|
Принято |
Утверждено: Приказ № 46(22) от 01 сентября 2012 г. |
на заседании ШМО |
на заседании |
|
Рук. ШМО ________________________________ |
педагогического совета |
|
|
|
|
|
|
«___»________20__г. |
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
(название предмета)
Класс 11
Учитель Категория
Кол-во часов за год 68. Кол-во часов в неделю 2.
Составлена на основе _________________________________________________
программа
____________________________________________________________________
Учебник______________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
________________________________________________________________________________
2012 год
Пояснительная записка
Настоящая
рабочая программа
разработана
применительно
к учебной программе
для общеобразовательных
школ, гимназий,
лицеев: Математика
5-11 кл. / Г.М. Кузнецова,
Н.Г. Миндюк –
М.: Дрофа, 2000 г,
рекомендованной
Департаментом
общего среднего
образования
Министерства
образования
Российской
Федерации.
Рабочая программа
ориентирована
на использование
учебно-методического
комплекта:
-
Геометрия: учебник для 10—11 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах. М., 1999;
-
Зив. Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М., 1991;
-
Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах, 10-11 класс. М.1999;
-
Звавич Л.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии 10-11 класс. М., 2001;
-
Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 11 кл. — М.: Просвещение, 2004.
-
Зив Б.Г., В.М. Мейлер, А.Г. Баханский Задачи по геометрии 7-11 кл.
-
В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2004.
-
Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. Геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.
-
Яровенко В.А. Поурочные разработки по геометрии: 11 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерной программы, дает распределение учебных часов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Метод координат в пространстве.
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
2.Цилиндр, конус, шар.
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
3. Объемы тел.
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.
Повторение
повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования отводится 4 ч в неделю 10 и 11 классах. Из них на геометрию по 2 часа в неделю, всего 68 часов в 11 классе, в том числе на 4 контрольных работы и 2 зачета. Тексты контрольных работ берутся из пособия Яровенко В.А. Поурочные разработки по геометрии: 11 класс. – М.: ВАКО, 2007
Учебно-тематический план
№ |
Разделы программы |
Всего часов |
Из них |
||
Лабораторных работ |
Практических работ |
Контрольных работ |
|||
1 |
Глава V. Метод координат в пространстве. |
15 |
- |
13 |
2 |
2 |
Глава VI. Цилиндр, конус, шар. |
17 |
- |
17 |
- |
3 |
Глава VII. Объемы тел. |
21 |
- |
19 |
2 |
|
Повторение |
15 |
- |
15 |
- |
|
Итого: |
68 |
- |
62 |
4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся в 11 классе
(базовый уровень)
В результате изучения курса геометрии 11 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
-
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
-
осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
Литература.
-
А.Г.Мордкович. Алгебра – 7. Часть 1. Учебник. – М.: Мнемозина, 2007;
-
А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Задачник. Алгебра – 7. Часть 2. Задачник. – М.: Мнемозина, 2007;
-
М.В. Волович. Алгебра – 7. Рабочая тетрадь (под ред. А.Г.Мордковича). – М.: Мнемозина, 2007;
1. Дополнительные пособия для учителя.
-
Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2007.
-
Кострикина, Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов / Н. П. Кострикина. - М.: Просвещение, 2007.
-
Дудницын, Ю. Алгебра. Карточки с заданиями для 7 класса / Ю. Дудницын, В. Кронгауз. -М.: Просвещение, 2007.
-
Д. В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных. – М., Просвещение», 2007;
-
Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М.,1990;
-
Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2006;
-
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
-
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
-
А.С. Чесноков Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М.: Мнемозина, 2007.
-
М. Б. Волович. Математика. Методическое пособие под ред. А. Г. Мордковича, М. 2003 г.
-
М. Б. Волович. Математика. Дидактические материалы для учащихся 7 класса. Общеобразовательных учреждений, М.: 2004
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев [и др.].-М. : Дрофа, 2000.
-
Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно-тренировочные тесты: в 2 ч. / под ред. Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2009.
-
Лебединцева, Е. А. Алгебра. 7 класс: задания для обучения и развития учащихся / Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова. - М.: Интеллект-Центр, 2007.
-
Худадатова, С. С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. 8 класс / С. С. Худадатова. - М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Дополнительные пособия для учащихся.
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
-
О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006:
-
В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко Кроссворды для школьников. Математика. – Ярославль: «Академия развития», 1998;
-
Звавич, Л. И. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе / Л. И. Звавич [и др.]. - М.: Просвещение, 2005.
-
Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры / Л. Ф. Пичурин. - М., 1990.
-
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. - М., 1998.
3. Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса.
Таблицы по курсу алгебры 7 класса.
4. Интернет-ресурсы.
1. Министерство образования РФ. - Режим доступа: http://www.informika.ru; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru
2. Тестирование online: 5-11 классы. - Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo
3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое. - Режим доступа: http://teacher.fio.ru
4. Новые технологии в образовании. - Режим доступа: http://edu.secna.ru/main
5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://mega.km.ru
6. Сайты энциклопедий. - Режим доступа: http://www.rubricon.ru; http://www.ency-clopedia.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. - Режим доступа : http://www.rusolymp.ru
2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm
3. Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/easy
4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. - Режим доступа : zadachi.mccme.ru
5. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. - Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
6. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. - Режим доступа : http://www.mccme.ru/free-books
7. Математика для поступающих в вузы. - Режим доступа: http://www.matematika.agava.ru
8. Выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты, методика. - Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru
9. Олимпиадные задачи по математике: база данных. - Режим доступа: http://zaba.ru
10. Московские математические олимпиады. - Режим доступа : http://www.mccme.ru/olympiads/mmo
11. Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. - Режим доступа : http://aimakarov.chat.ru/school/school.html
12. Виртуальная школа юного математика. - Режим доступа : http://math.ournet.md/indexr.htm
13. Библиотека электронных учебных пособий по математике. - Режим доступа : mschool.kubsu.ru
14. Образовательный портал «Мир алгебры». - Режим доступа : http://www.algmir.org/index.html
15. Словари БСЭ различных авторов. - Режим доступа : http://slovari.yandex.ru
16. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной ЗD-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. - Режим доступа: http://www.etudes.ru
17. Заочная физико-математическая школа. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php
18. ЕГЭ по математике. - Режим доступа : http://uztest.ru
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела программы и темы урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
дата |
||
по плану |
фактически |
|||||
Глава V. Метод координат в пространстве |
|
|
|
|||
1 2 3 4 5 6 |
§1. Координаты точки и координаты вектора |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координат точек. Простейшие задачи в координатах. |
Учащиеся знакомы с прямоугольной системой координат в пространстве, умеют строить точку по координатам и находить координаты точки. Знают определение координат вектора. Учащиеся умеют решать задачи. Знают о связи между координатами векторов и координатами точек. Умеют применять формулы для решения задач. Знают о 3 простейших задачах в координатах. |
|
4/09 7/09 11/09 14/09 18/09 21/09 |
|
7 |
Контрольная работа №1 |
|
Учащиеся могут свободно пользоваться координатным и векторным методами при решении задач. |
Индивидуальное |
25/09 |
|
8 9 10 11 |
§2. Скалярное произведение векторов |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. |
Знают об угле между векторами и скалярном произведении векторов. Знают формулу для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве. Умеют вычислять угол между векторами в пространстве, находить скалярное произведение векторов. |
|
28/09 |
|
12 13 |
§3. Движения |
Движения. Осевая и центральная, зеркальная симметрия. Параллельный перенос. |
Учащиеся знакомы с различными видами симметрии. Умеют решать простейшие задачи. Знают виды движения и их свойства. Умеют осуществлять преобразования симметрии в пространстве и решать задачи. |
|
2/10 5/10 |
|
14 |
Контрольная работа №2 |
|
Учащиеся могут свободно использовать умение вычислять угол между векторами, между прямыми и плоскостями, знание центральной, осевой и зеркальной симметрий. |
Индивидуальное решение контрольных заданий. |
9/10 |
|
15 |
Зачет №1 |
|
|
|
12/10 |
|
Глава VI. Цилиндр, конус, шар |
|
|
|
|||
16 17 18 |
§1. Цилиндр |
Понятие цилиндра. Цилиндр. |
Учащиеся знают определение цилиндра. Учащиеся умеют применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление и доказательство. |
|
16/10 19/10 23/10 |
|
19 20 21 |
§2. Конус. |
Конус. Усеченный конус. |
Учащиеся знают определение конуса, полного и усеченного. Учащиеся умеют применять формулы площади полной поверхности конуса к решению задач на вычисление. |
|
23/10 26/10 30/10 |
|
22 - 28 |
§3. Сфера |
Сфера. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. |
Учащиеся знают определение сферы и шара, уравнение сферы, взаимного расположения сферы и плоскости, касательной плоскости к сфере, площади сферы. Учащиеся умеют применять формулы для решения задач. |
|
2/11 - 30/11 |
|
29 30 |
Зачет №2 |
|
|
|
4/12 7/12 |
|
31 32 |
Повторительно-обобщающий урок |
|
Знают и умеют изображать основные тела вращения; выполнять чертежи по условиям задач и решать задачи. |
|
11/12 14/12 |
|
Глава VII. Объемы тел |
|
|
|
|||
33 34 35 |
§1. Объем прямоугольного параллелепипеда |
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольной призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. |
Учащиеся имеют представление о понятии объема, знают формулы вычисления объема прямоугольного параллелепипеда. Умеют применять изученные формулы к решению различных задач на доказательство и вычисление. |
|
18/12 21/12 25/12 |
|
36 37 38 |
§2. Объем прямой призмы и цилиндра |
Объем прямой призмы. Объем цилиндра. |
Учащиеся имеют представление о понятии объема, знают формулы вычисления объема прямой призмы с прямоугольным треугольником в основании, прямой призмы и цилиндра. Умеют применять формулы для решения задач. |
|
28/12 11/01 15/01 |
|
39 - 45 |
§3. Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. |
Вычисление объемов с помощью интеграла. Объем наклонной призмы. Объем пирамиды. Объем конуса. |
Учащиеся знают формулы вычисления объемов изученных тел, объема наклонной призмы. Учащиеся умеют находить объемы тел с использованием определенного интеграла. |
|
18/01 22/01 25/01 29/01 1/02 5/02 8/02 |
|
46 |
Контрольная работа №3 |
|
Учащиеся могут свободно использовать умение вычислять объемы пирамиды, конуса, наклонной и прямой призмы, вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. |
|
12/02 |
|
47 - 52 |
§4. Объем шара и площадь сферы |
Объем шара. Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора. Площадь сферы. |
Учащиеся имеют представление о понятии объема, знают формулы вычисления объема шара, объема шарового сегмента, слоя и сектора, площади сферы. Умеют применять формулы для решения задач. |
|
15/02 - 8/03 |
|
53 |
Контрольная работа №4 |
|
Учащиеся знают понятия темы «Объемы тел». |
Индивидуальное решение контрольных заданий. |
12/03 |
|
|
Обобщающее повторение |
|
|
|
|
|
54-68 |
Решение задач |
|
Умеют решать простейшие геометрические задачи курса геометрии 10-11 классов. |
|
15/03 - 27/05 |
|
- Конструирование современного урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока математики
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- ЕГЭ – 2015 по математике в новом формате: структура заданий, критерии оценивания, особенности подготовки учащихся
- Вебинар «Использование «ключевых» задач в школьном курсе геометрии»
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике: решение алгебраических, трансцендентных и нестандартных уравнений и неравенств