Урок "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" (2 класс)
Класс: 2.
Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
УМК «Начальная школа XXI»
Тип урока:урок закрепления знаний / решение частной задачи
Вид урока: урок-практикум.
Педагогические цели урока: создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки. Планируемые результаты: Предметные:умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова. Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями. Метапредметные УУД: регулятивные:адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности; познавательные:умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки; коммуникативные:строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулируют простые выводы.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Кумылженская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Знаменского А.Д. Кумылженского района Волгоградской области
Урок русского языка во 2 классе
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
УМК «Начальная школа XXI»
Автор – составитель:
Головчак Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ст. Кумылженская - 2013
Предмет: русский язык.
Класс: 2.
Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
УМК «Начальная школа XXI»
Тип урока: урок закрепления знаний / решение частной задачи
Вид урока: урок-практикум.
Педагогические цели урока:
создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова.
Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями.
Метапредметные УУД:
регулятивные: адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности;
познавательные: умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки;
коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулируют простые выводы.
Образовательные ресурсы: 1) Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. – М: Вентана – Граф, 2012.
2) Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / М. И. Кузнецова и др. – М: Вентана – Граф, 2012.
3) Учебная презентация.
4) Интерактивная доска.
5) Сигнальные карточки.
6) Тест «Правописание гласных и согласных в корне слова»
7) Ладошки «Все в твоих руках» для рефлексии.
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Организационный момент, включающий: Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой учащихся, овладеть активным вниманием. Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обучение младших школьников совместному решению задач; очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей. Динамично помогает начать урок такой метод, как психологический настрой «Все в твоих руках»! Он помогает мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. |
Организационный момент 1. Психологический настрой «Всё в твоих руках».
- Наш урок мне хочется начать восточной
притчей: «Жил мудрец, который знал
всё. Его ученик захотел доказать, что
мудрец знает не всё. Зажав в ладонях
бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец,
какая бабочка у меня в руках: мёртвая
или живая?» а сам думает: «Скажет живая
– я её умертвлю, скажет мёртвая –
выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё
в твоих руках». - Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное. 2. Работа с пословицей. - Прочитайте девиз нашего урока: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы понимаете смысл пословицы? - Мы каждый день узнаем что-то новое. - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. - А где получают новые знания? - В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета. - Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? - Внимательность, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие? - Какое у вас сегодня настроение? Покажите смайликами. - Хорошее, спокойное, готовы работать на уроке. - У нас с вами необычный урок. Мы все успеем с вами сделать и покажем хорошие знания, потому что он называется…(Дети читают на доске: Урок по теме : ) - Чтобы определить тему нашего урока, сначала давайте покажем свои знания и проверим домашнюю работу. |
2. |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: определять в корне слова изучаемые орфограммы (применение алгоритма проверки согласных парных по звонкости - глухости и безударных гласных) Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: проверить умения по осознанному применению способов проверки согласных парных по звонкости - глухости и безударных гласных; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Приём использования сигнальных карточек позволяет проконтролировать усвоение учащимися теоретического материала. Критерием достижения целей и задач данного этапа урока является правильность выполнения задания, повторение алгоритма правописания проверки согласных парных по звонкости - глухости и безударных гласных. Методы: Беседа и устный опрос. Форма работы: фронтальная. |
1. Проверка домашнего задания. - Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания? - Как выполняли домашнее задание? - По группам. - Давайте проверим. Откройте рабочие тетради «Пишем грамотно» на странице 45, найдем упражнение №1. - Первая группа, какое задание вам было необходимо сделать? - Какие слова выписали? - Чему вы учились, выполняя это домашнее задание? - На какое правило были подобраны слова? - Как определить правильность написания безударного гласного в корне слова? - Если вы согласны с выполнением домашнего задания, покажите сигнальной карточкой. - Вторая группа ребят, какое у вас было задание? - Упражнение № 5 на станице 47. - Что вы, ребята делали? - Выписывали слова, в которых надо было проверить написание согласных звуков в корне слова. - Зачитайте слова. - Чему вы учились, выполняя это задание? - Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании согласных на конце слов? - Если вы согласны с выполнением домашнего задания, покажите сигнальной карточкой. - Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать? - Итак, тема нашего урока … |
3. |
Повторение и обобщение учебного материала Учебная цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: иметь конкретное представление об алгоритме проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, развивать наблюдательность, произвольное внимание. Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока: закрепить у учащихся умения определять в корне слова изучаемые орфограммы; учить аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, является публичное выступление перед классом. Серия вопросов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения темы. Форма работы – парная. Приём мотивации: разрешение спорной ситуации, способствует лучшему восприятию материала. Средством организации внимания является просмотр слайдов с помощью проектора и компьютера. Физкультминутка позволяет снять напряжение и способствует закреплению материала урока. |
1. Постановка учебной задачи. – В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? - В безударном. Какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока? - Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова и слова с написанием согласных на конце слов. - Молодцы! - Какие бывают гласные? (Ударные и безударные.) – Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? - А, о, и, е, я. – Как проверить написание безударного гласного звука? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.) - Послушайте, что говорят гласных звуках: - Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, То его немедленно Ставь под ударение. - Давайте вспомним алгоритм работы с безударной гласной. 2. Работа по карточке. - Вставьте пропущенные буквы в слова 1 –го и 2-го столбиков. Самостоятельное выполнение. 1 столбик 2 столбик Р…КА Н…РА З…МА СТР…ЛА СВ…ТЛО В…ЛНА ДР…ВА Л…НЕЙКА ТР…ВА Д…МА 3. Взаимопроверка (Работа в парах). - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, если есть ошибки, то исправьте карандашом. - У кого нет ошибок? Просигнальте карточками. - У кого одна ошибка? - Кто допустил две ошибки? - На какое правило были подобраны слова? - Чему сейчас учились? - Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании согласного на конце слов? - Для этого надо изменить слово так, чтобы за этой согласной следовала гласная. - Послушайте, что говорят о парных согласных звуках: - Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг, Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб – на зубы, лёд на льды – Будешь грамотным и ты. - Спишите и вставьте пропущенные буквы в слова 3-го и 4-го столбика. Самостоятельное выполнение. 3 СТОЛБИК 4 СТОЛБИК ДОРО…КА УКА…КА ГАРА… ОШИ…КА ШАЛА… КНО…КА БЕСЕ…КА РЕ…КА ДРУ… ВРА… 4. Взаимопроверка (Работа в парах). - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, если есть ошибки, то исправьте карандашом. - Есть ли ребята, которые выполнили без ошибок? Покажите карточки. - Кто допустил одну ошибку? - На какое правило были подобраны слова? - Чему сейчас учились? 5. Физминутка |
4. |
Закрепление учебного материала Результат, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока: каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала изученного по теме; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: проверить усвоение теоретического материала, практический уровень овладения пройденным материалом. Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимную помощь. Дифференцированная работа с текстом, в котором допущены орфографические ошибки и упражнение №2 из учебника на странице 105 направлены на развитие орфографической зоркости. Выполняются самостоятельно с последующей коллективной проверкой.
Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, являются задание с подборкой слов для проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слов и тест. Форма работы: групповая, парная и индивидуальная. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Рефлексия «Все в твоих руках», когда дети обводят свою левую руку и пишут свою позицию, позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. |
1. Дифференцированная работа. Работа с текстом, в котором допущены орфографические ошибки. Снег укутал диревья. Дуп в мохнатой шабке. На ветках бирёз белый иней. Ёлочька спряталась в сугроп. Не страшен диревьям холот и марос! - 1-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на безударную гласную. - 2-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на написание согласной на конце слова. - Были ли слова, в которых допущены ошибки на другое правило? - Назовите эти слова - Оцените свою работу. 2. Подбор слов для проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». - Вставьте пропущенные буквы. Докажите свое мнение. Я гнала гусей на пру..., Поломала тонкий пру.... Прекрасный куст душистых ро…, Под солнцем в нашем парке ро … На грядках зеленеет лу.., Похожи грядки теперь на лу... Мальчишек радостный наро…. Коньками звучно режет лё…. 3. Физкультминутка для глаз. 4. Работа по учебнику на странице 105. Упражнение 2 по заданию 5. Тест 1) Выберите правильный ответ: Для проверки написания безударной гласной в корне слова надо: А) изменить слово Б) поставить ударение В) изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. 2) Могут ли слова с безударной гласной Е в корне проверяться буквой Е? А) да Б) нет 3) Укажите слова, которые имеют безударную гласную в корне слова: А) звезда Б) дождь В) окна Г) глаза 4) Выберите правильный ответ: Для проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слов надо: А) подобрать парный согласный Б) изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный В) изменить слово так, чтобы согласный стал звонким. 5) Укажите. в каких словах на месте пропусков необходимо писать букву Д: А) пря…ки Б) медве…ь В) обе… Г) у..ка Д) заво… 6. Взаимопроверка. (Работа в парах). - Делаем проверку. Поменяемся листочками с соседом. - Для чего мы проводили тест? - Чтобы проверить, как мы научились проверять буквы гласных и согласных в корне слова. - Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня? 7. Рефлексия. («Все в твоих руках») Быстро время пролетело И идет к концу урок. Так давайте без задержки Подведем всему итог. - Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня? - Мне бы хотелось бы, чтобы каждый из вас оценил свои старания, свой труд. (На листе бумаги дети обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.) Большой – сегодня на уроке я научился … Указательный – я очень хорошо работал Средний –
мне было трудно (мне не понравилось). Мизинец – для меня было
недостаточно … |
5. |
Задание на дом. В ходе выполнения домашнего задания учащиеся должны учиться: составлять предложения, употребив в них слова с безударными гласными в корне или с согласными на конце слов осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить умения в составлении предложений, употребив в них слова с безударными гласными в корне или с согласными на конце слов. Осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. |
Д/З по выбору: 1. Подобрать, используя дополнительную литературу, 3-5 предложений, в которых встречаются слова с безударными гласными в корне или с согласными на конце слов. 2. Учебник, страница 108, упражнение 3. |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО