Час общения "Твои глаза"
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Коноркина Ольга Александровна, воспитатель, Iквалификационная категория
Методическая разработка часа общения «Твои глаза» Младший школьный возраст Цель:
Углубление и расширение знаний детей об органах зрения, их строении и значении в жизни человека.
Задачи:
· Образовательная: обобщить, углубить и расширить знания детей о функциях органов зрения, их внешнем строении и значении в жизни человека;
· Развивающая: формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
· Коррекционная: активизировать словарь по данной теме, учить правильно выражать свои мысли, развивать коммуникативную функцию речи;
· Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению, доброе отношение к окружающим.
Форма – информационно – исследовательское.
Ход занятия I. Введение в тему.
Мы пришли с вами в город Умные помощники. А жителей что-то не видно. Смотрите конверт. Наверное, жители для нас оставили письмо. Интересно, что в нем написано? «Уважаемые гости! Если отгадаете загадки, то узнаете, какие помощники живут в этом городе.» 1. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. 2. Видеть маму, видеть друга, Видеть небо и леса Помогают нам (глаза). Правильно. Жители этого города – глаза. В народе говорят: «Глаза – окно в мир». Как вы думаете, почему так говорят? Да, благодаря глазам. Через них мы больше всего узнаем о том, что происходит вокруг, различаем предметы, их форму, цвет, величину, получаем информацию об опасности. А еще люди говорят: «Глаза – зеркало души». Как вы это понимаете? Глаза больше всего говорят о человеке. По ним можно определить, какой человек, добрый, злой или безразличный. Можно определить настроение человека. Психогимнастика.
А как наши глаза могут передавать наши чувства, мы сейчас покажем. 1. Если нас что-то удивляет (раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид). 2. А если на душе грустно стало (опускаем глаза вниз, в них гаснет огонек). 3. А когда на душе радость (смотрим открыто, глазки блестят). II. Основная часть.
1. Значение глаз для человека.
Какое значение для нас имеют глаза?
Игра (эксперимент) «Собери шишки)
Всем завязывают глаза, дают в руки ведерки, и за 1 минуту предлагают собрать шишки, разбросанные по полу. Поделитесь своими ощущениями. Д/упр. (эксперимент) «Нарисуй с закрытыми глазами» (1 мин.) Посмотрите на свои рисунки. Что хотели нарисовать? Как получилось? Какие у вас были ощущения во время рисования? Какой можно сделать вывод? (С потерей зрения мы потеряем возможность видеть всю красоту и прелесть окружающего мира, окружающих нас людей. Без зрения очень тяжело писать, рисовать и многое делать руками. Ощущаешь чувство беспомощности. А еще глаза передают нам информацию об опасности (машина, скользкая дорога, яма, злая собака и т.д.)). 2. Устройство глаза. Определяем цвет глаз (наблюдение). Посмотрите в глаза друг другу. Что можете сказать? Глаза совершенно разные, но какие они у всех красивые! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые, лучистые и т.д.) Чем отличаются глаза? (размер, форма, цвет, расположение, разрез) Посмотрите на Витины глаза. Какие они? А у Рустама? А у меня глаза какого цвета? Ученые считают, что цвет глаз связан с характером человека. У грустных (меланхоликов) – серые, у миролюбивых (флегматиков) – голубые, у взрывных (холериков) – зеленые или карие. Каких глаз не бывает у человека? (желтых, оранжевых, очень редко встречаются красные – альбиносы)
Опыт. Изучаем внешнее строение глаза (наблюдение).
Посмотрим в зеркальце. Цветное колечко, которое у всех разного цвета, называется радужной оболочкой или радужкой. Она пропускает внутрь глаза столько света, сколько нужно. В центре радужки есть черный кружок. Это зрачок. Когда свет яркий – он сужается (повернитесь к окну), а когда мало света – расширяется (отвернитесь от окна). Именно через маленькое окошко мы смотрим на мир. (Способность зрачка реагировать на свет используют медики. Как, когда?) Вообще глаз круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Он белый или голубоватый. Красные линии – это кровеносные сосуды. Глазное яблоко наполнено веществом вроде желе. Оно прозрачное и практически полностью состоит из воды. Если повредить оболочку глаза, то с ним произойдет тоже, что с разбитым яйцом. Поэтому надо беречь глаза. Физкультминутка.
Вы устали? Дружно встали! Раз! Два! Гори!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо (поворот направо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо (поворот) и еще
Через левое плечо (поворот влево)
Буквой «Л» поставим ноги,
Точно в танце, руки в боки.
Наклонимся влево, вправо,
Получается на славу.
Ребята, вот подул ветер, летит пыль. Что защищает наши глаза? Правильно. Веки и ресницы. На каждом веке (нижнем и верхнем) около 80 ресниц. Каждая живет до ста дней (появилась, выросла, выпала). В течение жизни у нас вырастает до 93000 ресниц. Они защищают от снега, дождя, ветра, пылинок, мелких насекомых. Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек (щуримся, закрываем глаза). А иногда бывают такие моменты, когда из глаз текут слезы. Как вы думаете, зачем нужны слезы? (Чтобы смачивать поверхность глаза, иначе она высохнет, и смотреть будет невозможно.) Слезы выделяются постоянно, даже если мы не плачем. Чтобы они не скапливались в глазу, природа проложила оттуда прямо в нос специальный канал. Потому-то, поплакав от души, мы вытираем не только глаза, но и нос. И из носа течет не что иное, как слезы. А какого цвета слезы? На вкус? Они имеют способность уничтожать болезнетворные бактерии. (Почему люди плачут? Слезы удаляют из организма вещества, образующиеся при нервном возбуждении.) А что у нас над глазами? Брови, какие? (густые, изогнутые, красивые) Зачем нам нужны брови? (Задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза.) Итак, брови, веки и ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают и защищают наши глаза. 3. Гимнастика для глаз.
Слышим «звук индейца»
— Кто может издавать такой звук?
— Давайте пригласим индейца к нам таким же сигналом.
(появляется индеец)
— Нау –хау! Хау-нау! Я приветствую вас, бледнолицые братья! В племени меня зовут Соколиный глаз. Знаете почему? (ответ) — У меня отличное зрение, я самый лучший охотник в своем племени. Вы, хотите, чтобы у вас было хорошее зрение? Тогда все к Священной горе! — Сначала разотрем руки до появления тепла. — Затем закроем глаза ладонями рук и послушаем шум воды, ветра, пение птиц. (ладонями прикрывают глаза) — А сейчас откроем глаза и посмотрим на вершину Священной горы, а затем на землю наших предков. (поднять глаза вверх, затем опустить вниз) — Посмотрите по сторонам, налево, направо, нет ли врагов. (движение глазами влево и вправо) — Смотрите, смотрите вдаль, вон там парит высоко в небе брат мой коршун — острый глаз. — А теперь посмотрите на горный ручей, который стекает со Священной горы к нашим ногам. (проследить взглядом) — А сейчас закройте глаза и подышите свежим горным воздухом. Он очень полезен для организма. — А еще я хочу открыть вам свой секрет. Я каждое утро пью морковный сок или ем морковку, потому что она очень полезна для зрения. И я хочу угостить вас морковкой.(угощает. Дети едят) — О! я слышу, как меня зовут братья! Мне пора! До свидания! 4. Гигиена глаз. Вкусная морковка? Сладкую, сочную морковку надо есть каждый день. А еще и бережно относиться к своему зрению, выполнять гимнастику для глаз. Вовремя обращаться к врачу. Как называется врач, который лечит глаза? (окулист, офтальмолог) О глазных болезнях, нарушениях зрения и более подробно о гигиене глаз мы поговорим на следующем занятии. А сейчас поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», вспомним, что вредно, а что полезно для глаз. Называем правила бережного отношения к зрению и соблюдаем ли мы их. III. Обратная связь.
Игра «Самый умный»
1. Почему глаза расположены на голове? (самая высокая точка человека, отсюда можно видеть дальше всего) 2. Почему у человека два глаза? (чтобы видеть большее окружение; при потере одного глаза человек может жить удовлетворительно, обходясь одним оставшимся) 3. Что знаете о зрении животных? (самое острое зрение у орла; ночью лучше всех видит сова; крот не видит совсем) 4. При выборе наших профессий важно зрение? (летчик, моряк, шофер, военный) IV. Рефлексия. — Как вы думаете, почему говорят: «Глаза – лучшие наши помощники»? При помощи глаз мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Посмотрите на гостей. Улыбнитесь им, подарите свою улыбку друг другу. И пожелаем всем, чтобы зрение было у них всегда хорошее, а настроение бодрое и радостное. Спасибо, ребята, за хорошую работу. Берегите зрение. Потерянный глаз ничем не заменить.
Литература:
1. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1989 2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог – социальный институт, 2004 3. http://banana.by/index.php?newsid=9788
4. http://festival.1september.ru/articles/214490/
5. http://lib.exdat.com/docs/827/index-2640.html
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Коноркина Ольга Александровна, воспитатель, I квалификационная категория
Методическая разработка
часа общения «Твои глаза»
Младший школьный возраст
Цель:
Углубление и расширение знаний детей об органах зрения, их строении и значении в жизни человека.
Задачи:
-
Образовательная: обобщить, углубить и расширить знания детей о функциях органов зрения, их внешнем строении и значении в жизни человека;
-
Развивающая: формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
-
Коррекционная: активизировать словарь по данной теме, учить правильно выражать свои мысли, развивать коммуникативную функцию речи;
-
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению, доброе отношение к окружающим.
Форма – информационно – исследовательское.
Ход занятия
-
Введение в тему.
Мы пришли с вами в город Умные помощники. А жителей что-то не видно. Смотрите конверт. Наверное, жители для нас оставили письмо. Интересно, что в нем написано?
«Уважаемые гости! Если отгадаете загадки, то узнаете, какие помощники живут в этом городе.»
-
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.
-
Видеть маму, видеть друга,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза).
Правильно. Жители этого города – глаза.
В народе говорят: «Глаза – окно в мир». Как вы думаете, почему так говорят?
Да, благодаря глазам. Через них мы больше всего узнаем о том, что происходит вокруг, различаем предметы, их форму, цвет, величину, получаем информацию об опасности. А еще люди говорят: «Глаза – зеркало души». Как вы это понимаете?
Глаза больше всего говорят о человеке. По ним можно определить, какой человек, добрый, злой или безразличный. Можно определить настроение человека.
Психогимнастика.
А как наши глаза могут передавать наши чувства, мы сейчас покажем.
-
Если нас что-то удивляет (раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид).
-
А если на душе грустно стало (опускаем глаза вниз, в них гаснет огонек).
-
А когда на душе радость (смотрим открыто, глазки блестят).
-
Основная часть.
-
Значение глаз для человека.
Какое значение для нас имеют глаза?
Игра (эксперимент) «Собери шишки)
Всем завязывают глаза, дают в руки ведерки, и за 1 минуту предлагают собрать шишки, разбросанные по полу.
Поделитесь своими ощущениями.
Д/упр. (эксперимент) «Нарисуй с закрытыми глазами» (1 мин.)
Посмотрите на свои рисунки. Что хотели нарисовать? Как получилось? Какие у вас были ощущения во время рисования? Какой можно сделать вывод? (С потерей зрения мы потеряем возможность видеть всю красоту и прелесть окружающего мира, окружающих нас людей. Без зрения очень тяжело писать, рисовать и многое делать руками. Ощущаешь чувство беспомощности. А еще глаза передают нам информацию об опасности (машина, скользкая дорога, яма, злая собака и т.д.)).
-
Устройство глаза.
Определяем цвет глаз (наблюдение).
Посмотрите в глаза друг другу. Что можете сказать?
Глаза совершенно разные, но какие они у всех красивые! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые, лучистые и т.д.)
Чем отличаются глаза? (размер, форма, цвет, расположение, разрез)
Посмотрите на Витины глаза. Какие они? А у Рустама? А у меня глаза какого цвета?
Ученые считают, что цвет глаз связан с характером человека. У грустных (меланхоликов) – серые, у миролюбивых (флегматиков) – голубые, у взрывных (холериков) – зеленые или карие.
Каких глаз не бывает у человека? (желтых, оранжевых, очень редко встречаются красные – альбиносы)
Опыт. Изучаем внешнее строение глаза (наблюдение).
Посмотрим в зеркальце. Цветное колечко, которое у всех разного цвета, называется радужной оболочкой или радужкой. Она пропускает внутрь глаза столько света, сколько нужно. В центре радужки есть черный кружок. Это зрачок. Когда свет яркий – он сужается (повернитесь к окну), а когда мало света – расширяется (отвернитесь от окна). Именно через маленькое окошко мы смотрим на мир. (Способность зрачка реагировать на свет используют медики. Как, когда?)
Вообще глаз круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Он белый или голубоватый. Красные линии – это кровеносные сосуды. Глазное яблоко наполнено веществом вроде желе. Оно прозрачное и практически полностью состоит из воды. Если повредить оболочку глаза, то с ним произойдет тоже, что с разбитым яйцом. Поэтому надо беречь глаза.
Физкультминутка.
Вы устали? Дружно встали! Раз! Два! Гори!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо (поворот направо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо (поворот) и еще
Через левое плечо (поворот влево)
Буквой «Л» поставим ноги,
Точно в танце, руки в боки.
Наклонимся влево, вправо,
Получается на славу.
Ребята, вот подул ветер, летит пыль. Что защищает наши глаза?
Правильно. Веки и ресницы. На каждом веке (нижнем и верхнем) около 80 ресниц. Каждая живет до ста дней (появилась, выросла, выпала). В течение жизни у нас вырастает до 93000 ресниц. Они защищают от снега, дождя, ветра, пылинок, мелких насекомых. Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек (щуримся, закрываем глаза).
А иногда бывают такие моменты, когда из глаз текут слезы. Как вы думаете, зачем нужны слезы? (Чтобы смачивать поверхность глаза, иначе она высохнет, и смотреть будет невозможно.) Слезы выделяются постоянно, даже если мы не плачем. Чтобы они не скапливались в глазу, природа проложила оттуда прямо в нос специальный канал. Потому-то, поплакав от души, мы вытираем не только глаза, но и нос. И из носа течет не что иное, как слезы. А какого цвета слезы? На вкус? Они имеют способность уничтожать болезнетворные бактерии. (Почему люди плачут? Слезы удаляют из организма вещества, образующиеся при нервном возбуждении.)
А что у нас над глазами? Брови, какие? (густые, изогнутые, красивые) Зачем нам нужны брови? (Задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза.)
Итак, брови, веки и ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают и защищают наши глаза.
-
Гимнастика для глаз.
Слышим «звук индейца»
- Кто может издавать такой звук?
- Давайте пригласим индейца к нам таким же сигналом.
(появляется индеец)
- Нау –хау! Хау-нау! Я приветствую вас, бледнолицые братья! В племени меня зовут Соколиный глаз. Знаете почему? (ответ)
- У меня отличное зрение, я самый лучший охотник в своем племени. Вы, хотите, чтобы у вас было хорошее зрение? Тогда все к Священной горе!
- Сначала разотрем руки до появления тепла.
- Затем закроем глаза ладонями рук и послушаем шум воды, ветра, пение птиц. (ладонями прикрывают глаза)
- А сейчас откроем глаза и посмотрим на вершину Священной горы, а затем на землю наших предков. (поднять глаза вверх, затем опустить вниз)
- Посмотрите по сторонам, налево, направо, нет ли врагов. (движение глазами влево и вправо)
- Смотрите, смотрите вдаль, вон там парит высоко в небе брат мой коршун - острый глаз.
- А теперь посмотрите на горный ручей, который стекает со Священной горы к нашим ногам. (проследить взглядом)
- А сейчас закройте глаза и подышите свежим горным воздухом. Он очень полезен для организма.
- А еще я хочу открыть вам свой секрет. Я каждое утро пью морковный сок или ем морковку, потому что она очень полезна для зрения. И я хочу угостить вас морковкой.(угощает. Дети едят)
- О! я слышу, как меня зовут братья! Мне пора! До свидания!
-
Гигиена глаз.
Вкусная морковка? Сладкую, сочную морковку надо есть каждый день. А еще и бережно относиться к своему зрению, выполнять гимнастику для глаз. Вовремя обращаться к врачу.
Как называется врач, который лечит глаза? (окулист, офтальмолог)
О глазных болезнях, нарушениях зрения и более подробно о гигиене глаз мы поговорим на следующем занятии.
А сейчас поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», вспомним, что вредно, а что полезно для глаз.
Называем правила бережного отношения к зрению и соблюдаем ли мы их.
-
Обратная связь.
Игра «Самый умный»
-
Почему глаза расположены на голове? (самая высокая точка человека, отсюда можно видеть дальше всего)
-
Почему у человека два глаза? (чтобы видеть большее окружение; при потере одного глаза человек может жить удовлетворительно, обходясь одним оставшимся)
-
Что знаете о зрении животных? (самое острое зрение у орла; ночью лучше всех видит сова; крот не видит совсем)
-
При выборе наших профессий важно зрение? (летчик, моряк, шофер, военный)
-
Рефлексия.
- Как вы думаете, почему говорят: «Глаза – лучшие наши помощники»?
При помощи глаз мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Посмотрите на гостей. Улыбнитесь им, подарите свою улыбку друг другу. И пожелаем всем, чтобы зрение было у них всегда хорошее, а настроение бодрое и радостное.
Спасибо, ребята, за хорошую работу. Берегите зрение. Потерянный глаз ничем не заменить.
Литература:
-
Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1989
-
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог – социальный институт, 2004
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»