В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок-дискуссия по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Урок-дискуссия по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Ася Кашина
Тип материала: Урок
просмотров: 15455
Краткое описание
Цель - помочь учителю-словеснику при планировании уроков литературы  с использованием интерактивных методов обучения
Описание
1.1. Проект урока – дискуссии по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

В воспитании творческой личности одно из заметных мест принадлежит дискуссии.Она помогает развивать критическое мышление, побуждает учащихся к творчеству. Дискуссия позволяет учителю осуществить личностно – ориентированный подход в обучении. Она менее эффективна для передачи информации, но для творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций она незаменима. Опыт проведения уроков в форме дискуссии показал, что это форма сотрудничества. В качестве темы дискуссии выбирается проблемный вопрос.
Тема урока:«Несёт ли человек ответственность за всё, происходящее на Земле?»
Технология:интерактивное обучение
Цель урока: доказать на примере рассказа «После бала», что все люди несут ответственность за свою судьбу.
Задачи урока:
-«погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа;
-сопоставить события 1900-х годов с нынешним временем;
-воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных жизненных ситуациях, умения найти и принять своё решение, отстаивать свой выбор;
-анализ художественного текста;
-закрепление литературоведческих терминов( композиция, контраст, антитеза);
-развитие творческой и познавательной активности учащихся;
-создание на уроке особой тёплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Эпиграф к уроку:
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начи-
нать, и опять бросать и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.
Л.Н.Толстой
Ход урока
Учитель. Итак, рассказ прочитан. Ваше знакомство с Л.Н. Толстым состоялось.Он оставил 90 томов своих произведений. Многие считали, что Толстой знает всё.Ему присылали письма.(Например: Я не понимаю учения Будды. Объясните…) Ему писали письма из тюрем, простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…Толстой – великий писатель. Он не мог смириться с жестокостью и в то же время ничего не мог изменить.
1 Экспресс-опрос по тексту (дети задают в парах заранее подготовленные дома вопросы)
-Когда происходят события, о которых рассказыыает Иван Васильевич? (40 е годы 19 века)
-Кем был тогда Иван Васильевич?( был студентом, учился в университете)
-Что подарила Варенька? (перчатку и перо от веера)
-Какие слова произносит осуждённый?( Братцы, помилосердствуйте)
-Как называется тёмно – коричневый цвет?(пюсовый)
-Как называется тесьма, пришитая к концу брюк? ( штрипка)
2.На доске – схема: Влюблённость в жизнь — разочарование
Одна группаработала дома с терминами ( композиция, антитеза, контраст), подготовила вопросы для работы по вышеуказанной схеме:
-Расстаёмя мы с Иваном Васильевичем, какое настроение мы видим?( разочарование в правильном устройстве жизни)
-А где видно разочарование? ( …На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска)
-Как же от состояния влюблённости можно дойти до состояния тоски?
(учащиеся говорят о композиции, контрасте, антитезе).
-Где мы видим контраст? Какие две эпохи противопоставлены?(40-е и 900-е)
40-е годы – рекрутские наборы, провод. при Петре 1. Были издевательства, унижения. Была пожизненная служба. Никакой защиты по отношению к личности. Правил Николай 1
900-е годы Правление Николая 11. Произошла реформа. Служить стало легче.
Итак, приступаем к дискуссии. Пока работа совместная, позже в группах. Каждый внёс свою лепту в урок (большая подготовительная работа).
Находим контраст в рассказе ( бал и экзекуция, описание залы и улицы, Варенька и наказываемый).
Варенька – светлые тона, наказуемый – пёстрые, чёрные)
-Если увидеть такую картину, можно оставаться в состоянии влюблённости?
-От чьего имени ведётся повествование? (Рассказчик. Это один из приёмов построения композиции)
-Почему Толстой доверил Ивану Васильевичу рассказ? (Он рассказывает искренне, правдиво, всеми уважаемый.Это человек обычный, молодой, не занимающийся политикой.Его потому и потряс весь этот ужас)
-Как жил Иван Васильевич? ( Был очень весёлый, бойкий, любил вечера, балы)
-Рассказ написан в форме воспоминаний, а почему не от первого лица? Зачем прошлое? ( Мы узнаём, что происходит с Иваном Васильевичем после этого события)
-Помогла нам композиция понять, что эта влюблённость в жизнь привела к разочарованию? (Да)
111 Работа в группах
1 группа – Иван Васильевич на балу
· группа – Иван Васильевич после бала
· группа – Полковник на балу
· группа – Полковник после бала
Результаты исследования:
1 группа
…Умилён чувством любви;
Был не только весел, очень доволен;
Был пьян без вина

2 группа
Было стыдно;
На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска;
Одолевало чувство вины, неловко было от увиденного
3 группа
Отец Вареньки был красивый, статный;
На балу он любящий, внимательный, добродушный отец;
Танцует с дочерью, надевает замшевую перчатку
4 группа
…Оттопыренная губа;
Увидел Ивана Васильевича, грозно и злобно нахмурился;
Твёрдым шагом двигался, у него гневный голос
Итак, это тот же человек, что и на балу? Он лицемерит или нет?(Он не лицемерит. Это его работа, развито чувство долга)
-Докажите, что полковник любил свою дочь? (Он даже не одевался модно. Все средства уходили на дочь, чтобы вывозить её в свет. Смотрел на неё влюблёнными глазами)
Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?( А вдруг среда «засосёт», и он невольно станет таким же)
Самое главное, что сделал Иван Васильевич? Чем он занимался всюжизнь? ( Он прожил жизнь, помогая другим. Он как бы нёс груз ответственности за то, что увидел в молодости. Его поступок заслуживает уважения)
Не надо забывать, что речь в рассказе идёт о самодержавном строе. Не каждый человек мог противостоять этому строю
Художественные средства. Какие?
(эпитеты: чудесный бал, ласковые и милые глаза, пёстрая толпа)
(синтаксические конструкции тяжёлые, с повторами: Всё также падали удары, всё также…)
Каждая группа делает свои выводы:
1. Мы все на земле в одной упряжке.И за поступки кого-то часто отвечают невиновные.
2. Каждый человек отвечает за то, что происходит рядом!
3. Не так страшен враг, он может убить. Не страшен друг, он может предать. А страшны равнодушные. Именно с их молчаливого согласия происходят все беды и несчастья на Земле.
4. Не будем судить. Мы лишь постараемся извлечь из этого правильные уроки.
Домашнее задание( разного уровня сложности)
· Сочинение – миниатюра по темам: Прав ли Иван Васильевич, отказавшись от службы и любви? Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке сошла на « нет»? Все ли способны взять на себя ответственность за происходящее вокруг?
· Сделать интеллект – карту или кластер по любому эпизоду.
· Синквейн( для слабых учащихся)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос