В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

Елизавета Деманова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 12598
Краткое описание
        Цель программы: создание условий для формирования и развития у  учащихся.
Описание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кувакинская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Направление: социальное Автор – разработчик:
Деманова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и литературы год разработки программы 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и проблематика программы.
За последнее время информационное поле нашей республики, начало которому положила единственная газета, значительно расширилось. Оно выглядит достаточно разнообразно. Сегодня в Чувашии зарегистрировано более 350 средств массовой информации, из которых только газет – 195 и журналов -35. Чувашская журналистика сделала уверенный шаг вперед.
Возрос интерес к профессии журналиста. Все большее число выпускников определяет свой выбор в пользу этой древней профессии. Ведь быть журналистом – это значит быть в курсе всех событий.
Значение журналистики в мире огромно. Главную задачу, которую она выполняет, это сбор и распространение информации. Профессия журналиста – это прежде всего творческая, общественная работа. Получив материал, появляется стимул для новой статьи, стимул написать и выразить в статье своё мнение, которое должно быть ясным и доступным для читателя. В этой профессии необходимо не только уметь писать, но и находить интересные темы, оформлять их в соответствии с требованиями конкретного издания и аудитории. Настоящий журналист это всесторонне эрудированный, высококвалифицированный, грамотный и в совершенстве владеющий родным языком человек. Поэтому открытие красоты родного русского языка дает возможность подросткам преобразовать, сделать прекрасным свой собственный язык. Наша задача – помочь учащимся увидеть красоту языка, почувствовать значимость сказанного и написанного слова, научить собирать и умело распространять информацию, ясно и точно излагать свои мысли, что даст возможность быть востребованным не только в профессии журналиста, но и вообще в жизни. К сожалению, на сегодняшний день, подростки не замечают красоты слова или не хотят замечать. Язык у многих засорен, бытует школьный и молодежный сленг. Это подтверждают и проведённый опрос, и анкетирование среди учащихся гимназии. В связи создавшейся проблемой была разработана программа «Юный журналист», обозначены цели и задачи. Опрос учащихся показал, что актуальность программы не только обусловлена обострением языковых и литературных проблем, но и вытекает из потребностей развития воспитания в нашей школе. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Предусматривается интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся · Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; · Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право); · Умения самостоятельно приобретать и применять знания; · Творческого мышления, познавательной активности; · Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; · Коммуникативных навыков; Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Задачи программы Развивающие:
— развитие образного и логического мышления;
— развитие творческих способностей подростков;
— развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
— формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
— овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
— формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
— формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах Формызанятия, предусмотренные программой: 1. свободная творческая дискуссия; 2. ролевые игры; 3. выполнение творческих заданий; 4. активные методы формирования системы общения; 5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Количество обучающихся в учебной группе не превышает 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля. Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы. Настоящая программа рассчитана на возрастную группу учащихся 11-16 лет. Предусмотрено 96 часов в год (3часа в неделю); Сроки и территория реализации программы.
Реализация данной программы проводится в 3 этапа:
1 этап – (октябрь) подготовительный этап по классам;
2 этап– (январь -апрель) участие в творческих конкурсах, выступления на научно – практических конференциях школьного, районного и республиканского уровней.
3 этап – (май) творческий отчет юных журналистов в школе.
/Бенефис юного журналиста/
1 этап (подготовительный) включает в себя:
изучение общественного мнения;
-формулировка социальной проблемы;
определение целей и задач социального проекта;
изучение возможностей своего объединения;
-составление детального плана;
— составление рабочего графика;
-определение обязанностей и их распределения внутри группы;
— определение необходимых ресурсов и источников их получения;
— разработка системы оценки проекта.
2 этап предполагает участие юных журналистов в творческих конкурсах и научно – практических конференциях.
3 этап включает в себя творческий отчет кружковцев. Активные члены кружка награждаются дипломами, призами.
1.Партнеры.
Общее руководство осуществляется МБОУ « Кувакинская СОШ», МБОУ ДОД «ЦРТДЮ» Алатырского района.
Основным партнером в реализации проекта является ГУП Чувашской Республики «Алатырский издательский дом» общественно – политическая газета «Алатырские вести».
2.Направления и механизм реализации программы.
Участники программы.
-учащиеся МБОУ «Кувакинская СОШ» (5 – 11кл.), дружащие с русским языком, литературным словом и заинтересованные в том, чтобы их мнение по всем жизненным вопросам было услышано, а также « горящие» желанием внести личный вклад в улучшение жизни в своей школе посредством прессы.
Порядок проведения.
Принимая участие в данной программе, учащиеся выявляют, формулируют и предлагают вариант решения выбранной проблемы, актуальной для гимназии, района.
Исследуя сущность проблемы, учащиеся собирают различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии оформляется в альбом «Жизнь кружка «Юный журналист», информационно-художественный вестник «Слово» и электронную презентацию.
Альбом включает заметки о школьной жизни, поэтические опыты учащихся, лирические зарисовки, фотографии, материалы СМИ, грамоты и дипломы юных журналистов, полученные в различных творческих конкурсах и научно – практических конференциях
Формы контроляразнообразны:
— самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
— семинары-практикумы по изученной теме;
— творческие конкурсы;
— публикации.
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
— семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);
— самостоятельная творческая работа;
Формы итоговой аттестации усвоения программы: В программе принимают участие учащиеся 5-11 классов школы. Каждый участник представляет творческую работу по своему усмотрению (стихотворение, эссе, лирическое размышления, этюды, рассказы, заметки о школьной жизни, статьи и т.д.)
На творческом отчете должны быть представлены работы по темам:
— Слово о маме.
— Если бы я был депутатом…
— Человек и природа.
— Репортаж «Моё село».
— Почему мы помним Ломоносова.
Критерии оценок творческих работ:
1.Название работы.
2. Оригинальность раскрытия темы.
3. Выразительность стиля.
4. Последовательность изложения.
5. Актуальность темы
Основные требования к уровню подготовки учащихся В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ
и умения
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ; участвовать в дискуссии, пресс-конференции. Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия; творческий практикум (сочинения разных жанров); работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование); работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); анкетирование; социологический опрос; экскурсии; встречи с журналистами; участие в школьных и районных и республиканских мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений; выпуск информационно-художественного вестника «Слово» публикации в местной прессе. Ожидаемые результаты:
— умение построить устное и письменное сообщение;
— умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
— умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
— самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
По окончании реализации программы у учащихся сформируется способность к самоорганизации, умение выражать собственные мысли, отстаивать правоту своих убеждений, потребность писать правильным литературным языком, участвовать в преобразовании окружающей среды путем сотрудничества с прессой. Включение учащихся в социально значимую проектировочную деятельность является одним из главных путей становления социально активной гражданской позиции. Участники программы смогут правильно организовать свой досуг использовать его во благо общества, реализовать свои литературно – творческие способности, участвовать в общественной жизни школы, села, района. Овладеют основами оформительской, организаторской и журналистской деятельности. В рамках республиканской целевой программы «Молодежь Чувашской Республики» успешно реализуются различные проекты, целью которых было создание условий для всестороннего развития личности через активизацию деятельности творческих коллективов. Востребованность и эффективность данной программы подтверждает факт участия юных журналистов в 2010-11 году в республиканском конкурсе молодых журналистов и молодёжных средств массовой информации «Мастер слова», победа в республиканском конкурсе творческих работ «Если бы я был депутатом…», организованном парламентской газетой «Республика» (декабрь – январь 2012г.), в 2010-2012 году в во всероссийской Интернет – олимпиаде «Юные корреспонденты». Программа «Юный журналист» предполагает привлечение интереса к профессии журналиста как можно большего количества учащихся гимназии, рождение новых талантов, участие их в республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Учебно-тематический план
Тема Теория (количество часов) Практика (количество часов) Всего Виды деятельности
1. Вводное занятие 1,5 1,5 Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря.
2. Журналистика как профессия 6 3 9 Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря.
3. Функции журналистики 4,5 6 10,5 Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Работа со справочной литературой.
4 Требования к журналисту 4,5 6 10,5 Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем.
5. История российской журналистики 4,5 6 10,5 Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой.
6. Формирование жанров журналистики 4,5 6 10,5 Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Работа со справочной литературой.
7. Язык журналистики 4,5 6 10,5 Составление понятийного словаря. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов.»
8 Стилистические фигуры речи 4,5 6 10,5 Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно».
9. Стилистические фигуры в тексте 4,5 6 10,5 Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма»
10. Итоговое занятие 3 3 Подготовка материалов для вестника. Выступления учащихся. Защита творческих работ.
11. Выпуск вестника «Слово» 9 9 Работа над номером вестника
Итого 39 57 96

Содержание образовательной программы
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ Формирование представлений о профессии журналиста. 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
— информационная;
— коммуникативная;
— выражение мнений определённых групп;
— формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
— компетентность;
— объективность;
— соблюдение профессиональных этических норм;
— глубокие знания в области литературы, философии и др.;
— владение литературным языком.
5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика XVIIIвека.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIXвека.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XXвека.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания.Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью –особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Репортаж — наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Задания.Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора. 7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Задания.Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова». Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления. Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать». 8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ. Тропы:эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи:анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Задания.Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте. Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
Список литературы 1.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994
2.Если в руки просится перо… Справочник для начинающих журналистов. Чебоксары – 2004 3.Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996 4.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001 6. Маленкова Л.И… Человековедение. М., 1993 7. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971 8. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996 9.Расследуют журналисты. Москва 2006. 10. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.м., 1974 13. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 14. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского 15. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990 Интернет-ресурсы http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
Методическое обеспечение Средства, необходимые для реализации данной программы:
— разработки по темам;
— карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
— тематический материал периодической печати;
— справочники;
— словари;
— наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 10 штук;
стулья: 20 штук.
Технические средства: компьютер: 1; фотоаппарат, фотоаппарат, телевизор.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Приложение 1 Занятие I. Тема: Жанры журналистики
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
<place w:st=«on»>I.Классификация жанров
Информационные:
Хроника
Информация (короткая, расширенная заметка)
Зарисовка
Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)
Отчет (общий, тематический, с комментариями)
Путевые заметки
Обозрение
Репортаж (событийный, тематический, постановочный)
Аналитические:
Корреспонденция
Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)
Обзор
Рецензия (литературная, кино, театральная)
Художественно-публицистические:
Очерк(сюжетный, описательный)
Фельетон
Памфлет
Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои произведения нейтральным словом “материал”.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых “бульварных” изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в “свободный полет”, должен научиться писать в любом жанре.
Газетные жанрыотличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде всего, должны “набить руку” на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.
Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт – новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это — основа основ, без фактов журналистика немыслима.
Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.
Посмотрим, как подается факт в конкретных ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ .
Хроника— факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
Информация— короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.
Интервью— изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).
Отчет— по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.
Зарисовка— обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
Обозрение— важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).
Репортаж— наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ— это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ— здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.
В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).
Фельетон— это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.
Памфлет– злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.
Приложение 2

Практическое занятие кружка «Юный журналист» по теме «Интервью Цель: научить работать в газетном жанре по составлению информации.

Задачи:
-способствовать развитию навыков сопоставительного анализа газетных жанров и умение составлять публицистический материал разными жанрами; -учить работать с макетом газеты;
-развивать творческие способности воспитанников;
-воспитывать уважительное отношение к родному русскому языку.

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран;
2. Газета «Алатырские вести»
Межпредметные связи:
литература;
русский язык;
специальные дисциплины.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Повторение ранее пройденного материала.
3. Выполнение практического задания.
4. Распределение полученных публицистических работ на полосы газеты “Алатырские вести” в порядке социальной значимости.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.

I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Урок начнём с повторения пройденного материала, после чего выполним практическую работу. При ответах на вопросы обратите внимание на свою речь. Она должна быть чёткой, выразительной и понятной.
II. Опрос учащихся.
· Что такое журналистика? Каналы распространения журналистской продукции.
· В чём заключается журналистское мастерство?
· Кто главный в журналистике? И что значит понятие “хороший материал”?
· Где найти тему? В чём заключается мастерство журналиста? Назовите источники информации.
· Заглянем в историю. Расскажите о первой газете в России. О чём рассказывают современные газеты?
· Дайте понятие жанра? Назовите и охарактеризуйте основные газетные жанры.
· Один из часто используемых жанров – это информация. Назовите виды информации и дайте им характеристику.
· Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. И для публицистического материала очень важен заголовок. В крупных редакциях есть специальный работник, который пишет заголовки. Каким должен быть заголовок? Как правильно его написать?
Предполагаемые ответы.
Журналистика — профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. Вся собранная информация компонуется в исторически сложившиеся виды журналистского произведения — жанры: газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и другие. Каналы распространения журналистской продукции: газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Internet.
У журналистов есть такой термин “подача”. От них часто слышишь: “Это, смотря как подать…”, “подадим это необычно…”. От формы преподнесения, подачи материала зависит многое. В ней кроется и оценка события, и нужный зрительский акцент. Цель подачи: обратить внимание читателя на главное в материале. Очень важно, чтобы человеку, открывшему издание, не было скучно. И он, рассматривая страницы газеты, увлёкся бы просмотром и прочитал их от корки до корки. Можно назвать это журналистским креативом (особенностью).
В журналистике всё начинается с корреспондента. Прежде всего, нужно собрать урожай новостей! Для успешной работы корреспонденту необходимо иметь некоторые особенные свойства характера. Это честность, любознательность, любовь к точности, умение распознавать новости, умение видеть факты, умение вызывать людей на разговор, энергичность, самодисциплинированность и беспристрастность. В идеале журналист должен иметь гуманитарное образование, а также хорошо разбираться во многих областях жизни. Самое главное качество опубликованного материала – его достоверность. Он должен быть точным, кратким, ясным.
Перед каждым начинающим журналистом неизбежно встаёт вопрос – о чём писать? Поместим весь огромный мир на информационную линию: семья, дом; двор, улица; школа; село, район, республика; страна; мир; космос; вселенная…
Мастерство журналиста состоит в том, чтобы увидеть, осмыслить, рассказать. Репортёры добывают информацию из трёх источников: документы и записи, интервью, личные наблюдения.
В России Петр I учредил газету “Ведомости”. Ранее для царей переводили и переписывали новости из заграничных газет. Петру I не нужно было переводит газеты, он их читал сам. Но ему нужна была своя газета, в которой он информировал бы о своих нововведениях, пропагандировал свою политику. 17 декабря 1702 года появилась первая русская газета “Ведомости”, которую считают первенцем российской периодики. О чем писали “Ведомости”? “На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылето 400… А меди на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит”. Пётр I не боялся опубликовать секретные сведения, чтобы показать мощь государства своим противникам.
Жанр – исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Основные газетные жанры:
— информация отвечает на вопросы что? где? когда? Это факты, не содержащие никаких подробностей, не имеющие эмоциональной окраски;
— репортаж отвечает на вопросы Что? Где? Когда? Как? происходило событие. Необходимо показать всё так, чтобы читатель как бы сам побывал на месте происшествия (эффект присутствия);
— вы хотите узнать у специалиста причину случившегося. Задайте вопросы, которые могут возникнуть и у читателя компетентным лицам. Это интервью.
Эти жанры относятся к группе информационных. Аналитические жанры:
— если вы подробно описываете события. Добавляете свои размышления по этому поводу и выносите свои оценки – это корреспонденция;
— если случай натолкнул вас на исследование проблемы, вы набрали статистические данные на несколько лет, познакомились с мнением специалистов, сравнили состояние этой проблемы за рубежом, всё это проанализировали – этот труд называется статья.
Виды информации:
— анонсирующая информация. Предваряет само событие, предупреждает, что оно произойдёт. Например, что такого-то числа будет видно комету, тогда-то откроется выставка и т.д. Оценки автора нет;
— “горящая”. С места события. Самые свежие новости. Иногда на месте события создаётся целый штаб, чтобы доставать свежие новости. Такая тема не сходит со страниц газеты несколько дней. Оценки автора нет;
— после события. Рассказ может содержать подробности и оценку события автором, то есть что он сам думает о происшедшем;
— развлекательная. Ценность не в событии, а в том, как автор смог его подать: остроумно, задиристо и т.п.
Придумать к материалу хороший заголовок – это почти полдела. В том смысле, что материал, считай, уже сложился. Здесь важно избегать стандартов, штампов, банальностей. Заголовки выполняют важные задачи: приближают читателя к содержанию статьи, помогают распределить материалы по степени важности, разбивают текст материалов, выполняя оформительские задачи. Существуют разные типы заголовков: вопросительные, например: “Что у нас на первое?”, утверждающие или информирующие, например: “Горят на площади гирлянды”, восклицательные, например: “Не расстанусь я с друзьями!”, в виде обращения, например: “Дружите с нами!”. В заголовке должна содержаться суть материала. Хороший заголовок содержит только точные ключевые слова. Чем короче заголовок, тем он выразительнее.
III. Практическое задание.
Учитель: Какие интересные события для читателя газеты “Алатырские вести” произошли или произойдут в реальности? Так как журналистика рассказывает только о реальных событиях ( ученики называют события, определяют вид информации).
Задание.
— Напишите каждый свою информацию. Подберите к ней заголовок, который отражает смысл вашего текста (учащиеся зачитывают свои информации, называют заголовки, редактируют).
— Распределите полученные публицистические работы на полосы макета газеты “Алатырские вести” в порядке социальной значимости (учащиеся заполняют макет, создавая газету “Алатырские вести”).
IV. Подведение итогов.
Рефлексия, оценка работы учащихся при выполнении тестового задания и работы над газетой.
V. Домашнее задание.
Подготовить подборку информации разных видов из газет и журналов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос