Физиология питания человека
Дать понятия о пище человека и режиме питания;
• О процессе пищеварения;
• познакомить учащихся с необходимыми для жизнедеятельности человека веществами;
• познакомить с классификацией витаминов и их роли в обмене веществ.
• Научить сохранять витамины при кулинарной обработке
Тема урока: Физиология питания. Пища человека и режим питания.
Тип урока: изучение нового материала..
Цели:
Образовательные:
- Дать понятия о пище человека и режиме питания;
- О процессе пищеварения;
- познакомить учащихся с необходимыми для жизнедеятельности человека веществами;
- познакомить с классификацией витаминов и их роли в обмене веществ.
- Научить сохранять витамины при кулинарной обработке
- воспитывать трудолюбие, прививать навыки коммуникативного общения.
- развивать умение планировать свою работу;
- формировать творческие способности и развивать кругозор.
- Метод монологического изложения.
- Эвристический метод.
Средства обучения: компьютер, презентация «Еда», « Физиология питания», «Витамины», карточки.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Изложение нового материала.
IV. Закрепление материала. Проверь себя.
V… Подведение итогов.
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Цели и задачи урока.
II. Актуализация знаний учащихся. Тест «Сервировка стола»
III. Изложение нового материала. Презентация «Еда».
Презентация « Физиология питания»
Слайд №1-№5
Пища основной источник существования человека. В ней содержится около шестисот химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав, пищевую ценность, уметь правильно составлять рацион питания.
Наиболее важными веществами, влияющими на рост и развитие организма, на восстановление его энергетических затрат, являются белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества.
Слайд №6
Углеводы.
Обеспечивают организм энергией УГЛЕВОДЫ, обширная группа природных органических соединений, составляющих существенную часть пищевого рациона человека. Подвергаясь окислительным превращениям, углеводы обеспечивают энергией все живые клетки (особенно нервные клетки и клетки головного мозга). На их долю должно приходиться не менее 55% калорийности суточного рациона.
Скорость усвоения организмом углеводов разного вида неодинакова. Различают:
• Быстроусвояемые углеводы, содержащиеся в больших количествах в сахаре, муке, кукурузе, картофеле и в других богатых крахмалом продуктах, а также во фруктовых соках.
• Медленноусвояемые углеводы, содержащиеся в богатых клетчаткой продуктах: фруктах, овощах, отрубях и злаках.
• Углеводы, которые либо вообще не усваиваются организмом, либо усваиваются с трудом. К этому виду углеводов относят клетчатку.
Наиболее распространенными углеводами являются глюкоза, фруктоза и сахароза, входящие в состав овощей, фруктов и меда. Лактоза входит в состав молока. Сахар-рафинад представляет собой соединение фруктозы и глюкозы. Глюкоза играет центральную роль в процессе обмена веществ. Она является поставщиком энергии для таких органов, как головной мозг, почки, и способствует выработке красных кровяных телец. Человеческий организм не в состоянии делать слишком большие запасы глюкозы и потому нуждается в ее регулярном пополнении. Но это не значит, что нужно есть глюкозу в чистом виде. Гораздо полезнее употреблять ее в составе более сложных углеводных соединений, например, крахмала, который содержится в овощах, фруктах, зерновых. Все эти продукты, кроме того, являются настоящим кладезем витаминов, клетчатки, микроэлементов и других полезных веществ, помогающих организму бороться со многими болезнями.
Слайд №7
Белки.
Способствуют росту, восстановлению клеток, обеспечивают организм энергией.
БЕЛКИ, органические соединения, важнейший компонент пищи. «Белок» в переводе с греческого означает «первое, важное», что и в самом деле соответствует действительности: белки — наиболее ценные пищевые вещества в питании человека. В состав белка входят: углерод, кислород, водород, азот, сера, фосфор, иногда — железо, марганец, медь, йод, цинк и др. Белок является пластическим «строительным материалом»: из него состоят мышцы, связки, сухожилия, частично кости, хрящи, кровь, все внутренние органы. Недостаточное поступление белков в организм пагубно сказывается на нем, приводит к различным заболеваниям. Среди животных продуктов в основном имеют полноценные белки молоко, яйца, рыба, мясо, а неполноценные белки чаще всего содержат растительные продукты: кукуруза, рожь, пшеница и др. Особенно ценны три аминокислоты — триптофан, лизин, метионин. Белки продуктов животного происхождения усваиваются лучше, чем растительного.
Слайд №8
Жиры. Обеспечивают организм энергией. ЖИРЫ, органические соединения, в основном сложные эфиры глицерина и жирных кислот (триглицериды); относятся к липидам. Входят в состав клеток и тканей живых организмов. Один из основных компонентов пищи. Это главный источник энергии организма.
