В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 3 по 5 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок по теме "Внешнее строение земноводных"

Урок по теме "Внешнее строение земноводных"

татьяна суровцева
Тип материала: Урок
просмотров: 6377
Краткое описание
Цель урока - рассмотреть особенности внешнего строения земноводных, связанных с двойной средой обитания. Формируются навыки самостоятельной работы, работы в группах, ведется подготовка к освоению модульного обучения.
Описание
Тема урока «Внешнее строение земноводных» Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни. Задачи урока: — образовательные: формирование знаний о представителях класса земноводных, особенностях их внешнего строения, связанных с двойной средой обитания; — развивающие: развитие навыков самостоятельного поиска информации для ответов на поставленные вопросы, логического мышления, умения рассуждать, сравнивать, делать выводы; — воспитательные: воспитание умения работать в группе, формирование экологического мышления. Ход урока 1. Организационный момент. Ода Лягушке
Какая радостная мысль:
воспеть зеленую Колдунью,
её загадочную жизнь
подводную или земную.

И выражение лица,
меняющегося беспрестанно:
глаза святого мудреца,
Джаконовской улыбки странность.

То глянцевость одежд цветных,
то матовая нежность кожи.
То — существа, а то — цветы…
Ни на кого вы не похожи.

Волшебный мир тягучих вод
застывшего пруда и тины.
И в нем — причудливый народ,
такой доверчивый, наивный.


2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с животными, которые обитают на нашей планете уже 350 млн лет. Их предки появились в палеозойскую эру во время глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный, моря отступали, все больше появлялось суши. Эти удивительные существа смогли первыми освоить неведомый для них мир – наземно-воздушный, с совершенно иными условиями обитания. Правда, связь с водой они так до конца и не потеряли. Поэтому и называют их земноводными. Они очень разнообразны, их очень много изучали. Но до сих пор отношение к ним человека не всегда достойно. К сожалению, многие не считают ничего плохого в том, чтобы поиздеваться над ними. Считают их даже вредными. И это можно услышать не только от мальчишек, но и порой от взрослых. У некоторых их вид вызывает отвращение. К счастью, во все времена людям хватало мудрости и понимания, что в природе у каждого существа есть право на жизнь. Так давайте приступим к изучению этих удивительных животных.
Создание проблемной ситуации. Мы с вами всегда загадываем загадки о животных. Вот вам очередные. Сидит Матрена – вся намокрена.
Наш Тарас кричать громко горазд.
А еще я расскажу вам о двух сказках. Первая – финская. Жили-были три царевны. И захотелось им в кого-нибудь превратиться. Первая говорит: «Хочу, чтоб из меня получилось такое, к чему прислушивались бы все люди». Вторая – чтоб вышло то, за чем гоняются все люди. А третья захотела превратиться в то, на что все люди дивились бы. И превратились – первая в кукушку, вторая – в белку, а третья – в лягушку.
Вторую сказку вы хорошо знаете – это «Царевна-лягушка». Так может и вовсе это не сказочные превращения, когда кожа сбрасывается? Ведь в каждой сказке – молодцу урок. И не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, даже на монетах изображают. Давайте разберемся, что в земноводных сказка, а что правда.

Итак, земноводные при переходе из жизни в водной к жизни в наземно-воздушной среде столкнулись со многими проблемами
— как дышать кислородом в воздухе?
— как не высохнуть на суше?
— действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику?
— как двигаться на суше?
— как ориентироваться на суше?
— как переносить перепады температуры и смену времен года?
— как размножаться на суше?

На ваших столах лежат карточки с заданиями. Используя материал учебника, рассуждая, размышляя, мы должны найти ответы на эти вопросы. Работаем группой, на выполнение заданий отводится 15 минут.
Задания для первой группы. Ответьте на вопросы.
1. Каково латинское название земноводных, что оно означает?
Как называется сосуд с двумя ручками?
Как называется место в театре для обозрения с двух сторон?
Почему называют самолет-амфибия, некоторые военные машины амфибиями?
2. На какие отряды делится класс земноводные?
3. Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы.
4. Где обитают земноводные? Возможно ли встретить их в пустыне?
Задания для второй группы. Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки.
У лягушки тело делится на отделы: …, …, одна пара … и одна пара …. Тело покрыто … Окраска ее зависит от… Чаще всего сверху она …, а брюшко … Иногда бывает и яркая окраска, что говорит о … «Матрена всегда намокрена», потому что кожа не только защищает тело лягушки, но и через нее она …, но только если кожа …, но на воздухе, т.к. нет чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи…, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают …Она не только увлажняет кожу, но и …Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот, что бородавки бывают, если взять в руки лягушку или жабу, это …Хотя некоторых в руки брать действительно не надо. Слизь их желез бывает … Индейцы использовали ее для своих стрел. А еще лягушки и … через кожу. В водоеме она поступает через всю поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве и напьются. А еще говорят, что если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, …Но если лягушки появляются, значит влажность воздуха …, и, возможно, и правда нужно ждать дождь. Так что, кожа имеет для земноводных значение …Но и снашивается она быстро. 4 раза в год царевны-лягушки ее …, этот процесс у животных называется …Кстати, старую кожу лягушка …
Задания для третьей группы. Ответьте на вопросы.
1. Что находится на голове лягушки?
2. Вес глаза лягушки в 2,3 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка — сидящей крупной или пролетающей маленькой?
3. От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
4. Исследователи выяснили, что для лягушек любимый цвет – синий, для жаб – красно-коричневый. Почему?
5. Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
6. В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
7. Правда ли, что виды земноводных можно отличать по их звукам? Почему «Тарас кричать громко горазд» ?
8. А почему у лягушки дно рта все время движется?
Задания для четвертой группы. Изучив материал учебника, отметив карточку, сделайте вывод об отличии строения скелета земноводных от скелета рыб, связанных с движением в разных средах.
Строение скелета лягушки
Отдел скелета Строение отдела
Череп
Позвоночник
Скелет свободных конечностей:
а) передних
б) задних
Пояса конечностей
а) плечевой пояс
б) пояс задних конечностей


Выполнение заданий, обсуждение с просмотром соответствующих слайдов.
Итак, мы выяснили особенности внешнего строения и строения скелета, связанные с двойной средой обитания земноводных. Но это не значит, что мы ответили на все вопросы и загадки. А где зимуют лягушки? А какие превращения бывают при их появлении на свет? А где рождаются они – в воде или на суше? А может ли лягушка летать как в сказке про лягушку-путешественницу? А какая самая маленькая и самая большая лягушка? А правда ли, что и в пустыне живут земноводные, и на деревьях, и высоко в горах? А права ли соседка, которая убивает жаб, потому что они всю клубнику у нее поели? Но об этом на следующих уроках.
Рефлексия. А сейчас давайте проверим как хорошо мы запомнили изученное. Предлагается работа с интерактивными заданиями с использованием мультимедийного приложения к учебнику «Внешнее строение зеленой лягушки» и «Скелет лягушки».
Итоги урока. Оценка работы класса.
Домашнее задание: ответить на вопрос 4 к § 36 (можно в виде таблицы)
Земля – наш дом огромный, И пусть сооружен Он не из плит бетонных, Но суть совсем не в том. А в том, что мы соседи, И мы должны сберечь И рыб, и земноводных Об этом наша речь! Спасибо за урок!

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок по теме внешнее строение земноводных.doc Скачать





Тема урока

«Внешнее строение земноводных»


Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.

Задачи урока:

- образовательные: формирование знаний о представителях класса земноводных, особенностях их внешнего строения, связанных с двойной средой обитания;

- развивающие: развитие навыков самостоятельного поиска информации для ответов на поставленные вопросы, логического мышления, умения рассуждать, сравнивать, делать выводы;

- воспитательные: воспитание умения работать в группе, формирование экологического мышления.


Ход урока

1. Организационный момент.

Ода Лягушке

Какая радостная мысль:
воспеть зеленую Колдунью,
её загадочную жизнь
подводную или земную.

И выражение лица,
меняющегося беспрестанно:
глаза святого мудреца,
Джаконовской улыбки странность.

То глянцевость одежд цветных,
то матовая нежность кожи.
То - существа, а то - цветы…
Ни на кого вы не похожи.

Волшебный мир тягучих вод
застывшего пруда и тины.
И в нем - причудливый народ,
такой доверчивый, наивный.


2. Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с животными, которые обитают на нашей планете уже 350 млн лет. Их предки появились в палеозойскую эру во время глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный, моря отступали, все больше появлялось суши. Эти удивительные существа смогли первыми освоить неведомый для них мир – наземно-воздушный, с совершенно иными условиями обитания. Правда, связь с водой они так до конца и не потеряли. Поэтому и называют их земноводными. Они очень разнообразны, их очень много изучали. Но до сих пор отношение к ним человека не всегда достойно. К сожалению, многие не считают ничего плохого в том, чтобы поиздеваться над ними. Считают их даже вредными. И это можно услышать не только от мальчишек, но и порой от взрослых. У некоторых их вид вызывает отвращение. К счастью, во все времена людям хватало мудрости и понимания, что в природе у каждого существа есть право на жизнь. Так давайте приступим к изучению этих удивительных животных.

Создание проблемной ситуации. Мы с вами всегда загадываем загадки о животных. Вот вам очередные. Сидит Матрена – вся намокрена.

Наш Тарас кричать громко горазд.

А еще я расскажу вам о двух сказках. Первая – финская. Жили-были три царевны. И захотелось им в кого-нибудь превратиться. Первая говорит: «Хочу, чтоб из меня получилось такое, к чему прислушивались бы все люди». Вторая – чтоб вышло то, за чем гоняются все люди. А третья захотела превратиться в то, на что все люди дивились бы. И превратились – первая в кукушку, вторая – в белку, а третья – в лягушку.

Вторую сказку вы хорошо знаете – это «Царевна-лягушка». Так может и вовсе это не сказочные превращения, когда кожа сбрасывается? Ведь в каждой сказке – молодцу урок. И не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, даже на монетах изображают. Давайте разберемся, что в земноводных сказка, а что правда.


Итак, земноводные при переходе из жизни в водной к жизни в наземно-воздушной среде столкнулись со многими проблемами

- как дышать кислородом в воздухе?

- как не высохнуть на суше?

- действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику?

- как двигаться на суше?

- как ориентироваться на суше?

- как переносить перепады температуры и смену времен года?

- как размножаться на суше?

На ваших столах лежат карточки с заданиями. Используя материал учебника, рассуждая, размышляя, мы должны найти ответы на эти вопросы. Работаем группой, на выполнение заданий отводится 15 минут.


Задания для первой группы. Ответьте на вопросы.

1. Каково латинское название земноводных, что оно означает?

Как называется сосуд с двумя ручками?

Как называется место в театре для обозрения с двух сторон?

Почему называют самолет-амфибия, некоторые военные машины амфибиями?

2. На какие отряды делится класс земноводные?

3. Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы.

4. Где обитают земноводные? Возможно ли встретить их в пустыне?



Задания для второй группы. Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки.

У лягушки тело делится на отделы: … , … , одна пара … и одна пара …. Тело покрыто … Окраска ее зависит от… Чаще всего сверху она …, а брюшко … Иногда бывает и яркая окраска, что говорит о … «Матрена всегда намокрена», потому что кожа не только защищает тело лягушки, но и через нее она … , но только если кожа … ,но на воздухе,т.к. нет чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи…, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают …Она не только увлажняет кожу, но и …Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот, что бородавки бывают, если взять в руки лягушку или жабу, это …Хотя некоторых в руки брать действительно не надо. Слизь их желез бывает … Индейцы использовали ее для своих стрел. А еще лягушки и … через кожу. В водоеме она поступает через всю поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве и напьются. А еще говорят, что если раздавить лягушку – это к дождю. Давить,конечно, …Но если лягушки появляются, значит влажность воздуха …, и, возможно, и правда нужно ждать дождь. Так что, кожа имеет для земноводных значение …Но и снашивается она быстро. 4 раза в год царевны-лягушки ее …, этот процесс у животных называется …Кстати, старую кожу лягушка …


Задания для третьей группы. Ответьте на вопросы.

1. Что находится на голове лягушки?

2. Вес глаза лягушки в 2,3 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка - сидящей крупной или пролетающей маленькой?

3. От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?

4. Исследователи выяснили, что для лягушек любимый цвет – синий, для жаб – красно-коричневый. Почему?

5. Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?

6. В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?

7. Правда ли, что виды земноводных можно отличать по их звукам? Почему «Тарас кричать громко горазд» ?

8. А почему у лягушки дно рта все время движется?


Задания для четвертой группы. Изучив материал учебника, отметив карточку, сделайте вывод об отличии строения скелета земноводных от скелета рыб, связанных с движением в разных средах.


















Строение скелета лягушки

Отдел скелета

Строение отдела

Череп


Позвоночник



Скелет свободных конечностей:

а) передних

б) задних



Пояса конечностей

а) плечевой пояс

б) пояс задних конечностей





Выполнение заданий, обсуждение с просмотром соответствующих слайдов.


Итак, мы выяснили особенности внешнего строения и строения скелета, связанные с двойной средой обитания земноводных. Но это не значит, что мы ответили на все вопросы и загадки. А где зимуют лягушки? А какие превращения бывают при их появлении на свет? А где рождаются они – в воде или на суше? А может ли лягушка летать как в сказке про лягушку-путешественницу? А какая самая маленькая и самая большая лягушка? А правда ли, что и в пустыне живут земноводные, и на деревьях, и высоко в горах? А права ли соседка, которая убивает жаб, потому что они всю клубнику у нее поели? Но об этом на следующих уроках.

Рефлексия. А сейчас давайте проверим как хорошо мы запомнили изученное. Предлагается работа с интерактивными заданиями с использованием мультимедийного приложения к учебнику «Внешнее строение зеленой лягушки» и «Скелет лягушки».

Итоги урока. Оценка работы класса.

Домашнее задание: ответить на вопрос 4 к § 36 (можно в виде таблицы)


Земля – наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том.

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

И рыб, и земноводных

Об этом наша речь!


Спасибо за урок!








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос