Рабочая программа формирования психологического здоровья у младших школьников 1 класс
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
просмотров: 5096
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОЛОВЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_______ от «___»_______201_г. |
Согласовано Зам.директора по ВР __________Н.В.Дюльдина «____»__________201_г. |
Утверждаю Директор ОУ _________П.А. Савосько «____»_________201_г. |
Социальное направление внеурочной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
формирования психологического здоровья у младших школьников
1 класс
Разработана Плотниковой Евгенией Сергеевной
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория
с. Соловьевск, Тындинского района
Амурской области, 676271
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса подготовлена на основе программы формирования психологического здоровья у младших школьников (О.В. Хухлаевой).
Жизнь современного подрастающего поколения происходит в эпоху кризисов и социальных перемен. И не каждый взрослый человек может адекватно реагировать на сложившиеся новые обстоятельства, что же тогда можно говорить о детях. И возникает вопрос: можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых и их опыт должны давать ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого зависит здоровье человека в целом.
Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства, а для этого необходимо знать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на его развитие. Все чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей постоянным источником стресса. В особой ситуации риска находятся первоклассники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Какова же специфика проблем первоклассника? Первые трудности – это соответствие притязаниям родителей. Ведь родители ждут, что ребенок будет успешен, у него все сразу будет получаться и т.д. А на самом деле родители видят, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но, тем не менее, у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля. А в школьной жизни маленькие школьники быстро утрачивают праздничное настроение Первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и скуку. Дети с нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Другая проблема – это смена обстановки и привычного окружения и налаженных дружеских контактов. В классе вокруг много сверстников, но все они чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности. Таким образом, проблемы и трудности первоклассников очень многогранны и разнообразны, но их необходимо решать.
Условия реализации программы:
-
наличие просторного помещения;
-
наглядные и демонстрационные пособия;
-
рабочая тетрадь;
-
раздаточный материал;
-
диагностический материал;
-
библиотека справочных изданий по предмету.
-
компьютер, мультимедийная установка, магнитофон
Общая характеристика учебного курса
Цель данного курса – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи курса:
- осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, общности с другими людьми, возможности своего личностного роста и личностного роста каждого человека;
- формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей – установки преодоления
- обучение детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и опытом предыдущей жизни, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей;
Методы и приемы:
- ролевые игры: развитие человека во многом зависит от его ролевого развития. Роль – это функциональная форма, принимаемая человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли. Ролевые игры представлены трех видов: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации. В основе ролевой гимнастики лежит принятие учащимися ролей животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Роль представляется мимикой и жестами, может озвучиваться. Психодрама используется для проигрывания «расправы» с пугающими объектами со сменой ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы, создается ситуация подвига с подключением эмоционального сопереживания объектам нападения. Применяется также психодраматическое «одушевление» мыслительной картинки. В ролевых ситуациях учащиеся становятся в положения, релевантные его реальной (и значимой для него) деятельности и оказываются перед необходимостью изменить свои установки. Так создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
- психогимнастические игры: способствуют формированию среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Данные игры направлены на формирование у детей принятия: своего имени; своих качеств характера; своего прошлого, настоящего и будущего; своих прав и обязанностей; своего пола;
- дискуссионные игры;
- сказкотерапия;
- эмоционально-символические методы: а) групповое обсуждение различных чувств (радости, печали, гнева, страха, интереса, обиды). В обсуждении используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. б) направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы при прослушивании сказок.
- релаксационные методы: упражнения на основе метода активной нервно-мышечной релаксации (сильное напряжение чередуется с быстрым расслаблением основных мышечных групп тела), дыхательные техники (глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой), визуально-кинестетические техники (использование визуально-кинестетических образов).
Схема занятия:
-
Введение в тему
Задачи этого этапа:
- актуализация индивидуального опыта
- содействие ролевому развитию
- содействие развитию воображения
- формирование юмористического отношения к ситуациям
2. Развертывание темы
Задачи:
- эмоциональное включение детей в тему занятия
- обеспечение возможности осмысления темы
- содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств
3. Индивидуализация темы
Задача:
- актуализация индивидуального опыта, расширение самопознания
4. Завершение темы
Задача:
- углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация
Место учебного курса в учебном плане
Согласно программе на изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего за год – 33 занятия. Продолжительность занятия: 1 академический час по 35 минут.
Занятия проводятся с группой или со всем классом.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование психологического здоровья младших школьников способствует личностному, социальному и познавательному развитию: благоприятная адаптация к новым учебным условиям; формирование адекватной самооценки; высокого уровня высокой учебной мотивации; развитие психических процессов: памяти, внимания, памяти, мышления; принятие себя и окружающих такими, какие они есть; наличие ориентации на реальность, централизованность на проблеме, а не на себе; духовность, идентификация с человечеством; способность к близким отношениям с людьми.
Таким образом, психологически здоровый ребенок подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- успешная адаптация к новым условиям
- принятие себя в новой социальной роли
- сформированная адекватная самооценка
- высокая учебная мотивация
- высокий уровень сформированности познавательных процессов
- толерантность
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни, свое видение событий и собственная их оценка;
- ориентированность в окружающей действительности, участие в жизни микро-и макросоциума (группы, класса, школы…)
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
Предметные результаты:
- использование полученных навыков и знаний для благоприятной адаптации в новых условиях;
- реализация себя как полноценного члена общества
- участие и оказание помощи, поддержки своим одноклассникам
В результате изучения курса должен быть приобретен учащимся опыт познавательной и практической деятельности:
Знания, умения, навыки:
- иметь представление о своем внутреннем мире, его особенностях.
- уметь разбираться в простых психологических терминах.
- высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением окружающих, и уметь ее аргументировать.
- уметь понимать, принимать и снимать негативные проявления характера; состояние агрессивности, неуверенности, страха.
- уметь брать на себя ответственность за принятые решения
- уметь работать в коллективе, сообща выполнять поставленные задачи, приходить к компромиссу
Учебно-тематическое планирование
Тема 1. (20 ч)
Я – школьник.
Цели:
- научить детей справляться со школьными трудностями;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук
Тема 2. (13 ч)
Мои чувства.
Цели:
- обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
- ознакомление с эмоциями радости, страха, гнева;
- обучение понимаю относительности в оценке чувств.
Содержание учебного курса
Тема 1. «Я – школьник»
Знакомство с наукой «психология». Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. Пути решения появлявшихся проблем. Новые взрослые и одноклассники. Я и родители. Что я умею и чему нужно научится. Учусь учиться.
Тема 2. «Мои чувства»
Что такое «чувства»? Какие бывают чувства? Проявления чувств. Мимика и жесты. Страх. Как справиться со страхом. Гнев: как его удержать и проконтролировать. Что такое обида? Где прячется стыд? Радость. Подари радость.
Тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
Класс: 1
Педагог: Плотникова Евгения Сергеевна
Количество часов за год: 33 ч
В неделю: 1 ч
Планирование составлено на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева)
ЗАНЯТИЯ |
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ |
Тема 1. Я – школьник (20 ч) |
||
Занятие 1 |
|
Приветствие. Наука «психология». «Загадай игрушку», «Крылатые качели»; «Копилка трудностей», «Театр», «Ситуации в школе»; рефлексия. |
Занятие 2 |
|
Приветствие. Наука «психология». «Изобрази предмет», «Кенгуриная школа»; «Помоги Сереже», сказка «В одном лесу…». Рефлексия. |
Занятие 3 |
|
Приветствие. Наука «психология». «Дважды два – четыре», «Бой быков»; «Помоги Сереже», сказка «Про львенка Пашу». Рефлексия. |
Занятие 4 |
|
Приветствие. «Угадай, кто это?», «Волшебные клетки»; «Футбол», «Дорисуй и проверь», «Самый, самый». Рефлексия |
Занятие 5 |
|
Приветствие. «Копирка», «Маршрут»; «Гусеница»; сказка «Муравьишка». Рефлексия |
Занятие 6 |
|
Приветствие. «Волшебные клетки», «Звучащие предметы»; «Колечко», «Необычная история». Рефлексия |
Занятие 7 |
|
Приветствие. «Превращение пальчиков», «Воздушные буквы»; «Обезьянки», «Свеча». Рефлексия |
Занятие 8 |
|
Приветствие. «Самый, самый», «Необычное письмо»; «Помоги Сереже», сказка «Лесная школа». Рефлексия |
Занятие 9 |
|
Приветствие. «Кто первый», «Волшебные клетки»; «Фантазер», «Удивительное дело». Рефлексия |
Занятие 10 |
|
Приветствие. «Рисуем глазами», «Закрась фигуры»; «Запретное слово», «Разговариваем без слов». Рефлексия |
Занятие 11 |
|
Приветствие. «Дорожки»; «Марионетки», «Разноцветный мелок»; «Апельсин». Рефлексия |
Занятие 12 |
|
Приветствие. «Волшебные клетки»; «Дождик», «Путешествие в страну точек», «Муха». Рефлексия |
Занятие 13 |
|
Приветствие. «Кто это?»; «Закончи слово», сказка «Странная история». Рефлексия |
Занятие 14 |
|
Приветствие. «Спрятанные фигурки», «Поймай слово»; «Зонтик», «Тишина». Рефлексия |
Занятие 15 |
|
Приветствие. «Воздушные буквы»; «Индейцы». Рефлексия |
Занятие 16 |
|
Приветствие. «Скопируй точки», «Контуры»; «Следопыты». Рефлексия |
Занятие 17 |
|
Приветствие. «Переплетенные линии», «Что изменилось?»; «Найдем друг друга», сказка «Про манную кашу». Рефлексия |
Занятие 18 |
|
Приветствие. «Карандаш», «Восьмерка»; «Слова-ассоциации», «Если я отличник», сказка «Верить и стараться». Рефлексия |
Занятие 19 |
|
Приветствие. «Золотая рыбка», «Разные ладошки»; сказка «Цветик-семицветик». Рефлексия |
Занятие 20 |
|
Приветствие. «Найди отличия», «Путешествие глазами»; сказка «Мальчик-звезда», «Вверх по радуге». Рефлексия |
Тема 2. Мои чувства (13 ч) |
||
Занятие 21 |
|
Приветствие. «Имя оживает», «Рисунок имени». Сказка «Страна Чувствляндия». Рефлексия |
Занятие 22 |
|
Приветствие. «Дотроньтесь до…», «Покажи страшилку»; сказка «Девочка с мишкой», «Темноландия». Рефлексия |
Занятие 23 |
|
Приветствие. «Кляксы», «Закончи предложение»; сказка «маша и Миша». Рефлексия |
Занятие 24 |
|
Приветствие. «Страшное и смешное», «Страшилка»; сказка «Маленькая Луна». «Рефлексия |
Занятие 25 |
|
Приветствие. «Попугай», «Покажи дневник»; сказка «Как ромашки с васильками поссорились». Рефлексия |
Занятие 26 |
|
Приветствие. «Черная рука – белая рука», «Воображалки»; «Злюка», сказка «О путнике и его беде», «Поссорились – помирились». Рефлексия |
Занятие 27 |
|
Приветствие. «Попугай», «Волны»; «Настроение», «Пузырь». Рефлексия |
Занятие 28 |
|
Приветствие. «Отгадай, где я иду», «Превратись в животное»; «Как доставить радость другому человеку?», «Собираем добрые слова».Рефлексия |
Занятие 29 |
|
Приветствие. «Муха», «Запомни и расскажи»; «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Пойми меня!». Рефлексия |
Занятие 30 |
|
Приветствие. «Что изменилось?», «Волшебные буквы»; «Волк и козлята», сказка «Когда молочные зубы сменяются постоянными». Рефлексия |
Занятие 31 |
|
Приветствие. «В мире животных», «Фотоохота»; «Котенок», сказка «О муравьишке, который пошел в школу».Рефлексия |
Занятие 32 |
|
Приветствие. «Глаза в глаза», «Врунишка»; «Радость можно подарить взглядом», сказка «Нужная вещь». Рефлексия |
Занятие 33 |
|
Приветствие. «Зайчик испугался – зайчик рассмеялся»; «Зоопарк», «Рисунок радости». Рефлексия |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОЛОВЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_______ от «___»_______201_г. |
Согласовано Зам.директора по ВР __________Н.В.Дюльдина «____»__________201_г. |
Утверждаю Директор ОУ _________П.А. Савосько «____»_________201_г. |
Социальное направление внеурочной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
формирования психологического здоровья у младших школьников
2 класс
Разработана Плотниковой Евгенией Сергеевной
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория
с. Соловьевск, Тындинского района
Амурской области, 676271
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса подготовлена на основе программы формирования психологического здоровья у младших школьников (О.В. Хухлаевой).
