Урок "Линзы"
Домашнее задание. Акцентирую внимание на запись на доске с домашним заданием. Комментирую выполнение учебно-исследовательской работы с линзами-каплями. Раздаю карточки с порядком выполнения работы. Предлагаю, по желанию, подготовить к следующему уроку сообщение об Антони ван Левенгуке.
Приложение. Карточка с ходом выполнения домашней учебно-исследовательской лабораторной работы:
- Каплю жидкости (вода, масло, силикатный клей и т.д.) поместить на кусочек плотной полиэтиленовой пленки или на прозрачную линейку. Пронаблюдать её действие в качестве линзы. Источник света – настольная лампа. Необходимо получить четкое изображение нити настольной лампы.
- Измерить фокусное расстояние капли-линзы.
- Сравнить фокусное расстояние и оптическую силу линз-капель из различных жидкостей и различных диаметров. Данные занести в таблицу, составленную самостоятельно.
Автор: Большакова Вера Владимировна
Учитель МОУ СОШ №29 г. Твери
Предмет физика
Продолжительность урока: 45 минут
Учебник: Перышкин А.В. физика 8 класс
Использование информационных технологий: презентация Power Point из 11 слайдов в качестве сопровождения лекции учителя.
Цель урока: «Дать знания о линзах их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым, возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы»
Урок физики по теме: «Линзы» 8 класс. Базовый уровень.
Цель урока: дать знания о линзах и их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым, возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы.
Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение понятий линзы выпуклой и вогнутой, рассеивающей и собирающей. Формировать у учащихся умение самостоятельной, практической и учебно-исследовательской работы.
Демонстрации: выпуклые и вогнутые линзы, прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы.
Лабораторное оборудование для учащихся: линзы собирающие и рассеивающие, экран, линейка.
План-хронометраж урока
№ п/п |
Этап урока |
Времямин. |
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||
1 |
Организационный момент |
1 |
|
Сообщение плана урока |
|
|||||
2 |
Актуализация знаний |
5 |
|
Задает вопросы по рисунку на доске. Проверяет правильность ответа. |
Отвечают на вопросы. Делают записи в тетради, доске. |
|||||
3 |
Целеполгание |
1 |
|
Знакомство с устройствами для управления световыми пучками. |
Стараются сформулировать тему урока. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
4 |
Изучение нового материала |
4 |
3 |
Постановка задачи этапа и промежуточная проверка знаний |
Самостоятельная работа с учебником. Делают рисунки в тетради. |
|||||
|
|
13 |
4 |
Демонстрация свойств линз. |
Слушают, наблюдают, записывают. |
|||||
|
|
2 |
5.6 |
Предлагает определить, на ощупь, какая линза собирающая, какая рассеивающая |
Практическая работа с линзами. Делают устный вывод. |
|||||
|
|
|
7 |
Объяснение по слайдам |
Делают записи в тетради |
|||||
5 |
Кратковременная лаб. работа по определению фокусного расстояния собирающей линзы |
9 |
8 |
Поясняет ход выполнения работы. |
Выполняют лабораторную работу, результаты записывают в виде задачи. Делают расчеты. |
|||||
6 |
Первичное закрепление знаний и их коррекция |
5 |
9,10 |
|
Работа с тестом с последующей самопроверкой. Задают вопросы учителю. |
|||||
7 |
Домашнее задание |
4 |
11 |
Раздаёт карточки с описанием и ходом выполнения домашней лабораторной работы. |
Делают записи в дневнике. |
|||||
8 |
Итог урока |
1 |
|
Учитель задает вопросы учащимся. |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Конспект урока.
-
Организационный момент.
Приветствие. Создание позитивного настроя урока.
-
Актуализация знаний.
Учитель предлагает выполнить задания, заранее приготовленные на доске, самостоятельно с последующей проверкой. Акцентируется внимание на последнем рисунке.
Построить дальнейший ход лучей:
Воздух Воздух Воздух
Вода Вода Вода
-
Целеполагание.
Сегодня мы познакомимся с устройствами для управления световыми пучками (лучами), в которых применяется преломление света, Это устройство можно обнаружить в фотоаппаратах, кинокамерах и т.д. Как вы, думаете, как оно называется? Если ответ не последует можно привести в качестве примера лупу - увеличительное стекло. Все вместе формулируем тему урока.
-
Изложение нового материала.
4.1.Как получить устройство для управления световыми пучками? Читают самостоятельно на указанных страницах, Делают записи в тетради. Проверяем сделанное, демонстрируя слайд №3. Учащиеся отвечают на вопросы. Как называется прямая С1С2? Как называется точка О?
.2. Демонстрация свойств линз. Эксперимент провожу с помощью оптического диска с соответствующими приспособлениями. Вначале показываю один луч – центральный, затем предлагаю подумать, как пойдут боковые лучи? Что представляет собой верхняя часть линзы? При необходимости возвращаюсь к рисунку призмы на доске. Обращаю внимание на то, что лучи, испытывая двулучепреломление отклоняются к основанию трехгранной призмы. Проверяем предположение экспериментально. Аналогично рассматривается рассеивающая линза.
4.3. Делаем рисунки, обозначаем точки.
O F F O
OF – фокусное расстояние, F –фокус, где собираются лучи.
Лучи действительно пересеклись - фокус действительный + F. Линза собирающая. |
Лучи мнимо пересеклись - фокус мнимый - F. Линза рассеивающая. |
Работа со слайдом №4 Показываем, что у линзы два фокуса, если посылать свет с разных сторон. Возвращаемся к рисунку и указываем точку второго фокуса.
Работа со слайдом №5,6. Линзы с различными фокусными расстояниями. Прошу сделать вывод. Записываем определение: «Преломляющая способность линзы зависит от её фокусного расстояния и называется оптической силой линзы».
D = +1 / F D = – 1 / F D – оптическая сила в единицах СИ (1/м = м-1 = 1диоптрия)
Учащиеся определяют на ощупь вид линз, дают комментарии. Работа со слайдом №7 с различными видами линз.
5. Кратковременная лабораторная работа по определению фокусного расстояния собирающей линзы и определение её оптической силы. Порядок выполнения работы и правильную запись результатов предлагаю изучить по слайду №8.
6.Первичное закрепление и коррекция знаний. Учащиеся выполняют тест, представленный на слайде №9. Ответы на слайде №10. Проверяем, исправляем ошибки, проводим корректировку знаний.
7.Домашнее задание. Акцентирую внимание на запись на доске с домашним заданием. Комментирую выполнение учебно-исследовательской работы с линзами-каплями. Раздаю карточки с порядком выполнения работы. Предлагаю, по желанию, подготовить к следующему уроку сообщение об Антони ван Левенгуке.
8. Итог урока. Дети ответили на вопросы.
Что нового они узнали? С чем познакомились? Чему научились? Чем запомнился урок?
Литература.
1.Учебник физики 8 класс. А.В. Перышкин «Дрофа» 2010г.
2.Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы под редакцией А.В. Усовой. Москва «Просвещение» 1990 г.
3.Физика в школе 1982г. №1 Ушаков Н.П. «Фронтальные опыты с линзами-каплями»
4.Фронтальные экспериментальные задания по физике под редакцией В.А. Бурова. Москва «Просвещение» 1994г.
5.Универсальные поурочные разработки по физике В.А. Волков. Москва «Вако» 2006г.
6.Class-fizirf.narod.ru. Мультимедиа 8 класс. Оптика.
7.Сборник задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Москва «Просвещение» 2010г.
Приложение.
Карточка с ходом выполнения домашней учебно-исследовательской лабораторной работы.
-
Каплю жидкости (вода, масло, силикатный клей и т.д.) поместить на кусочек плотной полиэтиленовой пленки или на прозрачную линейку. Пронаблюдать её действие в качестве линзы. Источник света – настольная лампа. Необходимо получить четкое изображение нити настольной лампы.
-
Измерить фокусное расстояние капли-линзы.
-
Сравнить фокусное расстояние и оптическую силу линз-капель из различных жидкостей и различных диаметров. Данные занести в таблицу, составленную самостоятельно.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»