Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Кондинская средняя общеобразовательная школа»
Курганская область Шатровский район
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
учащихся 1 класса
МКОУ «Кондинская СОШ»
на 2012 – 2013 учебный год
Смолина Наталья Александровна
учителя начальных классов
второй квалификационной категории
2012
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 330 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю).
Программа состоит из 10 разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
1. Спортивно – оздоровительное направление
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Дети научатся играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
-
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
-
о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
-
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
-
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
-
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
-
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
-
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
2. Познавательная деятельность
Для реализации этого вида деятельности используется УМК «Разговор о правильном питании» авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой.
Программа ориентирована на детей 6 – 8 лет (младших школьников). Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.
Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:
-
Поговорим о продуктах.
-
Давайте узнаем о продуктах. Витамины.
-
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания.
-
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарах – волшебниках.
В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.
3. Кружок «Волшебный карандаш»
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
4 Театральная деятельность
Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.
Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.
В первом полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.
5 Литературный кружок «В гостях у сказки»
В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
6 Патриотическое направление
Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.
Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
7 Этикет поведения и общения
Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственны. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
8. Общественно – полезная деятельность
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Работа в первом классе ведется в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Цветы для школьного двора».
Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Зимой идёт подготовка к весенним работам. Дети знакомятся с семенами цветов, проверяют семена на всхожесть, выбирают необходимые сорта, проводят опыты: «Влияние света. тепла, влаги на развитие растений», «Влияние пикирования на развитие растения».
Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
9 Программа исследовательского обучения младших школьников
Программа учебно- исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
10 Исследовательская деятельность: занятия в кружке «Я – исследователь»
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
-
видеть проблемы;
-
ставить вопросы;
-
выдвигать гипотезы;
-
давать определение понятиям;
-
классифицировать;
-
наблюдать;
-
проводить эксперименты;
-
делать умозаключения и выводы;
-
структурировать материал;
-
готовить тексты собственных докладов;
-
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Основные особенности программы первого класса
-
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
-
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
-
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов (и это отмечено в таблице).
Предполагаемые результаты реализации программы
-
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
-
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
-
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Основные разделы программы
№ |
Название раздела |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных активных занятий |
1 |
Спортивно – оздоровительная деятельность: занятия кружка «Чемпион» |
33 |
|
|
|
Народные игры |
6 |
|
6 |
|
Игры на развитие психических процессов |
6 |
6 |
|
|
Подвижные игры |
14 |
|
14 |
|
Спортивные игры |
7 |
|
7 |
2 |
Познавательная деятельность: работа кружка «Если хочешь быть здоров – правильно питайся» |
33 |
|
|
|
Поговорим о продуктах |
7 |
7 |
|
|
Давайте узнаем о продуктах. Витамины. |
12 |
12 |
|
|
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания |
7 |
7 |
|
|
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках |
7 |
5 |
2 |
3 |
Художественная деятельность: занятия в театральном кружке |
33 |
|
|
|
Развивающие упражнения |
12 |
12 |
|
|
Подготовка спектакля |
18 |
10 |
8 |
|
Показ спектакля |
3 |
|
3 |
4 |
Художественная деятельность: Работа студии «Волшебный карандаш» |
33 |
|
|
|
Цветные карандаши |
13 |
13 |
|
|
Акварель |
20 |
20 |
|
5 |
Досугово – развлекательная деятельность: занятия литературного кружка «В гостях у сказки» |
33 |
33 |
|
6 |
Познавательная деятельность: занятия в школьном кружке «Почемучка» |
33 |
|
|
|
Свойства воды |
6 |
6 |
|
|
Свойства воздуха |
5 |
5 |
|
|
Природные катаклизмы |
4 |
4 |
|
|
Солнце, энергия, сила |
10 |
10 |
|
|
Звук |
8 |
8 |
|
7 |
Познавательная деятельность: занятия кружка «Моя родословная» |
33 |
33 |
|
|
Моя родословная |
7 |
6 |
1 |
|
Я и моё имя |
11 |
11 |
|
|
История моей семьи |
8 |
8 |
|
|
Семейные обязанности и традиции |
8 |
8 |
|
8 |
Проблемно – ценностное общение: работа кружка «Этикет поведения и общения» |
33 |
33 |
|
9 |
Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для школьного двора». |
33 |
16 |
17 |
10 |
Исследовательская деятельность: занятия в кружке «Я – исследователь» |
26 |
26 |
|
|
Тренинг |
12 |
12 |
|
|
Исследовательская практика |
8 |
8 |
|
|
Мониторинг |
6 |
6 |
|
Распределение часов
№ |
Вид учебной работы |
Всего Часов |
Сроки проведения |
|
Тренинг |
|
|
1 |
Общая трудоёмкость |
12 |
В течении 2-й и 3-й четвертей учебного года |
2 |
Занятия со всей группой (классом) учащихся |
12 |
Еженедельно |
3 |
Индивидуальная работа |
|
|
4 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
Исследовательская практика |
|
|
5 |
Общая трудоёмкость |
8 |
В течение учебного года, начиная со 2-й четверти |
6 |
Занятия со всей группой (классом) учащихся |
2 |
В начале 2-й четверти |
7 |
Индивидуальная работа |
6 |
В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
8 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
Мониторинг |
|
|
9 |
Общая трудоёмкость |
6 |
В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
10 |
Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции) |
4 |
В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
11 |
Индивидуальная работа |
|
|
12 |
Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых – четвёртых классов) |
2 |
В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
Содержание занятий в первом классе
№ |
Тема |
Содержание |
Дата проведения |
|
|
Подпрограмма «Тренинг» |
|
1 |
Что такое исследование |
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследование в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать, провести эксперимент и др.0 в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные) |
|
2 |
Наблюдение и наблюдательность |
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. |
|
3 |
Что такое эксперимент |
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) |
|
4 |
Учимся вырабатывать гипотезы |
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. |
|
5 |
Знакомство с логикой |
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания. |
|
6 |
Как задавать вопросы |
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. |
|
7 |
Учимся выделять главное и второстепенное |
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом». |
|
8 |
Как делать схемы |
Знакомство с понятиями: схема, чертёж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы. |
|
9 |
Как работать с книгой |
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. |
|
10 |
Что такое парадоксы |
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений. |
|
11 |
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями. |
|
12 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. |
|
|
|
Подпрограмма «Исследовательская практика» |
|
13 |
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований |
Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала. Обобщение полученных данных. Доклад. |
|
14 |
Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» |
Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. |
|
15 |
Экспресс-исследование |
Перед прогулкой или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогом этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие. |
|
16
17 |
Семинар по итогам экскурсии
Коллективная игра-исследование |
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы. |
|
18 |
Коллекционирование |
Каждый ребёнок выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала. |
|
19 |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» |
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. |
|
20 |
Сообщения о своих коллекциях |
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. |
|
|
|
Подпрограмма «Мониторинг» |
|
21 |
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований |
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. |
|
22 |
Мини-конференция по итогам собственных исследований |
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. |
|
23 |
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов |
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. |
|
24
|
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов |
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам. На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные. |
|
Спортивно – оздоровительное направление
Игровая деятельность
Кружок «Чемпион»
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на:
-
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
-
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
знать:
-
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
-
о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
-
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
-
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
-
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
-
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
-
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата Проведения |
|
|
Народные игры |
|
1 |
Русская народная игра «У медведя во бору» |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
2 |
Русская народная игра «Филин и пташка». |
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
|
3 |
Русская народная игра «Горелки». |
Правила игры. Проведение игры. |
|
4 |
Русская народная игра «Кот и мышь». |
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
|
5 |
Русская народная игра «Блуждающий мяч». |
Правила игры. Проведение игры. |
|
6 |
Русская народная игра «Зарница» |
Правила игры. Проведение игры. Эстафета. |
|
|
|
Игры на развитие психических процессов. |
|
7 |
Игры на развитие восприятия. |
Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». |
|
8 |
Упражнения и игры на внимание |
Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». |
|
9 |
Игры на развитие памяти. |
Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». |
|
10 |
Игры на развитие воображения. |
Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». |
|
11 |
Игры на развитие мышления и речи. |
Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». |
|
12 |
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. |
Игры «Баба Яга», «Три характера». |
|
|
|
Подвижные игры |
|
13 |
Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». |
Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. |
|
14 |
Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» |
Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. |
|
15 |
Игра с мячом «Охотники и утки». |
Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. |
|
16 |
Весёлые старты с мячом. |
Гимнастические упражнения. Эстафеты. |
|
17 |
Игра «Волк во рву» |
Игры с мячом: ловля, бросок, передача. |
|
18 |
Весёлые старты со скакалкой |
Комплекс ОРУ со скакалкой. |
|
19 |
Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» |
Правила игры. Проведение игры. |
|
20 |
Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». |
Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. |
|
21 |
Игра «Белки, волки, лисы». |
Правила игры. Проведение игры. |
|
22 |
Игра «Совушка». |
Правила игры. Проведение игры. |
|
23 |
Игра «Удочка» |
Игры со скакалкой, мячом. |
|
24 |
Игра «Перемена мест» |
Построение. Строевые упражнения6 перемещение. |
|
25 |
Игра «Салки с мячом». |
Правила игры. Проведение игры. |
|
26 |
Игра «Прыгай через ров» |
Совершенствование координации движений. |
|
|
|
Спортивные игры |
|
27 |
Футбол |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
28 |
Баскетбол. |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
|
29 |
Футбол |
Проведение игры. |
|
30 |
Спортивный праздник. |
Игры, эстафеты, Весёлые минутки. |
|
31-33 |
Резерв |
|
|
Познавательная деятельность
«Если хочешь быть здоров – правильно питайся»
Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый
образ жизни посредством рационального питания;
закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах,
содержащихся в них.
Задачи:
-
закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
-
закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
-
воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
-
формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание и форма занятия |
Дата Проведения |
|
Поговорим о продуктах |
Общие сведения о питании и приготовлении пищи |
|
1 |
Введение. Если хочешь быть здоров. |
Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование. |
|
2 |
Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища. |
Исследование. Опыт |
|
3 |
Полезные и вредные привычки. |
Беседа по теме. Игра. |
|
4 |
Самые полезные продукты. |
Игра. Выбор полезных продуктов |
|
5 |
Как правильно составить свой рацион питания. |
Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра. |
|
6 |
Как готовят пищу. |
Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи» |
|
|
Давайте узнаем о продуктах |
Витамины |
|
7 |
Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна. |
Исследование «Получение муки и крупы из зерна». Путешествие по дороге «Хлебной». Игра. |
|
8 |
Хлеб – всему голова. |
Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки. |
|
9 |
Молоко и молочные продукты. |
Беседа о производстве молока. Игра. |
|
10 |
Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. |
Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма. |
|
11 |
Мясо и мясные блюда. |
Рассказ, беседа, игра-конкурс. |
|
12 |
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало. |
Рассказ, видеофильм, игра, анкета. |
|
13 |
Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи. |
Рассказ, исследование, игра. |
|
14 |
Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. |
Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов». |
|
15 |
Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. |
Рассказ, загадки, рисунки. |
|
16 |
Всякому овощу – своё время. Дары леса. |
Беседа, загадки, кроссворд. |
|
17 |
Где найти витамины зимой и весной. |
Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата. |
|
|
Поговорим о правилах этикета. |
Культура и гигиена питания. |
|
18 |
Как правильно есть. Режим питания. |
Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня» |
|
19 |
Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. |
Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола». |
|
20 |
Как правильно вести себя за столом. |
Игра, конкурс рисунков по теме. |
|
21 |
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой |
Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола» |
|
22 |
Вредные и полезные привычки в питании. |
Исследование. Игра. |
|
23 |
Как правильно есть рыбу. |
Рассказ. Практическая работа. |
|
|
Из истории русской кухни. |
Поговорим о кулинарных волшебниках. |
|
24 |
Щи да каша – пища наша. |
Рассказ. Игра. |
|
25 |
Что готовили наши прабабушки. |
Исследование. |
|
26 |
Народные праздники, их меню и здоровье. |
Рассказ. Исследование. Составление меню. |
|
27 |
Кулинары, повара – волшебники. |
Встреча с поварами. Исследование. |
|
28 |
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение. |
Праздник – отчёт по теме. |
|
29-33 |
Резерв |
|
|
Художественно – эстетическое направление
Кружок «Волшебный карандаш»
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
-
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
-
расширение методов познания окружающей действительности;
-
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
-
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание |
Дата Проведения |
1 |
Творческие работы на тему «Мои увлечения» |
Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. |
|
2 |
Рисунки на тему «Я и моя семья» |
Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. |
|
3 |
Конкурс на самый красивый фантик. |
Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет. |
|
4 |
Портрет Зайчика – огородника. |
Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. |
|
5 |
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) |
Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации. |
|
6 |
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) |
Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени. |
|
7 |
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) |
Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. |
|
8 |
Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» |
Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа. |
|
9 |
Рисунки на тему «Братья наши меньшие» |
Отношение к животным. Любимое домашнее животное. |
|
10 |
Изготовление новогодних карнавальных масок. |
Карнавал. Карнавальная маска. |
|
11 |
Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». |
Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме. |
|
12 |
Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». |
Видеофильм о цветах. Рисование по теме. |
|
13 |
Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. |
Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. |
|
14 |
Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». |
Представления детей о космосе. Рисование. |
|
15 |
Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». |
Прослушивание сказки. Иллюстрации. |
|
16 |
Былинные богатыри. Илья Муромец. |
Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. |
|
17 |
Рисунки на тему: «Зимние забавы». |
Рисование по теме. |
|
18 |
Рисование на тему: «Подводное царство». |
Рисование по представлению на заданную тему. |
|
19 |
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Прослушивание сказки. Иллюстрирование. |
|
20 |
Изготовление афиши к спектаклю. |
Знакомство с понятием «афиша». Изготовление афиши. |
|
21 |
Рисование на тему: « Красота вокруг нас». |
Изображение пейзажей родного края. |
|
22 |
Рисунок-декорация «Сказочный домик». |
Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению. |
|
23 |
Рисунки на тему «Любимые герои» |
Изображение человека и животных разными художественными средствами. |
|
24 |
Рисование на тему «Родина моя». |
Передача красоты родного края выразительными средствами. |
|
25 |
Изготовление праздничной открытки. |
Создание простого подарочного изделия. |
|
26 |
Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». |
Создание сюжетных композиций на основе |
|
27 |
Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» |
Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов. |
|
28 |
Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. |
Изображение сказочных и фантастических персонажей. |
|
29-33 |
Резерв |
|
|
Театральная деятельность
Цель занятий: развивать интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
-
комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
-
создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
-
обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
-
развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
-
повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата Проведения |
1 |
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) |
Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др. |
|
2 |
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). |
Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». |
|
3 |
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). |
Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. |
|
4 |
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. |
Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). |
|
5 |
Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). |
Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. |
|
6 |
Упражнения на развитие произвольного внимания. |
Упражнения «Летает – не летает», «День и ночь», «Совушка» и т. д. |
|
7 |
Упражнения на развитие памяти. |
Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?» |
|
8 |
Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ. |
Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась». |
|
9 |
Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами. |
Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию». |
|
10 |
Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии. |
Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином – фантазия и т. д. |
|
11 |
Упражнения на согласованность коллективных действий. |
Задания на время получить тот или иной результат |
|
12 |
Сочинение сценария «Сказки лесной феи» |
Коллективное обсуждение сценария после осенней экскурсии. |
|
13 |
Изготовление персонажей, составление композиций. |
Придумывание персонажей, их костюмов. действий. |
|
14 |
Игра – драматизация |
Постановка спектакля. |
|
15 |
Изготовление персонажей сказки «Теремок» |
Продумывание внешнего вида персонажей сказки. |
|
16 |
Репетиция спектакля «Теремок». |
Постановка сказки. |
|
17 |
Подготовка спектакля по сказке «Лисичка со скалочкой». |
Изготовление персонажей. Репетиция. |
|
18 |
Премьера спектакля «Лисичка со скалочкой». |
Показ спектакля. |
|
19 |
Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
Изготовление костюмов. Репетиция. |
|
20 |
Подготовка спектакля по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
Работа над декорациями. Репетиция. |
|
21 |
Премьера спектакля . |
Показ спектакля . |
|
22 |
Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр» |
Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля. |
|
23 |
Репетиция спектакля. |
Подготовка к выступлению. |
|
24 |
Премьера спектакля «Мойдодыр» |
Выступление перед классом |
|
25 |
Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси – лебеди» |
Подготовка к спектаклю. |
|
26 |
Подготовка к спектаклю. |
Репетиция. |
|
27 |
Подготовка к спектаклю. |
Репетиция. |
|
28 |
Премьера спектакля «Гуси – лебеди» |
Выступление перед классом. |
|
29-33 |
Резерв |
|
|
Образовательное (предметное) направление
Литературный кружок «В гостях у сказки»
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
-
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
-
используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
-
развитие эмоционально – чувственной сферы;
-
обучение чтению – рассматриванию;
-
формирование навыка чтения.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата Проведения |
1 |
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» |
Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». |
|
2 |
Украинская народная сказка «Колосок». |
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. |
|
3 |
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». |
Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. |
|
4 |
Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. |
|
5 |
Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». |
Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. |
|
6 |
Сказки про зайцев. |
Подбор сказок про эайцев. Викторина. |
|
7 |
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. |
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. |
|
8 |
Чукотская сказка «Хвост». |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
|
9 |
Удмуртская сказка «Как произошли медведи» |
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. |
|
10 |
Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. |
Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. |
|
11 |
Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» |
Чтение сказки. Работа над пересказом. |
|
12 |
Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. |
|
13 |
Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». |
Чтение сказки. Иллюстрирование. |
|
14 |
Русская народная сказка «Хаврошечка» |
Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. |
|
15 |
Сказки про лису. Русская сказка «Думы». |
Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. |
|
16 |
Сказки про зайца, лису и медведя. |
Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. |
|
17 |
Мордовская сказка «Разудалый петушок». |
Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. |
|
18 |
Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» |
Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. |
|
19 |
Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» |
Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. |
|
20 |
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». |
Чтение сказки. Анализ прочитанного. |
|
21 |
Праздник «В гостях у сказки» |
Литературный праздник |
|
22 |
Ингушская сказка «Сокол и ворона» |
Чтение сказки. Работа над текстом. |
|
23 |
Русская народная сказка «Байка про тетерева» |
Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. |
|
24 |
Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». |
Чтение и инсценирование сказки. |
|
25 |
Русская сказка «Лиса и тетерев». |
Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. |
|
26 |
Сказки про птиц. |
Выставка книг. Чтение. Сравнение. |
|
27 |
Моя любимая сказка о животных. |
Чтение и пересказ любимых сказок. |
|
28 |
Итоговое занятие |
Литературная викторина |
|
29-33 |
Резерв |
|
|
Патриотическое направление.
-
Моя родословная.
Цель: подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического
предмета истории в старших классах;
обучить младших школьников ориентироваться в исторической
информации;
пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи:
-
ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
-
научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
-
помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Учащиеся
познакомятся с понятиями «генеология», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;
узнают
-
историю возникновения имён и фамилий;
-
степени родства в семье;
-
о профессиях предков;
-
о семейных увлечениях и традициях;
составят
-
«ленту времени» своей жизни;
-
родословное древо;
-
вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
-
подберут семейный девиз.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание |
Дата проведения |
|
Моя родословная |
|
|
1 |
Вводное занятие. Понятие о родословной. |
У меня есть своя история. Понятие родословной. |
|
2 |
Моя семья. |
Моя семья. |
|
3 |
Поколение, потомки, предки. |
Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». |
|
4 |
Родословное древо. |
Родословное древо. |
|
5 |
Практическое значение родословных в прошлом. |
Нужно ли знать свою родословную? |
|
6 |
Составление родословного древа семьи. |
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. |
|
|
Я и моё имя |
|
|
7 |
«Кто я?» «Где живу?» |
Географические названия – свидетели прошлого. |
|
8 |
Что означают наши имена. |
Знакомство с историей возникновения имён. |
|
9 |
Как родители выбирают имя ребёнку. |
Происхождение современных имён |
|
10 |
Имена и прозвища в Древней Руси. |
Имя и прозвище. |
|
11 |
Откуда к нам пришли наши имена. |
Влияние различных культур на проникновение имён. |
|
12 |
Тайны наших имён. |
Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. |
|
13 |
Имя и ангел – хранитель. |
Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. |
|
14 |
Моя фамилия. Моё отчество. |
История возникновения фамилий и отчеств. |
|
15 |
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. |
Историческое прошлое семьи. |
|
16 |
«Говорящие» фамилии. |
Что могут рассказать фамилии о прошлом. |
|
|
История моей семьи |
|
|
17 |
Профессии моих родителей. |
Профессии. |
|
18 |
Мои братья и сёстры. |
Степени родства в семье. |
|
19 |
Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. |
Степени родства в семье. |
|
20 |
Кто, кому и кем доводится. |
Степени родства в семье. |
|
21 |
Мои прабабушка и прадедушка. |
Связь поколений. |
|
22 |
Профессии моих предков. |
Профессии предков. |
|
|
Семейные обязанности и традиции |
|
|
23 |
Что мы знаем о традициях. |
Знакомство с понятием «традиции». |
|
24 |
Мир семейных увлечений. |
Увлечения моей семьи. |
|
25 |
Семейные обязанности. |
Обязанности членов семьи. |
|
26 |
Семейные традиции. |
Какие традиции в моей семье. |
|
27 |
Фамильный герб и фамильный девиз. |
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов. |
|
28 |
Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны» |
Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи. |
|
29-33 |
Резерв |
|
|
Этикет поведения и общения
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.
Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.
Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).
Основные задачи:
-
сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
-
научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
-
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
-
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
-
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Чем мы будем заниматься. |
Знакомство с понятием «этикет». |
|
2 |
Твоё имя. Будем общаться. |
Как люди общаются между собой. |
|
3 |
Обращение |
Слова обращения к разным людям на разных уровнях. |
|
4 |
Приветствие. |
Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия. |
|
5 |
Ответы на приветствие. |
Как нужно отвечать на приветствие. |
|
6 |
Звонок по телефону. |
Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону. |
|
7 |
Звонок по телефону. |
Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми. |
|
8 |
Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь). |
Слова вежливого общения на привлечение внимания. |
|
9 |
Я знакомлю разных людей. |
Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми. |
|
10 |
Я знакомлюсь сам. |
Что нужно говорить, когда представляешься сам. |
|
11 |
Приглашение и ответ на него. |
Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. |
|
12 |
Письменное приглашение. Приглашение по телефону. |
Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону. |
|
13 |
Просьба, предложение. Скрытая просьба. |
Варианты вежливого выражения просьбы. |
|
14 |
Согласие в ответ на просьбу, приглашение. |
Слова и выражения согласия. |
|
15 |
Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение. |
Слова и выражения вежливого отказа. |
|
16 |
Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение. |
Ролевые игры, «маленький классный театр». |
|
17 |
Поздравление и пожелание. |
Составление поздравлений с пожеланиями разным людям. |
|
18 |
Извинение и ответ на него. |
Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения. |
|
19 |
Комплимент и ответ на него. |
Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент. |
|
20 |
Жалоба и утешение. |
Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения. |
|
21 |
Благодарность и ответ на неё. |
За что нужно благодарить. Слова благодарности. |
|
22 |
Как вести себя во время разговора. |
Правила вежливого поведения во время разговора. |
|
23 |
Мимика и жесты. |
Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов. |
|
24. |
Давайте договоримся. |
Знакомство со считалками. |
|
25 |
Прощание, пожелание при прощании. |
Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий. |
|
26 |
Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника. |
Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия. |
|
27 |
Что лучше и что хуже языка. |
Слово веселит, огорчает, утешает. |
|
28 |
Весёлая контрольная работа. |
Определить, что в высказываниях неправильно. |
|
29=33 |
Резерв |
|
|
Общественно – полезная деятельность
Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для школьного двора», проект «Добрые дела для моего класса», проект «Наши руки не знают скуки».
Цели:
-
приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
-
создание привлекательного пришкольного участка;
-
реализация общественно – значимых инициатив.
Задачи:
-
привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
-
учить детей навыкам общественной работы;
-
воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
-
развивать организационные и коммуникативные компетенции;
-
создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
-
сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
«Добрые дела для моего класса»
№ |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. |
2 сентября Ежедневно |
2 |
Операция «Чистокласс» |
Ежемесячно |
3 |
Уборка территории школьного двора от бумажного мусора |
Еженедельно |
4 |
Ремонт книг в библиотеке |
По необходимости |
5 |
Уход за комнатными растениями в классе |
Еженедельно |
«Наши руки не знают скуки»
№ |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада. |
|
2 |
Изготовление декораций для спектаклей |
|
3 |
Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. |
|
4 |
Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек, пап, дедушек. |
|
5 |
Пошив кукольной одежды для детского сада. |
|
«Цветы для школьного двора»
№ |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Подготовка почвы для посадки семян |
|
2 |
Подготовка семян |
|
3 |
Посев семян цветов |
|
4 |
Уход за посевами (полив, рыхление) |
|
5 |
Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. |
|
6 |
Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» |
|
7 |
Высадка рассады в грунт на территории школьного двора |
|
8 |
Уход за высаженными растениями |
|
Программа исследовательского обучения
младших школьников
Цель программы:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
-
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
-
Развитие познавательных способностей младших школьников.
-
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
-
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
-
Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
-
видеть проблемы;
-
ставить вопросы;
-
выдвигать гипотезы;
-
давать определение понятиям;
-
классифицировать;
-
наблюдать;
-
проводить эксперименты;
-
делать умозаключения и выводы;
-
структурировать материал;
-
готовить тексты собственных докладов;
-
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Основные особенности программы первого класса
-
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
-
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
-
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов (и это отмечено в таблице).
Использованная литература:
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
-
Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
-
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
-
Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997.
-
Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.
-
Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО