Экспериментальная программа внеурочной деятельности «В поисках красоты»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
Рейтинг: голосов:3просмотров: 3997 комментариев: 1
ГБОУ Прогимназия № 1819
Экспериментальная программа внеурочной деятельности
«В поисках красоты»
Составитель
учитель технологии
Хорева Юлия Дмитриевна
педагог доп.образования
Пырьева Л.А.
г. Москва
2012г.
Пояснительная записка
к экспериментальной программе внеурочной деятельности
«В поисках красоты»
Направление программы: художественно – эстетическое
Младший школьный возраст
Срок реализации программы 1 год
36 занятий в год, 3 блока по 12 занятий
Занятия проводятся с детьми малыми подгруппами 5-10 человек, во второй половине дня
Место проведения: ИЗО – студия, музыкальный зал
У современных педагогов нет сомнений по поводу эстетического воспитания младших школьников средствами разных видов искусств. Это путь, позволяющий преображать жизнь средствами красоты: по словам В.А.Сухомлинского «Через красивое к человечному». Необходимо развивать у ребенка человеческую способность к постижению прекрасного как основы гармонии жизни и искусства. Существующее в художественном образовании, в самом его начале, а в особенности на дошкольном этапе попредметное разделение художественных дисциплин не всегда является наиболее эффективной и единственно возможной формой художественного развития и воспитания детей. Построение начального художественного образования исключительно по канонам профессионального, актерского или музыкального воспитания, даже при их некоторой корректировке, может вступать в противоречие с природой художественного развития детей, коренящейся в ее синкретизме.
Именно синкретизм творческой деятельности ребенка требует разнообразных методов художественного развития, когда, наряду с действующим арсеналом педагогики, в нее следует привлекать специфически детские формы постижения искусства. Созданию и применению подобных форм в творческом развитии ребенка младшего школьного возраста и будет посвящена данная программа.
Цели программы
- формирование ценностных, духовно-нравственных ориентиров в процессе приобщения к русской художественной культуре
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству
- развитие способности воспринимать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности
Задачи
-Развитие чувственно – эмоционального развития и отзывчивости на явления природы, художественной и музыкальной культуры, литературы
- Учить использовать в качестве выразительных средств образных ассоциаций между разными видами искусств
- Приобщение к наследию отечественного искусства, архитектуры
- Приобщение к русским народным традициям
- Формирование у ребенка культуры общения через ознакомление с художественными традициями России
Концептуально – дидактические принципы построения материала
Положение о синкретической природе детского творчества в раннем возрасте, рассматривается как исходная концептуальная точка при решении главной задачи программы – целостного развития художественного сознания ребенка во взаимосвязи различных видов его творческой деятельности – изобразительной, пластической и словесно – музыкальной. В ходе рисования, лепки или конструирования ребенок сочиняет, поет, играет разные роли, «одушевляя» свой рисунок – происходит единый интеллектуально – эмоциональный процесс. Важнейшим принципом обучения и образования ребенка, реализуемым в программе является стимулирование его художественного саморазвития. Мы апеллируем к «внутреннему миру» ребенка, при помощи заданий и импровизаций мобилизуя его духовные и творческие резервы и возможности.
Содержание и формы художественной деятельности
Содержание художественного материала, предусмотренного для чтения, прослушивания и показа детям должно быть разнообразно, отвечает возрасту ребенка. Это известные произведения литературы, живописи, книжной графики, музыки, оперы, балета, декоративно – прикладного искусства, способствующие формированию у дошкольников и младших школьников эстетического вкуса как одной из составляющих творческой личности. Эстетический принцип подкрепляется с методическим, поэтому самое совершенное в художественном отношении становится наиболее эффективным в учебном смысле.
Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную и в дальнейшем на проектную деятельность, является эффективным средством интеллектуального и художественно - эстетического развития, средством формирования духовного мира ребенка.
Прогнозируемые результаты
-
У детей сформируются знания, умения и навыки как инструменты для решения творческих задач
-
Дети смогут использовать разнообразные материалы (гуашевые и акварельные краски, карандаши, фломастеры, уголь, сангина, цветные мелки, пастель, глина, пластилин, соленое тесто, цветная бумага)
-
Дети будут радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях
-
Смогут открывать для себя красоту в привычном и обыденном, некрасивом на первый взгляд
-
Будут радостно включаться в различные виды и формы художественно – творческой деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные)
-
Будут радоваться встрече с произведениями народного прикладного изобразительного искусства в его широком значении, обращать внимание на красоту форм, сочетание цветов, причудливость узоров
-
Дети смогут описывать свои впечатления от живописи, графики, скульптуры, архитектуры
Система оценки планируемых результатов
Диагностическое обследование детей проводится 2 раза в год в виде диагностических занятий, и в конце года по приложенной таблице
|
Номер блока |
||
Всегда ли ребенок: |
1 |
2 |
3 |
Понимает и правильно выполняет все задания педагога по ходу занятия |
|
|
|
Охотно и заинтересованно участвует в большинстве заданий, игр |
|
|
|
Творчески подходит к выполнению задания, проявляет фантазию |
|
|
|
Различает изучаемые понятия
|
|
|
|
Точно выполняет индивидуальные задания педагога |
|
|
|
Пользуется одинаково уверенно всеми изученными худ. материалами |
|
|
|
Самостоятельно использует показанные педагогом приемы рисования, вырезывания |
|
|
|
Умеет работать самостоятельно |
|
|
|
Активно участвует в создании коллективных работ |
|
|
|
Имеет положительную самооценку |
|
|
|
Таблица заполняется на каждого ребенка.
Отметки в виде цветового кода:
Всегда +
Почти всегда +
Иногда +
Еще нет +
Тематический план программы
№ |
Название занятия |
Кол. часов |
Вид деятельности |
Блок №1 «Было и стало» |
|||
1 |
«Дружные краски» |
1 |
|
2 |
«Дружные краски, 2» |
1 |
|
3 |
«Светлое и темное» |
1 |
Эксперимент |
4 |
«Белая фея встречается с радугой» |
1 |
|
5 |
«Теплые и холодные цвета, радость и грусть» |
1 |
|
6 |
«Построй ледяной и Солнечный дворец» |
1 |
Игра-эстафета |
7 |
«На что это похоже» |
1 |
Игра |
8 |
«На что похожа клякса» |
1 |
|
9 |
«Краски яркие и бледные» |
1 |
|
10 |
«Праздничные одежды осени» |
1 |
|
11 |
«Ожившие пейзажи» |
1 |
Игра |
12 |
«Было и стало» |
1 |
Викторина |
|
|||
Блок №2 «Это что?» |
|||
1 |
«Знаменитые русские промыслы» |
1 |
|
2 |
«Озорные частушки» |
1 |
|
3 |
«Вышивки и кружева» |
1 |
|
4 |
«Вышивка обереги» |
1 |
|
5 |
«Валенки, валенки!» |
1 |
|
6 |
«Куколки тряпичные» |
1 |
|
7 |
«Ай, да сарафан!» |
1 |
|
8 |
«Ярмарка в деревне Дымово» |
1 |
|
9 |
«Заклички весны, весеннее печиво» |
1 |
|
10 |
«Масленица широкая!» |
1 |
|
11 |
«Кто такие скоморохи?» |
1 |
|
12 |
«Русские промыслы» |
1 |
Викторина |
|
Блок №3 «Найди и назови» |
|||
1 |
«Поговорим, о жанрах» |
1 |
|
2 |
«Вхождение в картину» |
1 |
|
3 |
«Создай свой пейзаж» |
1 |
|
4 |
«Натюрморт» |
1 |
|
5 |
«Натюрморт, 2» |
1 |
Игра |
6 |
«Портрет» |
1 |
|
7 |
«Что такое анималистический жанр» |
1 |
|
8 |
«Что такое анималистический жанр», 2 |
1 |
|
9 |
«Не скучаем, поиграем» |
1 |
|
10 |
«Рассеянный художник» |
1 |
|
11 |
«Сказочная анималистика» |
1 |
|
12 |
«Викторина» |
1 |
|
34 занятия |
Содержание программы
Блок №1 «Было и стало» В разделе собраны упражнения и задания, посвященные проблематике видоизменения цвета и формы на плоскости в сочетании с пластической и словесной интерпретацией. Задания нацелены на развитие концентрации внимания; разработку выразительных способностей в жесте и линии; изображение на плоскости простейшего образа, созданного словесно. |
|
|
1 |
«Дружные краски» На детей одеть шапочки (медальоны) семи основных цветов. Под музыку краски разбегаются, когда музыка умолкает, краски находят себе пару. Дети должны угадать, какие цвета получаются, если те или иные краски встречаются. Если дети затрудняются с ответом, педагог смешивает эти цвета для показа детям. Игра повторяется 2-3 раза. Краски находят новых друзей. Объяснить детям, что в природе все цвета переходят в белый цвет. Белый цвет состоит из всех цветов радуги. Показать конус с цветовым волчком. |
|
2 |
«Дружные краски, 2» На детей одеть шапочки (медальоны) всех цветов, которые получились в результате первой игры. Под музыку краски разбегаются, когда музыка умолкает, краски находят себе пару. Дети угадывают, какие цвета получаются, если те или иные краски встречаются. Для проверки правильного ответа, педагог смешивает эти цвета для показа детям. Игра повторяется 2-3 раза. Краски находят новых друзей. Познакомить детей с цветовым кругом. |
|
3 |
Эксперимент (опыт) «Светлое и темное» Педагог предлагает детям провести опыт с черной и белой красками. На столе семь блюдец с белой краской (одинаковое количество). Педагог, постепенно увеличивая или уменьшая, в каждое блюдце добавляет черную краску. Тем самым, получая разный тон от светлого к темному или наоборот. Педагог знакомит детей с тоном. Игра «Котята» У белой кошки муж черный кот. У них родились котята. Детям раздать силуэты котят, они самостоятельно подбирают тон своему котенку (от темно-серого до светло-серого, однотонные с пятнами) Кувыркаются
на крыше Бело – черно - полосатый. Даже
маленьких котят |
|
4 |
«Белая фея встречается с радугой» Педагог предлагает провести опыт. На столе стоят семь блюдец с семью цветами радуги. В каждое блюдце добавляется белая краска. Что получилось? В процессе опыта дети узнают, как получить нежные цвета. Под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» дети могут потанцевать с цветами. |
|
5 |
«Теплые и холодные цвета, радость и грусть» Рассмотреть с детьми репродукции картин М. Врубеля «Царевна-Лебедь» - холодный колорит и А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме» - теплый колорит. Предложить детям послушать музыку П.Чайковского «Сладкая греза» - теплая гамма и «Болезни куклы» - холодная гамма. Предложить детям раскрасить геометрические фигуры в теплые и холодные цвета. Игра «Угадай живописный образ во время звучания музыкальных фрагментов» Контраст: цвета: яркие, сочные – звуки – громкие, звонкие. цвета: тусклые, блеклые – звуки – тихие, глухие. |
|
6 |
Игра-эстафета «Построй ледяной и Солнечный дворец» Детей разделить на две команды. Перемешать геометрические фигуры холодных и теплых цветов. Под музыку дети должны брать фигуры и строить свой дворец. 1 команда – Ледяной дворец, 2 команда – Солнечный дворец. Кто построил быстрее и без ошибок – тот и победитель. |
|
7 |
Игра «На что это похоже» Дети делятся на пары. У каждого лист бумаги, маркер. Один из игроков рисует линии, зигзаги, геометрические фигуры по своему желанию. Второй игрок придумывает на что это похоже, если необходимо дорисовывает на свой взгляд детали. Затем игроки меняются |
|
8 |
«На что похожа клякса» Дети делятся на пары. У каждого лист бумаги, черная тушь, коктейльная трубочка, маркер. Один из игроков раздувает капельку туши, при помощи трубочки на листе бумаги. Второй игрок придумывает, на что похожа клякса, если необходимо дорисовывает на свой взгляд детали. Затем игроки меняются. |
|
9 |
«Краски яркие и бледные» Показать детям картины: Яркие - новгородская икона 19в. «Чудо Георгия о Змее», Б. Кустодиев «Деревенский праздник», Н. Рерих «Заморские гости», А.Дайнека «На Юге» Бледные – В. Борисов – Мусатов «Призраки», «Тополя и облака» Игра «Яркие - бледные» Смешать шаблоны цветов, раскрашенных в насыщенные и бледные цвета. Детей разделить на две команды. 1 команда – собирает яркий букет, 2 – команда собирает бледный букет. Кто быстрее соберет букет, правильно подберет цветы, та команда и побелила. |
|
10 |
«Праздничные одежды осени» Показ картин И. Левитан «Золотая осень». Рассмотреть, какие цвета использует художник в работе. Какое настроение испытывают дети, глядя на картину. Любуясь картиной, дать послушать музыку П. Чайковского «Октябрь (Осенняя песнь)» Игра «Волшебный лес» Предложить детям представить себя деревьями (уточнить, кто какое дерево). Деревья растут в лесу. Дети разбегаются по ковру, воображая себя деревьями, группой деревьев – мать и дочь и т.д. Задание 1 – над лесом светит Солнышко, легкий ветерок колышет ветви, в кронах щебечут птицы. 2 – Солнышко спряталось, день стал хмурый, птицы больше не поют. 3 – Поднялся ветер, сильный ветер, почти ураган. Дети своими телами изображают деревья и их состояние при смене погоды. |
|
11 |
Игра «Ожившие пейзажи» Педагог читает отрывок из стихов русских, советских поэтов. Дети пытаются воссоздать картину при помощи движений. А. Толстой Осень Осень. Обсыпается весь на наш бедный сад Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь в дали красуются, там на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин. М.Клокова Ночью в поле снег летучий, Тишина. В темном небе, в мягкой туче спит Луна. И.Токмакова Ели Ели на опушке – До небес макушки- Слушают, молчат, смотрят на внучат. А внучата – елочки, Тонкие иголочки – У лесных ворот водят хоровод. |
|
12 |
Викторина «Было и стало» Разгадывание кроссвордов, загадок, шарад на тему «Было и стало» Из
синей и красной, вот этой, Три цвета, три цвета, три цвета, Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? А если нам краски по парам смешать? Из синей и красной получим мы цвет (фиолетовый) А синий и желтый смешаем, Какой мы цвет получаем?(зеленый) А красный плюс желтый, Для всех не секрет, Дадут нам конечно, (оранжевый) цвет |
|
Блок №2 «Это что?» Раздел посвящен разработке следующей проблематике – построение образно-игрового взаимодействия с предметом декоративно – прикладного искусства в среде реальной и воображаемой. Задания данного блока нацелены на активизацию художественного воображения и фантазии; художественно – игровые отношения с предметом и пространством. |
||
1 |
«Знаменитые русские промыслы» Показ презентации о творчестве русских умельцев. Можно показать детям такие промыслы как: богородская, филимоновская, дымковская игрушка; матрешка; городецкая, хохломская, гжельская, жостовская росписи; палехская и федоскинская лаковые миниатюры; павло-пассадские платки. Уточнить какие промыслы дети знают, а какие увидели впервые. Более подробно познакомить с новыми промыслами. Игра (может быть несколько вариантов) «Кто быстрее соберет матрешку» «Кто быстрее построит матрешек по росту» Можно использовать плоские силуэты матрешки. Игра проходит под русские наигрыши. Можно соревноваться индивидуально или командами. |
|
2 |
«Озорные частушки» Предложить детям послушать музыку Р.Щедрина «Озорные частушки». Если дети знают частушки, можно предложить их исполнить. Игра «Какой промысел исчез?» На столе педагог раскладывает настоящие предметы (можно карточки с изображениями предметов разных промыслов). Один ребенок отворачивается, педагог убирает один предмет. Остальные дети чтобы играющий не подглядывал. Ребенок должен назвать какой предмет исчез, какой это был промысел. Если затрудняется, дети подсказывают. |
|
3 |
«Вышивки и кружева» Дать представление о вышивке – русская гладь. Ведь это тоже живопись, только нитью по ткани. Она применяется для украшения одежды и быта. Декоративные швы: Стебельчатый шов - используют в растительных орнаментах, им вышивают стебельки цветов, листьев и т.д. Козлик – применяется как самостоятельный или как дополнение к другим Мережки – ажурные швы могут быть частью узора или ограничивающей линией Крестик – этот шов образует зернистую поверхность. Вышивки Вышивки вышиваются иголкой и нитками. Кружево легкое, нарядное, нежное и волшебное. Кружево на Руси плели на коклюшках. Кружево было признаком роскоши и богатства и использовалось для украшения царской, боярской и церковной одежды. Игра «Ниточка и иголочка» Один ребенок – иголочка, остальные ниточка. Куда движется иголочка, туда и ниточка. Иголочка вышивает разные узоры – солнце, домик, цветок и т.д. |
|
4 |
«Вышивка обереги» Показать и рассказать детям о обережной вышивке, о символах. Можно показать презентацию. Главное в вышивке обереге – это цвет и узор. Цвета: Белый - цвет чистоты и священности Красный – огонь, кровь, жизненная сила Зеленый – растительность, жизнь, защита от ран Черный – земля, рождение детей Золотой – солнце, благоденствие Синий – небо, вода, защита от гибели, от стихии Суть оберегов – защита своего хозяина от болезней, от войн и других невзгод. По настоящему сильный оберег нельзя купить, его должны вышить самые близкие люди и подарить. Узоры, какими украшали мастерицы свои вышивки: Солнце – источник плодородия, благоденствия Земля – изображается в виде женской фигуры с птицами в руках, внутри произрастало дерево, а у ног проходила зубчатая линия, изображающая воду. Птицы – приносят добро, любовь и мир в дом. Они спутники солнца. Конь – оберег домашнего очага, символ добра Дерево – символ жизни, единство рода Вода – живительная сила Огонь – очистительная сила Игра «Марья – искусница» Предложить детям зашифровать вышивки. Для этого на любой бумаге в клеточку нарисовать простейший рисунок (солнце, земля, птицы, конь, вода, огонь). Дети должны обвести знаки фломастерами. Можно усложнить задание, цвета обозначить символами Крестик – черный цвет, кружок – красный цвет, треугольник – зеленый. При помощи фломастеров оживить вышивки – обереги. Что они означают? |
|
5 |
«Валенки, валенки!» Познакомить детей с валянием шерсти. Так делали с давних времен русскую обувь – валенки. Педагог может показать детям, как это делается. Предложить детям под песню Л. Руслановой «Валенки» представить себе, как они на морозе танцуют. Игра «Найди пару» Предложить детям шаблоны валенок с разными украшениями. Один валенок педагог дает ребенку, а второй он должен отыскать в куче разных валенок. Победит тот, кто первый отыщет пару. Желающим детям можно предложить самостоятельно украсит валенки, раздав шаблоны и фломастеры. |
|
6 |
«Куколки тряпичные» Познакомить детей с тряпичной куклой. У кукол не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, не доступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Предложить детям самим изготовить куклу. Для этого потребуется лоскут белой, розовой ткани, нитки и поролон. |
|
7 |
«Ай, да сарафан!» Познакомить детей с русским национальным костюмом (женский и мужской). Показать презентацию «Элементы русской одежды»: рубаха, сарафан, душегрея, картуз, обруч, перевязка, венок, кичка, кокошник и т.д. Предложить детям одеть своих тряпичных куколок. С готовыми куклами дети водят хороводы. |
|
8 |
«Ярмарка в деревне Дымово» Предложить детям представить себе, что они превратились в дымковские игрушки. Девочки стали барышнями, мальчики – кавалерами. Уточнить, как одеты дымковские игрушки? Что они могут держать в руках? Дети представляют себе, что они попали в деревню Дымово на праздничные гуляния. Кавалеры катают барышень на каруселях, угощают сладостями. Игра «Карусель» Можно поиграть с детьми «Гори, гори, ясно» |
|
9 |
«Заклички весны, весеннее печиво» Познакомить детей с народной традицией, связанной с приходом весны – закликание весны. Рассказать о трех Закличках. Прочитать детям несколько обрядовых песен. Педагог обсуждает Рассказать, что это за обычай, в чем смысл этого обряда. В чем его красота. Предложить детям вылепить из соленого теста весеннее печиво в форме птичек в соответствие с традициями. Показать детям разные способы лепки жаворонков. |
|
10 |
«Масленица широкая!» Знакомство с праздником Масленицы. Дать детям более точное представление об этом празднике, его традициях. Почему пекут блины? Зачем сжигают чучело Масленицы. Предложить детям самим нарисовать эскиз чучела Масленицы. Познакомить детей с художником Б. Кустодиевым. Рассмотреть его картины «Деревенский праздник», «Масленица», «Купчиха . |
|
11 |
«Кто такие скоморохи?» Прослушать с детьми музыкальные фрагменты М. Глинка «Камаринская», П. Чайковский «Пляски скоморохов», И. Стравинский «Народные гуляния на масляной» Познакомить детей со скоморохами, Кто это такие были, как они веселили люд? Детей разделить на две команды. Каждая команда придумывает и показывает свой танец веселых скоморохов. Можно поводить хороводы. |
|
12 |
Викторина «Русские промыслы» Провести викторину с загадыванием загадок, хороводами, разгадыванием кроссвордов на тему русских промыслов. Разделить детей на две команды. Победит та, команда, которая дает больше правильных ответов. |
|
Блок №3 «Найди и назови» Раздел посвящен разработке следующей проблематики – видоизменение объектов/ предметов в пространстве. Основные задачи блока – создание игрового образа и изображение, Построение и композиционная организация движения объекта в пространстве. |
||
1 |
«Поговорим, о жанрах» Предложить детям вспомнить с какими жанрами искусства они знакомы. Главный вопрос для художника: «Что нарисовать». Рисование на ту, или иную тему получило название «жанр». Остановить внимание детей на четырех основных жанрах – натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический. Игра «Угадай жанр» Педагог показывает детям репродукции картин русских, советских художников. Дети называют жанр. |
|
2 |
«Вхождение в картину» Игра «Вхождение в картину». Предложить детям рассмотреть любую репродукцию с изображением пейзажа. Например Левитан «Золотая осень», Айвазовский «Девятый вал» и т.д. Ребенок должен представить, что попал на холст, оказался в картине. Какие звуки он слышит? Какие запахи до него доносятся? Что бы он хотел сделать, находясь в картине? Ребенок делится с другими детьми своими чувствами, эмоциями. Педагог меняет репродукции для каждого ребенка. |
|
3 |
«Создай свой пейзаж» Педагог вместе с детьми делает несколько рамок разной формы и размера (треугольник, овал, в виде звезды, вытянутый прямоугольник, круг, капля и т.д.). Рамки взять на прогулку и предложить детям поиграть в игру «Создай свой пейзаж». Задача игры – подобрать наиболее подходящую рамку для своего пейзажа. Дать название своей картине. |
|
4 |
«Натюрморт» Вспомнить с детьми жанр «Натюрморт». Показать репродукции картин, выполненных в этом жанре. Предложить детям самим составить свой натюрморт. Для этого дать детям шаблоны предметов посуды, овощей, фруктов, цветов, предметов мебели и т.д. Предложить дать название своей композиции. |
|
5 |
«Натюрморт, 2» Игра «Натюрморт» Разделить детей на команды или на пары. Каждой команде дать тему, название картины. На общем столе смешать шаблоны предметов посуды, овощей, фруктов, цветов, предметов мебели и т.д. Примерные темы: «День рождения», «Дары леса», «Полезные овощи». …………. Каждая команда должны изобразить натюрморт на тему. Победит команда, которая быстрее и правильнее соберет картину. |
|
6 |
«Портрет» Вспомнить с детьми жанр портрета. Рассмотреть с детьми репродукции картин Врубель «Царевна лебедь», «Демон»; Васнецов «Аленушка», «Три богатыря» и т.д. Рассмотреть какими средствами выразительности воспользовался художник для передачи настроения своих героев. Уточнить у ребят, какое же настроение у того или иного героя? Предложить детям игру: «Портрет» Дети по очереди садятся, встают, принимают любую позу. На лице изображают любые эмоции при помощи мимических движений. Зрители должны угадать, кто на портрете, настроение. |
|
7 |
«Что такое анималистический жанр» Вспомнить с детьми анималистический жанр. Показать детям репродукции картин с изображением животных, книжную графику. Уточнить, каких животных дети особенно любят, за что. Каких бы животных они хотели изобразить на своей работе, как бы они это сделали. Предложить игру «Любимое животное». Ребенок изображает свое животное. А другие дети угадывают кто это? Что делает? Где находится? |
|
8 |
«Что такое анималистический жанр, 2» Показать детям репродукции картин, где художник изображает и человека, и животных. Например Васнецов «Три богатыря», «Иван царевич и серый волк», К. Брюллов «Всадница» и т.д. Предложит детям игру «Портрет с животным». Один ребенок человек, другой изображает животное. Дети угадывают кто это? Что за животное, что они делают, где находятся? Как они связаны. |
|
9 |
«Не скучаем, поиграем» Предложить ребятам игру, «Каких животных художник спрятал на картине?» На любом пейзаже педагог дорисовывает уши различных животных. Чьи ушки? Дети должны найти все ушки и назвать спрятавшееся животное. На другом пейзаже педагог дорисовывает хвосты. Чьи хвосты? Или на белом снегу животные оставили следы. Чьи следы. Можно придумать самые разные варианты. |
|
10 |
«Рассеянный художник» Предложить детям помочь рассеянному художнику. Рассеянный художник нарисовал серию картин, но забыл дорисовать разные детали. Дети должны найти и дорисовать недостающие части. Например: девочка пьет чай. У девочки в руках ручка от чашки, а чашку художник забыл дорисовать. У девочки есть косички, но на одной нет бантика. В лесу летают птички, а у них нет или клювика, или лапок, хвоста… Портрет мальчика – у него не нарисованы части лица, отсутствуют элементы одежды и т.д. Такие картинки педагог может нарисовать сам, отсканировать и раздать детям. дети дорисовывают недостающие детали и раскрашивают картину. |
|
11 |
«Сказочная анималистика» Рассмотреть с детьми книжные иллюстрации к русским народным сказкам. Предложить игру «Одень сказочного героя» Раздать детям шаблоны животных, фломастеры. Дети дорисовывают животным мордочки, передавая их настроение. Одевают в русские народные костюмы. Например, лису в сарафан, рубаху, на голову кокошник или платок. Можно добавить детали, например нарисовать колобка. Получилась лиса из сказки «Колобок» Если дорисовать скалку – лиса из сказки «Лиса со скалочкой». |
|
12 |
«Викторина» Провести викторину с загадыванием загадок, хороводами, разгадыванием кроссвордов на тему жанров. Загадки о жанрах. Мы его поставили, а затем рисуем: Вазочки с цветами, скатерть голубую, Книги, кисти, краски, даже бутерброд! О работе скажем это ………………….. Ветки тонкие берез, Через речку узкий мост, В небе радугу – дугу, И ромашки на лугу. Нарисует карандаш Замечательный ………. Нарисую папу с мамой, И себя, и деда. Я большой работай занят, Я пишу……………………. Портреты пишет портретист Пейзажи пишет пейзажист, А что рисует, присмотрись, Художник наш анималист? |
Список литературы
-
Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М., 1991
-
Ванслов В.В. «Изобразительное искусство и музыка» М., 1983
-
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М., 1991
-
Выготский Л.С. «Психология искусства» М., 1968
-
Мелик – Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» М., 1995
-
Мелик – Пашаев А.А. «Педагогика искусства и творческие способности» М., 1983
-
Педагогика искусства и интеграция: Материалы конференции, /Ред. – составитель Л.Г.Савенкова. М., 2000
-
Радынова О.П., Катинене А.И. «Музыкальное воспитание дошкольников» М., 1998
-
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. «Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки» М., 2001
-
Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина «Эстетическое воспитание развитие детей дошкольного возраста» М.,2002
-
Якобсон П.М. «Психология художественного творчества» М.,1971
Приложение
Конспект занятия «Котята»
по экспериментальной программе
внеурочной деятельности «В поисках красоты»
Цель занятия: приобщить детей к удивительному миру искусства. Формировать у детей интерес к игре с цветом. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать любовь к природе, к братьям нашим меньшим.
Задачи: познакомить детей с ахроматическими цветами. Научить создавать выразительный образ. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворенности от работы. Развивать художественный вкус и творческую самостоятельность. Воспитывать любовь к творчеству.
Материал: белая бумага, трафареты котят, палитра, кисти щетина, краски гуашь.
Ход занятия:
Педагог предлагает детям провести опыт с черной и белой красками. На столе семь блюдец с белой краской (одинаковое количество). Педагог, постепенно увеличивая или уменьшая, в каждое блюдце добавляет черную краску. Тем самым, получая разный тон от светлого к темному или наоборот. Педагог знакомит детей с тоном.
Педагог предлагает детям игру с красками.
У белой кошки-мамы и черного кота-папы родились котята:
Кувыркаются
на крыше
очень разные котята:
Чёрно-белый,
просто серый,
Бело – черно - полосатый.
Даже
маленьких котят
Мамы красить не
хотят
Одинаково!
Что за радость, если
детки
Будут все - одной расцветки?
Педагог предлагает детям представить себе, что они котята. А котята какие? Какой у них характер? Уточнить у каждого ребенка какой он котенок. Попросить детей, с помощью пластики тела они показали своих котят.
Детям раздать силуэты котят, они самостоятельно подбирают тон своему котенку (от темно-серого до светло-серого, однотонные с пятнами) самостоятельно дорисовывают котятам глаза, нос, ротик, усы, когти. По желанию украшают бантиками.
Готовых котят дети раскладывают и рассматривают. Обсуждают. У кого какой получился котенок.
Педагог подводит итог занятия, акцентируя внимание детей на то, что все котята получились разные, с характером.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»