Интегрированный урок для 5-6 классов с использованием ИКТ «Царит гармония искусств…!»
Краткое описание
Цели, отражающие развитие УУД:
- создать условия для формирования умения использовать различные приёмы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки и литературы.
- создать условия для формирования умения использовать различные приёмы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки и литературы.
Описание
Баскакова Ольга Михайловна Iквалификационная категория, Ханты – Мансийский Автономный Округ Югра, Кондинский район, с. Чантырья МКОУ Чантырская СОШ Тема: «Царит гармония искусств…!» Интегрированный урок для 5-6 классов с использованием ИКТ Продолжительность урока: 1 астрономический час (60 минут) Целеполагание для учителя: 1. Предметные цели: – познакомить детей с произведениями искусств: Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы», Рафаэль «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», Марко Ротко «Белая полоса, номер 27», Прелюдия до мажор И.С. Бах, Фантазия ре-минор Моцарт; рассказ К. Паустовского «Старый повар»; — познакомить детей с понятием гармония; — обобщить приобретённые знания курсе ИЗО: о гармонии, как организационной среде в живописи; -обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности; 2. Цели, отражающие развитие УУД: — создать условия для формирования умения использовать различные приёмы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки и литературы. 3. Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: — создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства; — способствовать формированию творческого мышления; — активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально- культурная адаптация школьников); — способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции; — формировать у учащихся представления о нравственных эстетических ценностях на основе комплексного изучения литературы, музыки и ИЗО. Целеполагание для учащихся: 1. Знать содержание картин, музыки, текста. 2. Иметь представление о различных областях (жизни, культуры…), основанных на ГАРМОНИИ. 3. Уметь сформулировать эмоционально-ценностную позицию и научиться высказывать свою точку зрению о собственных представлениях о ГАРМОНИИ в искусстве (создание и защита мини-проектов). 4. Научиться узнавать гармонию (в ИЗО, музыке, литературе). Основные понятия термины: · Из курса музыки:композиторы, музыкальные инструменты, формы музыкальных произведений. · Из курса ИЗО:художники, формы и виды в живописи. · Из курса литературы:кульминация, эпизод. Техническое оснащение урока: презентация, аудиозапись отрывка рассказа К. Г. Паустовского «Старый повар», раздаточный материл для сочинения Гимна Гармонии и алгоритмы написаний творческих работ, надписи групп «Музыканты», «Художники», «Словесники», распечатка рассказа «Старый повар», аудиозапись музыки «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта), клей, ножницы, ватман, заготовки для панно Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Эмоциональное погружение в урок. — Здравствуйте, ребята! — Приветствуем всех, кого объединил наш сегодняшний урок. — Как настроение? Дайте словесное описание своему настроению. 3. (Слайд № 1) Чтение эпиграфа (Фрагмент стихотворения Микеланджело Буонарроти). Эти замечательные слова известного скульптура и живописца мы взяли эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. 4. Разминка и «Мозговой штурм» Слайд № 2. — Вы заметили, что мы не озвучили тему сегодняшнего урока? Потому что вы должны сами сформулировать тему, решив, как в математике, пропорцию букв, предложенную вам (учащиеся активно в группах обсуждают и отгадывают слова пропорции – тему урока «Царит гармония искусств»). Учитель литературы: — Задумайтесь, пожалуйста, что означает слово гармония и где встречается (активное обсуждение и перечисление областей, в которых проявляется гармония). У каждого человека своё представление о гармонии и я предлагаю вам подумать, какое определение гармонии могли бы дать люди разных профессий, например: повар — , архитектор — , врач – (Слайд № 3) Вывод: Произнеся слово гармония, мы подразумеваем гармонию в семье, в природе, в быту, гармонию души и тела, взаимоотношений. Все перечисленные сферы трудно рассмотреть в пределах одного урока, но есть сфера, где мы с вами можем наиболее точно реализоваться, глубже прочувствовать, стать чище, мудрее, красивее, и это — гармония в искусстве. Проведут сейчас урок учитель ИЗО Галина Ивановна, учитель музыки Ольга Михайловна и я — учитель литературы Елена Николаевна. Итогом вашей деятельности на уроке станет создание мини-проектов по теме урока и их презентация. Работать мы с вами будем в группах. Итак, оправляемся в путешествие по стране Гармония. Учитель ИЗО Чеснакова Г.И. Слайд № 4, 5 — Мы с вами находимся в музее, и я предлагаю вам внимательно рассмотреть репродукции картин известных художников: 1. Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы», Рафаэль «Мадонна с младенцем Ионном Крестителем» 3. Марко Ротко «Белая полоса, номер, 27) — Эти работы принадлежат разным эпохам, разным течениям. Увидеть их можно только в известнейшем музее в Лувре. Так как мы с вами находимся в музее и проходим по его залам, то я предлагаю вам задуматься: А где бы вы повесили эти картины у себя дома? (прослушиваем ответы 2-3 детей и делаем вывод) Учитель ИЗО: Когда мы посещаем выставки картин, то возле одних картин мы останавливаемся и подолгу ими любуемся, мимо других проходим мимо. Это не случайно. На всех картинах можно увидеть ту или иную композицию. А что такое композиция? Композиция — это соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости. Отдельные части целого должны быть расположены не хаотично, а осмысленно, гармонично. Гармония– это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. На предыдущих уроках мы с вами составляли композиции и вы их видите на доске (висят работы детей). При составлении 1 композиции на плоскости мы начинали с чёрно-белого изображения, где достигли гармонии с помощью динамического уравновешения чёрного и белого. Во 2-работе мы добавили линии, и на композиции появился ритм, движение. В 3-ю композиции мы решали эмоционально – образные задания. А сейчас посмотрим, насколько вы поняли, как составляются композиции картин. Предлагаю подумать и отгадать мои загадки в стихах. «Игра – репродукции картин в стихах. Слайд № 6 а) Если видишь на картине чашку, кофе на столе Или морс в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или торт, Или все предметы сразу, знай, что это…… (натюрморт) б) Слайд № 7 Если видишь на картине нарисована река Или ель и белый иней, или сад, и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется ………..(пейзаж) в) Слайд № 8 Если видишь на картине смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз, Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед, Обязательно картина, называется ……(портрет). Учитель музыки: — На эту тему, о гармонии, всё хочется и хочется говорить: например, выделяют три основных понимания гармонии, сложившихся в процессе развития науки и эстетики: (слайд № 9) 1. Математическая гармония. Аристотель определял её как единство и завершённость целого, как единство в многообразии. 2. Эстетическая гармония. Она связана с эстетическими переживаниями, проявляется при восприятии красоты природы. 3. Художественная гармония. Этот тип гармонии связан с искусством. Музыканты понимают гармонию как прекрасный, в чём-то таинственный порядок звуков. Учитель поёт песенку «В лесу родилась ёлочка». — Что я сделала? (пропела саму мелодию) А если добавить……. (учитель играет с аккордами эту песню). — Что сейчас получится? (намного красочнее и выразительнее станет). Учитель музыки:играет песню «В лесу родилась ёлочка» в 2 вариантах (в традиционной и джазовой). — Чем отличаются эти исполнения? (Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии. Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны). Вывод:Гармония придаёт мелодии красочность и выразительность. Слайд № 10-35 Переход к слайду № 36 Учитель литературы: — Человек лишь тогда в полной мере откроет мир для себя, если сможет одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать. Мир наполнен красками, звуками, эмоциями. А в полной мере раскрыть эту картину может синтез искусств. Дома вы прочитали замечательный рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар (слайд № 37). Ваши домашние рисунки проиллюстрировали сильный душевный отклик на это произведение, но я вам предлагаю прослушать в записи кульминационный, самый сильный момент в этом произведении для того, чтобы понять, как соединив различные виды искусств, можно достичь пика эмоций, а значит полной ГАРМОНИИ. Чтение аудиозаписи отрывка из рассказа от слов: — Послушаем, ребята, очень внимательно аудиозапись отрывка из произведения «Старый повар» (чтение на фоне музыки «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта). — Слушайте, — сказал незнакомец.- Слушайте и смотрите. Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег (СЛАЙД № 38), но пёс только потряхивал ушами. — Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати. – Я вижу тот день, когда я встретился с Мартой и она от смущения пролила кувшин с молоком. (СЛАЙД № 39). Это было зимой, в горах. (СЛАЙД № 40) Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн. Незнакомец играл, глядя в чёрное окно. — А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь? Старик молчал, прислушиваясь. — Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой,(СЛАЙД № 41) и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы ( СЛАЙД № 42). По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны (СЛАЙД № 43). Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной. — Я вижу всё это! – крикнул старик. Работа с текстом рассказа. — С какого момента настроение рассказа резко меняется? — Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа? — Как вы думаете, ребята, почему в ответ на желание, которое сам повар считает несбыточным, незнакомец садится за клавесин? — В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику? (незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти старика картины былого, заставят вспомнить счастливое прошлое, любимые черты жены) — Что же меняется вокруг, когда незнакомец стал играть, как теперь зазвучал клавесин, и что происходит в природе? — Что прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье? Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал? — Как заканчивается рассказ? (Старик умирает, но умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, он снова смог увидеть свою любимую Марту, он знает, что о его дочери tсть кому позаботиться) — Почему автор называет Моцарта великим музыкантом? В чём его величие? (Он написал музыку, которая прогоняет смерть и делает людей счастливыми) Учитель литературы: Оказывается, ребята, что не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии. А теперь перейдём к практической части нашего занятия. Учитель ИЗО: Я предлагаю вам составить композицию на цветовом пространстве по принципу цветовой гармонии (цветовой близости) или контрасту. Не забывайте, что достичь гармонии в композиции можно не только с помощью изобразительных элементов, но и из пространства между ними. Начинаем работу, ребята! Учитель музыки: Из песни слов не выкинешь! Ребята, песенники-музыканты! Перед вами находятся названия песен, и вы должны выбрать из предложенных одну песню, подходящую к теме сегодняшнего урока. Это будет Гимн Гармонии и Красоте нашего урока (раздаточный материал на партах). Учитель литературы: Мы с вами, дорогие словесники, — и словом, и пером Гармонию найдём! Перед вами раздаточный материал, который содержит слова. Проследим за понятием Гармонии в ваших творческих работах. В путь! Защита мини-проектов группами. Заключение. Наше занятие подходит к концу. Красота скульптуры, красота картины, симфонии, поэмы…… Что между ними общего? Разве можно сравнить красоту храма с красотой серенады? Оказывается можно, если будут открыты общие формулы красоты. Существует легенда, что однажды Будда провёл проповедь без единого слова. Он просто протянул своим прихожанам цветок. Это был известный «Цветок церемонии», то есть церемония на немом языке цветов. (слайд № 44). А если, рассматривать цветок и другие созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющую Красоту. (Слайд № 45)Искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в нашу жизнь через искусство. — Всем спасибо за работу на уроке, за ту единственную настоящую роскошь, которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения. На память о сегодняшнем уроке мы хотим всем вам, ребятам и гостям, подарить зимние снежинки – они тоже частичка Гармонии и Красоты, а их применение каждый из вас найдёт сам. (дарят снежинки). (СЛАЙД № 46)
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделах:
24 января 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар "Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка"
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Опорные конспекты как инструмент формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- ИКТ на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского