«ТЕАТР НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ» Кружковая работа.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 13035
Развивать творческие способности учащихся, обучить их осмысленной выразительной речи.
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Школьный театр — это особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Программа кружка «Театр на татарском языке» составлена на основе: — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010. — Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя — М., Просвещение, 2010 — программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); — образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А.(Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.Детско-юношеский центр г.Петрозаводского);
— программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства). Цель данной программы: Развивать творческие способности учащихся, обучить их осмысленной выразительной речи. Задачи: 1. Прививать любовь к сценическому искусству, способствовать раскрытию и развитию творческих способностей детей. 2. Помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения. 3. Учить правильно произносить звуки, отрабатывать дикцию, работать над выразительностью речи. 4. Совершенствовать мышление, внимание, воображение, наблюдательность. 5. Воспитывать доброжелательность, любовь к ближним, родной земле. Основные направления работы с детьми
Театральная игра– исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Культура и техника речи.Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры.Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклембазируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Задачи. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
· игра
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· работа в малых группах
· актёрский тренинг
· экскурсия
· выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем.
В основу программы кружка вложены следующие принципы:
Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения, т.е. действовать от своего имени. Принцип личностно-ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Принцип деятельностной основы занятий в кружке. Это принцип выражается во внешней и умственной активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка. Формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2-4 классах.
Содержание программы имеет непосредственную связь с уроками татарского языка и литературного чтения на татарском языке, литературного чтения, музыки, ритмики.
Планируемые результаты и формы контроля.
Результаты работы. Постановки самостоятельных спектаклей. Младшие школьники научатся ставить мини-сценки, инсценировать сказки, делать маски и несложные декорации.
Творческое и духовное развитие участников процесса. Результатом деятельности по программе будет являться творчески развитая личность ребенка, способная творчески мыслить, чувствовать, действовать и развиваться.
Воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в театральном кружке. Конечным этапом повседневной работы становится творческий отчет (инсценирование сказок).
Личностные и метапредметные результаты освоения программы.
Личностными результатамиосвоения учащимися содержания программы являются следующие умения: · активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; · проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; · проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; · оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры). Метапредметными результатамиосвоения учащимися содержания программы являются следующие умения: · характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; · общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; · организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий; · планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; · анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; · видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека; · управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Подведение итогов реализации программы: выступление на школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, в детских садах. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1. | «Мы играем» | игра | IIуровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2. | Театр | беседа | Iуровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
экскур- сия | Iуровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
3. | Основы актёрского мастерства | изучение основ сценичес-кого мастерства | Iуровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
актёрский тренинг | IIуровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
4. | Мы – актеры. | мастерская образа | IIуровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
мастерская костюма, декораций | IIуровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
Инсцени-ровка, постановка спектакля | IIуровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
выступле-ние | IIуровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
№ п/п | Тема |
Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
Раздел «Мы играем» | 13 | - | 13 | |
1. | Адаптационные игры. | 2 | 2 | |
2. | Дыхательная гимнастика. Игры со словом. | 10 | - | 10 |
3. | Учимся слушать. | 1 | - | 1 |
Раздел «Театр» | 5 | 2 | 3 | |
4. | Что такое театр? | 1 | 1 | - |
5. | Основы театральной культуры | 1 | 1 | - |
6. | Просмотр спектаклей. | 3 | - | 3 |
Раздел «Основы актерского мастерства» | 8 | 1 | 7 | |
7. | Как мы говорим? | 3 | 1 | 2 |
8. | Мимика и жесты | 2 | - | 2 |
9. | Упражнения на память физических действий. | 3 | - | 3 |
Раздел «Мы – актеры» | 7 | - | 7 | |
10. |
Работа над инсценировкой сказки «Терем-теремок» | 7 | - | 7 |
№ п/п | Тема |
Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
Раздел «Мы играем» | 6 | - | 6 | |
1. | Театральная игра. | 5 | 5 | |
2. | Учимся слушать | 1 | - | 1 |
Раздел «Театр» | 5 | 2 | 3 | |
3. | В театре. | 2 | 1 | 1 |
4. | Как создается спектакль | 2 | 2 | - |
5. | Просмотр спектаклей. | 4 | - | 4 |
Раздел «Основы актерского мастерства» | 14 | 3 | 11 | |
7. | Тон, темп, громкость. | 6 | 1 | 5 |
8. | Мимика и жесты. | 2 | - | 2 |
9. | Культура и техника речи. | 6 | 2 | 4 |
Раздел «Мы – актеры» | 14 | - | 14 | |
10. |
Работа над инсценировкой сказок «Колобок», «Колосок». | 14 | - | 14 |
№ п/п | Тема |
Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
Раздел «Мы играем» | 6 | - | 6 | |
1. | Театральная игра. | 5 | 5 | |
2. | Учимся слушать | 1 | - | 1 |
Раздел «Театр» | 9 | 4 | 5 | |
3. | Театральные профессии. | 6 | 3 | 3 |
4. | Афиша. Театральный билет. | 2 | 1 | 1 |
5. | Зритель. | 1 | - | 1 |
Раздел «Основы актерского мастерства» | 14 | 1 | 13 | |
7. | Импровизация. | 6 | 1 | 5 |
8. | Дикция и речевые тренинги | 4 | - | 4 |
9. | Интонация. | 4 | - | 4 |
Раздел «Мы – актеры» | 4 | - | 4 | |
10. |
Работа над инсценировкой сказки «Три медведя». | 4 | - | 4 |
№ п/п | Тема |
Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
Раздел «Мы играем» | 4 | - | 4 | |
1. | Театральная игра. | 4 | 4 | |
Раздел «Театр» | 2 | 2 | - | |
2. | Виды театров. | 1 | 1 | - |
3. | Театральные жанры. | 1 | 1 | - |
Раздел «Основы актерского мастерства» | 13 | - | 13 | |
4. | Интонация. | 2 | - | 2 |
5. | Дикция и речевые тренинги. | 3 | - | 3 |
6. | Темп речи. | 2 | - | 2 |
7. | Рифма. Ритм. | 2 | - | 2 |
8 | Считалки. Скороговорки. | 2 | - | 2 |
9. | Диалог. Монолог. | 2 | - | 2 |
Раздел «Мы – актеры» | 15 | - | 15 | |
10. |
Работа над инсценировкой сказок А.Алиша «Болтливая утка», «Репка». | 15 | - | 15 |
— создание условий, в которых дети общаются друг с другом и имеют желание и интерес делиться друг с другом своими мыслями, умениями, знаниями;
— погружение детей в присущую им стихию игры;
— развитие в детях полезных для учебы и искусства психологических структур (внимания, воображения, мышления, воли, памяти);
— учеба – это интересный и веселый труд.
Дыхательная гимнастика. Игры со словом:
— формирование правильного дыхания, упражнения на дыхание;
— игры с буквой, со словом (звучание, произнесение, целенаправленное высказывание);
— упражнения на заучивание наизусть легких текстов и монотонное их многократное тихое проговаривание.
Раздел «Театр». Что такое театр?
— организация круглого стола «Что такое театр?», вопрос-ответ, совместное обсуждение;
— совместно с детьми выработка правил поведения во время театрального урока.
Учимся слушать. -слушаем и смотрим, совместное обсуждение, ситуативные упражнения; -слушаем, чтобы понять и запомнить, вопрос-ответ, ситуативные упражнения (попроси, делись впечатлениями и др.); Слушаю – спрашиваю себя и говорящего, разыгрывание различных ситуаций.
Раздел «Основы актерского мастерства». Как мы говорим:
— упражнения на правильное дыхание;
— работа с таблицей гласных и артикуляционные упражнения;
— тренировка произвольного слухового внимания.
Мимика и жесты:
-инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты.
Упражнения на память физических действий:
— упражнения на расслабление мышц;
— групповое упражнение на память физических действий – «Где мы были – мы не скажем, а что делали, покажем»;
— индивидуальные упражнения на память физических действий;
— выполнение одного и того же действия по-разному (с радостью, с любовью, с обидой и т.д.);
— обсуждение увиденного и фантазирование.
«Мы – актеры»
Работа над инсценировкой сказки «Терем-теремок» -слушание, чтение по ролям сказки «Терем-теремок». Первичная инсценировка сказки. -фантазии по сказке «Терем-теремок». -распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. -работа над эпизодами спектакля «Терем-теремок». Учить правильно двигаться и говорить текст. -проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией. 2 класс. Раздел «Мы играем». Театральная игра — игра-воплощение, как в жизни:
— создание организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе»;
— постепенное обучение детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя;
— выполнение задания – этюда, оценка его по критериям «верим» — «не верим», «кривляется» — «по правде».
Учимся слушать.
-слушаем и смотрим, совместное обсуждение, ситуативные упражнения; -слушаем, чтобы понять и запомнить, вопрос-ответ, ситуативные упражнения (попроси, делись впечатлениями и др.); Слушаю – спрашиваю себя и говорящего, разыгрывание различных ситуаций. Раздел «Театр». В театре:
— прослушивание аудиозаписей, просмотр телеспектаклей;
— выезд в театр кукол, драматический, музыкальный.
Как создается спектакль:
— закрепление и расширение опыта просмотра спектаклей (просмотр одного и того же спектакля дважды, обсуждение);
— изучение и составление театральных программок.
Раздел «Основы актерского мастерства»: Тон, темп, громкость: -учимся произносить разным тоном: огорченно, возмущенно, с нежностью, одобрительно; -разыгрывание различных ситуаций. -попробуем озвучить ворчалки; -читаем одно и то же произведение разным тоном, темпом, громкостью. Мимика и жесты: -инсценировка сказки «Колосок» без слов, используя мимику и жесты. Культура и техника речи: - речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. «Мы – актеры» Работа над инсценировкой сказки «Колосок», «Колобок». -слушание, чтение по ролям сказки «Колосок», «Колобок». Первичная инсценировка сказки. -фантазии по сказке; -распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. -работа над эпизодами спектакля. Учить правильно двигаться и говорить текст. -проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.
3 класс. Раздел «Мы играем». Театральная игра — игра-воплощение, как в жизни:
— создание организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе»;
— постепенное обучение детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя;
— выполнение задания – этюда, оценка его по критериям «верим» — «не верим», «кривляется» — «по правде».
- игры-импровизации по сказкам «Терем-теремок», «
Учимся слушать. Репка», «Три медведя». -слушаем и смотрим, совместное обсуждение, ситуативные упражнения; -слушаем, чтобы понять и запомнить, вопрос-ответ, ситуативные упражнения (попроси, делись впечатлениями и др.); Слушаю – спрашиваю себя и говорящего, разыгрывание различных ситуаций. Раздел «Театр». Театральные профессии:
-знакомство с театральными профессиями: режиссер, артист, художник, постановщик, суфлер, звукооператор, гример, хореограф, костюмер, бутафор.
Афиша. Театральный билет:
— закрепление и расширение опыта просмотра спектаклей (просмотр одного и того же спектакля дважды, обсуждение);
— изучение и составление театральных афиш, билетов.
Раздел «Основы актерского мастерства»: Импровизация: - импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. Дикция и речевые тренинги: -артикуляционная гимнастика для губ и языка; -тренировка правильного произношения согласных и гласных; — работа над скороговорками. Интонация. -умение пользоваться интонацией. - Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. -формирование чёткой и грамотной речи. «Мы – актеры» Работа над инсценировкой сказки «Три медведя». -слушание, чтение по ролям сказки «Три медведя», Первичная инсценировка сказки. -фантазии по сказке; -распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. -работа над эпизодами спектакля. Учить правильно двигаться и говорить текст. -проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией. 4 класс. Раздел «Мы играем». Театральная игра — игра-воплощение, как в жизни:
— создание организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе»;
— постепенное обучение детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя;
— выполнение задания – этюда, оценка его по критериям «верим» — «не верим», «кривляется» — «по правде».
-сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки». Раздел «Театр». Виды и жанры театра: -знакомство с видами и жанрами театра: водевиль, драма, комедия, мелодрама, мюзикл, пародия, трагедия, трагикомедия. Раздел «Основы актерского мастерства». Интонация. -умение пользоваться интонацией; - выразительное чтение стихотворений С. Маршака. -импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый» Дикция и речевые тренинги: -артикуляционная гимнастика для губ и языка; -тренировка правильного произношения согласных и гласных; — работа над скороговорками. Считалки. Скороговорки: — работа над считалками и скороговорками. Диалог. Монолог: - Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. — формирование чёткой и грамотной речи. «Мы – актеры» Работа над инсценировкой сказок А.Алиша «Болтливая утка», «Репка». -слушание, чтение по ролям сказок А.Алиша «Болтливая утка», «Репка». Первичная инсценировка сказки. -фантазии по сказке; -распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. -работа над эпизодами спектакля. Учить правильно двигаться и говорить текст. -проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.
Список литературы:
1.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 2.Примерная программа внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010. 3.Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».[Текст]/ Е.Р.Ганелин// Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства. — http://biblioteka.portal-etud.ru/book/e-r-ganelin-shkolnyi-teatr-metodicheskoe-posobie) 4.Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 5.Похмельных, А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». — youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 6.Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – http://www.twirpx.com/file/885221/ 7.Алфёрова, Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. [Текст]/ Л.Д.Алферова//Пособие для самостоятельной работы. http://do.gendocs.ru/download/docs-302682/302682.doc
8.Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Учебник для 2 класса начальной школы. Под редакцией Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещениие, 1996. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: компьютер, проектор, диски с записью сказок и постановок.
Приложение 1.
Рекомендации по ведению занятий.
Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы
играем – мы мечтаем!» (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
Каждый урок начинается с дыхательной гимнастики, включающей в себя упражнения на вдох и выдох, бег, легкие прыжки, наклоны в разные стороны. Гимнастика проводится под аккомпанемент музыкального руководителя. Важно приучить ребенка выполнять упражнения ритмически точно, “не загоняя” и не “затягивая” ритма. Преподаватель следит за глубиной дыхания, за его свободой, за свободой основных групп мышц. Длительность гимнастики – до 10 минут. По окончании музыкальный руководитель в течение 15-20 минут проводит музыкальные игры, которые призваны развивать музыкальный слух, чувство ритма. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые игры на повторение хлопками в ладоши нескольких ритмических схем, сравнительный “показ” детьми высоты музыкального тона, игры на музыкальное внимание (дети бегают вокруг стульев, число которых на один меньше числа играющих. Пауза в музыке – команда занять ближайший стул. Проигрывает тот участник, которому не достается стула). Увлекательные игры, чередуются с музыкальными фрагментами, исполняемыми музыкальным руководителем. Дети должны своими словами описать характер музыки, рассказать (придумать) ее сюжет. Музыкальная разминка завершается обычно пением несложной песни, причем каждый раз дается новое задание, связанное с пением:
-
Изменение громкости звучания
-
Изменение характера исполнения
-
Пение группами
-
Пение индивидуальное
-
Пение по частям (друг за другом) и т.д.
Вторая часть урока состоит из игр, заданий, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: “от внимания – к воображению”.
1. Картинки из спичек.
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности “строительного материала”, - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковер), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.
2. Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине.
Стоит дать рисующему задачу – “не захотеть”, чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, “обманывая”, пытается сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
3. Рисунки на заборе
Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал” на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь “каждый – гений”, что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и “коллективного воображения”, доверия к способностям партнера. Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной личности. В этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто незаменимо.
Упражнения, приведенные выше, обращены на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка.
Ниже будут приведены упражнения А.К. Михайловой, которые соединяют в себе элементы общего развития с постижением самых первых шагов освоения понятия “характер”, хотя бы в смысле постижения того, что такое – индивидуальные отличия, особенности.
-
Клоун – раскидай
Каждый ученик класса создает своими руками из одних и тех же материалов и по единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо, подбирает элементы костюма и тому подобное. Это задание, понятно, выполняется не на одном занятии, а в течение нескольких уроков. Работе с материалами, беседам с педагогом о том, каким хотелось бы видеть своего клоуна каждому из учеников, могут быть посвящены 5-6 занятий. По окончании изготовления куклы преподаватель предлагает каждому из детей “оживить” своего клоуна, дает возможность нескольким клоунам вступить в диалог, разыграть простейшие ситуации. Кроме чисто творческого начала в этом упражнении присутствует такой необходимый в развитии ребенка элемент, как тренировка мелкой моторики в период создания куклы и во время освоения ее управления. Важность этого трудно переоценить. Кроме того, кукла, сделанная своими руками, и наделенная чертами, которые вдохнул в нее сам ребенок, оказывается для него куда более любимой и дорогой игрушкой, чем все радиоуправляемые трансформеры и прочие достижения игрушечной индустрии.
-
Мозаика
Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на котором они разложены. Любопытно, что часто дети с затрудненной речью лучше и легче остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе расстановки слов они “репетируют” фразу, которую собираются позже произнести вслух. Педагог следит за тем, чтобы рассказы детей не повторялись и были бы в той или иной степени с общей темой, задаваемой рисунком, на котором складывается “мозаика”.
-
Цирковая афиша
Каждый ученик, сочинив свой “цирковой номер”, рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего “номера”. Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он делает “на арене”, тем ярче работает его художественная фантазия.
Третья часть урока базируется на упражнениях школы актерского тренинга, которые опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах, баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях.
-
Говорим по-болтунски!
Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив “по-болтунски”, используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.
-
Зеркало
Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…
-
“Вредные советы”
Игра “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение наизусть перед одноклассниками позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль за овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Прежде, чем остановиться на каком-либо конкретном произведении того или иного автора (в данном случае Г. Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений, принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства, особенности. Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров, (в этом возрасте разница в 1-2 года очень ощутима), воспитанию литературного вкуса.
-
“Елки-палки”
Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу, подражать ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего места действия или предмета захватило всю группу, чтобы никто не остался безучастным к происходящему. Педагог следит за пластическим выражением эмоций, за жестом, направляя детей к работе “от плеча”, а не “от локтя”.
-
Цирк
Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к младшей возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и значимость выхода “на арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности, праздника. “Цирк” – прекрасная форма для проведения контрольного урока в конце учебного года.
-
Тепло – холодно.
Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.
-
С миру по строчке…
Каждому ученику дается по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания, прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения, сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на контрольный урок.
-
С днем рождения!
День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот почему очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из класса все готовят творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен быть новорожденный. Педагог не должен контролировать подготовку поздравлений явным образом, и даже в случае неуспеха какого-либо поздравления, должен поддержать их усилия и поблагодарить за самостоятельность в работе. Дело в том, что самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому. Это следует приветствовать самым активным образом.
Приложение 2
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)
Тренинг гласных звуков
-
Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
-
С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос |
Ответ |
И Э А О У Ы ? |
И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? |
И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? |
И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? |
И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? |
И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? |
И Э А О У Ы. |
Приложение 3.
Артикуляционная гимнастика для губ. (Из пособия Л.Д. АЛФЁРОВОЙ «РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ: ДИКЦИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЕ».)
1. Упражнение «Улыбка»
На счет «раз» – губы вытянуть как для поцелуя.
На счет «два» – растянуть в улыбку, не обнажая зубов.
2. Упражнение «Уголки»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» – «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» – «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к левому уголкам губ.
3. Упражнение «Вертикаль»
На счет «раз» – «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» – пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.
4. Упражнение «Крест»
На счет «раз» – «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» – пятачок двигается вниз.
На счет «три» – «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» – «пятачок» двигается вправо.
5. Упражнение «Круги»
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
6. Упражнение «Шторки»
На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» – губа возвращается на место.
На счет «три» – нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счет «четыре» – губа возвращается на место.
Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.
7. Упражнение «Почесывание»
На счет «раз» – нижние зубы почесывают верхнюю губу.
На счет «два» – верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.
8. Упражнение «Жвачка»
На счет «раз» – губы вытягиваются вперед.
На счет «два» – растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются.
Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.
9. Упражнение «Вибрация»
Губы слегка сомкнуты и расслаблены.
Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у.
На каждый счет – выдох с вибрацией.
Артикуляционная гимнастика для языка
Упражнения помогут вам выработать полноценные движения языка, необходимые для правильного произношения звуков.
1. Упражнение «Часовая стрелка»
Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти разомкнуты. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны. Вращать языком за губами против часовой стрелки.
2. Упражнение «Жало»
Узкий язык высунуть как можно дальше изо рта. Кончик языка должен быть острым.
На счет «раз» – острым языком «ужалить» противника.
На счет «два» – язык убрать в глубь рта.
3. Упражнение «Шпага»
Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны.
На счет «раз» – «укол» в правую Щеку.
На счет «два» – «укол» в левую щеку.
4. Упражнение «Чашечка»
Рот раскрыть. Широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать язык в таком положении 8-10 секунд и убрать в рот.
На счет «раз» – высунуть язык, загнув кверху.
На счет «два» – убрать, расслабив.
5. Упражнение «Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.
На счет «раз» – язык тянется к носу.
На счет «два» – язык тянется к подбородку.
6. Упражнение «Горка»
Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык (или спинку языка) «выкатывать» вперед горкой и убирать в глубь рта.
На счет «раз» – спинка языка выкатывается.
На счет «два» – спинка языка убирается назад.
Рот открыт и зафиксирован в одном положении.
7. Упражнение «Цоканье»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку. «Поцокать», убыстряя темп.
8. Упражнение «Поглаживание»
Рот приоткрыт. Язык начинает поглаживающее движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому нёбу и, загибаясь вовнутрь, гладит мягкое нёбо. Возвращается по нёбу к зубам.
На счет «раз» – язык двигается от зубов к мягкому нёбу.
На счет «два» – язык двигается от мягкого нёба к зубам.
Упражнение способствует хорошей растяжке подъязычной связки.
9. Упражнение «Пулемет»
Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Строчить языком как из пулемета со звуками т-т-т-т-т-т, затем со звуками д-д-д-д-д-д.
Приложение 4.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ДИКЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ И СКОРОГОВОРКИ (Из пособия Л.Д. АЛФЁРОВОЙ «РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ: ДИКЦИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЕ».)
Слоговые таблицы предназначены для тренировки правильного произношения согласных в сложных звуковых комплексах. Трудновыговариваемые сочетания, составленные в слоговые цепочки, дают возможность максимально нагрузить речевые мускулы, развить их активность и подвижность.
Слоговые цепочки даны с тренировочной линейкой гласных, принятых в Санкт-Петербургской театральной школе:
У – О – А – Э – И – Ы
Ю – Ё – Я – Е – И – И
При отработке односложных цепочек полезно многократно повторять их с переменой ударения:
стру – стро – стра – стрэ – стри – стры
стру – стро – стра – стрэ – стри – стры
стру – стро – стра – стрэ – стри – стры и т.д.
Перемена ударения вводит в дикционный тренинг ритм, а это влечет за собой качественные изменения в артикулировании и акустической характеристике речевых звеньев. При отработке двусложных и трехсложных сочетаний необходимо стараться произносить их как единое слово, с ударением на 1-м слоге:
стру – нус сиун – чун – иун
Очень полезно делать слоговые упражнения под ритм какой-либо мелодии. Это снимает мышечное и психологическое напряжение, помогает легче освоить непривычные звукосочетания.
Например: используя мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла», вместо слов произносите, напевая:
На 1-ю строчку мелодии стру – стру – стру и т.д.
На 2-ю строчку стро – стро – стро и т.д.
На 3-ю строчку стра – стра – стра .... и т.д.
На 4-ю строчку стрэ – стрэ – стрэ .... и т.д.
На 5-ю строчку стри – стри – стри и т.д.
На 6-ю строчку стры – стры – стры и т.д.
На 7-ю строчку стру – стру – стру и т.д.
Тренировочные дикционные таблицы дают простор для фантазии. Слоги можно менять местами, можно создавать новые варианты звуковых комплексов из предложенных звуков, можно придумать свои.
Приступая к работе над скороговорками, нужно помнить: сначала их нужно произносить в медленном или среднем темпе, как чистоговорки. Лишь добившись точности и чистоты произношения, можно приступать к увеличению темпа до максимально возможного. Скороговорки почти всегда используют знакомые понятия и слова, но соединяют их в веселые, оригинальные, коротенькие истории. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально. Скороговорки требуют подвижности артикуляционного аппарата и быстрого осмысления длинных и запутанных слов.
Скороговорки являются уникальным материалом для работы над дикцией. С их помощью можно добиться четкости произношения многих трудных сочетаний согласных звуков, встречающихся в русском языке.
Материалом для дикционной тренировки могут служить также различные трудноговорки и долгоговорки, которые можно придумывать самим, используя всевозможные словесные и ритмические комбинации. Например:
Ложечка ты моя
желобоковыгибистая,
да с приподвыподвертом.
Инженеры
нивелировали,
нивелировали,
да не вынивелировали.
Наш мотоциклист
вашего мотоциклиста
перемотоциклит,
перевымотоциклит.
Лекарь-ларинголог,
ловко лавируя в ларингологии,
легко вылечивал ларингиты;
лекарь-стоматолог,
ловко лавируя в стоматологии,
легко вылечивал стоматиты и т.п.
При увеличении темпа, при скороговорении желательно не терять смысл, заложенный в тексте.
Дикционный тренинг необходимо проводить систематически, начиная с артикуляционной разминки.
К работе над скороговорками лучше приступать после того, как артикуляция каждого «больного» звука будет освоена и отработана на материале тренировочных дикционных таблиц.
При творческом подходе дикционная тренировка может стать не только полезным, но и увлекательным делом.
Для повышения эффективности дикционного тренинга полезно записывать свою речь на магнитофонную пленку, слушать запись и исправлять замеченные ошибки. Очень важно следить за своей речью в быту.
ТАБЛИЦА 1 (П—Б)
Односложные сочетания
ПТКУ — ПТКО — ПТКА — ПТКЭ — ПТКИ — ПТКЫ
БДГУ — БДГО — БДГА — БДГЭ — БДГИ — БДГЫ
КПТУПТ — КПТОПТ — КПТАПТ — КПТЭПТ — КПТИПТ — КПТЫПТ
ГБДУПТ — ГБДОПТ — ГБДАПТ — ГБДЭПТ — ГБДИПТ — ГБДЫПТ
ТПКУПТ — ТПКОПТ — ТПКАПТ — ТПКЭПТ — ТПКИПТ — ТПКЫПТ
ДБГУПТ — ДБГОПТ — ДБГАПТ — ДБГЭПТ — ДБГИПТ — ДБГЫПТ
Двусложные сочетания
ПРУШ — ПУС ПРОШ — ПОС ПРАШ — ПАС
ПРЭШ — ПЭС ПРИШ — ПИС ПРЫШ — ПЫС
БРУШ — ПУС БРОШ — ПОС БРАШ — ПАС
БРЭШ — ПЭС БРИШ — ПИС БРЫШ — ПЫС
ПТКУ — БДГУ ПТКО — БДГО ПТКА — БДГА
ПТКЭ — БДГЭ ПТКИ — БДГИ ПТКЫ — БДГЫ
Трехсложные сочетания
ПТКУ — ПУ — РУЦ ПТКО — ПО — РОЦ ПТКА — ПА — РАЦ
ПТКЭ — ПЭ — РЭЦ ПТКИ — ПИ — РИЦ ПТКЫ — ПЫ — РЫЦ
БДГУ — БУ — ДУЦ БДГО — БО — ДОЦ БДГА — БА — ДАЦ
БДГЭ — БЭ — ДЭЦ БДГИ — БИ — ДИЦ БДГЫ — БЫ — ДЫЦ
ПРУ — ПУ — БУСТ ПРО — ПО — БОСТ ПРА — ПА — БАСТ
ПРЭ — ПЭ — БЭСТ ПРИ — ПИ — БИСТ ПРЫ — ПЫ — БЫСТ
СКОРОГОВОРКИ (П — Б)
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
4. Для своих бобрят все бобры добры.
5. Убил бобра, да не добыл добра.
6. Пришел Прокоп — кипит укроп, ушел Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
7. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
8. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»
9. Стоит копна с подприкопёночком.
10. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.
11. Бобыль Бобров добыл бобров.
12. Пётр Петру пироги пёк.
13. Наш перепел всех перепелов перепел.
ТАБЛИЦА 2 (В — Ф)
Односложные сочетания
ФСПУ — ФСПО — ФСПА — ФСПЭ — ФСПИ — ФСПЫ
ВЗБУ — ВЗБО — ВЗБА — ВЗБЭ — ВЗБИ — ВЗБЫ
ФПРУСТ — ФПРОСТ — ФПРАСТ — ФПРЭСТ — ФПРИСТ — ФПРЫСТ
ВБРУСТ — ВБРОСТ — ВБРАСТ — ВБРЭСТ — ВБРИСТ — ВБРЫСТ
ФСКРУС — ФСКРОС — ФСКРАС — ФСКРЭС — ФСКРИС — ФСКРЫС
ВЗГРУС — ВЗГРОС — ВЗГРАС — ВЗГРЭС — ВЗГРИС — ВЗГРЫС
Двусложные сочетания
ВРУВЛ — ФУР ВРОВЛ — ФОР ВРАВЛ — ФАР
ВРЭВЛ — ФЭР ВРИВЛ — ФИР ВРЫВЛ — ФЫР
ФРУ — ФРУВЛ ФРО — ФРОВЛ ФРА — ФРАВЛ
ФРЭ — ФРЭВЛ ФРИ — ФРИВЛ ФРЫ — ФРЫВЛ
ВРУВЛ — ФРУВЛ ВРОВЛ — ФРОВЛ ВРАВЛ — ФРАВЛ
ВРЭВЛ — ФРЭВЛ ВРИВЛ — ФРИВЛ ВРЫВЛ — ФРЫВЛ
Трехсложные сочетания
ВЗБУ — ВУ — НУС ВЗБО — ВО — НОС ВЗБА — ВА — НАС
ВЗБЭ — ВЭ — НЭС ВЗБИ — ВИ — НИС ВЗБЫ — ВЫ — НЫС
ФСПУ — ФУ — НУС ФСПО — ФО — НОС ФСПА — ФА — НАС
ФСПЭ — ФЭ — НЭС ФСПИ — ФИ — НИС ФСПЫ — ФЫ — НЫС
ВЗДРУЖ—БУ—ФУС ВЗДРОЖ — БО — ФОС ВЗДРАЖ — БА — ФАС
ВЗДРЭЖ—БЭ—ФЭС ВЗДРИЖ — БИ — ФИС ВЗДРЫЖ — БЫ — ФЫС
СКОРОГОВОРКИ (В — Ф)
1. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
2. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
3. Разнервничавшаяся Варвара разнервничала в Вавилоне Вавилу Вавилонейского.
4. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.
5. Фельдфебель и ефрейтор метят в фельдмаршалы.
6. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
7. Франт с франтом фехтовали за два франка.
8. Вязью вязал вяз — долговяз.
9. Варвара варево варила-сываривала, варила-вываривала, да не выварила.
10. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
11. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
12. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
13. На улице Феофан, Феофанов брат, Феофанов деверь. А мне не до Феофана, не до Феофанова брата, не до Феофанова деверя.
14. Взвинчен и взведён развесёлый взводный.
ТАБЛИЦА 3 (К, Г, X)
Односложные сочетания
ГРУСТ — ГРОСТ — ГРАСТ — ГРЭСТ — ГРИСТ — ГРЫСТ
ХРУСТ — ХРОСТ — ХРАСТ — ХРЭСТ — ХРИСТ — ХРЫСТ
КРУКТ — КРОКТ — КРАКТ — КРЭКТ — КРИКТ — КРЫКТ
ГЗУМЦ — ГЗОМЦ — ГЗАМЦ — ГЗЭМЦ — ГЗИМЦ — ГЗЫМЦ
ХМУРЦ — ХМОРЦ — ХМАРЦ — ХМЭРЦ- ХМИРЦ — ХМЫРЦ
КЛУКЦ — КЛОКЦ — КЛАКЦ — КЛЭКЦ — КЛИКЦ — КЛЫКЦ
Двусложные сочетания
ХУМ — МУХ ХОМ — МОХ ХАМ — МАХ
ХЭМ — МЭХ ХИМ — МИХ ХЫМ — МЫХ
ТУК — КУСТ ГОК — КОСТ ГАК — КАСТ
ГЭК — КЭСТ ГИК — КИСТ ГЫК — КЫСТ
КРУ — КУСТ КРО — КОСТ КРА — КАСТ
КРЭ — КЭСТ КРИ — КИСТ КРЫ — КЫСТ
Трехсложные сочетания
ГРУ — ГРУ — БУСТ ГРО — ГРО — БОСТ ГРА — ГРА — БАСТ
ГРЭ — ГРЭ — БЭСТ ГРИ — ГРИ — БИСТ ГРЫ — ГРЫ — БЫСТ
ВЗГРУС — НУ — ТУС В ЗГРОС — НО — ТОС ВЗГРАС — НА — ТАС
ВЗГРЭС — НЭ — ТЭС В ЗГРИС — НИ — ТИС ВЗГРЫС — НЫ — ТЫС
ХРУСТ — ХУ — ХУСТ ХРОСТ — ХО — ХОСТ ХРАСТ — ХА — ХАСТ
ХРЭСТ — ХЭ — ХЭСТ ХРИСТ — ХИ — ХИСТ ХРЫСТ — ХЫ — ХЫСТ
СКОРОГОВОРКИ (К–Г–X)
1. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
2. Краб крабу сделал грабли.
3. У ёлки иголки, иголки – колки.
4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
5. Купи кипу пик! Купи кипу пик!
6. Хвалю халву! Хвалю халву!
7. Хорь глух и глуп, а хориха глупа и глуха.
8. Глухариха глуха, но не глупа.
9. Архип охрип, Осип осип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
10. Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.
11. Клюёт курица крупку, курит турок трубку.
12. Хорохорились хорьки: ха-ха-ха, да хи-хи-хи.
13. Хавронья хворала, хавронья хирела, Хавронья совсем на халву не смотрела.
14. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
15. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
ТАБЛИЦА 4 (С—З—Ц)
Односложные сочетания
СТРУМ — СТРОМ — СТРАМ — СТРЭМ — СТРИМ — СТРЫМ
ЗДРУМ — ЗДРОМ — ЗДРАМ — ЗДРЭМ — ЗДРИМ — ЗДРЫМ
УСТР — ОСТР — АСТР — ЭСТР — ИСТР — ЫСТР
ЗУСТ — ЗОСТ — ЗАСТ — ЗЭСТ — ЗИСТ — ЗЫСТ
ЦВУМ — ЦВОМ — ЦВАМ — ЦВЭМ — ЦВИМ — ЦВЫМ
ЦМУСТ — ЦМОСТ — ЦМАСТ — ЦМЭСТ — ЦМИСТ — ЦМЫСТ
Двусложные сочетания
СУС — МУСТ СОС — МОСТ САС — МАСТ
СЭС — МЭСТ СИС — МИСТ СЫС — МЫСТ
ЗБРУ — КУС ЗБРО — КОС ЗБРА — КАС
ЗБРЭ — КЭС ЗБРИ — КИС ЗБРЫ — КЫС
СЦУ — ГУЛЬЦ СЦО — ГОЛЬЦ СЦА — ГАЛЬЦ
СЦЭ — ГЭЛЬЦ СЦИ — ГИЛЬЦ СЦЫ — ГЫЛЬЦ
Трехсложные сочетания
СТРУ — ТУС — МУС СТРО — ТОС — МОС СТРА — ТАС — МАС
СТРЭ — ТЭС — МЭС СТРИ — ТИС — МИС СТРЫ — ТЫС — МЫС
ЗДРУ — ДУ — ЗУСТ ЗДРО — ДО — ЗОСТ ЗДРА — ДА — ЗАСТ
ЗДРЭ — ДЭ — ЗЭСТ ЗДРИ — ДИ — ЗИСТ ЗДРЫ — ДЫ — ЗЫСТ
ЦВУН — ЧУН — ЦУН ЦВОН — ЧОН — ЦОН ЦВАН — ЧАН — ЦАН
ЦВЭН — ЧЕН — ЦЭН ЦВИН — ЧИН — ЦЫН ЦВЫН — ЧИН — ЦЫН
СКОРОГОВОРКИ (С — З—Ц)
1. У осы не усы не усищи, а усики.
2. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
3. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.
5. По семеро в саниуселися сами.
6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза развалился кузов.
7. Жал Зямка замшу в замке.
8. Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
9. Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.
10. Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
11. Около колодца кольцо не найдётся.
12. Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
13. Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
14. Из соседнего колодца целый день водица льётся.
15. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
ТАБЛИЦА 5 (Ж — Ш)
Односложные сочетания
ШТРУ — ШТРО — ШТРА — ШТРЭ — ШТРИ — ШТРЫ
ЖДРУ — ЖДРО — ЖДРА — ЖДРЭ — ЖДРИ — ЖДРЫ
ШМУСТ — ШМОСТ — ШМАСТ — ШМЭСТ — ШМИСТ — ШМЫСТ
ЖМУСТ — ЖМОСТ — ЖМАСТ — ЖМЭСТ — ЖМИСТ — ЖМЫСТ
ШРУСТ — ШРОСТ — ШРАСТ — ШРЭСТ — ШРИСТ — ШРЫСТ
ЖРУСТ — ЖРОСТ — ЖРАСТ — ЖРЭСТ — ЖРИСТ — ЖРЫСТ
Двусложные сочетания
ШТРУЦ — МУЦ ШТРОЦ — МОЦ ШТРАЦ — МАЦ
ШТРЭЦ — МЭЦ ШТРИЦ — МИЦ ШТРЫЦ — МЫЦ
ЖДРУЦ — МУЦ ЖДРОЦ — МОЦ ЖДРАЦ — МАЦ
ЖДРЭЦ — МЭЦ ЖДРИЦ — МИЦ ЖДРЫЦ — МЫЦ
ФШУС — ЖУС ФШОС — ЖОС ФШАС — ЖАС
ФШЕС — ЖЕС ФШИС — ЖИС ФШИС — ЖИС
Трехсложные сочетания
ШТУТ –ГУРТ - ШУРТ ШТОТ—ГОРТ—ШОРТ ШТАТ- ГАРТ—ШАРТ
ШТЭТ—ГЭРТ—ШЕРТ ШТИТ—ГИРТ—ШИРТ ШТЫТ—ГЫРТ—ШИРТ
ЖДУТ — КУС — ЖУС ЖДОТ — КОС — ЖОС ЖДАТ — КАС — ЖАС
ЖДЭТ — КЭС — ЖЕС ЖДИТ — КИС — ЖИС ЖДЫТ — КЫС — ЖИС
ШТУР — МУ — БУРТ ШТОР — МО — БОРТ ШТАР — МА — БАРТ
ШТЭР — МЭ — БЭРТ ШТИР — МИ — БИРТ ШТЫР — МЫ — БЫРТ
СКОРОГОВОРКИ (Ш—Ж)
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.
3. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шутливо шарят гроши.
4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
5. Ваш жеребёнок ржёт во ржи и жрёт во ржи.
6. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужа стал уже, ужа ужица съест на ужин.
7. Ложечка ты моя, желобоковыгибистая.
8. В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
9. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
10. Жутко жуку жить на суку.
11. У ежа ежата, у ужа — ужата.
12. Яшма в замше замшела.
13. У Верки-вертушки во рту две ватрушки.
14. Самшит, самшит! Ты крепко сшит!
15. На крылечке, на приступочке Шура с Сашей шутят шуточки.
16. С мышками во ржи подружились ежи. Ушли в камыши, и во ржи — ни души.
ТАБЛИЦА 6 (Ч—Щ)
Односложные сочетания
ЧТУ — ЧТО — ЧТА — ЧТЭ — ЧТИ — ЧТЫ
ЧВУНЦ — ЧВОНЦ — ЧВАНЦ — ЧВЭНЦ — ЧВИНЦ — ЧВЫНЦ
ЧРЮК — ЧРЁК — ЧРЯК — ЧРЕК — ЧРИК — ЧРИК
ЧЛУНС — ЧЛОНС — ЧЛАНС — ЧЛЭНС — ЧЛИНС — ЧЛЫНС
ЩУЧ — ЩЁЧ — ЩАЧ — ЩЕЧ — ЩИЧ — ЩИЧ
ЧУЩ — ЧОЩ — ЧАЩ — ЧЕЩ — ЧИЩ — ЧИЩ
Двусложные сочетания
ЧТУ — ЧУМ ЧТО — ЧОМ ЧТА — ЧАМ
ЧТЭ — ЧЕМ ЧТИ — ЧИМ ЧТЫ — ЧИМ
ЧНУ — ЧУЩ ЧНО — ЧОЩ ЧНА — ЧАЩ
ЧНЭ — ЧЕЩ ЧНИ — ЧИЩ ЧНЫ — ЧИЩ
ЩУ — КУС ЩЁ — КОС ЩА — КАС
ЩЕ —КЭС ЩИ — КИС ЩИ — КЫС
Трехсложные сочетания
КРЮЧ — МЮ — ЧУЧ КРЁЧ — МЁ — ЧЁЧ КРЯЧ — МЯ — ЧАЧ
КРЕЧ — МЕ — ЧЕЧ КРИЧ — МИ — ЧИЧ КРИЧ — МИ — ЧИЧ
ЧУК — ЧУР — ЧУК ЧОК — ЧОР — ЧОК ЧАК — ЧАР — ЧАК
ЧЕК — ЧЕР — ЧЕК ЧИК — ЧИР — ЧИК ЧИК — ЧИР — ЧИК
ЩУЛ — КУ — МУЧ ЩЁЛ — КО — МОЧ ЩАЛ — КА — МАЧ
ЩЕЛ — КЭ — МЭЧ ЩИЛ — КИ — МИЧ ЩИЛ — КЫ — МЫЧ
СКОРОГОВОРКИ (Ч—Щ)
1. Плавниками трепеща, ходит щука вкруг леща. Тщетно тщится щука ущемить леща.
2. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
3. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
4. Течёт речка, печёт печка.
5. По Чите течёт Читинка.
6. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
7. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
8. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.
9. Четыре с четвертью четверика чечевицы без червоточины.
10. У гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь.
11. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу, да про подкрупки.
12. Уточка — вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
13. Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь. Никому нашего чеботаря не перечеботарить.
ТАБЛИЦА 7 (М-Н-Л-Р)
Односложные сочетания
МНУР — МНОР — МНАР — МНЭР — МНИР — МНЫР
НМУР — НМОР — НМАР — НМЭР — НМИР — НМЫР
МЛРУ — МЛРО — МЛРА — МЛРЭ — МЛРИ — МЛРЫ
ЛРУМ — ЛРОМ — ЛРАМ — ЛРЭМ — ЛРИМ — ЛРЫМ
ВРУВЛ — ВРОВЛ — ВРАВЛ — ВРЭВЛ — ВРИВЛ — ВРЫВЛ
МНУЛР — МНОЛР — МНАЛР — МНЭЛР — МНИЛР — МНЫЛР
Двусложные сочетания
ФЛУ — ВЛУР ФЛО — ВЛОР ФЛА — ВЛАР
ФЛЭ — ВЛЭР ФЛИ — ВЛИР ФЛЫ — ВЛЫР
ЛКУ — ЛГУН ЛКО — ЛГОН ЛКА — ЛГАН
ЛКЭ — ЛГЭН ЛКИ — ЛГИН ЛКЫ — ЛГЫН
ЛРУ — РЛУ ЛРО — РЛО ЛРА — РЛА
ЛРЭ — РЛЭ ЛРИ — РЛИ ЛРЫ — РЛЫ
Трехсложные сочетания
ЛЮ — ЛЮ — ЛЮЛЬ ЛЁ — ЛЁ — ЛЁЛЬ ЛЯ — ЛЯ — ЛЯЛЬ
ЛЕ — ЛЕ — ЛЕЛЬ ЛИ — ЛИ — ЛИЛЬ ЛИ — ЛИ — ЛИЛЬ
ЛВУН — ЛУ — МУН ЛВОН — ЛО — МОН ЛВАН — ЛА — МАН
ЛВЭН — ЛЭ — МЭН ЛВИН — ЛИ — МИН ЛВЫН — ЛЫ — МЫН
ЛБУР — МУ — БУР ЛБОР — МО — БОР ЛБАР — МА — БАР
ЛБЭР — МЭ — БЭР ЛБИР — МИ — БИР ЛБЫР — МЫ — БЫР
СКОРОГОВОРКИ (М-Н-Л-Р)
1. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.
2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
4. Король-орёл. Король-орёл. Король-орёл.
5. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
6. Около кола колокола, а около ворот коловорот.
7. Не жалела мама мыла. Молча Милу мылом мыла. Мила мыло не любила.
8. А мне не до недомогания.
9. Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол.
10. Коваль ковал коня, конь — копытом коваля, коваль — кнутом коня.
11. Около кола вьюн и хмель вьются-перевиваются, вьются-перевиваются.
12. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
ТАБЛИЦА 8 (Р-Р')
Односложные сочетания
ТРУ — ТРО — ТРА — ТРЭ — ТРИ — ТРЫ
ДРУ — ДРО — ДРА — ДРЭ — ДРИ — ДРЫ
ТРЮРЬ — ТРЁРЬ — ТРЯРЬ — ТРЕРЬ — ТРИРЬ — ТРИРЬ
ДРЮРЬ — ДРЁРЬ — ДРЯРЬ — ДРЕРЬ — ДРИРЬ — ДРИРЬ
ШРУ — ШРО — ШРА — ШРЭ — ШРИ — ШРЫ
ЖРУ — ЖРО — ЖРА — ЖРЭ — ЖРИ — ЖР
Двусложные сочетания
ЛРЮ — РЮРЬ ЛРЁ — РЁРЬ ЛРЯ — РЯРЬ
ЛРЕ — РЕРЬ ЛРИ — РИРЬ ЛРИ — РИРЬ
РЖУ — ЖРУ РЖО — ЖРО РЖА — ЖРА
РЖЭ — ЖРЭ РЖИ — ЖРИ РЖИ — ЖРЫ
ВРЮ — ФРЮ ВРЁ — ФРЁ ВРЯ — ФРЯ
ВРЕ — ФРЕ ВРИ — ФРИ ВРИ — ФРИ
Трехсложные сочетания
КРЮЧ — МЮ — ЧУР КРЁЧ — МЁ — ЧЁР КРЯЧ — МЯ — ЧАР
КРЕЧ — МЕ — ЧЕР КРИЧ — МИ — ЧИР КРИЧ — МИ — ЧИР
ТРУ — ДУ — НУР ТРО — ДО — НОР ТРА — ДА — НАР
ТРЭ — ДЭ — НЭР ТРИ — ДИ — НИР ТРЫ — ДЫ — НЫР
РСУ — РСУ — НУРС РСО — РСО — НОРС РСА — РСА — НАРС
РСЭ — РСЭ — НЭРС РСИ — РСИ — НИРС РСЫ — РСЫ — НЫРС
СКОРОГОВОРКИ (Р-Р')
1. На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров. Дрова надо выдворить на дровяной двор.
2. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
3. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали.
4. Клара-краля кралась к Ларе.
5. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилось.
6. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
7. На горе Арарат растёт крупный виноград.
8. Тарелка с траулера «Тауэр» стоит талер.
9. Курьера курьер обгоняет в карьер.
10. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
11. Либретто «Риголетто»! Либретто «Риголетто»!
12. Интервьюер интервента интервьюировал.
13. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
14. Из-под пригорка, из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.
ТАБЛИЦА 9 (Т'—Д')
Односложные сочетания
ТЮТЬ — ТЁТЬ — ТЯТЬ — ТЕТЬ — ТИТЬ — ТИТЬ
ДЮТЬ — ДЕТЬ — ДЯТЬ — ДЕТЬ — ДИТЬ — ДИТЬ
ЮТЮ — ЁТЁ — ЯТЯ — ЕТЕ — ИТИ — ИТИ
ЮДЮ — ЁДЁ — ЯДЯ — ЕДЕ — ИДИ — ИДИ
СТЮСЬ — СТЁСЬ — СТЯСЬ — СТЕСЬ — СТИСЬ — СТИСЬ
ЗДЮТЬ — ЗДЁТЬ — ЗДЯТЬ — ЗДЕТЬ — ЗДИТЬ — ЗДИТЬ
Двусложные сочетания
ЛТЮ — ЛТЮ ЛТЁ — ЛТЁ ЛТЯ — ЛТЯ
ЛТЕ — ЛТЕ ЛТИ — ЛТИ ЛТИ — ЛТИ
ЛДЮ — ЛДЮ ЛДЁ — ЛДЁ ЛДЯ — ЛДЯ
ЛДЕ — ЛДЕ ЛДИ — ЛДИ ЛДИ — ЛДИ
КТЮ — МТЮ КТЁ — МТЁ КТЯ — МТЯ
КТЕ — МТЕ КТИ — МТИ КТИ — МТИ
Трехсложные сочетания
ЖДЮ — ШТЮ — НУС ЖДЁ — ШТЁ — НОС ЖДЯ — ШТЯ — НАС
ЖДЕ — ШТЕ — НЭС ЖДИ — ШТИ — НИС ЖДИ — ШТИ — НЫС
РТЮ — ТЮ — РЮРЬ РТЁ — ТЁ — РЁРЬ РТЯ — ТЯ — РЯРЬ
РТЕ — ТЕ — РЕРЬ РТИ — ТИ — РИРЬ РТИ — ТИ — РИРЬ
РДЮ — ДЮ — РЮРЬ РДЁ — ДЁ — РЁРЬ РДЯ — ДЯ — РЯРЬ
РДЕ — ДЕ — РЕРЬ РДИ — ДИ — РИРЬ РДИ — ДИ — РИРЬ
СКОРОГОВОРКИ (Т'—Д')
1. Тетерев сидел на дереве, под деревом тень тетерева.
2. Тетёрка с тетеревятами, тетёрка с тетеревятами.
3. В один, Клим, клин колоти!
4. В карете корнет играл на кларнете.
5. Грабли — грести, метла — мести.
6. Говорил Терентий про покупки, а Терентьиха про подкрутки.
7. Просо реденько, так и каша жиденька.
8. Есть Федька с водкой редьку. Ест водка Федьку с редькой.
9. У нас гость унес трость.
10. Наш деготник вашего деготника передеготнит, перевыдеготнит.
11. В редьке три блюда: редька триха, да редька ломтиха, да редечка так.
12. Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.
13. Тать у татя украл утятя, украл утятя тать у татя.
14. Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится.
Приложение №5.
Инсценировка сказки «Репка».
Оборудование: макет дома, деревьев, репки, маски и костюмы для героев сказки, лейка.
На сцене макет дома, около дома «огород»:деревья, цветы, лейка.
Автор. В одной прекрасной деревни жили дед да баба. С ними жили пес Акбай, кот Мырау и маленькая мышка. Их внучка Алсу живет в городе. На летние каникулы приезжает к ним в гости. (Персонажи проходят через сцену к «домику».)
Весной дед посадил репку. (Дед «сажает репку)
Дед. Репка, репка! Вырасти большой.
На радость детям и старухе моей. (Уходит «домой».)
Автор. Летом Алсу пропалывает грядки, поливает. (Девочка показывает действия. Поет песню «Пришло лето» (музыка Л.Батыр-Болгари, слова изменены автором.
Лето пришло, лето пришло.
Все кругом зеленеет.
И леса, и сады, и поля
Зеленое платье надевают.
Бабушкин огород
Утопает в цветах.
Там целый день звучит
Песня об этих цветах.)
Репка выросла большая-пребольшая. (На сцене появляется «репка»)
Вот наступила золотая осень. Пришла пора убирать урожай.
(Дед выходит в сад)
Дед. Осенние дни прекрасны,
Плоды созревают.
Капуста, репка, груша
И яблоки поспевают.
(Подходит к репке, удивляется)
О-о-о! Как репка выросла!
Какой нынче урожай!
(тянет репку)
Раз-два-три!
Репку выдерни!
(подходит к окну, зовет бабушку)
Репка выросла большая-пребольшая,
Вытянуть не смог.
Пойдем, старая, поможешь.
(Бабушка выходит, ходит вокруг репки, удивляется)
Бабушка. Как я рада, старый!
Давай, вдвоем потянем!
(Бабушка за дедушку, дедушка за репку, тянут-потянут, вытащить не могут.)
Дед. Ай-яй, не получается старая.
Иди, позови внучку.
Бабушка. (подходит к окну)
Доченька, внученька,
Выйди в сад. Помоги нам.
Девочка. (Выходит)
Сейчас, сейчас, бабуля.
(Внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку, тянут-потянут …)
Вместе. 1, 2, 3 – сильнее тяни.
(…вытащить не могут.)
Девочка. Есть у меня песик,
Акбай – черный носик.
Много бегает, много лает,
Много слышит, много видит.
Акбай, дружище.
Помоги-ка нам лучше.
Акбай. Гав-гав, бегу, бегу,
Сей же час буду.
(Акбай за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку, тянут-потянут…)
Вместе. 1, 2, 3, 4 – дружнее тяни.
(… вытащить не могут. Акбай зовет кота)
Акбай. Мой друг – очень умный,
Он маленький, но сильный.
Спортом он занимается,
Никогда не ленится.
Позову-ка, друзья я его.
(Подходит к дому, зовет кота)
Мырау, друг, ты дома?
Выйди в сад, помоги нам.
Мырау. Мяу, мяу, дома я, дома.
Сейчас выйду.
Я - известный кот,
Всем на помощь я спешу.
(Мырау за Акбай, Акбай за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку, тянут-потянут…)
Вместе. 1, 2, 3, 4, 5 –вытащить не можем опять.
(… вытащить не могут. Мырау зовет мышку.)
Мырау. Позову-ка я соседку,
Очень сильную мышку. (подходит к мышке)
Соседушка, выручай.
Видишь, силенок не хватает.
Мышка. Я – мышка-норушка,
Сама маленькая, но сильная.
Спешу к вам на помощь.
(Мышка за Мырау, Мырау за Акбай, Акбай за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку, тянут-потянут…)
Вместе. 1, 2, 3, 4, 5, 6 – держись крепче, тяни сильнее.
(… и вытянули)
Вместе. Дружба - великая сила.
(Материал взят из сборника «Внеклассные мероприятия (на татарском языке)», перевод автора.)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей