Комплексная интегрированная программа Фольклорно-этнографической школы "Уральские узоры"
Краткое описание
Формирование нравственно-ориентированной личности средствами изучения истоков традиционной русской народной культуры и местных региональных обычаев и традиций.
Описание
Организация внеурочной деятельности в современной школе
Управление образования Администрации г. Орска Центр развития творчества детей и юношества «Радость»
Утверждена
методическим советом Согласовано:
ЦРТДЮ «Радость» Директор ЦРТДЮ «Радость»
Протокол №_3___
от <date w:st=«on» year=«05» day=«06» month=«12» ls=«trans»>06.12.05 Алексеева Т.Д. _______
КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА Фольклорно-этнографической школы «УРАЛЬСКИЕ УЗОРЫ»
тип: культурологическая ориентирована на возраст учащихся: 6 -10 лет срок реализации:4 года
Авторы – составители: Бакалдина Елена Александровна, педагог дополнительного образования 1 категории,
Галаева Галина Петровна, педагог дополнительного образования 1 категории
1. Пояснительная записка стр. 3 — 9
2. Учебный план ФЭШ « Уральские узоры» стр. 9 — 10
3. Содержание учебных курсов программы стр.11 — 44
4. Методическое обеспечение программы стр.45 — 49
5. Система отслеживания результатов реализации программы
стр. 50 — 51
6. Примерный план воспитательной работы стр. 52
7. Результаты апробации программы стр. 53
8. Используемая и рекомендуемая литература стр. 54 – 56
9. Приложение стр. 57
1.Пояснительная записка Фольклорно-этнографическая школа «Уральские узоры» была в 2004 году на базе средней общеобразовательной школы №6 г. Орска. Содержание обучения в ФЭШ «Уральские узоры» способствует формированию нравственно-ориентированной личности школьников средством изучения истоков традиционной русской народной культуры и местных региональных обычаев и традиций, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны, русского народа, любви к родному краю. В 10 учебных группах ФЭШ занимается 179 учащихся 1-4-х классов и группы детей 6 и 8 классов. Учащиеся изучают основы нотной грамоты, народный танец, развивают ансамблевые навыки исполнения на народных инструментах. Предметы включены в школьное расписание, которое утверждается завучем школы №6 и завучем Центра развития творчества детей и юношества «Радость». Внеурочная воспитательная деятельность заключается в проведении народных праздников, краеведческой работе, проведении ключевых дел на основе народного земледельческого календаря, участии воспитанников в концертной деятельности, выступлениях на родительских собраниях. Целостное и всестороннее развитие детских способностей и дарований осуществляется на основе интегрированного подхода в реализации целей и задач программы в следующих образовательных областях: -музыкальное искусство (вокально-ансамблевое и фольклорное пение, обучение игре на музыкальных инструментах – баян и гармонь, ансамбль ложкарей); -декоративно-прикладное творчество — создание народного костюма и головного убора, художественный труд; -культурология — народоведение: краеведение, этнография, праздники и обряды народного календаря. Образовательная программа ФЭШ «Уральские узоры» рассчитана на 4 года обучения и предполагает освоение образования на 2 уровнях: 1 уровень (дети 6-8 лет) — этап « вхождения» в народное искусство. На этом этапе дети изучают следующие предметы: основы декоративно прикладного творчества; основы русского народного танца; народное пение; праздники проводятся совместно с родителями. 2 уровень (дети 8-10 лет). На этом этапе изучают: декоративно- прикладное творчество; русский народный танец; народоведение (праздники и обряды); ансамбль ложкарей; обучение игре на гармони; народное пение; совместно с родителями и жителями микрорайона — массовые гуляния и праздники. При переходе учащихся с начальной ступени в основную школу предполагается дифференциация обучающихся по избранным видам творческой деятельности для углубленного изучения данных курсов с последующей профилизацией – (ансамбль народного танца). В 2010 году Федеральным агентством по образованию коллективу ФЭШ «Уральские узоры» было присвоено звание «Образцовый детский коллектив». Вместе со школой объединение дополнительного образования детей составляет целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Главным средством восстановления духовно-нравственного, интеллектуального потенциала является возрождение нравственного воспитания, опирающегося на этнокультурные традиции русского народа, этнопедагогику. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему, что определяет культурологическую направленность программы. Фольклорно-этнографическая школа «Уральские узоры» организована на основе социального заказа жителей микрорайона, располагается на базе СОШ № 6. Фольклорная школа видится её создателями как центр социализации и духовного общения детей и взрослых, ориентировать ребенка на развитие своих способностей, указать ему путь саморазвития через разностороннее творчество. Новизна программы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс имеет своим результатом целостность, объединение, обеспечение единства в формировании мировоззрения, в творческом развитии детей, в осуществлении принципов педагогически интегрированной системы овладения знаниями, умениями и навыками. Актуальность программыобусловлена тем, что значительную роль приобретают вопросы интеграции различных типов образовательных учреждений (внутренней и внешней). Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает духовный уровень культуры общества и особенно подрастающего поколения, отсутствует иерархия ценностей. Устное народное творчество, народный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. В решении этих задач значительную роль играет интеграция дополнительного и основного общего образования. По характеру деятельности участников программа является комплексной, так как включает в себя несколько видов деятельности: народный танец, обучение ансамблевой игре на музыкальных народных инструментах (ложки, баян, гармонь), народное пение… Педагогическая целесообразность разработкиданной программы в том, что она призвана помочь педагогам использовать в образовательно-воспитательном процессе педагогический потенциал народной культуры. При определении педагогической целесообразности программы в основу разработки программы были положены следующие концепции, подходы и идеи: • совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А. Березина); • концепция развития ребенка в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н.Ю. Синягина); • компетентностный подход к системе дополнительного образования детей, подготовки обучающихся в этой системе к успешной социализации в современном обществе (наиболее приемлемыми для педагогической практики в компетентностном подходе к обучению являются идеи О.Е.Лебедева, утверждающего значимость компетентностного подхода с позиции успешной адаптации выпускников к жизни в обществе).Цель программы: Формирование нравственно-ориентированной личности средствами изучения истоков традиционной русской народной культуры и местных региональных обычаев и традиций. Задачи программы:Образовательные: 1. Формирование у учащихся компетенций познавательной деятельности в предметной области: 2. Продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; 3. Средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность. 4. Получение дополнительного образования детьми в областифольклорного, хореографического и музыкального и искусства. Развивающие: 1. Развитие ключевых компетенций познавательной деятельности:готовности личности к освоению и преобразованию мира, основанной на имеющихся знаниях, умения и навыках, опыте практической деятельности, 2. Постановка и решение познавательных задач; 3. Нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; 4. Компетенции деятельности: игра, учение, труд; 5. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. 6. Развитие общих компетенций на основе адаптации, социализации, интеграции в социум, самореализации, позволяющих построить профессиональную карьеру. Воспитательные: 1. Создание условий для формирования гражданской компетентности как основы социальной, общественной сущности человека 2. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и ориентация воспитанников на нравственные общечеловеческие ценности. 3. Формирование компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). 4. Воспитание любви к родному краю через приобщение к истокам устного, музыкального и хореографического творчества русского народа. 5. Организация пропаганды русского народного творчества в масштабах Отличительной особенностьюданной программы, является обучение детей на принципах интеграции (внутренней) видов искусства: музыкального, хореографического и устного народного творчества, что дает возможность раскрыть закономерности единства, показать формы и определить своеобразие творческого обучения. Интегрированный подход к формированию мировоззрения ребенка предполагает выделение ведущих вопросов, которые составляют основу в системе иропонимания, определяют отношение человека к природе, обществу и к самому себе.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах: · принцип природосообразности: образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребёнка; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения: в школе создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности как ребёнка, так и педагога; психолого-педагогическое изучение каждой личности, ее отношений в коллективе, для раскрытия природных задатков на занятиях народным творчеством; · принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве; · принцип комплексного подходак разработке целей, задач, структуры, функций школы и УДОд, а также содержания, форм и методов учебно-воспитательной деятельности с учетом русской этнографической среды; · принципвариативности содержания и форм воспитательной среды, как вариативность традиционного народного творчества и форм его бытия; · принцип последовательности и пре емственностив развитии ребёнка, в осуществлении воспитательного воздействия (по аналогии с этнопедагогической моделью сохранения, трансляции и развития традиций от мастера к ученику); · принцип активного участия родителейв образовательно-воспитательном процессе; · принципоткрытости данной модели в социум (традиционный механизм социализации детей в народной культуре); · принцип личностно-ориентированого подхода к целеполаганию, организации воспитательной среды, оценке результатов педагогического процесса (в каждом типе культуры задается определенная модель личности и стереотипов поведения, деятельности в социальной и природной среде); · принцип отраженияв модели организации учебно-воспитательного процесса национально-регионального образа ( уральское казачество); · принцип единства духовно-нравственных ценностейи идеалов русского народа как основы проектирования целостного этнокультурного пространства; · принцип интеграции различных видовискусства(музыка, хореография, декоративно-прикладное творчество); · принцип цикличности, заложенный в структуру построения учебно-тематических планов и организации УВП, обусловлен логикой изучения народно-земледельческого календаря; · принцип творческого самовыражения, позволяет реализовать потребность в самовыражении, формирует активную, созидательную позицию.
Программа разработана на основе: — Закона РФ от 10 июля <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ( в измен. редакции от 21.07.05 № 100- ФЗ) — Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений правительства РФ от 01.02.2005 №49) — Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» — Устава МОАУДОД ЦРТДЮ «Радость» — Положения о комплексной образовательной структуре фольклорно- этнографической школы «Уральские узоры». При разработке программы использован опыт проектирования и реализации следующих программ и методик: — Программа дополнительного образования фольклорной студии «Раёк» г. Москвы. — Программа детского ансамбля народного пения «Рябинушка» Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко. — Программы факультативного курса М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» для начальной школы. Организация образовательного процесса Программа ориентирована на возраст детей от 6 до 11 лет, предполагает дальнейшее программирование интеграционных процессов при переходе обучающихся в среднее звено. Наполняемость учебных групп – 12-15 человек (класс делится на две подгруппы с разными видами деятельности – народное пение, русский народный танец; народоведение и ансамбль игры на ложках и гармошках), так как большее количество воспитанников создает дополнительные трудности для освоения программы. Формы обучения: 1.Индивидуальные (индивидуальные занятия обучение игре на гармошки) 2.Групповые (народный танец, народное пение, ансамбль ложкарей) 3. Фронтальные (календарные и народные праздники). Занятия проводятся по расписанию, в соответствии с нагрузкой в учебном плане. Программа рассчитана на 4 года обучения и предполагает освоение образования на 2 уровнях: 1 уровень (дети 6-8 лет -этап « вхождения» в народное искусство. На этом этапе дети изучают следующие предметы • основы русского народного танца • народное пение • праздники проводятся совместно с родителями. 2 уровень (дети 8-11 лет) На этом этапе изучают: • русский народный танец; • народоведение (праздники и обряды); • ансамбль ложкарей; • обучение игре на гармони. • народное пение • совместно с родителями и жителями микрорайона — массовые гуляния и праздники. В перспективе при переходе учащихся с начальной ступени в основную школу, предполагается дифференциация обучающихся по избранным видам творческой деятельности, для углубленного изучения данных курсов с последующей профилизацией. Для успешного решения поставленных в программе задач требуется: · отработка системы организации непрерывного учебно-творческого процесса, позволяющего каждому воспитаннику обучаться и развиваться на разных возрастных и творческих уровнях; · отработка системы организации работы Школы, позволяющей соединить воспитательную, репетиционную, концертную и культурно-просветительную деятельность; · создание модели творческого разновозрастного коллектива, сочетающего интересы Школы со свободным развитием каждого воспитанника; · создание репертуара; · дальнейшая разработка, углубление и расширение методики, дополнение её новыми упражнениями; · изучение современных методических пособий; · методическая оснащённость обучения; · продумывание способов улучшения деятельности педагога; · использование современных технологий.
Ожидаемые результаты Самыми значимыми результатами при освоении программы будут изменения в личностной сфере ребенка: · освоение предметных компетенций; · сформированность личности ребенка как носителя национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры; · высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению через творчество; · иметь представление о видах народного творчества (устном поэтическом, хореографическом, музыкальном); · иметь представление о народных обрядах календарно- земледельческого цикла, традициях и обычаях; · уметь соотносить ценности предков с элементами современной культуры; · принимать активное участие в профильных конкурсах и фестивалях народного творчества на уровне города и региона. · развитие ключевых компетенций, выражающихся в овладении обучающимися определенного набора способов деятельности, социально востребованного и являющегося предметом запроса заказчик. · развитие общих компетенций, на основе адаптации, социализации, интеграции в социум, воспитания личности, способной брать на себя ответственность и позитивно действовать в постоянно меняющихся условиях. Народоведение В конце первого года обучения воспитанники должны знать: Ø несколько русских народных сказок, в том числе отрывки из них (стихотворные — наизусть, близко к тексту – прозаические); Ø различать малые фольклорные формы; Ø наизусть по 2-3 вида малых форм фольклора; Ø рассказывать сказки по схемам, сочинять свои; Ø обозначать героев и предметы символами; Ø иметь представление об обрядовых празднествах по временам года; уметь: Ø играть в народные игры, выполняя игровые образы; Ø водить хороводы, согласовывая движения и песенный припев; Ø уметь изготавливать простейшие игрушки-забавы (дергунчики, куклы); Ø слушать русские народные сказки, воображая и представляя действие; Ø практически различать жанры устного народного творчества; Ø находить в детских книгах нужные или полюбившиеся сказки, выразительно читать их; Ø разыгрывать сказочные сюжеты, соблюдая основные средства стилистики. В конце второго года обучения воспитанники должны знать: Ø о родной стране (название территории, столицу, символику, народы); Ø отдельные события из истории России; Ø жизнь и труд населения региона; Ø историю образования Москвы, защита от врагов, Ø имена героев- защитников; Ø основные знаменательные даты календаря (гражданского и народного); Ø взгляды на окружающую природу (поверья, обряды, праздники труда); уметь: Ø различать и кратко характеризовать предметы культуры и элементы декоративно-прикладного искусства, одежды, кулинарии; Ø выполнять работы творческого характера; Ø слушать и рассказывать сказки, былины, исторические песни, баллады, воображая и представляя, о чем идет речь; Ø изображать картины и мини – сценки, соблюдая мелодику: плавность, величавость; Ø играть в известные русские народные игры, используя малые фольклорные формы, соблюдая правила и стилистику речи. В конце третьего года обучения воспитанники должны: знать: Ø историю русского жилища, владеть понятиями «дом», «мир», изба, горница; Ø виды мифических существ, соотносить их с понятиями «положительное и отрицательное»; Ø аргументировано выражать свои представления о Добре и З, опираясь на народную мудрость; Ø правильно называть родственные отношения в семье; Ø иметь представление о свадебных традициях, об обряде крещения; Ø владеть малыми формами игрового и потешного фольклора; Ø значение слов – названий, передающих специфику русской жизни (быта); Ø традиционных героев- персонажей: Иван-дурак, Иван-царевич, Елена Прекрасная; Василиса Премудрая, Илья Муромец, и др., Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Соловей разбойник, Змей, чудесные помощники – вещи, животные и т.п.; Ø основы художественного изображения: лексика, передающая уклад русской народной жизни; стилистику сказок – присказки, зачины, концовки, повторы; Ø нравственные подвиги и святые имена замечательных людей России. уметь: Ø слушать и рассказывать сказки, былины, исторические песни, баллады, воображая и представляя, о чем идет речь; Ø изображать картины и мини – сценки, соблюдая мелодику: плавность, величавость; Ø играть в известные русские народные игры, используя малые фольклорные формы, соблюдая правила и стилистику речи. Ансамбль ложкарейВ конце первого года обучениявоспитанники должны: знать: семейство русских народных инструментов, историю инструментов, роль в ансамбле;Ø основы музыкальной грамоты; Ø выразительные средства музыки, их значение;уметь: Ø исполнять ритмические упражнения; Ø исполнять русские народные произведения; Ø исполнять упражнения для развития рук при игре на шумовых инструментах; освоить: Ø 10 упражнения; Ø 3-5 произведений для чтения с листа; Ø 1 ансамбль.
В конце второго года обучениявоспитанники должны: знать: Ø различные приёмы игры; Ø специфику ансамблевого исполнительства; Ø ритмические рисунки разной длительности. уметь: Ø записать партии для шумовых инструментов: Ø исполнять группировки в различных соотношениях: пунктирный ритм, приемы «двойки»; Ø исполнять тремоло, упражнения на ксилофоне, фрагменты ансамблевых партий; Ø продемонстрировать результат своей самостоятельной работы. В конце третьего года обучениявоспитанники должны: знать: Ø сведения об исполняемых музыкальных произведений;Ø произведения из репертуара ансамбля; Ø сведения об авторах исполняемых произведений. уметь: Ø грамотно и точно читать нотный текст, исправлять недочёты;Ø работать над качеством звука и выразительностью исполнения;Ø самостоятельно разобрать ритмический рисунок; Ø исполнять различные приёмы игры;Ø работать над ритмом и динамикой; Ø пользоваться методом сравнения. В конце четвёртого года обучениявоспитанники должны: знать: Ø сведения об исполняемых музыкальных произведениях;Ø основные навыки импровизации;Ø сведений об авторах исполняемых произведений;Ø различные приёмы игры.уметь: Ø применять сложные приёмы игры;Ø играть в ансамбле;Ø играть с выразительностью, технической чёткостью и ритмичностью;Ø целостно воспринимать музыкальное произведение. Народное пение К концу первого года обучения воспитанники должны: знать: Ø правила поведения во время певческих занятий (соблюдение певческой установки): Ø простейшие образцы таких жанров песенного детского фольклора, как: потешки, припевки, заклички, колыбельные песни; Ø традиционные народные праздники и обряды. уметь: Ø различать звуки по высоте; Ø чисто интонировать в пределах терции; Ø воспроизводить простейшие ритмические рисунки; Ø вместе начинать и заканчивать песню; Ø брать дыхание между короткими музыкальными фразами; Ø петь выразительно, передавая характер песни; Ø петь без музыкального сопровождения с помощью педагога; Ø совмещать пение с элементарными движениями на сцене; Ø направлять свои усилия на выполнение общей задачи. К концу второго года обучения воспитанники должны: знать: Ø традиционные народные праздники и обряды; Ø знать несложные календарно- обрядовые песни (хороводы, заклички, обрядовые песни-игры); Ø правила поведения на сцене и сценического движения. уметь: Ø чисто интонировать в пределах квинты; Ø воспроизвести ритмический рисунок на слух; Ø совмещать пение с движением; Ø петь без сопровождения музыкальных инструментов; Ø петь с элементами двухголосия; Ø иметь навык правильного певческого дыхания; Ø иметь дикционные навыки сценической речи. К концу третьего года обучения воспитанники должны: знать: Ø правила поведения на сцене и сценического движения; Ø уметь совмещать пение с движением; Ø уметь петь без сопровождения музыкальных инструментов; Ø уметь сопровождать пение игрой на шумовых инструментах; Ø правила двухголосного пения. уметь: Ø сопровождать пение игрой на шумовых инструментах; Ø петь без сопровождения музыкальных инструментов; Ø сопровождать пение игрой на шумовых инструментах; Ø сценически воплотить песни.
К концу четвертого года обучения воспитанники должны: знать: Ø иметь навык правильного певческого дыхания, Ø дикционные навыки, требуемые для народной манеры исполнения; Ø навык сценической речи. уметь: Ø петь двухголосия; Ø чисто интонировать_в пределах септимы-октавы (малая — первая октава); Ø петь на цепном дыхании; Ø петь с движением, согласованным с канонами сценической грамоты; Ø обыгрывать песню, песенную композицию. Народный танец К концу первого года обучения воспитанники должны: знать: Ø позиции, положения рук и ног; Ø основные элементы русского танца. Ø навыки апломба; Ø знают основные танцевальные движения (плие, прыжки, притопы, «топотушки», «каблучок», «носочек», движение рук); Ø выразительные средства танца, их значение. уметь: Ø применять позиции, положения рук и ног Ø применять основные танцевальные движения русского танца.
К концу второго года обучения воспитанники должны: знать: Ø последовательность упражнений, направленных на развитие определённых групп мышц, двигательных функций и исправление недостатков осанки; Ø правильную постановку корпуса, ног, рук и головы и равновесия; Ø танцевальные композиции на середине зала; Ø основные элементы русского танца (ключ, верёвочка, двойная дробь, ковырялочка, моталочка); Ø историю русского народного танца. уметь: Ø выполнять танцевальные композиции на середине зала; Ø выполнять элементы русского танца Ø выполнять последовательно упражнения, направленные на развитие определённых групп мышц, двигательных функций и исправление недостатков осанки. К концу третьего года обучения воспитанники должны: знать: Ø технику дробных движений русского танца; Ø основные дробные комбинации русского танца Ø усложнённые танцевальные композиции на середине зала; Ø танцевальные термины. уметь: Ø выполнять дробные движения русского танца;Ø выполнять основные дробные комбинации русского танца; Ø самостоятельно комбинировать дробные движения русского танца; Ø вслушиваться в музыку; Ø различать выразительные средства; Ø согласовывать движения с музыкой. К концу четвертого года обучения воспитанники должны: знать: Ø технику исполнения вращений на середине зала; Ø технику исполнения вращений по диагонали; Ø технику исполнения вращений с дробью; Ø танцевальные традиции русского народа. уметь: Ø воплощать творчески созданные образы; Ø ставить цель и добиваться необходимого результата Ø поставить танец на простейшие народные мотивы; Ø различать выразительные средства;Способы проверки результатов: · входная диагностика · промежуточная диагностика · итоговая диагностика · текущий контроль · пятиминутки на уроке · тестирование · устный и письменный опрос · зачет · анкетирование · наблюдение Формы подведения итогов реализации программы: · открытые занятия-праздники · конкурсы · фестивали · интегрированные занятия · творческие встречи · фольклорные праздники · отчетный концерт · творческие площадки
Учебный план ФЭШ «Уральские узоры» Распределение учебной нагрузки осуществляется с учетом психофизических особенностей, индивидуальных способностей и природных задатков детей. Учитывая данные критерии педагогический коллектив совместно с родителями определяет темп и степень усвоения программного материала, ориентируясь на личность ребёнка, независимо от его возраста. Учебный план структуры состоит из основных компонентов: основной блок (инвариантный) учебных часов, отпускаемых на освоение основных курсов и отражающих предметное содержание деятельности; вариативный (индивидуальный) блок учебных часов, необходимых для расширения возможности применения получаемых знаний, индивидуального темпа освоения программы. Учебный план структуры определяет максимально возможную нагрузку для детей школьного возраста, связанную с физическими возможностями, с учетом занятости в общеобразовательном учреждении. Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение и способствует гуманизации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на ребенка, выявлению, раскрытию его возможностей, становлению самосознания, самореализации и самоутверждения.
Методы обучения и педагогические технологии как компоненты развития общих компетенций Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которую можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. Диагностические: · анкетирование обучающихся и родителей · системно-структурный анализ и проектирование · метод оценок Педагогические: · По источнику информации: словесные, наглядные, практические. · По способу усвоения: информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, проблемное изложение. · По способу деятельности учителя и ученика: методы устного изложения, работа учащихся. · По дидактической цели: методы сообщения новых знаний, методы закрепления знаний, методы проверки и оценки знаний. · Метод мозгового штурма. · Поисково-исследовательские методы. · Метод проектов. · Метод проблемного обучения.
Параметры и критерии качества результатов образования
Сроки сбора информации
Ответственные и исполнители
Методики анализа /инструментарий/
1.Изучение социального заказа потребителей образовательных услуг /маркетинговые исследования/
-входная анкета /социальный паспорт семьи/; — социальные мотивы прихода в УДО; -изучение образовательных потребностей детей и родителей; -удовлетворенность качеством образовательных услуг (дети, родители)
октябрь
Май
Методика изучения социального заказа (г.Санкт-Петербург)
2.Мониторинг воспитательных результатов
Самооценка воспитанников
Ноябрь
Психологическая служба
Методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковской
Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности
Зам. по воспитательной работе
Методика изучения
социализированности учащихся. М.И. Рожкова.
Межличностные отношения в коллективе и позиция личности в нем
Январь
Психологическая служба
Социометрия
Выявление профессиональных интересов и склонностей подростков
Психологическая служба
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
— Развитие у ребенка мотивации к познанию и творчеству, уровня самостоятельности и индивидуальных творческих способностей
Март
Психологическая служба
Методика определения мотивации к познанию. Акимова М.Н., Бодягина Н.Б. «Диагностика факторов успешности», Самара,1996.
3.Мониторинг обученности
Освоение детьми содержания образования (знания, умения, навыки в предметно-практической деятельности)
Сентябрь январь, май
Зам. директора по образовательной деятельности
Образовательные стандарты по профилям деятельности (локальные нормативы Учебные тесты, контрольные работы, творческие зачеты, экзамены
4.Мониторинг состояния здоровья воспитанников
в течение года
Педагоги валеолог
Анкетирование, собеседование с родителями. Связь со школьными медработниками, педиатрами поликлиники.
· Методы практико – ориентированной деятельности.
Инновационные методы: · Метод обучения путём открытий, целью которого является углубление понимания материала и развитие самой способности к учению. · Имитационные методики на основе реальных жизненных ситуаций. · Методика продуктивных действий: придумать рассказ, предложение, ситуацию и т.д., то есть преобразовать данный продукт в новый. · Игровые методы обучения: урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт, урок-соревнование. · Методики сравнения понятий. Педагогические технологии (как содержание деятельности) · информационные (развитие критического мышления обучающихся); · личностно-ориентированные (развитие креативного мышления, коммуникативных компетенций): · технологии организации смыследеятельности («Метаплан» — автор · С. С. Кашелев); · технологии развивающей кооперации («Путь истины» — автор · Т. Ф. Акбашев); · технологии игровых методик (авторы Н. Е. Щуркова, Никитин Б. П.); · технология игры — путешествия (автор Кашелев С. С); · технологии рефлексии (автор Капустин Н. П.); · технология погружения; · технология КТД (автор Иванов И. П.); · ТРИЗ – технология решения изобретательных задач (автор Альтшуллер Г. С); · технология социального проектирования (развитие навыков социализации воспитанника); · технология портфолио (развитие ключевых компетенций воспитанников) Система отслеживания результатов реализации программы Система отслеживания результатов образования представлена в единой модели мониторинга качества дополнительного образования. Система отслеживания результатов предметно-практической деятельности (мониторинг обученности) представлена в карте контроля. 4. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение должно соответствовать Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ, которые утверждены Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерством образования и науки России от 11.12.2006 №06-1844 Методическое обеспечение программы представлено: -УМК (учебно-методический комплектом) — видами методической продукции (см. приложение Перечень методической продукции)
№
Название разделов, тем
Кол. час
Дата проведения занятия
Форма занятия (игра, беседа, поход, экскурсия, конференция и т.д.)
Приемы, методы
Дидактический материал, ТСО, наглядность, оборудован.
Формы подведения итогов по теме (формы контроля, вид контроля)
— календарно-тематическим планом, который включают в себя описание: — форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, конкурс и т.д.); — приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.
Управление образования Администрации г. Орска Центр развития творчества детей и юношества «Радость»
Утверждена
методическим советом Согласовано:
ЦРТДЮ «Радость» Директор ЦРТДЮ «Радость»
Протокол №_3___
от <date w:st=«on» year=«05» day=«06» month=«12» ls=«trans»>06.12.05 Алексеева Т.Д. _______
КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА Фольклорно-этнографической школы «УРАЛЬСКИЕ УЗОРЫ»
тип: культурологическая ориентирована на возраст учащихся: 6 -10 лет срок реализации:4 года
Авторы – составители: Бакалдина Елена Александровна, педагог дополнительного образования 1 категории,
Галаева Галина Петровна, педагог дополнительного образования 1 категории
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка стр. 3 — 9
2. Учебный план ФЭШ « Уральские узоры» стр. 9 — 10
3. Содержание учебных курсов программы стр.11 — 44
4. Методическое обеспечение программы стр.45 — 49
5. Система отслеживания результатов реализации программы
стр. 50 — 51
6. Примерный план воспитательной работы стр. 52
7. Результаты апробации программы стр. 53
8. Используемая и рекомендуемая литература стр. 54 – 56
9. Приложение стр. 57
1.Пояснительная записка Фольклорно-этнографическая школа «Уральские узоры» была в 2004 году на базе средней общеобразовательной школы №6 г. Орска. Содержание обучения в ФЭШ «Уральские узоры» способствует формированию нравственно-ориентированной личности школьников средством изучения истоков традиционной русской народной культуры и местных региональных обычаев и традиций, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны, русского народа, любви к родному краю. В 10 учебных группах ФЭШ занимается 179 учащихся 1-4-х классов и группы детей 6 и 8 классов. Учащиеся изучают основы нотной грамоты, народный танец, развивают ансамблевые навыки исполнения на народных инструментах. Предметы включены в школьное расписание, которое утверждается завучем школы №6 и завучем Центра развития творчества детей и юношества «Радость». Внеурочная воспитательная деятельность заключается в проведении народных праздников, краеведческой работе, проведении ключевых дел на основе народного земледельческого календаря, участии воспитанников в концертной деятельности, выступлениях на родительских собраниях. Целостное и всестороннее развитие детских способностей и дарований осуществляется на основе интегрированного подхода в реализации целей и задач программы в следующих образовательных областях: -музыкальное искусство (вокально-ансамблевое и фольклорное пение, обучение игре на музыкальных инструментах – баян и гармонь, ансамбль ложкарей); -декоративно-прикладное творчество — создание народного костюма и головного убора, художественный труд; -культурология — народоведение: краеведение, этнография, праздники и обряды народного календаря. Образовательная программа ФЭШ «Уральские узоры» рассчитана на 4 года обучения и предполагает освоение образования на 2 уровнях: 1 уровень (дети 6-8 лет) — этап « вхождения» в народное искусство. На этом этапе дети изучают следующие предметы: основы декоративно прикладного творчества; основы русского народного танца; народное пение; праздники проводятся совместно с родителями. 2 уровень (дети 8-10 лет). На этом этапе изучают: декоративно- прикладное творчество; русский народный танец; народоведение (праздники и обряды); ансамбль ложкарей; обучение игре на гармони; народное пение; совместно с родителями и жителями микрорайона — массовые гуляния и праздники. При переходе учащихся с начальной ступени в основную школу предполагается дифференциация обучающихся по избранным видам творческой деятельности для углубленного изучения данных курсов с последующей профилизацией – (ансамбль народного танца). В 2010 году Федеральным агентством по образованию коллективу ФЭШ «Уральские узоры» было присвоено звание «Образцовый детский коллектив». Вместе со школой объединение дополнительного образования детей составляет целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Главным средством восстановления духовно-нравственного, интеллектуального потенциала является возрождение нравственного воспитания, опирающегося на этнокультурные традиции русского народа, этнопедагогику. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему, что определяет культурологическую направленность программы. Фольклорно-этнографическая школа «Уральские узоры» организована на основе социального заказа жителей микрорайона, располагается на базе СОШ № 6. Фольклорная школа видится её создателями как центр социализации и духовного общения детей и взрослых, ориентировать ребенка на развитие своих способностей, указать ему путь саморазвития через разностороннее творчество. Новизна программы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс имеет своим результатом целостность, объединение, обеспечение единства в формировании мировоззрения, в творческом развитии детей, в осуществлении принципов педагогически интегрированной системы овладения знаниями, умениями и навыками. Актуальность программыобусловлена тем, что значительную роль приобретают вопросы интеграции различных типов образовательных учреждений (внутренней и внешней). Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает духовный уровень культуры общества и особенно подрастающего поколения, отсутствует иерархия ценностей. Устное народное творчество, народный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. В решении этих задач значительную роль играет интеграция дополнительного и основного общего образования. По характеру деятельности участников программа является комплексной, так как включает в себя несколько видов деятельности: народный танец, обучение ансамблевой игре на музыкальных народных инструментах (ложки, баян, гармонь), народное пение… Педагогическая целесообразность разработкиданной программы в том, что она призвана помочь педагогам использовать в образовательно-воспитательном процессе педагогический потенциал народной культуры. При определении педагогической целесообразности программы в основу разработки программы были положены следующие концепции, подходы и идеи: • совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А. Березина); • концепция развития ребенка в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н.Ю. Синягина); • компетентностный подход к системе дополнительного образования детей, подготовки обучающихся в этой системе к успешной социализации в современном обществе (наиболее приемлемыми для педагогической практики в компетентностном подходе к обучению являются идеи О.Е.Лебедева, утверждающего значимость компетентностного подхода с позиции успешной адаптации выпускников к жизни в обществе).Цель программы: Формирование нравственно-ориентированной личности средствами изучения истоков традиционной русской народной культуры и местных региональных обычаев и традиций. Задачи программы:Образовательные: 1. Формирование у учащихся компетенций познавательной деятельности в предметной области: 2. Продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; 3. Средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность. 4. Получение дополнительного образования детьми в областифольклорного, хореографического и музыкального и искусства. Развивающие: 1. Развитие ключевых компетенций познавательной деятельности:готовности личности к освоению и преобразованию мира, основанной на имеющихся знаниях, умения и навыках, опыте практической деятельности, 2. Постановка и решение познавательных задач; 3. Нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; 4. Компетенции деятельности: игра, учение, труд; 5. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. 6. Развитие общих компетенций на основе адаптации, социализации, интеграции в социум, самореализации, позволяющих построить профессиональную карьеру. Воспитательные: 1. Создание условий для формирования гражданской компетентности как основы социальной, общественной сущности человека 2. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и ориентация воспитанников на нравственные общечеловеческие ценности. 3. Формирование компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). 4. Воспитание любви к родному краю через приобщение к истокам устного, музыкального и хореографического творчества русского народа. 5. Организация пропаганды русского народного творчества в масштабах Отличительной особенностьюданной программы, является обучение детей на принципах интеграции (внутренней) видов искусства: музыкального, хореографического и устного народного творчества, что дает возможность раскрыть закономерности единства, показать формы и определить своеобразие творческого обучения. Интегрированный подход к формированию мировоззрения ребенка предполагает выделение ведущих вопросов, которые составляют основу в системе иропонимания, определяют отношение человека к природе, обществу и к самому себе.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах: · принцип природосообразности: образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребёнка; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения: в школе создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности как ребёнка, так и педагога; психолого-педагогическое изучение каждой личности, ее отношений в коллективе, для раскрытия природных задатков на занятиях народным творчеством; · принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве; · принцип комплексного подходак разработке целей, задач, структуры, функций школы и УДОд, а также содержания, форм и методов учебно-воспитательной деятельности с учетом русской этнографической среды; · принципвариативности содержания и форм воспитательной среды, как вариативность традиционного народного творчества и форм его бытия; · принцип последовательности и пре емственностив развитии ребёнка, в осуществлении воспитательного воздействия (по аналогии с этнопедагогической моделью сохранения, трансляции и развития традиций от мастера к ученику); · принцип активного участия родителейв образовательно-воспитательном процессе; · принципоткрытости данной модели в социум (традиционный механизм социализации детей в народной культуре); · принцип личностно-ориентированого подхода к целеполаганию, организации воспитательной среды, оценке результатов педагогического процесса (в каждом типе культуры задается определенная модель личности и стереотипов поведения, деятельности в социальной и природной среде); · принцип отраженияв модели организации учебно-воспитательного процесса национально-регионального образа ( уральское казачество); · принцип единства духовно-нравственных ценностейи идеалов русского народа как основы проектирования целостного этнокультурного пространства; · принцип интеграции различных видовискусства(музыка, хореография, декоративно-прикладное творчество); · принцип цикличности, заложенный в структуру построения учебно-тематических планов и организации УВП, обусловлен логикой изучения народно-земледельческого календаря; · принцип творческого самовыражения, позволяет реализовать потребность в самовыражении, формирует активную, созидательную позицию.
Программа разработана на основе: — Закона РФ от 10 июля <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ( в измен. редакции от 21.07.05 № 100- ФЗ) — Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений правительства РФ от 01.02.2005 №49) — Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» — Устава МОАУДОД ЦРТДЮ «Радость» — Положения о комплексной образовательной структуре фольклорно- этнографической школы «Уральские узоры». При разработке программы использован опыт проектирования и реализации следующих программ и методик: — Программа дополнительного образования фольклорной студии «Раёк» г. Москвы. — Программа детского ансамбля народного пения «Рябинушка» Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко. — Программы факультативного курса М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» для начальной школы. Организация образовательного процесса Программа ориентирована на возраст детей от 6 до 11 лет, предполагает дальнейшее программирование интеграционных процессов при переходе обучающихся в среднее звено. Наполняемость учебных групп – 12-15 человек (класс делится на две подгруппы с разными видами деятельности – народное пение, русский народный танец; народоведение и ансамбль игры на ложках и гармошках), так как большее количество воспитанников создает дополнительные трудности для освоения программы. Формы обучения: 1.Индивидуальные (индивидуальные занятия обучение игре на гармошки) 2.Групповые (народный танец, народное пение, ансамбль ложкарей) 3. Фронтальные (календарные и народные праздники). Занятия проводятся по расписанию, в соответствии с нагрузкой в учебном плане. Программа рассчитана на 4 года обучения и предполагает освоение образования на 2 уровнях: 1 уровень (дети 6-8 лет -этап « вхождения» в народное искусство. На этом этапе дети изучают следующие предметы • основы русского народного танца • народное пение • праздники проводятся совместно с родителями. 2 уровень (дети 8-11 лет) На этом этапе изучают: • русский народный танец; • народоведение (праздники и обряды); • ансамбль ложкарей; • обучение игре на гармони. • народное пение • совместно с родителями и жителями микрорайона — массовые гуляния и праздники. В перспективе при переходе учащихся с начальной ступени в основную школу, предполагается дифференциация обучающихся по избранным видам творческой деятельности, для углубленного изучения данных курсов с последующей профилизацией. Для успешного решения поставленных в программе задач требуется: · отработка системы организации непрерывного учебно-творческого процесса, позволяющего каждому воспитаннику обучаться и развиваться на разных возрастных и творческих уровнях; · отработка системы организации работы Школы, позволяющей соединить воспитательную, репетиционную, концертную и культурно-просветительную деятельность; · создание модели творческого разновозрастного коллектива, сочетающего интересы Школы со свободным развитием каждого воспитанника; · создание репертуара; · дальнейшая разработка, углубление и расширение методики, дополнение её новыми упражнениями; · изучение современных методических пособий; · методическая оснащённость обучения; · продумывание способов улучшения деятельности педагога; · использование современных технологий.
Ожидаемые результаты Самыми значимыми результатами при освоении программы будут изменения в личностной сфере ребенка: · освоение предметных компетенций; · сформированность личности ребенка как носителя национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры; · высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению через творчество; · иметь представление о видах народного творчества (устном поэтическом, хореографическом, музыкальном); · иметь представление о народных обрядах календарно- земледельческого цикла, традициях и обычаях; · уметь соотносить ценности предков с элементами современной культуры; · принимать активное участие в профильных конкурсах и фестивалях народного творчества на уровне города и региона. · развитие ключевых компетенций, выражающихся в овладении обучающимися определенного набора способов деятельности, социально востребованного и являющегося предметом запроса заказчик. · развитие общих компетенций, на основе адаптации, социализации, интеграции в социум, воспитания личности, способной брать на себя ответственность и позитивно действовать в постоянно меняющихся условиях. Народоведение В конце первого года обучения воспитанники должны знать: Ø несколько русских народных сказок, в том числе отрывки из них (стихотворные — наизусть, близко к тексту – прозаические); Ø различать малые фольклорные формы; Ø наизусть по 2-3 вида малых форм фольклора; Ø рассказывать сказки по схемам, сочинять свои; Ø обозначать героев и предметы символами; Ø иметь представление об обрядовых празднествах по временам года; уметь: Ø играть в народные игры, выполняя игровые образы; Ø водить хороводы, согласовывая движения и песенный припев; Ø уметь изготавливать простейшие игрушки-забавы (дергунчики, куклы); Ø слушать русские народные сказки, воображая и представляя действие; Ø практически различать жанры устного народного творчества; Ø находить в детских книгах нужные или полюбившиеся сказки, выразительно читать их; Ø разыгрывать сказочные сюжеты, соблюдая основные средства стилистики. В конце второго года обучения воспитанники должны знать: Ø о родной стране (название территории, столицу, символику, народы); Ø отдельные события из истории России; Ø жизнь и труд населения региона; Ø историю образования Москвы, защита от врагов, Ø имена героев- защитников; Ø основные знаменательные даты календаря (гражданского и народного); Ø взгляды на окружающую природу (поверья, обряды, праздники труда); уметь: Ø различать и кратко характеризовать предметы культуры и элементы декоративно-прикладного искусства, одежды, кулинарии; Ø выполнять работы творческого характера; Ø слушать и рассказывать сказки, былины, исторические песни, баллады, воображая и представляя, о чем идет речь; Ø изображать картины и мини – сценки, соблюдая мелодику: плавность, величавость; Ø играть в известные русские народные игры, используя малые фольклорные формы, соблюдая правила и стилистику речи. В конце третьего года обучения воспитанники должны: знать: Ø историю русского жилища, владеть понятиями «дом», «мир», изба, горница; Ø виды мифических существ, соотносить их с понятиями «положительное и отрицательное»; Ø аргументировано выражать свои представления о Добре и З, опираясь на народную мудрость; Ø правильно называть родственные отношения в семье; Ø иметь представление о свадебных традициях, об обряде крещения; Ø владеть малыми формами игрового и потешного фольклора; Ø значение слов – названий, передающих специфику русской жизни (быта); Ø традиционных героев- персонажей: Иван-дурак, Иван-царевич, Елена Прекрасная; Василиса Премудрая, Илья Муромец, и др., Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Соловей разбойник, Змей, чудесные помощники – вещи, животные и т.п.; Ø основы художественного изображения: лексика, передающая уклад русской народной жизни; стилистику сказок – присказки, зачины, концовки, повторы; Ø нравственные подвиги и святые имена замечательных людей России. уметь: Ø слушать и рассказывать сказки, былины, исторические песни, баллады, воображая и представляя, о чем идет речь; Ø изображать картины и мини – сценки, соблюдая мелодику: плавность, величавость; Ø играть в известные русские народные игры, используя малые фольклорные формы, соблюдая правила и стилистику речи. Ансамбль ложкарейВ конце первого года обучениявоспитанники должны: знать: семейство русских народных инструментов, историю инструментов, роль в ансамбле;Ø основы музыкальной грамоты; Ø выразительные средства музыки, их значение;уметь: Ø исполнять ритмические упражнения; Ø исполнять русские народные произведения; Ø исполнять упражнения для развития рук при игре на шумовых инструментах; освоить: Ø 10 упражнения; Ø 3-5 произведений для чтения с листа; Ø 1 ансамбль.
В конце второго года обучениявоспитанники должны: знать: Ø различные приёмы игры; Ø специфику ансамблевого исполнительства; Ø ритмические рисунки разной длительности. уметь: Ø записать партии для шумовых инструментов: Ø исполнять группировки в различных соотношениях: пунктирный ритм, приемы «двойки»; Ø исполнять тремоло, упражнения на ксилофоне, фрагменты ансамблевых партий; Ø продемонстрировать результат своей самостоятельной работы. В конце третьего года обучениявоспитанники должны: знать: Ø сведения об исполняемых музыкальных произведений;Ø произведения из репертуара ансамбля; Ø сведения об авторах исполняемых произведений. уметь: Ø грамотно и точно читать нотный текст, исправлять недочёты;Ø работать над качеством звука и выразительностью исполнения;Ø самостоятельно разобрать ритмический рисунок; Ø исполнять различные приёмы игры;Ø работать над ритмом и динамикой; Ø пользоваться методом сравнения. В конце четвёртого года обучениявоспитанники должны: знать: Ø сведения об исполняемых музыкальных произведениях;Ø основные навыки импровизации;Ø сведений об авторах исполняемых произведений;Ø различные приёмы игры.уметь: Ø применять сложные приёмы игры;Ø играть в ансамбле;Ø играть с выразительностью, технической чёткостью и ритмичностью;Ø целостно воспринимать музыкальное произведение. Народное пение К концу первого года обучения воспитанники должны: знать: Ø правила поведения во время певческих занятий (соблюдение певческой установки): Ø простейшие образцы таких жанров песенного детского фольклора, как: потешки, припевки, заклички, колыбельные песни; Ø традиционные народные праздники и обряды. уметь: Ø различать звуки по высоте; Ø чисто интонировать в пределах терции; Ø воспроизводить простейшие ритмические рисунки; Ø вместе начинать и заканчивать песню; Ø брать дыхание между короткими музыкальными фразами; Ø петь выразительно, передавая характер песни; Ø петь без музыкального сопровождения с помощью педагога; Ø совмещать пение с элементарными движениями на сцене; Ø направлять свои усилия на выполнение общей задачи. К концу второго года обучения воспитанники должны: знать: Ø традиционные народные праздники и обряды; Ø знать несложные календарно- обрядовые песни (хороводы, заклички, обрядовые песни-игры); Ø правила поведения на сцене и сценического движения. уметь: Ø чисто интонировать в пределах квинты; Ø воспроизвести ритмический рисунок на слух; Ø совмещать пение с движением; Ø петь без сопровождения музыкальных инструментов; Ø петь с элементами двухголосия; Ø иметь навык правильного певческого дыхания; Ø иметь дикционные навыки сценической речи. К концу третьего года обучения воспитанники должны: знать: Ø правила поведения на сцене и сценического движения; Ø уметь совмещать пение с движением; Ø уметь петь без сопровождения музыкальных инструментов; Ø уметь сопровождать пение игрой на шумовых инструментах; Ø правила двухголосного пения. уметь: Ø сопровождать пение игрой на шумовых инструментах; Ø петь без сопровождения музыкальных инструментов; Ø сопровождать пение игрой на шумовых инструментах; Ø сценически воплотить песни.
К концу четвертого года обучения воспитанники должны: знать: Ø иметь навык правильного певческого дыхания, Ø дикционные навыки, требуемые для народной манеры исполнения; Ø навык сценической речи. уметь: Ø петь двухголосия; Ø чисто интонировать_в пределах септимы-октавы (малая — первая октава); Ø петь на цепном дыхании; Ø петь с движением, согласованным с канонами сценической грамоты; Ø обыгрывать песню, песенную композицию. Народный танец К концу первого года обучения воспитанники должны: знать: Ø позиции, положения рук и ног; Ø основные элементы русского танца. Ø навыки апломба; Ø знают основные танцевальные движения (плие, прыжки, притопы, «топотушки», «каблучок», «носочек», движение рук); Ø выразительные средства танца, их значение. уметь: Ø применять позиции, положения рук и ног Ø применять основные танцевальные движения русского танца.
К концу второго года обучения воспитанники должны: знать: Ø последовательность упражнений, направленных на развитие определённых групп мышц, двигательных функций и исправление недостатков осанки; Ø правильную постановку корпуса, ног, рук и головы и равновесия; Ø танцевальные композиции на середине зала; Ø основные элементы русского танца (ключ, верёвочка, двойная дробь, ковырялочка, моталочка); Ø историю русского народного танца. уметь: Ø выполнять танцевальные композиции на середине зала; Ø выполнять элементы русского танца Ø выполнять последовательно упражнения, направленные на развитие определённых групп мышц, двигательных функций и исправление недостатков осанки. К концу третьего года обучения воспитанники должны: знать: Ø технику дробных движений русского танца; Ø основные дробные комбинации русского танца Ø усложнённые танцевальные композиции на середине зала; Ø танцевальные термины. уметь: Ø выполнять дробные движения русского танца;Ø выполнять основные дробные комбинации русского танца; Ø самостоятельно комбинировать дробные движения русского танца; Ø вслушиваться в музыку; Ø различать выразительные средства; Ø согласовывать движения с музыкой. К концу четвертого года обучения воспитанники должны: знать: Ø технику исполнения вращений на середине зала; Ø технику исполнения вращений по диагонали; Ø технику исполнения вращений с дробью; Ø танцевальные традиции русского народа. уметь: Ø воплощать творчески созданные образы; Ø ставить цель и добиваться необходимого результата Ø поставить танец на простейшие народные мотивы; Ø различать выразительные средства;Способы проверки результатов: · входная диагностика · промежуточная диагностика · итоговая диагностика · текущий контроль · пятиминутки на уроке · тестирование · устный и письменный опрос · зачет · анкетирование · наблюдение Формы подведения итогов реализации программы: · открытые занятия-праздники · конкурсы · фестивали · интегрированные занятия · творческие встречи · фольклорные праздники · отчетный концерт · творческие площадки
Учебный план ФЭШ «Уральские узоры» Распределение учебной нагрузки осуществляется с учетом психофизических особенностей, индивидуальных способностей и природных задатков детей. Учитывая данные критерии педагогический коллектив совместно с родителями определяет темп и степень усвоения программного материала, ориентируясь на личность ребёнка, независимо от его возраста. Учебный план структуры состоит из основных компонентов: основной блок (инвариантный) учебных часов, отпускаемых на освоение основных курсов и отражающих предметное содержание деятельности; вариативный (индивидуальный) блок учебных часов, необходимых для расширения возможности применения получаемых знаний, индивидуального темпа освоения программы. Учебный план структуры определяет максимально возможную нагрузку для детей школьного возраста, связанную с физическими возможностями, с учетом занятости в общеобразовательном учреждении. Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение и способствует гуманизации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на ребенка, выявлению, раскрытию его возможностей, становлению самосознания, самореализации и самоутверждения.
|
Учебная дисциплина | 1-ой год обучения | 2-ий год обучения | 3-ий год обучения | 4-ый год обучения |
Инвариантная часть | |||||
1. |
Народоведение |
36 | 36 | 36 | |
2. |
Народный танец |
72 | 72 | 72 | 72 |
3. |
Ансамбль ложкарей |
36 | 36 | 36 | 36 |
4. |
Народное пение |
36 | 36 | 36 | 36 |
Вариативная часть | |||||
5. |
Обучение игре на гармонии (индивидуальные занятия) |
72 | 72 | 72 | 72 |
ИТОГО: | 144/72 | 180/72 | 180/72 | 180/72 |
Методы обучения и педагогические технологии как компоненты развития общих компетенций Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которую можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. Диагностические: · анкетирование обучающихся и родителей · системно-структурный анализ и проектирование · метод оценок Педагогические: · По источнику информации: словесные, наглядные, практические. · По способу усвоения: информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, проблемное изложение. · По способу деятельности учителя и ученика: методы устного изложения, работа учащихся. · По дидактической цели: методы сообщения новых знаний, методы закрепления знаний, методы проверки и оценки знаний. · Метод мозгового штурма. · Поисково-исследовательские методы. · Метод проектов. · Метод проблемного обучения.
Сентябрь
Май
Маркетолог
Составлена психологами
ЦРТДЮ. Методика ОЦДЮТ (г.Оренбург)Методика изучения социального заказа (г.Санкт-Петербург)
Декабрь
социализированности учащихся. М.И. Рожкова.
Февраль
Инновационные методы: · Метод обучения путём открытий, целью которого является углубление понимания материала и развитие самой способности к учению. · Имитационные методики на основе реальных жизненных ситуаций. · Методика продуктивных действий: придумать рассказ, предложение, ситуацию и т.д., то есть преобразовать данный продукт в новый. · Игровые методы обучения: урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт, урок-соревнование. · Методики сравнения понятий. Педагогические технологии (как содержание деятельности) · информационные (развитие критического мышления обучающихся); · личностно-ориентированные (развитие креативного мышления, коммуникативных компетенций): · технологии организации смыследеятельности («Метаплан» — автор · С. С. Кашелев); · технологии развивающей кооперации («Путь истины» — автор · Т. Ф. Акбашев); · технологии игровых методик (авторы Н. Е. Щуркова, Никитин Б. П.); · технология игры — путешествия (автор Кашелев С. С); · технологии рефлексии (автор Капустин Н. П.); · технология погружения; · технология КТД (автор Иванов И. П.); · ТРИЗ – технология решения изобретательных задач (автор Альтшуллер Г. С); · технология социального проектирования (развитие навыков социализации воспитанника); · технология портфолио (развитие ключевых компетенций воспитанников) Система отслеживания результатов реализации программы Система отслеживания результатов образования представлена в единой модели мониторинга качества дополнительного образования. Система отслеживания результатов предметно-практической деятельности (мониторинг обученности) представлена в карте контроля. 4. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение должно соответствовать Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ, которые утверждены Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерством образования и науки России от 11.12.2006 №06-1844 Методическое обеспечение программы представлено: -УМК (учебно-методический комплектом) — видами методической продукции (см. приложение Перечень методической продукции)
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Художественное творчество
Планирование работы, программы
28 января 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»