"Мы в ответе за тех, кого приручили"
Краткое описание
Данная разработка создана с целью помощи в организации и подготовки учителей-словесников, классных руководителей уроков по нравственному воспитанию учащихся 6-7-х классов.
Описание
МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Андреева «Кусака» и стихотворению С. Куняева «Собаку переехала полуторка») Тип материала: урок Учитель русского языка и литературы Лесота Марина Борисовна, МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» г. Казани г. Казань Пояснительная записка. Лесота Марина Борисовна. МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Учитель русского языка и литературы Разработка урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Андреева « Кусака» и стихотворению С. Куняева «Собаку переехала полуторка») Эта методическая разработка поможет учителям русского языка и литературы в подготовке и проведении уроков развития речи.Она может быть использована в учебно-воспитательном процессе как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочных мероприятиях. Сэкономит время учителя при подготовке к уроку. Основная цель – это воспитание у школьников чуткого отношения ко всему живому и умение нести ответственность перед природой и перед теми, кого мы приручил Формировать языковые и лингвистические компетенции. Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность, память, мышление и речь учащихся, обогащать словарный запас. Методика: конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Андреева «Кусака» и стихотворению С. Куняева «Собаку переехала полуторка») ЦЕЛЬ: Коммуникативная компетенция. Формировать умения и навыки анализа художественного произведения и раскрытия идеи, авторского замысла художника и вдумчивой работы с текстом. Лингвистическая компетенция. Развивать умения и навыки анализа художественного произведения. Развивать память, мышление и речь. Языковая компетенция. Обогащать словарный запас русского языка и правильное написание новых слов. Социокультурная компетенция. Воспитывать внимание и любовь к окружающему миру, чуткое отношение к природе, стремление понять и полюбить окружающую человека природу и умение нести ответственность за тех, кого приручили, воспитывать высоконравственного человека. ОБОРУДОВАНИЕ: толковый словарь, учебник, слайды, портрет писателя, выставка книг и рисунков. Методика: Используется текстоцентрический принцип, в котором в центре стоит текст. Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции происходит через использование этого текстоцентрического принципа. Ход урока Мы в ответе за тех, кого приручили. А. де Сент — Экзюпери 1.Организационный момент. 1. Сегодня мы на уроке должны подготовиться к написанию сочинения на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили» по произведению Л. Андреева. «Кусака» и стихотворению С. Куняева «Собаку переехала полуторка». Мы должны понять авторский замысел, а значит, попытаться разгадать тайну, которая заключена в этих произведениях. Прежде, чем перейти к анализу произведений… давайте вспомним: что такое тема, проблема(идея) и авторская позиция в произведении. Тема – о чем говорит автор. Идея- чему учит автор. Авторская позиция- как автор к этой проблеме ( идее ) относится, его жизненная позиция. Именно внимательному читатель предлагают Л. Н. Андреев и С. Куняев свои произведения. Ребята, вы прочитали рассказ Л, Андреева «Кусака»? Давайте сформулируем проблему. Какие чувства вызвал в вас рассказ? (жалко собаку) Но проблема, которую поднимает автор, гораздо глубже, и ответ на нее не лежит на поверхности. 2. Чтобы раскрыть идейный замысел рассказа, давайте попробуем раскрыть авторский замысел в стихотворении С. Куняева «Собаку переехала полуторка», который перекликается с рассказом Л. Андреева «Кусака» Показ слайдов «ПОМОГИ ИМ ВЫЖИТЬ» ( звучит песня «Собака бывает кусачей») Собаку переехала полуторка (выразительное чтение стихотворения учащимся) Собаку переехала полуторка, Собака терпеливо умирала, Играли дети. Люди шли по улице, Шли мимо, а собака умирала. Я взял полураздавленного пса, Я удивился на жестокость эту, С проезжей части оттащил к кювету, Где пес скончался через полчаса. Я прибыл в этот городок вчера. Гремели поезда. Мели метели. Здесь рано наступают вечера, Здесь на столбах плафоны не горели. Заиграно, как старая пластинка, Скрипели ставни, пели флюгера, В помойках возле каждого двора Хрипели доморощенные динго. Им обьявили смертную борьбу- Придумали отстрелы и облавы. Здесь дети часто видели стрельбу И знали, что она не для забавы. Что будет безопаснее играть. Ходить из школа, ездить на салазках… Естественно, кто думал о собаках, Когда им приходилось умирать. Я выглядел изрядным чудаком На местном фоне всей охоты псовой, Поскольку не был с городом знакомый И с этой жизнью, зимней и суровой. Беседа с классом 1. Чтение эпиграфа,. он будет ключом к нашему разговору. 2. Почему автор называет себя изрядным чудаком? 3. Кто догадался: о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке ? (О разном отношении к животным .) 4. Какова же идея этого стихотворения? (милосердие) Работа в группах 5-6 чел или в парах. Дети письменно читают свои ответы на поставленный вопрос .(о людской жестокости, бессердечии) 5. Работа со словарем. (выяснение значения слов, которые будут звучать на уроке. Что такое жестокость? (слово выписать на доске и его синоним- бессердечие).Найти эти слова в словаре Даля и зачитать. Написать на доске слова и их значение ЖЕСТОКий — крайне суровый, безжалостный, беспощадный. БЕССЕРДЕчный — чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми, жестокий МИЛОСЕРДИЕ- милость сердца (записать в тетрадь) 6. БЕСЕДА С КЛАССОМ. (сбор материала для сочинения) (Я использую текстоцентрический принцип, в котором в центре стоит текст. Формирование коммуникативной и лингвистической компетенции происходит через использование этого текстоцентрического принципа). Рассказ Л.Андреева «Кусака» 1.Вы прочитали рассказ Л.Андреева «Кусака», назовите главных героев рассказа? (дачники, Кусака, Леля ) 2.А почему рассказ называется «Кусака», а не «Дачники»… или «Леля»? (о жизни собаки ) 3.Почему собака получила такую кличку? (она кусается ) ЭТО ПРОБЛЕМА. Но в художественном произведении всегда есть загадка, было бы очень просто, если бы этот ответ был на поверхности. Мы должны понять авторский замысел и попытаться разгадать тайну, которая заключена в этом произведении. 4.Как собака знакомиться с дачниками? ( собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья).Зачитать. 5.Почему она покусала Лелю? К чему она привыкла?( ребята бросали в нее камнями и палками… взрослые весело улюлюкали… обижали ее..) Найдите ключевые слова, (страх. Злоба ) .- Зачитать 6.Как Кусака получила такую кличку… после каких событий? (хотела укусить ) 7.Но вот на стр.103 мы читаем « Всей своей собачьей душой расцвела Кусака...» Почему она расцвела? Пересказать. Какие ключевые слова вы здесь найдете? ( принадлежала людям и могла им служить ) — зачитать ( значит, она не от рождения кусака?) 8.Как вы понимаете слова: « В жизни есть счастье: это Леля и другие дети и люди, которым можно служить». 9.Как относились к ней хозяева? (хорошо ) 10.Почему же тогда не взяли ее с собой? (зачитать стр105 ) (она просто дворняжка, а Догаевы давно уже предлагали щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит). 11.А Леля как отнеслась к этому решению? (зачитать… найти ключевые слова …… готовая заплакать, …… но не заплакала.) 12. Почему Леля не заплакала? ( собака теперь уже не нужна Леле, девочка с ней просто поиграла… она дворняжка… это не престижно....) 13Ее приручили хозяева дачи? (да) Докажите, что ее приручили? 14Как поступили потом люди с Кусакой? (бросили. и снова одиночество) 15.Как Кусака переживала? .(она завыла ) — зачитать Почему она завыла? ( Они ее приручили и бросили… они ее предали, обидели, а она им поверила) 16Какой можно сделать вывод… какова идея(проблема ) рассказа? МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ. ИДЕЯ: люди стали неблагодарными, жестокими и безответственными по отношению к тем, кого приручили. Надо помнить человечеству, что он несет ответственность перед «братьями нашими меньшимм ВЫВОД: О чем же все- таки говорят эти произведения? Какова основная проблема (идея) в этих произведениях поднимает автор? — ЖЕСТОКОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЖИВОТНЫМ — ЭТО ПУТЬ К БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ! — Какие еще произведения о человеческой жестокости вы знаете? («Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского, «О чем плачут лошади» Федора Абрамова, «Хорошее отношение к лошадям» В.Маяковского.), А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму»). -А приходилось ли вам в своей жизни сталкиваться с жестоким отношением к « братьям нашим меньшим»? (высказывания детей). ДОМА. 1 Написать свой рассказ (сочинение) о том, как люди могут быть жестокими или рассказать содержание фильма о человеческой черствости или жестокости, используя материалы урока. 2Написать письмо другу о своем питомце или о том, какими жестокими бывают люди по отношению к животным. 3 Написать сочинение-рассуждение или письмо автору произведения (Л.Андрееву) и поделиться с ним своими мыслями по данной проблеме.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Литература
6 класс
18 января 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»