Час общения "Я - ты - Вы - общение"
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Коноркина Ольга Александровна, воспитатель, Iквалификационная категория
Методическая разработка часа общения «Я-ты-Вы-общение» Содержание
Пояснительная записка ………………………………………... |
3 |
Ход часа общения ……………………………………………… |
5 |
Приложение № 1 ……………………………………………….. |
9 |
Приложение № 2 ……………………………………………….. |
14 |
Приложение № 3 ……………………………………………….. |
15 |
Приложение № 4 ……………………………………………….. |
17 |
Приложение № 5 ……………………………………………….. |
18 |
Приложение № 6 ……………………………………………….. |
19 |
Литература ……………………………………………………… |
20 |
Час общения «Я – ты – вы – общение» Пояснительная записка Общение – это самая большая ценность в нашей жизни. Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, этот дар – дар общения – ценится нами все меньше. Слово – это мысль, которую мы выражаем посредством речи; только пообщавшись с человеком, мы можем делать выводы о том, стоит ли нам продолжать поддерживать отношения, близок ли он нам по духу. Современная молодёжь разучилась выражать свои мысли четко и ясно. Бедность словарного запаса, косноязычие на лицо. Но винить их за это нельзя, их надо учить, ведь выстроить диалог – это большое искусство. Жаргонные, нецензурные выражения уже стали частью нашей жизни. Их употребляют (чтобы эмоциональнее передать смысл сказанного) часто из-за недостатка словарного запаса и снижения культуры общения. Именно поэтому предлагаемый мной час общения является актуальным и будет способствовать развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних. А это, прежде всего, знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе. Наши подопечные часто не умеют «презентовать себя», стараются больше узнать про других при этом не зная самих себя. А ведь именно познавая себя, мы познаем окружающий мир. Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Этот процесс включает в себя, прежде всего коррекцию недостатка характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Перед проведением воспитательных мероприятий по развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних полезно провести исследование уровня воспитанности детей по направлениям (Приложение 1): 1. Умение находить контакт с окружающими. 2. Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого. 3. Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций. 4. Умение самостоятельно организовать совместную деятельность.
Средний школьный возраст
Раздел: | Ступень к духовно-нравственному познанию. |
Блок: | Академия воспитанности. |
Тема: | Я – ты – вы – общение. |
Цель: | Развитие и коррекция общения со взрослыми и сверстниками. |
Задачи: | Ø Помочь воспитанниками в познание себя, своих индивидуально-личностных особенностей; Ø Формировать толерантное отношение друг к другу; Ø Развивать коммуникативные способности; Ø Воспитывать культуру речи и поведения. |
Форма проведения: | Диалог с элементами тренинга, сюжетная игра, тестирование. |
Оборудование: | Раздаточный материал, цветные карандаши. |
Каждому воспитаннику выдается лист, на котором изображен круг, цветные карандаши. Необходимо с помощью разных цветов определить круг своего общения. (Приложение № 4)
Мой круг общения
Друзья
Взрослые
Девочки Мальчики III. Беседа.
Проводим анализ теста и определяем наибольший круг общения, по ходу беседы выясняется, почему с одними людьми мы общаемся больше, а с другими — меньше.
IV. Тест.
(Приложение № 5)
— А сейчас давайте попробуем определить, что мешает общению людей, а что помогает. (Каждый получает карточку с тестом, где перечислены различные качества человека):
Доброта |
Скупость |
Открытость |
Искренность |
Подозрительность |
Лицемерие |
Внимание |
Лживость |
Душевность |
Порядочность |
Грубость |
Эгоизм |
Тактичность |
Доверчивость |
Зависть |
Честность |
Задание:знаками «+» или «-» отметить качества, которые помогают и мешают общению.
Обсуждаем результаты теста.
V. – Давайте поговорим об основных правилах общения.
1-е правило: Надо уметь слушать собеседника.
Игра «Пойми меня».
Один воспитанник выходит за дверь. Остальные делятся на 8 групп, каждый запоминает одно слово из пословицы: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Когда воспитанник войдет в комнату, все должны по команде произнести свои слова. Воспитанник должен понять сказанное.
Далее обсуждается, почему воспитанник ничего не понял. В результате обсуждения необходимо подвести детей к выводу: собеседники должны слушать внимательно друг друга, их речь должна быть понятной.
2-е правило:Правильно использовать интонацию и жесты.
Практическое задание. — Воспитатель, используя различную интонацию, произносит фразу, которая предполагает выполнение какого-либо задания. Обсуждается, в каком случае задание будет выполнено с желанием.
— Двое воспитанников (заранее подготовленные) ведут диалог. При этом они почесываются, размахивают руками, раскачиваются, постоянно жестикулируют. Обсуждается диалог, в результате которого формулируется вывод: при беседе прибегать к жестам нужно только по необходимости.
3-е правило. При общении необходимо учитывать возраст собеседника.
Творческая деятельность.
Все дети делятся на 2 группы. Одна группа готовит словесное поздравление для сверстников, другая — для взрослого человека. После обсуждения делается вывод: при общении со взрослыми нельзя использовать развязный тон, бестактность. Обязательно обращение на «Вы».
VI. Итог занятия.
Воспитатель предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале занятия. После ответов подводится итог занятия, который обобщается в виде памятки (вывешивается на доске).
Памятка
· Будь тактичен.
· Не унижай собеседника.
· Будь внимателен к собеседнику.
· Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
· Стремись к взаимопониманию.
1. Умение находить контакт с окружающими.
Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
№ п/п п/п | Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант) | Результаты опроса(%) |
1 |
Воспитатель попросил тебя подойти к однокласснику и уговорить его пойти со всеми вместе в поход. Ты: · откажешься сразу; · будешь долго уговаривать одноклассника; · сумеешь быстро уговорить | |
2 |
Ты пришел на дискотеку, где никого не знаешь. Ты: · будешь стоять в стороне; · попытаешься с кем-нибудь познакомиться; · уйдешь с дискотеки с компанией новых друзей | |
3 |
В автобусе сидящий рядом человек заводит с тобой разговор. Ты: · поддержишь разговор; · будешь ехать молча; · начнешь живо обсуждать тему разговора |
____ % детей данной группы умеют находить контакт с окружающими.
2. Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.
3. Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
№ п/п |
Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант) |
Результаты опроса(%) |
1 | 2 | 3 |
1 |
Ты не можешь наладить отношения с ребятами из своей группы. Ты: · обратишься за помощью к воспитателю; · будешь самостоятельно искать пути сближения с ребятами; · попытаешься сблизиться с ребятами из другой группы | |
2 |
С одним из воспитанников группы у тебя постоянные конфликты. Ты: · обратишься за помощью к воспитателю; · оставишь все без изменения; · обратишься за помощью к кому-то из воспитанников | |
3 |
Тебе кажется, что учитель несправедливо к тебе относится. Ты: · обратишься за помощью к кому-то из взрослых; · перестанешь посещать уроки этого учителя; · попробуешь поговорить с этим учителем; · оставишь все без изменения | |
4 |
Кто-то из группы без разрешения надел твои джинсы и порвал их. Ты: · пожалуешься воспитателю; · обратишься за помощью к друзьям; · попытаешься сам решить вопрос |
____% детей данной группы умеют самостоятельно находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
4. Умение самостоятельно организовать совместную деятельность.
Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
№ п/п |
Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант) |
Результаты опроса(%) |
1 | 2 | 3 |
1 |
Воспитатель поручил вашей группе уборку пришкольной территории. · Ты будешь ждать, когда тебе выделят участок; · сам(а) распределишь объем работы среди ребят; · будешь убирать один(одна) тот участок, который выберешь сам(а) | |
2 |
Ваша группа должна участвовать в КВНе. Тебе предложили быть капитаном команды. · Ты откажешься быть капитаном; · откажешься участвовать вообще; · с удовольствием примешь предложение | |
3 |
Воспитанник из твоей группы лежит в больнице. Ты считаешь, что нужно его навестить. · Ты пойдешь в больницу один; · возьмешь с собой приятеля; · организуешь всю группу для посещения больного |
Чем бы я поделился с ...
Другом | Знакомым |
1. Радостью.
2. Новостью.
3. Секретом.
4. Всем.
5. Хлебом.
6. Горем.
7. Чем-то вкусным.
8. Деньгами.
9. Мечтой.
10. Счастьем.
Результаты выполнения задания
Ориентируются в понятиях «друг», «дружба» (%) | Слабо ориентируются в данном вопросе (%) | Не ориентируются в данном вопросе вообще (%) |
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Коноркина Ольга Александровна, воспитатель, I квалификационная категория
Методическая разработка
часа общения «Я-ты-Вы-общение»
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………... |
3 |
Ход часа общения ……………………………………………… |
5 |
Приложение № 1 ……………………………………………….. |
9 |
Приложение № 2 ……………………………………………….. |
14 |
Приложение № 3 ……………………………………………….. |
15 |
Приложение № 4 ……………………………………………….. |
17 |
Приложение № 5 ……………………………………………….. |
18 |
Приложение № 6 ……………………………………………….. |
19 |
Литература ……………………………………………………… |
20 |
Час общения «Я – ты – вы – общение»
Пояснительная записка
Общение – это самая большая ценность в нашей жизни. Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, этот дар – дар общения – ценится нами все меньше. Слово – это мысль, которую мы выражаем посредством речи; только пообщавшись с человеком, мы можем делать выводы о том, стоит ли нам продолжать поддерживать отношения, близок ли он нам по духу.
Современная молодёжь разучилась выражать свои мысли четко и ясно.
Бедность словарного запаса, косноязычие на лицо. Но винить их за это нельзя, их надо учить, ведь выстроить диалог – это большое искусство.
Жаргонные, нецензурные выражения уже стали частью нашей жизни. Их употребляют (чтобы эмоциональнее передать смысл сказанного) часто из-за недостатка словарного запаса и снижения культуры общения.
Именно поэтому предлагаемый мной час общения является актуальным и будет способствовать развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних. А это, прежде всего, знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе. Наши подопечные часто не умеют «презентовать себя», стараются больше узнать про других при этом не зная самих себя. А ведь именно познавая себя, мы познаем окружающий мир.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Этот процесс включает в себя, прежде всего коррекцию недостатка характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми.
Перед проведением воспитательных мероприятий по развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних полезно провести исследование уровня воспитанности детей по направлениям (Приложение 1):
-
Умение находить контакт с окружающими.
-
Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.
-
Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
-
Умение самостоятельно организовать совместную деятельность.
Средний школьный возраст
Раздел: |
Ступень к духовно-нравственному познанию. |
Блок: |
Академия воспитанности. |
Тема: |
Я – ты – вы – общение. |
Цель: |
Развитие и коррекция общения со взрослыми и сверстниками. |
Задачи: |
|
Форма проведения: |
Диалог с элементами тренинга, сюжетная игра, тестирование. |
Оборудование: |
Раздаточный материал, цветные карандаши. |
Ход занятия
-
Вступительное слово воспитателя.
Если вы хотите прожить полноценно и интересно, нужно помнить, что без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись. А для этого необходимо учиться общению. Давайте еще раз обратимся к уже известному нам изречению: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее». (Приложение № 2)
В конце занятия вы должны будете ответить на два вопроса:
-
Можете ли вы обойтись без других людей?
-
Смогут ли другие люди обойтись без вас?
(Приложение № 3)
-
Тест-тренинг «Мой круг общения».
Каждому воспитаннику выдается лист, на котором изображен круг, цветные карандаши. Необходимо с помощью разных цветов определить круг своего общения. (Приложение № 4)
Мой круг общения
Друзья
Взрослые
Девочки
Мальчики
-
Беседа.
Проводим анализ теста и определяем наибольший круг общения, по ходу беседы выясняется, почему с одними людьми мы общаемся больше, а с другими - меньше.
-
Тест.
(Приложение № 5)
- А сейчас давайте попробуем определить, что мешает общению людей, а что помогает. (Каждый получает карточку с тестом, где перечислены различные качества человека):
Доброта |
Скупость |
Открытость |
Искренность |
Подозрительность |
Лицемерие |
Внимание |
Лживость |
Душевность |
Порядочность |
Грубость |
Эгоизм |
Тактичность |
Доверчивость |
Зависть |
Честность |
Задание: знаками «+» или «-» отметить качества, которые помогают и мешают общению.
Обсуждаем результаты теста.
-
– Давайте поговорим об основных правилах общения.
1-е правило: Надо уметь слушать собеседника.
Игра «Пойми меня».
Один воспитанник выходит за дверь. Остальные делятся на 8 групп, каждый запоминает одно слово из пословицы: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Когда воспитанник войдет в комнату, все должны по команде произнести свои слова. Воспитанник должен понять сказанное.
Далее обсуждается, почему воспитанник ничего не понял. В результате обсуждения необходимо подвести детей к выводу: собеседники должны слушать внимательно друг друга, их речь должна быть понятной.
2-е правило: Правильно использовать интонацию и жесты.
Практическое задание.
-
Воспитатель, используя различную интонацию, произносит фразу, которая предполагает выполнение какого-либо задания.
Обсуждается, в каком случае задание будет выполнено с желанием.
-
Двое воспитанников (заранее подготовленные) ведут диалог. При этом они почесываются, размахивают руками, раскачиваются, постоянно жестикулируют.
Обсуждается диалог, в результате которого формулируется вывод: при беседе прибегать к жестам нужно только по необходимости.
3-е правило. При общении необходимо учитывать возраст собеседника.
Творческая деятельность.
Все дети делятся на 2 группы. Одна группа готовит словесное поздравление для сверстников, другая - для взрослого человека. После обсуждения делается вывод: при общении со взрослыми нельзя использовать развязный тон, бестактность. Обязательно обращение на «Вы».
-
Итог занятия.
Воспитатель предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале занятия. После ответов подводится итог занятия, который обобщается в виде памятки (вывешивается на доске).
|
Приложение № 1
Среднее звено
Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
№ п/п п/п |
Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант) |
Результаты опроса(%) |
1 |
Воспитатель попросил тебя подойти к однокласснику и уговорить его пойти со всеми вместе в поход. Ты:
|
|
2 |
Ты пришел на дискотеку, где никого не знаешь. Ты:
|
|
3 |
В автобусе сидящий рядом человек заводит с тобой разговор. Ты:
|
|
____ % детей данной группы умеют находить контакт с окружающими.
-
Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.
-
Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
№ п/п |
Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант) |
Результаты опроса(%) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Ты не можешь наладить отношения с ребятами из своей группы. Ты:
|
|
2 |
С одним из воспитанников группы у тебя постоянные конфликты. Ты:
|
|
3 |
Тебе кажется, что учитель несправедливо к тебе относится. Ты:
|
|
4 |
Кто-то из группы без разрешения надел твои джинсы и порвал их. Ты:
|
|
____ % детей данной группы умеют регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.
____% детей данной группы умеют самостоятельно находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
-
Умение самостоятельно организовать совместную деятельность.
Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
№ п/п |
Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант) |
Результаты опроса(%) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Воспитатель поручил вашей группе уборку пришкольной территории.
|
|
2 |
Ваша группа должна участвовать в КВНе. Тебе предложили быть капитаном команды.
|
|
3 |
Воспитанник из твоей группы лежит в больнице. Ты считаешь, что нужно его навестить.
|
|
_____ % детей данной группы умеют самостоятельно организовать совместную деятельность.
Чем бы я поделился с ...
Другом |
Знакомым |
|
|
Опорные слова:
-
Радостью.
-
Новостью.
-
Секретом.
-
Всем.
-
Хлебом.
-
Горем.
-
Чем-то вкусным.
-
Деньгами.
-
Мечтой.
-
Счастьем.
Результаты выполнения задания
Ориентируются в понятиях «друг», «дружба» (%) |
Слабо ориентируются в данном вопросе (%) |
Не ориентируются в данном вопросе вообще (%) |
|
|
|
Литература
-
Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде [Текст] / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.
-
Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Г.Лидерс. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004
-
Карлина, Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении [Текст] / авт.сост. Р.П.Карлина. - Волгоград: Учитель, 2012.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»