Творческий отчёт по теме «Групповая работа на уроках истории как способ активизации познавательной деятельности обучающихся»
преподаватель истории
Прокопьевск 2012 Содержание Введение………………………………………………………………….2
1. Активизация познавательной деятельности обучающихся……….4
2. Групповая форма организации учебной работы обучающихся её особенности………………………………………………………………..6
2.1 Формирование групп……………………………………………………8
2.2Организация работы групп……………………………………………10
3. Использование групповой формы организации учебной работы для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории………………………………………………….......12 3.1 Разновидности групповых занятий…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………….18
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Введение Безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность… К.Д.Ушинский Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных принципов дидактики. Под активностью обучающегося в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное — непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем. В данной работе приведено описание групповой работы и её значимости для образовательного процесса.
Цель данной работы - показать организацию групповой работы на уроках истории в системе начального профессионального образования, способствующую активизации познавательной деятельности обучающихся. Задачи:
ü Изучить психолого-педагогическую литературу по организации групповой работы в образовательном процессе;
ü Дать понятие групповой работы как одной из форм активизации познавательной деятельности;
ü Оценить эффективность применения групповой работы на уроках истории.
1. Активизация познавательной деятельности обучающихся. В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обученииучащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передаётся ему преподавателем ил другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтение литератур, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких – либо проблемных, поисковых заданий. При активном обученииучащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе[1]. АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: а) педагогическое — использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально-психологическое — организация межличностного общения в учебной группе, способствующего состязательности и взаимообучению ее членов, поощрение индивидуальных достижений со стороны педагога и группы; в) социально-экономическое — повышение личной социальной экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности. Факторами, влияющими на познавательный интерес к предмету, являются: виды познавательной деятельности, формы организации обучения, методы и средства обучения. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
2. Групповая форма организации учебной работы обучающихся её особенности. ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ — форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества[2]. П.И.Пидкасистый выделяет следующие признаки групповой работы учащихся на уроке: ü класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; ü каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; ü задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; ü состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы[3]. При групповой форме работы обучающихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся как со стороны, как со стороны педагога, так и учащихся консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах урока преподавателю труднее помогать всем учащимся. Пока он работает с одним – двумя учащимися, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение таких учащихся в группе. Они получают помощь и от преподавателя и со стороны сильных учащихся – консультантов в своей группе, и от других групп. Групповая деятельность учащихся на уроке, как это показано в работе В.В. Котова, складывается из следующих элементов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в шассе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом[4]. Такая форма активизации обучающихся имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. 2.1 Формирование групп Организация групповой работы начинается с формирования групп. И тут перед педагогом возникает ряд вопросов: какое количество обучающихся необходимо для создания группы?; как распределить обучающихся по группам?; что является основанием для отбора учащихся в ту или иную группу? Как отмечает известный русский дидакт М.А. Данилов, величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять учащиеся, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого учащегося в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения, при изучении какого-либо вопроса. Критерии отбора членов группы могут быть различными.
Принцип объединения групп | «+» | «-» |
1. Стихийно |
- быстрота; -возможность побыть в новой роли. |
— возможна психологическая несовместимость |
2. Интерес а) желание (дружба) |
— быстрее могут договориться друг с другом; — лучше понимают друг друга. |
— могут быть отверженные. |
б) по отношению к проблеме, к предмету |
— высокий познавательный интерес; - мотивация; — теоретические знания. |
— сложности взаимоотношений. |
в) по уровню познавательной активности -одноуровневые; — разноуровневые. |
— не ставим самооценку под угрозу; - повышение мотивации у обучающихся с низкой активностью. | — минимальное повышение уровня; - с низким уровнем будут подавлены. |
г) с выгодой |
— менее способный обучающийся не испытывает страха по поводу не выполнения задания, он отдыхает. |
— вырастает пассивный учащийся. |
3.«слабые» + «сильные» | — идет активное взаимообогащение знаниями; - возможность найти свое место и почувствовать успех. |
— возможно будут работать только «сильные» учащиеся — формирование пассива |
4. По выбору «лидера» |
— каждый ощущает свою полезность; -каждая группа уже имеет лидера, который сможет организовать эффективную работу. |
— желаемых учащихся на всех не хватает; - учащийся видит себя в группе, а его туда не выбирают. |
5. По типу темперамента |
— комфортность членов группы; -результативность; -завершенность. |
— обучающийся не учится работать и жить с людьми несовместимого темперамента; -возможны ошибки, так как нет точных методик определения темперамента |
6.По виду мышления |
— задействован ведущий тип мышления для выполнения задания. |
— самому учителю сложно определить вид мышления. |
Такое разнообразие принципов формирования групп требует от педагога глубокого изучения особенностей коллектива учащихся, а также тщательного подхода к процессу образования групп.
Этап формирования групп — немаловажное условие качества проведения групповой работ
2.2 Организация работы групп Формирование групп — очень важный, но лишь начальный этап работы. Далее следует не менее важный этап — организация работы группы. Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, преподаватель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого преподаватель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка к выполнению группового задания.
· Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
· Инструктаж о последовательности работы.
· Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа.
· Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
· Распределение заданий внутри группы.
· Индивидуальное выполнение задания.
· Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
· Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
· Подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть.
· Сообщение о результатах работы в группах.
· Анализ познавательной задачи, рефлексия.
· Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация преподавателя на группу.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. 3. Использование групповой формы организации учебной работы для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории. С целью развития активизации познавательного интереса обучающихся к предмету «История», повышения степени их обученности и усвоения обязательного базового уровня в условиях гуманизации использую групповую форму организации учебных занятий. При групповой организации урока группа разбивается на микрогруппы, в которых присутствует дух единой команды, так как каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за команду в целом. Такие микрогруппы создаются из 4-6 человек, так как они обладают наивысшей степенью работоспособности. Группы, как правило, формирую разнородные по уровню обученности. В таких группах обучение подстегивает слабых учащихся до уровня средних и стимулирует работу сильных. Обучающиеся с высокими учебными возможностями успевают оказывать помощь своим товарищам, совместно анализируют материал и в результате все достигают успехов. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. За время использования в работе групповой формы организации учебных занятий наблюдается стабильно высокая качественная успеваемость.
3.1 Разновидности групповых занятий. Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления изученной темы или раздела программы. В ходе повторения темы целесообразно актуализировать и уточнять знания дат, фактов, понятий, причинно-следственных связей, персоналий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Консультанты — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом обучающиеся, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении. Ответы учащегося комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель. Опрос проводится во всех группах одновременно. Беседа происходит в полголоса, чтобы не мешать друг другу. Консультант делает отметки в листе учёта. Групповой опрос позволяет выявить пробелы в знаниях по данной теме или разделу, оценить всех участников. Происходит переосмысление и систематизация материала обучающимися. Групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом». Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д. Суть данной формы имитационного урока состоит в особой приближённости к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных состояний. Ситуация инсайта «мозгового штурма» это такое условие, которое помогает обучающемуся взойти к высокому уровню мыслительной концентрации, переживания которого (время, ответственность, успех, польза) приводит к точным, правильным решениям. Инсайт – внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом[5]. Специфика состояния в инсайте – это буквальное превращение сознания в абсолютное мышление…[6].Человек склонен в жёстких условиях «мозгового штурма» абстрагироваться от внешнего и «превратиться в мысль». В этом случае мысль – это целостное состояние, охватывающее всё сознание до такой степени, что становится жизнью, и человек живёт посредством мысли. Такова задача урока – семинара, основанного на инсайтных заданиях. Такие уроки требуют большой подготовки. Группа делится на 9 микрогрупп (идеально по 3 человека в каждой). Микрогруппы расположены в 3 линии ступени. Для более эффективного зрелищного представления урока ступени лучше называть лабораториями. Группы первой ступени – лаборатория монолога. Группы второй ступени – лаборатория «Эврика». Группы третьей ступени – лаборатория творчества. Группы получают задания одновременно. Преподаватель на начальном этапе работает с лабораторией монолога. Группам первой ступени выдаются задания (Приложение №1). На подготовку даётся 3-5 минут. В течение этого времени группы вырабатывают обобщающий ответ. Далее начинаются поочерёдные монологические обобщения групп 1 ступени. Обобщение 1 группы слушают 2 и 3, а затем отвечают на вопросы 1. Преподаватель, прослушав ответы (заносит результаты в таблицу оценивания) (Приложение №2), предупреждает обучающихся, что через 3 -4 минуты будут выполнять спецзадание (Приложение №3). Пока группы выполняют это задание, преподаватель проверяет работу лаборатории «Эврика» и выставляет оценки, а также консультирует выполняющих творческое задание лабораторию третьей ступени. Затем преподаватель возвращается к работе к группам первой ступени, и они выполняют спецзадание. Задания групп второй ступени, носят сугубо эвристический характер. В них отражён смысл инсайтного подхода. Так как всё содержание заданий направлено на переживание мыслительной работы. Специальные зашифрованные тексты, знаки и символы эпох, которые необходимо разгадывать, тексты документов с ошибками, полустёртые ландшафты стран и материков, которые необходимо дорисовать (Приложение №4). Получив свои оценки и исправив вместе с преподавателем, если это необходимо, ошибки, участники групп второй ступени выходят к доске и предлагают решить свои эвристические «головоломки» группам первой ступени. Наступает время работы групп третьей ступени, это лаборатория «творчества». Задания достаточно трудные, требующие логической сосредоточенности, эмоциональной утончённости, а также актуализации режиссёрских и актёрских возможностей участников. Решив свои творческие задания, группы третьей ступени представляют их на суд групп первой и второй ступени. Участники просмотра получают таблицы оценивания. Перед завершением урока подсчитываются баллы, выставляются оценки. Нетрадиционные уроки. К групповым формам организации учебных занятий следует отнести и нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение группы на микрогруппы. Урок – путешествие. Такие уроки целесообразно проводить в начале изучения больших тем. Объём материала очень большой. Работа в группах существенно облегчит учителю задачу. 1. Группа делится на микрогруппы по 6 человек каждой для заочного путешествия на «машине времени». 2. Внутри группы распределяются роли (картограф, историк, экономист, демограф, социолог, политолог) и задания. (Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат). Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет преподавателю работать с группами, с каждым обучающимся в отдельности. Обучающиеся заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других групп дополняют, опровергают. В ходе работы возможно и другое продолжение. Каждый из «специалистов» должен передать информацию своим товарищам. Форму передачи (индивидуальную или групповую) он выбирает сам. На каждого обучающегося заведена учетная карточка (Приложение №5), в которой расписывается как обучающий, так и обучаемый.
Заключение Практика показывает, что успешное изучение истории практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого». Используя групповую форму работы на уроках истории, я добиваюсь, активизации познавательной деятельности, способствующей развитию интереса к предмету, самостоятельности мышления и самореализации личности обучающегося, что, в конечном счете, повышает качество его знаний. Сопоставление теоретических и практических данных доказало целесообразность применения групповой формы организации учебных занятий на которых наиболее продуктивно развиваются качества, необходимые для последующего осуществления профессиональной деятельности. За время использования в работе групповой формы организации учебных занятий наблюдается стабильно высокая качественная успеваемость.
Список литературы 1. Аствацатуров, Г.О.Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания [Текст]: / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. — Волгоград: Учитель, 2009. – 127 с. 2. Загвязинский, В.И.Теория обучения: Современная интерпретация. [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. – 192 с. 3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с. 4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т. С Панина, Л. Н. Вавилова. — М.: Академия, 2006. — 176 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование»). 5. Пидкасистый, П.И.Педагогика. [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с. 6. Шамова, Т.И.Управление образовательными системами. [Текст]: учеб. пособие./ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Академия, 2002. – 384 с. 7. Шоган, В.В.Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. [Текст]: — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
[1] Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2006. С.6.
[2] Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С.31.
[3] Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России 2006. С. 349.
[4] Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России 2006. С. 352.
[5] Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С.49.
[6] Шоган В.В. Уроки истории нового поколения. Р н/д.: Феникс, 2005. С. 85.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №40
«Групповая работа на уроках истории как способ активизации познавательной деятельности обучающихся»
творческий отчёт
Выполнила: Королёва Людмила
Дмитриевна
преподаватель истории
Прокопьевск 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………….2
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся……….4
-
Групповая форма организации учебной работы обучающихся её особенности………………………………………………………………..6
2.1 Формирование групп……………………………………………………8
-
Организация работы групп……………………………………………10
-
Использование групповой формы организации учебной работы
для активизации познавательной деятельности обучающихся
на уроках истории………………………………………………….......12
3.1 Разновидности групповых занятий…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………….18
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Введение
Безделье на уроке больше утомляет
учащихся, чем активная деятельность...
К.Д.Ушинский
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных принципов дидактики. Под активностью обучающегося в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений.
Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала.
Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное
организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.
В данной работе приведено описание групповой работы и её значимости для образовательного процесса.
Цель данной работы - показать организацию групповой работы на уроках истории в системе начального профессионального образования, способствующую активизации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
-
Изучить психолого-педагогическую литературу по организации групповой работы в образовательном процессе;
-
Дать понятие групповой работы как одной из форм активизации познавательной деятельности;
-
Оценить эффективность применения групповой работы на уроках истории.
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся.
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передаётся ему преподавателем ил другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтение литератур, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких – либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе1.
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: а) педагогическое - использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально-психологическое - организация межличностного общения в учебной группе, способствующего состязательности и взаимообучению ее членов, поощрение индивидуальных достижений со стороны педагога и группы; в) социально-экономическое - повышение личной социальной экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности.
Факторами, влияющими на познавательный интерес к предмету, являются: виды познавательной деятельности, формы организации обучения, методы и средства обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
-
Групповая форма организации учебной работы обучающихся её особенности.
ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества2.
П.И.Пидкасистый выделяет следующие признаки групповой работы учащихся на уроке:
-
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных
учебных задач;
-
каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
-
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
-
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы3.
При групповой форме работы обучающихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся как со стороны, как со стороны педагога, так и учащихся консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах урока преподавателю труднее помогать всем учащимся. Пока он работает с одним – двумя учащимися, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение таких учащихся в группе. Они получают помощь и от преподавателя и со стороны сильных учащихся – консультантов в своей группе, и от других групп.
Групповая деятельность учащихся на уроке, как это показано в работе В.В. Котова, складывается из следующих элементов:
-
Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
-
Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
-
Работа по выполнению учебного задания.
-
Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
-
Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
-
Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в шассе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
-
Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом4.
Такая форма активизации обучающихся имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
2.1 Формирование групп
Организация групповой работы начинается с формирования групп. И тут перед педагогом возникает ряд вопросов: какое количество обучающихся необходимо для создания группы?; как распределить обучающихся по группам?; что является основанием для отбора учащихся в ту или иную группу?
Как отмечает известный русский дидакт М.А. Данилов, величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять учащиеся, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого учащегося в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения, при изучении какого-либо вопроса.
Критерии отбора членов группы могут быть различными.
Принцип объединения групп |
«+» |
«-» |
1. Стихийно |
- быстрота; -возможность побыть в новой роли. |
- возможна психологическая несовместимость |
2. Интерес а) желание (дружба) |
- быстрее могут договориться друг с другом; - лучше понимают друг друга. |
- могут быть отверженные. |
б) по отношению к проблеме, к предмету |
- высокий познавательный интерес; - мотивация; - теоретические знания. |
- сложности взаимоотношений. |
в) по уровню познавательной активности -одноуровневые; - разноуровневые. |
- не ставим самооценку под угрозу; - повышение мотивации у обучающихся с низкой активностью. |
- минимальное повышение уровня; - с низким уровнем будут подавлены. |
г) с выгодой |
- менее способный обучающийся не испытывает страха по поводу не выполнения задания, он отдыхает. |
- вырастает пассивный учащийся. |
3.«слабые» + «сильные» |
- идет активное взаимообогащение знаниями; - возможность найти свое место и почувствовать успех. |
- возможно будут работать только «сильные» учащиеся - формирование пассива |
4. По выбору «лидера» |
- каждый ощущает свою полезность; -каждая группа уже имеет лидера, который сможет организовать эффективную работу. |
- желаемых учащихся на всех не хватает; - учащийся видит себя в группе, а его туда не выбирают. |
5. По типу темперамента |
- комфортность членов группы; -результативность; -завершенность. |
- обучающийся не учится работать и жить с людьми несовместимого темперамента; -возможны ошибки, так как нет точных методик определения темперамента |
6.По виду мышления |
- задействован ведущий тип мышления для выполнения задания. |
- самому учителю сложно определить вид мышления. |
Такое
разнообразие принципов формирования
групп требует от педагога глубокого
изучения особенностей коллектива
учащихся, а также тщательного подхода
к процессу образования групп.
Этап
формирования групп - немаловажное
условие качества проведения групповой
работ
2.2 Организация работы групп
Формирование групп — очень важный, но лишь начальный этап работы. Далее следует не менее важный этап — организация работы группы.
Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, преподаватель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого преподаватель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка к выполнению группового задания.
-
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
-
Инструктаж о последовательности работы.
-
Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа.
-
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
-
Распределение заданий внутри группы.
-
Индивидуальное выполнение задания.
-
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
-
Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
-
Подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть.
-
Сообщение о результатах работы в группах.
-
Анализ познавательной задачи, рефлексия.
-
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация преподавателя на группу.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
-
Использование групповой формы организации учебной работы для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории.
С целью развития активизации познавательного интереса обучающихся к предмету «История», повышения степени их обученности и усвоения обязательного базового уровня в условиях гуманизации использую групповую форму организации учебных занятий.
При групповой организации урока группа разбивается на микрогруппы, в которых присутствует дух единой команды, так как каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за команду в целом. Такие микрогруппы создаются из 4-6 человек, так как они обладают наивысшей степенью работоспособности. Группы, как правило, формирую разнородные по уровню обученности. В таких группах обучение подстегивает слабых учащихся до уровня средних и стимулирует работу сильных. Обучающиеся с высокими учебными возможностями успевают оказывать помощь своим товарищам, совместно анализируют материал и в результате все достигают успехов.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
За время использования в работе групповой формы организации учебных занятий наблюдается стабильно высокая качественная успеваемость.
3.1 Разновидности групповых занятий.
Групповой опрос.
Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления изученной темы или раздела программы. В ходе повторения темы целесообразно актуализировать и уточнять знания дат, фактов, понятий, причинно-следственных связей, персоналий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Консультанты - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом обучающиеся, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Ответы учащегося комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель. Опрос проводится во всех группах одновременно. Беседа происходит в полголоса, чтобы не мешать друг другу. Консультант делает отметки в листе учёта.
Групповой опрос позволяет выявить пробелы в знаниях по данной теме или разделу, оценить всех участников. Происходит переосмысление и систематизация материала обучающимися.
Групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом».
Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д.
Суть данной формы имитационного урока состоит в особой приближённости к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных состояний. Ситуация инсайта «мозгового штурма» это такое условие, которое помогает обучающемуся взойти к высокому уровню мыслительной концентрации, переживания которого (время, ответственность, успех, польза) приводит к точным, правильным решениям. Инсайт – внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом5. Специфика состояния в инсайте – это буквальное превращение сознания в абсолютное мышление…6 .Человек склонен в жёстких условиях «мозгового штурма» абстрагироваться от внешнего и «превратиться в мысль». В этом случае мысль – это целостное состояние, охватывающее всё сознание до такой степени, что становится жизнью, и человек живёт посредством мысли. Такова задача урока – семинара, основанного на инсайтных заданиях.
Такие уроки требуют большой подготовки. Группа делится на 9 микрогрупп (идеально по 3 человека в каждой). Микрогруппы расположены в 3 линии ступени. Для более эффективного зрелищного представления урока ступени лучше называть лабораториями.
Группы первой ступени – лаборатория монолога.
Группы второй ступени – лаборатория «Эврика».
Группы третьей ступени – лаборатория творчества.
Группы получают задания одновременно. Преподаватель на начальном этапе работает с лабораторией монолога.
Группам первой ступени выдаются задания (Приложение №1). На подготовку даётся 3-5 минут. В течение этого времени группы вырабатывают обобщающий ответ. Далее начинаются поочерёдные монологические обобщения групп 1 ступени. Обобщение 1 группы слушают 2 и 3, а затем отвечают на вопросы 1. Преподаватель, прослушав ответы (заносит результаты в таблицу оценивания) (Приложение №2), предупреждает обучающихся, что через 3 -4 минуты будут выполнять спецзадание (Приложение №3). Пока группы выполняют это задание, преподаватель проверяет работу лаборатории «Эврика» и выставляет оценки, а также консультирует выполняющих творческое задание лабораторию третьей ступени. Затем преподаватель возвращается к работе к группам первой ступени, и они выполняют спецзадание.
Задания групп второй ступени, носят сугубо эвристический характер. В них отражён смысл инсайтного подхода. Так как всё содержание заданий направлено на переживание мыслительной работы. Специальные зашифрованные тексты, знаки и символы эпох, которые необходимо разгадывать, тексты документов с ошибками, полустёртые ландшафты стран и материков, которые необходимо дорисовать (Приложение №4). Получив свои оценки и исправив вместе с преподавателем, если это необходимо, ошибки, участники групп второй ступени выходят к доске и предлагают решить свои эвристические «головоломки» группам первой ступени. Наступает время работы групп третьей ступени, это лаборатория «творчества». Задания достаточно трудные, требующие логической сосредоточенности, эмоциональной утончённости, а также актуализации режиссёрских и актёрских возможностей участников. Решив свои творческие задания, группы третьей ступени представляют их на суд групп первой и второй ступени. Участники просмотра получают таблицы оценивания.
Перед завершением урока подсчитываются баллы, выставляются оценки.
Нетрадиционные уроки.
К групповым формам организации учебных занятий следует отнести и нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение группы на микрогруппы.
Урок – путешествие.
Такие уроки целесообразно проводить в начале изучения больших тем. Объём материала очень большой. Работа в группах существенно облегчит учителю задачу.
-
Группа делится на микрогруппы по 6 человек каждой для заочного путешествия на «машине времени».
-
Внутри группы распределяются роли (картограф, историк, экономист, демограф, социолог, политолог) и задания. (Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат).
Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет преподавателю работать с группами, с каждым обучающимся в отдельности. Обучающиеся заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других групп дополняют, опровергают.
В ходе работы возможно и другое продолжение. Каждый из «специалистов» должен передать информацию своим товарищам. Форму передачи (индивидуальную или групповую) он выбирает сам. На каждого обучающегося заведена учетная карточка (Приложение №5), в которой расписывается как обучающий, так и обучаемый.
Заключение
Практика показывает, что успешное изучение истории практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого».
Используя групповую форму работы на уроках истории, я добиваюсь, активизации познавательной деятельности, способствующей развитию интереса к предмету, самостоятельности мышления и самореализации личности обучающегося, что, в конечном счете, повышает качество его знаний.
Сопоставление теоретических и практических данных доказало целесообразность применения групповой формы организации учебных занятий на которых наиболее продуктивно развиваются качества, необходимые для последующего осуществления профессиональной деятельности.
За время использования в работе групповой формы организации учебных занятий наблюдается стабильно высокая качественная успеваемость.
Список литературы
-
Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания [Текст]: / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. – 127 с.
-
Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
-
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
-
Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т. С Панина, Л. Н. Вавилова. - М.: Академия, 2006. - 176 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование»).
-
Пидкасистый, П.И. Педагогика. [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.
-
Шамова, Т.И. Управление образовательными системами. [Текст]: учеб. пособие./ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
-
Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. [Текст]: - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
Приложение 1
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ ЛАБОРАТОРИИ МОНОЛОГА.
Задание группе №1.
а) подготовьте обобщающий ответ по теме «Экономические реформы Ивана IV (общее и различное на первом и втором этапах правления)»;
б) сформулируйте два вопроса по своей теме.
Задание группе №2.
а) подготовьте обобщающий ответ по теме «Политические реформы Ивана IV (общее и различное на первом и втором этапах правления)»;
б) сформулируйте два вопроса по своей теме.
Задание группе №3.
а) подготовьте обобщающий ответ по теме «Внешняя политика Ивана IV (общее и различное на первом и втором этапах правления)»;
б) сформулируйте два вопроса по своей теме.
Приложение 2
Таблица оценивания группы первой ступени
Группы |
Монолог |
Вопросы |
Спецзадания |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Приложение 3
Спецзадание группам лаборатории монолога: портреты разрезаны на 6 частей, в течение одной минуты необходимо сложить разрозненные части и определить, кто этот человек и кратко сформулировать его место и роль в эпохе Ивана IV.
Приложение 4
Приложение 5
Учётная карточка
Специалист |
Подпись передавшего информацию |
Подпись принявшего информацию |
Картограф |
|
|
Историк |
|
|
Экономист |
|
|
Социолог |
|
|
Демограф |
|
|
Политолог |
|
|
1 Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2006. С.6.
2 Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С.31.
3 Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России 2006. С. 349.
4 Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России 2006. С. 352.
5 Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С.49.
6 Шоган В.В. Уроки истории нового поколения. Р н/д.: Феникс, 2005. С. 85.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории: написание исторического сочинения
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Преподавание истории в контексте реализации культурно-исторического стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания (ФГОС)