Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ» Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» 9 класс
Цель: закрепить знания о свойствах металлов, способах получения, их нахождении в природе, основных областях применения.
Задачи: Обучающая: повторить и обобщить сведения, полученные ранее о металлах; дополнить их познавательными опытами; закрепить и проверить знания о физических и химических свойствах, применении металлов.
Развивающая: развивать творческое мышление, наблюдательность, логическое мышление, память
Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, формировать опыт делового общения, групповой творческой деятельности
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся
Форма урока: урок – игра путешествие
Оборудование: карта-маршрут «Остановочные пункты маршрута» (полоски плотной бумаги с надписями «Пролив Достижений», «Проток Формул», «Лагуна Успеха», «Рифовые кроссворды», «Бухта Олимпийских вершин».
Маршрутный лист ________________(ФИО ученика)
Шифровка | Внимание, на старт! | Пролив Достижений | Проток Формул | Лагуна Успеха | Рифовые кроссворды | Бухта Олимпийских вершин | Сумма баллов |
Реактивы: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида железа (III), серной кислоты, хлорида цинка, соляной кислоты, спиртовки, пробиркодержатели, пробирки, штативы.
Предварительная подготовка: В качестве инструкторов-мореходов приглашаются учащиеся 10-11 класса, приглашаются фотокорреспонденты школьного редакционного совета.
Класс поделить на группы – команды по рядам, всего три команды.
Ход урока: Эпиграф урока: Жизнь без металлов невозможна,
И эта аксиома непреложна:
Твердые, блестящие, ток проводящие,
Для человека металлы – друзья настоящие! В начале урока учитель говорит учащимся о том, что им сегодня предстоит отправиться в серьезную экспедицию, цель которой – проплыть маршрут, т.е. принять участие в регате и достичь острова Химических сокровищ – одного из прекраснейших островов в Мире Знаний. Каждую группу возглавляет инструктор – морской капитан, которым хорошо знаком маршрут. В начале игры представляются команды, они должны заранее придумать название, девиз и эмблему своей команды.
В качестве разминки предлагают первое задание — Шифровка (это задание необходимо как разминка и выполняется как графический диктант)
Раздаются на парты листки – полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры – их 20 (это 20 вопросов). Отметить шалашиком «Λ» на отрезке номер положения, которое считается неверным и чёрточкой «―» если ученики согласны с утверждением.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Выбрать правильные утверждения:
1. Типичные металлы расположены в правом нижнем углу ПСХЭ Д.И. Менделеева.
2. Неметаллов больше чем металлов
3. Литий самый лёгкий металл
4. Металлы хорошие проводники электричества
5. Атомы металлов могут быть как окислителями, так и восстановителями
6. Натрий и калий были получены английским учёным Гемфри Дэви
7. Медный купорос используется для борьбы с вредителями сада
8. Все металлы твёрдые
9. Металлы имеют молекулярную кристаллическую решётку
10. Алюминий самый распространённый металл на Земле
11. При взаимодействии натрия с кислородом образуется пероксид натрия
12. Концентрированная серная кислота реагирует со всеми металлами без исключения
13. Натрий можно получить и электролизом расплава и электролизом раствора соответствующих солей
14. Хром, алюминий, цинк амфотерные металлы
15. Ионы натрия придают пламени ярко-жёлтый цвет
16. Медь входит в состав бронзы
17. Все металлы реагируют с водой
18. Электроотрицательность металлов меньше электроотрицательности неметаллов
19. Кристаллическая решетка металлов состоит из ионов и атомов металлов, расположенных в узлах и свободно движущихся ē по всему пространству.
20. Самый твёрдый металл это хром
— Λ — — Λ — — Λ Λ — — Λ Λ — — — Λ — — —
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
После выполнения этого задания инструкторы фиксируют результаты ответов.
Учитель предлагает учащимся добраться до места старта на кораблях, а во время плавания ответить на вопросы. Это позволит проверить знания, а также установить, кто первым окажется на старте.
В маршрутном листе фиксируются результаты ответов, по количеству баллов определяем последовательность прибытия команд на старт.
Задание №2. Внимание, на старт!
1.Что такое металлы? ( Металлы — хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )
2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
3. Какие металлы называют черными, какие цветными?
(Черные — железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
4. Самый легкий металл? (Литий)
5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.
(Английский химик Дэви)
6.Самый твердый металл. (Хром)
7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
8. Самый тяжелый металл (Осмий)
9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
10.Металл- жидкость. ( Ртуть)
11. Самый используемый металл в мире. (Железо)
12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)
13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?.. (3,5 км.)
14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)
16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?
(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)
18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)
19.Самый пластичный металл. (Золото).
20. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
Учитель объявляет, в какой последовательности идет выход на маршрут.
Начинается регата.
Встреча назначается «В Проливе Достижений»
Задание №3. Пролив Достижений.
Учитель командам дает задание- задание всем командам одновременно.
Разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия металлов.
Задание №4 Проток Формул
Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.
Инструктивная карточка:
1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);
2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):
1. CuSO4Cu(OH)2CuO
2. FeCl3Fe(OH)3Fe2(SO4)3
3. ZnCl2Zn(OH)2ZnCl2
3. Оформить отчет в виде таблицы:
Схема превращения | Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде | Количество баллов |
В этом задании необходимо отгадать загадки
1. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
2. Я — металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный(Адюминий)
3. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
4. На внешность я напоминаю
Углеродистую сталь.
И поделки из железа
Покрываю, словно шаль. (Хром)
5. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
(Калий)
6. Из башни словно масло льется,
«Хлебом индустрии зовется»
(Железо)
7. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)
Задание №6 Рифовые кроссворды. Раздать учащимся кроссворды
9
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Щелочной металл, составляющий часть поваренной соли
2. Щелочноземельный металл, образующий мел, мрамор, известняк
3. Металл, относящийся к лантаноидам получивший название от старинного названия г.Парижа
4. Металл, в честь которого был назван целый век
5. Металл, из которого льют пули
6. Искусственно полученный щелочной металл названный в честь Франции
7. Самый тяжёлый металл
8. Самый лёгкий металл
9. Самый распространённый металл на земле
Ответы: 1. Натрий, 2. Кальций, 3. Лютеций, 4. Медь, 5. Свинец, 6. Франций, 7. Осмий, 8. Литий, 9.Алюминий.
Задание №7 Бухта Олимпийских вершин Мы постепенно подходим к концу нашего урока. И вот мы заходим в бухту Олимпийских вершин, которая находится на берегу острова Химических сокровищ. По моему сигналу вы должны из различных карточек с формулами химических веществ, лежащих на столе в беспорядке, выбрать те, с помощью которых может быть составлена генетическая цепочка превращений указанного элемента. Победит та команда, кто сделает это быстрее.
(На плотной бумаге с левой стороны рисуется стартовая линия, а с правой – финишная. На протяжении этой “дорожки” делаются небольшие размеры бумаги, обведенные ярким цветом по числу возможных звеньев генетической цепочки. Так же необходимо приготовить карточки с формулами неорганических веществ, с помощью которых, можно было бы составить генетическую цепочку соответствующего химического элемента, и несколько карточек с формулами химических веществ, не входящих в эти цепочки.)
Образцы карточек:
1 2 3
Fe | Fe(OH)2 |
Ca |
Ca(OH)2 |
Cu |
Cu(OH)2 | |||
Fe3O4 | FeCl2 |
CaO |
Ca(NO3)2 |
CuO |
CuCl2 | |||
Fe(OH)3 | FeO |
CaCO3 |
Ca(HCO3)2 |
Cu(NO3)2 |
CuCO3 | |||
FeS | Fe(NO3)3 |
CaSO4 |
CuSO4 |
Такое важное событие, как плавание к острову Химических сокровищ, не осталось без внимания журналистов, которые просят вас поделиться впечатлениями». (Школьники высказывают мнение об уроке. О своих затруднениях, наиболее простых для них заданиях).
Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся.
Виртуальная экспедиция
«В поисках острова Химических сокровищ»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
9 класс
Учитель химии высшей категории Рапацевич Людмила Васильевна
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
Цель: закрепить знания о свойствах металлов, способах получения, их нахождении в природе, основных областях применения.
Задачи: Обучающая: повторить и обобщить сведения, полученные ранее о металлах; дополнить их познавательными опытами; закрепить и проверить знания о физических и химических свойствах, применении металлов.
Развивающая: развивать творческое мышление, наблюдательность, логическое мышление, память
Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, формировать опыт делового общения, групповой творческой деятельности
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся
Форма урока: урок – игра путешествие
Оборудование: карта-маршрут «Остановочные пункты маршрута» (полоски плотной бумаги с надписями «Пролив Достижений», «Проток Формул», «Лагуна Успеха», «Рифовые кроссворды», «Бухта Олимпийских вершин».
Маршрутный лист ________________(ФИО ученика)
Шифровка |
Внимание, на старт! |
Пролив Достижений |
Проток Формул |
Лагуна Успеха |
Рифовые кроссворды |
Бухта Олимпийских вершин |
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерактивная доска, компьютер.
Реактивы: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида железа (III), серной кислоты, хлорида цинка, соляной кислоты, спиртовки, пробиркодержатели, пробирки, штативы.
Предварительная подготовка: В качестве инструкторов-мореходов приглашаются учащиеся 10-11 класса, приглашаются фотокорреспонденты школьного редакционного совета.
Класс поделить на группы – команды по рядам, всего три команды.
Ход урока:
Эпиграф урока:
Жизнь
без металлов невозможна,
И эта аксиома
непреложна:
Твердые, блестящие, ток
проводящие,
Для человека металлы –
друзья настоящие!
В начале урока учитель говорит учащимся о том, что им сегодня предстоит отправиться в серьезную экспедицию, цель которой – проплыть маршрут, т.е. принять участие в регате и достичь острова Химических сокровищ – одного из прекраснейших островов в Мире Знаний. Каждую группу возглавляет инструктор – морской капитан, которым хорошо знаком маршрут. В начале игры представляются команды, они должны заранее придумать название, девиз и эмблему своей команды.
В качестве разминки предлагают первое задание- Шифровка (это задание необходимо как разминка и выполняется как графический диктант)
Раздаются на парты листки – полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры – их 20 (это 20 вопросов). Отметить шалашиком «Λ» на отрезке номер положения, которое считается неверным и чёрточкой «―» если ученики согласны с утверждением.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Выбрать правильные утверждения:
1. Типичные
металлы расположены в правом нижнем
углу ПСХЭ Д.И. Менделеева.
2. Неметаллов
больше чем металлов
3. Литий самый
лёгкий металл
4. Металлы хорошие
проводники электричества
5. Атомы
металлов могут быть как окислителями,
так и восстановителями
6. Натрий и
калий были получены английским учёным
Гемфри Дэви
7. Медный купорос используется
для борьбы с вредителями сада
8. Все
металлы твёрдые
9. Металлы имеют
молекулярную кристаллическую решётку
10. Алюминий
самый распространённый металл на
Земле
11. При взаимодействии натрия с
кислородом образуется пероксид натрия
12. Концентрированная
серная кислота реагирует со всеми
металлами без исключения
13. Натрий
можно получить и электролизом расплава
и электролизом раствора соответствующих
солей
14. Хром, алюминий, цинк амфотерные
металлы
15. Ионы натрия придают пламени
ярко-жёлтый цвет
16. Медь входит в
состав бронзы
17. Все металлы реагируют
с водой
18. Электроотрицательность
металлов меньше электроотрицательности
неметаллов
19. Кристаллическая решетка
металлов состоит из ионов и атомов
металлов, расположенных в узлах и
свободно движущихся ē по всему
пространству.
20. Самый твёрдый металл это хром
- Λ - - Λ - - Λ Λ - - Λ Λ - - - Λ - - -
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
После выполнения этого задания инструкторы фиксируют результаты ответов.
Учитель предлагает учащимся добраться до места старта на кораблях, а во время плавания ответить на вопросы. Это позволит проверить знания, а также установить, кто первым окажется на старте.
В маршрутном листе фиксируются результаты ответов, по количеству баллов определяем последовательность прибытия команд на старт.
Задание №2. Внимание, на старт!
1.Что такое металлы? ( Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )
2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
3. Какие металлы называют черными, какие цветными?
(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
4. Самый легкий металл? (Литий)
5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.
(Английский химик Дэви)
6.Самый твердый металл. (Хром)
7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
8. Самый тяжелый металл (Осмий)
9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
10.Металл- жидкость. ( Ртуть)
11. Самый используемый металл в мире. (Железо)
12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)
13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)
14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)
16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?
(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)
18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)
19.Самый пластичный металл. (Золото).
20. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
Учитель объявляет, в какой последовательности идет выход на маршрут.
Начинается регата.
Встреча назначается «В Проливе Достижений»
Задание №3. Пролив Достижений.
Учитель командам дает задание- задание всем командам одновременно.
Разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия металлов.
Задание №4 Проток Формул
Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.
Инструктивная карточка:
1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);
2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):
1. CuSO4 Cu(OH)2 CuO
2. FeCl3 Fe(OH)3 Fe2(SO4)3
3. ZnCl2 Zn(OH)2 ZnCl2
3. Оформить отчет в виде таблицы:
Схема превращения |
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде |
Количество баллов |
|
|
|
Задание №5 Лагуна Успеха
В этом задании необходимо отгадать загадки
1. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
2. Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный(Адюминий)
3. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
4. На внешность я напоминаю
Углеродистую сталь.
И поделки из железа
Покрываю, словно шаль. (Хром)
5. Поташ, селитру,
сильвинит, какой металл объединит?
(Калий)
6. Из башни словно масло
льется,
«Хлебом индустрии зовется»
(Железо)
7. Живет обычно в
керосине
И бегает он по воде,
В
природе, в комнате – отныне
Свободным
нет его нигде.
В солях открыть его
возможно:
Желтеет пламя от него.
И
получить из соли можно,
Как Дэви
получил его.
(Натрий)
Задание №6 Рифовые кроссворды. Раздать учащимся кроссворды
9
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Щелочной
металл, составляющий часть поваренной
соли
2. Щелочноземельный металл,
образующий мел, мрамор, известняк
3.
Металл, относящийся к лантаноидам
получивший название от старинного
названия г.Парижа
4. Металл, в честь
которого был назван целый век
5. Металл,
из которого льют пули
6. Искусственно
полученный щелочной металл названный
в честь Франции
7. Самый тяжёлый
металл
8. Самый лёгкий металл
9.
Самый распространённый металл на земле
Ответы: 1. Натрий, 2. Кальций, 3. Лютеций, 4. Медь, 5. Свинец, 6. Франций, 7. Осмий, 8. Литий, 9.Алюминий.
Задание №7 Бухта Олимпийских вершин Мы постепенно подходим к концу нашего урока. И вот мы заходим в бухту Олимпийских вершин, которая находится на берегу острова Химических сокровищ. По моему сигналу вы должны из различных карточек с формулами химических веществ, лежащих на столе в беспорядке, выбрать те, с помощью которых может быть составлена генетическая цепочка превращений указанного элемента. Победит та команда, кто сделает это быстрее.
(На плотной бумаге с левой стороны рисуется стартовая линия, а с правой – финишная. На протяжении этой “дорожки” делаются небольшие размеры бумаги, обведенные ярким цветом по числу возможных звеньев генетической цепочки. Так же необходимо приготовить карточки с формулами неорганических веществ, с помощью которых, можно было бы составить генетическую цепочку соответствующего химического элемента, и несколько карточек с формулами химических веществ, не входящих в эти цепочки.)
Образцы
карточек:
1
2
3
Fe |
|
Fe(OH)2 |
Ca |
|
Ca(OH)2 |
Cu |
|
Cu(OH)2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Fe3O4 |
|
FeCl2 |
CaO |
|
Ca(NO3)2 |
CuO |
|
CuCl2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Fe(OH)3 |
|
FeO |
CaCO3 |
|
Ca(HCO3)2 |
Cu(NO3)2 |
|
CuCO3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
FeS |
|
Fe(NO3)3 |
|
|
CaSO4 |
|
|
CuSO4 |
Учитель: «Вы преодолели последние метры и достигли берега острова Химических сокровищ! Поздравляю вас! Достигнуть его было непросто, каждый находил свои пути преодоления трудностей. Впереди у вас новые дороги, новые победы. Но сегодня вы убедились, что вместе можно решить даже непосильные проблемы, а знания дают возможность достигнуть вершин успеха.
Такое важное событие, как плавание к острову Химических сокровищ, не осталось без внимания журналистов, которые просят вас поделиться впечатлениями». (Школьники высказывают мнение об уроке. О своих затруднениях, наиболее простых для них заданиях).
Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»