Особенности формирования нравственных ценностей у воспитанников в условиях закрытого общеобразовательного учебного заведения.
Краткое описание
Данный материал окажет помощь классному руководителю и воспитателю в работе с воспитанниками в условиях общеобразовательного учреждения закрытого типа.
Описание
Особенности формирования нравственных ценностей у воспитанников
в условиях закрытого общеобразовательного учебного заведения
М.В. Рязанцева, воспитатель (с функционалом классного руководителя)
ФГКУ«Ставропольское президентское кадетское училище»
Процессу формирования современного образования соответствует поиск новых подходов к проблемам нравственного воспитания в соответствии с изменяющимися потребностями современного мира. Из этого следует, что цели, принципы, содержание, методы и формы нравственного воспитания исторически изменчивы. В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Совокупность социально значимых ценностей по этой классификации включает следующее: жизнь, человек, познание, красота, труд, отечество [6]. Разрушение ценностной основы может привести к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), – выход, из которого возможен путем поддержания общечеловеческих ценностей или обретения новых ценностей. Мы будем рассматривать «ценность» как значимость явлений, объектов, стереотипов поведения, влияющих на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка, позволит ему продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании [12].
Важно отметить, что нравственные ценности не являются врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми, обучения. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя его моральный облик. Нравственный человек – тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ребенок в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля извне [4].
Эффективность формирования нравственных ценностей у подростка во многом зависит от следующих обстоятельств: реализации социокультурных задач общеобразовательного учреждения, ценностно-культурного потенциала преподавательского состава и окружающего социума; обеспечении в учебно-воспитательном процессе возможности личностного выбора и принятие воспитанниками нравственных ценностей и мировоззренческих идей.
Е.В. Бондаревская выделяет следующие этапы развития ценностных ориентаций [8]:
а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);
б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.);
в) воспитание культуры (знание «родного» и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.);
г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.);
д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.);
е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.
Мои наблюдения в процессе работы в учебном заведении закрытого типа подтверждают заключения ряда ученых. Суть в том, что формирование нравственных ценностей у младших подростков, имеют определенную специфику и трудности, возникающие в педагогической и внеклассной работе[14]:
— объединение детей-сирот и ребят с неблагоприятным социальным прошлым в единую группу со сверстниками, воспитывавшимися ранее в семьях;
— моногендерный состав классных коллективов;
-особенности подросткового и младшего подросткового возраста.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости — «Я-концепция». Чаще всего подростки выражают протест взрослым, так как не чувствуют, что их слышат, воспринимают их точку зрения. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения, наблюдаемые у воспитанников, особенно это хорошо видно у мальчиков, связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. В процессе воспитания таких воспитанников, необходимо научиться анализировать их поведение, понимать закономерности и специфику поведенческих реакций. Закономерности поведения этих воспитанников характерны для всех сверстников и связаны с возрастными особенностями и возрастными кризисами. Специфические поведенческие реакции связаны с условиями воспитания в предыдущий период жизни в семье и в детском доме. К специфическим поведенческим реакциям можно отнести следующие:
– потребительские наклонности, сформированные в условиях детского дома (дети-сироты твёрдо убеждены, что окружающие обязаны удовлетворять все их потребности);
– эгоистические реакции, связанные с оценкой происходящих событий с точки зрения выгоды для себя;
– легкомысленное отношение к жизни, неумение и нежелание прогнозировать последствия своих поступков;
– противоречивость поступков, обусловленную дисгармоничным развитием (отдельные психические функции у ребёнка могут быть развиты в соответствии с возрастом, а иногда быть даже выше возрастной нормы, в то время как развитие эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и некоторых психических функций достаточно грубо нарушено, что создаёт внутреннюю напряжённость и противоречивость желаний и чувств);
– повышенную конфликтность во взаимоотношениях с окружающими;
–неустойчивость или отсутствие интересов, когда нет мотива достижения, стремления обрести позитивный социальный опыт и овладеть конструктивными способами самоутверждения в обществе;
– недостаточность или отсутствие морально-этических норм, которые формируются в семье в раннем и дошкольном возрасте [14].
Восприятие каждого воспитанника как самостоятельной личности, знание основных закономерностей возрастного развития, без фиксирования внимания окружающих на их прошлом – является основой для полноценной социальной адаптации воспитанников к новым образовательным условиям. Организация воспитательной работы с воспитанниками – сложный и трудоёмкий процесс, который должен быть направлен на создание условий для развития их способностей, формирования образцов конструктивного поведения и морально этических, нравственных ценностей. Сложность воспитания связана, прежде всего, с тем, что преподаватели и воспитатели в достаточно короткий срок должны приучить ребят к новому позитивному поведенческому стереотипу. И если в родных семьях ребёнка воспитывают с «чистого листа», то задача воспитателей – работать с практически уже сложившейся в депривированных условиях личностью. Именно эта особенность и послужила необходимостью изучения вопроса формирования нравственных ценностей у воспитанников в условиях закрытого общеобразовательного учреждения, и придало изучению данной темы такую актуальность. Постепенно, взаимодействуя с кадетами, преподаватели и воспитатели должны перестроить их мотивационно-потребностную сферу, переключая их чувства и переживания на общественно полезные и социально значимые дела. Для детей-социальных сирот характерно отсутствие или «искаженное» представление о нравственных нормах в силу условий их воспитания в раннем детстве в кровных семьях и в детских домах. У воспитанников оказываются несформированными такие нравственные качества личности, как сострадание, чувство стыда, совестливость, стремление следовать правилам, трудолюбие, сформированы искажённые нравственные нормы и принципы. Так, воспитанные в условиях групповой жизни дети-сироты убеждены, что нельзя обращаться за помощью – это воспринимается как «попрошайничество» или ябедничество. Особенности нравственного развития приводят к деформации взаимодействия ребёнка с окружающими. Например, формируется чувство товарищества, основанное на круговой поруке, и вместе с тем убеждение, что у своих же товарищей можно воровать. Между одноклассниками наблюдаются трудности в общении с детьми, которые ранее проживали в благополучных семьях. Ограниченные знания о многообразии взаимоотношений в социальном мире приводят у этих воспитанников к искажённому формированию понимания социальных ролей.
Этапы формирования нравственных ценностей у воспитанников, предложенные Г.Н. Соломатиной, оптимально подходят для воспитателей и их практического использования в работе с классом. Целью ориентировочного этапа является выработка на основе подражания элементарных нравственных основ поведения, к которым можно отнести соблюдение гигиенических требований взрослого, воспитание уважительного отношения к членам замещающей семьи – воспитателям, овладение простейшими нормами взаимоотношений с окружающими. Уместны групповые беседы, тренинги, направленные на сплочение группы. Аналитический этап имеет своей целью усвоение нравственных понятий. Этот этап посвящён изучению и анализу поступков окружающих взрослых и детей, литературных персонажей и собственных действий. На этом этапе у воспитанников необходимо сформировать собственные стереотипы поведения, научить анализировать поведение других людей и собственное поведение. Этому способствует просмотр телепередач, фильмов, чтение художественной литературы. С классом можно обсуждать нравственные поступки героев, устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий, давать нравственную оценку, эмоционально выражать своё отношение к конкретным героям, выделяя нравственную норму их поведения. На формирующем этапе основной целью является выработка навыка самостоятельного применения знаний о нравственных нормах в разных видах деятельности (в игровой, учебной деятельности, в общении).У воспитанников необходимо сформировать самостоятельные позитивные стереотипы поведения, соответствующего нравственным нормам общества. При обучении воспитанников позитивному поведению, важно, научить самостоятельно выбирать способ действия в конкретной ситуации. Для этого следует объяснять причины поступков и их следствия, сформировать позитивное отношение к окружающему миру. Основными качествами личности при этом являются сострадание, сопереживание, доброжелательность, дружелюбие, готовность прийти на помощь, терпимость к чужим недостаткам и мнению своих сверстников. Воспитание позитивного отношения к миру начинается с личного примера. Воспитанники должны стараться проявлять уважение и доброжелательное отношение к каждому из своих одноклассников. В классе воспитателю необходимо быть особенно внимательным при оценивании поступков ребят, не допускать их оскорбления, унижения личности. Очень важно хвалить воспитанников, говорить им о своих чувствах, тем самым приобщая их ценностям любви и взаимного уважения: «Как мне приятно, когда ты обо мне заботишься», «Хорошо, что у нас в классе учатся такие внимательные кадеты». Проявления заботы и внимания можно воспитывать и в процессе бытовой деятельности, например при уборке своих жилых комнат, и дежурств, отмечая старательность и ответственность воспитанников. Постепенно воспитанники примут нормы нравственного поведения. Дополнительно важно проводить классные часы на тему: «Ценности и их роль в жизни человека», «Дружба», «Мы такие разные, но все мы люди», огоньки-анализы по итогам дня, собрания класса с привлечением ученического самоуправления.
Подводя итог можно сказать, что становление системы ценностей – это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются большим реформациям, преобразуются из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные. В свою очередь он предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методике, логике образовательного процесса, а также личности самого преподавателя, воспитателя. Именно воспитатель, обладающий высоким уровнем нравственных установок и убеждений, способен передать подрастающему поколению совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Очень важно чтобы воспитатель строил свое взаимодействие с группой как воспитатель-друг и наставник, дающий каждому право на свое мнение. Именно такой воспитатель по праву может стать «авторитетом» для воспитанников и быть примером для подражания во всех сферах жизнедеятельности: коммуникативной, поведенческой, научной, бытовой, а также во внешности и культуре речи. Воспитатель в закрытом учебном заведении становится координатором жизни ребенка, именно он становится помощником в разрешении проблемных ситуаций в классе, выборе секций дополнительного образования и т.д.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968.С.12
2. Барбаров П. Я. Я работал с А. С. Макаренко//Педагогика. 1993, №2. –С.102 – 105.
3. Бербешкина З.А. Совесть и справедливость. М., 1987.С. 47
4. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М, 1981.С.13
5. В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина Ценности семейной жизни. Москва 2010.С.230-241
6. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.С.211-212.
7. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2. С.31-42.
8. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. М., 1965. С.189-205.
9. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984.С. 47
10. И.С. Артюхова Настольная книга классного руководителя. 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009.С.234
11. Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990. С.47-58.
12. Мальковская Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников // Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1979. С.7-18.
13. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации/ авт.-сост.: В.Д. Лихвар, Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый. Ростов н/Д: Феникс,2010. С.411.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русскогоязыка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. Азбуковник, 1997. С.15-18
15. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья /В.Н. Ослон. – М.С.136
16. Соломатина, Г.Н. Адаптация детей сирот к условиям приемной семьи / Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. – 2008. – № 6.
17. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора. – Ростов н/Д: Феникс, С. 2010.- 562.
в условиях закрытого общеобразовательного учебного заведения
М.В. Рязанцева, воспитатель (с функционалом классного руководителя)
ФГКУ«Ставропольское президентское кадетское училище»
Процессу формирования современного образования соответствует поиск новых подходов к проблемам нравственного воспитания в соответствии с изменяющимися потребностями современного мира. Из этого следует, что цели, принципы, содержание, методы и формы нравственного воспитания исторически изменчивы. В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Совокупность социально значимых ценностей по этой классификации включает следующее: жизнь, человек, познание, красота, труд, отечество [6]. Разрушение ценностной основы может привести к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), – выход, из которого возможен путем поддержания общечеловеческих ценностей или обретения новых ценностей. Мы будем рассматривать «ценность» как значимость явлений, объектов, стереотипов поведения, влияющих на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка, позволит ему продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании [12].
Важно отметить, что нравственные ценности не являются врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми, обучения. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя его моральный облик. Нравственный человек – тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ребенок в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля извне [4].
Эффективность формирования нравственных ценностей у подростка во многом зависит от следующих обстоятельств: реализации социокультурных задач общеобразовательного учреждения, ценностно-культурного потенциала преподавательского состава и окружающего социума; обеспечении в учебно-воспитательном процессе возможности личностного выбора и принятие воспитанниками нравственных ценностей и мировоззренческих идей.
Е.В. Бондаревская выделяет следующие этапы развития ценностных ориентаций [8]:
а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);
б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.);
в) воспитание культуры (знание «родного» и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.);
г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.);
д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.);
е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.
Мои наблюдения в процессе работы в учебном заведении закрытого типа подтверждают заключения ряда ученых. Суть в том, что формирование нравственных ценностей у младших подростков, имеют определенную специфику и трудности, возникающие в педагогической и внеклассной работе[14]:
— объединение детей-сирот и ребят с неблагоприятным социальным прошлым в единую группу со сверстниками, воспитывавшимися ранее в семьях;
— моногендерный состав классных коллективов;
-особенности подросткового и младшего подросткового возраста.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости — «Я-концепция». Чаще всего подростки выражают протест взрослым, так как не чувствуют, что их слышат, воспринимают их точку зрения. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения, наблюдаемые у воспитанников, особенно это хорошо видно у мальчиков, связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. В процессе воспитания таких воспитанников, необходимо научиться анализировать их поведение, понимать закономерности и специфику поведенческих реакций. Закономерности поведения этих воспитанников характерны для всех сверстников и связаны с возрастными особенностями и возрастными кризисами. Специфические поведенческие реакции связаны с условиями воспитания в предыдущий период жизни в семье и в детском доме. К специфическим поведенческим реакциям можно отнести следующие:
– потребительские наклонности, сформированные в условиях детского дома (дети-сироты твёрдо убеждены, что окружающие обязаны удовлетворять все их потребности);
– эгоистические реакции, связанные с оценкой происходящих событий с точки зрения выгоды для себя;
– легкомысленное отношение к жизни, неумение и нежелание прогнозировать последствия своих поступков;
– противоречивость поступков, обусловленную дисгармоничным развитием (отдельные психические функции у ребёнка могут быть развиты в соответствии с возрастом, а иногда быть даже выше возрастной нормы, в то время как развитие эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и некоторых психических функций достаточно грубо нарушено, что создаёт внутреннюю напряжённость и противоречивость желаний и чувств);
– повышенную конфликтность во взаимоотношениях с окружающими;
–неустойчивость или отсутствие интересов, когда нет мотива достижения, стремления обрести позитивный социальный опыт и овладеть конструктивными способами самоутверждения в обществе;
– недостаточность или отсутствие морально-этических норм, которые формируются в семье в раннем и дошкольном возрасте [14].
Восприятие каждого воспитанника как самостоятельной личности, знание основных закономерностей возрастного развития, без фиксирования внимания окружающих на их прошлом – является основой для полноценной социальной адаптации воспитанников к новым образовательным условиям. Организация воспитательной работы с воспитанниками – сложный и трудоёмкий процесс, который должен быть направлен на создание условий для развития их способностей, формирования образцов конструктивного поведения и морально этических, нравственных ценностей. Сложность воспитания связана, прежде всего, с тем, что преподаватели и воспитатели в достаточно короткий срок должны приучить ребят к новому позитивному поведенческому стереотипу. И если в родных семьях ребёнка воспитывают с «чистого листа», то задача воспитателей – работать с практически уже сложившейся в депривированных условиях личностью. Именно эта особенность и послужила необходимостью изучения вопроса формирования нравственных ценностей у воспитанников в условиях закрытого общеобразовательного учреждения, и придало изучению данной темы такую актуальность. Постепенно, взаимодействуя с кадетами, преподаватели и воспитатели должны перестроить их мотивационно-потребностную сферу, переключая их чувства и переживания на общественно полезные и социально значимые дела. Для детей-социальных сирот характерно отсутствие или «искаженное» представление о нравственных нормах в силу условий их воспитания в раннем детстве в кровных семьях и в детских домах. У воспитанников оказываются несформированными такие нравственные качества личности, как сострадание, чувство стыда, совестливость, стремление следовать правилам, трудолюбие, сформированы искажённые нравственные нормы и принципы. Так, воспитанные в условиях групповой жизни дети-сироты убеждены, что нельзя обращаться за помощью – это воспринимается как «попрошайничество» или ябедничество. Особенности нравственного развития приводят к деформации взаимодействия ребёнка с окружающими. Например, формируется чувство товарищества, основанное на круговой поруке, и вместе с тем убеждение, что у своих же товарищей можно воровать. Между одноклассниками наблюдаются трудности в общении с детьми, которые ранее проживали в благополучных семьях. Ограниченные знания о многообразии взаимоотношений в социальном мире приводят у этих воспитанников к искажённому формированию понимания социальных ролей.
Этапы формирования нравственных ценностей у воспитанников, предложенные Г.Н. Соломатиной, оптимально подходят для воспитателей и их практического использования в работе с классом. Целью ориентировочного этапа является выработка на основе подражания элементарных нравственных основ поведения, к которым можно отнести соблюдение гигиенических требований взрослого, воспитание уважительного отношения к членам замещающей семьи – воспитателям, овладение простейшими нормами взаимоотношений с окружающими. Уместны групповые беседы, тренинги, направленные на сплочение группы. Аналитический этап имеет своей целью усвоение нравственных понятий. Этот этап посвящён изучению и анализу поступков окружающих взрослых и детей, литературных персонажей и собственных действий. На этом этапе у воспитанников необходимо сформировать собственные стереотипы поведения, научить анализировать поведение других людей и собственное поведение. Этому способствует просмотр телепередач, фильмов, чтение художественной литературы. С классом можно обсуждать нравственные поступки героев, устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий, давать нравственную оценку, эмоционально выражать своё отношение к конкретным героям, выделяя нравственную норму их поведения. На формирующем этапе основной целью является выработка навыка самостоятельного применения знаний о нравственных нормах в разных видах деятельности (в игровой, учебной деятельности, в общении).У воспитанников необходимо сформировать самостоятельные позитивные стереотипы поведения, соответствующего нравственным нормам общества. При обучении воспитанников позитивному поведению, важно, научить самостоятельно выбирать способ действия в конкретной ситуации. Для этого следует объяснять причины поступков и их следствия, сформировать позитивное отношение к окружающему миру. Основными качествами личности при этом являются сострадание, сопереживание, доброжелательность, дружелюбие, готовность прийти на помощь, терпимость к чужим недостаткам и мнению своих сверстников. Воспитание позитивного отношения к миру начинается с личного примера. Воспитанники должны стараться проявлять уважение и доброжелательное отношение к каждому из своих одноклассников. В классе воспитателю необходимо быть особенно внимательным при оценивании поступков ребят, не допускать их оскорбления, унижения личности. Очень важно хвалить воспитанников, говорить им о своих чувствах, тем самым приобщая их ценностям любви и взаимного уважения: «Как мне приятно, когда ты обо мне заботишься», «Хорошо, что у нас в классе учатся такие внимательные кадеты». Проявления заботы и внимания можно воспитывать и в процессе бытовой деятельности, например при уборке своих жилых комнат, и дежурств, отмечая старательность и ответственность воспитанников. Постепенно воспитанники примут нормы нравственного поведения. Дополнительно важно проводить классные часы на тему: «Ценности и их роль в жизни человека», «Дружба», «Мы такие разные, но все мы люди», огоньки-анализы по итогам дня, собрания класса с привлечением ученического самоуправления.
Подводя итог можно сказать, что становление системы ценностей – это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются большим реформациям, преобразуются из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные. В свою очередь он предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методике, логике образовательного процесса, а также личности самого преподавателя, воспитателя. Именно воспитатель, обладающий высоким уровнем нравственных установок и убеждений, способен передать подрастающему поколению совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Очень важно чтобы воспитатель строил свое взаимодействие с группой как воспитатель-друг и наставник, дающий каждому право на свое мнение. Именно такой воспитатель по праву может стать «авторитетом» для воспитанников и быть примером для подражания во всех сферах жизнедеятельности: коммуникативной, поведенческой, научной, бытовой, а также во внешности и культуре речи. Воспитатель в закрытом учебном заведении становится координатором жизни ребенка, именно он становится помощником в разрешении проблемных ситуаций в классе, выборе секций дополнительного образования и т.д.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968.С.12
2. Барбаров П. Я. Я работал с А. С. Макаренко//Педагогика. 1993, №2. –С.102 – 105.
3. Бербешкина З.А. Совесть и справедливость. М., 1987.С. 47
4. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М, 1981.С.13
5. В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина Ценности семейной жизни. Москва 2010.С.230-241
6. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.С.211-212.
7. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2. С.31-42.
8. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. М., 1965. С.189-205.
9. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984.С. 47
10. И.С. Артюхова Настольная книга классного руководителя. 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009.С.234
11. Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990. С.47-58.
12. Мальковская Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников // Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1979. С.7-18.
13. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации/ авт.-сост.: В.Д. Лихвар, Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый. Ростов н/Д: Феникс,2010. С.411.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русскогоязыка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. Азбуковник, 1997. С.15-18
15. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья /В.Н. Ослон. – М.С.136
16. Соломатина, Г.Н. Адаптация детей сирот к условиям приемной семьи / Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. – 2008. – № 6.
17. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора. – Ростов н/Д: Феникс, С. 2010.- 562.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Классный руководитель, воспитатель
Технологии, методики, формы работы
29 января 2013
Файлы
Рязанцева М.В. Формирование ценностей.7z
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»