Тренинг "Уверенность в экстремальной ситуации"
Пояснительная записка
В настоящее время происходит очень много событий, в которых страдают и погибают люди. Очень часто трагедии приходят в дом тех людей, которые не могут справиться с жизненно-трудными ситуациями. Научить справляться с такими моментами стоит и перед школой.
План проведения тренинга
1. Заполнение таблицы «В любом месте может быть опасность»
2. Аукцион идей
3. Самоанализ
4. Игра «Динозавр»
5. Проективная методика «Ваш боевой дух»
Верь в себя!
Цель: актуализация иобобщение знаний об экстремальных ситуациях, тренировка уверенности в себе.
Оборудование: цветные карандаши и фломастеры, «рабочий лист» (приложение)
Мир полон опасностей, которые подстерегают человека на протяжении всей жизни.
Какие опасности могут возникнуть в разных ситуациях? Давайте попробуем заполнить таблицу «В любом месте может быть опасность» ( задание 1) в «рабочем листе».
МЕСТО
| ОПАСНОСТЬ
|
Дома
|
|
На улице
|
|
Во дворе
|
|
В подъезде
|
|
Обсуждение написанного.
Для того, чтобы преодолевать опасность надо быть не только физически сильным, но и психологически готовым к таким ситуациям.
Аукцион идей. Какими психологическими качествами должен обладать человек для преодоления опасности в экстремальной ситуации.
Во время подведения итогов аукциона, нужно подвести к выводу о том, что помимо всех названных качеств, наибольшую роль играет такое качество, как уверенность в себе.
Вы уверены в себе?На этот вопрос мы постараемся ответить в конце нашего занятия.
Самоанализ. Обратите внимание задание 2 в «рабочем листе». Подумайте и выберите цвет, который соответствует следующим утверждениям:
Зеленый – да, я уверен в этом
Желтый – я не совсем уверен в этом
Красный – у меня с этим проблема
СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
| ЦВЕТ
|
Мне нравится как я выгляжу
|
|
Я уверенно держусь в кругу своих друзей
|
|
Я не боюсь выступать перед аудиторией
|
|
Я доволен своей учебой
|
|
Я верю в свою мечту
|
|
У меня хорошо развито чувство юмора
|
|
Я легко завожу знакомства
|
|
Я способен принимать решения
|
|
Я умею легко переживать свои неудачи
|
|
Обсуждение задания.
Игра «Динозавр»
Название игры родилось в связи с какой-то необъяснимой симпатией детей к этим давно не существующим животным. Может быть, потому что их образ будит в ребятах фантазию, позволяет им перенестись в иной мир, полный опасности и приключений.
Ход игры
На болоте стоит несколько домиков, в которых «живут» участники игры. От домиков до единственной кочки на болоте тянутся тропинки, по которым небезопасно ходить и бегать, потому что неподалеку расположился динозавр. Он готов съесть любого, кто окажется на кочке. Для этого ему нужно всего лишь 3 раза сказать «Я тебя съем! Я тебя съем! Я тебя съем!». Чтобы тот, кто оказался на кочке, не был съеден динозавром, нужно всем, кто имеет свой домик, позвать его к себе: «Иди в мой дом!». Правда, настолько мал, что тот, кто приглашает попавшего в беду товарища, вынужден покинуть свое жилище. Он бежит на кочку, и теперь каждый зовет его уже к себе. Чтобы сохранить жизнь друг другу, все участники игры должны быть предельно внимательными, быстрыми и подвижными.
Игра заканчивается, если динозавр успеет трижды произнести: «Я тебя съем!», прежде чем убегающий сможет скрыться в одном из домиков. Она может закончиться и тогда, когда никто не задержится на кочке, а динозавр «умрет с голоду».
Группы играющих меняются, так что все дети могут принять активное участие в игре. Домики обозначаются на полу либо мелом, либо листом бумаги так, чтобы расстояние между кочкой и любым из домиков было одинаковым.
Заняв места в домиках и на кочке, участники ждут сигнала ведущего, после чего динозавр громко сообщает о своих намерениях.
«Ваш боевой дух» (готовы ли вы к борьбе) («рабочий лист» задание 3)
Внешне эти две фигуры примерно одинаковы, однако одному из этих человечков вам надо отдать предпочтение, сделав его победителем в сражении. Ваша задача – снабдить нарисованных людей всем, что им необходимо для битвы, а также создать фон, оправдывающий взаимную неприязнь этих людей.
Этот тест показывает, способны ли вы отражать удары противника и сражаться за свои убеждения, а также с боем идти по жизни.
· Фигура,которую вы начали разрисовывать первой, — это вы сами, вторая фигура соответственно – собирательный образ ваших недругов, жизненных невзгод и превратностей судьбы.
· Важный момент: если вы увидели себя вфигуре слева, то это говорит о вашей целеустремленности и решительности, вы не боитесь будущего и смело смотрите в завтрашний день. Прошлое вас не гнетет, вы умеете анализировать собственные ошибки и делать правильный выбор.
· Если же вы – фигура справа, то скорее всего в настоящее время вы находитесь в состоянии депрессии или полны сомнениями и неприятными мыслями о дне завтрашнем. Возможно, какие-то прошлые события не дают вам покоя, вы все время думаете о том, что произошло, снова и снова мучительно переживаете минувшее.
· Если в этой битве вы сделали победителем себя, то это очень хорошо. Если при этом вы – фигура слева, то это значит, что вы способны организовать свою жизнь, происки врагов вам не страшны, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации и не будете паниковать в тяжелую минуту. Если же ваша фигура стоит справа, то это тоже неплохо: вы справитесь со своими проблемами, разберетесь с теми событиями прошлого, которые не дают вам возможности подвести итог и забыть о случившемся. Победив свое прошлое, вы сможете вздохнуть полной грудью и обратить свой взор в будущее.
· Доспехи– это ваше стремление обезопасить себя. Чем больше на вашем человеке доспехов, тем сильнее ваша неуверенность в себе. Доспехи на фигурке вашего врага говорят о том, что вы опасаетесь силы и коварства своего противника. Если на нем очень крепкая броня, то это значит, что вы боитесь не справиться с ним, спасовать перед его мощью.
· Оружие – это ваша способность к сражению. Вы нарисовали острое и длинное оружие – вы не боитесь вступать в открытую конфронтацию. Вы нарисовали своему человеку щит – вы предпочитатете защищаться, а не нападать. Оружие вашего врага – ваши мысли о его могуществе.
· Фон расскажет вам о том, в каких ситуациях вы допускаете возможность возникновения открытого конфликта.
Наша встреча подходит к концу и, думаю, у каждого из вас уже готов ответ на вопрос «ВЫ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ?»
Ответы детей.
Закончить сегодняшнее занятие мне хотелось слова «Не стоит быть чрезмерно самоуверенным, но и нельзя терять уверенность в себе».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Гущина Т.Н. игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. – М, 2007.
2. Королева З. Познай себя. 100 графических тестов. – М., 2003.
3. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. Пособие/ З.М.Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В.Черникова. – М, 2006.
4. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы/авт.-сост. Т.И.магомедова, Л.Н.Канищева. – Волгоград, 2007.
Приложение
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание 1 «В любом месте может быть опасность»
МЕСТО
| ОПАСНОСТЬ
|
Дома
|
|
На улице
|
|
Во дворе
|
|
В подъезде
|
|
Задание 2 «Самоанализ»
СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
| ЦВЕТ
|
Мне нравится как я выгляжу
|
|
Я уверенно держусь в кругу своих друзей
|
|
Я не боюсь выступать перед аудиторией
|
|
Я доволен своей учебой
|
|
Я верю в свою мечту
|
|
У меня хорошо развито чувство юмора
|
|
Я легко завожу знакомства
|
|
Я способен принимать решения
|
|
Я умею легко переживать свои неудачи
|
|
Задание 3 «Ваш боевой дух»
Приложение
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание 1 «В любом месте может быть опасность»
МЕСТО |
ОПАСНОСТЬ |
Дома |
|
На улице |
|
Во дворе |
|
В подъезде |
|
Задание 2 «Самоанализ»
СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ |
ЦВЕТ |
Мне нравится как я выгляжу |
|
Я уверенно держусь в кругу своих друзей |
|
Я не боюсь выступать перед аудиторией |
|
Я доволен своей учебой |
|
Я верю в свою мечту |
|
У меня хорошо развито чувство юмора |
|
Я легко завожу знакомства |
|
Я способен принимать решения |
|
Я умею легко переживать свои неудачи |
|
Задание 3 «Ваш боевой дух»
Тренинг «Уверенность в экстремальной ситуации»
для учащихся 8 класса
(продолжительность 45 минут)
Горбачёва Елена Юрьевна
Психолог
г. Александровск Пермский край
МБОУ «Гимназия»
Пояснительная записка
В настоящее время происходит очень много событий, в которых страдают и погибают люди. Очень часто трагедии приходят в дом тех людей, которые не могут справиться с жизненно-трудными ситуациями. Научить справляться с такими моментами стоит и перед школой.
План проведения тренинга
-
Заполнение таблицы «В любом месте может быть опасность»
-
Аукцион идей
-
Самоанализ
-
Игра «Динозавр»
-
Проективная методика «Ваш боевой дух»
Верь в себя!
Цель: актуализация и обобщение знаний об экстремальных ситуациях, тренировка уверенности в себе.
Оборудование: цветные карандаши и фломастеры , «рабочий лист» (приложение)
Мир полон опасностей, которые подстерегают человека на протяжении всей жизни.
Какие опасности могут возникнуть в разных ситуациях? Давайте попробуем заполнить таблицу «В любом месте может быть опасность» ( задание 1) в «рабочем листе».
МЕСТО |
ОПАСНОСТЬ |
Дома |
|
На улице |
|
Во дворе |
|
В подъезде |
|
Обсуждение написанного.
Для того, чтобы преодолевать опасность надо быть не только физически сильным, но и психологически готовым к таким ситуациям.
Аукцион идей. Какими психологическими качествами должен обладать человек для преодоления опасности в экстремальной ситуации.
Во время подведения итогов аукциона, нужно подвести к выводу о том, что помимо всех названных качеств, наибольшую роль играет такое качество, как уверенность в себе.
Вы уверены в себе? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце нашего занятия.
Самоанализ. Обратите внимание задание 2 в «рабочем листе». Подумайте и выберите цвет, который соответствует следующим утверждениям:
Зеленый – да, я уверен в этом
Желтый – я не совсем уверен в этом
Красный – у меня с этим проблема
СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ |
ЦВЕТ |
Мне нравится как я выгляжу |
|
Я уверенно держусь в кругу своих друзей |
|
Я не боюсь выступать перед аудиторией |
|
Я доволен своей учебой |
|
Я верю в свою мечту |
|
У меня хорошо развито чувство юмора |
|
Я легко завожу знакомства |
|
Я способен принимать решения |
|
Я умею легко переживать свои неудачи |
|
Если в твоем цветовом спектре преобладает зеленый цвет – ты человек, уверенный в себе, целеустремленный. Желтый цвет говорит о том, что тебе не хватает уверенности в себе. Красный цвет сигнализирует о твоих проблемах, которые мешают развитию твоей индивидуальности и требуют внимания к себе.
Обсуждение задания.
Игра «Динозавр»
Название игры родилось в связи с какой-то необъяснимой симпатией детей к этим давно не существующим животным. Может быть, потому что их образ будит в ребятах фантазию, позволяет им перенестись в иной мир, полный опасности и приключений.
Ход игры
На болоте стоит несколько домиков, в которых «живут» участники игры. От домиков до единственной кочки на болоте тянутся тропинки, по которым небезопасно ходить и бегать, потому что неподалеку расположился динозавр. Он готов съесть любого, кто окажется на кочке. Для этого ему нужно всего лишь 3 раза сказать «Я тебя съем! Я тебя съем! Я тебя съем!». Чтобы тот, кто оказался на кочке, не был съеден динозавром, нужно всем, кто имеет свой домик, позвать его к себе: «Иди в мой дом!». Правда, настолько мал, что тот, кто приглашает попавшего в беду товарища, вынужден покинуть свое жилище. Он бежит на кочку, и теперь каждый зовет его уже к себе. Чтобы сохранить жизнь друг другу, все участники игры должны быть предельно внимательными, быстрыми и подвижными.
Игра заканчивается, если динозавр успеет трижды произнести: «Я тебя съем!», прежде чем убегающий сможет скрыться в одном из домиков. Она может закончиться и тогда, когда никто не задержится на кочке, а динозавр «умрет с голоду».
Группы играющих меняются, так что все дети могут принять активное участие в игре. Домики обозначаются на полу либо мелом, либо листом бумаги так, чтобы расстояние между кочкой и любым из домиков было одинаковым.
Заняв места в домиках и на кочке, участники ждут сигнала ведущего, после чего динозавр громко сообщает о своих намерениях.
«Ваш боевой дух» (готовы ли вы к борьбе) («рабочий лист» задание 3)
Внешне эти две фигуры примерно одинаковы, однако одному из этих человечков вам надо отдать предпочтение, сделав его победителем в сражении. Ваша задача – снабдить нарисованных людей всем, что им необходимо для битвы, а также создать фон, оправдывающий взаимную неприязнь этих людей.
Этот тест показывает, способны ли вы отражать удары противника и сражаться за свои убеждения, а также с боем идти по жизни.
-
Фигура, которую вы начали разрисовывать первой, - это вы сами, вторая фигура соответственно – собирательный образ ваших недругов, жизненных невзгод и превратностей судьбы.
-
Важный момент: если вы увидели себя в фигуре слева, то это говорит о вашей целеустремленности и решительности, вы не боитесь будущего и смело смотрите в завтрашний день. Прошлое вас не гнетет, вы умеете анализировать собственные ошибки и делать правильный выбор.
-
Если же вы – фигура справа, то скорее всего в настоящее время вы находитесь в состоянии депрессии или полны сомнениями и неприятными мыслями о дне завтрашнем. Возможно, какие-то прошлые события не дают вам покоя, вы все время думаете о том, что произошло, снова и снова мучительно переживаете минувшее.
-
Если в этой битве вы сделали победителем себя, то это очень хорошо. Если при этом вы – фигура слева, то это значит, что вы способны организовать свою жизнь, происки врагов вам не страшны, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации и не будете паниковать в тяжелую минуту. Если же ваша фигура стоит справа, то это тоже неплохо: вы справитесь со своими проблемами, разберетесь с теми событиями прошлого, которые не дают вам возможности подвести итог и забыть о случившемся. Победив свое прошлое, вы сможете вздохнуть полной грудью и обратить свой взор в будущее.
-
Доспехи – это ваше стремление обезопасить себя. Чем больше на вашем человеке доспехов, тем сильнее ваша неуверенность в себе. Доспехи на фигурке вашего врага говорят о том, что вы опасаетесь силы и коварства своего противника. Если на нем очень крепкая броня, то это значит, что вы боитесь не справиться с ним, спасовать перед его мощью.
-
Оружие – это ваша способность к сражению. Вы нарисовали острое и длинное оружие – вы не боитесь вступать в открытую конфронтацию. Вы нарисовали своему человеку щит – вы предпочитатете защищаться, а не нападать. Оружие вашего врага – ваши мысли о его могуществе.
-
Фон расскажет вам о том, в каких ситуациях вы допускаете возможность возникновения открытого конфликта.
Наша встреча подходит к концу и, думаю, у каждого из вас уже готов ответ на вопрос «ВЫ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ?»
Ответы детей.
Закончить сегодняшнее занятие мне хотелось слова «Не стоит быть чрезмерно самоуверенным, но и нельзя терять уверенность в себе».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
-
Гущина Т.Н. игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. – М, 2007.
-
Королева З. Познай себя. 100 графических тестов. – М., 2003.
-
Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. Пособие/ З.М.Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В.Черникова. – М, 2006.
-
Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы/авт.-сост. Т.И.магомедова, Л.Н.Канищева. – Волгоград, 2007.
Приложение
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание 1 «В любом месте может быть опасность»
МЕСТО |
ОПАСНОСТЬ |
Дома |
|
На улице |
|
Во дворе |
|
В подъезде |
|
Задание 2 «Самоанализ»
СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ |
ЦВЕТ |
Мне нравится как я выгляжу |
|
Я уверенно держусь в кругу своих друзей |
|
Я не боюсь выступать перед аудиторией |
|
Я доволен своей учебой |
|
Я верю в свою мечту |
|
У меня хорошо развито чувство юмора |
|
Я легко завожу знакомства |
|
Я способен принимать решения |
|
Я умею легко переживать свои неудачи |
|
Задание 3 «Ваш боевой дух»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»