Второклассник начинает учиться в качественно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался отчетливый образ ученика. Но у этих навыков есть оборотная сторона: ребенок в какой степени утрачивает свою детскую непосредственность, его индивидуальные особенности несколько стираются, снижаются творческие возможности.
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. Дети начинают смотреть на взрослых более критично, реально оценивать создавшиеся ситуации и поведение в них родителей и педагогов.
Важной остается тема и взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов.
Условия реализации программы:
-
наличие просторного помещения;
-
наглядные и демонстрационные пособия;
-
рабочая тетрадь;
-
раздаточный материал;
-
диагностический материал;
-
библиотека справочных изданий по предмету.
-
компьютер, мультимедийная установка, магнитофон
Общая характеристика учебного курса
Цель данного курса – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи курса:
- осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, общности с другими людьми, возможности своего личностного роста и личностного роста каждого человека;
- формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей – установки преодоления
- обучение детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и опытом предыдущей жизни, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей;
Методы и приемы:
- ролевые игры: развитие человека во многом зависит от его ролевого развития. Роль – это функциональная форма, принимаемая человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли. Ролевые игры представлены трех видов: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации. В основе ролевой гимнастики лежит принятие учащимися ролей животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Роль представляется мимикой и жестами, может озвучиваться. Психодрама используется для проигрывания «расправы» с пугающими объектами со сменой ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы, создается ситуация подвига с подключением эмоционального сопереживания объектам нападения. Применяется также психодраматическое «одушевление» мыслительной картинки. В ролевых ситуациях учащиеся становятся в положения, релевантные его реальной (и значимой для него) деятельности и оказываются перед необходимостью изменить свои установки. Так создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
- психогимнастические игры: способствуют формированию среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Данные игры направлены на формирование у детей принятия: своего имени; своих качеств характера; своего прошлого, настоящего и будущего; своих прав и обязанностей; своего пола;
- дискуссионные игры;
- сказкотерапия;
- эмоционально-символические методы: а) групповое обсуждение различных чувств (радости, печали, гнева, страха, интереса, обиды). В обсуждении используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. б) направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы при прослушивании сказок.
- релаксационные методы: упражнения на основе метода активной нервно-мышечной релаксации (сильное напряжение чередуется с быстрым расслаблением основных мышечных групп тела), дыхательные техники (глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой), визуально-кинестетические техники (использование визуально-кинестетических образов).
Схема занятия:
-
Введение в тему
Задачи этого этапа:
- актуализация индивидуального опыта
- содействие ролевому развитию
- содействие развитию воображения
- формирование юмористического отношения к ситуациям
2. Развертывание темы
Задачи:
- эмоциональное включение детей в тему занятия
- обеспечение возможности осмысления темы
- содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств
3. Индивидуализация темы
Задача:
- актуализация индивидуального опыта, расширение самопознания
4. Завершение темы
Задача:
- углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация
Место учебного курса в учебном плане
Согласно программе на изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего за год – 34 занятия. Продолжительность занятия: 1 академический час по 40 минут.
Занятия проводятся с группой или со всем классом.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование психологического здоровья младших школьников способствует личностному, социальному и познавательному развитию: благоприятная адаптация к новым учебным условиям; формирование адекватной самооценки; высокого уровня высокой учебной мотивации; развитие психических процессов: памяти, внимания, памяти, мышления; принятие себя и окружающих такими, какие они есть; наличие ориентации на реальность, централизованность на проблеме, а не на себе; духовность, идентификация с человечеством; способность к близким отношениям с людьми.
Таким образом, психологически здоровый ребенок подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- успешная адаптация к новым условиям
- принятие себя в новой социальной роли
- сформированная адекватная самооценка
- высокая учебная мотивация
- высокий уровень сформированности познавательных процессов
- толерантность
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни, свое видение событий и собственная их оценка;
- ориентированность в окружающей действительности, участие в жизни микро-и макросоциума (группы, класса, школы…)
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
Предметные результаты:
- использование полученных навыков и знаний для благоприятной адаптации в новых условиях;
- реализация себя как полноценного члена общества
- участие и оказание помощи, поддержки своим одноклассникам
В результате изучения курса должен быть приобретен учащимся опыт познавательной и практической деятельности:
Знания, умения, навыки:
- иметь представление о своем внутреннем мире, его особенностях.
- уметь разбираться в простых психологических терминах.
- высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением окружающих, и уметь ее аргументировать.
- уметь понимать, принимать и снимать негативные проявления характера; состояние агрессивности, неуверенности, страха.
- уметь брать на себя ответственность за принятые решения
- уметь работать в коллективе, сообща выполнять поставленные задачи, приходить к компромиссу
- выстраивать взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками, взрослыми
Учебно-тематическое планирование
Тема 1. (3 ч)
Я – второклассник.
Цели:
- научить детей справляться со школьными трудностями;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук
Тема 2. (11 ч)
Я и моя школа
Цели:
- помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;
- помочь детям принять учителя таким, какой он есть.
Тема 3. (10 ч)
Я и мои родители
Цели:
- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;
- обучать детей способам разрешения конфликтов с родителями.
Тема 4. (10 ч)
Я и мои друзья
Цели:
- помочь детям осознать качества настоящего друга;
- подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.
Содержание учебного курса
Тема 1. «Я – второклассник»
Какие качества нужны в школе. Какие требования предъявляются к ученику второго класса.
Тема 2. «Я и моя школа»
Выстраивание отношений межу педагогом и учеником. Кто такой учитель? Я и учитель. «Хочу» и «надо» в школьной жизни.
Тема 3. «Я и мои родители»
Какие бывают родители? Почему возникают конфликты между детьми и родителями. Наказания.
Тема 4. Я и мои друзья
Кто такой «настоящий друг». Зачем нужны друзья. Почему друзья ругаются. Сотрудничество. Как научиться понимать другого человека.
Тематическое планирование
занятий дополнительного образования
Класс: 2
Педагог: Плотникова Евгения Сергеевна
Количество часов за год: 34 ч
В неделю: 1 ч
Планирование составлено на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева)
ЗАНЯТИЯ |
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ |
Тема 1. Я – второклассник (3 ч) |
||
Занятие 1 |
|
Приветствие. «Вспомним лето», «Я соскучился…», Летние сценки». Рефлексия |
Занятие 2 |
|
Приветствие. «Что интересно второкласснику», Если б не было на свете школ», «Вредные советы». Рефлексия. |
Занятие 3 |
|
Приветствие. Сказка «Цветик-семицветик», «Мои мечты», «Рисунок идеальной школы», . Рефлексия. |
Тема 2. Я и моя школа (11 ч) |
||
Занятие 4 |
|
Приветствие. «Мысленные картинки», сказка «Лживый мальчик», «Правда и ложь» . Рефлексия |
Занятие 5 |
|
Приветствие. «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств». Рефлексия |
Занятие 6 |
|
Приветствие. «Неоконченные предложения», «Школа на планете «Наоборот». Рефлексия |
Занятие 7 |
|
Приветствие. «Школьные ситуации», «Что делает учитель?» . Рефлексия |
Занятие 8 |
|
Приветствие. «Мешок хороших качеств», «Невидимый человечек «Лень». Рефлексия |
Занятие 9 |
|
Приветствие. Сказка «О ленивой звездочке», «Новые роли», «Родительское собрание». Рефлексия |
Занятие 10 |
|
Приветствие. «Что я чувствую в школе?», «Я и тетрадь», сказка «О строгой учительнице». Рефлексия |
Занятие 11 |
|
Приветствие. «Неоконченные предложения», «Школьная фотография», «Школьные ситуации». Рефлексия |
Занятие 12 |
|
Приветствие. «Неоконченные предложения», сказка «О мальчике Вале». Рефлексия |
Занятие 13 |
|
Приветствие. «Кто это?», «Как справляться с «немогучками?», «В маске». Рефлексия |
Занятие 14 |
|
Приветствие. Сказка «Малыш-облако», «Мы вместе!», Рефлексия |
Тема 3. Я и мои родители (10 ч) |
||
Занятие 15 |
|
Приветствие. «В маске», «Сказочные герои», «Неоконченные предложения». Рефлексия |
Занятие 16 |
|
Приветствие. «Рисунок «Моя семья», «Семейный вечер». Рефлексия |
Занятие 17 |
|
Приветствие. «Неоконченные предложения», сказка «Зайчонок». Рефлексия |
Занятие 18 |
|
Приветствие. «Домашние игры», «Я иду домой и ..», «Переплетенные линии». Рефлексия |
Занятие 19 |
|
Приветствие. «Я и моя семья», «Если меня наказали», «А если я виноват?». Рефлексия |
Занятие 20 |
|
Приветствие. «Неоконченные предложения», «Прощение – это… », «Не буду просить прощения». Рефлексия |
Занятие 21 |
|
Приветствие. «Как научится прощать?», «Обида и злость», . Рефлексия |
Занятие 22 |
|
Приветствие. сказка«Принц Эдгар», «Домашние дела и чувства». Рефлексия |
Занятие 23 |
|
Приветствие. «Неоконченные предложения», «Идеальные родители». Рефлексия |
Занятие 24 |
|
Приветствие. «Мои родители самые лучшие», «Семейная фотография». «Рефлексия |
Тема 4. Я и мои друзья (10 ч) |
||
Занятие 25 |
|
Приветствие. «Добрые дела и отношения», «Кто сказал «спасибо», сказка «Неожиданная встреча». Рефлексия |
Занятие 26 |
|
Приветствие. «Я сделал дело хорошо», «Качества настоящего друга». Рефлексия |
Занятие 27 |
|
Приветствие. «Колокол», «Нужно ли уметь дружить?», «Скульптуры». Рефлексия |
Занятие 28 |
|
Приветствие. «Чувства и ассоциации», «Нужно ли уметь дружить?». Рефлексия |
Занятие 29 |
|
Приветствие. Сказка «Про маленькую Бабу-Ягу», «Санитары», «Зеркало». Рефлексия |
Занятие 30 |
|
Приветствие. «Узнавание», «Мальчик Алеша», сказка «О Спиногрызкине». Рефлексия |
Занятие 31 |
|
Приветствие. «Ссора и драка», «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика…». Рефлексия |
Занятие 32 |
|
Приветствие. «Я сегодня обрадовался встрече с …», сказка «»Добрая память». Рефлексия |
Занятие 33 |
|
Приветствие. «Я умею понимать другого», «Извини меня», «Пойми меня!». Рефлексия |
Занятие 34 |
|
Итоговое занятие |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОЛОВЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_______ от «___»_______201_г. |
Согласовано Зам.директора по ВР __________Н.В.Дюльдина «____»__________201_г. |
Утверждаю Директор ОУ _________П.А. Савосько «____»_________201_г. |
Социальное направление внеурочной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
формирования психологического здоровья у младших школьников
3 класс
Разработана Плотниковой Евгенией Сергеевной
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория
с. Соловьевск, Тындинского района
Амурской области, 676271
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса подготовлена на основе программы формирования психологического здоровья у младших школьников (О.В. Хухлаевой).
Главная особенность третьеклассников – появление глубоко интереса к своему внутреннему миру. Он легко включается в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют и своих способностях и возможностях.
Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребенку адекватно принять новые условия деятельности.
К окончанию третьего класса дети должны обогатить представления и собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах.
Условия реализации программы:
-
наличие просторного помещения;
-
наглядные и демонстрационные пособия;
-
рабочая тетрадь;
-
раздаточный материал;
-
диагностический материал;
-
библиотека справочных изданий по предмету.
-
компьютер, мультимедийная установка, магнитофон
Общая характеристика учебного курса
Цель данного курса – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи курса:
- осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, общности с другими людьми, возможности своего личностного роста и личностного роста каждого человека;
- формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей – установки преодоления
- обучение детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и опытом предыдущей жизни, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей;
Методы и приемы:
- ролевые игры: развитие человека во многом зависит от его ролевого развития. Роль – это функциональная форма, принимаемая человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли. Ролевые игры представлены трех видов: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации. В основе ролевой гимнастики лежит принятие учащимися ролей животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Роль представляется мимикой и жестами, может озвучиваться. Психодрама используется для проигрывания «расправы» с пугающими объектами со сменой ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы, создается ситуация подвига с подключением эмоционального сопереживания объектам нападения. Применяется также психодраматическое «одушевление» мыслительной картинки. В ролевых ситуациях учащиеся становятся в положения, релевантные его реальной (и значимой для него) деятельности и оказываются перед необходимостью изменить свои установки. Так создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
- психогимнастические игры: способствуют формированию среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Данные игры направлены на формирование у детей принятия: своего имени; своих качеств характера; своего прошлого, настоящего и будущего; своих прав и обязанностей; своего пола;
- дискуссионные игры;
- сказкотерапия;
- эмоционально-символические методы: а) групповое обсуждение различных чувств (радости, печали, гнева, страха, интереса, обиды). В обсуждении используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. б) направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы при прослушивании сказок.
- релаксационные методы: упражнения на основе метода активной нервно-мышечной релаксации (сильное напряжение чередуется с быстрым расслаблением основных мышечных групп тела), дыхательные техники (глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой), визуально-кинестетические техники (использование визуально-кинестетических образов).
Схема занятия:
-
Введение в тему
Задачи этого этапа:
- актуализация индивидуального опыта
- содействие ролевому развитию
- содействие развитию воображения
- формирование юмористического отношения к ситуациям
2. Развертывание темы
Задачи:
- эмоциональное включение детей в тему занятия
- обеспечение возможности осмысления темы
- содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств
3. Индивидуализация темы
Задача:
- актуализация индивидуального опыта, расширение самопознания
4. Завершение темы
Задача:
- углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация
Место учебного курса в учебном плане
Согласно программе на изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего за год – 34 занятия. Продолжительность занятия: 1 академический час по 40 минут.
Занятия проводятся с группой или со всем классом.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование психологического здоровья младших школьников способствует личностному, социальному и познавательному развитию: благоприятная адаптация к новым учебным условиям; формирование адекватной самооценки; высокого уровня высокой учебной мотивации; развитие психических процессов: памяти, внимания, памяти, мышления; принятие себя и окружающих такими, какие они есть; наличие ориентации на реальность, централизованность на проблеме, а не на себе; духовность, идентификация с человечеством; способность к близким отношениям с людьми.
Таким образом, психологически здоровый ребенок подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- успешная адаптация к новым условиям
- принятие себя в новой социальной роли
- сформированная адекватная самооценка
- высокая учебная мотивация
- высокий уровень сформированности познавательных процессов
- толерантность
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни, свое видение событий и собственная их оценка;
- ориентированность в окружающей действительности, участие в жизни микро-и макросоциума (группы, класса, школы…)
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
Предметные результаты:
- использование полученных навыков и знаний для благоприятной адаптации в новых условиях;
- реализация себя как полноценного члена общества
- участие и оказание помощи, поддержки своим одноклассникам
В результате изучения курса должен быть приобретен учащимся опыт познавательной и практической деятельности:
Знания, умения, навыки:
- иметь представление о своем внутреннем мире, его особенностях.
- уметь разбираться в простых психологических терминах.
- высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением окружающих, и уметь ее аргументировать.
- уметь понимать, принимать и снимать негативные проявления характера; состояние агрессивности, неуверенности, страха.
- уметь брать на себя ответственность за принятые решения
- уметь работать в коллективе, сообща выполнять поставленные задачи, приходить к компромиссу
- выстраивать взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками, взрослыми
- уметь активизировать свою деятельность
- адекватное оценивание своих возможностей и способностей
Учебно-тематическое планирование
Тема 1. (27 ч)
Мои силы, мои возможности
Цели:
- Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;
- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость;
- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
- обучение приемам образного и логического запоминания, расширение объема памяти;
- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;
- формирование связной и последовательной речи учащихся.
Тема 2. (7 ч)
Я расту, я изменяюсь
Цели:
- помочь детям научится осознавать происходящие в них изменения;
- помочь детям научится планировать цели и пути самоизменения.
Содержание учебного курса
Тема 1. «Мои силы, мои возможности»
Мои сильные и слабые стороны. Что у меня получается хорошо, а чему стоит поучиться. Мои особенности. Что могу делать лучше других. Как достичь лучших результатов. Что такое «познавательные процессы», их особенности и развитие.
Тема 2. «Я расту, я изменяюсь»
Детские воспоминания для чего они нужны. Что особенного в каждом человеке? Как достичь того, чего хочешь. Успешный путь по школьной лесенке.
Тематическое планирование
занятий дополнительного образования
Класс: 3
Педагог: Плотникова Евгения Сергеевна
Количество часов за год: 34 ч
В неделю: 1 ч
Планирование составлено на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева)
ЗАНЯТИЯ |
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ |
Тема 1. Мои силы, мои возможности (27 ч) |
||
Занятие 1 |
|
Приветствие. «Летние впечатления», «Я - третьеклассник», «Лето». Рефлексия |
Занятие 2 |
|
Приветствие. «Радостное лето», «Летом я научился» сказка «Маша и ее человечки». Рефлексия. |
Занятие 3 |
|
Приветствие. «Роли», сказка «Федунчик», «Кто я», «Мой портрет» . Рефлексия. |
Занятие 4 |
|
Приветствие. «О себе и о других», «Роли», «Я горжусь». Рефлексия |
Занятие 5 |
|
Приветствие. «Я умею», «Большие и маленькие», «Я сам» . Рефлексия |
Занятие 6 |
|
Приветствие. «Сравнение», «Ты похож на…», «Конкурс». Рефлексия |
Занятие 7 |
|
Приветствие. «Что такое способности?», сказка «Сказка о скрипке» . Рефлексия |
Занятие 8 |
|
Приветствие. «Способности моих родителей», «Способности и увлечения», «Отгадай, кто я?», «Выбор пути». Рефлексия |
Занятие 9 |
|
Приветствие. «Выбор пути», «Кого загадал ведущий?», «Маленький принц». Рефлексия |
Занятие 10 |
|
Приветствие. «Размяться и сосредоточиться», «Рассмотри и придумай», «Маленькая страна». Рефлексия |
Занятие 11 |
|
Приветствие. «Мой маленький мир», «Взгляд», «Кому я могу рассказать о себе?». Рефлексия |
Занятие 12 |
|
Приветствие. «Взгляд», «Мой самый интересный сон», сказка «Тайна другого берега». Рефлексия |
Занятие 13 |
|
Приветствие. «Знакомство», «Ералаш», «Другой внутренний мир». Рефлексия |
Занятие 14 |
|
Приветствие. «Почему люди общаются», «Пойми меня», «Мы разговариваем и …». Рефлексия |
Занятие 15 |
|
Приветствие. «Сказка о словечках «хочу» и «надо», «Мои желания», «Узнай меня». Рефлексия |
Занятие 16 |
|
Приветствие. «Зеркало», «Шифровка», «Угадай мелодию», «Штирлиц» . Рефлексия |
Занятие 17 |
|
Приветствие. «Необычная память», «Что изменилось», «Снежный ком», «Спрятанные числа». Рефлексия |
Занятие 18 |
|
Приветствие. «Пиктограмма», «Образы и память». Рефлексия |
Занятие 19 |
|
Приветствие. «Сюжетные картинки», «Коллективный монолог», «Обезьянки». Рефлексия |
Занятие 20 |
|
Приветствие. «Самый внимательный и наблюдательный», «Причина и следствие», «Угадай причину». Рефлексия |
Занятие 21 |
|
Приветствие. «Необычное в обычном», «О чем это?», «Волшебный мешочек» . Рефлексия |
Занятие 22 |
|
Приветствие. «Мозаика», «Ловушки», «Что это?». Рефлексия |
Занятие 23 |
|
Приветствие. «Сказка о человеке, который нашел время», «Неоконченные предложения», «Конструирование», «Цепочка». Рефлексия |
Занятие 24 |
|
Приветствие. «Учебные трудности и успехи», «Я-Незнайка», «Альпинисты». Рефлексия |
Занятие 25 |
|
Приветствие. «Путешествие в страну «Учебных удач». Рефлексия |
Занятие 26 |
|
Приветствие. «Неоконченные предложения», «Коврики», сказка «Неумеха и Всезнайка». Рефлексия |
Занятие 27 |
|
Приветствие. Сочинение «Чему я хочу научится». Рефлексия |
Тема 2. Я расту, я изменяюсь (7 ч) |
||
Занятие 28 |
|
Приветствие. «Вспомним детство», «Маленькое имя», «Случай из детства». Рефлексия |
Занятие 29 |
|
Приветствие. «Мне опять пять лет», сказка «Сундук, который помог царю». Рефлексия |
Занятие 30 |
|
Приветствие. «Имя – цветок», «неопределенные картинки», «Раньше и сейчас». Рефлексия |
Занятие 31 |
|
Приветствие. «Неопределенные картинки», рисунок «Я в настоящем, я в будущем». Рефлексия |
Занятие 32 |
|
Приветствие. «Хочу в будущем, делаю сейчас», «Цепочка целей». Рефлексия |
Занятие 33 |
|
Приветствие. «Мои успехи», «Лестница достижений». Рефлексия |
Занятие 34 |
|
Итоговое занятие |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОЛОВЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_______ от «___»_______201_г. |
Согласовано Зам.директора по ВР __________Н.В. Дюльдина «____»__________201_г. |
Утверждаю Директор ОУ _________П.А. Савосько «____»_________201_г. |
Социальное направление внеурочной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
формирования психологического здоровья у младших школьников
4 класс
Разработана Плотниковой Евгенией Сергеевной
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория
с. Соловьевск, Тындинского района
Амурской области, 676271
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса подготовлена на основе программы формирования психологического здоровья у младших школьников (О.В. Хухлаевой).
Младший школьный возраст является
наиболее ответственным этапом школьного
детства. Высокая сензитивность этого
возрастного периода определяет большие
потенциальные возможности разностороннего
развития ребенка.
Основная
особенность этого периода
- коренное изменение социальной
ситуации развития ребенка. Он становится
«общественным» субъектом и имеет теперь
социально значимые обязанности, за
выполнение которых получает общественную
оценку.
В рамках учебной деятельности
складываются психологические
новообразования, характеризующие
наиболее значимые достижения в развитии
младших школьников и являющиеся
фундаментом, обеспечивающим развитие
на следующем возрастном этапе.
Центральные
личностные новообразования:
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу сверстников.
Особенности возраста:
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
нервно-психическая ранимость ребенка;
развитие познавательных потребностей;
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Условия реализации программы:
-
наличие просторного помещения;
-
наглядные и демонстрационные пособия;
-
рабочая тетрадь;
-
раздаточный материал;
-
диагностический материал;
-
библиотека справочных изданий по предмету.
-
компьютер, мультимедийная установка, магнитофон
Общая характеристика учебного курса
Цель данного курса – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни, подготовится к переходу в 5 класс.
Задачи курса:
- осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, общности с другими людьми, возможности своего личностного роста и личностного роста каждого человека;
- формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей – установки преодоления
- развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;
- формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень.
Методы и приемы:
- ролевые игры: развитие человека во многом зависит от его ролевого развития. Роль – это функциональная форма, принимаемая человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли. Ролевые игры представлены трех видов: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации. В основе ролевой гимнастики лежит принятие учащимися ролей животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Роль представляется мимикой и жестами, может озвучиваться. Психодрама используется для проигрывания «расправы» с пугающими объектами со сменой ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы, создается ситуация подвига с подключением эмоционального сопереживания объектам нападения. Применяется также психодраматическое «одушевление» мыслительной картинки. В ролевых ситуациях учащиеся становятся в положения, релевантные его реальной (и значимой для него) деятельности и оказываются перед необходимостью изменить свои установки. Так создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
- психогимнастические игры: способствуют формированию среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Данные игры направлены на формирование у детей принятия: своего имени; своих качеств характера; своего прошлого, настоящего и будущего; своих прав и обязанностей; своего пола;
- дискуссионные игры;
- сказкотерапия;
- эмоционально-символические методы: а) групповое обсуждение различных чувств (радости, печали, гнева, страха, интереса, обиды). В обсуждении используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. б) направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы при прослушивании сказок.
- релаксационные методы: упражнения на основе метода активной нервно-мышечной релаксации (сильное напряжение чередуется с быстрым расслаблением основных мышечных групп тела), дыхательные техники (глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой), визуально-кинестетические техники (использование визуально-кинестетических образов).
Схема занятия:
-
Введение в тему
Задачи этого этапа:
- актуализация индивидуального опыта
- содействие ролевому развитию
- содействие развитию воображения
- формирование юмористического отношения к ситуациям
2. Развертывание темы
Задачи:
- эмоциональное включение детей в тему занятия
- обеспечение возможности осмысления темы
- содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств
3. Индивидуализация темы
Задача:
- актуализация индивидуального опыта, расширение самопознания
4. Завершение темы
Задача:
- углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация
Место учебного курса в учебном плане
Согласно программе на изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего за год – 34 занятия. Продолжительность занятия: 1 академический час по 40 минут.
Занятия проводятся с группой или со всем классом.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование психологического здоровья младших школьников способствует личностному, социальному и познавательному развитию: благоприятная адаптация к новым учебным условиям; формирование адекватной самооценки; высокого уровня высокой учебной мотивации; развитие психических процессов: памяти, внимания, памяти, мышления; принятие себя и окружающих такими, какие они есть; наличие ориентации на реальность, централизованность на проблеме, а не на себе; духовность, идентификация с человечеством; способность к близким отношениям с людьми.
Таким образом, психологически здоровый ребенок подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- успешная адаптация к новым условиям
- принятие себя в новой социальной роли
- сформированная адекватная самооценка
- высокая учебная мотивация
- высокий уровень сформированности познавательных процессов
- толерантность
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни, свое видение событий и собственная их оценка;
- ориентированность в окружающей действительности, участие в жизни микро-и макросоциума (группы, класса, школы…)
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
Предметные результаты:
- использование полученных навыков и знаний для благоприятной адаптации в новых условиях;
- реализация себя как полноценного члена общества
- участие и оказание помощи, поддержки своим одноклассникам
В результате изучения курса должен быть приобретен учащимся опыт познавательной и практической деятельности:
Знания, умения, навыки:
- иметь представление о своем внутреннем мире, его особенностях.
- уметь разбираться в простых психологических терминах.
- высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением окружающих, и уметь ее аргументировать.
- уметь понимать, принимать и снимать негативные проявления характера; состояние агрессивности, неуверенности, страха.
- уметь брать на себя ответственность за принятые решения
- уметь работать в коллективе, сообща выполнять поставленные задачи, приходить к компромиссу
- выстраивать взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками, взрослыми
Учебно-тематическое планирование
Тема 1. (34 ч)
Я учусь учиться.
Цели:
- научить детей справляться со школьными трудностями;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие основных интеллектуально-познавательных функций;
- формирование социально-коммуникативных действий;
- формирование представлений о характере учебной деятельности в среднем звене;
- создание «ситуации успеха» и уверенности в своих силах;
- формирование у учащихся адаптивного поведения при переходе в 5 класс.
Содержание учебного курса
Тема 1. «Я учусь учиться»
Что нужно, чтобы хорошо учится? Как правильно готовить домашнее задание? Необычные уроки в 5 классе. Техника запоминания. Классификации и определения. Как стать оратором? Общение без слов. Взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями. Сочинение «Чего я жду от 5 класса?»
Тематическое планирование
занятий дополнительного образования
Класс: 4
Педагог: Плотникова Евгения Сергеевна
Количество часов за год: 34 ч
В неделю: 1 ч
Планирование составлено на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева)
ЗАНЯТИЯ |
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ |
Тема 1. Я учусь учиться (34 ч) |
||
Занятие 1 |
|
Приветствие. «Замечательные каникулы», «Рассмешите клоуна», «Цветопись». Рефлексия |
Занятие 2 |
|
Приветствие. «Легко ли учиться?», «4 и 5 класс – в чем различия?». Рефлексия. |
Занятие 3 |
|
Приветствие. «Правило 6 П», «Вижу, слышу, ощущаю» , «Мяч» . Рефлексия. |
Занятие 4 |
|
Приветствие. «Домашнее задание», Правило 2 П + 6 П», «Отложенный контроль» . Рефлексия |
Занятие 5 |
|
Приветствие. «Необычный урок – зачет». Рефлексия |
Занятие 6 |
|
Приветствие. «Приемы запоминания», «Слова по теме», «Снежный ком», «Рассказ в числах». Рефлексия |
Занятие 7 |
|
Приветствие. «Как развивать память», «Что изменилось», «Пиктограммы», «Связки» . Рефлексия |
Занятие 8 |
|
Приветствие. «Мышление», «Заполни пропуск», «Соответствия». Рефлексия |
Занятие 9 |
|
Приветствие. «Распредели слова», «Составление слов», «Логические цепочки». Рефлексия |
Занятие 10 |
|
Приветствие. Сказка «Конкурс у коротышек», « Понятия и определения». Рефлексия |
Занятие 11 |
|
Приветствие. «Понятия и определения», «Угадай понятие», «О ком или о чем эти слова». Рефлексия |
Занятие 12 |
|
Приветствие. «Цепочка рассуждения», «Пойми меня». Рефлексия |
Занятие 13 |
|
Приветствие. Сказка «Как доказать черепахе, что она не рыба?», «Аргументы и доказательства». Рефлексия |
Занятие 14 |
|
Приветствие. «Хитрые задачки», «Логический ряд» Рефлексия |
Занятие 15 |
|
Приветствие. Сказка «Письмо от друга», «Найти ошибки». Рефлексия |
Занятие 16 |
|
Приветствие. Сочинение «И снова о себе…». Рефлексия |
Занятие 17 |
|
Приветствие. «Учимся выступать с докладом», «Конкурс чтецов». Рефлексия |
Занятие 18 |
|
Приветствие. «Подготовим доклад», «Темы и выступления. Рефлексия |
Занятие 19 |
|
Приветствие. «В мире интересного», «Доклад-диалог». Рефлексия |
Занятие 20 |
|
Приветствие. «Пресс-конференция». Рефлексия |
Занятие 21 |
|
Приветствие. «Общение без слов», «Голубой слоненок», «Поводырь» . Рефлексия |
Занятие 22 |
|
Приветствие. «Угадай, кто это?», «Интервью». Рефлексия |
Занятие 23 |
|
Приветствие. «Социометрия», «Что мне помогает и что мешает общаться с одноклассниками», «Школьные ситуации». Рефлексия |
Занятие 24 |
|
Приветствие. «Учитель и я», «Откровенный разговор». Рефлексия |
Занятие 25 |
|
Приветствие. «Рисунок семьи», «Семейные ситуации». Рефлексия |
Занятие 26 |
|
Приветствие. «Легко ли быть взрослым?», «Роли», «Быстрое решение». Рефлексия |
Занятие 27 |
|
Приветствие. «Как правильно подготовиться к контрольной работе ». Рефлексия |
Занятие 28 |
|
Приветствие. «Отдых», «Пчелиный рой». Рефлексия |
Занятие 29 |
|
Приветствие. «Путешествие в 5 класс». Рефлексия |
Занятие 30 |
|
Приветствие. Сочинение «Чего я жду от 5 класса». Рефлексия |
Занятие 31-32 |
|
Приветствие. «Встреча с педагогами». Рефлексия |
Занятие 33 |
|
Приветствие. У меня все получится!». Рефлексия |
Занятие 34 |
|
Итоговое занятие |
Список литературы:
-
Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение./ Н.В.Клюева, Ю.В. Филиппова– Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – С.160.
-
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. /М.А.Панфилова – М.: ГНОМиД», 2000. – С. 160.
-
Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей./П.Н. Сартан –М.:Сфера, 2001. – С. 128.
-
Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников./О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2004. – С.280.
-
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет./О.В.Хухлаева - М.: Генезис, 2003.- С. 250.
ЗАНЯТИЕ В 1 КЛ.
Цель: развитие познавательных процессов, произвольности психических процессов, мелкой моторики, формирование навыков взаимодействия в группе детей.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, тетрадь, цветные карандаши, карточки со строчками букв, слов, таблица с цифрами, цветная бумага
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Эмоциональный настрой: подарим улыбку для хорошего настроения на занятии
-
Массаж подушечек пальцев рук, ушных раковин
-
– А у меня для вас есть сюрприз. К нами пришли в гости не только ваши родители, но и … (слайд 1). Кто это? Он прислал нам электронное сообщение. (слайд 1)
-
(Слайд 2, один щелчок) А вот еще одно сообщение. Давайте поможем Лягушонку. Откройте тетради и найдите красную точку, от которой мы начнем путешествие по клеткам:
2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 вверх, 1 вправо, 5 вниз, 4 вправо, 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево, 7 вниз, 2 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 2 вверх.
- Кто у нас получился? (слайд 2, еще щелчок). Правильно, собака. Так вот, кто станет другом Лягушонка. А он опять прислал нам сообщение (слайд 3)
5. (Слайд 4, первый звук). А мы оказались в лесу, на лесной полянке, вместе с лягушонком и его другом. Выходите к доске. Давайте представим, что мы превратились в лесных жителей, например, в бабочек. Что мы можем делать? (летать, кружиться, выполняем). А теперь мы превращаемся в цветы, которые тянутся к солнышку, покачиваются от дуновения ветра…(показ, выполнение) Но наступил вечер, мы устали (присели). Давайте послушаем лесные звуки, а потом вы скажите, что вы услышали…(звук 1,2,3,4,5). Какие вы молодцы! А теперь наступило утро, цветочки распустили свои листочки, стряхнули капельки росы и превратились опять в учеников. (слайд 5 два щелчка).
6. - А нас вновь ждет сообщение от лягушонка. Интересно, в какую игру он хочет поиграть? Давайте узнаем. (слайд 5. третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой клик). Нам нужно среди букв в строчке найти слова, здесь спрятаны названия животных и подчеркните. (в тетрадях карточки).
ТАЛВИКЛИСАМЛЫОШВУВОЛКТ
РКГМДМЕДВЕДЬЯДЫШТМЫШЬУ
ЖОУШИЗАЯЦМДУОТВПТИГРУДМ
СЛОНВАОШМЕЛВЬГЬСДДАОАТГР
ВЛАРФТРЫСЬЛЦШОЦЩКГКЛОД
ЫДАОКТЛЯГУШКАТЫЛЫОГТЦЩУ
- (слайд 6) А вот новое сообщение: нужно как можно быстрее отыскать цифры от 1 до 20 по порядку. (Дети самостоятельно находят, а потом показывают порядок цифр (по возрастанию, убыванию)
-
1
6
14
20
2
15
11
17
9
4
18
7
3
19
13
10
16
12
5
8
7. (слайд 7). Лягушонок прислал вот такую фразу: умелые руки не знают скуки. Как вы думаете, что она означает. Вот сейчас нам и потребуются зеленые листы бумаги. А что у нас получится, вы узнаете в процессе выполнения работы. Приступаем. (выполнение поделки «лягушонок»)
Процесс изготовления:
Половину альбомного листа зеленого цвета положите перед собой вертикально. На глаз разделить лист по вертикали на три части и загните на себя. (можно предварительно нанести на каждый лист разметку сгиба)
Не беда, что может получиться не совсем точно - этого видно не будет. Теперь перегните от себя пополам получившийся длинный прямоугольник, так что бы неровный край оставался сверху. Перед Вами должен лежать прямоугольник линией сгиба вверх. Отогните нижний край наверх, переверните фигуру и повторите процедуру. Должна получиться своеобразная гармошка. Теперь приклеиваем вырезанный язычок, глазки (можно нарисовать цв. карандашами) и одеваем на руку. (Пальцы в кармашки) Как вы думаете, кто у нас получился?
Загадка:
На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Кто это?
(Лягушка)
- Так кто у нас получился? (лягушонок). А чтобы озвучить нашего лягушонка - мы повторяем слова и открываем рот нашему лягушонку с помощью пальчиков. У нас получился настоящий класс из лягушат, которые очень любят петь. Выходите, и исполним песенку лягушат.
8. А у нас еще одно послание от лягушонка. (слайд 8)
9. Завершение работы:
- Наше занятие сегодня мне очень понравилось, на память о нем, я дарю вам портрет лягушонка, который вы можете раскрасить и придумать про него какую-нибудь историю. А на следующее занятие эту историю рассказать нам.
Занятие подходит к концу. У меня очень хорошее настроение, и я хочу с вами им поделится, и подарить свою улыбку. А вы? Спасибо!
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»