делают записи в тетради. Проверяем сделанное, демонстрируя слайд №3. Учащиеся отвечают на вопросы. Как называется прямая С1С2? Как называется точка О?

.2. Демонстрация свойств линз. Эксперимент провожу с помощью оптического диска с соответствующими приспособлениями. Вначале показываю один луч – центральный, затем предлагаю подумать, как пойдут боковые лучи? Что представляет собой верхняя часть линзы? При необходимости возвращаюсь к рисунку призмы на доске. Обращаю внимание на то, что лучи, испытывая двулучепреломление отклоняются к основанию трехгранной призмы. Проверяем предположение экспериментально. Аналогично рассматривается рассеивающая линза.

4.3. Делаем рисунки, обозначаем точки.



O F F O



OF – фокусное расстояние, F –фокус, где собираются лучи.

Лучи действительно пересеклись - фокус действительный + F. Линза собирающая.

Лучи мнимо пересеклись - фокус мнимый - F. Линза рассеивающая.




Работа со слайдом №4 Показываем, что у линзы два фокуса, если посылать свет с разных сторон. Возвращаемся к рисунку и указываем точку второго фокуса.

Работа со слайдом №5,6. Линзы с различными фокусными расстояниями. Прошу сделать вывод. Записываем определение: «Преломляющая способность линзы зависит от её фокусного расстояния и называется оптической силой линзы».

D = +1 / F D = – 1 / F D – оптическая сила в единицах СИ (1/м = м-1 = 1диоптрия)

Учащиеся определяют на ощупь вид линз, дают комментарии. Работа со слайдом №7 с различными видами линз.

5. Кратковременная лабораторная работа по определению фокусного расстояния собирающей линзы и определение её оптической силы. Порядок выполнения работы и правильную запись результатов предлагаю изучить по слайду №8.

6.Первичное закрепление и коррекция знаний. Учащиеся выполняют тест, представленный на слайде №9. Ответы на слайде №10. Проверяем, исправляем ошибки, проводим корректировку знаний.

7.Домашнее задание. Акцентирую внимание на запись на доске с домашним заданием. Комментирую выполнение учебно-исследовательской работы с линзами-каплями. Раздаю карточки с порядком выполнения работы. Предлагаю, по желанию, подготовить к следующему уроку сообщение об Антони ван Левенгуке.

8. Итог урока. Дети ответили на вопросы.

Что нового они узнали? С чем познакомились? Чему научились? Чем запомнился урок?

Литература.

1.Учебник физики 8 класс. А.В. Перышкин «Дрофа» 2010г.

2.Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы под редакцией А.В. Усовой. Москва «Просвещение» 1990 г.

3.Физика в школе 1982г. №1 Ушаков Н.П. «Фронтальные опыты с линзами-каплями»

4.Фронтальные экспериментальные задания по физике под редакцией В.А. Бурова. Москва «Просвещение» 1994г.

5.Универсальные поурочные разработки по физике В.А. Волков. Москва «Вако» 2006г.

6.Class-fizirf.narod.ru. Мультимедиа 8 класс. Оптика.

7.Сборник задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Москва «Просвещение» 2010г.

Приложение.

Карточка с ходом выполнения домашней учебно-исследовательской лабораторной работы.

  1. Каплю жидкости (вода, масло, силикатный клей и т.д.) поместить на кусочек плотной полиэтиленовой пленки или на прозрачную линейку. Пронаблюдать её действие в качестве линзы. Источник света – настольная лампа. Необходимо получить четкое изображение нити настольной лампы.

  2. Измерить фокусное расстояние капли-линзы.

  3. Сравнить фокусное расстояние и оптическую силу линз-капель из различных жидкостей и различных диаметров. Данные занести в таблицу, составленную самостоятельно.





Презентация к уроку Линзы.rar Скачать
Текст урока Линзы.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос