Бумажная пластика
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
просмотров: 8051
Обучаясь по настоящей Программе, обучающиеся приобретают углубленные знания и умения по данному виду творчества.
Учатся различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Бумажная пластика» по содержательной, тематической направленности является художественно эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации годичной. Оригами – это вид декоративно-прикладного искусства, известный с древних времён. Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал является одним из величайших изобретений человечества наряду с колесом, компасом и компьютером. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна – эти качества предопределили долгую жизнь бумаге как исходному материалу для творчества и взрослых и детей. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов). Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Актуальность и педагогическая целесообразность. Обучение по данной Программе способствует адаптации воспитанников к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Обучаясь по настоящей Программе, обучающиеся приобретают углубленные знания и умения по данному виду творчества. Учатся различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивается у детей способность работать руками, приучаются к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения. Цель программы: Научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задачи программы: Обучающие: 1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. 2. Формировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий. 3. Обучать различным приемам работы с бумагой. 4. Применять знания, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие: 1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение. 2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. 3. Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус. 4. Формировать потребность нравственного совершенствования своей личности. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к искусству оригами. 2. Формировать культуру взаимоотношений. Отличительные особенности данной программы.Это соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Сроки реализации программы и возраст воспитанников. Программа рассчитана на 1 год участвуют дети от 6,5 до 8 лет. Формы и режим занятий. Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 30-35 минут. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера. Формы подведения итогов реализации программы Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставка работ проводится несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организации работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими. Наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. · Составление альбома лучших работ. · Проведение выставок работ учащихся: – в классе; – в школе. · Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного творчества. · Зачётные занятия по теме.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: · положительное отношение к учению; · желание приобретать новые знания; · способность оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД учащиеся научатся: · соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены; · соблюдать правила организации рабочего места; · соблюдать правила бережного использования бумаги; · эстетически относиться к окружающему миру и самому себе; · научатся различным приемам работы с бумагой; · будут знать основные базовые формы оригами; · научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; · будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся: · принимать и сохранять учебную задачу; · работать по плану; · адекватно оценивать свои достижения. В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся: · вести диалог с учителем и одноклассниками; · задавать вопросы; · слушать и отвечать на вопросы других; · высказывать свою точку зрения; · работать в парах и рабочих группах. Учебно-тематический план (33ч)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. |
Введение в курс программы | 1 | 1 | |
2. |
Диагностика обученности учащихся | 4 | 4 | |
3. |
Виды и свойства бумаги | 1 | 1 | |
4 |
Азбука бумагопластики | 1 | 1 | 2 |
5. |
В мире животных | 1 | 4 | 5 |
6. |
Птичий двор | 1 | 4 | 5 |
7. |
В море | 1 | 3 | 4 |
8. |
Волшебный мир цветов | 1 | 5 | 6 |
9. |
Оригами для игр | 1 | 3 | 4 |
10. |
Итоговое занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 8 | 25 | 33 |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечныйфонд(книгопечатныйфонд) | |
Справочные пособия, энциклопедии по оригами | Д |
Печатныепособия | |
Таблицы по цветоведению. Иллюстративные материалы ( альбомы, комплекты открыток и др.) | Д Ф |
Компьютерные и информационно — коммуникативные средства | |
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Ф |
Техническиесредстваобучения | |
Персональный компьютер. | Д |
Экранно-звуковыепособия | |
Видеофильмы по предмету Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения | Д Д |
Учебно-практическое оборудование | |
Клей Наборы карандашей Ножницы Бумага цветная Альбом Цветной картон Кисточки Клей ПВА Краски | К К К К К К К К К |
Оборудованиекласса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. | Ф Д |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Староурюпская основная общеобразовательная школа»
Т. А. Поморцева
Гимнастика для глаз
практическое пособие для учителя
Приложение 2
к программе дополнительного образования
«Бумажная пластика»
Автор-составитель Поморцева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Староурюпская основная общеобразовательная школа»
Практическое пособие поможет учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, родителям организовать и провести упражнения для профилактики заболеваний глаз. Упражнения подобного рода – хорошая гимнастика для глазных мышц. При выполнении упражнений улучшается кровоснабжение, массируется и тренируется хрусталик глаза.
Упражнения, чтобы не переутомлять глаза.
1. Переведите взгляд в крайнее левое, а затем правое положение, не двигая головой.
2. Проделайте круговые движения глаз по ходу часовой стрелки, а затем – в противоположном направлении.
3. Помотайте головой из стороны в сторону, направляя взгляд по ходу её движения. Шея при этом должна быть расслаблена.
4. Направьте взгляд на далёкий предмет секунд на 10, потом переведите его на кончик ручки, поднесенной близко к лицу, но так, чтобы она была в фокусе. Повторите упражнение 5 раз.
5. В течение 10 секунд смотрите на далёкий предмет, потом переведите взгляд на кончик носа, затем на переносицу.
6. Широко откройте глаза, сильно прищурьтесь, закройте глаза. Повторите упражнение раз 10. Поморгайте в течение 20 секунд.
7. В течение 3 секунд смотрите на яркий свет. Потом закройте глаза, прикройте их ладонями. Дайте отдых глазам.
Упражнения подобного рода – хорошая гимнастика для глазных мышц. При выполнении упражнений улучшается кровоснабжение, массируется и тренируется хрусталик глаза.
Гимнастика для глаз
Задачи:
- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
- предупредить зрительное (зрительно-психогенное, зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3 – 5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массаже, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуть в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Волшебный сон
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают…Засыпают…
Шея не напряжена
И рассла-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
(Пауза)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (И правой, и левой руки.) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнёт казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой белый большой экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собой, причём за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их … и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10. Часики.
Развести пальчика и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Зрительные дифференцированные физкультминутки.
(Бумажные офтальмотренажёры.)
1. Пирамидки
Задания: найти глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т. д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.
Сколько всего колец у всех пирамидок?
Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
2. Тарелки с разноцветными кружками.
Задания: найти две одинаковые тарелки; найти такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
3. Коврик.
Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике, сколько кружков, сколько четырёхугольников, сколько треугольников и т. д.
4. Цветовые карточки, цветное табло на магнитном моделеграфе.
С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачнве мысли;
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой – ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
И глаза вам скажут спасибо
Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и захотят отдохнуть.
А как же без отдыха трудятся наши глаза?
Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лёжа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером – при настольной лампе, когда стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!
Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
«Дерево» - наклоны вперёд-назад, носом «рисуем» дерево.
Игра «Дрессированная муха»
Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды.
Посмотрим?
-
1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз…Где, в каком домике наша муха?
2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.
3. Управляем мухой молча. (Направление задаёт учитель движениями рук.)
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1 – 4, затем закрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 - 5 раза.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда вправо, вверх, вниз. Повторить 3 - 4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх – налево-вниз, потом прямо вдаль на счёт 1 – 6. Затем налево-вверх – направо-вниз и посмотреть вдаль на счёт 1 -6. Повторить 4 – 5 раз.
Комплекс упражнений «На море»
(Под медленную спокойную музыку.)
1. «Горизонт»
1 – 4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1 – 4 – чертим «лодочку» (дуга нкнизу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить движения счёта 1 – 4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1 – 4 – чертим «радугу» ( дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить движения счёта 1 – 4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1 – 8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывёт к берегу»
1 – 4 – правую руку поставить вперёд, смотреть на кончик пальца.
5 – 8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1 – 8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п. – основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться – вдох, опустить руки – выдох. Смотреть на руки. Повторить 4 -6 раз.
2. И. п. – стоя, руки впеёд. Круговые движения руками в одном и другом направлении – 10 – 15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с. В левую сторону, затем 5 с. В правую.
3. И. п. – то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20 – 15 с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п. – основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10 – 15 с.
5. И. п. – стоя, руки вперёд. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую – смотреть на правую кисть 10 с.
6. И. п. – основная стойка. Повернуть голову на право, затем на лево. Повторить 6 – 8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
7. И. п. – то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6 – 8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведённые упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, её наклонами вперёд, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
(Памятка для учащихся начальных классов)
Долго тянется урок –
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять, все запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперёд на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два –
Тренируй свои глаза.
(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами не спеши.
(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторить пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы.
(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 с. Вытяни палец левой руки по середине линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 -5 с, после чего опусти руку.)
Повторить 5 – 6 раз,
Всё получится у вас.
Упражнение пять
Нужно чётко выполнять.
(Сидя, вытяни руки вперёд, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх – вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
Профилактические упражнения для глаз
- 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
- 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
- 15 вращательных движений глазами слева-направо.
- 15 вращательных движений глазами справа-налево.
- 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмёрка».
Руки за спину, головки назад
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Верх.)
Глазами повертим, поищем её.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного ещё.
Упражнение для глаз (комплекс 1)
И. п. – сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо-вверх.
- глаза влево-вверх.
- глаза вправо-вниз.
- глаза влево-вниз.
Повторить 3 – 4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10 – 15 с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол. Открыть глаза.
Упражнение для глаз (комплекс 2)
1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5 – 6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5 – 6 с, открыть глаза. Повторить 3 – 4 раза.
3. Самомассаж.
Закрыть глаза и делать лёгкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20 – 30 с. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза.
Упражнение для глаз (комплекс 3)
1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2 – 3 раза в каждую сторону.
3. Поморгать глазами. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение для глаз (комплекс 4)
1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5 – 6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10 – 15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10 – 15 с. Открыть глаза.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Гимнастика для глаз
Выполнять в течении 10 минут. Повторить 5 – 6 раз с интервалом в 30 секунд ежедневно.
1. Глаза плотно закрыть и широко открыть.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращать глазами по кругу.
Упражнения2 – 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3 – 4 раза с интервалом в 1 – 2 минуты.
4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
5. Выпонять стоя. Смотреть прямо перед собой 1 – 2 сек. Затем поставить палец руки на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление.
6. Выполнять сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течении 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Староурюпская основная общеобразовательная школа»
Бумажная пластика
Программа внеурочной деятельности
Художественно-эстетическое направление
Поморцева Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов,
652265 Кемеровская область,
Тяжинский район,
д. Сарый Урюп
Год разработки программы 2010г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Бумажная пластика» по содержательной, тематической направленности является художественно эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации годичной.
Оригами – это вид декоративно-прикладного искусства, известный с древних времён. Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал является одним из величайших изобретений человечества наряду с колесом, компасом и компьютером. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна – эти качества предопределили долгую жизнь бумаге как исходному материалу для творчества и взрослых и детей. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов).
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Обучение по данной Программе способствует адаптации воспитанников к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.
Обучаясь по настоящей Программе, обучающиеся приобретают углубленные знания и умения по данному виду творчества.
Учатся различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивается у детей способность работать руками, приучаются к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Цель программы: Научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
3. Обучать различным приемам работы с бумагой.
4. Применять знания, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус.
4. Формировать потребность нравственного совершенствования своей личности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
2. Формировать культуру взаимоотношений.
Отличительные особенности данной программы. Это соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников. Программа рассчитана на 1 год участвуют дети от 6,5 до 8 лет.
Формы и режим занятий. Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 30-35 минут.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
Формы подведения итогов реализации программы
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставка работ проводится несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организации работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими. Наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
-
Составление альбома лучших работ.
-
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе;
– в школе.
-
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного творчества.
-
Зачётные занятия по теме.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
-
положительное отношение к учению;
-
желание приобретать новые знания;
-
способность оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
-
соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены;
-
соблюдать правила организации рабочего места;
-
соблюдать правила бережного использования бумаги;
-
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе;
-
научатся различным приемам работы с бумагой;
-
будут знать основные базовые формы оригами;
-
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
-
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
работать по плану;
-
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
-
вести диалог с учителем и одноклассниками;
-
задавать вопросы;
-
слушать и отвечать на вопросы других;
-
высказывать свою точку зрения;
-
работать в парах и рабочих группах.
Учебно-тематический план (33ч)
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Введение в курс программы |
1 |
|
1 |
2. |
Диагностика обученности учащихся |
|
4 |
4 |
3. |
Виды и свойства бумаги |
1 |
|
1 |
4 |
Азбука бумагопластики |
1 |
1 |
2 |
5. |
В мире животных |
1 |
4 |
5 |
6. |
Птичий двор |
1 |
4 |
5 |
7. |
В море |
1 |
3 |
4 |
8. |
Волшебный мир цветов |
1 |
5 |
6 |
9. |
Оригами для игр |
1 |
3 |
4 |
10. |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
8 |
25 |
33 |
Содержание изучаемого материала
1. Введение в курс программы (1ч.)
Теоретический материал(1ч.):
Тема занятия - Волшебный мир оригами.
Краткое содержание темы - Беседа: «Волшебный мир оригами». Возникновение, распространение и значение данного вида искусства. Где используется оригами. Цель и задачи объединения, режим работы и правила поведения. Что необходимо для занятий по художественному конструированию из бумаги. Беседа по охране труда.
2. Диагностика обученности учащихся (4ч.)
Практический материал (4ч.):
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта оценка результатов освоения программы».
3. Виды и свойства бумаги (1 ч.)
Теоретический материал(1ч.):
Тема занятия - Виды и свойства бумаги.
Краткое содержание темы - Знакомство с различными видами бумаги, «Мои опыты» (определение качества бумаги, её свойств). Правила пользования материалами и инструментами.
4. Азбука бумагопластики (2ч)
Теоретический материал (1ч.):
Тема занятия - Азбука бумагопластики.
Краткое содержание темы - Термины, принятые в оригами. Знакомство с видами линий. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах. Упражнения по отработке основных элементов складывания.
Практический материал (1ч.):
Тема занятия - Композиция - что это?
Краткое содержание темы - Как самостоятельно окрасить бумагу. Составление композиции по плану: выбор сюжета, составление эскиза, подбор тона.
5. В мире животных (5ч.)
Теоретический материал(1ч.):
Тема занятия - Базовая форма «Треугольник».
Краткое содержание темы - Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Практический материал (4ч.):
Тема занятия - Композиция из сказки «Кто сказал мяу?».
Краткое содержание темы – Просмотр мультфильма или чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?». Изготовление по технологической карте главных героев котёнка и собачки. Групповое составление композиции.
Тема занятия - Весёлые тигрята.
Краткое содержание темы – Путешествие по зоопарку. Разучивание стихотворения В. Бирюков «Где то в Африке далекой». Работа в парах. Самостоятельное изготовление тигрят по технологической карте.
Тема занятия - Закладки для любимой книги «Три медведя»
Краткое содержание темы – Чтение и инсценирование сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Беседа о бережном отношении к книге. Изготовление закладки.
6. Птичий двор (5ч.)
Теоретический материал(1ч.):
Тема занятия - Базовая форма «Воздушный змей».
Краткое содержание темы – Игра- путешествие «Птичий двор». Базовая форма «Воздушный змей». Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Практический материал (4ч.):
Тема занятия - Курочка и петушок.
Краткое содержание темы - Домашние птицы. Сказка "Петушок и бобовое зернышко". Разучивание русской народной прибаутки «Курочка». Изготовление под руководством учителя по технологической карте.
Тема занятия - Композиция «Домашние птицы на лужайке».
Краткое содержание темы - Игра «Найди птицу по описанию». Создание и оформление композиции «Домашние птицы на лужайке».
Тема занятия - Ворона и лисица.
Краткое содержание темы – И. А. Крылов «Ворона и лисица». Самостоятельное чтение рассказа В. Бианки «Молодая ворона». Складывание вороны и лисицы под руководством учителя. Самостоятельное составление композиции.
Тема занятия - Сказочная птица.
Краткое содержание темы - Беседа «Где можно встретить сказочную птицу». Чтение русской народной сказки «Иван царевич и серый волк». Изготовление по технологической карте павлина, лебедя. Самостоятельное цветовое оформление птицы.
Диагностика по итогам 1 полугодия. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация, квиллинг).
7. В море (4ч.)
Теоретический материал(1ч.):
Тема занятия - Базовая форма «Конверт».
Краткое содержание темы - Базовая форма «Конверт». Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Упражнения по отработке элементов складывания.
Практический материал (3ч.):
Тема занятия - Лодочка. Кораблик.
Краткое содержание темы - Беседа о видах транспорта на море. Игра "Угадай-ка". А. Барто "Кораблик". Лодочка - изготовление поделки из прямоугольника. Парусник - базовая форма "конверт", двойной квадрат. Соревнования «Гонки на столе».
Тема занятия - Композиция «В море».
Краткое содержание темы - Аудиозапись «шум моря», репродукции и фотографии с изображением морского транспорта на море. Оформление композиций с полученными изделиями.
8. Волшебный мир цветов(6ч.)
Теоретический материал(1ч.):
Тема занятия - Волшебный мир цветов.
Краткое содержание темы - Беседа «Цветы символ жизни и красок», разнообразие цветочного мира. Игра «Узнай цветок». Составление рассказа-описания «Мой любимый цветок». Проект «Цветы в моей семье».
Практический материал (5ч.):
Тема занятия - Стилизованный цветок.
Краткое содержание темы - Знакомство с натюрмортами знаменитых художников. Изготовление цветка самостоятельно.
Тема занятия - Композиция «Волшебная поляна».
Краткое содержание темы - Чтение стихотворений, проект «Мой любимый цветок». Составление композиции (групповая или индивидуальная работа по выбору).
Тема занятия - Композиция «Волшебная поляна».
Краткое содержание темы - Чтение, рассказов о цветах. Составление композиции (групповая или индивидуальная работа по выбору).
Тема занятия - Открытка «Поздравляю».
Краткое содержание темы - Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Тема занятия - Букет для мамы.
Краткое содержание темы – Беседа «Любимые цветы мамы». Самостоятельное изготовление и составление букета для мамы.
9. Оригами для игр (4 ч.)
Теоретический материал(1ч.):
Тема занятия - Оригами для игр.
Краткое содержание темы – Знакомство с настольными играми. Игры наших бабушек.
Практический материал (3ч.):
Тема занятия - Стрела.
Краткое содержание темы - Беседа о воздушном виде транспорта. Самостоятельное изготовление по технологической карте стрелы. Игровая программа «Запускаем стрелы».
Тема занятия - Ветряная мельница.
Краткое содержание темы - Викторина «Мельница». Сказка о мельнице от Фариды. Изготовление мельницы по технологической карте или с помощью учителя.
Тема занятия - Коробочка.
Краткое содержание темы - Проект «Для чего нужна коробочка?»
10. Итоговое занятие (1ч.)
Практический материал(1ч.):
Тема занятия - Итоговое занятие.
Краткое содержание темы - Чему мы научились за год? Самостоятельное изготовление композиции из оригами в группе или самостоятельно.
Методическое и дидактическое обеспечение программы
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы.
Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданию. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.
Одним из существенных слагаемых динамики образовательного процесса является дидактические игры, которые позволяют реализовать все ведущие функции обучения (образовательную, развивающую, воспитательную), способствуют активизации мыслительной деятельности и формированию широких познавательных интересов.
Формы и методы обучения
В процессе используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
• и другие.
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 года обучения.
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатный фонд) |
|
Справочные пособия, энциклопедии по оригами |
Д |
Печатные пособия |
|
Таблицы по цветоведению. Иллюстративные материалы ( альбомы, комплекты открыток и др.) |
Д Ф |
Компьютерные и информационно — коммуникативные средства |
|
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения |
Ф |
Технические средства обучения |
|
Персональный компьютер. |
Д |
Экранно-звуковые пособия |
|
Видеофильмы по предмету Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения |
Д Д |
Учебно-практическое оборудование |
|
Клей Наборы карандашей Ножницы Бумага цветная Альбом Цветной картон Кисточки Клей ПВА Краски |
К К К К К К К К К |
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. |
Ф Д |
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Список литературы
-
Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.
-
Садко, С. А. Оригами. Игрушки из бумаги [Текст]/С. А. Садко. – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995. – 80с.
-
Тарабарина, Т. И. Оригами развитие ребёнка – Академия развитияЯрославль, 1997. – 224с.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2. http://nachalka.info/about/193 - Презентация уроков «Начальная школа».
3. www.festival.1september.ru - Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).
4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.
5. http://www.school2100.ru - Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100».
6. http://www.numama.ru – сайт для малышей.
8. kisschool16.ucoz.ru/fgos/origami.doc.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»