Слайд №9
Минеральные вещества.
Обеспечивают обмен веществ в организме человека.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от необходимой концентрации химических элементов в организме, выделяют макро- и микроэлементы.
Макроэлементами принято считать химические элементы, содержание в организме которых составляет более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций. Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их количество не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях — не более 0,000001%. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.
Слайд №10
Вода.
Входит в состав клеток человека, участвует в процессах обмена.
Слайд №11
Витамины.
Защищают организм, участвуют в процессах обмена. ВИТАМИНЫ, (от лат.Vita — жизнь) относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека. Витамины играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии. Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами важнейших биохимических реакций в организме. Дефицит витаминов является причиной многих заболеваний человека. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).
Ø Белки содержатся: яйцо, мясо, молоко, рыба, орехи, грибы.
Ø Жиры — яйцо, мясо, молоко и молочные продукты, рыба, орехи.
Ø Углеводы –крупы, макароны, виноград, шоколад, чернослив.
Ø Витамины – яйцо, молоко, виноград, огурцы, помидоры, раба, фрукты.
Ø Минеральные вещества – молоко, помидоры, рыба, овощи.
Ø Вода – молоко, виноград, огурцы, помидоры
Рациональное питание.
Рациональное питание заключается в полноценном питании здоровых людей с учётом их возраста, характера труда, пола. рациональное питание помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды. Рациональное питание включает в себя такие понятия, как пищевой рацион, режим питания и условия приёма пищи.
Пищевой рацион должен покрывать энергетические затраты организма, хорошо усваиваться, иметь приятный внешний вид, вкус, запах и определенную температуру, быть разнообразным, вызвать чувство насыщения и быть абсолютно безупречным, и безвредным. Составные части пищи, особенно белки, жиры и углеводы, должны находиться в определенном соотношении. Наиболее рациональным является соотношение 1:1:5, т.е. дневные нормы потребления белков и жиров практически одинаковы, а потребление углеводов в 5 раз выше.
Режим питания — это время и число приемов пищи. Между приёмами пищи соблюдаются определённые интервалы времени. Прием пищи в определённое время приводит к выработке условного рефлекса пищеварительных желёз. Наиболее рациональным является четырёх- и трёхразовый режим питания. Если общую калорийность пиши принять за 100%, то при трёхразовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда — 50%, ужина — 20 % общей калорийности.
При четырёхразовом питании дополнительно подается второй завтрак или полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на две части или снижается калорийность обеда и ужина. Желательно на каждый день наметить определённые блюда. Например, на завтрак хорошо подать молочные каши или горячие мясные блюда, бутерброд, яйцо, кофе или какао. На обед обязательное включение холодной закуски, первого и второго блюд, киселя, компота, сока.
К обеду должны быть поданы два овощных блюда и одно из круп или макаронных изделий. Ужин должен быть легким. Подают блюда из рыбы, творога, кисломолочные напитки. Одно и то же блюдо не должно подаваться более 2 раз в неделю.
Очень важны условия приема пищи. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи. Вот почему так важны обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера.
Слайд № 12
Правила приема пищи
v Пищу необходимо принимать 4 раза в день.
v Соблюдать норму питания.
v Распределять суточную норму продуктов так: большая часть — в обед, завтрак немного больше ужина. Самым легким должен быть полдник.
v Промежуток между приемами пищи не должно превышать более 5 часов, но не менее 2 часов.
v Питание должно быть разнообразным, включать мясные, рыбные, молочные продукты, овощи и фрукты.
v Есть нужно спокойно, тщательно пережевывая пищу.
v На завтрак рекомендуется кушать мясные, рыбные блюда.
v На ужин более легкую овощные, молочные блюда.
v Важна правильная кулинарная обработка.
v Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной.
Все продукты делятся на растительного и животного происхождения.
К продуктам растительного происхождения относятся: масло растительное, крупы, фрукты, овощи, хлеб.
К продуктам животного происхождения относятся: молоко и молочные продукты, мясо и продуты из мяса, рыба.
О питательных веществах.
IV. Закрепление материала. Проверь себя. Заполнение карточки.
V… Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Физиология питания
Раздел Кулинария 5 класс
Работу выполнила:
учитель технологии высшей квалификационной категории
Власова Марина Викторовна
5 класс.
Тема урока: Физиология питания. Пища человека и режим питания.
Тип урока: изучение нового материала..
Цели:
Образовательные:
-
Дать понятия о пище человека и режиме питания;
-
О процессе пищеварения;
-
познакомить учащихся с необходимыми для жизнедеятельности человека веществами;
-
познакомить с классификацией витаминов и их роли в обмене веществ.
-
Научить сохранять витамины при кулинарной обработке
Воспитательные:
-
воспитывать трудолюбие, прививать навыки коммуникативного общения.
Развивающие:
-
развивать умение планировать свою работу;
-
формировать творческие способности и развивать кругозор.
Методы обучения:
-
Метод монологического изложения.
-
Эвристический метод.
Формы работы: индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, презентация «Еда», « Физиология питания», «Витамины», карточки.
План урока:
I.
Организационный
момент.
II. Актуализация
знаний учащихся.
III.
Изложение
нового материала.
IV.
Закрепление
материала.
Проверь себя.
V..
Подведение
итогов.
VI. Домашнее
задание
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Цели и задачи урока.
II. Актуализация знаний учащихся. Тест «Сервировка стола»
III. Изложение нового материала. Презентация «Еда».
Презентация « Физиология питания»
Слайд №1-№5
Пища основной источник существования человека. В ней содержится около шестисот химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав, пищевую ценность, уметь правильно составлять рацион питания.
Наиболее важными веществами, влияющими на рост и развитие организма, на восстановление его энергетических затрат, являются белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества.
Слайд №6
Углеводы.
Обеспечивают
организм энергией
УГЛЕВОДЫ, обширная
группа природных
органических
соединений,
составляющих
существенную
часть пищевого
рациона человека.
Подвергаясь
окислительным
превращениям,
углеводы обеспечивают
энергией все
живые клетки
(особенно нервные
клетки и клетки
головного
мозга). На их
долю должно
приходиться
не менее 55% калорийности
суточного
рациона.
Скорость усвоения организмом углеводов разного вида неодинакова. Различают:
• Быстроусвояемые углеводы, содержащиеся в больших количествах в сахаре, муке, кукурузе, картофеле и в других богатых крахмалом продуктах, а также во фруктовых соках.
• Медленноусвояемые углеводы, содержащиеся в богатых клетчаткой продуктах: фруктах, овощах, отрубях и злаках.
• Углеводы, которые либо вообще не усваиваются организмом, либо усваиваются с трудом. К этому виду углеводов относят клетчатку.
Наиболее распространенными углеводами являются глюкоза, фруктоза и сахароза, входящие в состав овощей, фруктов и меда. Лактоза входит в состав молока. Сахар-рафинад представляет собой соединение фруктозы и глюкозы. Глюкоза играет центральную роль в процессе обмена веществ. Она является поставщиком энергии для таких органов, как головной мозг, почки, и способствует выработке красных кровяных телец. Человеческий организм не в состоянии делать слишком большие запасы глюкозы и потому нуждается в ее регулярном пополнении. Но это не значит, что нужно есть глюкозу в чистом виде. Гораздо полезнее употреблять ее в составе более сложных углеводных соединений, например, крахмала, который содержится в овощах, фруктах, зерновых. Все эти продукты, кроме того, являются настоящим кладезем витаминов, клетчатки, микроэлементов и других полезных веществ, помогающих организму бороться со многими болезнями.
Слайд №7
Белки.
Способствуют
росту, восстановлению
клеток, обеспечивают
организм энергией.
БЕЛКИ, органические соединения, важнейший компонент пищи. «Белок» в переводе с греческого означает «первое, важное», что и в самом деле соответствует действительности: белки — наиболее ценные пищевые вещества в питании человека. В состав белка входят: углерод, кислород, водород, азот, сера, фосфор, иногда — железо, марганец, медь, йод, цинк и др. Белок является пластическим «строительным материалом»: из него состоят мышцы, связки, сухожилия, частично кости, хрящи, кровь, все внутренние органы. Недостаточное поступление белков в организм пагубно сказывается на нем, приводит к различным заболеваниям. Среди животных продуктов в основном имеют полноценные белки молоко, яйца, рыба, мясо, а неполноценные белки чаще всего содержат растительные продукты: кукуруза, рожь, пшеница и др. Особенно ценны три аминокислоты — триптофан, лизин, метионин. Белки продуктов животного происхождения усваиваются лучше, чем растительного.
Слайд №8
Жиры. Обеспечивают организм энергией. ЖИРЫ, органические соединения, в основном сложные эфиры глицерина и жирных кислот (триглицериды); относятся к липидам. Входят в состав клеток и тканей живых организмов. Один из основных компонентов пищи. Это главный источник энергии организма.
Слайд №9
Минеральные
вещества.
Обеспечивают
обмен веществ
в организме
человека.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от необходимой концентрации химических элементов в организме, выделяют макро- и микроэлементы.
Макроэлементами принято считать химические элементы, содержание в организме которых составляет более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций. Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их количество не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях — не более 0,000001%. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.
Слайд №10
Вода.
Входит
в состав клеток
человека, участвует
в процессах
обмена.
Слайд №11
Витамины.
Защищают
организм, участвуют
в процессах
обмена. ВИТАМИНЫ,
(от лат.Vita — жизнь)
относятся к
незаменимым
пищевым веществам
органического
происхождения
и практически
не синтезируются
в организме
человека. Витамины
играют роль
регуляторов
многочисленных
биохимических
реакций в обмене
веществ и энергии.
Не являясь
строительным
и энергетическим
субстратом,
витамины служат
катализаторами
важнейших
биохимических
реакций в организме.
Дефицит витаминов
является причиной
многих заболеваний
человека. Выделяют
жирорастворимые
витамины (А, Д,
Е, К) и водорастворимые
витамины (группа
В, С).
-
Белки содержатся: яйцо, мясо, молоко, рыба, орехи, грибы.
-
Жиры - яйцо, мясо, молоко и молочные продукты, рыба, орехи.
-
Углеводы –крупы, макароны, виноград, шоколад, чернослив.
-
Витамины – яйцо, молоко, виноград, огурцы, помидоры, раба, фрукты.
-
Минеральные вещества – молоко, помидоры, рыба, овощи.
-
Вода – молоко, виноград, огурцы, помидоры
Рациональное питание.
Рациональное питание заключается в полноценном питании здоровых людей с учётом их возраста, характера труда, пола. рациональное питание помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды. Рациональное питание включает в себя такие понятия, как пищевой рацион, режим питания и условия приёма пищи.
Пищевой рацион должен покрывать энергетические затраты организма, хорошо усваиваться, иметь приятный внешний вид, вкус, запах и определенную температуру, быть разнообразным, вызвать чувство насыщения и быть абсолютно безупречным, и безвредным. Составные части пищи, особенно белки, жиры и углеводы, должны находиться в определенном соотношении. Наиболее рациональным является соотношение 1:1:5, т.е. дневные нормы потребления белков и жиров практически одинаковы, а потребление углеводов в 5 раз выше.
Режим питания - это время и число приемов пищи. Между приёмами пищи соблюдаются определённые интервалы времени. Прием пищи в определённое время приводит к выработке условного рефлекса пищеварительных желёз. Наиболее рациональным является четырёх- и трёхразовый режим питания. Если общую калорийность пиши принять за 100%, то при трёхразовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда - 50%, ужина - 20 % общей калорийности.
При четырёхразовом питании дополнительно подается второй завтрак или полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на две части или снижается калорийность обеда и ужина. Желательно на каждый день наметить определённые блюда. Например, на завтрак хорошо подать молочные каши или горячие мясные блюда, бутерброд, яйцо, кофе или какао. На обед обязательное включение холодной закуски, первого и второго блюд, киселя, компота, сока.
К обеду должны быть поданы два овощных блюда и одно из круп или макаронных изделий. Ужин должен быть легким. Подают блюда из рыбы, творога, кисломолочные напитки. Одно и то же блюдо не должно подаваться более 2 раз в неделю.
Очень важны условия приема пищи. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи. Вот почему так важны обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера.
Слайд № 12
Правила приема пищи
-
Пищу необходимо принимать 4 раза в день.
-
Соблюдать норму питания.
-
Распределять суточную норму продуктов так: большая часть - в обед , завтрак немного больше ужина . Самым легким должен быть полдник.
-
Промежуток между приемами пищи не должно превышать более 5 часов, но не менее 2 часов.
-
Питание должно быть разнообразным, включать мясные, рыбные, молочные продукты, овощи и фрукты.
-
Есть нужно спокойно, тщательно пережевывая пищу.
-
На завтрак рекомендуется кушать мясные, рыбные блюда.
-
На ужин более легкую овощные, молочные блюда.
-
Важна правильная кулинарная обработка.
-
Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной.
Все продукты делятся на растительного и животного происхождения.
К продуктам растительного происхождения относятся: масло растительное, крупы, фрукты, овощи, хлеб.
К продуктам животного происхождения относятся: молоко и молочные продукты, мясо и продуты из мяса, рыба.
О питательных веществах.
Питательные вещества |
Продукты |
белки |
|
жиры |
|
углеводы |
|
витамины |
|
Вода |
|
V.. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»