"Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Цель:сформировать представление учащихся о лесе.
Задачи: — ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
— развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
— воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.
Оборудование:записи голосов птиц, презентация.
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. (слайд 1) Тест на компьютерах.
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
А) археологи; Б) геологи; В) строители.
1. К полезным ископаемым относятся…
А) кирпич, бетон, бензин;
Б) станки, вазы, ножницы;
В) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используются…
А) торф, железная руда, самоцветы;
Б) песок, глина, гранит;
В) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из…
А) каменного угля, янтаря, мела;
Б) известняка, торфа;
В) железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают…
А) нефть, природный газ;
Б) калийную соль, алмазы;
В) мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают…
А)известняк; Б) каменный уголь; В) поваренную соль.
7. В карьерах добывают…
А) известняк, песок, глину; Б) гранит, мрамор; В)нефть, бурый уголь.
8.Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…
А) алмаз, известняк; Б) каменный уголь, торф; В) железная руда,мел.
3. Сообщение темы и цели урока. (слайд 2) В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
В. Орлов
3. Работа по теме урока. -Внимательно рассмотрите лес. Насладитесь его красотой. (Слайд 3) -Каких лесных жителей можно встретить в лесу? — Чем является лес для лесных жителей? (слайд 4) — А какой это дом? (слайд 5) — Давайте выделим этажи этого дома. Каждый этаж имеет особенное название. — Многолетние растения с крупными твердыми стволами? (слайд 6) — Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей? (слайд 7) -Растения с мягкими зелеными стебельками?(слайд 8) — Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. (слайд 9) — А что же растет на самой земле? (слайд 10) — Рассмотрите рисунки и расскажите о чем они говорят? (слайд 11) — А легко ли в лесу найти животных? А почему? (слайд 12) — Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу). — Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Вред или пользу приносят короеды лесу? Здоровому, молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. (Для молодых деревьев – это польза, а для старых – нет.) — Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушиться и экологическое равновесие. — Какие животные встречаются в нашем краю? — Какие из них живут на деревьях?
— Какие ведут наземную жизнь? — А какие обитают в почве? — Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах) (слайд 13) — Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Они живут, помогая друг другу.) — Приведите примеры такой помощи. (Белка запасает орехи, унося их далеко от дерева – распространяет семена.) — Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь? И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой. Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (слайд 14) — Как вы думаете, лесу грибы нужны? Работа по учебнику. С. 179. — Найдите ответ на вопрос в статье «Нужны ли лесу грибы?» (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. ) 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд 15) — Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки) 5. Фронтальный опрос. — Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. (слайд 16) — Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам.) (слайд 17) — Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие — в кустах, третьи — на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных). — Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом). 6.Подведение итогов. Почему лес называют природным сообществом? 7. Домашнее задание. (слайд 18) Прочитать текст, ответить на вопросы с. 175-182. (слайд 19)
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Цель: сформировать представление учащихся о лесе.
Задачи: - ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.
Оборудование: записи голосов птиц, презентация.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания. (слайд 1)
Тест на компьютерах.
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
А) археологи; Б) геологи; В) строители.
-
К полезным ископаемым относятся…
А) кирпич, бетон, бензин;
Б) станки, вазы, ножницы;
В) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используются…
А) торф, железная руда, самоцветы;
Б) песок, глина, гранит;
В) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из…
А) каменного угля, янтаря, мела;
Б) известняка, торфа;
В) железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают…
А) нефть, природный газ;
Б) калийную соль, алмазы;
В) мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают…
А)известняк; Б) каменный уголь; В) поваренную соль.
7. В карьерах добывают…
А) известняк, песок, глину; Б) гранит, мрамор; В)нефть, бурый уголь.
8.Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…
А) алмаз, известняк; Б) каменный уголь, торф; В) железная руда, мел.
-
Сообщение темы и цели урока. (слайд 2)
В
лесу
Словно
сказочной книги страница
Лес открылся,
листвою звеня.
Понимаю и зверя и
птицу,
И они понимают меня.
Может
быть, на тропинках звериных
В непроглядной
лесной глубине
Вдруг избушка на ножках
куриных
Неожиданно встретится мне.
Может,
в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих
дорог,
Заблестит подрумяненным
боком
Средь высокой травы колобок.
И
нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть
брожу от людей вдалеке.
Потому что и
звери и птицы
На родном говорят языке.
В. Орлов
3. Работа по теме урока.
- Внимательно рассмотрите лес. Насладитесь его красотой. (Слайд 3)
- Каких лесных жителей можно встретить в лесу?
- Чем является лес для лесных жителей? (слайд 4)
- А какой это дом? (слайд 5)
- Давайте выделим этажи этого дома. Каждый этаж имет особенное название.
- Многолетние растения с крупными твердыми стволами? (слайд 6)
- Многолетние растения, у которыхот общего корня отходит несколько твердых стеблей? (слайд 7)
- Растения с мягкими зелеными стебельками? (слайд 8)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. (слайд 9)
- А что же растет на самой земле? (слайд 10)
- Рассмотрите рисунки и расскажите о чем они говорят? (слайд 11)
- А легко ли в лесу найти животных? А почему? (слайд 12)
- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу).
- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Вред или пользу приносят короеды лесу? Здоровому, молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. (Для молодых деревьев – это польза, а для старых – нет.)
- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушиться и экологическое равновесие.
- Какие животные встречаются в нашем краю?
- Какие из них живут на деревьях?
- Какие ведут наземную жизнь?
- А какие обитают в почве?
- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах) (слайд 13)
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Они живут, помогая друг другу.)
- Приведите примеры такой помощи. (Белка запасает орехи, унося их далеко от дерева – распространяет семена.)
- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь?
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (слайд 14)
- Как вы думаете, лесу грибы нужны?
Работа по учебнику. С. 179.
- Найдите ответ на вопрос в статье «Нужны ли лесу грибы?»
(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. )
-
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд15)
- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки)
5. Фронтальный опрос.
- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. (слайд 16)
- Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам.) (слайд 17)
- Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных).
- Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом).
6. Подведение итогов.
Почему лес называют природным сообществом?
7. Домашнее задание. (слайд 18)
Прочитать текст, ответить на вопросы с. 175-182.
(слайд 19)
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО