Занятие «Звук А , буква А, а»
• ознакомление со звуком «А»;
• формирование умения в выделении начального ударного гласного;
• закрепление знаний о предложении: договаривание предложений по предметным картинкам;
• знакомство с букой А, а;
• употребление существительных в косвенных падежах единственного числа;
• воспитание положительного отношения к учению.
Направления коррекционной работы |
Содержание этапов занятия |
Оборудование |
Слуховое внимание, логическое Мышление. Подготовительная к школе группа. Зрительное внимание. |
1.Организационный момент. Пословица: Ученье свет, а не ученье тьма. -Выяснение значения пословицы. -Сведения из истории письменности.(В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте и.т.д.) -Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка». Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и прочитать! -Называние геометрических фигур. |
Наборное полотно с геометрическими фигурами. |
Фонематический слух, слуховое внимание. Фонетическая зарядка. Речевой слух, речевые навыки; уточнение слухового и произносительного образа гласного звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие. Фонематический слух; выделение звука в слоге, слове. Звуковой анализ. Слуховое внимание, память. |
2.Сообщение темы занятия. -Показ разрезной азбуки, Загадки. Где живут А Б В Г Д? Тут живут А Б В Г Д. Видишь, дома сидят, Из окошечка глядят. Человечки черные, Умные, ученые Друг за другом стали в ряд, Молча, с нами говорят. Тридцать три родных сестрицы Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. Сегодня мы познакомимся со звуком А, и с букой А (подготовительная к школе группа ). 3.Знакомство со звуком А. -Что просит сказать врач, когда осматривает у больного горло? (А-а-а -…). -Как девочка укачивает куклу? (А-а-а -…). -Назвать предметы со звуком А. -Произнесение звука А, наблюдение за артикуляцией, характеристика звука А. -Вывод: звук А – гласный, красный. -Выделение звука на слух: а. Из ряда гласных: уа, аи, иу, уа… б. Из обратных слогов: ал, уп, оп, ах, ух, он… в. Из слов: азбука, индюк, ангел, овощь, Антон… Звуковой анализ: -слога: Ам. -слова: Ра-ма -Выделение звука «А» в произношении в словах по предметным картинкам: а) хоровое проговаривание; б) игра «Четвертый лишний» (отбор картинок на А). -Игра «Чего не стало?» -Игра «Что изменилось?» |
Наборное полотно со всеми буквами Сюжетные картинки. Картинки со звуком А.. Конверты для звуко-слогового анализа. |
Грамматический строй речи, словоизменение существительных. |
4. «Закончи предложение». Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа- по предметным картинкам на А, но без опоры на наглядность. На крышу поставили телевизионную… Солдаты стреляют из …. Дети рисуют красками в … Дети гуляют по садовой…. | |
Координация движений с речью. |
5.Физминутка. Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова — правою ногой, Снова — левою ногой. | |
Графические навыки, зрительно-пространственное восприятие. Зрительное внимание. |
6.Знакомство с буквой А. (подготовительная группа). — «На что похожа буква А». (рассматривание иллюстраций). -Отыскивание буквы в разрезной азбуке; -обведение контура буквы А ; -печатание буквы на доске и в тетрадях. 7.Упражнения с разрезной азбукой: -составление из букв по следам анализа слов : АУ, УА. |
Разрезная азбука, тетради, карандаши и ручки. |
Логическое мышление, память. |
8.Итог занятия. Какой звук изучали? Какой это звук? Почему он гласный? -Игра «Отгадай слово» (… льбом, …втомат..). Литература: 1. http://kaac.ru/berestov7.html Берестов Валентин Дмитриевич — «Читалочка» 2.Занимательное Азбуковедение. Волина В.В. М.»Просвещение»1991г. 3.Логопедические игры и загадки. Синицина Е.Москва «ЮНВЕС» 2000г. |
Предметные картинки. |
Тема: «Звук А , буква А, а»
Цели:
-
ознакомление со звуком «А»;
-
формирование умения в выделении начального ударного гласного;
-
закрепление знаний о предложении: договаривание предложений по предметным картинкам;
-
знакомство с букой А, а;
-
употребление существительных в косвенных падежах единственного числа;
-
воспитание положительного отношения к учению.
Направления коррекционной работы |
Содержание этапов занятия |
Оборудование |
Слуховое внимание, логическое Мышление. Подготовительная к школе группа. Зрительное внимание. |
1.Организационный момент. Пословица: Ученье свет, а не ученье тьма. -Выяснение значения пословицы. -Сведения из истории письменности.(В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте и.т.д.) -Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка». Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!» Не
надо звать, А можно взять и прочитать! -Называние геометрических фигур. |
Наборное полотно с геометрическими фигурами. |
Фонематический слух, слуховое внимание. Фонетическая зарядка. Речевой слух, речевые навыки; уточнение слухового и произносительного образа гласного звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие. Фонематический слух; выделение звука в слоге, слове. Звуковой анализ. Слуховое внимание, память. |
2.Сообщение темы занятия. -Показ разрезной азбуки, Загадки. Где живут А Б В Г Д? Тут живут А Б В Г Д. Видишь, дома сидят, Из окошечка глядят. Человечки черные, Умные, ученые Друг за другом стали в ряд, Молча, с нами говорят. Тридцать три родных сестрицы Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. Сегодня мы познакомимся со звуком А, и с букой А (подготовительная к школе группа ). 3.Знакомство со звуком А. -Что просит сказать врач, когда осматривает у больного горло? (А-а-а -…). -Как девочка укачивает куклу? (А-а-а -…). -Назвать предметы со звуком А. -Произнесение звука А, наблюдение за артикуляцией, характеристика звука А. -Вывод: звук А – гласный ,красный. -Выделение звука на слух: а. Из ряда гласных: уа, аи , иу, уа… б. Из обратных слогов: ал, уп, оп, ах ,ух, он… в. Из слов: азбука, индюк, ангел, овощь, Антон… Звуковой анализ: -слога: Ам. -слова: Ра-ма -Выделение звука «А» в произношении в словах по предметным картинкам: а) хоровое проговаривание; б) игра «Четвертый лишний» (отбор картинок на А). -Игра «Чего не стало?» -Игра «Что изменилось?»
|
Наборное полотно со всеми буквами Сюжетные картинки. Картинки со звуком А.. Конверты для звуко-слогового анализа. |
Грамматический строй речи, словоизменение существительных. |
4. «Закончи предложение». Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа- по предметным картинкам на А, но без опоры на наглядность. На крышу поставили телевизионную… Солдаты стреляют из …. Дети рисуют красками в … Дети гуляют по садовой…. |
|
Координация движений с речью. |
5.Физминутка. Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова - правою ногой, Снова - левою ногой. |
|
Графические навыки, зрительно-пространственное восприятие. Зрительное внимание. |
6.Знакомство с буквой А. (подготовительная группа). - «На что похожа буква А». (рассматривание иллюстраций). -Отыскивание буквы в разрезной азбуке; -обведение контура буквы А ; -печатание буквы на доске и в тетрадях. 7.Упражнения с разрезной азбукой: -составление из букв по следам анализа слов : АУ,УА. |
Разрезная азбука, тетради, карандаши и ручки. |
Логическое мышление, память. |
8.Итог занятия. Какой звук изучали? Какой это звук? Почему он гласный? -Игра «Отгадай слово» (...льбом, …втомат..). |
Предметные картинки. |
Литература:
1. http://kaac.ru/berestov7.html Берестов Валентин Дмитриевич — «Читалочка»
2.Занимательное Азбуковедение. Волина В.В. М.»Просвещение»1991г.
3.Логопедические игры и загадки. Синицина Е.Москва «ЮНВЕС» 2000г.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»